Главная страница
Навигация по странице:

  • Авл Корнелий Цельс

  • Клавдий Гален Клавдий Гален

  • Марк Фабий Квинтилиан Марк Фабий Квинтилиан

  • Аэций Амид-ский

  • Арабские халифаты.

  • Авиценна Авиценна (Ибн Сина)

  • Задания для самостоятельной работы

  • История логопедии. Селиверстов. Учебное пособие для вузов. М. Акаде мический Проект, 2003. 384 с. . Gaudeamus


    Скачать 1.62 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. М. Акаде мический Проект, 2003. 384 с. . Gaudeamus
    Дата09.02.2020
    Размер1.62 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория логопедии. Селиверстов.doc
    ТипУчебное пособие
    #107662
    страница4 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Плутарх

    Плутарх (ок. 65— 127 гг.) — греческий писатель той эпохи, когда Греция уже более чем два столетия как Утратила свою самостоятельность и была римской провинцией. Он много путешествовал, посетил Рим, Александрию, занимался преподавательской и литературной деятельностью. На протяжении многих сто­летий широкой известностью пользуются среди его со­чинений «Сравнительные жизнеописания» — биогра­фии выдающихся исторических деятелей Греции и Рима1.

    Описывая систему спартанского воспитания, Плу­тарх несколько касается и системы развития речи у юных спартанцев. В частности, он указывает, что здесь «детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления», «...под немногими скупыми словами должен был таиться об­ширный и богатый смысл, и, заставляя детей подолгу молчать, законодатель добивался от них ответов мет­ких и точных. Ведь подобно тому, как семя людей, без­мерно жадных до соитий, большею частью бесплодно, так и несдержанность языка порождает речи пустые и глупые».

    «Они (спартанцы.— В. С.) никогда не болтали по­пусту, никогда не произносили ни слова, за которым не было бы мысли, так или иначе заслуживающей того, чтобы над нею задуматься».

    Подчеркивая значение пения и музыки в среде молодых спартанцев, Плутарх отмечает, что здесь «пе­нию и музыке учили с не меньшим тщанием, нежели четкости и чистоте речи...».

    Плутарху принадлежит также одно из наиболее полных описаний дефекта речи, которым страдал бле­стящий древнегреческий оратор и политический дея­тель Демосфен (384— 322 гг. до н. э.).

    Демосфен

    От рождения Демосфен был слабого и нежного телосложения, с малых лет был хвор и худ, читаем мы у Плутарха, занимавшегося жизнеописанием Демосфе­на. Кроме того, он обладал такими природными недостатками речи, как заикание и косноязычие. Следстви­ем чего явились такие черты в характере Демосфена, как робость, несмелость перед толпой, мнительность, непреклонность, упорство, честолюбие, малодушие на войне и в опасностях. А также и то, что он, будучи уже блестящим оратором, никогда не выступал с речью, предварительно не подготовив, не записав ее.

    Желание стать оратором у Демосфена появилось еще в юные годы, когда однажды он услышал выступ­ление Каллистрата, замечательного греческого орато­ра. Возникшее страстное желание побудило Демосфена заниматься декламацией и сочинением речей, брать уроки красноречия. Демосфен посещал школу Платона, благодаря чему сделал большие успехи в искусстве красноречия. О речевом дефекте Демосфена упомина­ет Марк Фабий Квинтилиан (см. ниже), пишет извест­ный отечественный ученый, профессор И. А. Сикорс-кий (1842—1919), который тщательно изучал записки биографов Демосфена и пришел к заключению, что бле­стящий оратор древности действительно страдал заи­канием. Причем речевые судороги у него были настоль­ко сильны, что отражались даже на его жестах. Демос­фен имел и типичный для многих заикающихся характер: он был крайне впечатлителен и робок, вследствие чего отличался тихим голосом и неуверенностью в себе.

    Следует отметить, что Демосфен сам избрал путь избавления от заикания. Заказав себе зеркало в пол­ный рост, он внимательно изучал недостатки своей речи и поведения. Это позволило ему наметить целую систему различных речевых упражнений. В них он предусматривал не только регулярную тренировку правильной речи, но и воспитание в себе определен­ных черт личности.

    Известно, например, что в речевых упражнениях он большое значение придавал развитию дыхания, стараясь подчинить его своей воле и контролю. С этой Целью максимально задерживал его, произносил длин­ные фразы на одном выдохе, громко декламировал стихи, взбираясь на крутые подъемы и пр. Чтобы раз­вить силу и координированность мышечных движений Речевого аппарата, он усложнял их тем, что при речевых упражнениях держал во рту мелкие и удобоподвижные камешки.

    Демосфен прилагал также очень серьезные уси­лия к тому, чтобы придать своей речи тщательную редакционную отделку. Он и впоследствии, уже буду­чи известным оратором, до мельчайших подробностей продумывал предстоящее выступление или беседу: содержание, последовательность, фразы, выражение. Его биографы отмечают, что он никогда не выступал без тщательной подготовки, несмотря на свою оратор­скую опытность и постоянный успех. Устранение вся­ких поводов к колебанию в выборе слов придавало течению его мысли ровный характер и тем облегчало речь.

    И все-таки, несмотря на многообразные и слож­ные речевые упражнения, на первом плане у Демос­фена стояла задача победить свою робость и смуще­ние, вызываемое присутствием другой личности или общества, приучить себя спокойно относиться к ним. Вот почему, в частности, свои речевые упражнения он проделывал у моря. Изменчивая картина волнующего­ся моря сопоставлялась у него с представлением о неспокойной и шумящей толпе. Известно также, что речевые занятия он нередко проводил в присутствии посторонних лиц.

    Немало помогало ему также стремление подражать выбранному образцу (для него это был Перикл), его внешним манерам, мысленно входил в его роль. Еще одним примером для него, а также и помощником, был его врач и учитель Неоптолем.

    К сожалению, история не сохранила для нас пол­ностью план лечения Демосфена. И мы знаем хорошо лишь то, что он, проявив психологическую проница­тельность и собственную настойчивую волю, достиг не только излечения, но и общего признания своего ора­торского таланта, представив собой блестящий и дос­тойный подражания образец для любого взрослого человека, страдающего заиканием.Сейчас для нас Демосфен является классическим примером логопедической работы над речью. Неустанно работая над своим произношением, Демосфен избавился от своих речевых дефектов и стал прекрасным оратором. Цицерон характеризовал его как образцово­го оратора. Его политические и судебные речи отлича­лись замечательной стилистической отделкой, тонкой ритмикой.

    Таким образом, мы находим в сочинениях Плутар­ха два примера, показывающих особенности форми­рования правильной речи. Первый пример относится к системе развития речи у юных спартанцев, второй — к системе перевоспитания неправильной речи (заика­ния и косноязычия) у прославленного древнегречес­кого оратора Демосфена.

    Авл Корнелий Цельс

    Авл Корнелий Цельс (30 — 35 гг. до н. э. — 45 — 50 гг.) —древнеримский ученый, энциклопедист и врач. Его заслуга прежде всего в том, что он собрал и сохра­нил для последующих поколений много произведений древней медицины, а также оставил некоторые замет­ки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев.

    «Если язык парализован, что иногда случается, вследствие болезни его самого, а иногда в результате какой-либо другой болезни, и, таким образом, больной находится в состоянии невозможности изъясняться, то следует... больному давать пить воду, усиленно расти­рать голову, рот, шею и части, находящиеся под подбо­родком... заставить больного жевать что-нибудь самое острое, например, горчицу, чеснок, лук, побуждать его Делать все усилия, чтобы выговаривать слова. Следует упражняться в задерживании дыхания, часто обливать голову холодной водой, по временам есть редьку в большом количестве, затем извергать ее со рвотой»1.

    «У некоторых людей с первого дня рождения язык не могут говорить вследствие этого. Кончик их языка захватывают щипцами и под ним должна быть подре­зана перепонка». При этом должна быть проявлена большая осторожность, чтобы не повредить соседних сосудов и не вызвать значительного кровотечения... Я же знал больного, который после подсечения языка снизу, не получил возможности говорить, хотя послед­ний и выдавался свободно между зубами».

    Таким образом, Цельс усматривает причину рас­стройств речи в нарушении строения или подвижнос­ти периферической части речедвигательного механиз­ма и рекомендует в качестве приемов устранения хи­рургические, терапевтические средства и речевые тренировки.

    Клавдий Гален

    Клавдий Гален (ок. 129— 199 гг.) —древнеримский врач и естествоиспытатель. После Гиппократа был самым крупным теоретиком античной медицины. Со­здал систему биологических и медицинских знаний. Он уточнил сведения о строении головного мозга и нерв­ной системы, им описаны мозговые оболочки, желудоч­ки мозга, мозжечок, черепно-мозговые и спинно-моз-говые нервы. Гален различал 7 пар черепно-мозговых нервов. Мозг он считал источником всех нервов. Он также установил, что перерезка спинного мозга на определенном уровне ведет к нарушению двигатель­ных функций (параличи конечностей и пр.), параличу дыхательных мышц; перерезка блуждающего нерва — к потере голоса, чувствительности.

    Гален описал механизм дыхания, понял роль ак­тивных движений грудной клетки и пассивный харак­тер движения легких в акте дыхания. Установил, что дыхание представляет собой акт произвольный, и счи­тал, что природа устроила это с той целью, дабы мож­но было без вреда временно задерживать дыхание при продлении голоса и пр.

    Гален значительно способствовал укреплению материалистических воззрений в медицине, хотя в философии следовал за Платоном (учение о пневме) и Аристотелем (учение о целенаправленности). Отсюда Гален нередко верно описывал то, что видел, но под влиянием своего идеалистического мировоззрения давал фактам неверное толкование.

    И.А. Сикорский отмечал, что Галену принадлежит заслуга тщательной установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значе­ние главнейших терминов anaudia (афазия), aphonia (афония), ischnophonia (заикание), traulotes (косноязы­чие), asapheia (невнятная речь).

    Гален разделял расстройства голоса и речи, ука­зывая, что первые происходят от «страдания» гортани и мышц ее, а вторые — от поражения языка или окру­жающих его частей: зубов, губ, твердого и мягкого Неба, хоан, уздечки. При этом он указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражений централь­ной нервной системы.

    Он писал: «Образование звуков речи производит­ся языком при участии зубов, губ и носовых отверстий, далее при участии твердого неба, зева и собственной уздечки языка. Оттого у лиц, подверженных заиканию, или косноязычию, или иному недостатку речи, замеча­ется страдание какого-либо из поименованных орга­нов, и это страдание бывает последствием порока об­разования или же оно зависит от причин позднейшего образования»1.

    Таким образом, мы видим, что основанием для взглядов Галена на расстройства речи послужили кли­нические наблюдения Гиппократа (связь между рас­стройствами речи и страданиями мозга) и естествен­но-сравнительные изыскания Аристотеля (связь с на­рушениями строения и подвижности периферической части речевого аппарата).

    Клавдий Гален в своих работах расширяет сведе­ния о строении и функциях головного мозга и нервной системы. Описывает механизм дыхания, уточняет тер­минологию болезней речи. Впервые он указывает на причины расстройства речи центрального и перифе­рического характера, различает их врожденный и при­обретенный генез.

    Марк Фабий Квинтилиан

    Марк Фабий Квинтилиан (35 — 96 гг.) — оратор и теоретик ораторского искусства, крупный представи­тель педагогической мысли. В течение 20 лет он со­держал риторскую школу, которая пользовалась ши­рокой известностью в Римской империи. В своем ос­новном и единственном труде, дошедшем до наших дней, «Наставление в ораторском искусстве» Квинти­лиан сформулировал основные методы и приемы ора­торского мастерства, раскрыл вопросы воспитания будущего оратора. Разрабатывая вопросы воспитания будущего оратора, он коснулся ряда педагогических проблем, получивших широкий отклик в педагогике XVIXVIII вв. В этой книге дана характеристика тру­дов многих греческих и римских поэтов и прозаиков.

    В своей работе Квинтилиан определял риторику как «науку хорошо говорить». Риторика, по его мнению, есть искусство, которое складывается из природного дара и упражнения в красноречии. Квинтилиан ставит перед оратором три основные цели: научать, возбуж­дать и услаждать слушателей. Добиться же этой цели помогут оратору способность правильно выражать свои мысли и искусное произношение.

    Квинтилиан выступал сторонником общественно­го воспитания детей. Ему принадлежала прогрессив­ная мысль о том, что все дети являются сообразитель­ными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.

    «Тупые и не поддающиеся учению умы появляют­ся столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого слу­жит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают; следовательно, не

    природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием...»

    Квинтилиан был сторонником раннего (до 7 лет) воспитания детей («...ни одного времени в жизни чело­веческой не следует отпускать без внимания», «...сколь­ко времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества»). При этом он находил нужным пре­дупредить об излишне раннем развитии детского ума («Скороспелые умы, как преждевременные плоды, почти никогда вполне не созревают»), о необходимой последовательности и доступности обучения детей («Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так же следует судить и о детских умах: что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний»)1.

    Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки, по его мнению, способствует выработке хоро­шего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной.

    Квинтилиан обращал внимание на необходимость правильного речевого окружения ребенка, на своев­ременное устранение у него дефектов звукопроизно-шения. Он писал: «...прежде всего надо смотреть, что­бы кормилицы не имели дурного выговора или испор­ченного наречия... Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтобы они и го­ворили чисто. Дитя слышит свою кормилицу прежде всех, и по ее речам свои слова произносить старает­ся... Итак, надобно смотреть, чтоб дитя, в нежном воз­расте, не приучался к такому выговору или наречию, от которого отучать после будет нужно».

    В другом месте мы читаем, что необходимо, «во-первых, исправлять недостатки в произношении, чтоб слова выговаривал ребенок явственно, чтоб каждой букве давал свойственный ей звук. Есть буквы, кото­рые мы или очень слабо, или очень крепко произно­сим; иные недовольно твердо, и переменяем их на другие, мягчайшие и с ним сродство имеющие; как-то: вместо буквы р (р), которую и Демосфен с трудом про­износил, слышится у нас X(л), как в латинском, так и в греческом языке; также с (к) и t (т) умягченно пре­вращаются в g (г) и d (д). Равно не должен учитель тер­петь, чтобы буква s (с) часто и с некоторым жеманством была слышима; наблюдать, чтоб слова выговариваемы были не гортанью и в пустоте рта отзывались... Еще должен он стараться, чтоб дети договаривали после­дние слоги...».

    Приводимые выше высказывания Квинтилиана затрагивают целый ряд вопросов, имеющих непосред­ственное отношение к логопедии. Читая Квинтилиана, следует обратить внимание на то, что в слово «произ­ношение» он вкладывал несколько иной, более широ­кий смысл, чем сейчас принято под этим термином понимать. Если сейчас мы называем произношением чисто фонетическую сторону речи, способность пра­вильного произношения звуков, то Квинтилиан под этим термином имел в виду и выговор, и голос. (Как он сам писал об этом: «произношение состоит из двух частей: голоса и движения»).

    Таким образом, Марк Фабий Квинтилиан в своих педагогических сочинениях выступал сторонником общественного воспитания детей с раннего возраста, последовательного и доступного обучения детей. Важ­ными являются его указания на то, что почти все дети от природы достаточно сообразительны и нуждаются только в воспитании, что обучению и воспитанию под­даются все дети без исключения.

    Квинтилиан также сторонник раннего развития речи у детей. При этом он указывал, что изучение язы­ка и занятия музыкой способствуют у них хорошему произношению, стилю речи и ее выразительности. Рекомендовал следить в процессе воспитания детей за их ясным, правильным звукопроизношением; указывал на значение речевого окружения для формирования правильной речи у ребенка; говорил о некоторых воз­можных дефектах фонетической стороны речи у ре­бенка и дал практические советы для их предупрежде­ния и устранения.

    Заключение

    Наибольший расцвет греческой культуры относит­ся к V в. до н. э. Философские учения Древней Греции (материализм и идеализм) отражали острую классовую борьбу рабовладельческой демократии с земельной рабовладельческой аристократией.

    Культурное наследие Древней Греции было вос­принято Римской империей, период наибольшего мо­гущества и расцвета культуры которой относится ко II в. до н. э. — I в. н. э.

    Сочинения философов, энциклопедистов того вре­мени дают нам представление о культуре Древней Греции и Рима. В философских, исторических, педа­гогических и медицинских сочинениях (Демокрита, Платона, Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена, Квинтилиана и др.) отражены взгляды выда­ющихся умов той эпохи на вопросы воспитания под­растающего поколения, вопросы сохранения здоровья, различные болезни и необходимые меры по их лече­нию. Встречаются в этих сочинениях и упоминания о воспитании правильной речи, о возможных ее рас­стройствах, о средствах их предупреждения и преодо­ления.

    Отношение к вопросам воспитания и обучения, понимание болезней и их лечение определялись ма­териалистическим (Демокрит) или идеалистическим (Платон) мировоззрением авторов. В объяснении про­исхождения болезней и соответственно их лечения преобладали гуморальная точка зрения (Гиппократ) и учение о пневме (Платон, Аристотель).

    В общих вопросах воспитания превалирующими для того времени были высказывания о природосообразно-сти (Демокрит, «Природа и воспитание подобны»), о необходимости начинать воспитание ребенка с самого раннего возраста (Платон, Квинтилиан), о задачах еди­ного процесса умственного, физического и нравственно­го воспитания детей (Аристотель), о необходимости тру­дового воспитания, о роли систематических упражнений в воспитании (Демокрит, Аристотель, Квинтилиан).

    Квинтилиан, подчеркивая необходимость последо­вательного и доступного для детей обучения, впервые высказывает мысль о том, что «тупые и неподдающи­еся умы появляются столько же против природы, как и всякие другие уроды и чудовища», что это бывает редко и что все дети от природы являются сообрази­тельными и нуждаются только в правильном воспита­нии и обучении. Платону принадлежит первая попыт­ка возрастной периодизации с указанием задач воспи­тания для каждого возрастного периода человека.

    Для развития речи Платон полагал необходимым специальный подбор литературы для заучивания и рассказывания ребенком. Квинтилиан впервые обра­щает внимание на фонетические погрешности детско­го языка и рекомендует воспитывать правильную речь у детей в раннем периоде их развития (до 7 лет). В свя­зи с этим он указывает на полезность изучения детьми языка и занятий музыкой.

    В сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля высказываются мысли* о роли социальной среды в воспитании детей, «Постоянное общение с дурными развирает дурные задатки»,— писал Демокрит и пото­му предостерегал от дурных примеров. Платон и Ари­стотель, в свою очередь, подчеркивали важную роль семьи в заботе о нравственном воспитании детей. Квинтилиан впервые высказал мысль о необходимос­ти благоприятной речевой среды для формирования у детей правильной речи.

    В медицинской литературе превалировала мысль о природосообразности лечения болезней (Гиппократ: «Природа — врач болезней») и ее целенаправленности (Аристотель: «Природа не делает ничего лишнего...»).

    В этих сочинениях мы встречаем уже указания на главенствующую роль головного мозга во всей деятель­ности человека (Гиппократ), описание органов и фун­кций слуха, зрения, голоса и речи, в частности языка и губ (Гиппократ, Аристотель). Гален уточнил сведения о строении и функциях головного мозга, нервной сис­темы, описал механизм дыхания.

    Здесь впервые были предприняты попытки науч­ного описания отдельных расстройств слуха, голоса и речи, первые попытки их дифференциации. У Гиппо­крата и Галена, в частности, встречаются упоминания о таких расстройствах речи (в их переводе на русский язык), как расстройства голоса, потеря речи, косно­язычие, невнятная речь, заикание.

    Характерно, что речевые расстройства рассматри­ваются в ряду других болезней, поражающих челове­ка, но также и как симптом какого-то другого заболе­вания. Поэтому у Гиппократа мы находим указания врачу при диагностировании любой болезни обращать внимание на состояние слуха и речи больного.

    Причинами расстройств речи, по мнению древ­них врачей, являются либо излишки влаги преимуще­ственно в головном мозге или в органах речи (Гип­пократ), либо недостатки в строении или в функциях органов артикуляции (Аристотель, Цельс). Гален ука­зывал на возможность причин возникновения рече­вых расстройств как центрального происхождения, так и периферического. При этом обращал внимание на то, что речевые расстройства могут быть либо врожденными, либо приобретенными.

    Из этих взглядов на природу расстройств речи вытекали и своеобразные рекомендации их лечения путем: водолечения, массажа, хирургического вмеша­тельства (в асклепейонах), горячие изливания, кро­вопускание, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гип­пократ). Наряду с хирургическим вмешательством у Цельса встречается мысль о видимой необходимос­ти каких-то речевых упражнений, ибо хирургичес­кие вмешательства не всегда приносят желаемый эффект. Подобно Орибазию, энциклопедисты Аэций Амид-ский (527 565) и Павел Эгинский (625 — 690) были составителями больших сочинений, в которых они со­брали и систематизировали богатое наследие античной медицины. У этих авторов встречаются и некоторые упоминания о речевых расстройствах. По сведениям, которые собрал И. А. Сикорский1, Антилл (Ув), Аэций Амидский, Павел Эгинский рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки и излагали раз­личные хирургические способы подрезания языка.

    Антилл различал три уздечки языка: среднюю и две боковые. Укорочение средней, по его мнению, оказывает влияние на произношение D, L, R, а укорочение боко­вых — на звуки Р, Рп, К, Ch. Аэций Амидский болезням речи посвятил целую главу, в которой в основных чертах повторено учение Галена. Автор обнаруживает истоки болезни речи только от страданий языка и с довольно большими подробностями излагает хирургические спосо­бы лечения болезни речи, а именно — подрезания языка.

    В плане терапии заикания Орибазий, в частности, предлагал определенный порядок:

    1) произносить наизусть отрывки эпического, за­тем лирического характера. Притом начиная с возмож­но низкого тона, постепенно повышая голос и снова понижая; 2) чтение начинать с отрывков наизусть; 3) в речи делать глубокий вдох. В курсе терапии у Ориба-зия имеется: низкий голос, трудные комбинации зву­ков, речь под такт, упражнения в умственной речи, постепенность дидактических приемов (сначала под руководством наставника, потом в виде чтения и, нако­нец, в форме бесед), в состав лечебных условий постав­лен был и сам врач (с. 237 — 238).

    Арабские халифаты. Начиная с VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока (вре­мен арабских халифатов) унаследовала ценные дости­жения древневосточной и античной цивилизации, ко­торые в дальнейшем послужили одним из источников западноевропейской цивилизации. Периодом наибольшего расцвета культуры и на­уки народов Востока времен арабских халифатов были IXXI вв. Величайшими представителями этого пери­ода были энциклопедисты Мухаммед Аль-Хорезми, ар-Рази, Ибн Сина, Аль-Бируни.

    Авиценна

    Авиценна (Ибн Сина) (980— 1037 гг.) — крупней­ший ученый своего времени, философ, врач, естество­испытатель и поэт народов Средней Азии. Он оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знаний: философии, математике, языку, астрономии, химии, медицине, психологии, логике, геологии. Во­преки Корану Ибн Сина утверждал, что мир вечен, а не сотворен. По его мнению, мир материален и вечен. Он возник не по воле Бога, а в силу непреложной не­обходимости. Движение присуще материи. В мире ца­рит естественная закономерность.

    Ибн Сина (Авиценна) родился недалеко от Бухары. По сведениям его биографов, он в десятилетнем возра­сте как губка впитывал преподаваемые ему предметы, удивлял всех своим дарованием. Он знал наизусть весь Коран, усвоил в основном все словесные дисциплины: грамматику, стилистику, поэтику и др. В этом возрасте он не только умел читать и писать, сочинять стихи, но и жадно прислушивался к происходившим в его при­сутствии ученым разговорам. Самостоятельно усвоив элементарную логику и начало геометрии, он присту­пил к изучению естественных наук, в том числе и меди­цины. С необычайной легкостью одолевал он книги по медицине, которая, по его мнению, не принадлежит к числу трудных наук. Он писал о себе: «Медицина не относится к числу трудных наук, и поэтому я в короткое время овладел ею в значительной степени».

    Уже в 18-летнем возрасте Ибн Сина пользовался большим авторитетом среди медиков тогдашней Буха­ры, принимал больных и весьма успешно лечил их.

    В дальнейшем его талант в области медицины проявил­ся настолько ярко, что имя его справедливо стоит в одном ряду с великими врачами Античности.

    Задолго до того, как передовая философская мысль Европы поставила на первое место наблюдения и опы­ты, Ибн Сина применял наблюдение и опыт в решении вопросов медицины. Он писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Он отверг демонологические представ­ления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиваться психоз, что самое вредное для больного — это страх, и рекомендовал музыку в качестве терапевтического сред­ства. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к болезни, так и к здоровью человека.

    Вопросам медицины Ибн Сина посвятил более 20 произведений. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» («Тиб Канун-лари», 1020 г.) — эн­циклопедический свод медицинских знаний Древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римс­ких, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел кри­тический итог развитию медицины к XI в. Его труд способствовал поэтому быстрому расцвету медицины. В XII в. (в Толедо) он был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе, был напечатан в Европе около 30 раз.

    В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону». Сочинение Ибн Сины формировало меди­цинское мышление многих поколений.

    «Канон» состоит из 5 книг. Первая содержит оп­ределение медицины, сведения по анатомии, общие сведения о болезнях, о сохранении здоровья, о лечении вообще. Во второй излагается учение о простых лекар­ствах и способах их действия. Третья содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болез­ней и способов их лечения. Четвертая посвящена хи­рургии и общему учению о лихорадке. В пятой описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.

    Особые главы «Канона» посвящены воспитанию здорового и больного ребенка.

    В «Каноне» имеются сведения о расстройствах речи и о способах их лечения. Здесь Ибн Сина пишет о значении различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии в их строении и функци­ях, и в связи с этим — о возможных речевых расстрой­ствах. Усматривая зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, он тем самым разви­вает и дополняет мысль Аристотеля. Причину непра­вильного строения или функционирования органов артикуляции Ибн Сина усматривает в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма.

    «Чрезмерная величина языка бывает от преоблада­ния крови, а иногда от обилия слизистой влаги...». «Рас­слабление языка иногда доходит до того, что речь либо затрудняется, либо искажается. Сюда относится карта­вость и косноязычие. Есть дети, у которых затягивается период неспособности к речи. У некоторых косноязыч­ных язык развязывается, так как растворяется влага, задержанная в корнях нерва языка и заставляющая язык запинаться. По той же причине ребенок картавит, а когда он становится юношей и влага в языке уравнове­шивается, начинает говорить чисто» (с. 253)1.

    Наряду с нарушениями периферической части речевого аппарата Ибн Сина, однако, усматривает возможность поражения и его центральной части, что тоже приводит к различным расстройствам речи.

    «Иногда немота и другие повреждения речи про­исходят от повреждения в мозгу и в месте выхода нерва, который идет к языку и двигает его... Посколь­ку нерв языка связан со множеством других нервов, то эти нервы должны либо способствовать языку в его движении...— так обстоит дело у людей со здоровой речью-либо препятствовать движению... тогда наблю­дается косноязычие и т. п.» (с. 353).

    Исходя из таких воззрений на причины речевых расстройств, Ибн Сина рекомендует и соответствующее их лечение: пускать из сосудов языка кровь, двигатель­ные упражнения для языка, тереть язык нашатырем с сушеным кислым молоком, полоскать горло перцем, горчицей, натирать язык вяжущими лекарствами и т. д. — все это с целью вызвать обильное слюнотечение.

    Своеобразен его взгляд на причину и устранение заикания. Он пишет: «Иногда расстройство речи про­исходит по причине, заложенной в мышце гортани, когда в ней имеет место натяжение или расслабление. Случается, что человеку сначала трудно издавать зву­ки, т. к. он усиленно старается привести в движение мышцы груди и гортани, а эти мышцы не следуют усилиям и не подчиняются им. Когда же он вдохнет, начиная говорить и произносить слова, то язык после этого развяжется. Такому человеку следует, собираясь начать говорить, сделать глубокий вдох и широко рас­править грудь, причем он должен говорить не спеша. Когда он привыкнет к этому, ему будет легко говорить, и легкость речи станет для него обычной».

    Таким образом, Ибн Сина, твердо придерживаясь гуморальной точки зрения, рассматривает центральные и периферические причины возникновения различных речевых расстройств и соответственно этому предлага­ет и разные средства их преодоления, направленные на уменьшение количества жидкости в речевом аппарате.

    Можно полагать, что точка зрения Ибн Сины на речевые расстройства соответствовала взглядам вра­чей Европы XI —XVIII вв.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Охарактеризуйте эпоху феодализма в странах Ближнего и Среднего Востока V—XIII вв.

    2. Расскажите, в трудах каких ученых встречаются сведения о речевых расстройствах. Раскройте со­держание этих сведений.

    3. Сравните представление о речевых расстройствах и приемах их устранения в трудах медиков Ближ­него и Среднего Востока V —XIII вв. и Древней Греции и Рима.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта