Главная страница
Навигация по странице:

  • §8. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

  • Глава VIII- Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология

  • Основы философии науки Глава VIII. Социально-гуманитарные науки 477

  • кохановский. Учебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование


    Скачать 3.56 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование
    Анкоркохановский.doc
    Дата29.08.2018
    Размер3.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакохановский.doc
    ТипУчебное пособие
    #23726
    страница48 из 59
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   59
    Глава VII. Особенности современного этапа развития науки

    469
    минизма указывают на различные схемы рационального кое ля по отношению к мужчинам и женщинам, на постоянный де фицит в востребованности женского интеллекта, организаторск способностей и духовности. Они требуют выведения женских та лантов из «сферы молчания». Убийственный аргумент, когд начиная с античности, человек отождествлялся с понятием i чины и соответственно именно он был делегирован на все дарственные роли, давал возможность женщинам обвинить мас-^ кулинскую цивилизацию во всех изъянах и бедствиях и с особой силой требовать восстановления своих прав. Вместе с тем и в ус­ловиях НТР сохранена ситуация нереального равенства возмож­ностей. Возможность участвовать в экономическом рынке труда женщины имеют. Но возможность быть выбранными у них неве­лика. В предпочтения выбора необходимым компонентом входит наличие мужских черт: мужественность, инициативность, агрес­сивность.

    И хотя истории известно немало имен женщин-ученых, про­блема подавления женского начала в культуре, науке и политике весьма остра. Симона де Бовуар в своей знаменитой книге «Вто­рой пол» (1949) показала, что общество культивирует маскулин­ное начало как позитивную культурную норму и уязвляет фемин-ное как негативное, отклоняющееся от стандартов.

    Вопрос о том, можно ли говорить о феминистском направле­нии в науке и как его определять — либо как простое фактуальное участие женщин в научных изысканиях, либо как их эпохальный вклад, определяющий развитие научного познания, — остается открытым. Проблемно также и пресловутое разграничение жен­ской и мужской логики.

    §8. Роль науки в преодолении

    современных глобальных кризисов

    Наука стала одним из источников глобальных кризисов со­временной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Усиление антропогенного влияния на окружаю­щую среду, технологического давления на мир привело человече­ство к порогу эпохи глобальных кризисов. Антагонистический характер приобрели не только противоречия техногенной деятель-

    ности человека и адаптивных возможностей природных циклов, направленных на утилизацию отходов производственного процес­са. Антагонизм характерен для роста материально-энергетичес­ких потребностей человечества и ограниченных ресурсов природ­ных экосистем.

    В современном мире ежегодно добывают 3,5 млрд тонн не­фти, 4,5 млрд тонн каменного и бурого угля. Ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные воз­можности природных комплексов поглощать и неитрализовывать отходы человеческой жизнедеятельности. Создавая мир искусст­венного, человек активно вмешивается и перестраивает естествен­ные биогеохимические циклы. Из истории человечества извест­но, как скоро загрязнение природы было осознано как величай­шее нарушение природного порядка. Римское сооружение VI в. до н. э. большого отводного канала фекалий и отходов загрязняло среду обитания. В XTV в. из-за использования каменного угля весь Лондон погрузился в дым.

    Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности, к которым относят проблемы, охватывающие си­стему «мир—человек» в целом и которые отражают жизненно важ­ные факторы человеческого существования. Глобальные пробле­мы имеют не локальный, а всеохватывающий планетарный ха­рактер. От их решения зависят предотвращение глобального кри­зиса современной цивилизации, жизнедеятельность общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс. Глобальный кризис свидетельствует о саморазрушении мира, созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье и психике, составляющих общество индивидов. Глобальный кризис охватывает как экологические, экономичес­кие, технические области, так и сферу социального, политики, демографии. В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств, глобальный кризис достиг к на­чалу XXI в. своей небывалой остроты. Выход из кризисного со­стояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, ак­тивизацию международной деятельности, направленной на вве­дение в жизнь юридических мер природопользования, мер по до­стижению глобального равновесия.

    К глобальным проблемам современности относят экологичес­кие, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы

    470

    Основы философии науки

    Глава VII. Особенности современного этапа развития науки

    471
    войны и мира. С недавнего времени в статус глобальных возведе­на проблема терроризма. К причинам возникновения глобальных проблем относят: усиленный прост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью гло­бальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообус­ловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой и обострение всей их цепочки. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями все­го мирового сообщества. Они сплетены в сложный клубок, вклю­чающий в себя сеть медико-биологических проблем, указываю­щих на риски для здоровья современного человека, сокращения ареалов нищеты и бедности, комплекс минерально-сырьевых про­блем, свидетельствующих о потенциале народнохозяйственного развития, проблемы энергетического кризиса, проблемы прекра­щения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения.

    Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографичес­кой проблемой, которая обусловлена не только спадом рождаемо­сти, но и новыми тенденциями развития семьи и семейных отно­шений. Это, во-первых, появление неполных семей, во-вторых, распадающихся и непрочных семей, в-третьих, возникновение се­мей нетрадиционного типа, в принципе способных к продолже­нию рода. Особыми проблемами являются проблемы социально­го расслоения, наличие экономического неравенства, «социально­го дна» и маргиналов. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях абсолютной нищеты. Все это свидетельствует о глубо­ком кризисе, выходом из которого должны служить научно обо­снованные программы разумного обеспечения предметами пер­вой необходимости всего населения планеты.

    В условиях бурного научно-технического прогресса сохранена ситуация фактического неравенства возможностей и различные схемы рационального контроля по отношению к мужчинам и жен­щинам, постоянный дефицит востребованности интеллекта и орга­низаторских возможностей женщин. Участвовать в экономичес­ком рынке труда они могут, однако возможность быть выбранной у женщины невелика. Анализируя проблему подавления женско-

    го начала в политике, науке и экономике, социологи настаивают на выведение женских талантов из сферы молчания.

    Глобальные экологические проблемы сосредоточены в систе­ме отношений « человек—общество—биосфера». Они требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за по­следствия и результаты их деятельности, а также усиления конт­роля со стороны государственных, правительственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Врачи и биологи выступают за проведение моратория на использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Анализ эколо­гических бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное тех­ногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу. Становится актуальной просветительская работа, направленная на формирование экологического сознания человечества и подраста­ющего поколения, в частности.

    Наука отреагировала на глобальную экологическую проблему созданием новой отрасти — социальной экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вслед­ствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и при­роды, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов^ обусловливающих экологический кризис и поиск опти­мальных путей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающих последствий экологических катастроф, создание программ решения экологических проблем, рассмотре­ние способов экологической переориентации экономики, техно­логии, образования и общественного сознания в целом.

    Глобальная компьютерная революция и интенсивность про­цессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост науч­но-технического развития, чревата обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушившей­ся на человека негативной информации ведет к возникновению синдрома информационной усталости, а также к различного рода психическим расстройствам и массовой агрессии. Личное время экспроприировано временем социальных взаимодействий, вклю­чено в макровремя социальных обязанностей и институтов. Лю­бопытно, что бешеный ритм современной жизни окрещен терми­ном «крысиные гонки».




    472

    Основы философии науки

    Глава VII. Особенности современного этапа развития науки

    473
    Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядер­ной угрозы тесно связаны с проблемами радиоактивного загряз­нения. Новые виды вооружения предлагают все более изощрен­ные способы поражения человечества, которое балансирует на грани выживания. Предложенная учеными коэволюционная стра­тегия принята как новая парадигма развития цивилизации XXI в. Она нацелена на утверждение в сознании людей новой экологи­ческой нравственности.

    В осмыслении кризисных аспектов складывающейся в мир ситуации огромную роль сыграл Римский клуб. Начиная с 1968 г его участники под руководством итальянского экономиста Ауре-лио Печчеи посвящали свои доклады изучению «затруднений человечества», связанных с ограниченностью ресурсов Земли и бурным ростом производства и потребления. Их интересовали тен­денции развития глобальных, социоприродных процессов.

    Возникшая социальная экология в качестве своей теорети­ческой основы опиралась на учение В. Вернадского о биосфере и ноосфере, в котором показывалось, что человечество становится основным преобразующим фактором активной оболочки Земли. Людям необходимо осознать свою планетарную роль как транс­форматоров энергии и перераспределителей вещества по земной поверхности.

    Важным в социоэкологии было признано техниковедение, в котором рассматривались многообразные функции техники, струк­туры технических систем и технологий в аспекте их воздействия на окружающую среду. Ученые настаивали на многоаспектном изучении отношений между человеческими сообществами и ок­ружающей географической, пространственной, социальной и куль­турной средой, обращали внимание на вопросы управления и ра­ционализации взаимоотношений «человек—природа».

    Научный анализ показывает размеры кризисной ситуации. С начала техногенного развития на Земле уничтожено около трети площади лесов, загрязнение океана нефтепродуктами, ядохими­катами, нерастворимым пластиком достигло катастрофических размеров. На современном этапе технизация общества охватила все его сферы. Тревогу вызывает загрязнение атмосферы, кото­рое происходит быстрыми темпами, ежегодно сжигается около 10 млрд тонн топлива и выбрасывается в воздух около 1 млрд тонн взвесей и канцерогенных веществ. Согласно обзору ВНИИ

    Медицинской информации, за последние 100 лет в атмосферу попало более 1,5 млн тонн мышьяка, 900 тыс. тонн кобальта, 1 млн тонн вредных веществ. Истощаются запасы кислорода в атмосфере.

    Тревогу вызывает общее потепление климата. Согласно мне­нию одних ученых, оно связано со сжиганием огромной Массы органического топлива и выделения в атмосферу большого коли­чества углекислого газа, который является парниковым, т. е. за­трудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие ученые свя­зывают потепление климата с усилением солнечной активности.

    Большую опасность для всего живого представляет истоще­ние озонового слоя, который не допускает опасное, разрушающее все живое космическое излучение до поверхности Земли. Катаст­рофически увеличивается дефицит пресной воды, которая состав­ляет всего 2% всех водных запасов Земли. Есть прогноз, согласно которому человечество может исчерпать все запасы пресных вод в геосфере к 2010 г. Запасы нефти, угля, торфа, по прогнозам уче­ных, истощатся в пределах 200—300 лет. При нынешних темпах добычи запасов свинца, олова, меди может хватить только на 30 лет. Необходимы комплексные меры по компенсации и эконо­мии дефицитного сырья. Ученые говорят о необходимости конт­роля и регуляции всей совокупности антропогенных процессов.

    Вместе с тем научно-технический прогресс создает условия для снятия каких бы то ни было ограничений в использовании природных ресурсов. В результате этого чрезвычайно обостряют­ся противоречия между конечными ресурсами природы и беско­нечным ростом потребностей и возможностей роста производства. Возрастает необходимость регуляции этих взаимодействий, рас­тет общественное движение за снижение темпов роста человечес­ких потребностей, побуждающее людей при помощи средств мас­совой информации изменить способы потребления.

    Роль науки в преодолении глобальных кризисов связана не только с осознанием причин экологического коллапса, сущности и многообразия рисков и негативов для развития человечества, критикой технофобии и призывами к освобождению от «демонов техники». Наука в полной мере проявляет себя как деятельная производительная сила и фактор регуляции общественного раз­вития, она предлагает реальные меры по технологии очистки от­ходов, возможности перехода производства на замкнутые циклы,




    474




    Основы философии нау

    природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и без­отходному производству, эффективному использованию энергии Солнца.

    Экологически беззаботный режим в настоящее время мыс­лится недопустимым. Первостепенную важность приобретают принципы природопользования, которые выдвигают в качестве приоритетной проблему новых технологий. Принципиальным тре­бованием новой технологической парадигмы будет не просто за­щита природы от деструктивного техногенного воздействия, но и необходимость совмещения техники с законами саморегулируе­мых систем. Это порождает новое направление, называемое эко-технологией, которое свидетельствует о перестройке технологий на экологической основе. Стремление к использованию естествен-ноемких альтернативных источников энергии (энергии ветра и солнца) — будущее технических инноваций.

    Глава VIII-

    Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология

    §1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе

    Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виду два его основных аспекта: а) любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В этом широком смысле вся­кое познание гуманитарно, т. е. связано с человеком; б) одна из форм познавательной деятельности — познание общества, т. е. социальных процессов и явлений, — в отличие от двух других: познания природы (естествознание) и самого познания, мышле­ния (гносеология, логика, философия). Именно этот аспект далее и будет иметься в виду. При этом понятия «социальное позна­ние», «гуманитарное познание», «социально-гуманитарное позна­ние» будут употребляться как синонимы.

    В зависимости от основания (критерия) внутри социального познания различают познание социально-философское, экономи­ческое, историческое, социологическое и т. д. Иногда социальное познание отличают от гуманитарного, понимая последнее как от­ражение мотивационно-смысловых, ценностных факторов и це­левых зависимостей.

    Существует две основных крайних, полярных позиций к по­становке и решению проблемы соотношения социально-гумани­тарного и естественнонаучного познания.

    476

    Основы философии науки

    Глава VIII. Социально-гуманитарные науки

    477


    1. Первая позиция заключается в следующем. Никакого разли­
      чия между социальными и естественнонаучными формами и
      методами познания не существует. Так, польский историк и
      философ Е. Топольский, доказывая отсутствие специфики ис­
      торического познания, считает, что все проблемы, касающие­
      ся исторического познания, являются проблемами, касающи­
      мися одновременно всякого познания. Следствием указанно­
      го подхода явилось фактическое отождествление гуманитар­
      ного познания с естественнонаучным, сведение (редукция)
      первого ко второму как эталону всякого познания. Подобный
      прием есть не что иное, как абсолютизация роли естествен­
      ных наук: научным считается только то, что относится к об­
      ласти этих наук, все остальное не относится к научному по­
      знанию, а это философия («метафизика»), религия, мораль,
      культура и т. д.

    2. Сторонники второй позиции, стремясь найти указанное свое­
      образие, гипертрофировали его, противопоставляя социаль­
      ное знание естественнонаучному, не видя между ними ниче­
      го общего. Особенно характерно это было для представителей
      баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт).
      Суть их воззрений была выражена в тезисе Риккерта о том,
      что «историческая наука и наука, формулирующая законы, суть
      понятия, взаимоисключающие друг друга».

    Попытки найти специфику социального познания нельзя сво­дить к чисто словесным манипуляциям с терминами («социаль­ное качество», «социальное противоречие», «социально-историчес­кий факт», «социальная теория» и т. п.). В отношении историчес­кого познания эту ситуацию зафиксировал А. И. Ракитов: «При­ходится с сожалением констатировать, что попытки модифици­ровать историческую науку, с тем, чтобы поднять ее до уровня «гвардейских» дисциплин века (физика, кибернетика, теория ин­формации и др.), зачастую сводятся к простым вербальным заим­ствованиям концептуальных схем и понятий из этих дисциплин без должного учета реальных проблем и специфики историческо­го познания»1.

    Несомненно, что для социального познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обоб-

    1 Ракитов А. И. Историческое познание. М, 1982. С. 244.

    щение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей («идеальных типов», по Веберу), адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т. д.

    Единство всех форм и видов познания предполагает и опреде­ленные внутренние различия между ними, выражающиеся в спе­цифике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов.

    Проблема соотношения естественных наук и обществознания активно обсуждается и в современной, в том числе и в отечествен­ной, литературе. Так, В. В. Ильин, подчеркивая единство, «родо­вую единообразность науки», фиксирует крайние, а значит оши­бочные, позиции в этом вопросе: а) натуралистика — некрити­ческое, механическое заимствование естественнонаучных мето­дов, что неизбежно культивирует редукционизм в разных вариан­тах — физикализм, физиологизм, энергетизм, бихевиоризм и др., б) гуманитаристика — абсолютизация специфики социального познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией «точ­ных наук». Следовательно, естествознание и гуманитарные на­уки — ветви одной науки как целого. По образному выражению автора, естественник и гуманитарий «едят одно блюдо», хотя с разных концов и разными ложками. Сказанное не означает, что между естество- и обществознанием нет различий и что каждое из них не обладает будто бы своей спецификой. Для ее выявления необходимо обратиться к истории познания.

    Начиная с XVII в. идет особенно бурный процесс формирова­ния естественных наук, в ходе которого на первый план выдвига­ется механика. Социальное познание исторически первоначально развивалось в рамках философии истории — раздела философии, связанного с интерпретацией исторического процесса и истори­ческого познания.

    Термин «философия истории» используется в настоящее вре-мя в следующих основных значениях:

    а) учение об исторической реальности в ее целостности и разви­
    тии, общая теория исторического процесса как единства про-

    ; шлого, настоящего и будущего;

    б) часть философии науки, исследующая историческое позна-
    ■ ние рациональными средствами и методами, т. е. историчес-

    478

    Основы философии науки

    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   59


    написать администратору сайта