Основы социальной медицины. ОСМ-УП. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа
Скачать 5.23 Mb.
|
Религиозный подход в деятельности социального работника в хосписеЧасто умирающие и его близкие обращаются к Богу. Наблюдается «бешеный» поиск смысла жизни: если есть бог - нет смерти. В этом можно усмотреть запас прочности духовной жизни. Обращенность сознания умирающего к духовным аспектам человеческого бытия, к вопросам смысла жизни общеизвестна и характерна. В связи с этим, митрополит Антоний пишет о том, что в общении с больным, а с умирающим в особенности, следует избегать пустых разговоров и научиться «сосредоточенному присутствию». Митрополит Антоний Сурожский, возглавляющий епархию Русской Православной Церкви в Великобритании (врач по первоначальному образованию), пишет: «Большей частью самая страшная для умирающего мысль - та, что он отходит, умирает одиноко ... В начале войны я был хирургом в полевом госпитале. Я сидел, как правило, с каждым умирающим в нашей больнице, не только своего отделения, но и других отделений... это может делать кто угодно, способный уделить свое время тому человеку, у которого времени очень мало». Последние слова проникнуты философией гуманизма добровольцев, работающих в хосписах В последние годы в России все заметнее влияние православной церкви на умы сограждан. Совместные действия предполагают наличие своих участков приложения усилий: врач заботится об исцелении тела, пораженного болезнью, а священник призван исцелять душу, пораженную грехом. Людям обреченным, оказавшимся на грани перехода от жизни земной, временной к жизни вечной, особенно необходима духовная помощь и поддержка. Здесь задача священника - помочь больному принести искреннее покаяние, возгреть в душе надежду на милость и благодать Божью и, что очень важно, преподать Святые Тайны. Процесс Соборования применяется в хосписе в момент духовной потребности тяжелобольного человека. Известно, что в "Книге мертвых", созданных культурами Тибета, одним из требований "хорошей" смерти является сохранение ясного сознания умирающего. Близкими представлениями руководствовались и христианские конфессии. В них подчеркивается важность сохранения сознания для исповеди и причастия в последние часы жизни на земле. Никто не будет отрицать психотерапевтического назначения религиозных церемоний. Сам ритуал исповеди предполагает возможность выплеска всех негативных переживаний человека. И заключительные слова священника, освобождающие человека от всех грехов его, в которых он раскаялся, является поистине необыкновенным по силе психотерапевтического воздействия. Слова заупокойной молитвы также полны психотерапевтической направленности и необыкновенно глубоко воздействуют на родственников. Таким образом, православная церковь не остается в стороне от решения такой сложной задачи, как оказание помощи умирающим больным. Людям обреченным, оказавшимся на грани перехода от жизни земной, временной к жизни вечной, особенно необходима духовная помощь и поддержка. Социологический подход в системе паллиативной медицины Инкурабельные больные – неизлечимые больные, которые нуждаются в паллиативной помощи, целью которой является достижение наилучшего качества жизни для больных и их семей, оказание им помощи при социальных, физиологических, психологических, духовных и правовых проблем. Социология – это наука об обществе. Экстремальность состояния больных в терминальном состоянии и их семей не вызывает сомнения. Поэтому социологический подход в осмыслении социальной работы в хосписе достаточно актуален. Напомним, что некоторые социально-экономические факторы являются предрасполагающими к возникновению злокачественных новообразований (стрессы вследствие безработицы, финансовая немощь и, как следствие, хроническое психо-эмоциональное напряжение и пр.). Четких возрастных границ эта социальная группа не имеет. В последнее время специалисты отмечают омоложение заболевания. Значительная часть онкологических больных трудоспособного возраста. Поэтому государство несет значительные экономические потери вследствие преждевременной смерти своих граждан, а также отвлечением от производства родственников, ухаживающих за инкурабельными больными. Таким образом, необходимость создания хосписа продиктовано наличием проблем организации помощи онкологическим больным на поздних стадиях, нерешенных в России в целом. Медицинский подход в контексте деятельности социального работника в хосписеХоспис - это не обычное лечебно-профилактическое учреждение, а медико-социальное, призванное не только оказать медицинскую помощь инкурабельным больным, но и оказывать помощь в решении социальных, психологических, духовных проблем, стоящих перед пациентом и его близкими. Речь идет о том, чтобы пациенту была дана возможность последние месяцы и дни вести содержательную, наполненную жизнь. То есть цель паллиативной помощи - обеспечить достойное человека умирание. И чтобы достичь этой цели необходимо продуктивное взаимодействие в команде персонала хосписной службы, работа которых сосредоточена на благополучии пациента и его семьи. Стала пословицей фраза «счастливые часов не наблюдают», то есть в комфорте и радости время летит быстро, а в страданиях и горе тянется крайне медленно; это отнюдь не открытие. Для хосписа важно создать такие условия для пациента, что бы ни он, ни окружающие не ожидали смерти, а просто прожили качественной жизнью тот срок, что ему отпущен. Желание приговоренного - закон для остающихся, и когда он попадает в хоспис, требования его становятся вполне выполнимыми. Здесь нет запретов ни чему. И так, хоспис должен стать и быть для пациента домом. Развитие системы оказания паллиативной помощи требует активного участия квалифицированного медицинского персонала. В связи с этим остро стоит вопрос о подготовке медсестер к этому виду деятельности. В России многие из них не знакомы со спецификой паллиативного ухода, а также с основами психологической поддержки неизлечимых больных. Медицинский персонал должен обладать минимумом медицинских знаний и в большей степени навыками социальной, психологической помощи (то есть интеграция этих профессий естественна). За небольшой срок существования в России хосписов, стали очевидными преимущества паллиативной помощи для группы неизлечимых больных и необходимость дальнейшего развития хосписного движения. Медицинские сестры, которые владеют специальной подготовкой в области паллиативной медицины, несмотря на имеющиеся сложности, в сотрудничестве с психологами, врачами, социальными работниками, решают стоящие перед ними задачи: оказание помощи и достижения эффективного взаимопонимания с учетом психологических и духовных потребностей тяжелобольных и умирающих пациентов, а также психологических проблем семьи и других лиц, играющих важную роль в жизни больного. Таким образом, согласно приложению к Приказу Минздрава РФ от 08.09.1992 г. № 247 «О включении в номенклатуру учреждений здравоохранения хосписов», хосписы и отделения паллиативной помощи являются медико-социальными учреждениями. При этом причиной госпитализации в стационары хосписов и отделения паллиативной помощи более 30 % пациентов являются социальные или социально-медицинские показания. Поэтому, медицинский аспект помощи инкурабельным больным неразрывно связан с деятельностью социального работника в хосписе. Социального работника и медицинский персонал хосписа объединяет главная задача - облегчить боль и страдание, создание для пациента и его семьи лучшего качества жизни, а при состояниях, не совместимых с жизнью, - помочь больному достойно и без мучений встретить свой конец. Психологические аспекты хосписной службыУтрата близкого человека. В многообразном опыте жизни самыми болезненными моментами для человека является встреча с трагедией смерти. Для большинства людей не их собственная смерть, но потеря дорогих любимых людей является самым горестным событием в жизни. Горе имеет много компонентов - собственно утрата, амбивалентность и чувство вины, крушение жизненного плана. И все они должны тщательно прорабатываться в терапии. После осознания разных аспектов трагического события, личность начинает соотносить их с трагическими ситуациями, пережитыми другими людьми, он вписывает свое горе в структуру жизненных катастроф других людей, и этот прием социального сравнения значительно облегчает его индивидуальные переживания. Но бывает и так, что, осознав всю полноту своей невозвратной потери, человек впадает в состояние депрессии и, чтобы избавиться от своих мук, принимает решение добровольно уйти из жизни. За рубежом, как пациенту, так и его близким сразу же сообщают всю правду о возможной потери, так как, родственникам тоже нужно время, чтобы вникнуть в смысл болезни, постепенно осознать предстоящую потерю. В России онкологические больные стыдятся смерти, они хотят умереть в скорлупе, в одиночестве. Не сформированное представление о смерти вызывает нравственный конфликт, который нарастает комом в семье и не восполним в дальнейшем. Люди, которые остались жить после смерти близкого человека, нравственные инвалиды, их надо долго реабилитировать, если вообще это возможно. Следует помочь родственникам снять вину и напряжение от вынужденной разлуки с больным, находящимся в лечебном учреждении. Главное, чтобы горе не стало началом падения человека, а, наоборот, особой точкой для его жизненного пути. Конфронтация со смертью. В хосписе (как и в онкологической клинике) смерть начинает приближаться раньше, чем физический уход из жизни. Сначала наступает психологическая смерть, когда человек делает установку на свой уход из жизни. Заболевший человек проходит стадии отрицания, протеста, просьбы об отсрочке, депрессии и последнею - принятие смерти. "Принятие" как финал психологического развития личности безнадежно больного, и есть, та духовная основа, которая дает возможность больному спокойно и с достоинством встретить смерть. Персонал хосписа стремится привести пациента в состояние принятия неизбежного. Работая с больными раком на терминальной стадии, можно видеть сколь многие из этих людей используют свою кризисную ситуацию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. Они рассказывали о поразительных сдвигах, о внутренних переменах, которые нельзя охарактеризовать иначе, как «личностный рост». Для этих людей характерны: изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения жизненных тривиальностей; чувство освобожденности, появление способности сознательно не делать то, что не хочешь; переживание природных явлений: смены времен года, перемены ветра, опадание листьев, последнего рождества и т.д., как высоко значимых событий; более глубокий, чем до кризиса, контакт с близкими; уменьшение страхов, связанных с межличностным общением, и озабоченности отвержения; большая, чем до кризиса, готовность к риску. Конфронтация со смертью влечет за собой позитивные личностные изменения. Рак на терминальной стадии увеличивает число «моментов глубокой умиротворенности». «Жизнь и смерть взаимозависимы: физически смерть уничтожает нас, но идея смерти спасает нас. Сознание смерти обостряет чувства жизни и радикально меняет взгляд на нее; оно дает нам толчок от перехода из модуса существования, основанного на отвлечениях, успокоениях и мелких тревогах, более аутентичным», пишет И.Ялом. Таким образом, не сформированное представление о смерти обедняет жизнь, тогда как попытка осмыслить это закономерное явление дарит каждому возможность увидеть и ощутить мир заново, во всей его полноте и многообразии; оценить, а иногда и переоценить созданную систему ценности. Конфронтация со смертью часто рождает в умирающих людях чувство, которое социализирует их поведение. Чем более полнокровно, насыщенно и креативна жизнь людей, тем меньше тревоги они испытывают при мысли о ее кончине. Психосоциальные аспекты хосписной службы. Психосоциальная помощь как профессиональное умение общаться с умирающими – это важный аспект деятельности социального работника. Экстремальность состояния онкологического больного в терминальной стадии болезни не может вызывать сомнений как у окружающих его родных и близких, так и у медицинского персонала. Положение в отечественных клиниках осложняется еще и тем, что в 50 % случаев больные не знают своего диагноза, а тем более – прогноза. И порой именно в хосписе им приходится узнавать то, что «все слишком поздно, лечение невозможно и надо готовиться к концу». Те пациенты, которые уже знают диагноз или догадываются о нем, тоже обременены психологическими проблемами. Сложность взаимоотношений в семье, переживание тех или иных психологических установок и другие факторы накладывают высокую ответственность на психотерапевтическую службу в хосписе, и предают ей особую специфику. Что касается специальных методов психотерапии, то большинство вербальных техник оказываются малоэффективными. Персонал хосписа и добровольцы обучаются умению активно слушать, прикосновению, позе при разговоре и многому другому. Невербальную информацию, которую пациент «считывает» с вашего лица, голоса, взгляда и прикосновения, то есть, воспринимает через ситуацию, невозможно подделать. Все сказанное приводит нас к самому, на наш взгляд, важному методу психотерапии в хосписе - терапии собой, терапии присутствием. Еще Парацельс предсказал, что «придет время, и врач сам станет лекарством для больного». Итак, все изложенное говорит о важности создания комфортной социальной среды хосписа, в которую включаются и аспект партнерских взаимоотношений с пациентом, и создание единой команды персонала и родственников, ухаживающей за больным, и максимальный комфорт для пациента, не ограниченный ни режимом, ни каким-то давлением. Профессиональные качества социального работника в паллиативной медицине. Способность интуитивно понимать каждого пациента как личность, принимать его переживания, проникать в глубины ощущений и чувств, различая при этом эмоциональные оттенки, распознавать корни тех или иных форм и способов поведения - составляет сущность комплекса наук о человеке - антропологии. Антропологический подход в оказании помощи инкурабельным больным и их семьям является основополагающими в профессиональной характеристике личности социального работника. Личность социального работника в аспекте профессиональной деятельности рассматривается как один из серьезных факторов достижения успеха в решении вопросов организации, управления и внедрения спектра социальных услуг «обреченным» больным и их ближайшему окружению в системе паллиативной медицины и ухода. Важными характеристиками социального работника является гуманистический потенциал, положительное отношение, высокая положительная самооценка, легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, эмоциональная устойчивость, стенический характер эмоциональных переживаний, отсутствие тревожности, как личностной черты, толерантность к фрустрации, не агрессивное, необвинительное поведение в конфликтных ситуациях, эмпатичность, высокая степень личностной социальной ответственности. Основополагающие моменты паллиативного ухода, такие как всесторонняя поддержка и помощь больному и его ближайшему окружению, отражают основные идеи интегративной антропологии. Интегративная антропология в паллиативной медицине в определенной мере восполняет существующую разобщенность медицины, социальной работы, психологии, права. Современной целью интегративной антропологии в паллиативной медицине является обеспечение психобиологическим знанием психологов, социальных работников, терапевтов, социологов, юристов, медиков. Таким образом, интегративный подход – теоретическая основа социальной работы в хосписе. Право личности на правдивое информирование о диагнозе и прогнозеПеред тем, кто работает с безнадежно больными стоит много этических вопросов, одним из которых является правда диагноза и прогноза. В России, зачастую, не говорят больному об онкологическом диагнозе, и это создает в обществе ореол фатальности над онкологическими больными. Видимо, преодолеть отчуждение между сознанием такого больного и врачом можно лишь при одном условии: обсуждать с ним прямо тайну смерти и тем самым сказать правду. Именно по такому пути пошла С.Сандерс, впервые для себя решив не скрывать правду от своего пациента. Только так она помогла ему преодолеть одиночество, примириться со своей участью. Концепция «Ложь во спасения», хотя и не обрела статуса правовой нормы в Советском Союзе, но воспринимается едва ли не как официальная установка. Приведем характерные выдержки из книги «Деонтология в практике терапевта» Лещинского Л.А.: « По-видимому, при одних заболеваниях больной не должен знать ничего, при других ему сообщается лишь, кое-что, наконец, при третьих его посвящают во все. Диагноз рака внутренних органов, других злокачественных опухолей сообщать больному отечественная клиническая традиция не рекомендует. Такая позиция в отечественной медицине диктуется соображениями гуманизма» (26;373). Иными словами, мы имеем дело с отчетливо выраженной патерналистской установкой, в рамках которой - и это следует специально отметить - вопрос о том, что является благом для пациента, решается не им самим, а врачом. Еще одна цитата. «В Советской и вообще в отечественной клинике этот вопрос - об информации больного о вероятной смерти - традиционно и однозначно решался и решается отрицательно» (40;373). В качестве довода приводится то, что «горькая правда», палаческая, жестокое действие, отнимающее у больного последнюю надежду и отравляющие остаток его жизни. Врачи обосновывают свою позицию хорошо известными доводами - щадить психику больного, который, узнав о роковом диагнозе, может в исключительных случаях даже решиться на самоубийство. Действительно аргументы серьезны. И примеров таких достаточно много. Другой причиной принципа «ложь во спасение» частично может считаться то, что мы не умеем сообщать плохие новости. Что можно сказать умирающему? Кто имеет право сказать ему правду? И, наконец, как сообщить плохие новости? Эти этические вопросы решены в хосписах. Специалисты в хосписах подчеркивают, что весь период терминального состояния у пациентов проходит на фоне мыслей о смерти, и именно это придает особую трагическую окраску тяжелейшим физическим и психическим страданиям умирающих больных. Такова психологическая реальность, с которой имеет дело врач, когда решает дилемму - говорить или не говорить правду. В 1993 году вступил в силу Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». С его принятием врачи утратили монополию на право распоряжаться информацией о диагнозе и прогнозе заболевания безотносительно с желанием пациентов. Так, согласно ст. 31 «Основ», «каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения». Как видим, теперь наше законодательство, как это принято и в соответствующих международных документах, отстаивает право пациента на информацию. Практика хосписов вообще внесла серьезные коррективы в ценностные ориентиры профессиональной врачебной этики. Безнравственность, не гуманность лишение всех обреченных больных информации о том, что их ожидает, сначала была этически осмыслена в хосписах, а затем спустя десять - двадцать лет, право пациента на информацию стала универсальной ценностью современной профессиональной этики врачей. Так, по данным американских опросов, если в 1961 году 88 % врачей не сообщали пациенту больному раком, его диагноз, то в 1979 году уже 98 % придерживались противоположной позиции. Правда, нужна умирающему, чтобы вовремя распорядиться наследством, юридически оформить фактически существующий брак, уничтожить документы или письма и т.п. Таким образом, сам пациент должен решать: желает ли он знать о своем диагнозе и даже о безнадежном прогнозе. В хосписах ни кому не навязывают правду о неизбежности скорой смерти, но в тоже время откровенно обсуждают эту тему с теми, кто готов и кто этого хочет. Опыт хосписов, прежде всего, отрицает «святую ложь» как костный обычай, игнорирующий индивидуальный, личностный подход. Проблема суицида среди инкурабельных больных и их родственниковМеждународный пакт о гражданских и политических правах 1966 года рассматривает право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека. Российское законодательство впервые провозгласило право на жизнь в Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 году. Право на жизнь имеет несколько аспектов, в т.ч. право сохранения жизни (индивидуальности) и право на распоряжение жизнью, которое проявляется, как возможность решать вопрос о прекращение жизни. Человек может преждевременно прекратить свою жизнь самоубийством. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно совершается более 500 тыс. самоубийств и примерно 7 млн. попыток. «Морской устав» Петра 1 1720 года постановил, «что кто захочет сам себя убить и его в том застанут: того повесить на райе; а еже ли кто сам себя уже убьет: тот и мертвый за ноги повешен быть имеет». А "Уложение о наказаниях" 1845 года лишило самоубийцу христианского погребения. Понятно, что самоубийство не может, конечно, пропагандироваться и поощряться, но в тоже время и не должно иметь отрицательных последствий со стороны государства к родственникам умершего, а при неудачной попытки - к самому потерпевшему. Суицидальный риск наиболее тесно связан с уровнем депрессивной симптоматики. Увеличивают риск самоубийств, следующие факторы, которые присущи инкурабельным больным: депрессия; фаза болезни, при которой больные психически и эмоционально травмированы; плохо контролируемая боль; чувство изоляции и заброшенности семьей; плохой прогноз; поздние стадии заболевания. Гнездилов А.В. в 1995 году выявил суицидальные мысли у 80 % курируемых им онкологических больных. Таким образом, с одной стороны по закону человек имеет право распоряжаться своей жизнью, с другой самоубийство во все времена не поощрялось. В основе суицида и суицидального поведения почти всегда лежит отчаяние и безверие в помощь. Успех паллиативного лечения может существенно снизить актуальность суицида для пациента/семьи. В этом смысле хоспис выступает с принципом нравственности, которую должно воспитывать общество. Социальные и правовые аспекты эвтаназии в России и за рубежомТермин «эвтаназия» произошел от греческих слов: «eu» - благой, хороший, и «thananos» - смерть. Ф. Бэкон (1561-1626) понимал под эвтаназией легкую, безболезненную, даже счастливую смерть. Он писал: «Если бы врачи хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы увеличить свои познания в медицине и в то же время приложить все старания к тому, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком ещё не угасло дыхание». В наше время рассматриваемый термин используется не только в бэконовском, но и в ряде других значений. Так, в «Энциклопедии биоэтики» выделяют четыре значения: 1)ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания; 2) прекращение жизни лишних людей; 3) забота об умирающих, (это и есть изначальное бэконовское значение, в наше время неупотребляемое); 4) представление человеку возможности умереть. Термин «эвтаназия» требует детализации, поскольку отражает различные формы этого явления. Различают разные формы эвтаназии. Пассивная эвтаназия («метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти (либо она вообще не оказывается). Это на практике достаточно часто встречается и у нас в стране. Чаще всего, когда говорят об эвтаназии, имеют в виду активную. Активная эвтаназия («метод наполненного шприца») – это преднамеренное вмешательство с целью прервать жизнь пациента, например, путем введения умирающему каких-либо лекарственных или иных средств, либо других действий, влекущих за собой быстрое безболезненное наступление смерти. Добровольная эвтаназия - это эвтаназия, осуществляемая по настойчивой просьбе самого больного, находящегося в ясном сознании и объективно информированного о своем состоянии, причем признаки преходящей депрессии отсутствуют. Недобровольная эвтаназия – это эвтаназия, когда просьбы («информированного согласия») пациента о прекращении его жизни нет. В клиническом плане речь идет, прежде всего, о неизлечимых больных, находящихся в бессознательном состоянии. Выделяют также прямую и косвенную эвтаназию. Здесь речь идет исключительно о различии целей действий медработников: хотели ли врач, медсестра причинить смерть своему пациенту, находящемуся в терминальном состоянии (прямая эвтаназия) или они проводили, например, обезболивание в соответствии с клиническими стандартами, однако косвенно это привело к сокращению жизни пациента. В1984 году Верховный суд Голландии на основе результатов работы правительственных и парламентских комиссий сформировал правила, соблюдая которые, врачи освобождаются от уголовной ответственности за проведения эвтаназии и ассистированного самоубийства, хотя в Уголовном Кодексе соответствующая запретительная статья остается. Обновленная редакция этих правил появилась в 1992 году. Три обстоятельства рассматриваются в качестве обязательных для оправдания эвтаназического действия врача: 1) наличие добровольного запроса пациента на основе полной информированности о последствиях; 2) факт непереносимого страдания; 3) отсутствие альтернативных возможностей оказания помощи. В большинстве штатов США эвтаназия запрещена законом. Лишь в штате Орегон в 1994 году после референдума легализовано самоубийство с помощью врача. Вместе с тем нелегальная практика активной эвтаназии и ассистированного самоубийства существует. По данным социологического опроса в штате Вашингтон 12% врачей сообщили, что пациенты обращались к ним с просьбой об ассистированном самоубийстве, и еще 4% - с просьбой о проведении активной эвтаназии. При этом в 24% случаях эта просьба была удовлетворенна. В России весь блок вопросов, связанных с эвтаназией и ассистированным самоубийством, остается в правовом отношении неурегулированным, хотя по закону все формы эвтаназии запрещены. В статье 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья "Запрещение эвтаназии" прямо сказано: "Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении смерти – какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращение искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ". Однако проблема от этого не перестала существовать, так как существующее в законодательстве право пациента на отказ от медицинской помощи фактически открывает возможности для правового оформления вопроса, касающегося пассивной эвтаназии (статья 31 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Легализация эвтаназии в современной России, где ресурсы паллиативной медицинской помощи пока недостаточны, а углубляющиеся социальные расслоения общества заведомо делает распределение этих ограничительных ресурсов несправедливой, означает, что терминальные больные из социально незащищенных слоев будут подвергаться эвтаназии, вместо оказания им паллиативной медицинской помощи. Мы убеждены, что задача общества и государства не внушать гражданам мысль о смерти, а создавать хосписы, развить формы хосписного обслуживания на дому. Хоспис является альтернативой эвтаназии, он исповедует принцип естественного течения событий, когда сроки приходят от самой природы и в этом заложена человеческая и божественная мудрость. Помощь больному, гарантия качества жизни до последнего момента позволяют переломить депрессию, вызывающую отчаяние и суицид. В этом смысле хоспис выступает с принципами нравственности, которые должны воспитывать общество. Содержание профессиональной деятельности социального работника в хосписеВозможные направления профессиональной деятельности социального работника в хосписе на несколько блоков: 1) работа с клиентом / семьей,2) работа с персоналом, 3) информационная работа, 4) развитие хосписного движения. Качество жизни безнадежно больного как важнейший аспект в деятельности социального работника. В России хосписы и учреждения паллиативной медицины являются учреждениями нового типа. Непрерывно идет процесс становления сферы паллиативного ухода и выработки принципов работы этих учреждений. Осмысление социальной помощи безнадежно больным людям с позиции различных подходов (философского, религиозного, социологического, медицинского, психологического) позволило нам сделать вывод о том, что социальная работа в хосписе находиться на стыке медицинской помощи и правовой защиты инкурабельных больных и их семей, и носит комплексный интегративный характер. Современный этап развития паллиативной медицины, паллиативного лечения характеризуется взаимным проникновением философии паллиативной медицины и хосписов, социальной работы и медицинских исследований, формирования новых социокультурных направлений ухода за больными. Любое заболевание, а тем более, такое тяжелое, как онкологическое, приводит к ограничению физических возможностей и ухудшению материального положения. Именно в этот, для всех без исключения, тяжелый период жизни у человека появляется зависимость от посторонней помощи. Вследствие недуга больной не в силах сам решать социально-бытовые вопросы. Цель паллиативной помощи – реализация права на достойную смерть. У постели умирающего человека врач паллиативной помощи исповедует следующее этическое кредо: если невозможно прервать или замедлить развитие болезни, качество жизни больного становиться более важным, чем ее продолжительность. Став на этот путь, врач сталкивается с другой дилеммой, так называемого "двойного эффекта". При оказании помощи больному (борьба с болью, купирование других тягостных для больного симптомов) он косвенно может сократить его жизнь. Какой смысл в увеличении количества дней прожитой жизни, если при этом нет возможности улучшить качество такого существования? Это вопрос ответственности врача хосписа, особое качество его личности, его мировоззрения, его философии. Таким образом, в понятии "качество жизни" соотносятся два аспекта: объективный и субъективный. В ситуации умирающего больного улучшение объективных параметров его жизни не ограничивается только решением клинических проблем и проблем сестринского ухода, но выражается в создании для него возможно более комфортных условий существовании в целом. И все-таки, в конечном счете, качество жизни имеет субъективное выражение. Умирающий пациент, избавленный с помощью грамотного паллиативного лечения от боли, имеющий возможность общаться с семьей и друзьями, способный даже в последние дни своей жизни на высшие духовные проявления. Необходимо еще раз отметить, что в помощи нуждается не только умирающий, но его близкие, переносящие тяжелейший психоэмоциональный шок. Поэтому в рамках хосписного движения психологической и социальной поддержке членов семей умирающих придается большое значение. В комплексной характеристике качества жизни особое место занимает моральное самочувствие пациента. Одним из критериев успешного паллиативного лечения умирающего больного является расширение возможностей самообслуживания больного, что одновременно увеличивает его самоуважение. Любые проявления нормальной жизни (чтение, прием посетителей и т.п.) должны поощряться. Умирающий человек особо чувствует недостаток заботы о нем. В таком положении человек имеет право на капризы, и даже чувство злости. Надо уметь соглашаться с больным, отказывающимся, например, от еды или от приема посетителей. Принятый в хосписе обычай выполнения последнего желания умирающего есть как бы логическое завершение этой линии поведения, всей философии паллиативного лечения. Итак, цель паллиативной медицины – реализация права на достойную смерть. Если невозможно прервать или замедлить развитие болезни, качество жизни больного (создание комфортных условий) становиться более важным, чем ее продолжительность. Содержание работы социального работника в хосписе: 1. Работа с клиентом / семьей Работа по выявлению контингента "хосписных" больных и определение критериев отбора в хоспис. Сбор первичной информации о клиенте, первое посещение клиента и определение объема необходимой помощи согласно запросам клиента /семьи. Посещение клиентов / семьи по месту проживания для оказания услуг согласно имеющимся потребностям (закупка продуктов, чтение книг, кормление, уход, беседа и т.д.). Проведение оценки состояния клиента и семьи, которая включает в себя относящиеся к делу социальные, духовные, финансовые, психологические, юридические, средовые и бытовые ресурсы и потребности больного и его близких. Проведение оценки безопасности и комфортабельности жизнедеятельности клиента. Составление и реализация плана ухода как части командного плана ухода. Участие в координации действий по обслуживанию семьи клиента. Помощь в социальной, психологической адаптации, реабилитации клиента / семьи. Консультирование клиента / семьи об имеющихся ресурсах помощи для удовлетворения общественных, финансовых, транспортных, юридических, психологических, духовных и средовых потребностей. Разработка программы поддержки членов семей, родственников, друзей на всех этапах умирания близкого человека (например, создание групп самопомощи и взаимопомощи). Содействие в оформлении документов (оформление инвалидности, советы для оптимизации принятия решений, связанных с последней волей, завершением планирования последних дней, участие в организации похорон). Документирование оценки состояния, вмешательства и оценки проделанного согласно выработанным стандартам. Координация перемещения клиента, привлечение к работе членов семьи и ближайшего окружения. Установление и поддержка связи с трудовыми коллективами, где раньше работал клиент. Обеспечение конфиденциальности всех обстоятельств болезни и жизни клиента, а также его семьи. Сотрудничество со службами социальной защиты, связь со специалистами здравоохранения и других государственных и общественных организаций города для удовлетворения потребностей клиента (приложение 13). 2. Работа с персоналом: * участие в подготовке и социальной поддержке добровольцев, составление обучающих программ, отбор и обучение персонала хосписа; * осуществление работы с персоналом хосписа (разрешение конфликтных ситуаций, снятие психоэмоциональной нагрузки, психологическая поддержка и т.д.); * содействие в профессиональной подготовке и переподготовке, повышение квалификации специалистов хосписа, отбор и обучение волонтеров; * планирование и организация проведения занятий (групповых и индивидуальных) с персоналом хосписа, волонтерами по вопросам социальной, психологической помощи клиентам и их семьям; * правовое информирование и консультирование. 3.Информационная работа: изыскание возможностей для продвижения идей и услуг хосписа; участие в презентациях для хосписной команды и использование возможностей для публичных выступлений; налаживание общественных связей; сотрудничество с религиозными конфессиями, содействие развитию духовной помощи клиентам / семьям в хосписе; привлечение внимания к проблемам хосписа, инкурабельных больных, членов их семей благотворительных фондов, общественных организаций, спонсоров. Развитие хосписного движения: разработка социальных проектов и программ развития хосписного движения; участие в конференциях; разработка и внедрение в практику новых методов социальной помощи и поддержки клиентов /семей; разработка и проведение мероприятий по координации и преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями по вопросам социальной помощи инкурабельным больным и их семьям; формирование и постоянное пополнение электронного банка данных обо всех действующих законах, инструкциях и т.д., касающихся интересов инкурабельных больных и их семей; изучение отечественной и зарубежной литературы, научных публикаций по вопросам организации социальной работы в хосписе, социальной помощи инкурабельным больным и их семьям, подготовка аналитических обзоров и т.д.; разработка памяток и брошюр ухода, помощи и поддержки инкурабельных больных для родственников, добровольцы. Например, в. Первом Московском хосписе используют следующие памятки и брошюры: "Дети в семье, где есть тяжелобольной", "Рекомендации для родных и близких пациента, находящегося в хосписе", "Памятка по уходу за тяжело больным", "Питание больных", "Памятка выездной службы", "Заповеди хосписа" и другие. В заключении следует отметить, что универсальность организации социально-медицинской помощи инкурабельным больным в хосписе является наиболее эффективной формой, которая позволяет наиболее полно удовлетворить их социальные, психологические медицинские нужды. Введение в штат паллиативной медицины социального работника позволит реально повысить эффективность работы хосписа, качественно улучшить жизнь инкурабельных больных и их семей и скоординировать деятельность персонала на выполнении своих непосредственных обязанностей. Вопросы для контроля Расскажите об истории оказания помощи неизлечимым больным. Как развивалось хосписное движение за рубежом и в России? Охарактеризуйте организацию медико-социальной помощи инкурабельным больным в современной России. В чем состоит философия и теория хосписного движения? В чем заключается этика паллиативной помощи? Перечислите заповеди хосписного движения. Охарактеризуйте религиозный подход в деятельности социального работника в хосписе. В чем заключается социологический подход в деятельности социального работника в системе паллиативной медицины? В чем состоит суть медицинского подхода в деятельности социального работника в хосписе? Охарактеризуйте психологические аспекты хосписной службы. Охарактеризуйте социальные и правовые аспекты эвтаназии в России и за рубежом. Охарактеризуйте содержание профессиональной деятельности социального работника в хосписе (работа с клиентом и семьей, работа с персоналом, информационная работа, работа по развитию хосписного движения). Использованная литература Бобровская Н. Смерть нельзя торопить, и нельзя - отложить... //Новости Пскова. - 1998.-21 мая. Большая медицинская энциклопедия. /Под ред. Б.В.Петровский - М.:Советская энциклопедия, 1985. Ведомости СНД РФ и ВС РФ.// Издание Верховного Совета РФ. – М.: Изд-во "Известия Советов народных депутатов РФ",1993.- №33. Введение в биоэтику: Учебное пособие. /Под ред. М.В.Попова - М.:Прогресс - Традиция,1998. Глушков В.А. Социальные и правовые аспекты эвтаназии.// Социал. иссл.- 1992.- №7. Громов А. Умереть или мучаться //Юрид. газета. - 1992.-№14. Иваницкий В. Дилемма доктора.//Знание – сила. – 1999.- № 11-12. Иванушкин А.Я. Новая медицинская этика приходит из хосписа. //Человек. - 1994.- № 5. - с.108-115. Игнатенко Е. Хоспис – особая философия.// Социальная защита.-2003.- №11. Кемпбелл К. С. Эвтаназии и религия // Курьер Юнеско.-2000.-№1(янв.). Клюев А. Г. Некоторые аспекты эвтаназии как моральная проблема медицинской деятельности.// Проблемы соц. Гигиены и история медицины.-1994.-№6 Коваленко Ю. Голландцам даруют право на смерть: Парламент одобрил эвтаназию.// Новые известия.-2000.-30 нояб. .Корасев И. Право на жизнь и право на смерть.// Мед. Газета.-1997.-31 окт. Лавриков И. Третьяковские врачи: отношение к эвтаназии.// Социол. исслед.-1995.-№5. Миллионщикова В. Хоспис - перспективы развития. // Рос.мед. журнал . - 1998.- № 1. - янв. -с.56-59. Миллионщикова В. В., Гнездилов А.В., Иванюшкин А.Я. Дом для жизни. // Человек. - 1994. - № 5. - с. 116-121. О современных тенденциях легализации эвтаназии в России: заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике// Мед. Газета.-1999.-8 окт. Основы социальной работы. /Под ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М, 2002. Павленко И. Крик самоубийцы или о праве на смерть// Мед. Газета.-1994.-5 окт. Паллиативная медицина и реабилитация. / Под ред. Г.А.Новиков. - М.: Изд-во Фонд «Паллиативной медицины и реабилитации больных», 1997. - № 2. Паллиативная медицина и реабилитация. / Под ред. Г.А.Новиков. - М.: Изд-во Фонд «Паллиативной медицины и реабилитации больных», 1997. - № 3. Паллиативная медицина и реабилитация. / Под ред. Г.А.Новиков. - М.: Изд-во Фонд «Паллиативной медицины и реабилитации больных», 2001. - № 3 - 4. Популярная медицинская энциклопедия. / Под ред. Б.В.Петровский. М.: «Советская энциклопедия», 1987. Российский историко-бытовой словарь. // Студия «Трите» Никиты Михалкова. - М.: «Российский архив», 1999. Свердлова А.А. К истории общественного призрения в России. //Социолог. исслед. - 1997.- № 8. - с.89-93. Симуянова И. В. Биоэтика в России: Учебное пособие для мед. и фарм. Вузов. - М.: Грать,2001. Терминальные состояния и паллиативная терапия: Учебно-методологическое пособие./Под. ред. Гнездилов А.В. – С-Пб.: Бионт,1998. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. Чхартишвили Г. Венец эвтаназии.// Общая газета.-1999.- 29 апр.-12 мая. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с анг. - М.:Центр общечеловеческий ценностей, 1994. Юдин Б.Г., Ясная Л.В. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. - М.: Эдиториал УРСС, 1988. |