Главная страница
Навигация по странице:

  • Попов К. А. и Рыкалов К. Д

  • А. Золотов и Г. Елисеев

  • Рябушинские.

  • Хорькова-учебник. Учебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты


    Скачать 2.47 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты
    АнкорХорькова-учебник.doc
    Дата28.12.2017
    Размер2.47 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХорькова-учебник.doc
    ТипУчебное пособие
    #13379
    страница46 из 47
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47

    Солдатенковы. Они происходят из крестьян деревни Проку-ниной., Коломенского уезда, Московской губернии. Родо-начальник их, Егор Васильевич, значится в московском ку-печестве с 1797 г. Но известной эта семья стала лишь в половине XIX в., благодаря Кузьме Терентьевичу, внуку родо-

    У Кузьмы Терентьевича были большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал московскому Румянцев-скому музею. Но самым главным вкладом его в русскую куль-туру была его издательская деятельность. Например, было из-дано много выпускав, посвященных классикам зкономической литературы, для чего были сделаны специальные переводы.

    Кузьма Терентьевич завещал много средств на дела благотво-рительности, в частности, для постройки городской больницы.

    Коллекция картин К. Т. Солдатенкова является одной из Самых ранних по врем и ее становления и самых за-мечательных по превосходному и долгому существованию. Со-бирать картины он с " "це с конца сороковых годов, но ре-шающим моментом была его поездка в Италию в 1872 гаду, где он подружился со знаменитым художником А. А. Ивановым и попросил его помощи для основания русской картинной гале-реи. В дальнейшем Солдатенков просит Иванова покупать для него все, что тот заметит хорошего у русских художников. "'Мое желание, —.писал он, -.сос:ить галерею только русских худож-ников'". Иванов охотно это поручение принял, и постепенно у Солдатенкова собралась огромны коллекция, где было немую самых прекрасных образцов русской живописи, как, например, эскиз картины "Явление Христа народу".

    Козьме Терентьевичу принадлежало весьма живописное подмосковное имение Кунцево. У него постоянно кто-нибудь гостил, а некоторые приезжали обедать из Москвы, так как это было недалеко. Хозяин принимал радушно, но без лишней рос-коши. Приезжали туда и И. С. Аксаков, историк И. Е. Забелин, М. П. Щукин, А. А. Козлов — генерал-лейтенант. С Иваном Ва-сильевичем Щукиным Солдатенков дружил 50 лет, и тот оста-вил немало подробностей, характеризующих этого замеча-тельного человека: "Солдатенков был старообрядец по Рогож-скому кладбищу, что не мешало ему жить с француженкой, Клеманской Карловной Дюпюи Клеманса Карловна очень пло-хо знала по-русски, а Козьма Терентьевич, кроме русского, не говорил ни на одном языке".

    Боткины. Большое талантливое семейство происходит из торопецких посадских людей. Их род можно проследить по до-кументам в непрерывной связи от середины XVI века Петр Кононович (1781- 1853) был основателем известной чайной фирмы, одним из пионеров чайного дела в России.

    Старший из сыновей П. К. Боткина, Василий Петрович, яв-ляет собой характерный пример подлинных русских самород-ков. Купеческий сын развил себя так, что, не достигнув еще тридцатилетнего возраста, сделался одним из деятельных членов того небольшого кружка передовых мыслителей и лите-раторов начала сороковых годов, к которому принадлежали и Белинский, и Грановский, и Герцен, и Степанов, и Огарев. В этой блестящей плеяде он пользовался репутацией одного из лучших знатоков и истолкователей Гегеля, увлекавшего в то время молодые умы, славился как знаток классической литера-туры по всем отраслям искусства.

    Почти каждый из Боткиных был коллекционером. В собира-тельстве и составлении коллекций в этой семье была одна осо-бенность: все симпатии и стремления были космополитичны и общеевропейски и не заключали в себе ничего народнического, никакого стремления к отечественному, хотя то время среди московских купеческих фамилий был особенно силен уклон в сторону национального. Один из младших Боткиных - лейб-медик Евгений Сергеевич был расстрелян с царской семьей в Екатеринбурге, до конца оставшись верным своему долгу.

    Шелапутины. Происходят из покровских купцов, они пере-селились в Москву в конце XVIII в., торговали в «светочном»ряду. Внуки родоначальника Прокофий и Антип были очень богатыми людьми и имели звание коммерции советников. Про-кофий Дмитриевич за свое пожертвование "минерального ка бинета в пользу Московской Медико-хирургической академии" получил диплом на дворянское достоинство и был награжден орденом. Внук Антипа Дмитриевича, Павел Григорьевич, со-орудил Гинекологический институт при Московском универси-тете и построил гимназию имени Григория Шелапутина. Им же было создано ремесленное училище имени Анатолия Шелапу-тина. Полмиллиона рублей он дал на устройство женской учительской семинарии, 60 тыс. рублей на постройку дома при-зрения для престарелых рабочих, 30 тыс. рублей - институту врачей. Предполагалось, что сумма его пожертвований была свыше 5 млн. рублей, но учесть все пожертвования было не-возможно, так как он (потерявший одного за другим трех сыно-вей) скрывал эту сторону жизни даже от близких людей.

    Абрикосовы. Эта семья, в представлении жителей Москвы, была связана с конфетным производством. Абрикосовские конфеты, особенно абрикосовская пастила, яблочная и ряби-новая, пользовалась заслуженной славой. Абрикосовы проис-ходят из крестьян села Троицкого, Чембарского уезда, Пензен-ской губернии, которое принадлежало Анне Петровне Балаше-вой.

    Родоначальником семьи был Алексей Иванович Абрико-сов, организовавший конфетные фабрики в Москве и Симферополе. Паевое Товарищество А. И. Абрикосова и сыно-вей было создано в 1880 г. Семья была очень многочисленной. Вот как описывает представителей Абрикосовых Немирович-Данченко в своих воспоминаниях "Из прошлого": они "...принадлежали к той категории московских купцов, которые тянулись к наукам, искусству и политике, отправлялись учиться за границу, в Лондон, говорили по-французски и по--английски. От диких кутежей их отцов и дедов, с разбиванием зеркал в ресторанах, не осталось и следа. Абрикосов, кондитер-ский фабрикант, участвовал в создании журнала философии и психологии, а у его красивой жены был салон. Здесь можно было встретить избранных писателей, артистов, ученых. В ее полуосвещенной гостиной раздавался смех Владимира Соловье-ва, тогдашнего кумира философских кружков...". Часть пред-ставителей этой семьи ушла в католичество.

    Хижняковы. Самым известным представителем этой семьи был Алексей, Семенович, много сделавший для дела распро-странения коммерческого образования. Он организовал Обще-ство распространения коммерческого образования. Сначала были созданы бухгалтерские курсы, потом коммерческое училище для мальчиков и для девочек, Коммерческий институт. При институте был ряд лабораторий и других вспомогательных учреждений'. Все аудитории, классы были, построены на частные средства: и носили имя жертвователей. Очень иного было помещений "им. А. С. Вишнякова".

    Руковишниковы. Видный представитель этой семьи — Кон-стантин Васильевич, был крупным общественным деятелем конца XVIII в. и активными благотворителей. Им самим и его семьею. был создан: ряд учреждений, в частности - Рукавишни-ковский приют для малолетних и: ремесленная школа. Из среды семьи' вышел "декадентский" поэт и писатель Иван Рукавиш-ников. Он в весьма мрачных красках. рисует сваю семейную хронику, озаглавив: ее "Проклятый: род". Этого поэта не очень принимали всерьез, так как положительной деятельностью. он себя не зарекомендовал.

    Зыковы. Появились в Москве в середине XIX в., происходи-ли ив. крестьян помещика Демидова. Ушковых было два брата: Петр и Константин. Константиновичи. О меценатстве К. К. Ушкова фаворит в своих воспоминаниях Немирович-Данченко. "Среди директоров. фирмы. был. богатый купец Ушком. В каби-нете — подлинный., Рембрандт, в зале пол обложен перламутро-вой. инкрустацией:... сам Ушкав являл из себя великолепное соединение простодушия, хитрости: и: тщеславия...". Немиро-вич-Данченко. попросил купца пожертвовать денег. на декора.-ции, Ушков- отвечал.' "Хороша. Я п:бе эти пятьсот дам; на смотри;. скуки обязательно великой княгине что'это я пожерт-вовал ". Вот он-то и записался первым пайщиком в Театральное обществ в размере пая:: четьтрех тысяч рублей. Впоследст-вии он не.раз:просил;-подчеркивать, что был первым;

    Тарасовы. Одна из: самых интересных фигур этой незауряд-ной семьи - Николай Лазарович. Он очень любил искусство, театр, был близок: художникам. Неоднократно помогал матери-ально Художественному театру например, заплатил ЗО тыс. рублей, избы. театр благополучно закончил: свою настольную поездку. Позднее был. одним из: пайщиков, членом дирекции театра.

    Губонин. Известный железнодорожный строитель, постро-ивший ряд новых линий, выполнивший'много частньи, попря-дав и сделавший. себе авромнае: состояние, исчислявшеевся, в период его расцвета,. в двляпсах. миллиардов рублей. Петр Ионо-вич Губанин родился в крепостной крестьянской семье. С мо-лодых: лет занимался подрядами: по каменным работам. Разбо-гател,, поучая пищессии: на строительство железных дорог: Губонин был заметным меценатам. Так, в значительной степе-ни на его средства было выстроено Комиссаровское Техническое училище в Москве, которое долгое время готовило техников, очень ценившихся в промышленности. Принимал большое участие в постройке в Москве Храма Христа Спасите-ля. Выйдя из крепостных крестьян, он прошел через купечество и вышел во дворянство. Дворянство было ему дано "в воздая-ние пожертвований с 1870 - 79 гг. на устройство и обеспечение бывшей в сем году Политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием со-действовать общественной пользе".

    Куманины. С течением времени все члены этой семьи пере-шли во дворянство. Константин Алексеевич был городским головою (1824 — 37 гг.). Его брат, Валентин Алексеевич, потом-ственный дворянин, занимался общественной деятельностью: был членом Московской мануфактуры и коммерческих советов, директором Попечительства о тюрьмах и т. д. Николай Гордиа-нович Куманин был казначеем городской Распорядительной думы, на его средства основана Петро-Николаевская богадельня. П. И. Куманин на благотворительные цели выделил 500 тыс. рублей серебром и такую же сумму завещал.

    Якунчиковы. В 1881 г., во время сильного голода, Мария Фе-доровна Якунчикова организовала столовые в Тамбовской гу-бернии; ей пришла мысль раздавать бабам работы и скупать их старинные местные вышивки. Дело это впоследствии приняло обширные размеры, стало известно в Европе.

    Предприниматели Попов К. А. и Рыкалов К. Д. выделили для призрения бедных 230 тыс. рублей. Большие деньги московские купцы А. Ферапонтов и С. Малютин внесли на содержание православных и приходских школ на территории Польши. Огромные суммы московское, петербургское и ярмарочное купечество собрали накануне и в период войны 1877 — 78 гг.

    Исследователь Сибири, предприниматель А. М. Сибиряков пожертвовал 500 тыс. рублей на Сибирский университет. Его брат, К. М. Сибиряков потратил огромные средства на изыска-ние Северо-Восточного морского пути, им содержалась библио-тека и читальня для народа в Петербурге, он финансировал журнал "Слово".

    Почти полтора миллиона рублей отдала на благотворительные заведения семья Мазуриных. На ее деньги были созданы Дом призрения Мазуриных, а в 1907 г. — дом бесплатных квартир имени Н. А. и А. А. Мазуриных.В 1868 г. московские капиталисты собрали значительную сумму в помощь населению губерний, пострадавших от неурожаев.

    Петербургские купцы — А. Золотов и Г. Елисеев в 1870 г. со-брали 10 тыс. рублей на строительство в Шлиссельбурге здания для хранения катера, на котором царь Александр 1 совершал морские прогулки.

    После убийства Александра П московские купцы собрали более 35 тыс. рублей на сооружение ему памятника в Кремле. Еще 100 тыс. рублей были выделены на еженедельные литургии по Александру П. Для строительства храма в память Александра П в Петербурге И. Г. Харитоненко пожертвовал 15 тыс. рублей, Петербургское общество взаимного кредита - 5 тыс. рублей, правление Рязанско-Моршанской железной дороги - 3 тыс. рублей и т. д.

    Большие суммы денег жертвовали купцы не только за "упокой", но и за "здравие".

    Но купцы жертвовали не всегда. Не было собрано денег на восстановление сгоревшей Карамзинской библиотеки; на со-оружение памятника Ермаку в Новочеркасске собрано всего 30 рублей; на памятник генералу Хрулёву - Герою Севастополь-ской войны, по подписке - 8 рублей. Подписка на сооружение памятника Б. Хмельницкому была прекращена, так как жерт-вователей не оказалось. На памятник Пушкину в 1871 году собрали всего 13 рублей. Купцы в провинции жертвовали деньги хуже.

    Жертвования на общественные культурные нужды были незначительны, по сравнению с церковными дачами. Пожерт-вования на Церковь одобрялись общественным мнением. В 1865 г. по данным Московской консистории десятки купцов пожертвовали на Церковь от 300 до 1000 рублей. Чем богаче Были купцы, тем щедрее они были к Церкви.

    Занимались благотворительностью и финансисты. На деньги С. С. Полякова было открыто первое железнодорожное ремес-ленное училище в Ельце, он также пожертвовал деньги на клас-сическую гимназию.

    Гинцбурги играли значительную роль в культурной жизни столицы. Гораций был известным гебраис-том, его сын Давид - ученым-востоковедом. Гораций поддер-живал близкие отношения с издателем газеты "Порядок" М. М. Стасюлевичем и участвовал в финансировании газеты. В круг знакомств Гинцбургов входили В. В. Стасов, А. Г. Рубин-штейн, И. С. Тургенев.

    Активно занимались благотворительностью и меценатством братья Рябушинские. Младший из братьев - Федор Павлович, умер в 1910 г. в 27-летнем возрасте, оставив крупное состояние и успев приобрести репутацию одного из "просвещенных коммерсантов. В 1908 г. по его инициативе и на его средства Им-ператорское русское географическое общество организовало большую научную экспедицию для исследования Камчатки. Экспедиция собрала богатейший научный материал. На работы экспедиции Федор Павлович Рябушинский пожертвовал 200 тыс. рублей. Его вдова Т. К. Рябушинская в соответствии с завещанием мужа продолжала финансировать обработку мате-риалов экспедиции, а также издание его трудов.

    Другой брат, Михаил Рябушинский, купил после смерти Саввы Морозова у его вдовы особняк на Спиридоновке, где расположил собранную им богатую коллекцию отечественной и зарубежной живописи: работы Дега, Писсаро, Ренуара, Бенуа. Сестра Ефимия Рябушинская-Носова не осталась в стороне от повального увлечения коллекционерством: предметом ее инте-реса был старинный русский портрет. Многие шедевры Рокото-ва, Боровиковского, Кипренского, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее, из собрания Е. И. Носовой.

    Но больше всего прославился на почве меценатства Нико-лай Павлович Рябушинский, тратя на это доставшуюся ему часть наследства. Он стал редактором-издателем литературно-художественного журнала "Золотое руно", выходившего в 1906 — 1910 гг. На этом поприще Рябушинский пытался подра-жать широко известному в те годы Сергею Павловичу Дягиле-ву, организовавшему в конце XIXв. в Петербурге издание жур-нала "Мир искусства". Принять участие в новом издании Николай Павлович предложил Александру Бенуа и даже ездил к нему во Францию, где тот жил с семьей.

    Бенуа принял предложение, но ироническая усмешка скво-зит в его воспоминаниях, написанных через много лет: "Таким же ураганом, каким он примчался, ухарь-меценат затем умчался, чтобы попасть еще к ночи в Париж, обещав снова появиться зимой"'.

    Ближайшее окружение Николая Рябушинского на меценат-ском пути составляли: Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Петр Уткин, Н. Сапунов, Н. Крымов и Н. Милиоти, Ан. Арапов, Мартирос Сарьян, Артур Фонвизин. Дебютом этой группы ста-ла выставка "Алая роза", состоявшаяся в апреле — июне 1904 г. в Саратове.

    Взявшись за издание журнала, Рябушинский не жалел средств: была закуплена необыкновенно роскошная бумага, обеспечена прекрасная издательская база, заказаны специаль-ные бланки с эмблемой "Золотого руна". Журнал "Золотое ру-но" имел огромный формат, печатался золотым шрифтом в две колонки - на русском и французском языках. Рябушинский очень заботился о стилистических достоинствах перевода. Эренбург, живший в то время в Париже, вспоминал, что Нико-лай Павлович не останавливался перед любыми затратами, оты-скивая настоящего французского поэта для постоянной работы в Золотом руне". Наконец, парижский поет и критик Алек-сандр Мерсеро согласился перебраться на постоянное житель-ство в Москву.

    Журнал блистал качеством иллюстраций. Дорогие автотипии и гелиогравюры были прикрыты прокладочками из тончайшей, особо выделанной шелковой бумаги. Подписчикам журнал дос-тавлялся в футляре с золоченым шнуром. "Золотое руно" было дорогим изданием, годовая подписка стоила '515 рублей, но расходы на выпуск журнала не окупались, и Рябушинский воз-мещал расходы из собственных средств. Работа в '"Золотом ру-не" и для него .позволяла существовать и творить многим ху-дожникам, писателям, поэтам.

    Журнал "Золотое руно" занял особое место в культурной жизни 'Москвы. Журнал получил признание у читателей, в том числе и высокопоставленных: в качестве редактора-издателя Н. Рябушинский был удостоен аудиенции у царя, проявившего интерес к "Золотому руну", и преподнес ему девять первых номеров, сброшюрованных вместе в самолично оформленном общем переплете.

    В литературно-художественных кругах Николай Павлович добился желанней ему известности. Он бил единственным из всех братьев чье изображение красовалось в изданном в 1907:г. фотоальбоме "Современная Россия" среди пор, автобио-графий выдающихся деятелей. Этой чести не удостоились ни Щукины ни Морозовы, ни Бахрушины.

    Николай Рябушинский подражал Дягилеву не только в из-дании журнала, но и в организации и устройстве художествен-ных выставок. Первым его опытом была вошедшая в историю русского искусства "серебряного века" выставка "Голубая ро-за". Символ "Голубая роза" означал нечто мистическое, ирре-альное., то, чего не бывает на свете. Художник С. А. Вино-градов, считавший, что выставка своим успехом, в большей мере, была обязана организационному. и. декоративному таланту Никалая Рябушинского, с восторгом напоминал о том, как она была оформлена. "'Первая выставка "Голубой розы" была сен-сацией в: московском мире искусства... И устроена она была с такой. исключительной изысканностью красоты, что подобного нв видали: никогда; Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как то - тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах наряднейшая красивая толпа, и большой размером:: каталог, на обложке его по рисунку Сегуно-ва голубая роза - нежная, блеклая, — все так сгармонировано чарующе;. так цельно, красиво и радостно...". Голуборозовцы были верны, провозглашенной "Золотым руном" идее непреходящей ценности искусства, они сознательно отворачивались от горестей и тревог своего времени.

    Хотя на выставке побывало около пяти тысяч посетителей, финансового успеха она не имела. Но главная ее: цель была достигнута - выставка сделала известными имена ее участ-ников, о них заговорила Москва. В честь "Голубой розы" Ря-бушинский устроил банкет в "Метрополе". Столы были укра-шения массой незабудок, высеченный из глыбы льда медведь держал блюдо с устрицами.

    Несмотря на приятельские отношения с художниками, Ни-колай Павлович был для них не очень щедрым покупателем. Типичный для многих людей этого круга характер — не считая, выбрасывать десятки тысяч на банкеты и пикники и в тоже время скупиться на лишнюю сотню для друга-художника! От-ношения художников. и поэтов с Рябушинским были далеки от благоговения их перед ними Третьяковым, взаимопонимания с С. В:. Дягилевым.

    В 1909 году большие расходы, неупорядоченная жизнь, игра в карты разорили Николая Рябушинского. В 1913 голу он же-нится иа француженке, переезжает в Париж, торгует россий-ским антиквариатом. Умер Н. Рябушинский в 1951 году, похо-ронен на кладбище в Ницце.
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


    написать администратору сайта