Главная страница
Навигация по странице:

  • Донецк Министерство здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ

  • Учебное пособие для студентов Под редакцией профессора В.А. Абрамова ДонецкУДК 614.25 (075.8) ББК 51.1 (2) я7

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

  • Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования

  • Предмет и задачи биоэтики

  • Предмет и теоретические основы нооэтики

  • Учебное пособие для студентов Донецк Министерство здравоохранения Украины


    Скачать 2.57 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов Донецк Министерство здравоохранения Украины
    АнкорUchebnoe_posobie_po_bioetike_i_biobezopasnosti.doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаUchebnoe_posobie_po_bioetike_i_biobezopasnosti.doc
    ТипУчебное пособие
    #577
    страница1 из 31
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    Министерство здравоохранения Украины

    Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького


    ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ
    Учебное пособие для студентов

    Донецк

    Министерство здравоохранения Украины

    Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

    ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ
    Учебное пособие для студентов


    Под редакцией профессора В.А. Абрамова

    Донецк
    УДК 614.25 (075.8)

    ББК 51.1 (2) я7

    О 75
    Авторы: В.А. Абрамов, Т.Л. Ряполова, А.В. Абрамов, Е.М. Денисов, С.Г. Пырков, Е.М. Выговская, А.Ю. Васильева, О.И. Осокина, О.Н. Голоденко, Г.Г. Путятин, Е.А. Кокотова

    Рецензенты:

    Маркова М.О.- професор кафедри медичної психології та сексології Харківської медичної академії післядипломної освіти, д.мед.н., професор

    Скрипніков А.М.- завідувач кафедри психіатрії, наркології та медичної психології ВДНЗ «Українська медична стоматологічна академія», д.мед.н., професор
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» и предназначена для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации. Пособие рассчитано для студентов, обучающих по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология».

    ББК 51.1 (2) я7
    Навчальний посібник складений на основі з програмою дисципліни «Основи біоетики та біобезпеки» і призначений для студентів вищих медичних навчальних закладів III-IV рівнів акредитації. Посібник розрахований для студентів, що навчаються за спеціальністю «лікувальна справа», «педіатрія», «медико-профілактична справа», «стоматологія»

    Утверждено Учёным Советом ДонНМУ

    Протокол №7 от 25.10.2013

    ISBN © Коллектив авторов, 2013


    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение……………………………………………………………………………..6

    Раздел 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………………………………………..8

    Раздел 2. БИОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА. МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВРАЧОМ И ПАЦИЕНТОМ. БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОЛЬНОГО, ЕГО РОДСТВЕННИКОВ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЛЕЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ……………………………………………………………………….52

    Раздел 3. ОТДЕЛЬНЫЕ БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ, ПЕДИАТРИИ, ТЕРАПИИ, СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ, ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ, ХИРУРГИИ, ОНКОЛОГИИ, ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ, СТОМАТОЛОГИИ)………………………………………………………………..74

    Раздел 4. БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, УМИРАНИЯ, РЕАНИМАЦИИ И СМЕРТИ. БИОЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ И СУИЦИДА …………………………………………………….126

    Раздел 5. МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И НОВЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. БИОЭТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ, ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ, ГЕННОЙ ТЕРАПИИ И ГЕНЕТИЧЕСКИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОДИФИКАЦИЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. НОВЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ. МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………………………………………162

    Приложение 1……………………………………………………………………..196

    Приложение 2……………………………………………………………………..197

    Приложение 3……………………………………………………………………..202

    Приложение 4……………………………………………………………………..208

    Приложение 5……………………………………………………………………..210

    Приложение 6……………………………………………………………………..221

    Приложение 7……………………………………………………………………..222

    Приложение 8……………………………………………………………………..232

    Приложение 9……………………………………………………………………..236

    Приложение 10……………………………………………………………………241

    Приложение 11…………………………………………………………………....247

    Приложение 12……………………………………………………………………255

    Приложение 13……………………………………………………………………257

    Приложение 14……………………………………………………………………281

    Приложение 15……………………………………………………………………283

    Приложение 16……………………………………………………………………284

    Приложение 17……………………………………………………………………287

    Приложение 18……………………………………………………………………289

    Приложение 19……………………………………………………………………294

    Приложение 20……………………………………………………………………299

    Приложение 21……………………………………………………………………301

    Приложение 22……………………………………………………………………302

    Приложение 23……………………………………………………………………303

    Приложение 24……………………………………………………………………304

    Приложение 25……………………………………………………………………306

    Приложение 26……………………………………………………………………336

    Приложение 27……………………………………………………………………346

    Перечень литературы…………………………………………………………….357

    ВВЕДЕНИЕ
    Учебное пособие по биоэтике и биобезопасности написано с учётом программы учебной дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации по специальностям:

    7.110101 «Лечебное дело»

    7.110104 «Педиатрия»

    7.110105 «Медико-профилактическое дело»

    7.110106 «Стоматология»

    Содержание обучения соответствует учебно-квалификационной характеристики и учебно-профессональной программе подготовки специалистов, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Украины №239 от 16.04.03, а также:

    а) основывается на изучении студентами общих вопросов биоэтики и биобезопасности, медицинской деонтологии, психологии профессиональной деятельности врача;

    б) обеспечивает формирование умений применять знания по практическим аспектам биоэтики и биобезопасности;

    в) закладывает основы познания врачом гуманным смыслом жизни и деятельностью, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

    Учебное пособие используется при организации учебного процесса по кредитно-модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса.

    Учебная информация, представленная в учебном пособии, обеспечивает достижения конечных целей обучения:

    • использовать принципы и методы медицинской деонтологии в практической деятельности врача;

    • демонстрировать умение общаться с коллегами, больными и их родственниками с учётом их психологических особенностей, способствовать созданию здорового психологического климата в медицинской среде;

    • обосновывать биоэтическую оценку применения новых репродуктивных технологий;

    • обосновывать биоэтическую оценку использования новейших медицинских технологий, клинических испытаний лекарственных средств;

    • определять биоэтические вопросы в медицинской генетике, генной инженерии, генной терапии и генетически репродуктивных технологий;

    • определять биоэтические вопросы в клинической медицине (акушерстве-гинекологии, педиатрии, семейной медицине, психиатрии-наркологии, стоматологии, реаниматологии, хирургии, онкологии, трансплантологии-трансфузиологии, диагностике и лечении ВИЧ и СПИД;

    • давать медико-этическую оценку эвтаназии и суицида.


    Раздел 1

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
    Актуальность темы: Развитие медицинской науки требует установление научно обоснованного баланса между новейшими медико-биологическими технологиями и принципами гуманизма, правами человека и социального прогресса. Системным анализом действий человека в биологии и медицине в контексте моральных ценностей и принципов занимается биоэтика – наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинских работников и исследователей, что способствует безопасности использования новейших медицинских технологий и предупреждает врачей и учёных о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, человечеству.

    Сегодня биоэтика - это больше чем просто раздел философии. Биоэтика - это междисциплинарная область человеческого знания, в формировании которой участвуют медики, биологи, юристы, социологи, философы и представителей других профессий. Биоэтика руководствуется биофилософскими идеями, идеалами и принципами, а также правовыми требованиями к ученым, медикам, ко всем специалистам, имеющим то или иное отношение к жизни вообще, нацеливает их защиту и сбережения здоровья людей. В тоже время биоэтика сама в современной системе здравоохранения имеет и особую профессиональную составляющую. Она выдвигает на первый план задачи сбережения жизни вообще (в земной биосфере) и человеческой жизни в частности, укрепление физического, психического и умственного здоровья людей. В этих целях устанавливается качественно иные морально-правовые отношения во всей системе здравоохранения между взаимодействующими субъектами – учёными, врачами, медсёстрами и пациентами.

    Одной из важнейших проблем, возникающих в медицине и здравоохранении на всем протяжении существования человечества, является проблема справедливости и распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Необходимо заметить, что вопросы справедливости касаются не только медиков, но и каждого человека, поэтому их обсуждение является необходимым для каждого из нас.

    Цель обучения (общая): Уметь определять предмет, цели и задачи биомедицинской этики и нооэтики, использовать методы биоэтики и нооэтики в практической деятельности, использовать и реализовать на практике биоэтические принципы социальной справедливости.

    Проверить степень своей подготовки Вы можете, решив предложенные задания.

    Задание № 1. По определению Аристотеля, человекесть?

    А. Мера всех вещей

    В. Микрокосмос

    С. Существо общественное

    D. Творение божье

    Е. Ничто из перечисленного
    Задание №2. Какие четыре телесных сока лежали в основе гуморальной теории древних греков?

    А. Кровь, вода, слизь, пот

    В. Кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь

    С. Пот, слеза, гной, моча

    D. Пот, кровь, сперма, слеза

    Е. Ничего из перечисленного
    Задание №3. В психиатрическом стационаре находится на лечении больной 25 лет с диагнозом Параноидная шизофрения. Его пришли проведать сотрудники и хотели выяснить у лечащего врача диагноз. Врач в информации отказал. Назовите описанную этическую проблему?

    А. Конфиденциальность

    В. Эвтаназия

    С. Информирование больного о диагнозе его заболевания

    D. Патернализим

    Е. Лечение без согласия
    Задание №4. У испытуемого по методике Айзенка показатель по шкале нейротизма составляет 19 баллов, по шкале экстраверсии – 5 баллов, по шкале коррекции – 10 баллов. О каком типе темперамента свидетельствуют полученные результаты?

    А. Сангвиник

    В. Холерик

    С. Меланхолик

    D. Флегматик

    Е. Ничего из перечисленного

    Задание №5. Больная Н., 26 лет, обратилась к участковому терапевту с жалобами на неприятные ощущения в эпигастральной области, которые она связывает с «наличием у неё язвы желудка». За последний год неоднократно обращалась к различным врачам по поводу указанного выше. Имеются объективные данные об отсутствии у неё патологии со стороны желудочно-кишечного тракта. Какие анамнестические сведения позволяют участковому терапевту направить больную Н. на консультацию к психиатру?

    А. Пол

    В. Возраст

    C. Жалобы

    D. Частые обращения к врачам

    E. Результаты обследования
    Задание №6. На приём к терапевту обратился пациент В., 25 лет, с жалобами на головные боли. Во время физикального обследования у больного было обнаружено повышение АД до 140/90 мм.рт.ст. Учитывая возраст больного, врач выставил диагноз: Нейроциркуляторная дистония. Оцените, достаточно ли этих сведений для постановки данного диагноза?

    А. Да, учитывая данные измеренного давления

    В. Да, учитывая возраст пациента

    C. Нет, т.к. недостаточно собраны жалобы

    D. Нет, т.к. не собраны данные о наследственной отягощённости

    E. Нет, т.к. пациент недостаточно обследован
    Задание №7. Пациент К., 48 лет, находится на лечении в психиатрической больнице. За последнюю неделю после переохлаждения появился сухой кашель. В настоящее время температура 38.8°С. Аускультативно – дыхание жесткое, хрипов нет. Перкуторно легочной звук. Какое дополнительное исследование необходимо провести больному?

    А. Флюорография

    В. Бронхоскопия

    C. Рентгеноскопия

    D. ЭКГ

    E. Рентгенография
    Задание №8. Больной л., 55-ти лет обратился с жалобами на сердцебиение, периодическую боль в предсердной области, головную боль, преимущественно в затылочной области. Кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски, чистые. Над легкими везикулярное дыхание, тоны сердца звучные, акцент второго тона на аорте. Пульс 90 ударов в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена. Стул обычной консистенции. АД - 180/120 мм рт.ст.. В программу дальнейшего обследования, помимо общего обязательного комплекса лабораторных и инструментальных исследований, включены: ЭКГ, ультразвуковое исследование почек; доплерография сосудов шеи; анализ мочи по Аддис-Каковскому. Предположительный диагноз: Артериальная гипертония II степени. Достаточно ли обоснован этот диагноз, и достаточен ли объем дополнительных исследований?

    А. Предположительный диагноз достаточно обоснован, дополнительные исследования не требуются

    В. Диагноз поставлен без достаточных оснований

    С. Предположительный диагноз и план обследования не обоснованы

    D. Предположительный диагноз поставлен правильно, но дополнительные исследования намечены в недостаточном объеме

    Е. Дополнительные исследования намечены неправильно
    Если при выполнении приведенных выше тестовых заданий у вас возникли трудности, необходимо обратиться к следующей литературе.

    1. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. - Политическая литература. – М., 2010.- с.678-694.

    2. Лисицын Ю.П. История медицины: ГЭОТАР – Медиа.-2008, с.178-196.

    3. Абрамов В.А. та інш. Медична психологія. Навч.посібник. – Донецьк, 2010.- с.112-132.

    4. Вітенко Н.В. Загальна та медична психологія. К. «Здоров’я».- 1994. – с.76-89.



    СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
    Граф.логической структуры темы «ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ»

    Биоэтика

    (предмет)


    Общая биоэтика

    Прикладная биоэтика



    Предмет

    Принципы

    История

    Законодательные

    основы

    Биоэтические основы профессиональной деятельности врача, модели отношений между врачом и пациентом (смотри граф раздела 2)




    Отдельные биоэтические проблемы клинической медицины. Биоэтика жизни, смерти, эвтаназии и суицида (смотри граф раздела 3 и 4)







    Медико-этические и правовые проблемы репродуктивных технологий и медицинской генетики. Биоэтика новейших медицинских технологий (смотри граф раздела5)


    Социальная этика (смотри следующий граф)


    Граф.логической структуры «СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ».


    Социальная этика




    Социальная справедливость





    Социальная ответственность

    Модели организации охраны здоровья








    Распределительная

    Платная медицина

    Государственная медицина

    Страховая медицина




    Уравнительная



    Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья



    Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования

    Впервые термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский врач-онколог В.Р. Поттер. Автор работы «Биоэтика: мост в будущее» определяет ее как науку о выживании, призванную соединить «две культуры» – естественнонаучное (прежде всего биологическое) и гуманитарное знание; стать своеобразным мостом между научными представлениями о жизни человека и общечеловеческими ценностями, идеалами, целями. На основе философского интереса к будущему человеческого прогресса, оценки значения нового знания и потенциальной его опасности биоэтика, по мнению исследователя, должна обеспечить выживание и улучшение жизни человечества. Такое понимание сущности и назначения биоэтики сближает ее с этикой экологической (экоэтикой), предметом изучения которой является нравственное отношение человека к живой и неживой природе. Признание ценности жизни и этический принцип благоговения перед жизнью, сформулированный А. Швейцером лежат в основе как эко-, так и биоэтики.

    Однако термин «биоэтика» в научной и учебной литературе чаще используется в ином значении. Биоэтика выступает как область междисциплинарных исследований философских и этических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. В этом смысле она сближается с медицинской этикой и для обозначения ее содержания употребляют равнозначный термин «биомедицинская этика».

    Биомедицинская этиканаправление современной прикладной этики, в основе которого исследуются философские, религиозные и этические проблемы современной медицины и биологии, возникающие при биомедицинских исследованиях на живых объектах, при клиническом применении новейших медицинских технологий. Биомедицинская этика защищает фундаментальные человеческие ценности – право человека на жизнь, автономию, свободу выбора, разрабатывает современное морально-этическое обеспечение медицинской науки и практики одинаково значимых и для врача и для больного.

    Возникновение и интенсивное развитие биоэтики было обусловлено рядом факторов:

    • стремительным прогрессом науки и появлением новейших технологий, в т. ч. биомедицинских, которые изменяют традиционные представления о жизни, смерти, телесности человека, границах человеческого существования;

    • осознанием возможных негативных последствий научно-технического прогресса, особенно широкого использования технологий, которые трансформируют основания природы человека и жизни в целом (репродуктивные технологии, клонирование, генная инженерия и др.);

    • становлением постнеклассической рациональности, которая предполагает соотнесение целей научного поиска и знаний об объекте с ценностными ориентирами социума и культуры, а также необходимость междисциплинарного подхода для практического решения проблем, связанных с развитием современной науки. Объектом постнеклассической науки становятся человекоразмерные, исторически развивающиеся системы. Знание и практическое освоение таких объектов может быть потенциально опасным для человечества. Поэтому возрастает роль этической составляющей в деятельности ученого. Этика науки предполагает бескорыстный поиск истины, запрет на фальсификацию результатов научного поиска, социальную ответственность ученого и др.;

    • вниманием к правам человека, в т.ч. утверждением права индивида на автономное свободное волеизъявление в отношении своей жизни и здоровья;

    • изменением роли медицины, которая в настоящее время выступает не только как элемент социума, но и как активный фактор его преобразования. В ХХ веке возрастают темпы медикализации общества – практически каждый человек включен в пространство медицины и имеет доступ к медицинским знаниям и информации;

    • тенденциями дегуманизации медицины, обусловленной тем, что медицина все чаще рассматривается как сфера услуг, а также усиливающейся специализацией и дифференциацией медицинской практики. Эти процессы приводят к машинизации мышления врача и разрушению целостного восприятия больного человека и его индивидуальности;

    • необходимостью нравственной оценки моральных коллизий и дилемм, возникающих в современной медицине на основе общечеловеческих принципов и ценностей.

    В середины 90-х гг. ХХ века проблемы биоэтики начинают привлекать внимание философов, богословов, врачей, политиков, журналистов. Биоэтика становится академической дисциплиной, создаются исследовательские и образовательные центры биоэтики, формируются этические комитеты.

    Современная парадигма биоэтики характеризуется радикальным поворотом от способов эмпирического описания врачебной морали к обостренной философской рефлексии над основаниями нравственности в биомедицинских исследованиях, расширению проблемного поля биоэтики с включением в нее не только нравственных, философских, но и правовых компонентов. Происходит объединение различных видов системы ценностей:

    • биологические (физическое существование, здоровье, свобода от боли и т.д.);

    • социальные (равные возможности, получение всех видов медицинских услуг и т.п.);

    • экологические ценности (осознание самоценности природы, ее уникальности, коэволюции);

    • личностные (безопасность, самоуважение и т.п.).

    Предмет и задачи биоэтики

    Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и экспериментов, или в случае комбинации этих видов профессиональной деятельности.

    Задачами изучения биоэтики являются:

    • биоэтические основы профессиональной деятельности врача;

    • модели взаимоотношений между врачом и пациентом;

    • биоэтические аспекты основ общения больного с персоналом лечебных заведений и семьёй;

    • медико-этическая роль и ответственность среднего и младшего медицинского персонала;

    • принципы конфиденциальности (врачебная тайна), их медико-этические и правовые аспекты;

    • морально-этические принципы правдивости и информированного согласия;

    • медико-этические и правовые аспекты врачебной ошибки;

    • медико-этические и правовые аспекты ятрогении в клинической практике;

    • медико-этические проблемы в акушерстве и гинекологии;

    • медико-этическая и правая оценка искусственного аборта;

    • биоэтические проблемы использования новых репродуктивных технологий;

    • медико-этические и правовые проблемы в неотологии и педиатрии;

    • медико-этические и правовые проблемы в психиатрии и неврологии;

    • медико-этические и правовые проблемы профилактики, диагностики и лечения ВИЧ – инфицированных, лиц с туберкулёзом, венерическими и инфекционными заболеваниями;

    • медико-этические и правовые проблемы в хирургии и онкологии;

    • медико-этические и правовые проблемы реаниматологии;

    • биоэтические и правовые проблемы трансфузиологии, трансплантологии и регенеративных технологий;

    • биоэтические и правовые проблемы клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских технологий;

    • биоэтические проблемы при проведении опытов на животных;

    • биоэтические нормы при проведении биомедицинских научных исследований;

    • биоэтические проблемы контроля генетических технологий и модификаций природы человека;

    • биоэтические аспекты генетических исследований, медико-генетического консультирования;

    • биоэтические проблемы клонирования человека и животных;

    • медико-этическая оценка генной инженерии;

    • медико-этическая проблема умирания и смерти, оценка самоубийства;

    • медико-этическая та правовая оценка пассивной и активной эвтаназии.

    Особенности биоэтики

    Как любая область знания биоэтика имеет свои особенности:

    • междисциплинарный характер биоэтикиопределяется тем, что она существует на пересечении философского, медицинского, естественнонаучного, гуманитарного, теологического, юридического, обыденного дискурсов;

    • публичность биоэтики предполагает участие в биоэтических дискуссиях не только профессионального сообщества ученых и медиков, но и философов, юристов, теологов, политиков, экономистов, пациентов и членов их семей, других представителей общественности;

    • нормативностьбиоэтики предполагает исследование специфики общечеловеческих моральных ценностей в их приложении к медицинской практике и новым ситуациям, возникающим вследствие прогресса в области биомедицинских технологий;

    • институциональностьбиоэтики заключается в том, что она выступает не только как область знаний, но и как социальный институт. Для решения биоэтических проблем, сопровождения биомедицинских исследований создаются этические комитеты, которые представляют собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

    К основным проблемам изучения биоэтики относится следующие:

    – общетеоретические проблемы: выявление специфики общечеловеческих моральных ценностей добра, сострадания, долга, совести, свободы в деятельности ученого и врача; разработка этических принципов и норм биоэтики; определение сущностных характеристик жизни и смерти;

    – «открытые» проблемы: определение статуса эмбриона, этический анализ новых репродуктивных технологий, искусственного аборта и контрацепции, эвтаназии, реанимации, паллиативной помощи, трансплантологии, биомедицинских экспериментов с участием человека и животных, генных технологий и др. Поскольку биоэтика представляет собой этическую рефлексию над достижениями биомедицинской науки и практикой, круг «открытых» проблем постоянно расширяется;

    – деонтологическиепроблемы: разработка этических регулятивов отношений в медицине по вертикали («врач-пациент») и горизонтали («врач-врач»), моделей взаимоотношений медицинских работников и пациента; этический анализ врачебных ошибок и ятрогений, прав пациентов, специфики моральных проблем в онкологии, психиатрии, наркологии, помощи людям, страдающих ВИЧ/СПИД;

    – институциональныепроблемы: анализ деятельности этических комитетов, моральных аспектов функционирования и развития современных систем здравоохранения и др.

    Предмет и теоретические основы нооэтики

    В конце ХІХ века академик В.И. Вернадский заявил о наступлении новой эпохи в эволюции живого вещества, собственно жизни на Земле — эпохи регулирования ее человеческим разумом. По убеждению В.И. Вернадского, «под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу». По его мнению, «Ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью»; она включает в себя поток информации, знаний и теорий. Это новая специфическая «оболочка» Земли, оказывающая на биосферу все большее преобразующее воздействие. В ноосфере преобладает духовное начало, которое материализуется в усовершенствованной природе, машинах, орудиях, творениях искусства. Однако человек, создавший мощную науку и технику, оказался в то же время способен к хищническому отношению к природе, которое чревато экологической катастрофой, вплоть до самоуничтожения себя как вида. Гибель человечества означает и падение, гибель всей космической эволюции, породившей жизнь и человеческое сознание. Поэтому В. И. Вернадский отстаивал необходимость формирования «сознания нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели».

    Как и В.И. Вернадский, современные ученые рассматривают ноосферу как новую, высшую ступень эволюции биосферы, связанную с возникновением и развитием в ней человечества. Познавая законы природы и совершенствуя технику, человечество постепенно начинает оказывать существенное воздействие на ход природных процессов. Ноосфера, которая сформировалась на планете Земля, приобрела тенденцию к постоянному расширению, превращаясь уже в особый структурный элемент космоса.

    В ХХ столетии человечество столкнулось с катастрофическими последствиями научно-технического прогресса — глобальным экологическим кризисом. Это принципиально новый феномен, который поставил под угрозу вопрос физического выживания, продолжения человеческого рода и развития всей цивилизации. Глобальный экологический кризис представляет собой критическую фазу отношений и противоречий между обществом и природой, обусловленных гигантским ростом потребления естественных ресурсов, изменением ландшафтов, созданием новой антропогенной среды и нарушением динамического равновесия в биосфере на различных уровнях ее организации. Стало очевидным, что решение проблемы глобального экологического кризиса связано с решением вопроса совмещения на этической основе целей экономического развития с поддержанием экологического равновесия и ресурсной устойчивости. Медицинскими последствиями глобального экологического кризиса стали новая экологическая патология и новые экологические нозоформы. Возникли философские и мировоззренческие проблемы взаимодействия человека и природы. Психосоциальные аспекты глобального экологического кризиса, существующие на фоне идеологической несостоятельности общества, потребовали психологической и философской поддержки человечества.

    Одесская медико-философская школа обосновала начало нового этапа исторического развития медицинской этики, которая стала называться«Нооэтика». Предпосылками к становлению новой науки стало понимание разрушения человечеством контрольных механизмов биосферы. Преобразуя природу и окружающую среду, человек последствиями интеллектуального труда изменил условия жизни на планете, создал свою ноосферу, которая, в отличие от биосферы, не имеет собственных контрольных механизмов.

    К сожалению, в новой реальности прежние биоэтические принципы, методы и теории не являются достаточно адекватными и эффективными. В условиях реализованной ноосферы взаимодействие индивидуума или человечества в целом с объектами живой и неживой природы в большей мере происходит не только прямым, но и непрямым путем через модифицированную биосферу.

    Если деятельность человека в ноосфере не начнет регулироваться новыми этическими принципами, то последствия современного ноосферного кризиса могут иметь глобальный и катастрофический характер. Для сохранения всего живого, для всей природы и экосистемы в целом новая этика должна стать Нооэтикой, то есть правилами поведения в ноосфере, которые бы максимально способствовали глобальным интересам всех составляющих ноосферы: планеты Земля, человечества и трансформированной им биосферы. Нооэтика предназначена стать одним из многочисленных контрольных механизмов ноосферы, которые должны обеспечить ее стабильное существование и развитие. Создание нооэтики можно рассматривать как стратегию развития этики и обеспечение выживания человечества на современном этапе его существования. Нооэтика как высшая ступень развития биоэтики должна органично войти в этику как раздел философии, стать ее неотъемлемой и очень важной частью. Нооэтика будет способствовать дальнейшему развитию медицины и медико-биологической науки, что позволяет обоснованно назвать современный этап развития медицинской этики «нооэтическим».

    Основное требование нооэтики заключается в том, чтобы гуманистические цели всегда преобладали над научно-исследовательскими, коммерческими, необдуманно потребительскими. Следует отметить, что инструментом нооэтики должны стать не ограничительные мероприятия, а формирование нового отношения к природе, чувства персональной и социальной ответственности за состояние био- и ноосферы с тем, чтобы гуманное отношение к природе приобретало такое же моральное значение, как и отношение человека к человеку.

    Внедрение нооэтики позволит модифицировать деятельность человека с учетом приоритетов Ноосферы, Биосферы, а в конце концов, и конкретной личности. Основными постулатами нооэтики являются ориентация на полноту жизненного процесса с органическим соединением понимания прошлого, настоящего и будущего, контактом и единением с природой и социальной гармонией. Следование этим постулатам является необходимой предпосылкой сохранения и утверждения жизни на Земле.

    Нооэтическая концепция позволяет по-новому оценить такие вызовы XXI столетия, как достижения информатики, медицинской генетики, биобезопасность и биотерроризм, нанотехнологии и робототехника. Согласно мнению большинства ученых, развитие цивилизации в ХХІ веке будут определять именно эти технологии.

    Одним из формирующих компонентов ноосферы и предметом изучения нооэтики является эволюционно новая среда обитания человека — информационная.Она представляет собой совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и информационную инфраструктуру. Стремительное развитие информационной сферы, или «инфосферы», обусловлено созданием и постоянным совершенствованием электронных носителей информации — компьютерных технологий.

    С позиций нооэтики можно утверждать, что информатизация, которая привела к созданию всемирной компьютерной сети, обеспечивающей неограниченный доступ к информации и общению, в то же время стала источником глобальных проблем психосоциального характера. Одна из них — это сохранение индивидуальности человеческой личности и человека как элемента биосоциальной структуры. Постоянно увеличивающийся информационный поток постепенно разрушает этнические, национальные и социальные традиции, заставляет человека одновременно жить в разных культурах, позволяет мнимо существовать в виртуальных пространствах. Это постепенно приводит к изоляции личности. Исключительная роль нооэтики состоит в создании общества, основанного на знаниях, способности к творчеству, на взаимодействии разнообразных культур, мировоззрений, образов мышления. В этом основа стабильности глобального социума нашего века, залог дальнейшего развития человечества.

    Нооэтические прогнозы касаются последствий прогресса биотехнологий. Предположим, что компьютерные технологии преуспеют в совершенствовании разумных машин, которые всё смогут делать лучше, чем люди. Тогда, по-видимому, вся работа будет выполняться многочисленными высокоорганизованными системами машин, и людские усилия окажутся ненужными. Произойдет одно из двух: либо машинам может быть разрешено делать всё, что они сочтут нужным, без человеческого присмотра, либо человеческий контроль над машинами будет сохранен. В случае если люди решат сохранить за собой контроль над компьютерами, в руках рядового человека может оказаться управление лишь маленькими киберсистемами — дом, машина, персональный компьютер. В руках же тончайшего слоя «элиты» — контроль над колоссальными системами управления корпорациями и государством. Возможности этой «элиты» по управлению обществом в таком случае станут почти безграничными, причем по управлению, незаметному для самого общества. Так называемая элита управляла обществом и раньше, однако в эпоху развитой робототехники появляется очень важное новое обстоятельство — «рядовые» жители будут больше не нужны экономике. Производство впервые освободится от зависимости от живых людей. Благодаря быстрому прогрессу молекулярной электроники компьютерные операции смогут выполняться посредством перемещения атомов и молекул. Будут созданы компьютеры в миллион раз более мощные, чем современные. Компьютерная мощь в сочетании с роботами размером не более макового зерна и возможностями генетики конструировать живые организмы по заданной программе способны как на добрые, так и на злые чудеса. Ожидается, что к 2030 году мощь искусственного интеллекта сравняется с мощью человеческого.

    Очевидно, что на смену старой цивилизации приходит новая, во многом альтернативная ей цивилизация будущего, которой предстоит остановить экологическую и социальную катастрофу и обеспечить народам мира не только выживание, но и прогрессивное развитие, а в перспективе — процветание. Однако важно не только дать оценку уходящей цивилизации, но и попытаться определить ведущие тенденции идущей ей на смену нооэтической цивилизации. Определяя общий вектор развития новой цивилизации, нооэтика подразумевает, что человечество начинает движение из «мира вещей» в «мир духовных ценностей», из мира, где доминирует потребность «взять» — в мир, где будет преобладать потребность «отдать» для блага людей.

    Нооэтика призвана стать этическим компонентом законов развития ноосферы, которые должны продолжить эволюцию биосферы. Решающую роль в этом процессе должно играть объединение науки и этического разума человечества. Развивая теорию В. И. Вернадского о ноосфере, во имя предотвращения глобальной экологической катастрофы нооэтика объединяет три составляющих — научный разум человечества, его нравственный разум и технический прогресс.

    Как носителю нравственного императива нооэтике должна принадлежать ведущая роль в решении ноосферных проблем. Необходимо добиться того, чтобы человек знал, как правильно поступить в тех или иных обстоятельствах, и чтобы он не мог, в силу воспитания убеждений, поступить иначе. Если люди хотят сохранить себя, свою природу, свой род, все накопления культуры, то есть собственно весь человеческий мир, то им необходимы не только знания, но и навыки этической оценки окружающей действительности.

    В структуру нооэтики входит изучение взаимодействия человека и окружающей среды, человека и заболевания, особенности этики генетической медицины, изучение гармонии жизни. Раздел «Изучение человека и окружающей среды» изучает:

    - нооэтическую оценку концепций стихий

    - океан и стихию

    - тайны зарождения жизни

    - проблематику мужчины и женщины

    - человека и космос

    - человека и социум

    - человека в большом городе

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта