Главная страница
Навигация по странице:

  • Приложение 3. Славянская мифология.

  • Десять лекций по мифологии - Платонова Э.Е.. Учебное пособие для учащихся 911 классов и студентов высших учебных заведений Аннотация Учебное пособие 10 лекций по мифологии


    Скачать 8.39 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для учащихся 911 классов и студентов высших учебных заведений Аннотация Учебное пособие 10 лекций по мифологии
    АнкорДесять лекций по мифологии - Платонова Э.Е..doc
    Дата11.02.2018
    Размер8.39 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДесять лекций по мифологии - Платонова Э.Е..doc
    ТипУчебное пособие
    #15425
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Отрывки из «Младшей Эдды».

    «Младшая Эдда» в основе своей содержит не только свод законов, свод исторических повествований, свод основ мироздания, но и также в ней существует раскрытие таинственных смысловых связей, некоторый словарь, даже некоторые смысловые числовые значения букв (рун).

    Основная группа богов скандинавской мифологии - Асы. Возглавляет ее Один, который явля­ется отцом большинства асов. К асам следует отнести Одина, Тора, Неярда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Хёда, Видара, Вали, Улля, Форсети, Локи, Бальдра, Фрейра, Магни, Моди, Хёнера. «Младшая Эдда» перечисляет также четырнадцать богинь семейства асов Фригг, Сага, Эйер, Гевион, Фулла, Фрейя, Съовн, Ловн, Вар, Вер, Тюн, Хлин, Снотра, Гна. Кроме того, часто встречаются имена жен асов Сив и Дунн и Скади.

    Другая группа богов - это ваны, боги плодородия. Между асами и ванами произошла война. Поводом к войне между асами и ванами стало появление злой колдуньи Хейд Гулльверг, что означает «сила золота». Войну начал Один, однако наступающие ваны стали угрожать месту обитания асов Асгарду, и асы были вынуждены заключить мир, обменявшись заложниками.

    Один символизировал в веро­ваниях германцев мудрость и верховную власть, оттес­нив на второе место традиционно главенствующего у индоевропейских народов бога-громовержца Тора, однов­ременно взяв на себя значительную часть его функций. Предполагают, что процесс превра­щения в верховное божество пантеона, именно Одина, сформировался в Скандинавии.

    В скандинавской мифологии Один является сыном Бора и Бестлы, дочери великана Бёльторна. Скан­динавский Тор также считался сыном Одина; другими его сыновьями были Бальдр, Вали и Видар. Атрибут Одина — гунгнир — копье, не дающее промаха, символ его военной власти и военной магии.

    «Младшая Эдда» рассказывает об Одине, в отличие от «Старшей Эдды», не как о боге, а как о человеке, рассказывает историю его появления в Скандинавии, о его мудрости и знаниях.

    Один, верховный бог скандинавов и норвегов, «Младшей Эддой» определяется не только в образе человека, но и почитает за человека, за странствующего мудреца с Востока, которому предсказали, что имя его превознесут на севере и примут за бога. Он отправился на север, чтобы проверить предсказание. Прибыв на север Один, в конце концов, подчинил себе страну Саксов, стал конунгом. По легенде Один прибыл на север с востока. После него некоторые азиаты также пребывали на север. Их причисляли к божественной нации (азы - асы), потому что они обнаруживали нечеловеческую мудрость. «Старшая Эдда» включает много песней о героях, это объясняется тем, что Один и его потомки много вели завоевательных воин.

    «Младшая Эдда» определяет не только происхождение и родословие Одина - верховного бога, но и имеет представление о сотворении мира, в котором весь мир происходит из одного человека. «Была мировая пустота Гинунгагап. Было в этой пустоте два мира мир холода Нифльхейм и мир жара Хвергельмир. Под воздействием жара лед стал таять и образовался иней, из него родился великан Имер. Он уснул, во сне вспотел, и из этого произошли мужчина и женщина. От брака его ног родился великан. Там, где спал Имер, было все ледяным, от его тепла иней растаял и от этого родилась корова Аудумла, из вымени которой потекли четыре реки. Из этих рек начал питаться Имер. Сама корова питалась тем, что лизала камни, покрытые инеем, от этого из инея вырос человек Бор. У Бора родился Один, а потом и его братья. Один и братья асы убили великана, потом взяли Имера и бросили его в самую глубь мировой Бездны. Они сделали из него землю, из его крови - все воды, из век стену для защиты от великанов - крепость Мидгард (мир людей), из мозга Имера сделали облака. Сыновья Бора сделали два священные дерева Ясень и Иву, поставили их в центре Мидгарда, и от них пошел род людской. В Середине мира (Мидгарда) асы построили себе Асгард.

    От великанов, рожденных Имером, произошли Ночь, День, Земля, Месяц, Солнце. Великаны породили волков-великанов (тотем). Сильнейший из них Лунный Пес, который убьет (пожрет) Землю и обезумеют тогда ветры, все превратится в хаос. Карлики зародились в теле Имера. Были червями, но асы дали человеческий облик и разум, но оставили жить во чреве земли (в Имере).

    В центре Асгарда стоит Иггдрасиль - мировое дерево - центр вселенной, там происходит совет асов. Один пожертвовал один глаз, чтобы напиться из источника мудрости, текущего у Иггдрасиль (Ясеня). Четыре оленя (4 стороны света) бегают среди ветвей ясеня - Даин, Двалин, Дунейр, Дуратрор. В священном источнике мудрости Урд у корней Иггдрасиль живут два лебедя, в определенное время по Бильрест-мосту (радуге) съезжаются туда ассы на совет.

    Альфы зародились в облаках (в мозгу Имера) и построили там себе город Альфхейм, отныне зовут их светлые альфы, темные - те, что в земле (гномы). Гимле - самый прекрасный чертог (лучше, чем у Одина), который устоит, когда Лунный Пес разрушит и землю, и небо. В Гимле есть второе небо - Андланг, и третье Видблаин - на нем стоит этот чертог, но ныне обитают в нем лишь одни светлые альфы.

    Один - воин. Его второе имя - Отец Павших, ибо все, кто пал в бою, - его приемные сыновья. Сын его Тор - также могучий покровитель воинов и ветров...»

    Главной отличительно чертой Скандинавской мифологии - это поэтичность. В «Младшей Эдде» так же, как и в «Старшей Эдде», встречается великое множество поэтических смысловых определений окружающего мира. Например, вот определения поэзии (их в «Эддах» больше всего, т. к. все совершенно было связано с ней). Ее считали достоянием карлов (гномов). Вот лишь несколько самых распространенных эпитетов поэзии, встречающихся постоянно: корабль карлов, мед карлов, виола скал Хнитбьёрг, питье Двалина (предводителя карлов), плата племени камней (гномы живут и в земле, и в камнях), волна моря Одрёрира, струг саксов скал (карлов), семя Сон (имя чаша, а поэт - податель напитка).

    Сама история, связанная с поэзией и причастности к ней карлов, говорит о том, что как-то к двум карликам Фьялару и Галару пришел Квасир (мудрец, произошедший от плевков богов и народа ванами во имя мира между ними), и они его убили. Кровь Квасира слили в две чаши (Сон и Бодн) и в котел Одрёрир. Затем смешали с той кровью мед, и получилось волшебное питье поэзии. Они хотели утаить его от асов, сказав, что Квасир захлебнулся мудростью, но великан Суттунг узнает об этом и решает убить карликов. Карлики от страха отдают Суттунгу напиток поэзии и великан уносит его в скалы Хнитбёрг. Один обманом проникает в дом великана и, превратившись в орла, похищает мед. И благодаря этому, мед поэзии стал доступен многим.

    Самое большое место в «Младшей Эдде» занимают символические образы и наука их составлять, то есть это фактически обучение символической поэзии. Вот несколько примеров определения человека: «Человек - правильно обозначать человека по его делам и свершениям, называя этими именами, также именами природы, обладателем чего-либо и добрыми делами, а также и всеми хейти (именами) асов. Называют его посредством хейти великанов, но это злословие. Не возбраняется называть его именами альфов. Женщину следует обозначать по всяким нарядам, золоту, пиву, вину, по чашам и всему тому, что подобает ей делать. Ее правильно обозначать дарительницей или расточительницей чего-либо».

    Почти такое же количество эпитетов как у поэзии существует у золота. Перед тем, как перечислить эпитеты золота, «Эдда» дает рассказ о магическом происхождении и связи золота с поэзией. Золото обнаружили карлики - черные альфы. Андвари владел кольцом, умножающим богатство, Локи (хитрый ас) отнял его у Андвари вместе с золотом. Тогда властитель золота Андвари проклял кольцо и золото так, что владеющий или золотом, или кольцом будет гибнуть. Локи отнес кольцо Одину, а золото за выкуп поэзии великану, узнав об этом, другие великаны стали отнимать у Локи кольцо и дар поэзии, и в результате они убили друг друга. Золото также досталось Одину. Названия золота: огонь Эгира, слезы Фрейи, слово великанов, дождь Драупнира (кольцо сына Одина), огонь вод, огонь руки, остров руки, блеск руки, пылающий уголь руки, янтарь моря, звонкий костер руки.

    «Вождь тороватый (Локи)

    дружинникам даровал

    Феньи работу,

    Фафнира землю,

    Гласира иглы,

    Грани поклажу,

    Драупнира капли,

    перину змея.
    Щедрый одаривал,

    Мужи принимали

    волосы Сив,

    Лед муки Лука,

    выкуп за выдру,

    Мардёлль слезинки,

    огонь реки Орун,

    речь великана.
    Битвы вершитель

    дарил, мы украсились

    Тьяцци речами,

    наряды без счета,

    Рейна рудою,

    распрею Нифлунгов,

    витязь отважный

    не хранил его Бальдр».
    Следует привести некоторые выдержки из словаря сложных символических эпитетов - кенингов, находящегося в конце «Младшей Эдды».

    «Женщина (дарительница - ива) - подпорка камня, Христ (валькирия) меда, Сюн ожерелья (подставка), береза золота, осина монет, липа льна.

    Мужчина - дуб оружия и сражений, ствол (муж) прута убийства (меч), дерево (муж) губителя щитов (меч), дерево ясеня Улля (щит), ясень вьюги Хоара (Одина), клен льдины руки (серебро), палица ужаса, терн богатства.

    Битва - буря оружия, грохот Снёгулы (валькирия), непогода Хоара (Одина), вьюга Хлёкк (валькирия), звон Гёндуль (валькирия).

    Меч (колющее оружие обозначается через «лес», «дерево», упоминая рыб и змей и погодные условия) - огонь Одина, пламя (меч) солнца кораблей (щит), луна носа корабля (щит), ладья Улля (щит», земля кольца (кольцо щита), лед щитов, гремящий огонь кольчуги, палуба шлема, темный дракон щита.

    Корабль - конь волны, жеребец Гейти (морской конунг), Северный огонь Свейди (морской конунг), зверь пучины, скакун тропы чайки, конь мачты, медвежонок потопа, олень моря, лось потопа, морская колесница Мейти (морской конунг).

    Поэт - кузнец корабля Видуура, податель напитка Игга, кузнец стихов (Видур, Иггляина, Одина).

    Солнце - забава Двалина, сияние альфов и врёдуль.

    Волк - бирик, Фенрир (волк, пожрущий землю, богов и людей в конце мира)

    Олень - мотроднир (ступающий по кочкам), даин (мертвый), двалин (медлящий), дунейр, дуратрор.

    Конь - Лунг, кровавоногий, Гисль.

    Змея - Ермундганд (змей, пожгущий землю), Нидхёгг (сидящий у Ясеня - мирового древа)».

    Числовые значения: «Один человек - муж, двое - двоица, трое - троица, 4 - череда, 5 - приятели, 6 - шестерик, 7 - семья, 8 - ватага, 9 - домочадцы, 10 - дозор, 11 - отряд, 12 - дюжина, 13 - толкотня, 14 - челядь, 15 - посольство, 16 - шумиха, 17 - собрание, 20 - дружина, 30 - толпа, 40 - сообщество, 50 - полк, 60 - шайка, 70 - скопище, 80 - век человечий, 100 - сходка».
    Приложение 3.

    Славянская мифология.
    На примере славянской мифологии, непосредственно сотворения мира, наглядно видно как человек воспринимал Бога, сотворенный космос, свое положение и эволюцию. Представление славян о первопорядке таково, что мир и все в мире существует благодаря силе любви. Во многих мифологиях любовь олицетворяется с богиней, но никогда богиня любви не считалась главной богиней, той, которая высвободила верховного бога Рода из заточения и наделила собой весь мир.

    Славянская мифология складывалась на протяжении многих веков. Известные нам варианты мифологии уже поздние. По сведениям некоторых ученых были найдены деревянные таблицы V века, написанные тем вариантом славянской письменности, который не встречается ни в каких летописях. Эти мифы, как выяснилось, киевской ветви, восстановленные по фольклорным фрагментам, наиболее соответствуют верованиям и представлениям древних славян, судя по сказкам и былинам. Обретение этого источника было в 1919 году в Великом Бурлуке, в разрушенном имении дворян Задонских.

    В славянской мифологии был один верховный бог, которого не свергали дети, не расчленяли, создавая из него мир как во многих мифологиях (в том числе греческая, скандинавская и др.) Имя верховного бога - Род. Он единственный источник и родник вселенной, то есть из него истекает все - солнце, месяц, звезды, ветры, дождь, снег, гром с молнией. Первое, что Род рождает и дает миру - это Любовь Ладу. Сварог - его сын олицетворяет собой его дух, то есть он является творящей силой Рода (Сварог - творог - творчество). Он разыскивает в Океане Землю, с помощью некоторого посредника - серой уточки, которая является символом Рода, его воплощением (в ней находятся его силы).

    Разделение на добро и зло было фактором вторичным, так как только после сотворения земли уточка снесла два яйца с силами Яви и Нави (Явление, навет)- с силами добра и зла. Эти силы олицетворяют собой птицы.

    Для славянина сотворение было совершенно таким же, но с той разницей, что мир славянином воспринимался уже изначально наполненным любовью, в отличие, например, от греческой мифологии, где основой мира человек считает хаос, из которого возникло плодоносящее начало - земля. Хаос был прародителем и источником жизни, вместе с плодоносящим началом он породил противоположное ей начало - Таратар - бездну.

    Для славянина эта жизнь заключалась в Роде, также в начале рождающем, который воспринимался источником жизни. Первой Род родил Ладу-Любовь. И ею он наполнил мир.

    По книге «Русские Веды» «Песни птицы Гамаюн» М., 1992.

    «До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник Вселенной, Отец богов. Был в начале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению, Род родил Любовь - Ладу-матушку.

    Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился. И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан - море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.

    Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилась.

    Солнце вышло тогда из лица Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Месяц светлый - из груди Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Звезды частые - из очей Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Зори ясные - из бровей Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Ночи темные - да из дум Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Ветры буйные - из дыхания - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Дождь, и снег, и град - от слезы Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! Громом с молнией - голос стал Его - самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов!

    Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Род и Мать богов, Род - рожден собой и родится вновь. Род - все боги и вся поднебесная, Род - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
    Род родил Сварога (кузнец) небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему голову, чтоб он - мир осматривал во все стороны, чтоб ничто от него не укрылось, чтобы все замечал в поднебесной он. Путь Сварог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб разгорался день, а на смену дню - прилетала ночь.

    Вот Сварог по небу похаживает и свои владения оглядывает. Видит - Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.

    - Где же мать-Земля? - опечалился. Тут заметил он - точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная. В море плавает, как на иглы прядет, на одном месте не сидит, не стоит - все поскакивает и вертится, - Ты не знаешь ли, где Земля лежит? - стал пытать Сварог серу уточку.

    - Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена...

    - По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!»

    Сначала год не появлялась уточка, не смогла землю достать, потом снова Сварог послал ее за землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей силу невиданную, ее не было три года и принесла она в клюве горсть земли.

    «Землю мнет Сварог - греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное - Мать Земля запеклась сверху корочкой, остудил же ее Месяц светлый. Так Сварог сотворил Землю-матушку. Три подземные свода он в ней учредил - три подземных, пекельных царства. А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного - змея дивного, многосильного. Тяжела его доля - держать ему годы и века Землю-матушку».
    В серой уточке было скрыто две силы - Яви и Нави. «Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних - железная, у других - из чистого золота. Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орел, возносился Орел к Солнцу Красному. И порхнула за ним Алконост - зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладет на краю земли в сине море у самого берега. Вслед за нею Стратим сильнокрылая. Если птицы те встрепенутся - море синее восколышется, разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны (от грозовой силы Рода). А затем поднялась в небо синее птица вещая - Гамаюн. Что за птицы над полем взмывают? Это соколов сизых стая! Это соколы Финист и Рарог над широкими реют полями!

    Тут завыли ветры и гром загремел - раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон сын уточки серой. Ворон стал над Землею пролетывать, задевая крылом Землю-матушку. Там, где Ворон перышко выронил, вознеслись хребты неприступные, а где Землю задел краешком крыла - там Земля на ущелья растрескалась, там легли овраги глубокие. А за ним стаей черною, мрачным виденьем, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы, Навью рожденные, птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол (мгла)- птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.
    Тут ударил Сварог тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство. И тогда одна искра малая на Сыру Землю-матушку падала. И от искорки занялась Земля. И родился тотчас в вихре огненном, в очищающем, яростном пламени светозарный и ясный Семаргл - Огнебог. Ярый бог, словно Солнце Красное озаряет он всю Вселенную. И завыли тогда ветры буйные, и родился тогда в вихре яростном божий ветер - могучий Сварожич - Стрибог.

    Подползал Черный Змей многоглавый к тому камешку, ударял по Алатырю молотом. Порассыпались искры черные по всему поднебесному царству. Так рождалася сила черная - змеи лютые, многоглавые и вся нечисть земная и водная».
    Началась борьба Правды и Кривды, Яви и Нави - Жизни и Смерти. Стал опускать мглу Змей на Землю, стал побеждать и тогда решили обмануть его. Сварогом - небесным кузнецом куется плуг, в печи пляшет не огонь, а Семаргл, а Стрибог меха раздувает. Сковали плуг и на Змея Черного хитростью и обманом надели - захотели делать межу, чтобы землю поделить, - с одной стороны царство Сварога, с другой - Змеево.

    Вся земля была кровью и слезами залита и засыпана перьями. Там, где были перья вороньи, Род воздвиг горные кряжи Рипейские, а перья соколиные в них золотом обернулись. Река слез и крови протекала в том кряже, подтекала под Алатырь и из под него росток поднялся - Дуб (мировое древо) возвысился. На восточных его ветвях Алконост гнездо свила, а на западных - Сирин, в корнях - Змей шевелится, у ствола ходит небесный царь Сварог, а с ним Лада-матушка (обратить внимание на то, что всегда и везде сын правит землей, а отец всем миром). Рядом с Дубом выросли три дерева: кипарис - дерево смерти, солнечный дуб корнями вверх, вниз ветвями-лучами, и яблоня с золотыми молодильными яблоками (это описание неба). Это место назвал Сварог - Ирий (Арий - арийцы - нация совершенных «райских людей»).

    «Так был Ирий посажен в Рипейских горах. И поют птицы вещие в Ирии, там ручьи сребрятся хрустальные, драгоценными камнями устланные, в том саду лужайки зеленые, на лугах трава мягкая, шелковая, а цветы во лугах лазоревые. Не пройти сюда, не проехать, здесь лишь боги и духи находят путь. Все дороги сюда непроезжие, заколодели-замуравели, горы путь заступают толкучие, реки путь преграждают текучие. Все дорожки-пути охраняются василисками меднокрылыми и грифонами медноклювыми» (греческие образы).
    В провал, образовавшейся от межи, проложенный Сварогом и впряженным в плуг Змеем, сошла вся кровь с земли, и туда Сварог низверг Змея Повелителя тьмы. Вслед за Змеем низринулись все силы черные. Сыном Змия Черного был Вий - подземный князь, который во тьме вступил в союз с Матерью Сырой Землей и родились на свет Горыни Виевичи.

    Сварог поднял от земли столб, чтобы небо на нем упокоилось, а Вий родил Святогора как охрану. Ему Сварог коня сотворил.
    Род родил Макошь-матушку - богиню судьбы, судьбы людей - нити в ее руках (греческая богиня судьбы), а богини Недоля и Долюшка, не глядя, узелки завязывают - на счастье и на горе. Только Макоши это ведомо, она и судьбами людей и судьбами богов управляет.

    «Что за туча по небу движется? То не туча - Корова небесная ко Рипейским горам приближается. Сам Сварог ту Корову Земун породил, чтоб богов молоком насыщала она, чтоб река молока в Ирии протекала от Коровы в сметанное озеро. Создано то сметанное озеро, чтоб от скверны различной и нечисти очищать весь мир, всю Вселенную, чтоб питать ее Соками чистыми». (Молочные реки, кисельные берега). Молоко от Коровы течет по небу и звездами сверкает (Млечный путь, греческий образ).

    Сварог по велению Рода сотворил растения, зверей, птиц и людей. Сварогу с Ладой-матушкой приснилось, что Щука плавает в океане чудесная, кто съест ее, тот забеременеет. Эта Щука - сам Род. Выловили - Лада-матушка съела. Земун остатки доела, а кости на Землю бросили. Втроем забеременели. От Щуки (Рода) Лада родила трех дочерей и сына - Лелю-Любовь, Живу весеннюю, Марену деву Смерти и Перуна Громовержец. Земун родила рогатого Велеса. А Земля - Ярилу.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта