Десять лекций по мифологии - Платонова Э.Е.. Учебное пособие для учащихся 911 классов и студентов высших учебных заведений Аннотация Учебное пособие 10 лекций по мифологии
Скачать 8.39 Mb.
|
III Миф и символ. Формулировка мифа из философского словаря: «Мифология - форма сознания, стремящаяся к гармонии личности и природы. Это сознание основано на том, что человек неспособен выделить себя из окружающей среды. Мифологическому мышлению не свойственно разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственного и временного отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о творении, которое отделено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, а особую форму первотворения, первопредметов и перводействий, то есть рассказ о творении объясняет настоящее и будущее». Для более полного понимания этого определения необходимо также сказать, что же считается субъектом и объектом. Под субъектом в философии понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек. Под объектом - то, на что направляется познавательная и другая сила субъекта. Эти два понятия известны с поздней античности. Формулировка символа как внешнего фактора: «Символ - это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу». Формулировка символа по существу: «Символ (греч. знак, опознавательная примета) - синтез образа и знака, наделенные органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и его смысл - два разных полюса (смысл теряет без образа свою действительность, а образ распадается на составные компоненты), слитые воедино. Смысл символа не существует в качестве рациональной категории или формулы, которую можно вложить в образ». Такой сложной структурой обладает символ, так как его внешняя форма направлена на обнажение смысла того или иного явления, той или иной структуры, принципа жизни и пр. Человек не наблюдает в своем образе жизни отличия от образа жизни окружающей среды, так как видит очень много подобного в своем поведении и окружающей природе. Например, сердитость человека - есть ярое проявление его чувств, выраженное в сильных и буйных физических действиях, которую можно уподобить грозе, так как в проявлении есть нечто похожее на сердитость. Человек понимает под грозой сердитость кого-то, кто выше и могущественнее его и чьи проявления он наблюдает, и потому подчиняется ему, так как наблюдает силу, превосходящую человеческую. Во всех народах главным верховным богом был бог грозы, мечущий молнии, бог грозный, посылающий на землю разрушения и дарующий земле плодородную силу. Именно в этом проявляется гармоничность человека и природы. От того, что человек наблюдает подобие в своих проявлениях и в проявлениях окружающей его природы (животные, стихии), он не отделяет себя от окружающего, считая свою жизнь и жизнь общества продолжением жизни космоса (космос с греч. - вселенная, обозначающая единство мира в противоположность хаосом; введено Пифагором). Таким образом, возникает знак, знак на теле человека, обозначающий и подтверждающий единство и подобие с каким-либо природным явлением (татуировки, маски, обереги). Возникший знак создает вокруг себя определенный ритуал, который имитирует какое-либо природное явление - это обряд. Например, когда человек имитирует грозу, он бьет в барабаны, воспроизводя звук грома, бросает огонь, напоминая молнии, но при этом рождает что-то, что подтверждает единство (знак или символ). При этом человек не считает грозу настоящую и имитированную грозу явлениями разного рода, он их не различает. Для него этот обряд - это настоящая гроза (или действие призывающее, за которым последует природная гроза). Точно также человек относится к изображениям (знакам, символам). Изображение любого животного, проткнутое стрелами, означает удачную охоту, так как изображение животного для него идентично с самим животным. Такое же отношение было и к имени - говоря о ком-то, считалось, что названный человек возникает при произношении его имени, на него можно влиять и воздействовать, даже иметь над ним власть, так как через знание осуществляется величие и власть, поэтому было принято скрывать свое настоящее имя, имея прозвища, даваемые по проявленным качествам. У всех народов считалось, что имя имеет власть над судьбой, оно предопределяет судьбу и человека, и государства. Отсюда, например, в индийской мифологии большое количество самых разных наименований одного бога, которые скрывали подлинное имя и тем самым избавляли простых людей от прямого контакта с богом или демоном. Потому, что если знаешь настоящее имя бога, то можно вступить с ним в мистическую связь для того, чтобы получить нечто желаемое. Это было культивировано и этими знаниями могли владеть только жрецы. Знак, символизирующий какой-то природный процесс (например, грозу), и имеющий некоторый предметный вид, придавалось значение одного из элементов этого природного процесса, с помощью которого можно участвовать или влиять на этот природный процесс. Так любая вещь и ее название имели символическое тайное значение, связанное с плодородной силой какого-то природного процесса (например, с грозой) (см. Приложение 2). IV Миф как система отношений и единства с природой. Человек не разделял физический (материальный, внешний) вид предметов и их названий, человека и его имени, вообще любого явления и его имитации (грозы и обряда, имитирующего грозу), - для него все это было единым миром, единой историей, которая как началась, тем и закончится. Начало мира и конец в понимании человека лежал в едином, непознанном, неведанном начале. Важным для человека было то, что с чего начинается мир, тем и заканчивается. Потому символы рождения для человека были и символами смерти. Обряд существует потому, что является необходимой частью человеческой жизни, подтверждающей единство с природой. Человеку необходимо сделать реальным, действительным, настоящим это единство, через какое-то совместное с природой действие. Все обряды были связаны с пищей и имели характер привлечения плодородия для земли и общины. Например, рождение, свадьба были связаны с весной и летом, а значит с рождением природы и с рождением детей, чему был посвященный один единый обряд. Знаковое и символическое изображение окружающей среды в рисунках, одежде, предметах быта, в самом образе жизни, в обрядах и ритуалах - это первые шаги культуры. И основа этой культуры заключается в символах, определяющих единство с природой и призванных имитировать (или притягивать) некоторые космические процессы с тем, чтобы более осмысленно принимать в них участие и тем приближаться к богам (осмысленным космическим силам) или Богу. В символах проявляется вся действительная реальность таинственных смыслов жизни за счет того, что они являются соединительным звеном между природными явлениями и человеком. С помощью символов возможно приобщаться или обладать смыслами жизни, которые таинственно сокрыты для человека, так как не проявлены во внешней физической (материальной) реальности. Это обладание или постижение смыслов жизни приближает человека к более осмысленному бытию и делает его сознательным самовластным действующим лицом во всеобщем мировом (космическом) процессе. Миф - это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на внутреннем родстве (подобии качеств) человека и мира, в котором все наделено смыслом, то есть является «проекцией» человеческой души вовне, в «космос» Примечание 3. Например, у кельтов есть предание о первом человеке, который прожил несколько жизней в разных обличьях, преображаясь из одного в другое. Один из первых людей Туан жил триста лет в облике человека, триста — как дикий бык, двести — горным козлом, триста — птицей и еще сто — в виде лосося. Этого лосося съедает королева, и Туан возрождается в человеческом облике под первым своим именем. Таким образом, это родство подтверждается (такой же принцип человеческой жизни был на Востоке). Мифологические взаимоотношения человека и окружающего мира можно определить как отношения, которые проецируют друг на друга свои порядки и законы, иными словами, - тождественны друг другу. Человек определяет законы своего общества как законы окружающего его мира животных и растений, то есть проецирует на свое общество законы природы. И обратно - он проецирует на природу свои отношения. Природа проецирует на человека свои связи, ритмы и циклы, человек, в свою очередь, проецирует свои связи и взаимоотношения. Человек воспринимает свое общество как природное продолжение и считает, что во взгляде природы природа также продолжает человеческое общество. Одно тесно связано с другим и вытекает одно из другого, находясь в замкнутом кругу. Иными словами, природа продолжает человека (общество), а человек (общество) природу. Это тождество основано на первопорядке, который повествует как что и из чего произошло, то есть порядок происхождения живых существ, и этим определяется иерархия или старшинство в природе. Тождество первопорядка, то есть признание человеком над собой старшинства природы, живых существ, стихий и пр. фиксируется на теле человека (татуировки), природных объектах и предметах, созданных человеком (насечки на дереве, маски и пр.). Подобие качеств в различных явления и вещах расценивается человеком как родственные связи. И, находя в животных похожие качества на свои, человек определил для себя среди живых существ и стихий покровителей. Например, человек с хитрыми и своенравными чертами характера мог считать своим прародителем дикую кошку, обладающую такими же повадками. Прародителем человек считал не только животных, но и растения, и стихии. Этих обожествленных животных современная наука назвала тотемами, а предметы, подтверждающие родственные связи между тотемом и человеком, или обожествленные человеком - фетишами. Конечно, можно рассматривать миф, сравнивая его современной системой знаний о мире, однако это было бы совершенно неверно, т. к. миф призван определять объективную картину мира не внешним физическим путем, а путем внутренним, смысловым, связывая все живое по внутренней схожести и смыслу, выстраивая, таким образом, некоторою эволюционную связь. Примечание 3. Пояснением этого может служить схема, которая наглядно показывает «проекцию» человеческих отношений на окружающую среду (природу, мир, космос). Это тождество должно выражаться материально, поэтому на фоне первопорядка всегда возникает фигура первопредка - тотема (получеловек - полуживотное-растение-насекомое). В более позднее время это тождество выражается в символах и единстве символов (отец - мать и сын, тело - душа и дух, и пр.). Именно из этого тождества возникает во многих восточных мифологиях рождение человека от (при помощи) природной вещи (дерева, животного, растения, насекомого, стихии и пр.). Соответственно, наоборот - рождение природных вещей зависит от человека. Таков, например, миропорядок, определенный на острове Пасха. Все происшедшее вокруг определяется любовью и одно исходит из другого, - это своего рода попытка определить процесс эволюции. Было записано со слов племен, сохранивших традицию предков. «1. Бог (Отец) с гневными глазами (лицом) оплодотворил Глыбу, чтобы создать попоро (прорезающее растение).
V Мифологическое мировоззрение. Формирование. Человеческое мировосприятие, категории свободы и рока (обстоятельств, судьбы) в жизни зависят от того положения Бога, которое человек Ему определяет в своем мировоззрении. В сознании человека весь мир и сам человек созданы разумом, разумом большим, чем человеческий, так как ряд закономерностей в различных явлениях и качествах, устройствах подобен. Например, человек легко может наблюдать похожее устройство организма человека и животного, может найти и похожее в растении. Он легко может уподобить устройство своего организма также и устройству материков на земле, свои кровеносные сосуды, несущие жизнь, рекам и т. д. Человек может по качествам сравнить различные явления: грозу и свою сердитость, крылья и ветер, солнечное и человеческое тепло, плодородие земли и материнство, и установить, таким образом, внутреннее родство, которое свой тайный смысл может проявить, подтвердить существование и обнаружить в символе Примечание 4. Мудрость устройства мира для человека неоспорима. Существование для человека Высшего Разума, создавшего мир, чрезвычайно важно, так как человек считает, что он, как и Высший Разум, наделен способностью (по той же причине внутреннего родства всего мира, о котором речь шла выше) создавать, размышлять и творить. Следовательно, для человека чрезвычайно важно положение Бога в созданном космосе (см. Приложение 3). Эта связь между Богом и человеком существует на очень глубоких внутренних позициях добра и зла, жизни и смерти в мире. Если Бог зависит от процессов космоса, не свободен от них, то и человек тоже не может претендовать на внутреннюю свободу выбора и творчество (создание чего-либо: устройство общества, цивилизация, научный прогресс, искусство, вообще собственная организация жизни и деятельности и пр.). Для человека те или иные критерии, оценки и позиции добра и зла в жизни создают и осуществляют его деятельность и образ жизни. В этой связи, все внутренние критерии формирует положение для человека Бога в космосе (мире), Его полномочия и действия. Подобными или именно такими, как действия и полномочия Бога, человек воспринимает свои собственные полномочия в мире и возможности своих действий. Например, если человек считает, что Бог не в состоянии никак ограничить существующее зло, Он бездейственен и отвлечен от мира, то сам человек будет вести себя также - свои действия человек будет воспринимать как нечто незначительное, отвлеченное, не играющее никакой роли в обществе или мире и т. д. Формирование взглядов человека зависит от того, какими он воспринимает действия Бога. На предложенной схеме рассматривается положение человека в мире таким, каким его видит и воспринимает сам человек. В центре мироздания (космоса) человек помещает Бога (Высший Разум, Первоначало, Сверхчеловека и пр.), из которого проистекает все мироздание: стихии, живые существа и человек. Человек, воспринимает взаимосвязи всего мира как родственные связи, которые объясняет себе тем, что Бог из себя произвел все мировые силы (стихии), из них произошли земля и звезды, из них живые существа и, в конце концов, человек. Такие родственные связи позволили человеку считать весь мир своим связанным родственными узами по внутреннему смыслу. Например, научную теорию эволюции, предложенную Чарльзом Дарвиным, сформировало мифологическое отношение к миру. Разумеется следует различать науку от мифа, но в данном случае именно мифологическое представление о мире сформировало научную теорию. «Родственное» отношение ко всему живому предполагает как в мифе, так и в научной теории, что все живое на земле произошло из живой клетки. Модель эволюции представляет развитие мира из одного живого существа, которое развилось в различные виды животных, благодаря возникшим жизненным условиям, менявшихся в результате смены ландшафтов и климатических поясов. Из рыб произошли земноводные, из земноводных - птицы, млекопитающие и парнокопытные, из парнокопытных - млекопитающие и т. д. В конце концов, завершающим звеном творения (эволюционного природного цикла) стал человек, который произошел от общих предков с обезьянами. Попытка представить существование и саморазвитие земли без Бога в мифологическом мировоззрении потерпела крах, так как сознание человека не может воспринимать природу в целом не наделенную сознанием как субстанцию мудрую и упорядоченную. Целостность природы, ее гармоничность и упорядочность, как и то, что делает человек (культура), не мыслится человеком само по себе, как саморазвивающаяся система, с произвольно взятым двигателем, стремящимся к развитию. Смысл развития для человека заложен в существовании Бога. И это для человека становится главным смыслом, так как само развитие подразумевает стремление к совершенству, человек мыслит совершенным Создателя. Во многих народах Верховный Бог воспринимался человеком как некоторая отдаленная субстанция, поэтому человек выбирает для себя более приближенных к Нему, чем он сам, существ, - живую и неживую природу, которую он считает произошедшей ранее его, более близкой Богу и потому совершенной. Таким образом существует многобожие. Итак, мир без Бога лишается своего главного смысла. Для человека лишенное главного смысла бытие превращается в хаотический круговорот вещей, не связанных между собой причастностью к главному смыслу, - Богу. Человеческий разум, не сумевший постичь великие законы космоса, не может быть главенствующим в мире, так как неспособен познать и сотворить еще более совершенное по смыслу и глубине закономерностей бытие. Но именно эту цель человечество преследует во всех своих проявлениях - создать совершенное устройство, систему, будь то государство, теории мироздания, научные теории познания, образы искусства. Возвращаясь к тому, что человек первопричиной создания космоса считал Бога (Высший Разум, Сверхчеловека и пр.), можно сказать, что человек определил Ему место внутри созданного космоса. Это значит, что общекосмический бесконечный цикл умирания и возрождения (годовой круг природы, жизнь всех живых организмов - это причинно-следственный цикл), созданный стихиями, развивающийся по своим циклам, имеет на Бога такое же влияние, как и на все живое. Бог, как воспринимал человек, подвержен этому циклу бесконечных страданий, связанных с умиранием и рождением. И, следовательно, человек для себя не смог определить иного бытия, кроме того же самого - быть подверженным этим космическим циклам. В этом случае для человека фактор внутренней свободы почти отсутствует, так как ряд неотвратимых событий (рок) зависит не от его поступков и решений, а от стихийных космических циклов. Таким образом, несвобода Бога от космических циклов в мировоззрении человека формирует несвободу и зависимость самого человека от природных циклов и космических процессов. Примечание 4. Систему мифологического мировоззрения можно представить таким образом: Кратко рассмотреть мифологическое мировоззрение можно таким образом: Бог-прародитель находится внутри космоса, подвластный всем космическим процессам (причинно-следственной связи, процессу умирания и рождения). Производит из себя живые организмы, последней завершающей ступенью в этом процессе эволюции является человек. Космос действует по одному сложному принципу: причинно-следственному процессу, процессу умирания и рождения (зима, весна). Причинно-следственный космический процесс существует благодаря действию четырех стихий. Из этих четырех стихий состоит весь мир и все живые организмы Благодаря тому, что их четырех стихий состоят все живые организмы, все живое может восприниматься как родственное, связанное по смыслу. Таким образом человек воспринимает мир, ряд изложенных принципов есть основа мифологического мировоззрения. |