Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Скачать 382.31 Kb.
|
Использование наглядных учебных методических комплектов на урокеВсе наглядные пособия должны иметь точное учебно-воспитательное назначение. Неправильное пользование наглядными пособиями может привести к отрицательным результатам. Поэтому к их показу следует тщательно готовиться: уточнить задачи и содержание наблюдения, заблаговременно подобрать пособия к теме, продумать их экспозицию и время показа на уроке. Все наглядные пособия, которые вывешены на доске, должны работать на уроке. Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукции, открытки, иллюстрации и др.), комплекты и наборы которых должны быть систематизированы по годам обучения, тематике, творчеству выдающихся художников. Основные принципы отбора произведений изобразительного искусства: художественно-эстетическая ценность и качество изображения, соответствие программе предмета «Изобразительное искусство», единство эстетического восприятия и художественной практики школьников. Наиболее важным является подбор примеров рассмотрения основных правил, приемов и средств композиции, особенности колористического решения картины. Особая роль отводится показу видеофильмов и кинофильмов. Учебное кино способно оказывать неоценимую услугу в обучении рисунку. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. В кабинете должна быть кино-видеотека. Методика показа фильмов разнообразна: фрагменты, продолжительные просмотры. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся очень велико. На уроках декоративного рисования в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: фотографии музейных экспонатов, иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, кружева, народные игрушки, роспись – хохломская, городецкая, жостовская) и т.п. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Необходимо, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Она должна быть не только красивой, но и помогать раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи, характерные особенности строения формы. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам. В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее возникают в сознании разнообразные ассоциации и связи. Особенно активно должна применяться наглядность при знакомстве детей с основными положениями наблюдательной (наглядной) перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке – это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке показывает, на каком уровне находились глаза художника, когда он рисовал с натуры. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут – и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме. Также надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением, например, вида на железнодорожные пути или пейзажа, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основными законами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры: Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета. Правила применения наглядных материалов:Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств. Количество наглядных пособий не должно быть чрезмерным. Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению. Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от не существенных. Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия. Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний. Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической. Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. |