Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 7.

  • Задание 8.

  • Задание 9.

  • Задание 10.

  • Учебное пособие для студентов технических вузов Часть i алматы 2021 удк 811. 161. 1 Ббк 81. 2 (Рус.) Р 89


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов технических вузов Часть i алматы 2021 удк 811. 161. 1 Ббк 81. 2 (Рус.) Р 89
    Дата14.03.2023
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаpkamgNMcoHCFsI5fhADSZJU9j41eQ8.pdf
    ТипУчебное пособие
    #988953
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    2. Проблемы современной семьи. Лучшие семейные традиции
    Существительное: предложно-падежная система русского языка
    (именительный падеж со значениями «обращение», «наличие предмета»,
    родительный падеж со значением «лицо, которому принадлежит что-нибудь»,
    «отсутствие предмета», дательный падеж со значением «лицо, испытывающее
    необходимость в чем-либо», творительный падеж со значением «объект мысли,
    речи»). Местоимения притяжательные, указательные. Полные качественные
    прилагательные, степени сравнения прилагательных.
    Семья — это сообщество, основанное на браке супругов, помимо которых включает и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
    Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
    Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных, исторических и национальных традициях и обрядах.

    11
    Задание 7. Прочитайте текст.
    Роль мужчины и женщины в семье
    Проблема семьи и брака актуальна в современном мире. В настоящее время в обществе прослеживаются такие негативные тенденции, как нестабильность брака, рост числа разводов, наличие неполных и неблагополучных семей, распространение насилия в семье и др. Это связано, в первую очередь, с влиянием западной поп-культуры, раскрепощением нравов, ориентацией на индивидуализм, а также с незнанием национальной культуры и традиций, с отсутствием духовного развития.
    Социальные явления, происходящие в мире в начале XXI века, например, такие, как изменение положения женщины в обществе, оказывают влияние на сферу семейных отношений. Современная женщина не хочет ограничивать себя бытовыми обязанностями жены.
    Она стремится реализовать свои интеллектуальные способности в обществе. Испокон веков женщина была хранительницей домашнего очага. Мужчина был главой семьи, патриархом своего мини-государства. Женщина материально зависела от мужчины. Однако сейчас женщина вышла на новый уровень. Теперь она может сама зарабатывать и обеспечивать свою семью. В этом и заключается источник глубоко ложной ориентации: женщина стремится взять верх над мужчиной, отстоять свое
    «преимущество», доказать свою «значимость». Женщины, добившиеся высоких успехов в профессиональной сфере, зачастую умаляют роль мужчины в семье и выбирают путь самостоятельного существования.
    Вместе с тем, к сожалению, есть в современном обществе мужчины, утратившие чувство ответственности за свою семью. Они могут пристраститься к вредным привычкам (алкоголизму, наркомании), азартным играм и при этом упустить из внимания наличие своих детей и супруги, которым нужна любовь и забота. В итоге рушатся семьи. При этом страдают, в первую очередь, осиротевшие при живых родителях дети.
    Таким образом, для сохранения семьи должны приложить усилия оба супруга. Как правило, залог крепкой семьи построен на двух издавна известных китах — уважении и взаимопонимании.
    Контрольные задания
    Коммуникативный блок
    1. Продолжите предложения:
    - Сегодня в обществе прослеживаются такие негативные тенденции, …
    - Причина большого количества разводов связана с тем, что …
    - Ошибка некоторых современных женщин в том, что …
    - Недостаток некоторых современных мужчин в том, что …
    - Когда рушатся семьи, страдают …

    12
    - Залог крепкой семьи – …
    2. Работа в паре: составьте диалог по содержанию текста.
    Лексико-грамматический блок
    1.
    Найдите в тексте существительные именительного падежа со значением
    «наличие предмета» (см. Приложение, Таблицу 4).
    2. Найдите в тексте притяжательные местоимения (см. Приложение,
    Таблицу 5).
    Задание 8. Прочитайте текст.
    Традиционные обряды в казахских семьях
    Согласно казахской традиции, каждый, кто узнавал о рождении ребенка, спешил первым оповестить родных и близких словом «суюнши». Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями и за это давали подарок.
    Если появление ребенка на свет совпадало с окотом домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка («бәсіре») дарили новорожденному. По поверью, будущее малыша было тесно связано с подаренным ему животным. Поэтому к бәсіре относились с особым вниманием, берегли это животное и не позволяли ездить на нем верхом или использовать для работы. Бәсіре ни при каких обстоятельствах не резали и не продавали. Считалось, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего возраста научится беречь и ценить домашний скот (главное богатство казахов). Благодаря этому у малыша появлялось чувство ответственности и любовь ко всему живому. Традиция с бәсіре относилась как к мальчикам, так и к девочкам. Она не несла половой специфики, впрочем, как и большинство других казахских обрядов для детей до 5–6-летнего возраста.
    Только в годовалом возрасте первые половые различия детей фиксировались в прическе. Своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек, в прошлом часто вызывавший улыбку у путешественников, был призван служить оберегом от сглаза. Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар. Девочкам же отращивали тұлым – две пряди в области висков, которые позже вплетались в косы. В прежние времена казахи не стригли волосы детям до исполнения 4–5 лет, а первой стрижке придавали особое значение. По этому случаю устраивали специальное празднество – айдаршашты алу. Для этого приглашали всех взрослых мужчин аула, и самый старший из них первым срезал прядь волос с головы малыша. При этом аксакал произносил пожелание: «Долгих лет жизни!» После этого он передавал ребенка другому, и каждый присутствующий, проделав то же самое, одаривал виновника торжества деньгами или сладостями.

    13
    Контрольные задания
    Коммуникативный блок
    1. Сформулируйте четыре вопроса, раскрывающих содержание текста.
    2. Перескажите текст.
    Лексико-грамматический блок
    1.
    Найдите в тексте существительные родительного падежа со значением
    «лицо, которому принадлежит что-нибудь» (см. Приложение, Таблицу 4).
    2. Найдите в тексте указательные местоимения (см. Приложение, Таблицу
    6).
    Задание 9. Прочитайте текст.
    Традиционное воспитание в казахских семьях
    Детей до 5 лет в казахских семьях часто одаривали сладостями, ведь до этого возраста к ребенку относились «как к королю». Однако с 6 до 15 лет детей заставляли выполнять домашнюю работу, то есть к ним обращались «как к рабам».
    После 15 лет с детьми общались «как с равными». Казахи редко наказывали детей не только в младенчестве, но и в более позднем возрасте. Мировоззрение нашего народа не позволяло использовать методы телесных наказаний, приносящих боль.
    В 13–15 лет дети считались совершеннолетними, допускались к общественным собраниям, активно участвовали в хозяйственной и производственной деятельности.
    Наши предки воспитывали своих детей тремя короткими, но действенными фразами: «жаман болады» («будет плохо»), «ұят болады» («будет стыдно») и
    «обал болады». Вежливые, учтивые дети прислушивались к таким предостережениям старших и отказывались от совершения тех или иных неправильных действий. Вместе с тем родители стремились объяснить причины своего запрета с помощью назидательных притч или рассказов из своего жизненного опыта. Благодаря такой информации ребенок узнавал, что нельзя делать хорошему человеку. Существует целый свод поведенческих табу для молодого поколения. Например, есть правило о том, что нельзя пересекать путь старшего. Последний будет недоволен поведением невоспитанного ребенка. А получить благословение старшего для молодежи играло очень важную роль.
    Все взрослые в ауле принимали участие в воспитании чужих детей. Если они видели грубое поведение, то имели право остановить ребенка, отругать или объяснить, что так делать нельзя. Наибольшее влияние в воспитании детей имели дедушка и бабушка со стороны отца. Первенцы в семье считались детьми свекра и свекрови. Именно старики являлись хранителями традиций семьи, они старались передать их молодому поколению. При воспитании девочек ведущая роль

    14 старших женщин аула сохранялась до момента вступления девушек в брак. Не случайно считалось, что «девушку воспитывают сорок семей».
    Контрольные вопросы
    1. В каком возрасте наши предки относились к ребенку,
    «
    как к королю»?
    2. В каком возрасте наши предки относились к детям,
    «как к рабам»?
    3.
    В каком возрасте наши предки общались с детьми, «как с равными»? 4.
    Какими тремя короткими, но действенными фразами воспитывали своих детей наши предки? Используется ли данная методика воспитания современными родителями?
    5. Можно ли перевести на русский язык выражение «обал болады»? Что оно означает?
    6. Почему все взрослые в ауле принимали участие в воспитании чужих детей?
    7. Почему считалось, что «девушку воспитывают сорок домов»?
    8. Соблюдаются ли национальные традиции воспитания детей в современных казахских семьях?
    Задание 10. Прочитайте текст и инсценируйте ситуацию, где бабушка объясняет внукам иерархию семейных отношений (ролевая игра).
    Семейные традиции казахов
    Казахские семейные традиции имеют множество уникальных особенностей в плане именования своих потомков, в статусе человека по его возрасту, а также в принципах воспитания детей. Семейные отношения строились на особой иерархии, и большое внимание уделялось родственным связям, принадлежности к определенному роду или клану. Воспитание детей и различные обряды, связанные с взрослением ребенка, имели религиозный характер, и здесь чувствуется симбиоз мусульманских традиций и тенгрианства.
    В первую очередь стоит отметить принцип «жеті ата» (в переводе с казахского «семь отцов»), который формировал институт родственных связей.
    Базовым элементом было то, что внуком семьи становился ребенок от сына, и его называли «немере», а ребенок от дочери назывался «жиен», что переводится как
    «племянник», и этот потомок уже не мог претендовать на принадлежность к этому роду. Таким образом продолжателями рода были только мужчины. Мальчик, родившийся от внука, назывался «шөбере», что значит «правнук». И так далее: сын «шөбере» становился «шөпшек» (праправнук), что означает «крохотный»; его сын был «немене», то есть «непонятный», а потомок уже в седьмом поколении именовался «туажат», что означает «чужой с рождения». Потомок «туажата» назывался уже «жүрежат», и считался представителем другого рода. Таким

    15 образом казахи вели свою родословную до седьмого поколения, и это делалось для того, чтобы люди помнили и чтили своих предков, а с практичной стороны – для того, чтобы не заключались браки между близкими родственниками.
    Семейные традиции казахов также включали различные принципы воспитания сыновей: старшего сына отправляли к бабушке и дедушке, среднего сына готовили стать воином, а младшего сына оставляли у себя, и ему полагалось помогать своим родителям. С самого рождения ребенок проходил через множество обрядов, часть которых помогала ему стать самостоятельным и опытным человеком.
    Задание 11. Прочитайте отрывок из повести Б. Момышулы «Наша семья».
    Отец мой, Момыналы, в народе – Момыш, родился четвертым ребенком от деда моего Имаша, высокого, горбоносого, коренастого, сильного старика, который умер в возрасте 92 лет в тысяча девятьсот одиннадцатом году. Бабушку мою звали Кызтумас. Под старость прозвали ее Сарыкемпир, то есть белой бабушкой. Она была на редкость красивой и белой по цвету кожи. <…> По рассказам бабушки, моя мать была красивой женщиной. Она с почтением относилась к старикам, к отцу моему и к окружающим. Первой в нашей семье родилась сестра Убиш, за ней, через два года, последовала вторая — Убианна, третья была названа Салиманной, четвертая – Алиманной.
    По рассказам отца, я родился зимой тысяча девятьсот десятого года, двадцать четвертого декабря по старому стилю. Отец в это время находился в городе Аулие-Ате. В ночь моего рождения дедушка послал во все концы гонцов, в том числе и к отцу. Гонец Байток, войдя в дом, где жил отец, и увидев его, до того растерялся, что не мог ничего произнести, а просто обнимал моего отца и плакал. Сестра отца и все присутствующие встревожились, они думали, что он принес весть о несчастье в семье, и стали тормошить безумца, умоляя сказать, что случилось.
    – Тетя сына родила! – произнес, наконец, Байток. Тревога сменилась радостью. Посыпались поздравления отцу, а Байтоку — подарки за радостную весть. Вернувшись домой, отец застал в сборе всю нашу родню, съехавшуюся с поздравлениями и подарками. Собрался весь аул. Был устроен той.
    Контрольные задания
    Коммуникативный блок
    1. Перечислите слова, выражающие родство. Переведите их на казахский язык.
    2. Назовите национальные традиции, описанные в данном тексте.
    3. Перескажите текст.

    16 4. Читали ли вы повесть Бауржана Момышулы «Наша семья»? Поделитесь впечатлениями.
    Лексико-грамматический блок
    1.
    Найдите в тексте существительные именительного падежа со значением
    «наличие предмета», родительного падежа со значением «лицо, которому принадлежит что-нибудь», творительного падежа со значением «объект мысли, речи» (см. Таблицу 4).
    2. Найдите в тексте притяжательные местоимения (см. Таблицу 5).
    Задание 12. Прочитайте отрывок из повести русского писателя, мастера
    «городской» прозы Юрия Трифонова «Обмен».
    Разговоры о том, чтобы соединиться с матерью, Дмитриев начинал и сам, делал это не раз. Но то было давно, во времена, когда отношения Лены с Ксенией
    Федоровной еще не отчеканились в формы такой окостеневшей и прочной вражды, что произошло теперь, после четырнадцати лет супружеской жизни
    Дмитриева. Всегда он наталкивался на твердое сопротивление Лены, и с годами идея стала являться все реже. И то лишь в минуты раздражения. Она превратилась в портативное и удобное, всегда присебе, оружие для мелких семейных стычек.
    Когда Дмитриеву хотелось за что-то уколоть Лену, обвинить ее в эгоизме или в черствости, он говорил: «Вот поэтому ты и с матерью моей не хочешь жить».
    Когда же потребность съязвить или надавить на больное возникала у Лены, она говорила: «Вот поэтому я и с матерью твоей жить не могу и никогда не стану, потому что ты – вылитая она, а с меня хватит одного тебя».
    Когда-то все это дергало, мучило Дмитриева. Из-за матери у него бывали жестокие перепалки с женой, он доходил до дикого озлобления из-за какого- нибудь ехидного словца, сказанного Леной; из-за жены пускался в тягостные
    «выяснения отношений» с матерью, после чего мать не разговаривала с ним по нескольку дней. Он упрямо пытался сводить, мирить, селил вместе на даче, однажды купил обеим путевки на Рижское взморье, но ничего путного из всего этого не выходило. Какая-то преграда стояла между двумя женщинами, и преодолеть ее они не могли. Почему так было, он не понимал, хотя раньше задумывался часто. Почему две интеллигентные, всеми уважаемые женщины –
    Ксения Федоровна работала старшим библиографом одной крупной академической библиотеки, а Лена занималась переводами английских технических текстов и, как говорили, была отличной переводчицей, даже участвовала в составлении какого-то специального учебника по переводу, – почему две хорошие женщины, горячо любившие Дмитриева, тоже хорошего человека, и его дочь Наташку, упорно лелеяли в себе твердевшую с годами взаимную неприязнь? Мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык.
    Привык оттого, что увидел, что то же – у всех, и все – привыкли. И успокоился на

    17 той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил.
    Контрольные задания
    Коммуникативный блок
    1. Почему Дмитриев не жил вместе с матерью?
    2. Почему Дмитриеву не удавалось помирить жену Лену со своей матерью
    Ксенией Федоровной?
    3. К какому выводу пришел Дмитриев относительно взаимоотношений жены и матери?
    4. Как бы вы описали портрет семьи Дмитриева? Какой в этой семье климат?
    5. Почему Дмитриев думает, что такая семейная проблема «у всех, и все – привыкли»? Прав ли он?
    6. Актуальна ли проблема семьи Дмитриева в настоящее время? Характерна ли она для современного казахского общества?
    7. Читали ли вы повесть Ю. Трифонова «Обмен»? Поделитесь впечатлениями.
    Лексико-грамматический блок
    1. Найдите в тексте притяжательные местоимения (см. Таблицу 5).
    2. Найдите в тексте качественные прилагательные, определите их степени сравнения (см. Приложение, Таблицу 7).
    Задание 13. Прочитайте отрывок из романа А. Нуршаихова «Годы радости и любви».
    Почему-то в последнее время я много думаю об участи женщины. Женщина в непрестанном движении, в заботе, в трудах, в беспокойстве. Она, как домашний очаг, как светильник, свеча, производит свет и тепло. Световая и тепловая энергия, излучаемая женщиной, невелика, недостаточна для того, чтобы, скажем, осветить и согреть целый город. Но она освещает и греет семейный дом. В доме есть женщина, значит, есть свет и тепло, дом живет. Теплится свечка, но, отдавая свет, она тает. Вся жизнь ее – это борьба с темнотой и стужей. В борьбе иссякнет, сгорит и погаснет светильник. Свеча мигнет в последний раз, будто скажет: «Я сделала все, что могла».
    Детство коротко: как виноградная лоза под солнцем, девочка вытянется в девушку; поспела гроздь винограда, пора расставаться с девичеством. Время идти на службу, время рожать детей. Обязанность эта пожизненна: служба, дом, дети, муж. Вечером после службы усталая женщина тянет домой полные сумки снеди; дома ждет ее пропасть работы, надо засучивать рукава. <…> Женщина утешит плачущих ребятишек, перецелует, накормит. Управится по хозяйству. Обиходит, порадует мужа, ее лицо не бывает нахмуренным. Дом светлеет, когда в нем звенит

    18 женский смех. Я думаю, сила женщины – в беспредельной ее любви. Любовь женщины столь велика, как сила земного тяготения. Это – ключ ко вселенной.
    Женщина не знает отдыха, как ласточка. Никогда она не ропщет на свою жизнь, другой жизни не хочет; девушки воспринимают опыт старших сестер, матерей...
    И мне, и подружкам моим предстоит то же самое…
    Семья – первооснова, клеточка общества. Наше общество основано на идеях равенства, справедливости, человечности. И семьи наши должны жить по закону любви и добра. Семью построить нужно, как дом. Я готова к этим трудам… Но, боже, только бы муж мой понял меня, протянул бы мне руку, только не ранил бы сердце мне неверностью, эгоизмом!
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта