Главная страница

Десять лекций по мифологии - Платонова Э.Е.. Учебное пособие для учащихся 911 классов и студентов высших учебных заведений Аннотация Учебное пособие 10 лекций по мифологии


Скачать 8.39 Mb.
НазваниеУчебное пособие для учащихся 911 классов и студентов высших учебных заведений Аннотация Учебное пособие 10 лекций по мифологии
АнкорДесять лекций по мифологии - Платонова Э.Е..doc
Дата11.02.2018
Размер8.39 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДесять лекций по мифологии - Платонова Э.Е..doc
ТипУчебное пособие
#15425
КатегорияЯзыки. Языкознание
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

IX

Магия как форма смысловых взаимоотношений в мифологическом пространстве.
В мифологическом пространстве существуют некоторые силы, которые связывают действия и события всего пространства в некоторое единое целое, которое имеет свой смысл, и в нем все направлено на воплощение этого смысла. Эти силы, несущие смысловую нагрузку в мифе, есть движение смысла. Смысл, который имеет мифологическое пространство, существует не только как нечто проникающее во все области пространства, но и как движущая сила. Два различных состояния смысла в пространстве (смысл, который содержится во всех объектах пространства и смысл, движущий действие, совершающий) существуют в нем слитно и нераздельно. Слитно потому, что смысл один и тот же, а раздельно потому, что находится одновременно в разных состояниях покоя и движения. В этом один из парадоксов мифа.

С одной стороны, движение смысла в мифологическом пространстве, направляющее и осуществляющее единство человека и окружающей среды, называется магией. С другой, магия - это только направленная сила и применяется для воздействия человеком на тот или иной объект в мифологическом пространстве. Объясняется это также структурой мифа.

Любой миф магичен, мистичен, так как раскрывает в символической форме сакральный смысл мироздания. Магия в обыденном представлении - это способ воздействия человека на объекты мифологического пространства. Но в представлении человека, находящегося внутри мифологического пространства (вернее погрузившего себя самого в мифологическое пространство), - магия это проявление сакрального смысла мира, его внутреннее движение, взаимосвязи и соотношения явлений и объектов мира между собой. Это в представлении человека вызвано родством всего окружающего, смысловым единством, которое человек выражал в символе.

В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание, космос зависит от него. Внутреннее родство, смысловые взаимосвязи всего мира человек для себя определяет как взаимосвязи действующие и глобально довлеющие на него самого. Но в восприятии человека лежит прямая зависимость своей жизни и жизни космоса - на сколько зависим человек от космоса, настолько же и космос должен зависеть от него, хотя он гораздо мощнее и сильнее человека. Человек претендует на эту зависимость, исходя из того же принципа родства - космос наделен сознанием и человек наделен сознанием. Поэтому если космос может действовать на него, то и человек вправе как-то соотноситься с ним: с помощью его, привлекая его как сознание или личность, как своего помощника, человек может достигать своих целей.

Воздействие человека на объекты мифологического пространства, прибегая к помощи космических сил, космического сознания, называется магией. Магия - это когда между человеком и его изображением, предметом и любым другим объектом есть смысловая (мистическая) связь. Например, действуя на изображение человека, можно воздействовать на самого человека: подчинить его своей воле, умертвить и т. д.

Магия - это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической (смысловой, родственной) сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли.

Три вышеизложенных функции магии в мифе обусловлены тем, что человек воспринимал мир живым существом, а его внутреннюю силу движений, влияющий на ход мирового развития, сопоставлял со своей и называл эти два разнородных явления магией. Возможно также, для разделения различных понятий в первом случае пользоваться определением сакрального или мистического, во втором - магией. Но три разнородных явления в мифе необходимо причислять по смыслу к одной природе явлений, так как в обоих случаях - это проявления внутренних сил человека, пространства, бога (богов).

Значение обряда в мифе, ритуала, произведенного действия, сказанного слово, не только определяет мифологическое пространство как замкнутую систему, но и содержит в себе волевое воздействие с привлечением сил мира, цель которого подчинить себе того или иного человека, ту или иную космическую силу. Заклинания, ритмика танца, - были сильным воздействием, так как всегда связаны с самыми глубокими смыслами явлений и предметов. Сказанное слово определяет смысл явлений и предметов, а ритмика танца повторяет внутренний ритм, дыхание, движение человеческого тела и окружающей среды.

Магическое управление природой и ее силами часто подменяло реальное, практическое воздействие на природные условия. Слова «таинство», «сакральное», «мистическое» - все эти слова связаны с некоторыми обрядами, в которых использовалась магия.

Сопричастность человека и окружающей среды со стороны человека определялась существованием магии, как смыслового воздействия на объекты мифологического пространства. Связующая сила объектов в пространстве, несущая движение смысла, определяемая им, - это основные функции магии и волшебства (см. Приложение 7).

Само значение слова «волшебство» во многих мифологиях идентично слову «магия», но все-таки некоторое отличие есть. Магия - это, прежде всего, действия человека, а волшебство подразумевает человека, но часто этим человеком являются олицетворения тех или иных сил природы.

Например, во многих мифах есть некоторая невидимая личность, которая направляет действия героев и самого мифа. Эта личность на протяжении мифа может никак не показать себя и до конца не будет известен ее облик и какие бы то ни было описания и характеристики. В русских сказках часто встречаются волшебные животные, которые действуют как личности, наделенные способностями предвидеть, вести героя, обладать волшебством и т. д. Одним из таких животных является Серый Волк. В данном случае - это Тотем (начальник, прародитель рода), мистическое животное, которое ведет свое происхождение от верховного бога или от могучей стихии грозы.

Но, как и магия, волшебство имеет те же принципы существования в мифологическом пространстве, за тем исключением, что как человек, личность в пространстве действует воплощение верховного бога или воплощение могучей стихии.


Х

Миф и свобода
Итак, рассмотрев основную структуру мифа, его составляющие части и движущие силы, принципы существования, необходимо учесть немаловажный фактор свободы в мифологическом пространстве. Главной составляющей частью мифа можно считать символ, движущей силой - магию или волшебство, как движение и пребывание смысла в мифе. Структура символов, объединенных по принципу подобий, составляет замкнутое пространство. Связь между символами существует по принципу «родства» качеств и каких-либо характеристик объектов мифа. Эта связь может именоваться магической (мистической, сакральной и пр.), так как символы своим существованием обнажают главный смысл мифа.

Структура мифа, как мы выяснили, структура довольно жесткая, человек, находящийся в этой структуре, обладает некоторым фактором свободы, вернее, фактором выбора. Например, герой может оказаться на перепутье, где ему будет предложен выбор дорог. На самом деле, это выбор мнимый, так как среди предложенных путей у разных народов в разных образах фигурируют образы богатства, довольства и различные образы внешнего благополучия и достатка, и только один путь предоставляет герою достижение цели. Поэтому настоящий герой выбирает «правильный» путь, дающий выполнение главной миссии мифа, а все другие соискатели гибнут.

В ряде мифов встречается еще несколько разнообразных выборов, но все они того же порядка - встает выбор между достижением цели для всеобщего блага и собственным материальным благополучием. Это ли единственное право человека или же есть что-то еще? Для этого необходимо рассмотреть несколько категорий судьбы в различных мифологиях.

Понятие рока в древнегреческой мифологии - это понятие судьбы, которая безжалостна и неотвратима. Ее перст не зависит от того, как ведет себя герой, все равно его настигает данное. В скандинавской и во всех восточных мифологиях человек, который был физически нездоров, обрекался на смерть, так как по убеждению общества, не мог олицетворять или воплощать расцвет обожествляемых сил природы, ее плодородие. Из этих фактов следует, что как таковую личность, самоценное творческое начало человека не воспринимали как реально существующее явление.

Это происходило потому, что человеческую индивидуальность вообще не рассматривали с позиции ее отдельной самоценности, так как человек, общество в целом считались продолжением жизни природы, космоса. Весь космос состоит из начал или стихий (либо мужское и женское начало, либо четыре стихии), следовательно, все живое, обладающее теми же качествами, что и космос в разной мере, также состоят из этих начал или стихий. Все в разной мере обладает некоторым сознанием, но это сознание отнюдь не принадлежит только человеку, оно принадлежит и солнцу, и луне, и лесу, и зверю, и птице, - всему, что видел человек вокруг себя.

Смерть человека была важна только с точки зрения стяжания каких-либо глобальных, жизненно важных космических сил. Имеется в виду культ предков: когда человек умирал, его с почестями погребали и причисляли к умершим, он становился безликим «предком» - это давало обществу все достоинства умершего, его защиту и покровительство. Культ предков существовал у всех народов, но самоценность отдельной личности отсутствовала (см. Приложение 8). Только в Древней Греции личность умершего человека считалась некоторым образом самостоятельной, то есть в Аиде (царстве смерти) человек, попавший туда, мог найти и увидеть своих умерших родных и близких.

Тем не менее, это исключение говорит только о том, что подвиги и достоинства человека важны были для греков как память. Сама же позиция в Греции та же: Аид - мрачное место, где умершие это только безвольные тени, влачащие жалкое существование.

Структура мифа подразумевает свободу, но в рамках самой структуры. Например, яблоня каждый год рождает яблоки, ни одно из них не похоже на другое, - в этом она свободна, но рождать, допустим, груши она не может, и ничто другое кроме яблок. Та же свобода и у человека. Человеку заданы некоторые функции, в рамках которых он может действовать, но изменить свои функции он не в силах и не в праве.

Такая позиция человека заключена в его восприятии космоса. Бог - создатель космоса сотворил человека подобным себе, так как часть бога заключалась во всем, в том числе и в человеке. Если бог человека находится в созданном космосе, то бог, как и весь космос, был подвластен космическому процессу умирания и возрождения. Следовательно, и человек не имел никакой свободы перед этим космическим процессом. Миф не заключает в себе свободы вне рамок своих процессов, так как он замкнутая система.

Свобода и ценность личности в мифологическом пространстве не существуют вне рамок тех функций, которые им определил миф. Человек и общество есть продолжение космоса, и главное в жизни это сам космический процесс, само движение космоса, циклы его развития, в которых участвует все живое, в том числе и бог, которого человек для себя определил в этом пространстве.

Человек пытался бороться с этим положением. И начинал он свою борьбу с отрицания бога, который, как ему казалось, определил человеку такое ничтожно жалкое место - наделил сознанием, как самого себя, но запретил что-либо решать в своей жизни. Факт богоборчества существовал на протяжении всей истории древности, многие герои пытались противостоять богу или богам, оспорить их могущество и силу, но, как правило, это заканчивалось смертью героя. Система мифа не терпела в себе инородного звена, так как все в ней было связано узами «родства».

Именно поэтому позволительно рассматривать миф как систему, структуру, состоящую из элементов, систему, заключающую в себе некоторую тайну жизни, которая связана с космическим процессом. В дальнейшем мировоззрение человека менялось: с приходом христианства человек определил в мире для себя иного Бога, Бога, который стоит вне космоса. Благодаря этому, человек обрел свободу и ощутил ценность своей личности, которая не менее важна, чем космос. А космос оказался не наделенный сознанием, как предполагал человек. Космос, как понял человек, заключает в себе один непоколебимый закон, установленный Богом, но закон этот не обладает своим собственным сознанием и он преодолим.

Структура мифа, его форма и организация пространства - это структура и организация культуры. Искусство и наука сочетают в себе жесткие законы и символы (Живопись, архитектура, математика, физика, химия и пр.), которые являются основой организации. Системы государственности (тоталитарные, демократические и пр.) и множество различных форм человеческого общества также существуют как организации мифические по своей структуре и форме. Отличие их от мифа заключено в том, что они допускают в свою организацию фактор внутренней и внешней свободы, чего не может быть в мифе.

Но миф - это прежде всего структура мышления человека, одна из его форм, которая существует по сей день и крепко укоренена в сознании человека. И дело вовсе не в том, что в сознании цивилизованного человека существует представление о богах, живущих на небесах, а в том, что человек в мифе - это человек зависящий от процессов окружающей его среды, подвластный всем его течениям, органически зависящая его составляющая. И не так важно, что вчера для человека богом и кумиром был камень на берегу реки, а сегодня каменное сооружение, возведенное руками человека; вчера бог, живущий в камне, был отделен от человека, а сегодня богом (или кумиром) стал человек, живущий в каменном сооружении. Не так много людей истинно понимают, что такое свобода и ценность личности, когда речь идет о каком-то устройстве общества, о его структуризации, о процессах его управления.

Современное общество существует именно по законам замкнутого самого на себе пространства, в котором все взаимосвязано, и где все элементы служат каким-либо целям, а человек строго функционален. Современное представление о профессионализме в какой-либо области именно таково. Мифы в разных областях деятельности современного человека и общества также безжалостны и тотальны, и людей, противостоящих им, они удаляют как лишние элементы, мешающие функционировать системе.

Вообще человек может имитировать только то, что видит вокруг, не может создать своего собственного какими бы методами и технологиями он не пользовался. Тем более не может создать саму жизнь, нечто живое, может только приблизиться к жизни и создать, что будет так близко от смысла бытия, что действительно будет способно к жизни, но совершенно иной. В этом для каждого человека смысл жизни - создать что-то, что было бы способно к жизни, отражало бы ее во всей полноте, открывало ее смысл.
Заключение.
Мифологическое мировоззрение, существующее по законам внутренних смысловых взаимосвязей, из которых происходят символы, одно из самых распространенных в современности, так как ассоциативное, символическое, структурное мышление, зависящее от привязанности и идеализации внешних факторов, направленное на управление окружающим, мышление мифологическое по своей структуре. Оно не есть просто восприятие природы, а очень деятельный образ жизни, образ действий отдельной личности и общества в целом. Не только собственное восприятие, но «ответ» окружающей среды, ее «ответные» действия формируют мироощущение, образ взаимоотношения человека и окружающей среды (что выразилось в обрядах и ритуалах), создают образ действительности. В созданной действительности образ действий человека, его культура, наука, устройство общества все связано с окружающей средой так тесно, что продолжает ее и «заканчивает», создавая целостный мир.

В этом целостном мире отношения окружающей среды формируют отношения человека в обществе, наполняют сакральным смыслом его существование, которое воспринимается человеком как «продолжение» космоса, одна из его заключительных форм, имитационная модель его внутренних взаимодействий.

Современные мифы цивилизации, информационные системы, основанные на символах и знаках, политические и экономические системы управления - все это множество формаций структуры мифологического мировоззрения, его внешнего проявления, его формы и организации. Взаимосвязь, управление, осуществляемое через знаки и символы, создающую структуру, которая по разнообразным качественным характеристикам соединяет какую-то часть мира или мир в целом - все это структура мифа.

Человек пользуется ей по сей день, так как не может лишить окружающую его действительность осмысленного существования, всякий раз меняя ракурсы своих точек зрения. От древних мифологий живы не только образы, знаки и символы, но и сам подход, сам принцип внутренних взаимосвязей окружающего мира.

Обращение одного человека к другому человеку через знак или символ, влияние на него или управление его действиями, статистический учет, систематизация его жизнедеятельности - одна из современных задач общества, которая есть не что иное, как интерпретация все того же отношения к миру, продолжение развития процесса познания и организации в мифе.

Подход, в котором разнородные объекты и явления соединяются по качественному принципу, определяемому внутренними характеристиками и потребностями, в выводы, умозаключения, образы, элементы структуры и т. д. - подход мифологический. Этот подход продолжает развиваться, но основные свои элементы он сохранил.

Последние научные разработки в области компьютерного моделирования, информационных сетей, экономических программ, реформ управления - есть лишь усложнение принципов структуры мифа, его подхода к рассмотрению жизни и мира. Основной структурный принцип мифа - это символ, объединяющий, связующий по глубинному смыслу разнородные объекты и явления.

Символ - это образ, изображение смысла, существующего в разнородных объектах и явлениях и объединяющего их. Соединение объектов и явлений в символе происходит по качественным характеристикам, что определяет некоторое родство, внутреннюю связь между объектами и явлениями.

На этих основных позициях базируются современные технологии, создающие модели, имитирующие окружающую действительность. Сам принцип числовых значений, которые присваиваются объектам и явлениям в имитационной модели, - есть не что иное, как система, облегчающая изучение окружающей среды. Такой же системой можно считать и миф. Вернее, миф - это первая форма, имитирующая действительность, создающая образы и знаки, основанные на внутреннем, качественном «родстве» объектов и явлений.

Таким образом, изучение мифа в этом направлении чрезвычайно важно и необходимо как формы индивидуального и общественного сознания, образа действительности.

В данном учебном пособии была предпринята попытка показать принцип действия структуры мифа, ее основу, образы, знаки, символы, структуру их соединений в сознании человека, образ действий, рожденный этим сознанием. Изучение мифа с этой точки зрения в средних и высших учебных заведениях становится актуальным и необходимым для понимания основных элементов современного сознания и задач современности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта