Главная страница
Навигация по странице:

  • Основы философии науки Глава VIII. Социально-гуманитарные науки

  • §3. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера

  • кохановский. Учебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование


    Скачать 3.56 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование
    Анкоркохановский.doc
    Дата29.08.2018
    Размер3.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакохановский.doc
    ТипУчебное пособие
    #23726
    страница50 из 59
    1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   59
    Глава VIII. Социально-гуманитарные науки

    487
    считаться «объективным». Это вело, во-первых, к абсолютизации естественнонаучного знания (особенно механической картины мира) в объяснении человека и общества и, во-вторых, к игнори­рованию специфики последних. Развитие общества объяснялось либо механическими, либо различными природными факторами (климат, географическая среда), биологическими и расовыми осо­бенностями людей и т. д. Однако стремление развитие общества объяснить законами природы, игнорируя собственно социальные закономерности, все более выявляло свою односторонность и ог­раниченность.

    Как отмечает В. Г. Федотова, «натурализм в методологии об-ществознания являлся продуктом исторически обусловленной апелляции к природе. Исторически первым таким образцом была механика... Натурализм в методологии социальных наук XX в. связан с развитием всех разновидностей позитивизма, а также со структурно-функциональным подходом... Кризис натуралистичес­кого подхода в конце XIX — начале XX в. был связан с осознани­ем различий природы и культуры»1. Это осознание пошло доста­точно быстрыми темпами, и стала формироваться — в противо­вес натуралистической — культур-центристская парадигма, осно­вой которой стало признание особого статуса социально-гумани­тарных наук.

    Итак, к концу XIX—началу XX в. стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуаль­но-методологический фундамент, отличный от фундамента есте­ствознания. Этот тезис особенно активно отстаивали два фило­софских направления — баденская школа неокантианства и фило­софия жизни.

    «Философия жизни» — направление, сложившееся в после дней трети ХГХ вв., ее представителями были — Дильтей, Ниц ше, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оппозицш классическому рационализму и как реакция на кризис механисти ческого естествознания. Обратилась к жизни, как первичной ре альности, целостному органическому процессу. Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различ­ных трактовок. Однако во всех трактовках жизнь представляет

    1 Федотова В. Г. Методология истории сегодня // Новая и новейшая история. 1996. № 6. С. 62.

    собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим неорганическим обра­зованиям, всему определенному, застывшему и «ставшему».

    Научному познанию и его приемам противопоставляются вне-интеллектуальные, интуитивные, образно-символические спосо­бы постижения (иррациональные в своей основе) жизненной ре­альности — интуиция, понимание и др. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения искусства, поэзия, музыка, вчувствование, вживание и другие внерациональ-ные способы освоения мира.

    Немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей (1833—1911) — представитель «философии жизни», основополож­ник понимающей психологии и школы «истории духа».

    Мыслитель выделял два аспекта понятия «жизнь». Взаимо­действие живых существ — это применительно к природе; взаи­модействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени, — это применительно к человеческому миру. Понима­ние жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие («науки о духе») — жизнь людей. Дильтей дока­зывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным.

    Постижение жизни, исходя из нее самой, считал он, — основ­ная цель философии и других «наук о духе», предметом исследо­вания которых является социальная действительность во всей полноте своих форм и проявлений. Поэтому главная задача гума­нитарного познания — постижение целостности и развития инди­видуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности. При этом Дильтей подчеркивает: невозможно абстрагироваться от того, что человек — сознательное существо, а это значит, что при анализе человеческой деятельности нельзя исходить из тех же методологических принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды.

    А из каких же принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь? Дильтей считает, что это преж­де всего метод понимания, т. е. непосредственное постижение не­которой духовной целостности. Это проникновение в духовный

    488

    Основы философии науки

    Глава VIII. Социально-гуманитарные науки

    489
    мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией куль-турнЬго контекста создания последнего. В науках о природе при меняется метод объяснения — раскрытие сущности изучаемой объекта, его законов на пути восхождения от частного к общему

    Различая сравнительную (естественнонаучную) и описатель ную психологию, Дильтей считает, что именно последняя явля ется основой для наук о духе. «Природу мы объясняем, душев ную жизнь — постигаем». Это «постижение» (понимание) душев ной жизни как взаимосвязанной, структурированной и развиваю­щейся — важная задача описательной психологии.

    По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный им герменевтикой — искус­ством понимания письменно фиксированных проявлений жизни Герменевтику он рассматривает как методологическую основу всего гуманитарного знания. Дильтей выделяет два вида понимания: понимание собственного внутреннего мира, достигаемое с помо­щью интроспекции (самонаблюдения); понимание чужого мира — путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатии). Фи­лософ рассматривал способность к эмпатии как условие возмож­ности понимания культурно-исторической реальности.

    В обоих своих видах понимание — это «процесс, в котором на основе внешних, чувственных данных постигается внутреннее» — прежде всего внутренняя духовная жизнь человека, ее развитие, специфика и уникальность. Такое понимание — «это не концепту­ализация, а тотальное создание духовного состояния и его рекон­струкция на основе вчувствования». Здесь не нужны ни законы, ни теории, ни даже общие понятия.

    Наиболее «сильная форма» постижения жизни, по Дильтею, — это поэзия, ибо она «каким-то образом связана с переживаемым или понимаемым событием». Как бы вторя в этом вопросе Диль­тею, современный американский.философ Р. Рорти пишет о «сек­ретах поэтического сердца, неизвестных тайной полиции», и о том, что «человеческая жизнь заключается в поэзии, а не просто в раз­мышлении». Один из способов постижения жизни — интуиция. Важными методами исторической науки он считает биографию и автобиографию. При этом отмечает, что научное мышление мо­жет проверить свои рассуждения, может точно формулировать и обосновывать свои положения. Другое дело — наше знание жиз-

    ни: оно не может быть проверено, а точные формулы здесь невоз­можны.

    Дильтей подчеркивает важную роль идеи (принципа) разви­тия для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм. Философ отмечает, что учение о развитии по необходимости свя­зано с познанием относительности всякой исторической формы жизни. Перед взором, охватывающим весь земной шар и все про­шедшее, исчезает абсолютное значение какой бы то ни было от­дельной формы жизни.

    Если сторонники философии жизни исходили из того, что науки о культуре отличаются от естествознания по своему пред­мету, то неокантианцы полагали, что эти две группы наук отли­чаются прежде всего по применяемому ими методу.

    Лидеры баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848—1915) и Г. Риккерт (1863—1936) выдвинули тезис о нали­чии двух классов наук: исторических («наук о культуре») и есте­ственных. Первые являются идиографическими, т. е. описываю­щими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и про­цессы. Вторые — номотетическими: они фиксируют общие, по­вторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстра­гируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Как писал Виндельбанд, одни из них суть науки о законах, дру­гие — науки о событиях. Оба мыслителя предложили исходить в подразделении научного познания не из различий предметов наук, а из различий их основных методов.

    Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Рик­керт указывал следующие его основные особенности: его пред­мет — культура (а не природа) — совокупность фактически обще­признанных ценностей в их содержании и систематической свя­зи; непосредственные объекты его исследования — индивидуали­зированные явления культуры с их отнесением к ценностям; его конечный результат — не открытие законов, а описание индиви­дуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого; сложный, очень опосредован­ный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; для наук о культуре характерен идиографический ме­тод, сущность которого состоит в описании особенностей суще-

    490

    Основы философии науки

    Глава VIII. Социально-гуманитарные науки

    491
    ственных исторических фактов, а не их генерализация (построе­ние общих понятий), что присуще естествознанию — номотети- •; ческий метод (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведе­нию, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание цели­ком зависит от ценностей, наукой о которых и является филосо­фия; абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь — вспомогательные средства при опи­сании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествоз­нании; в социальном познании должен быть постоянный учет вс субъективных моментов; если в естественных науках их единст обусловлено классической механикой, то в гуманитарном — г нятием «культура».

    Резюмируя свои рассуждения в работе «Науки о природе науки о культуре» (1911), Риккерт пишет, что «мы можем аб( рактно различать два вида эмпирической научной деятельность На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание. Цель их — изучить общие абстрактные отношения, по возможности, законы... Они отвлекаются от всего индивидуального как несу­щественного, и включают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов. При этом нет объек­та, который был бы принципиально изъят из-под власти есте­ственнонаучного метода. Природа есть совокупность всей действи­тельности, понятой генерализирующим образом и без всякого от­ношения к ценностям.

    На другой стороне стоят исторические науки о культуре... На­званные науки изучают объекты, отнесенные ко всеобщим куль­турным ценностям; как исторические науки они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности»1. — это и есть индивидуализирующий метод.

    Этим двум видам наук и их методам соответствуют и два спо-1 соба образования понятий: 1) при генерализирующем образова­нии понятий из многообразия данности выбираются лишь повто- j ряюшиеся моменты, подпадающие под категорию всеобщего; 2) при индивидуализирующем образовании понятий отбираются I моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого яв­ления, а само понятие представляет собой «асимптотическое при-1

    ближение к определению индивидуума». Объекты исторических наук — «суть процессы культуры», которая есть «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями» и где еди­ничные явления соотнесены с последними — «в смысле ее содер­жания и систематической связи этих ценностей».

    Таким образом, и гуманитарные, и естественные науки при­меняют абстракции и общие понятия, но для первых — это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение — дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого фе­номена. Для вторых общие понятия в известном смысле — само­цель, результат обобщения и условие формулирования законов. Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не от­меняется, а имеет подчиненное значение: «И история, подобно естествознанию, подводит особое под «общее». Но тем не менее это, конечно, ничуть не затрагивает противоположности генера­лизирующего метода естествознания и индивидуализирующего метода истории»1.

    При этом Риккерт обращает внимание на следующие моменты:

    1. Культура как духовное формообразование «не может быть под­
      чинена исключительно господству естественных наук». Более
      того, он считает, что естественнонаучная точка зрения подчи­
      нена культурно-исторической, хотя бы потому, что естествоз­
      нание — «исторический продукт культуры».

    2. В явлениях и процессах культуры исследовательский интерес
      направлен на особенное и индивидуальное, «на их единственное
      и неповторимое течение». Поэтому-то «в исторических науках о
      культуре мы не можем стремиться к установлению его общей
      «природы», но, наоборот, должны пользоваться индивидуали­
      зирующим методом»2. Последний находится во внутренней свя­
      зи с ценностным отношением к реальности. Дело в том, что
      ценность чего-либо может быть признана только с признанием
      его неповторимости, уникальности, незаменимости.

    3. Если явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с
      ценностями, то все явления культуры воплощают какие-ни­
      будь признанные людьми ценности, которые заложены в них
      изначально.


    Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. С. 90—91.

    1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX
    век. Антология. М., 1995. С. 90.

    2 Там же. С. 77.

    492

    Основы философии науки

    Глава VIII. Социально-гуманитарные науки

    493
    4. Исследование культурных процессов является научным толь­
    ко тогда, когда оно, во-первых, не ограничивается простым
    описанием единичного, а принимает во внимание индивиду­
    альные причины и подводит особое под общее, используя
    «культурные понятия», во-вторых, когда «при этом руковод­
    ствуется определенными ценностями, без которых не может
    быть вообще исторической науки... Только благодаря прин-;
    ципу ценности становится возможным отличить культурк
    процессы от явлений природы с точки зрения их научного ]
    смотрения»1. Естествознание, как считает Риккерт, устана
    ливая законы, игнорирует культурные ценности и отнесен

    к ним своих объектов. Но это, как мы выше отмечали, у

    относится к современному естествознанию.

    При этом «исторически-индивидуализирующий метод отн сения к ценностям» философ отличает от оценки: оценивать-значит высказывать похвалу или порицание, относить к ценно тям — ни то, ни другое. Если отнесение к ценностям, по его мне-! нию, остается в области установления фактов, то оценка выходит 1 из нее. Именно метод отнесения к ценностям и выражает сущ-' ность исторических наук о культуре, позволяя отличить здесь важ­ное от незначительного. Риккерт полагает, что и естественные i социально-исторические науки могут и должны избегать оценок, \ ибо это нарушает их научный характер. Однако теоретическое от-1 несение к ценностям как метод (принцип) наук о культуре, отли­чая их от естествознания, «никоим образом не затрагивает их на-1 учности».

    5. Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помо-1
    шью индивидуализирующего метода и исторических понятий]
    «представить исторические явления как стадии развития», а]
    не как нечто неизменное, раз навсегда данное. Иначе говоря,
    подойти к ним именно как к «процессам культуры», а не толь­
    ко как к ее результатам, т. е. конкретно-исторически. При этом I
    немецкий философ различает понятия «историческое разви-1
    тие» и «прогресс», считая, что последний означает «повыше-[
    ние ценности культурных благ» и включает в себя положи-1
    тельную или отрицательную оценку.


    1. Поскольку историческая жизнь не поддается строгой систе­
      ме, то у наук о культуре не может быть основной науки, ана­
      логичной механике. Но это не означает, что у них отсутствует
      «возможность сомкнуться в одно единое целое». Возможность
      такого единства общей связи этих наук обеспечивает им поня­
      тие культуры. «Итак, единство и объективность наук о куль­
      туре обусловлены единством и объективностью нашего поня­
      тия культуры, а последняя, в свою очередь — единством и
      объективностью ценностей, оцениваемых нами»1.

    2. По сравнению с естествознанием исторические науки отлича­
      ются большей субъективностью и важную роль в них играют
      такие феномены, как интерес, ценность, оценка, культура. Тем
      самым историческое знание не только фиксирует индивиду­
      альное и неповторимое в истории, но и строится на основе
      индивидуальных оценок и личных предпочтений исследова­
      теля. Напротив, законы естествознания объективны, и, буду­
      чи продуктами определенной культуры, по существу от нее
      не зависят. Но это опять-таки уже не относится к современно­
      му естествознанию.

    3. В методологическом плане, т. е. «с всеобщеисторической точ­
      ки зрения не бывает исторической науки без философии исто­
      рии». Последняя и есть всеобщее концептуально-методологи­
      ческое основание всех наук о культуре.

    В последующем методологические идеи в рамках гуманитар­ных наук развивали М. Вебер, X. Г. Гадамер, К. Поппер, М. Фу­ко и др. Но это уже тема особого разговора.

    §3. Методология социальных наук

    и «понимающая социология» М. Вебера

    Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, эко­номист, энциклопедический представитель социально-гумани­тарного знания, успешно разрабатывавший и его методологичес­кие проблемы. В решении этих проблем испытал сильное влия­ние В. Виндельбанда и Г. Риккерта.
    1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX | век. Антология. М., 1995. С. 80—81.

    1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX .век. Антология. М., 1995. С. 97.

    494

    Основы философии науки

    1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   59


    написать администратору сайта