Главная страница
Навигация по странице:

  • Медицина в арабоязычных халифатах

  • Учебнометодическое пособие по истории медицины предназначено для студентов лечебного факультета медицинских вузов


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие по истории медицины предназначено для студентов лечебного факультета медицинских вузов
    АнкорMetodichka_novaya_lech.doc
    Дата28.05.2017
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMetodichka_novaya_lech.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #8199
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Развитие медицины в Древнерусском государстве.
    Древнейшее государство восточных славян - Киевская Русь сложилось во второй половине IX века. К этому времени на Руси в основном сформировались феодальные отношения. Древнейшие славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Новгород стали крупными центрами ремесла и торговли.

    Важным событием в Истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988 году при князе Владимире (978-1015). Оно содействовало централизации и укреплению государства, сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарией, Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Арменией и др.), чему способствовали так же и династические браки. Все это благотворно отразилось на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки.

    Истоки культуры киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые произведения того времени, которые на русский язык переводили монахи - самые образованные люди того времени.

    Развитие врачевания.

    Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа. Опыт русской народной медицины был обобщен в лечебниках и травниках. Широко использовались для лечения цвет липы, кора ясеня, багульник, подорожник, чеснок, лук, мед, сырая печень трески, минералы. Русская паровая баня считалась издавна замечательным средством врачевания. Ее действие основано на обильном потоотделении, способствующем удалению через кожу различных вредных веществ.

    Еще во времена Язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в чудодейственные тайны. Врачеватели-язычники в народе считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. В сферу их деятельности входили: общественные магические действия, лекарственное знахарство, гадание о личной судьбе и т.п. За советом и помощью к ним обращались простые люди и великие князья. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение от отца к сыну (так называемые "семейные школы").

    С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина, а вместе с ней и монастырские больницы. Ранние сведения о них относятся к XI веку. Древнерусские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи.

    В древнерусской литературе XII века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

    Наряду с монастырской медициной в Древней Руси сохранялось и народное врачевание по традициям языческих верований. Однако в крещеной Руси "ведовство" и "волхование" были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступления. Служители христианской религии верили в силу языческих культов и языческого врачевания и считали врачевателей-язычников служителями дьявола. В результате христианство вступило в борьбу с языческим врачеванием.

    И все же врачевание в Древнерусском государстве не было церковной монополией. Уже при князе Ярославе Владимировиче на Руси существовали вольные врачи и вольная врачебная практика, то есть светская медицина. В отличие от бесплатной церковной медицины, она была платной. В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и иноземные.

    По уровню развития санитарного дела Древнерусского государства в Х-ХIV вв. опережало страны Западной Европы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, начатые в 1932 году и во многом сформировавшие наши представления о русском средневековом городе. Освобожденные от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 настилов) деревянными мостовыми, созданными в Х-ХI вв. Найдены в большом количестве предметы гигиенического обихода. Вскрыты гончарные и деревянные водоотводы и водосборники, одни из древнейших в Северной Европе.

    За период с XI по XVII вв. в летописях упоминается более чем о 50 эпидемиях. Начинались они, как правило в пограничных городах - Новгороде, Пскове, Смоленске, через которые проезжали иноземные купеческие караваны.

    Понимание "прилипчивости" заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест - "запиранию заморных мест" (улиц и домов, где были больные).

    Древнерусское государство - Киевская Русь - существовало в течение трех столетий. После смерти последнего великого князя киевского Мстислава Владимировича (1125-1131) - сына Владимира Мономаха - оно распалось на несколько мелких княжеств. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255) - внука Чингиз-хана.

    Монголо-татарское нашествие разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Закавказья. Непрекращающаяся борьба русского народа заставили завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русские княжества сохранили свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы.

    Светская медицина, зачатки которой появились на Руси в ХI-ХШ вв., угасла. Русская национальная медицина укрылась в монастырях. Одним из ведущих был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году и не подвергавшийся вражескому нашествию. При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется как памятник архитектуры.

    .
    Медицина в арабоязычных халифатах.
    Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части благодаря значительным водным ресурсам вI тысячелетии до н.э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которой возникли первые арабские города- государства.

    В VI в. н.э. юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие там караванные торговые пути между Востоком и Западом. В результате некогда процветавшие государства юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность..

    В VI- VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама.- религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник – Мухаммед из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину, положившую начало исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу -Халифат. Как государственное образование обширный полиэтнический Халифат оказался непрочным. В IX- XIII вв. он распался на ряд более мелких халифатов и национальных государств.

    В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в регионе.

    Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизация, - многие древние труды попали в средневековую Европу только арабских переводах.

    Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две сферы: « арабские» (или традиционные, связанные с исламом) и «иноземные» (общие всем народами, всем религиям). Изучение «иноземных» наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы.

    Христиане постепенно утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдат, Каир, Дамаск, Бухару. Самарканд и др.

    Арабоязычная медицина сохранила, дополнила и возвратила в Европу все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья. Развивая алхимию, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи.

    Выдающимся философом, врачом и химиком был Ар-Рази (Rhazes, 850-923).С его именем связано применение ваты в медицине и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Ар –Рази составил первый в арабской литературе энциклопе­дический труд по медицине в 25 томах «Всеобъемлющая книга по медицине».. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций различных ученых, после чего излагал свои выводы.

    Несмотря на то, что ислам не допускает вскрытия человеческого тела, врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно это проявилось в офтальмологии. Ибн ал-Хайсам, 965-1039 г.г., первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал название его частям Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз. Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

    Сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис, ок. 1210-1288, на три столетия раньше Мигеля Сервета описал легочное кровообращение.

    Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз- Захрави ( лат. Abulcasis, ок. 936-1013). С его именем связано применение кетгута в абдоминальной хирургии, шов ниткой с двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе, был конструктором новых хирургических инструментов, разработал методику местного прижигания при хирургических операциях.

    Больничное дело.

    Организация больничного дела в халифатах была на высоком уровне. Средневековые больницы, основанные мусульманами, были трех видов. К первой группе относились крупные больницы для широких слоев населения, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями. Ко второй группе относились небольшие лечебницы, учреждаемые известными врачами и религиозными деятелями, которые их финансировали. Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения, передвигавшиеся вместе с армией и размещавшиеся в палатках, замках и т.д..

    В IX –XI вв.одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия – государство Саманидов. Столицей этого государство была Бухара.. В 980 г. недалеко от этого города родился великий ученый-энциклопедист – Абу Али ибн Сина. (Avicenna).Важнейший его труд - «Канон медицины», состоит из пяти книг. Первая - посвящена теории медицины, вторая и пятая книги - лекарствоведению, в третьей книге описаны отдельные болезни, четвертая - посвящена хирургии. В «Каноне» обобщен весь опыт древности и раннего средневековья. Используя свои многочисленные наблюдения, автор дал исчерпывающее и оригинальное для своего времени изложение медицинской теории и практики.

    В целом средневековая арабоязычная культура оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья.
    476 г.- дата крушения эпохи рабовладения в Европе и начало новой эпохи феодальных отношений. В этом году пала Западная Римская империя под натиском варварских племен, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Процесс культурного развития у них только начинался, поэтому они не смогли стать полноправными преемниками позднеантичных традиций. Поэтому феодальный Запад в целом долгое время отставал от феодального Востока.

    Эпоха феодализма существовала примерно 12-13 веков.

    Феодальный строй во всех странах прошел 3 стадии:

    1.раннее средневековье - 5-6 вв.- 11в.;

    2.развитое средневековье-11-15 вв.;

    3.разложение феодализма, зарождение капитализма-16-17 вв.

    На протяжении раннего и развитого средневековья феодальное общество отличалось абсолютным господством богословия.

    До середины 11 в. христианская церковь была единой. В 1045 г. она раскололась на западную(католическую) и восточную(православную). После этого они обособились и стали полностью самостоятельными.

    Католическую церковь в это время отличали непомерные поборы в пользу церкви, жестокая инквизиция, церковные суды, созданные в 12 в. для борьбы с еретиками, торговля индульгенциями - отпущение грехов за определенную плату.

    Основным направлением философии становится схоластика- тип религиозной философии, основанный на церковных догматах. Схоластикой новые открытия отрицались, а люди, высказывавшие новые идеи, объявлялись еретиками.

    В области медицины главным авторитетом был Гален. Средневековые схоласты сознательно "забыли" о выдающихся экспериментальных достижениях Галена в области анатомии, физиологии, а его учение "о сверхъестественных силах" было возведено в религиозную догму и стало знаменем схоластической медицины средневековья. Так возник галенизм - одностороннее, искаженное учение Галена.

    Большое распространение получили алхимия, астрология, поиски философского камня.

    Средние века на Западе и на Востоке характеризуются новым явлением, не известным древнему миру - крупными эпидемиями и пандемиями инфекционных болезней.

    Эпидемии рассматривались как "божье наказание". Создавалась тяжелая атмосфера психозов, душевного надлома, во время повальных болезней церкви были набиты до отказа, а молитвенные процессы не прекращались ни днем, ни ночью.

    Врачи-последователи Гиппократа, Авиценны - несмотря на схоластический балласт, высказывали близкие к истине взгляды. Они объясняли происхождение заразных заболеваний с точки зрения "болезнетворных миазмов". Источник миазмов-болота, трупы больных.

    Врач, приходивший к больному чумой, носил длинную до пят одежду, перчатки, доходившие иногда до подмышек, маску, оканчивающуюся птичьим клювом, держал у носа смоченную уксусом губку. Передвигался врач медленно, чтобы не вдохнуть воздух из комнаты больного, а вместе с ним и миазмы.

    Из лекарств широко использовался териак - его изобретателем был врач Нерона-Андрамах. В состав входило 57 веществ (мясо гадюки - их ловили в период свадебных игр). Средневековые фармацевты увеличили число ингредиентов до 74.Можно представить эффективность этого лекарства, состоящего из такого огромного количества компонентов. Готовилось оно на площадях под звуки барабанов и бубнов.

    Помимо официальной церкви существовали десятки религиозных сект. В них процветали магия и мистицизм.

    В тоже время города раннего средневековья не имели элементарных санитарно-технических сооружений (канализации, водопроводы). Весь мусор выбрасывался прямо на улицу. Здесь же паслись овцы, свиньи, козы. Постройки возводились безо всякого плана (в зависимости от вкусов владельцев). Улицы Парижа, Лондона не были замощены: остатки пищи выбрасывались из окон на улицу (вспомните Рим, Новгород - в средневековье).

    Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять карантин - на пограничных пунктах 40-дневная изоляция и наблюдение. Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 году.

    По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа – до этого больницы в Западной Европе создавались при монастырях ( hotel Dier-божьи дома, божьи подворья в Лионе и Париже. При них были общины верующих женщин, которые играли роль вспомогательного персонала.

    Слово "госпиталь" происходит от латинского hospes-гостеприимный, по меньшей мере до 9 века употреблялось применительно к беднякам и путешественникам - в значении места, где им оказывалось гостеприимство. На современную клиническую больницу с врачами, сиделками, палатами и некоторой специализацией госпиталь начинает походить разве что с XV века, вплоть до позднего средневековья далеко не каждый из них вообще имел какое-либо отношение к медицине.

    В средние века в Западной Европе языком науки и образования была латынь. Первые высшие школы появились в Италии. Старейшая среди них - Салернская медицинская школа, основанная в IX веке, которая в 1213 году была преобразована в университет. Затем университеты появились в Болонье, Оксфорде, Кембридже (13 век), Париже, Неаполе, Монпелье (13 век). Число учащихся в каждом из университетов не превышало несколько десятков на всех факультетах. Преподавание носило догматический характер - заучивали наизусть отобранные и отрецензированные церковью произведения Гиппократа, Галена, Авиценны. Средневековая "научная" медицина была обращена лицом к текстам, спиной к больному. Представления студентов об анатомии были поверхностными. Интерес к строению человеческого тела считался греховным. В наиболее прогрессивных университетах (добились этого) разрешалось вскрывать трупы с разрешения монарха (1 раз в 5 лет)-Салерно; в Монпелье- 1 раз в год. Заниматься анатомией было очень опасно, часто в связи с этой деятельностью возникали судебные процессы.

    В большинстве средневековых университетах хирургия не преподавалась. Ею обычно занимались банщики, цирюльники и хирурги, которые не имели университетского образования и не признавались в качестве врачей.

    Таким образом, медицина в средневековой Европе развивалась в сложных и неблагоприятных условиях, но в ее недрах зародилась медицина эпохи Возрождения.

    Контрольные тесты

    1. Автор труда «Канон врачебной науки»

    А) Авиценна

    Б). Гиппократ

    В) Асклепиад

    Г). Н.И.Пирогов

    Д) Л.Пастер

    2. Создатели славянской письменности

    А) Козьма и Домиан

    Б) Кирилл и Мефодий

    В) Павел с о. Эгина

    Г) Орибасий из Пергама

    Д) Пьер и Мария Кюри


    3 Выдающиеся врачи средневекового арабоязычного мира

    А) ал Захрави

    Б)Ибн ал-Хайсам

    В)Али ибн Иса

    Г) ал Рази

    Д) Гален

    4.Ученый-энциклопедист Средневекового Востока

    А) Гиппократ

    Б) Авиценна

    В) Гален

    Г) Асклепиад

    Д) Хуа То

    5 Даты жизни Авиценны

    А) 380-299 гг. до н.э.

    Б) 980-1037 гг.

    В) 1000-1078 гг.

    Г) 1540-1611 гг.

    Д)1828-1905гг

    6.Монастырь – ведущий центр русской национальной медицины XIV в.

    А) Аптекарский Приказ

    Б) Кирилло-Белозерский монастырь

    Б) Киево-Печерская лавра

    В) Церковь Андрея Стратилата

    Г) Московский Кремль

    Д) Афонский монастырь

    7 Врачи Византии

    А) Павел Эгинский

    Б) Гален

    В) Орибазий

    Г) Гиппократ

    Д) Агапит

    8 Основные черты медицины Византии

    А) Написание энциклопедий

    Б) сохранение наследия Древней Греции и Рима

    В) наличие библиотек

    Г) оспопрививание

    Д) развитие военной медицины

    10 Санитарно-технические сооружения Византии

    А) Двухъярусный акведук Валента

    Б)Цистерна Базилики

    В)Четырехъярусный акведук

    Г) сточные системы

    Д) водопровод


    Тема 5
    Медицина позднего средневековья ( XV – XVII вв.):

    Западная Европа в эпоху Возрождения, Московское государство.
    Цели изучения темы

    1. Иметь представление о развитии естествознания в эпоху Возрождения. Ознакомиться со становлением анатомии, физиологии как наук. Иметь представление о развитии клинической медицины в эпоху Возрождения. Вклад Амбруаза Паре в развитие хирургии, ортопедии, акушерства. Джироламо Фракасторо и его учение о заразных болезнях. Значение эпохи Возрождения для последующего развития науки.

    2. Иметь представление об организации первых аптек и аптекарских огородов. Создание Аптекарского приказа и зарождение элементов государственной медицины. Борьба с эпидемиями в Московском государстве и санитарные мероприятия в городах. Подготовка российских лекарей.

    Основная литература
    1.Сорокина Т.С. История медицины.- М. 2004.- с. 246-290.

    3.Лисицын Ю.П. История медицины.- изд. «Гэотар-Мед.».-2004.-С.90-104.
    Дополнительная литература
    1.Бородулин Ф.Р. История медицины: Избранные лекции.- М. -Медицина, 1961.- С.121 - 137.

    2.Медицина // Большая медицинская энциклопедия.-3 изд.- М., 1980.- Т. 14 - С. 7- 322.

    3.Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Средние века (476 - 1640): Учебное пособие .- М.: Изд. УДН, 1983, 192 с.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта