Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Факторно-институциональный.

  • 5. Интраиндивидуальный.

  • 12.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

  • Содержание процесса социализации

  • Социальный опыт ребенка в контексте воспитания и обучения

  • Общая педагогика_Голованова Н.Ф_2005 -320с. Учебное пособие для вузов Издательство Речь Год издания 2005 г. Страниц 320 Серия книг Современный учебник


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов Издательство Речь Год издания 2005 г. Страниц 320 Серия книг Современный учебник
    АнкорОбщая педагогика_Голованова Н.Ф_2005 -320с.doc
    Дата25.04.2017
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая педагогика_Голованова Н.Ф_2005 -320с.doc
    ТипУчебное пособие
    #4900
    страница19 из 25
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   25
    Глава 12
    12.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    Термин «социализация», как принято считать, пришел в науки о человеке с «легкой руки» американского социолога Ф. Г. Гиддингса. В 1887 году в книге «Теория социализации» он определил сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», «подготовку человеческого мате­риала к социальной жизни». Но как общепринятое научное понятие «социализа­ция» начала активно работать в западной (особенно англоязычной) философс­кой и психологической литературе только в конце 50-х годов XX века.

    В современной социологической и психологической литературе социали­зация личности рассматривается как превращение индивида с его природны­ми задатками и потенциальными возможностями социального развития в пол­ноценного члена общества. Ребенок, живущий в определенное историческое время, в определенном социальном окружении, включается самой жизнью в процесс «социального наследования» (Н. П. Дубинин).

    Сам процесс социализации часто неуловим, но его результаты очевидны и впечатляющи. Многие жизненные навыки, нормы поведения дети усваивают очень рано, без специального обучения, «впитывая», как воздух, традиции и опыт семейных отношений. Так, например, в любых жизненных обстоятель­ствах, даже в годы послереволюционного преследования властью большеви­ков, обязательно проявлялись «осколки» родовитых дворянских семей по ка­ким-то едва уловимым особенностям своего образа жизни. То, что отпрыски дворянских семей впитали в детстве — все эти мелочи бытового обихода, фор­мы отношений — создало особый колорит их поведения, общения и осталось на всю жизнь. Это обстоятельство, кстати, серьезно учитывается при подго­товке разведчиков. Нередко «провалить» маститого резидента может самая не­значительная деталь его поведения, спонтанно сложившаяся в родной среде. Например, пресловутая ложка, не вынутая из стакана с чаем во время питья, выдала не одного русского разведчика — выходца из пролетарских слоев.

    Этот же механизм непосредственного восприятия среды и отношений фор­мирует и асоциальный опыт детей (например, привычку к сквернословию в бытовой речи, потребление алкоголя как обыденного и обязательного продук­та, низкие требования к гигиене и эстетике своего быта, приземленность се­мейных отношений и др.).

    251
    Процесс запечатления («впечатывания») в сознании эмоционально пере­живаемых образов окружающего мира у детей, особенно в раннем, дошколь­ном, детстве, до 3—5 лет, совершается очень активно и, как правило, необрати­мо. Все, что спонтанно усваивает ребенок в своем общении со средой в этот период, становится эмоциональной базой для следующего развития и остает­ся, по сути, на всю жизнь. Поэтому в поисках истоков асоциального поведения части современной молодежи стоит обратиться к ситуациям их социализации в детстве и отрочестве, в которых часто не было ничего, кроме казенщины, бесцветной скуки, лжи и равнодушия.

    Таким образом, полагаться только на стихийную адаптацию ребенка к со­циуму нельзя. Образование способами своей педагогической инструментовки как раз и призвано помочь взрослеющему человеку не просто приспособиться к окружающему социуму, а, научившись взаимодействовать с ним, активно самоопределяться в социальной жизни.

    Мы обращаемся к характеристике социализации именно как педагогиче­ского явления. Педагогика, как наука о педагогических процессах, призвана выявить: педагогическую природу социализации; ее взаимосвязи в целостном процессе образования личности; пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения; педагогические условия, которые помогают ребенку, подростку, юноше познавать социальную действи­тельность и осваивать позицию субъекта социальной жизни.

    При определении самого понятия «социализация» мы сталкиваемся не про­сто с обилием формулировок или разнообразием подходов к этому явлению у психологов и педагогов, но и с разными уровнями дефиниции.

    Рассмотрение теоретических аспектов проблемы социализации обнаружи­вает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по мень­шей мере, пятью подходами:

    1. Социологический. Социализация рассматривается как трансляция куль­туры от поколения к поколению, как общий механизм социального на­следования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и органи­зованные — воспитание, обучение.

    2. Факторно-институциональный. Социализация определяется как совокуп­ность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность действия факторов, институтов и агентов социализации.

    3. Интеракционистский. Социализация в качестве важнейшей детерми­нанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без ко­торого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

    4. Интериоризационный. Социализация представляет собой освоение лич­ностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обще­ством, в результате чего складывается система внутренних регуляторов личности, привычных форм ее поведения.

    5. Интраиндивидуальный. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.

    252


    Выделенные подходы реализации понятия социализации в педагогике раз­личаются характеристиками механизма превращения социального в психическое и соответствующего ему субъекта социализации. Более убедительным яв­лялся бы многомерный подход, то есть одновременный учет всех механизмов социализации. Но научная разработка такого подхода — еще не близкое буду­щее педагогики. Для ее сегодняшнего дня важно уже хотя бы понимание си­стемности, одновременности и неравномерности социализирующих воздей­ствий и индивидуальной самобытности реакций личности ребенка на эти воздействия.

    Сделаем и мы некоторую попытку в области многомерного подхода к соци­ализации как педагогическому явлению. Если рассматривать образование лич­ности как гармонию двух сущностно различных процессов социализации и ин­дивидуализации, то непременно выстроится значимая взаимосвязь по линии социализация — воспитание — самовоспитание.

    Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризую­щих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвое­ние ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социаль­ного опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

    Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с дру­гом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, по­этому воспитание является одним из главных путей организованной социали­зации.

    Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнори­руя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность — индивидуализацию: ста­новление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте — в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершен­ствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации, способный самоопределяться в со­циуме.
    12.2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов по­нятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их принято выстраивать в такую иерархию:

    253
    1) мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество);

    2) макрофакторы (этнос, страна, государство);

    3) мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре);

    4) микрофакторы (семья, школа, группы ровесников)67.
    Обратимся к рассмотрению основных групп факторов социализации, что­бы понять, как они действуют в целостном процессе образования. Нередко представляется, что образование — это то, что взрослые дают детям. На самом деле основанием любого образования является личный опыт человека, его са­мостоятельное взаимодействие с культурой, преобразование одновременного влияния различных факторов социализации.
    1. Мегафакторы

    Влияние непознанных процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь людей отмечали еще древние астрономы. В начале XX века выдающиеся дея­тели отечественного естествознания (В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), выступившие одновременно как философы-космисты, убедительно доказывали, что существует определен­ная зависимость отношений в социальной среде, событий человеческой жиз­ни от количества энергии, поступающей из Космоса. Человека они считали «гражданином Вселенной», живущим с Космосом по единым законам.

    Так, А. Л. Чижевский обосновал «теорию космических эр» и заметил доста­точно явные совпадения самых важных, часто трагических, событий в исто­рии цивилизации (войн, революций) с моментами максимальной активности Солнца. В. И. Вернадский открыл биохимическую энергию живого вещества и утверждал, что она пронизывает тела живущих на Земле людей и после их смерти уходит в биосферу. Так вокруг Земли создается еще одна оболочка — ноосфера, состоящая из энергетических остатков духовной жизни человече­ства. Поэтому ноосфера естественно влияет на земные события, спонтанно управляет разумом, волей, чувствами людей.

    Современные исследования в области геополитики доказывают образова­ние к концу XX столетия геопатогенных зон Альпийско-Гималайского пояса протяженностью более 10 000 км и шириной 100—300 км (страна Басков, Ал­бания, Косово, Босния, Приднестровье, Абхазия, Чечня, Нагорный Карабах, Таджикистан, Афганистан, Иран, Джамна и Кашмир, Камбоджа, Вьетнам). Исследователи утверждают, что именно в ландшафтной оболочке Земли происходит превращение космической энергии Солнца в земные виды энергии. Человеческий труд (возделывание земли, добыча полезных ископаемых, стро­ительство дорог и гидросооружений) связан с регулированием этих потоков энергии. В результате социальной и хозяйственной жизни людей в Альпийско-Гималайском поясе деградирует антропогенный ландшафт и происходят крупные социальные катастрофы, конфликты и войны.

    ----------------

    67 Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1999. С. 10—11.

    254
    2. Макрофакторы

    В процессе социализации взрослеющий человек особым образом аккуму­лирует влияние своего этноса. Этнос — это социокультурное образование, чле­ны которого осознают общность происхождения, языка, традиций. Еще древ­ние путешественники описывали в своих путевых дневниках специфические особенности образа жизни людей на открываемых землях. С развитием наук (географии, этнографии, культурологии) научные исследования обосновыва­ли у разных народов национальные особенности их социальной жизни и куль­туры. Географические и климатические условия жизни, характер труда и быта, способы борьбы за существование формировали у каждого этноса свойствен­ные ему обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации.

    Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский, анализируя в середине XIX века воспитательные системы крупнейших европейских стран, обратил внимание на то, что, несмотря на сходство педагогических форм обучения де­тей и молодежи, у всех европейских народов существует «своя особенная на­циональная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели»68. К. Д. Ушинский объясняет этот феномен именно мощным влиянием этнического фактора — «народности». Народность прояв­ляется во множестве черт внешности человека, его темперамента и характера, в организации семейной жизни и в отношении к государству. Семейное вос­питание, считает К. Д. Ушинский, с его народной (этнической) природой, яв­ляется живым органом в историческом процессе народного развития. Поэтому нет и не может быть общей для всех народов системы воспитания, какие бы великие общественные идеалы ни рисовали мыслители и политические лидеры.

    Становление этнической идентичности человека складывается под влия­нием:

    □ общности крови (родители и кровные родственники становятся главны­ми носителями жизненных ценностей);

    □ освоения родного языка (ребенок усваивает не только лексику и грамма­тику родной речи, но смыслы, художественные образы);

    □ усвоения традиций, обычаев, истории своего этноса («любви к отеческим гробам»).
    Выдающийся историк, географ и культуролог Л. Н. Гумилев, объясняя ме­ханизм действия этноса как фактора социализации, считает этническую общ­ность биофизическим явлением и вводит понятие «этническое поле». Он пишет: «Этническое поле, т. е. феномен этноса как таковой, не сосредоточивается в телах ребенка и матери, а проявляется между ними. Ребенок, установивший связь с матерью первым криком и первым глотком молока, входит в ее этни­ческое поле. Пребывание в нем формирует его собственное этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, другими детьми и всем народом»69.

    ---------------

    68 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. I. M., 1988. С. 198.

    69 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 305.

    255
    Каждому этносу присущ свой опыт и своя культура рождения и выращива­ния ребенка (способы кормления, предохранения от болезней, обучения на­выкам труда, быта, общения). Поэтому этнический фактор влияет, в первую очередь, на социализацию ребенка в семье.

    Влияние государства в качестве фактора социализации выступает как власть коллективного субъекта, который организует жизнь людей, определяет зако­ны, охраняет права граждан и регулирует их деятельность. Государство, озабоченное социализацией граждан, устанавливает свою идеологию, систему идей, которые объясняют (и оправдывают) установленный социальный порядок, помогают человеку приспособиться к заданным условиям.
    3. Мезофакторы

    Жизнь граждан той или иной страны всегда определена сложившимися со­циально-экономическими отношениями. В эти отношения вовлечены отдель­ные люди, семьи, социальные и профессиональные группы, политические и общественные объединения.

    Образование человека и даже его судьба могут напрямую зависеть от тех демографических условий, в которых он оказался: живет ли он в столичном мегаполисе или в обыкновенном российском райцентре, на затерянной в тун­дре пограничной заставе или в кубанской станице. Демографическая ситуа­ция во многом определяет его интересы, занятия в свободное время, доступность информационной среды, круг общения и даже способы решения многих жизненных проблем. Сейчас, когда так велико социальное влияние информа­ционных технологий, место проживания человека еще означает и меру до­ступности для него информационной среды.

    Горожане (особенно жители крупных городов) более мобильны, у них ши­рокие возможности в выборе профессии, получении образования, проведении свободного времени. Но они чаще переживают чувство «одиночества в толпе», свою ненужность окружающим людям, ощущение, что жизнь стремительно несется мимо и нужно все время напрягаться, чтобы успеть за ней и не остать­ся «на обочине».

    Сельские жители ближе к природе и могут жить, ощущая ее величие и кра­соту, они связаны с реальным трудом на земле, в среде родственников и сосе­дей они хорошо чувствуют свои «корни», традиции дедов, но односельчане открыто контролируют их повседневное поведение. Однако у них меньше возможностей для получения качественного конкурентоспособного образования, их досуг нередко беден впечатлениями и далек от образцов городской жизни.

    Каждый человек входит в культуру, социализируется еще и в соответствии с определенной социальной принадлежностью к тому или иному слою общества (классу, сословию). Современные социологи, описывая социальную структуру общества, обращают внимание, что, кроме этнических и религиозных разли­чий, социальная стратификация определяется такими «измерениями»: степень власти; доход или богатство; престиж профессии; образование.

    В современном постиндустриальном обществе основным экономическим ресурсом становится образование. В общественном сознании складывается

    256
    убеждение, что богатым и успешным может быть только тот человек, кто име­ет достаточно высокий уровень образования. Поскольку знания быстро старе­ют, утрачивают свою конкурентоспособность, необходимо владеть способами их поддерживать, обновлять, иметь доступ к источникам информации и вла­деть достаточно современными информационными технологиями. А для это­го нужны деньги и власть.

    Каждый социальный слой в обществе (экономическая и политическая эли­та, средний класс, интеллигенция, неквалифицированные рабочие, маргина­лы) выстраивают свой стиль жизни, свои стереотипы социально одобряемого поведения, свои способы проведения свободного времени и свои формы обра­зования. Уже существующая в нашей стране практика частных детских садов и школ, обучение за границей «развели» детей элиты с их ровесниками из других социальных слоев.

    Особенно сложна эта социальная стратификация для социализации подро­стков и молодежи. Они, оказавшись перед выбором на «перекрестке» жизненных дорог, обнаруживают, что привлекающая их взрослая жизнь очень проти­воречива и несправедлива, в ней можно надеяться только на себя и на своих близких. Это делает микрофакторы (в частности, семью) важнейшей областью построения образа социального мира у современных детей и подростков.
    4. Микрофакторы

    И в семье, и в референтной группе в общении со «значимыми другими» ребенок осваивает пространство культуры, присваивает общественные цен­ности.

    Семья — самый ранний институт социализации, значение которого сохра­няется для человека на всю жизнь. Ее роль уникальна и незаменима, особенно в раннем и дошкольном детстве, в пору «первичной социализации». Неслучайно дети, выросшие без семьи, в детском доме или школе-интернате, даже живущие в определенном комфорте и достаточно материально обеспеченные, все равно оказываются плохо социализированными. В 16—18 лет, выходя в са­мостоятельную жизнь, многие из них не умеют жить автономно, своей семьей, не умеют решать самые простые бытовые проблемы, боятся самостоятельного выполнения своих социальных обязанностей, часто вообще их не осознают, а инфантильно ждут от окружающих привычной опеки.

    Семья оказывает серьезное влияние на формирование психологического пола ребенка: он усваивает атрибуты своего пола, «считывая» их в реальных образцах «женского» и «мужского» поведения членов семьи. Интересно, что исследуя социальный опыт детей, можно обнаружить своеобразные «линии матери» и «линии отца». «Линия матери» проецирует опыт детей на «мир лю­дей»: создает базовые отношения для таких нравственных качеств, как добро­та, внимание к слабым и старым, терпение, снисходительность к недостаткам других людей, любовь к ближним. «Линия отца» активнее проецирует соци­альный опыт детей на «мир вещей»: вносит ценности дисциплины, порядка, но вместе с тем и ценности состязательности, стремления к первенству, к борьбе и преодолению, обязательности и ответственности.

    257
    Родители влияют на становление психологического пола ребенка и своим отношением к нему. Мать чаще относится к детям обоего пола одинаково, осо­бенно в первые три года их жизни, а отец дифференцирует свое отношение сразу: к сыну — как к будущему мужчине, к дочери — как к будущей женщине. Семья очень важна для становления в социальном опыте взрослеющих детей и будущих социальных ролей мужчины и женщины.

    В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации челове­ка, стиль его жизни. Действие семьи как микрофактора социализации определяется тем социальным пространством, которое она создает. Образ семьи не случайно соотносят с образом «домашнего очага».

    Для социализации ребенка очень важна своя территория (свой уголок за шкафом, свой стол с ящиками и полками, свое место для игр). Стремление иметь свое обжитое место в доме укрепляет в сознании ребенка факт его соб­ственного бытия в этом мире. Столь же важны для социализации собственные вещи каждого члена семьи, особенно изготовленные своими руками, перехо­дящие по наследству от старших поколений. Любимая игрушка, чашка, шарф, связанный бабушкой, способствуют становлению у ребенка чувства идентич­ности и причастности к своим родным.

    Мир семьи с его непритязательными повседневностями необычайно богат и разнообразен. Он дает возможность ребенку почувствовать и осознать самые разные стороны жизни, от бытовых забот до высоких гражданских порывов. Именно близкие люди демонстрируют самые значимые для него поступки, отно­шения, потому что все происходящее в семье дети воспринимают как относяще­еся лично к ним самим. Переживание ребенком своих отношений в семье (даже еще не полностью осознаваемых) становится моделью его будущих отношений с другими людьми. Как свидетельствуют специальные социально-психологиче­ские исследования (А. И. Захаров, А. А. Реан, Г. Т. Хоментаускас), «сценарий» со­циального поведения складывается у детей рано и достаточно стабильно.

    На основе многолетних исследований литовский психолог Г. Т. Хоментаус­кас выделяет четыре типа социальных установок у детей, которые складыва­ются в семейном общении и в дальнейшем серьезно определяют их социаль­ное поведение70:

    1. «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже».

    Такая внутренняя позиция ребенка складывается в семье, где он постоянно переживает близость с родителями, их доверие и любовь, где его жизнь запол­нена совместной с ними деятельностью и заботами.
    2. «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня».

    Эта установка — продукт семейной социализации, где ребенок — «центр Вселенной», на котором сосредоточены все заботы, душевные силы, время и материальные средства членов семьи. В такой семье ребенок нередко является предметом гордости родителей, они усиленно развивают его ранние дарова­ния (например, в области спорта, в музыке) или, напротив, панически обере­гают его здоровье, занимаются лечением по особым методикам.

    ---------------

    70 Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 2003.

    258
    3. «Я нелюбим, но я от всей души желаю пробиться к вам».

    Такой тип социальной установки складывается у детей, в семьях которых открыто демонстрируется, что им нет места в жизни родителей. Как правило, это происходит в семьях, где мать активно вовлечена в бизнес, а няни, гувер­нантки и домашние учителя не восполняют дефицит родительского внимания. Но подобная внутренняя позиция характеризует и детей из так называемых «неблагополучных» семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Пьянство, наркотики, как правило, не оставляют места для душевного обще­ния с ребенком, а он все еще надеется и ждет их любви.
    4. «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое».

    Подобная социальная установка — «закодированный» в социальном отно­шении крик о помощи: «Мне плохо, я никому не нужен, я один в этом мире!» Так себя ведут несчастные, брошенные своей семьей дети.

    Но наличие родителей нередко не спасает от такого результата семейной соци­ализации. Он возникает в таких семьях, где взрослые всегда строят свои отношения с ребенком как с существом неполноценным, постоянно упрекают его за не­успеваемость в школе, за неумелость в домашних делах, за глупость в словах, за нелепый внешний вид — словом, за все. У ребенка в таких взаимоотношениях не остается шанса накопить хотя бы скудный опыт переживания чувства собствен­ного достоинства, утвердиться хоть в каком-нибудь своем достижении. Поэтому такие дети чаще других стремятся избавиться от всяких отношений со взрослыми: замыкаются, уходят в себя, в болезни, в наркотики или вообще из дома.
    Стоит специально подчеркнуть, что общественное воспитание и обучение предполагают установление контакта с ребенком на его «психологической тер­ритории», поэтому педагогам придется учитывать, соотносить, насколько воз­можно преодолевать эти «сценарии» поведения, сложившиеся в процессе се­мейной социализации.

    Многие взрослые, в том числе профессиональные воспитатели, убеждены, что детское развитие целиком зависит от организованного воспитания в семье и школе. Между тем дети осваивают многие социальные ценности, в том числе формируют свои поведенческие навыки, опыт дисциплины и ответственнос­ти, развивают свои интересы и способности, в группах сверстников в школь­ном классе, в разновозрастных компаниях приятелей во дворе, в загородном лагере, в спортивной секции.

    Группа сверстников — ничем не заменимый микрофактор социализации. Это очень хорошо понимал Я. Корчак (1878—1942), который писал: «...следует по­мнить, что благополучие детей зависит не исключительно от того, как их расценивают взрослые, но и — это в равной, а быть может, и в большей степени — от мнения сверстников, у которых иные, но тем не менее твердые правила оцен­ки членов своего ребячьего общества и их прав»71.

    С какими результатами социализации ребенка в группе сверстников долж­но считаться образование, какие достижения личностного развития склады­ваются только в групповом общении? Их немало:

    71 Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979. С. 91.

    259

    □ освоение поведения, соответствующего социальным, нравственным, культурным предпочтениям членов группы;

    □ овладение полоролевым поведением;

    □ организация и переживание своей автономии от мира взрослых (накоп­ление и передача «секретов», «тайн», оформление своего стиля в одежде, прическах, проведении досуга);

    □ создание условий для формирования «Я-концепции» членов группы (сравнения себя с другими, оценки своих действий и отношений, реали­зации себя в конкретных поступках);

    □ обеспечение возможности выбора позиции «большинства» или «мень­шинства», опыта отстаивания своей позиции.
    Группа сверстников, как детское сообщество, по-своему оформляет смыс­ловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и общения и таким образом создает свою субкультуру. Латинская приставка «sub-» пере­водится как «под-» и указывает на то, что детская (подростковая, молодежная) культура занимает подчиненное место по отношению к официальной культуре общества взрослых. Она нередко развивается автономно и практически под­польно, о ее существовании не догадывается большое число педагогов и родителей.

    Содержание детской субкультуры необычайно богато. Это детский фольк­лор (считалки, дразнилки, рассказы-страшилки, анекдоты, сказки), детские самодеятельные игры, своеобразный детский правовой кодекс (правила спо­ров и драк, правила обмена и взыскания долгов, клятвы и поручительства). Существует также детское колдовство («секретики», гадания), детское слово­творчество (сленг, клички и прозвища, стихи, песни), детская философия (ве­дение «дневников девочек», составление «тетрадей-анкет», альбомов с вопросами и ответами).

    Детская субкультура не должна восприниматься как подпольный, а потому неполноценный, ущербный пласт культуры. Она живет и развивается, подпитываясь от взрослой культуры, в первую очередь от поп-культуры. Поэтому в детских рассказах и играх легко угадываются аналогии с сюжетами из телесериалов, свои песни подростки часто сочиняют на мотивы популярных мело­дий, а клички и прозвища прямо заимствуют из обихода взрослых.

    Фактором социализации является и образовательное пространство.

    В процессе социализации ребенка неизбежно возникают явления, которые требуют определенного согласования социального влияния и реального педа­гогического воздействия, конкретной педагогической инструментовки.

    Когда речь идет об образовании, оказывается недостаточным определять его сущность только через систему взаимодействия «учитель — ученик», «вос­питатель — воспитанник». Содержательная характеристика образования у классиков отечественной педагогики и современных теоретиков нередко обнару­живает нетипичные категории: «дух школы», «нравственная атмосфера», «миропорядок учебного заведения», «образовательная среда». Все они в той или иной мере характеризуют скрытое образовательное влияние, способное порой серьезно противостоять официальным мерам. Выдающиеся педагоги

    260

    всегда осознавали важность этого «поля» образования и неизменно подчерки­вали личностную составляющую его природы. К. Д. Ушинский писал: «Мно­гое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников»72.

    Существование в педагогическом сознании такой трансцендентной кате­гории указывает на то, что педагогика достаточно давно пыталась понять при­роду социализирующих влияний тех педагогических условий, которые созда­ют воспитатели и учителя. В современной научной литературе обнаруживается несколько уровней проработки понятия «образовательное пространство»:

    □ как «пространство мира взрослых» (И. С. Кон, М. В. Осорина);

    □ как широкое проявление ценностей культуры в разнообразных видах дет­ской деятельности — «игровое пространство», «познавательное простран­ство», «художественное пространство», «пространство детства» (О. С. Газман, И. Д. Демакова, И. П. Иванов);

    □ как стратегическая основа государственной системы образования, как область функционирования государственных образовательных стандар­тов (Н. Д. Никандров, В. М. Полонский, В. В. Сериков);

    □ как уклад жизнедеятельности школы, ее образовательной системы (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Тубельский, Н. Е. Щуркова);

    □ как коммуникация в условиях личностно ориентированного образова­ния (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич).
    Чтобы ответить на вопрос, как категория «образовательное пространство» ха­рактеризует процесс социализации ребенка, следует указать, что социальная среда (важнейшее понятие в теории социализации) — это по природе своей хаос, жи­вая реальность со всей присущей ей непредсказуемостью и несовершенством бытия. Между тем образовательное пространство обозначает область упорядо­ченной и даже гармонизированной среды, подчиненной задачам развития, социализации и воспитания личности. Исходя из общефилософской природы этого педагогического явления, образовательное пространство следует считать педа­гогически организованной формой бытия социализирующейся личности.

    Образовательное пространство включает в сложных и разнообразных взаи­мосвязях достаточно определенные атрибуты:

    □ материально-вещную среду (территории и природные объекты, помеще­ния для разнообразной деятельности, оснащение и оборудование, в том числе книги, технические и мультимедийные средства);

    □ образовательные учреждения на уровне микросоциума (дошкольные об­разовательные учреждения, школы, детские и юношеские учреждения культуры и дополнительного образования, общественные организации, спортивные, досуговые учреждения);

    □ источники массовой коммуникации (теле- и радиопрограммы, детские и молодежные издания, самодельные журналы и стенгазеты);

    72 Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. М., 1988. С. 169.

    261

    □ содержание образовательного пространства (социальный опыт, «закоди­рованный» в содержании обучения, в играх, в художественной деятель­ности, спорте, детской и молодежной субкультуре);

    □ организацию образовательного пространства (режим, организацию времени и регламентацию жизни участников образовательного простран­ства, сложившуюся систему власти и управления, способы соорганизации участников образовательного пространства и формы самоуправления, нормы, заповеди, сложившиеся меры дисциплинирования).
    Такие разнообразные атрибуты образовательного пространства объединя­ются общим культурным основанием. Образовательное пространство всегда несет в себе образ человека культуры, но предъявляет его не императивно, а в реальном взаимодействии взрослых и детей. Поэтому нельзя понимать педа­гогическое пространство как одностороннее влияние специально организован­ной педагогической среды. Функциональную природу образовательного про­странства определяет педагогическое взаимодействие. Социализирующаяся личность не только испытывает воздействие объектов образовательного пространства, но и сама на них действует, обусловливая состояние образователь­ного пространства. Например, по данным многочисленных социологических исследований (в частности, проведенных в России детским фондом ООН ЮНИСЕФ), известно, что среди любимых занятий современных школьников лидируют просмотр телепередач и видеофильмов, общение с друзьями, игры на компьютере, а педагогически организованные формы досуговой деятель­ности (кружки, экскурсии, чтение рекомендованных книг) значительно усту­пают тем, что школьники выбирают по своему желанию. Выходит, что эти ат­рибуты образовательного пространства, традиционно организуемые школой для того чтобы занять детей, отвлечь их от бесцельного времяпрепровожде­ния, дать им дополнительные знания, современные дети оценивают с позиции значимости для своего социального опыта и тем самым реконструируют обра­зовательное пространство.

    Образовательное пространство неправомерно рассматривать только в ассо­циациях школьного уклада. Организованная государством система образова­ния, работающие в ее недрах содержание и образовательные технологии, педагогически регламентируемый режим, сложившаяся практика жизнедея­тельности образовательных институтов всегда одновременно «наполнены» со­циальным опытом всех участников образовательного пространства.

    Официальные функционеры от педагогики, теоретики и методисты, руко­водители школ, учителя и родители — реальные «строители» образовательного пространства. Их педагогическая философия, представление о целях образо­вания и приоритетах в жизни детей воплощаются в модели и реформы образо­вательных систем, в учебные планы и программы, в организацию развиваю­щих кружков и студий или, напротив, в поиск гувернеров и репетиторов (как расширение образовательного пространства силами конкретной семьи).

    Но образовательное пространство не прямо выстраивает заданные парамет­ры социализации личности ребенка, а организует педагогически обогащенный образ жизни взрослых и детей. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы

    262
    представить детям сложный, небезопасный реальный мир и помочь выбрать и освоить ту форму социализации, которая соотносится с потребностями их ин­дивидуальности и одновременно отвечает требованиям социума.
    12.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

    ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
    Коренным вопросом всякой науки является определение явлений и про­цессов, попавших в ее «поле притяжения», с помощью собственных катего­рий. Педагогика, включая в свой предмет социализацию, также должна опи­сать этот процесс по-своему, в своей понятийной интерпретации. Характеризуя социализацию как педагогический процесс, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта.

    Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка, с другой. Для пе­дагогики первостепенно важно изучение взаимосвязи этих сторон содержания социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкрет­ный социум.

    Социализация как процесс, определяющий становление личности, содер­жательно несет в себе как бы два плана:

    1) широкие социальные влияния, недостаточно организованные и контро­лируемые (воздействия средств массовой информации, традиций регио­на, школы, семьи);

    2) спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социаль­ном становлении (меняющиеся отношения, изменения оценок, взгля­дов, суждений, обнаружение их отличия от направленности официаль­ного воспитания).
    Неслучайно авторитарная образовательная система все недостатки воспи­тания списывает на стихийные, внешние воздействия, на тлетворное влияние «буржуазной идеологии», «пережитков прошлого», «улицы». Немало сетова­ний раздается и сейчас по поводу крушения всеобщих ценностей, единой си­стемы воспитания, жесткого государственного контроля в средствах массовой информации, в книгоиздании, в досуговой индустрии. Но действительно образованный человек отличается, прежде всего, тем, что активно стремится сам разобраться в жизненных обстоятельствах, способен сам противостоять небла­гоприятным влияниям, то есть он достаточно хорошо социализирован.

    Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязан­ных компонентов.

    1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (напри-

    263

    мер, языком компьютера) и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

    2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая свободное общение, обращение к средствам массовой информации, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собствен­ной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

    3. Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область дей­ствий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кро­ме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обы­чаев, табу, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

    4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, кото­рые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только пра­вильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их зна­чение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден».

    У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни). Социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на когнитивном уровне со слов взрослых, а под впечатлением социальных событий присваиваются и превра­щаются в содержание его личности. Иными словами, в процессе социализа­ции ребенок осваивает опыт того, как себя вести в различных жизненных си­туациях, как эмоционально реагировать на происходящее, как организовывать свой быт и труд, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной с другими людьми деятельности, каких моральных норм и правил придерживаться в своем поведении. Педагогику, в первую очередь, интересует возрастная специфика превращения социальных идей в содержание личности и динамика этого процесса при участии воспитания, обучения и самовоспитания.

    Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотре­ние средств социализации. В самом общем смысле это элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях:

    1. В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации ста­новятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этно­культурные условия, демографическая ситуация.

    264
    2.Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные орга­низации, средства массовой информации.

    3. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.
    Отношение ребенка к другим людям начинается с диады «ребенок — взрос­лый», и постепенно в процессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде «ребенок — ребенок», «человек — человек». Отношение к себе как субъекту социальной жизни появляется позже отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с други­ми на межличностном и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная социальная идентичность.

    Непременными компонентами процесса социализации, с точки зрения педа­гогического анализа, выступают субъект и объект социализации. Функцию субъекта в процессе социализации выполняют, в первую очередь, факторы, институты и агенты социализации. В таком контексте социализирующаяся личность выступа­ет в качестве объекта социализации. «Многофакторный» субъект социализации и личность как ее объект находятся в состоянии глубокого противоречия, так как личность не просто входит в систему социальных связей и адаптируется в обще­стве, но в той или иной мере, если не противостоит обществу активно, всегда как-то сопротивляется жизненным обстоятельствам. Иными словами, личность как объект социализации постоянно пребывает вострой ситуации выбора между идентификацией с социальными воздействиями и обособлением от них или даже борьбой с какими-то из них. Такая противоречивая позиция личности несет в себе одновременно и характеристики субъекта социализации.

    Весьма существенно, что на микросоциальном уровне (на уровне соци­альных влияний семьи, группы сверстников, общения в воспитательных уч­реждениях и школе) в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажи педагогического процесса — воспитатель и вос­питанник. Воспитатель — сакраментальный субъект педагогического процес­са, носитель педагогической цели и организатор воспитывающей деятельно­сти — в процессе социализации предстает как бы в двух «плоскостях».

    1) Во-первых, воспитатель воспринимается ребенком как представитель определенного сообщества взрослых, как носитель конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые, воспитатели, как правило, не контролируют; они «работают» на уровне параллельного педагогического действия и нередко вступают в противоречие с их же целенаправленными актами.

    2) Во-вторых, воспитатель может действовать и открыто, целенаправлен­но через социализирующие каналы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть непосредственные, личностные отношения с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем «социальная субъектность» воспитателя воспринимается ребенком мягче и естественнее. Но при этом сам воспитатель не перестает быть объектом социализации в своем взрослом взаимодействии с социумом.

    265

    Главная характеристика воспитанника в процессе социализации — носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышле­ния и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни.

    Цель как компонент процесса социализации существует не сама по себе, а как бы включается во все средства социализации: декларируется в образо­вательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов по­ведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели со­циализации помогает выйти на личностный план социализации, на избира­тельные действия личности в системе «цель — мотив», которые составляют предмет воспитания и самовоспитания.

    Все рассмотренные компоненты процесса социализации связаны как составляющие единой педагогической системы.

    Каков механизм взаимодействия основных компонентов процесса социализации? Движущей силой социального развития личности в современной науке признается противоречие между двумя моментами (двумя составляю­щими) субъекта — потенциальным и актуальным. Эти противоречия неиз­бежно возникают в «точке столкновения» объективной системы социальных

    Рис. 20. Модель социализации ребенка как педагогической системы
    266
    требований, предъявляемых субъекту, и его реальной жизнедеятельности. Со­гласно убедительному высказыванию Л. И. Анцыферовой, личность — это «человек, постоянно повествующий самому себе о своих взаимоотношениях с целым миром и во внутренней полемике с подразумеваемыми собеседни­ками утверждающий, защищающий, осуждающий, изменяющий, совершен­ствующий себя»73.

    Иными словами, механизм процесса социализации имеет личностный ха­рактер и реализуется через деятельность личности. А, как известно, организа­ция деятельности, ее мотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущность воспитания, что прямо указывает на педагогическую природу процесса социализации. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов де­ятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

    -----------------

    73 Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология форми­рования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1981. С. 4.

    267

    Социальный опыт ребенка в контексте воспитания и обучения
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   25


    написать администратору сайта