Главная страница
Навигация по странице:

  • Франсуа Рабле Франсуа Рабле

  • Задания для самостоятельной работы

  • Глава 5 РУСЬ.

  • Обозначение дефектов речи

  • Пословицы и поговорки в речи

  • Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения

  • Элементы народной медицины в приемахустранения речевых расстройств

  • При расстройствах голоса

  • При нарушениях артикуляционной моторики

  • При непонятном лепетании или при трудном выговоре

  • Социальное положение «убогих» на Руси

  • История логопедии. Селиверстов. Учебное пособие для вузов. М. Акаде мический Проект, 2003. 384 с. . Gaudeamus


    Скачать 1.62 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. М. Акаде мический Проект, 2003. 384 с. . Gaudeamus
    Дата09.02.2020
    Размер1.62 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория логопедии. Селиверстов.doc
    ТипУчебное пособие
    #107662
    страница5 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    Глава 4 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. V-XVI вв.

    После распада Римской империи в истории Цен­тральной, Западной и Южной Европы начался новый период, условно называемый средневековым. Для это­го периода было характерным преобладание феодаль­ных общественных отношений.

    Феодальный строй в Западной Европе прошел 3 стадии. Первая стадия феодализма (с V по XXI вв.) — раннее Средневековье. Переход от античного мира к Средневековью был связан на первых порах с глубо­ким экономическим и культурным упадком. Преобла­дало натуральное хозяйство. В течение ряда веков от­мечался упадок науки.

    Во второй стадии феодализма (XIXV вв.) — раз­витого Средневековья — с ростом производительных сил росли города — центры ремесла и торговли. Ре­месленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с на­туральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарно-денежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри отдельных стран и между ними.

    Третья стадия феодализма (XVIXVII вв.) — была периодом его упадка и разложения. Этот период ха­рактеризуется сравнительно быстрым развитием то­варно-денежного хозяйства и затем зарождением в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя, таким образом, переход к следующей общественно экономической формации —капитализму.

    Эпоха феодализма унаследовала от Римской им­перии христианскую религию в ее западной разно­видности, известной с 1054 г. под названием католи­цизма.

    Христианская церковь стала главной идеологичес­кой силой европейского феодализма, и все развитие культуры и науки в период Средневековья протекало в русле религиозной идеологии.

    Доминирующей формой философии этого периода стала схоластика. Схоластика исходила из того поло­жения, что все возможные знания уже даны либо в Священном Писании, либо в творениях отцов церкви. Античная культура, философия, литература, педагоги­ческое и медицинское наследие подвергались гонению и предавались забвению.

    Реалистическим представлениям противопоставля­лись религиозные, мистические фантазии о человеке как носителе «первородного» греха. Естественные по­требности человека рассматривались как проявление греховного начала.

    Нормы семейных отношений, семейной педагоги­ки нашли отражение в памятниках церковной литера­туры — Правилах апостолов, в Писаниях отцов церк­ви, таких как сочинение Иоанна Златоуста «О воспи­тании детей», Блаженного Иеронима «Письмо к Лете», где воспевается аскетический идеал, который достига­ется постоянными молитвами, постами, воздержанием, смирением, покорностью.

    Средневековая церковь категорически отрицала почти все наследие античного мира в области культу­ры, но необходимость пользоваться богослужебными книгами на латинском языке заставляла заботиться об обучении будущего духовенства хотя бы элементарной грамоте. Латинский язык сделался языком европейской об­разованности того времени, на нем были написаны ос­новные произведения церковной литературы. Связь средневековой культуры с христианской религией и латинским языком обусловили возникновение своеоб­разного типа школы, содержание обучения в которой 54 черпалось из религии, а языком обучения стал латинский язык, чуждый для большинства европейских на­родов.

    Эти школы содержались церковью. Они были не­скольких типов: монастырские (при монастырях), ка­федральные (при кафедре епископа), приходские (при приходских церквях). В большинстве из них образова­ние детей ограничивалось преподаванием граммати­ки, риторики и диалектики (тривиум). В крупных шко­лах еще обучали арифметике, геометрии, астрономии и музыке (квадриум). Совокупность этих двух циклов предметов была известна под названием «семи свобод­ных искусств».

    Обучение в средневековых школах строилось пре­имущественно на запоминании текстов Священного Писания и комментариев к ним. Метод обучения был схоластическим. Учащиеся обычно заучивали готовые определения в схоластической вопросно-ответной форме.

    В качестве примера приводим фрагмент из учеб­ника Алкуина1, написанного для Пипина — сына Кар­ла Великого. Пипин задает вопросы, Алкуин отвечает.

    П.Что такое письмо? А. Страж истории

    П. Что такое речь? А. Толкователь души

    П. Что создает речь? А. Язык

    П. Что такое язык? А. Воздушный бич

    П. Что такое человек? А. Раб смерти, переходящий с места на место путешественник,

    гость в своем жилище

    П. На что похож человек? А. На плодовое дерево

    А. Подобно фонарю,

    П. Как помещен человек? выставленному на ветер

    Другой пример: «Беседа между учителем и учени­ками». Из учебника Эльфрика (XXI вв.) — одного из монахов-учителей.

    M. (мальчики). Наставник, мы, дети, просим вас учить нас говорить правильно, ибо мы необразованны и говорим испорченным языком.

    Н. (Наставник). Что вы хотите сказать? М. Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильна и чтобы мы говорили то, что полезно, и чтобы мы не говорили по-старушечьи или неправильно.

    Характерным для Средневековья является рас­пространение «богоугодных заведений» — благотво­рительных закрытых учреждений для призрения де­тей. Они возникли еще в Римской империи в связи с усилением обнищания населения и повальными эпи­демиями. Общественное обслуживание детей нищен­ствующих родителей, сирот, подкидышей в период раннего феодализма взяла на себя христианская цер­ковь. Так, в IV в. в Италии появляются дома для под­кидышей и сирот при монастырях, сиротские дома при домах пилигримов и госпиталях. Позже, в VIII — IX вв. появились дома призрения внебрачных детей в крупных городах при епископских кафедрах; в IX — XIV вв.— дома призрения внебрачных детей, учреж­даемые сельскими и городскими приходами, воспита­тельные дома, организуемые гильдиями, цехами и бла­готворительными обществами в городах Центральной Европы.

    В XV—XVI вв. в ряде стран Западной и Цент­ральной Европы начали складываться буржуазная идеология и культура, обусловленные зарождением капиталистического способа производства. (Началась эпоха, известная в истории под названием «Возрож­дения».)

    Появление первых признаков новых социальных отношений имело своим следствием возникновение нового взгляда на мир и человека в противовес сред­невековому религиозно-догмагическому мировоззре­нию. Средневековый аскетизм с его отрицанием радо­стей земной жизни и проповедью подготовки к загроб­ному, вечному существованию постепенно вытесняется идеями гуманизма, противопоставившего теологии светскую науку, выдвинувшего идеал жизнерадостно-00 го, сильного духом и телом человека. Передовые мыслители этого периода особое внимание стали уделять изучению богатой литературы Древнего мира, забытой в предыдущие столетия.

    Идеи гуманизма нашли свое отражение во взгля­дах передовых мыслителей на воспитание. Гуманисты выступили с требованием изучать в школах культур­ное наследие античного мира, а также реальные пред­меты окружающего мира; настаивали на использова­нии активных методов обучения, развивающих мыш­ление детей.

    Острой критике подвергаются феодальное семей­ное воспитание, средневековая школа, схоластические методы обучения.

    В работах французских, английских, немецких гу­манистов по-новому ставятся вопросы физического воспитания, развития речи; в противовес средневеко­вой муштре, выдвигается требование использования игр, забав, развития наблюдательности. Уважение к личности ребенка, наглядный метод обучения, реаль­ное содержание образования стали ведущими пробле­мами времени.

    Педагогические идеи эпохи гуманизма представ­лены высказываниями целого ряда выдающихся мыс­лителей. Среди них: Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор и др.

    Франсуа Рабле

    Франсуа Рабле (1494— 1553) — один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и пе­дагогической мысли эпохи Возрождения. Священник, врач и профессор анатомии, он получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрю­эль», представляющего собой сатиру на феодальный строй и весь образ жизни того времени.

    В своем романе ряд страниц Рабле посвятил во­просам воспитания и образования. Подвергнув острой сатирической критике схоластическую ученость, Раб­ле выступил провозвестником нового, гуманистическо­го воспитания, защитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обу­чения. Он сторонник гармонического развития детей, которое может, быть, достигнуто путем вооружения их научными знаниями и практическими умениями в со­четании с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.

    Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» дает художе­ственно яркое представление о воспитательных идеа­лах Рабле.

    В главе XXIII Рабле пишет «о методе, применяв­шемся Панократом, благодаря которому у Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа».

    Увидев, какой неправильный образ жизни ведет Гаргантюа, Панократ решился обучать его наукам иначе... Чтобы у него лучше пошло дело, Панократ очистил с помощью специального снадобья мозг Гар­гантюа «от всякой скверны» и заставил забыть все, чему его научили прежние воспитатели...

    Затем он составил план занятий таким образом, что Гаргантюа не терял зря ни часу: все его время уходило на приобретение полезных знаний.

    Вставал Гаргантюа около четырех часов утра. В то время как его растирали, он должен был прослушать несколько страниц из Священного Писания, которое ему читали громко и внятно, с особым выражением, для каковой цели был нанят юный паж по имени Анагност.

    Затем Гаргантюа отправлялся в одно место, дабы извергнуть из себя экскременты. Там наставник повто­рял с ним прочитанное и разъяснял все, что было ему непонятно и трудно.

    На возвратном пути они беседовали на астрономи­ческие темы, наблюдая состояние небесной сферы.

    После этого Гаргантюа одевали, причесывали, за­вивали, наряжали, опрыскивали духами и в течение всего этого времени повторяли с ним заданные нака­нуне уроки. Он отвечал их наизусть и тут же старался применить к каким-либо случаям из жизни; продолжа­лось это часа два-три и обыкновенно кончалось к тому времени, когда он был одет.

    Затем три часа он слушал чтение.

    После этого выходили на воздух и, по дороге об­суждая содержание прочитанного, отправлялись зани­маться гимнастикой и играми.

    В ожидании обеда они внятно и с выражением читали наизусть изречения, запомнившиеся им из се­годняшнего урока.

    В начале обеда читалась вслух какая-нибудь зани­мательная повесть о славных делах старины,— чита­лась до тех пор, пока Гаргантюа не принимался за вино. Попутно Гаргантюа выучил в короткий срок соответ­ствующие места из греческих и римских классиков. Чтобы проверить себя, сотрапезники часто во время таких бесед клали перед собой на стол книги этих авторов.

    Далее разговор возвращался к утреннему уроку, а потом, закусив вареньем из айвы, Гаргантюа чистил зубы, ополаскивал глаза холодной водой, после чего благодарил бога в прекрасных песнопениях, прослав­лявших благоутробие его и милосердие. Затем он за­нимался арифметикой, геометрией, астрономией, ма­тематикой, музыкой.

    Потом они пели, разбившись на четыре или пять голосов, или же это было что-нибудь сольное, прият­ное для исполнения.

    На подобные упражнения тратили около часа; за это время процесс пищеварения подходил к концу, и Гаргантюа шел облегчить желудок, а затем часа на три, если не больше, садился за главные свои занятия, т. е. повторял утренний урок чтения, читал дальше и учил­ся красиво и правильно писать буквы античные и новые римские.

    По окончании занятий Гаргантюа брал уроки вер­ховой езды, военного искусства, плавал, играл, выпол­нял различные физические упражнения и пр.

    Чтобы развить грудную клетку и легкие, он кри­чал, как сто чертей.

    После подобных занятий, возвращаясь, он наблю­дал природу, сравнивал и собирал растения...

    Придя домой, они, пока готовили ужин, повторяли некоторые места из прочитанного, а затем садились за стол.

    За ужином возобновлялся обеденный урок, и длил­ся он, пока не надоедало; остальное время посвяща­лось ученой беседе, приятной и полезной.

    Прочтя благодарственную молитву, пели, играли на музыкальных инструментах, принимали участие в разных забавах, иногда посещали общество ученых или путешественников, коим довелось побывать в чужих странах.

    Темной ночью, перед сном, смотрели на небо, на­блюдали кометы, расположение светил.

    Затем Гаргантюа в кратких словах рассказывал... наставнику все, что он прочитал, увидел, узнал, сделал, услышал за нынешний день.

    Кроме того, иногда они ходили на публичные лек­ции, на торжественные акты, на состязания в искус­стве риторики, ходили слушать знаменитых адвокатов и евангелических проповедников.

    Так воспитывался Гаргантюа, с каждым днем по­казывая все большие успехи и, понятное дело, извле­кая из постоянных упражнений всю ту пользу, какую может извлечь юноша в меру своего возраста.

    Как видно из изложенного, Франсуа Рабле, несмот­ря на гротеск и остро сатирическую направленность своего романа, касается здесь довольно широкого кру­га вопросов общего, гармонического воспитания свое­го героя, и в частности формирования у него необхо­димо правильной речи. Здесь и слушание образцов чтения, выступлений, риторических споров; и беседы, оттачивающие мастерство красноречия; и ответы уро­ков наизусть, пение, чтение вслух, тренировка пись­менной речи; и развитие грудной клетки и легких для развития голоса и пр.

    Фактически Франсуа Рабле предлагает целую си­стему развития речи вкупе с интеллектуальным и физическим воспитанием.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Охарактеризуйте эпоху феодализма в Западной Европе V —XVI вв.

    2. Раскройте особенности обучения в период Сред­невековья.

    3. Объясните прогрессивное значение идей просве­тителей-гуманистов в борьбе со схоластикой и ас­кетизмом Средневековья.

    4. Расскажите о воспитательных идеалах Франсуа Рабле. На примере воспитания Гаргантюа разбе­рите систему предлагаемых Рабле практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения. Выделите места, касающиеся развития речи.

    5. Какие можно сделать выводы об имевшихся в пе­риод Средневековья представлениях о речевых расстройствах и приемах их устранения?


    Глава 5 РУСЬ. IX-KVI вв.

    Несмотря на довольно раннее заселение среднего Приднепровья славянскими племенами, возникновение Древнерусского государства относится лишь к концу IX — второй половине X вв. Именно к этому времени на Руси происходит переход от язычества к христиан­ству, появляется связанная с христианством письмен­ность, развивается оригинальная и переводная лите­ратура.

    Однако в последующие века развития русского государства, в периоды феодальной раздробленности, разобщенности, постоянных междоусобиц русских князей, вынужденных отражений многочисленных нападений со стороны печенегов, половцев, немецких и шведских феодалов и др., монголо-татарского ига, повальных моров и эпидемий, периодически обруши­вающихся на Русь, — все это часто вело к бессмысленному уничтожению накопленных культурных и материальных ценностей.

    Таким образом, сложные и суровые условия жиз­ни наших предков послужили причиной тому, что ли­тературные памятники о Руси до XVIII в. почти не сохранились. Поэтому о представлениях древних сла­вян о речевых расстройствах и приемах их устране­ния можно судить лишь по материалам изучения и анализа сохранившихся летописей, словарей, русских пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.

    Обозначение дефектов речи

    В древнерусском языке существовал целый ряд на­званий-определений, характеризующих недостатки речи:

    Языкоболёзние, языкоболёзньствие — болезни речи; несдержанность языка, речи.

    Косноглаголивый, косноязычен — нескоро говоря­щий; говорящий с трудом. Коснение — медленность. («Не к людям глубокоречивым и косноязычным посы­лаем еси». «Косноязычен аз есмь»).

    Мудьногласный, мудьноязычный — медленноязыч-ный, видимо, то же, что и косноглаголивый.

    Гугнивый — невнятная, трудная речь. Гугнати — шептать («И ясн будет язык гугнивых», «Отверзшему уста гугнивому», «Купина бо показа мудьноязычноу и гугнивоу Моисеови»).

    Гугнявый—говорящий в нос, гнусливый («ноздря­ми гугняв»).

    Травлйвый — видимо, порченый. Травление — наведение кислотой узоров на металле.

    Фофлю — шепелявить.

    Боблйвый — то же.

    Момлёт — видимо, дефекты твердого неба. Мом — небо во рту. («Он же травлив, ин же флекав, гугнив же пакы друтый, к сим же ин заяклив, боблив же есть другый и фофлет и момлет пакы ин»).

    Заякливый -— заикающийся («Заякливо бо, рече, есьм и медленоязычен»).

    Нёмый — лишенный способности говорить («Глух еси и нем». «Архиепископ Антоний на святого Олек-сия онеме; бысть же в болезни той онемев не глаголя лет 6 и 7 месяцев до смерти», «Преставися посадник Юрий Онциферович, быв нем год и 3 месяца»).

    Неморечйвый, немование — неясная речь, лепет («детское немование»).

    Обращает на себя внимание, что приведенные термины — определения нарушенной речи — создава­лись либо по описательному признаку («языкоболезнь-ствие», «косноглаголивый», «косноязычный», «мудь-ногласный», «неморечйвый»), либо по созвучности с де­фектом (заякливый», «гугнявый», «немый» — здесь, соответственно от созвучий, характеризующих икание, носовой оттенок или мычание неговорящего).

    Описательный и звукоподражательный принцип создания определений, характеризующих неправиль­ную речь, вел, с одной стороны, к расширению коли­чества используемых определений, а с другой—к рав­нозначности разных терминов-определений. Напри­мер, о библейском пророке Моисее, который, как известно, заикался и был косноязычным, в разных ис­точниках говорится: «моудьноязычный и гугнивый Мо­исей», «медленноязычный и гугнивый», «заяклив и медленоязычен», «косноязычен». Пророчество князя Владимира Святославовича в разных летописях звучит неодинаково: «Ясн будет язык гугнивых», «Ясн будет язык немых».

    Таким образом, мы не видим у древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефек­тов речи. Между тем мы обнаруживаем, что древние славяне все же различали: недостатки речи и слуха (немые и глухие), недостатки звукопроизношения (кос­ноязычие, травливый, фофлет), недостатки голоса (гуг­нявый), недостатки темпа и плавности речи (заякли­вый), недостатки фразовой речи (немота, немование, гугнивость).

    Описательный и звукоподражательный принципы создания терминов-определений сохранились в народе ив более позднее время. Появились1: «алалыка», «лалыка», «барма», «ерготанье», «картавленье» (для обозначения недостатков произношения соноров Р, Л.); «музюкать», «пришепетывать», «шепелянье», «свиб-лость», «сюсюканье» (для обозначения недостатков шипящих и свистящих звуков); «волчья пасть», «за­ячья губа», «изгага» (для обозначения физических не­достатков периферической части речевого аппара­та); «безгласие», «беззвучие», «бубнить», «гнусавый», «гундосый», «гнусливый», «нюгандать», «сипота», «сап», «хрипота» (для обозначения недостатков го­лоса, носового оттенка речи). В целом невнятная, неразборчивая, смазанная, неясная речь обозначалась через целый ряд определений: «немой алабор», «ба-рабошить», «безъязычие», «бекать», «блебетать», «бор­мотать», «буркать», «вякать», «качкать», «куим», «ку-бякать», «латышать», «лопотать», «микать», «мямкать», «неразжева» и т. п.

    Пословицы и поговорки в речи

    Правомерно при изучении отношения древних славян к проявлениям дефектов речи обратиться к пословицам и поговоркам русского народа, руковод­ствуясь мнением, что пословицы и поговорки являют­ся одним из самых древних видов народного творче­ства. «Искусство слова родилось в глубокой древности из процессов труда людей. Причиной возникновения этого искусства служило стремление людей к орга­низации трудового опыта в словесных формах, кото­рые наиболее метко и прочно закреплялись в памя­ти — в формах двустиший, «пословиц», «поговорок», трудовых лозунгов древности». Посредством посло­виц и поговорок передавались из поколения в поко­ление наблюдения из мира природы и окружающей человека действительности. «Пословицы — это свод народной опытной премудрости и суемудрия, — пи­сал В.И. Даль. — Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская на­родная правда, своего рода судебник, никем не суди­мый».

    Нами были подвергнуты системному анализу все основные сборники русских пословиц и поговорок. Отобраны все пословицы, относящиеся к речи. При анализе большого количества отобранных пословиц мы обнаружили, что их условно можно объединить в пять больших трупп.

    1. Основная масса пословиц и поговорок о речи
    отражает народные взгляды на красоту речи: ее склад­ность, выразительность, приятный тон, содержатель­ность, краткость. Например:

    Слово толковое стоит целкового.

    Говорит, как по писаному.

    Хорошая речь слаще меда.

    Говорит, как река льется.

    Сидит — как свеча горит, говорит — что рублем

    одарит.

    2. Обращается внимание на силу слова, влияние
    слова на окружающих. Например:

    Пулей попадешь в одного, а метким словом в ты­сячу.

    Пчела жалит жалом, а человек — словом.

    Ветер горы разрушает — слово народы поднимает.

    Язык без костей, а дробит кости людей.

    Не ножа бойся, а языка.

    Худого слова и бархатным медом не запьешь.

    Яркое слово — пища душе, дурное слово — кол голове».

    3. Большое количество пословиц и поговорок отра­жает взаимосвязь речи и ума человека. Например:

    Умный рад изучать, а дурак — поучать.

    Когда ешь — жуй; говоря — думай.

    Каков разум, таковы и речи.

    Умные речи и слушать приятно.

    Язык повинен голове: пустой язык — пуста и го­лова.

    Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.

    4. Не меньшее число пословиц и поговорок по­священо соотношению говоримого и делаемого чело­
    веком, т. е. они отражают связь речи с поступками
    человека.
    Чаще подчеркивается несоответствие слов
    и дел человека:

    Речи, как снег, а дела, как сажа.

    Большой говорун — плохой работун.

    Сладко бает, да дела не знает.

    Говорит много, а толку на грош, да и тот нехорош.

    От слова до дела целая верста.

    Речист, да на руку нечист.

    Язык гладок, а душою гадок.

    О необходимом единстве того, что человек говорит и что делает, в пословицах говорится нередко и в фор­ме назидания:

    Суди по человеку, а не по его словам.

    Города строят не языком, а рублем и топором.

    Кто мало говорит, тот больше делает.

    Не спеши языком — торопись делом.

    У молодца слово с делом сходится.

    Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи

    варит.

    Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на

    деле туп.

    5. Среди пословиц мы находим (правда, в значи­тельно меньшей степени) такие, которые отражают оценку отдельных компонентов речи: голоса, артику­лирования, речевого слуха, темпа речи, фразы.

    О разной высоте голоса:

    У тебя голосок, что женский волосок (тонок и долог).

    Говорит, как из бочки.

    Об артикулировании:

    У него губа, как голенище у сапога.

    Говори складно, коль язык подвешен ладно.

    Велик язык у коровы, да говорить не дает,

    Сказал бы и вол, но язык, как кол.

    Прожуй слово, да вымолви.

    Суконный язык (неповоротливый).

    О слуховом восприятии:

    Один про Ивана, а другой про болвана.

    Ему про Тараса, а он: полтораста.

    Глухому не шепнешь.

    Глухому двух обедней не служат.

    У нее хоть осиновым колом в ухе верти.

    О темпе и плавности речи (торопливость, замед­ленность, запинки, заикание):

    Говорить— не работать, торопиться не надо.

    Говорит, ровно в стенку горох сыплет.

    Говорит, как спит.

    Говорит, как будто три дня хлеба не ел,

    От его словца не дождешься конца.

    Говорит, что родит (с потугами).

    Слово за слово вперебой идет.

    Что не слово, то гиря.

    Лучше ногою запнуться, чем языком.

    Стой, не шатайся, ходи, не спотыкайся, говори, не

    запинайся.

    Поторопишь заику, ничего не поймешь.

    О фразовой речи (многословие, бессодержатель­ность, трудность):

    Во многословии не без пустословия. Веревка хороша длинная, а речь короткая.

    Ешь калачи, да поменьше лопочи. Слов много, да складу нет. Говорит, как на муках. Языком, что помелом возит. У него слово слову костыль подает. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Говорит, как борона бороздит (тяжело, нескладно). Он говорит с присвистом, причмокивает да при­шепетывает.

    Таким образом, в пословицах и поговорках русско­го народа мы не находим отражения той широкой палитры терминов-определений, характеризующих дефекты речи, о которых мы говорили выше и которые встречаются в словарях. Объясняется это, видимо, тем, что древние славяне относили дефекты речи к числу болезней, поражающих человека. Смеяться же над больным человеком считалось делом грешным, кощун­ственным.

    Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения

    На то, что древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье, ниспосланные на человека высшими или темными силами, имеется целый ряд указаний. Например, во втором заговоре Иисуса Христа есть своеобразный диалог, который состоялся между Иисусом и Недугом. Иисус спраши­вает: «Куда идешь, Недуг?» А тот отвечает: «Иду, Гос­подин, на человека, хворь и болезни несу...». И далее перечисляет их: «...преломить челюсти, ранить зубы... оглушать уши, слепить очи, гугнявить носы, проливать кровь, кривить уста, расслаблять уды...» и т. д.

    В «Домострое» (список XVI в.) в главе 8 «Како врачеватися христианамъ отъ болезней и отъ всякихъ скорбей...» в ряду перечисленных болезней, что за гре- хи человеческие бог посылает на людей для устраше­ния и наказания, фигурируют «глухота, слепота, немо­та... и гной, и сухотная, и главоболие, и зубная болезнь, и грыжа...» Далее следует длинный перечень болезней.

    Большой знаток языка, быта и нравов русского народа В. И. Даль писал: «...Простолюдин всякое нео­быкновенное для него явление над человеком, как, например: падучую болезнь, пляску святого Витта, параличи разных родов, косноязычие, дрожание чле­нов, малоумие, немоту и прочее называет порчей или изурочением. Не зная причин таких припадков... на­род все это приписывает влиянию злых духов или злых людей».

    Видя в болезнях и недугах проявление каких-то высших или темных сил, древние славяне лечение этих недугов также связывали с суевериями, обрядовыми ритуалами, заклинаниями, знахарством, с приемами народной медицины. Отсюда дошли до нашего време­ни выражения: «вселился злой дух», «от сглазу», «от порчи», «накликать беду», «отпризораочез»» «наказа­ние господне» и т. д. «От сглаза» или «призора» счи­талось возможным избавиться, только смыв его. Отсю­да ритуально обставленное окропление, обрызгивание. Против злых духов, порчи, наговоров использовались «волшебные слова», окуривание, амулеты, талисманы, «отписывание письменами». Здесь применялись при­вески на клочке бумажки с абракадаброй, обмерива­ние ниткой, завязывание нитки на пальце и т. д.

    Большие надежды возлагались на так называемые врачевальные молитвы. Здесь мы находим также упо­минания и о речевых расстройствах. Например, в «Молитве Иоанна Златоуста от всякого недуга» гово­рится буквально следующее: «Господи... сними недуг и всякую болезнь у человека сего раба твоего (имя) с главы и влас... с уст, зубов, носа, языка и подъязычья, и гортани... и голоса...».

    Изучение этнографических материалов позволяет обнаружить целый ряд суеверий, примет, поверий, связанных с недостатками детской речи и бытовавших в старину. Приведем некоторые примеры: «Если ново­рожденный ребенок кричит, то это верный признак того, что он останется жить, если, напротив, ребенок молчит, лежит тихо, то это значит, что он умрет». «Если у дитяти темечко маленькое, значит дитя скоро начнет говорить»... От слюнотечения: «Поцеловать матери ребенка своего через окошко. Найти в печеном хлебе несколько зерен и, зашив их в мешочек, повесить на шею ребенку». Еще слюну режут ножницами: «Как увидишь — слюна течет, перехвати ее ножницами», «Через порог не здоровайся — поссоришься, либо дети немые будут», «Если ребенок долго не говорит, надо достать звонкий колокольчик, чтобы был с язычком. Из этого колокольчика ребенка поят молоком и водой 3 — 6 — 9 раз, смотря по ходу дела и по усердию родителей или лекарки. Под землей лечение не будет иметь успе­ха, а потому совершают его или на улице (под откры­тым небом), в амбаре, на потолке которого нет земли, в новой избе, на которую не успели еще поднять зем­лю, в конюшне, во хлеве и других подобных местах»... «Чтобы младенец долго не оставался немым, ему не дают смотреться в зеркало». «Если кто родится злым человеком, то на того природа кладет особый знак: он или кос, или рыж, или картав, или заика». А когда имеешь два знака, например, рыжий и косой, то это есть «преопаснейший злодей». «Если при вынимании хлебов из печи окажется, что два хлеба краями слип­лись и запеклись, то хлебы такие разламывают над головою ребенка, чтобы он поскорее научился го­ворить».

    Таким образом, понимание сущности болезней, недугов (в их числе и речевых расстройств) и приемов их преодоления было первоначально тесно связано у славян с суевериями, предрассудками, обрядовыми ритуалами. Это являлось, в свою очередь, отражением еще тех далеких времен, когда все явления объектив­ного мира представлялись людям в человеческих об­разах, т. е. наделялись человеческими свойствами. Солнце, камень, травы, дождь, молния и т. д. были для них живыми объектами реального мира1. Воображение древнего человека поражали своей загадочностью рождение и смерть, сон, болезни. В то же время вся жизнь человека протекала в упорной борьбе с силами природы, перед которой он постоянно испытывал чув­ство бессилия и страха. А это, в свою очередь, порож­дало религиозные представления.

    Следовательно, первые попытки объяснить сущ­ность болезней, недугов (в том числе и речевых рас­стройств) и выбор мер их преодоления, исходя из ре­лигиозных воззрений,— закономерный продукт разви­тия человеческого общества.

    Элементы народной медицины в приемах
    устранения речевых расстройств


    Усиление государственной мощи Киевской Руси, а впоследствии Московского государства после свер­жения монголо-татарского ига, развитие культурных связей с другими государствами (прежде всего с Ви­зантией, арабами способствовали накоплению и совер­шенствованию знаний. Все это повлияло на привнесение новых взглядов на лечение нарушений речи. В трав­никах, лечебниках, вертоградах, в большинстве своем являющихся компиляциями переводных сочинений Гиппократа, Аристотеля, Галена, Авиценны, находят отражение взгляды этих врачей и на речевые рас­стройства и на средства их преодоления. По мнению М.Ю. Лахтина, большинство лечебников-травников представляют собой продукт коллективного творчества. Они перекочевывали из страны в страну, переводи­лись с одного языка на другой, дополнялись и изме­нялись. Эти рукописные лечебники отличаются очень широким и пестрым содержанием. Они не ограничи­ваются перечнем телесных болезней с описанием лекарств от них, а касаются почти всех случаев чело­веческой жизни, т. е. являются, по сути, «обиходно-лечебной энциклопедией» данной эпохи. При лечении различных болезней здесь большое значение прида­валось использованию минералов (драгоценных кам­ней), продуктам животного и растительного мира (в частности, листьям, взварам, травам — отсюда и на­звание «травник»).

    При изучении большого числа подобных сборни­ков мы обнаружили в них многочисленные указания, как следует лечить расстройства слуха, голоса, арти­куляционной моторики, немоту, заикание.

    Приведем некоторые примеры:

    Для улучшения слуха: для устранения тугослышания рекомендовалось закапывать в ухо желчь вороны и лисы, молоко собаки, сало свиное, козлиное, куриное вместе с ухою луковой, сало голубиное, сок лука, сок редьки, женское молоко; сыпать в ухо тертый табак или мелко истолченный грецкий орех вместе со скорлупкой; пускать воду в очи, «тогда глухость выйдет из главы».

    При расстройствах голоса: если человек осипнет, рекомендовалось пить мелко истолченные капустные листья с медом, есть печеный чеснок на голодный же­лудок, вдувать в гортань мелко истолченный нашатырь и при этом пить чай с горьким черным или красным перцем. От хрипоты употреблялись отвар или наливка льна, мак, морковь, калиновый отвар, вареная капуста и пр. При потере голоса: пить сырые яйца, лампадное масло, удерживать во рту лавандовый спирт.

    При нарушениях артикуляционной моторики: рекомендуется настой из липовых листьев («Та ж вода ползует тем, у коих язык тупеет. Болящий тою водою рот полощет часто, и тако язычная жила ослабеет и речь явится»). При опадании гортанного язычка сове­товалось для полоскания использовать завязик стоячий и т. п. При расслаблении органов речи назначалась также горчица для полоскания и в пищу. При парали­че языка — настой богородской травы; при слюнотече­нии — настой фигового дерева, чемерицы, жевать су­шеные зерна смоковницы.

    При непонятном лепетании или при трудном выговоре использовали: лавандовый спирт, горчицу белую садовую (жевали горчичное семя или полоскали рот винной горчичной наливкой), настой тернового листа для полоскания. Для излечения онемения назна­чались муравьи, содержащие кислоту, эфирное жир­ное масло и животный студень.

    При заикании рекомендовалось употреблять пер­сики и шалфей. Кроме того, если заикание возникло от испуга, советовалось испугать человека вторично, ис­кусственно и при том так, чтобы испуг этот сейчас же сопровождаем был радостью. При этом целесообразно приучить больного к протяжному выговору нараспев или заставлять его повторять разного рода тарабарщи­ну. Если же болезнь происходит от приращения языка, то его слегка подрезают. Имеется и другой взгляд на лечение заикания: оно состоит в искусственном управлении волею больного при произношении им слов, т. е. он всегда должен стараться произносить слова медлен­но и отдельно. Если же этим способом цель не дости­гается, в таком случае употребляются разные машин­ки, которые препятствуют излишне быстрому движе­нию языка.

    Оценивая в целом практическую значимость реко­мендаций лечебников, травников, вертоградов, М.Ю. Лахтин отмечал, что «наряду с немногими, действительно полезными сведениями, в них много суеверных пере­житков и следов грубого невежества». Приведенные выше примеры прекрасно иллюстрируют эту мысль.

    Социальное положение «убогих» на Руси

    При изучении литературных источников о жизни славян до XVIII в. не удается найти прямых указаний об общественном положении детей с дефектами речи и о возможных формах организации помощи им. Мож­но лишь предполагать, что дети с тяжелыми речевыми расстройствами относились к числу «убогих» как и слепые, глухие, умственно и физически неполноцен­ные дети (А.Г. Басова, А.И. Дьячков, А.Д. Доброва, Х.С. Замский, Н.Д. Ярмаченко), и были потому призре­ваемы, в первую очередь, монастырями и церковью.

    С X в. на Руси за церковью официально было за­креплено дело общественного призрения. Десятая часть прибылей отчислялась казной духовенству для организации приютов и богаделен («убожниц»). До нас дошли сведения из летописей об организации при некоторых монастырях таких приютов. В частности, при Киево-Печорском монастыре в XI в. был известен дом для убогих сирот. Позднее в XIVXVIII вв. подоб­ные дома открываются в Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Смоленске и др. городах.

    Из летописей мы черпаем сведения о гуманном от­ношении на Руси к убогим, нищим, калекам. «Всего же больше убогих не забывайте», — обращается в своем наставлении сыновьям князь Владимир Мономах. Лето­писи неуемно восхваляют щедрость многих князей в отношении подачи милостыни нищим, убогим, больным. Особенно щедрые подачки выдавались в праздничные дни (например, по случаю победы над печенегами, по поводу завершения строительства церкви; в религиоз­ные праздники, в дни смерти знатных особ и т. п.

    Руководствуясь христианским учением, что «бла­готворящий бедному дает взаймы Богу», князья и дру­гие знатные лица периодически занимались благотво­рительностью «во спасение своей души». Существует, например, предположение, что Иван Калита (1282 — 1340) носил с собой денежный мешок с целью подачи ручной милостыни. Известны случаи, когда некоторые знатные люди, надеясь охранить себя от смерти в дни «черной чумы», отдавали свои имения в милостыню церквям и монастырям для нищих, убогих, немощных, а сами постригались в монахи.

    Долгое время благотворительность была в основ­ном делом церкви. Но ввиду большого распростране­ния нищенства на Руси правительство вынуждено было в конце концов признать, что благотворительность не может составлять дело только одной церкви, а несет в себе залог общественного благополучия. Впервые пра­вительство обсуждает вопрос о благотворительности на 1-м Земском соборе в 1551 году. Но и после этого, как следовало ожидать, система благотворительности не носила регулярного характера и, конечно, не охваты­вала всех нуждающихся в ней.

    В заключение необходимо отметить, что хотя на Руси больше, чем в каком-либо другом государстве, характерным было в целом гуманное отношение к убогим, эти же самые убогие (а в их числе лица с недо­статками слуха, зрения, речи, интеллекта, калеки) под­вергались нещадной эксплуатации, представляя для монастырей даровую рабочую силу. По этому поводу А.Т. Басова пишет: «...Милосердие» монастырей имело также некоторый сугубо материальный смысл. «Убо­гие дети» (слепые, глухие, увечные и т.д.), с одной стороны, вызывали глубокую жалость населения и способствовали дополнительному притоку пожертвова­ний. С другой — за стенами монастырей, в часы отсут­ствия посетителей, убогие дети подвергались самой обыкновенной эксплуатации. В больших монастырских хозяйствах было немало участков, на которых был ну­жен труд безответных питомцев».

    Заключение

    Несмотря на умение различать разные речевые расстройства, древние славяне не имели общепринятых и четких терминов-определений этих расстройств. Тер­мины-определения создавались в народе по принципу описания дефекта или по созвучности с ним.

    Расстройства речи относились к болезням, неду­гам, изурочениям, ниспосланным на человека высши­ми силами, или злым духом, или злыми людьми. По­этому преодоление и лечение недугов (в их числе и речевых расстройств) было связано с суевериями, об­рядовыми ритуалами, заклинаниями, знахарством.

    Первая славянская медицинская литература (ле­чебники, травники, вертограды), отражавшая накоплен­ный в народе многовековой опыт наблюдений за раз­ным действием сил природы на организм человека и впитавшая опыт врачей Древнего Востока, также но­сила следы «суеверных пережитков и грубого невеже­ства», но именно в них встречаются первые попытки дифференцированно подойти к пониманию и лечению разных расстройств речи и слуха и некоторые действи­тельно полезные советы в этом отношении.

    Общественное положение на Руси детей с тяже­лыми речевыми расстройствами определялось отноше­нием к ним как к «убогим», и помощь ограничивалась рамками благотворительности со стороны духовенства и отдельных частных лиц.

    Таким образом, истоки логопедии как науки о ре­чевых расстройствах и методах их преодоления имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тес­но связанные с социально-экономическим и полити­ческим укладом древних славян.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Охарактеризуйте особенности развития русского государства IX —XVI вв.

    2. Расскажите, какие названия-определения речевых дефектов существовали в языке древних славян. Объясните, что они обозначали и как образовыва­лись.

    3. Почему в пословицах и поговорках русского наро­да отсутствуют названия-определения речевых дефектов? Докажите, что древние славяне относи­ли дефекты речи к болезням, изуроченью. Объяс­ните, как понимались причины болезней, с чем связывалось их лечение.

    4. Приведите примеры старых поверий, связанных с речевым развитием ребенка. Уточните, что в них шло от опыта и наблюдений, а что от суеверного невежества и предрассудков.

    5. Охарактеризуйте роль лечебников-травников в раз­витии народных представлений о лечении болезней. Приведите примеры рекомендуемых средств лече­ния речевых расстройств.

    6. Расскажите об отношении, которое существовало на Руси, к «убогим». Раскройте сущность благотво­рительности.

    7. Объясните, какое значение для отечественной ис­тории логопедии имеют первые сведения о рече­вых расстройствах и приемах их устранения.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта