Главная страница

Хорькова-учебник. Учебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты


Скачать 2.47 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты
АнкорХорькова-учебник.doc
Дата28.12.2017
Размер2.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаХорькова-учебник.doc
ТипУчебное пособие
#13379
страница47 из 47
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47

Шереметьевы. Занимались. благотворительностью и меце-натством также предприниматели из: совершен-"другой среды, Сергей Дмитриевич Шереметьев родился- в- 1:844 г., пережил четырех императоров,. несколько войн:, .революции. Официаль-ное его положение — флигель-адьютант, полковник, придвор-ный; крупнейший помещик (30 вотчин во владении), владелец нескольких дворцов и усадеб, обладатель миллионного состоя-ния, член Государственного Совета, общественный деятель.

Род Шереметьевых знаменит в истории России. Архив се-мейства составляет тысячи страниц. История этого рода до XVIIIв. в шести книгах описана историком Барсуковым. Сер-гей Дмитриевич, внук крепостной Параши Жемчуговой и графа Н. П. Шереметьева, все, за что ни брался, делал основательно. Крестьяне Шереметьева в Пензенской губернии жили в домах с железной крышей и выписывали Карамзина. В его вотчинах вводили передовые методы хозяйствования - ради улучшения земледелия и совершенствования пород скота. Сам Сергей Дмитриевич занимался организацией промышленного произ-водства — ткацкого, в Ивановской губернии помогали развитию промыслов в Холуе и с. Богородском.

На народное просвещение Шереметьев тратил более 180 тыс. рублей в год. В 1912 году он решал вопросы о всеоб-щем обучении в начальных классах. На острове Валааме содей-ствовал открытию русско-карельских школ, всего для карелов планировалось открыть до 1 тыс. школ. На Валааме была от-крыта монастырская больница. В своих письмах он писал о необходимости создания культурного сельскохозяйственного центра, где был бы собран материал о культуре земледелия. Шереметьев участвовал в написании отчета о выставке домаш-них животных и птиц, которая проводилась для обмена опытом в этой области, выставка была уже двадцать шестой по счету. Сергей Дмитриевич был одним из председателей "Общества любителей древней письменности", членом Русского архитек-турного общества в Константинополе и Псковского археоло-гического общества, почетным членом Академии художеств. Его страстью было собирательство исследований истории, эт-нографии, археологии. Он разобрал и издал огромный архив Вяземских (его жена была внучкой знаменитого поэта Петра Андреевича Вяземского).

Одним из любимейших занятий С. Д. Шереметьева была за-бота об усадьбах помещиков, "культурных гнездах", эколо-гических оазисах России. Промышленное производство в конце XIXв. приводило к гибели усадеб. Кроме того, они не прино-сили дохода, их продавали, разрушали.

Сергей Дмитриевич поставил своей целью сохранить имение Вяземских — Остафьево. Оно было связано с именами Пушки-на, Жуковского, Карамзина. Шереметьев превратил усадьбу в Музей им. А. С. Пушкина в 1899 году. Эту усадьбу устраивали ее владельцы в течение двух веков, а в 1930 г. ее разобрали в нескольких дворцов и усадеб, обладатель миллионного состоя-ния, член Государственного Совета, общественный деятель.

Род Шереметьевых знаменит в истории России. Архив се-мейства составляет тысячи страниц. История этого рода до XVIIIв. в шести книгах описана историком Барсуковым. Сер-гей Дмитриевич, внук крепостной Параши Жемчуговой и графа Н. П. Шереметьева, все, за что ни брался, делал основательно. Крестьяне Шереметьева в Пензенской губернии жили в домах с железной крышей и выписывали Карамзина. В его вотчинах вводили передовые методы хозяйствования - ради улучшения земледелия и совершенствования пород скота. Сам Сергей Дмитриевич занимался организацией промышленного произ-водства — ткацкого, в Ивановской губернии помогали развитию промыслов в Холуе и с. Богородском.

На народное просвещение Шереметьев тратил более 180 тыс. рублей в год. В 1912 году он решал вопросы о всеоб-щем обучении в начальных классах. На острове Валааме содей-ствовал открытию русско-карельских школ, всего для карелов планировалось открыть до 1 тыс. школ. На Валааме была от-крыта монастырская больница. В своих письмах он писал о необходимости создания культурного сельскохозяйственного центра, где был бы собран материал о культуре земледелия. Шереметьев участвовал в написании отчета о выставке домаш-них животных и птиц, которая проводилась для обмена опытом в этой области, выставка была уже двадцать шестой по счету. Сергей Дмитриевич был одним из председателей "Общества любителей древней письменности", членом Русского архитек-турного общества в Константинополе и Псковского археоло-гического общества, почетным членом Академии художеств. Его страстью было собирательство исследований истории, эт-нографии, археологии. Он разобрал и издал огромный архив Вяземских (его жена была внучкой знаменитого поэта Петра Андреевича Вяземского).

Сергей Дмитриевич поставил своей целью сохранить имение Вяземских — Остафьево. Оно было связано с именами Пушки-на, Жуковского, Карамзина. Шереметьев превратил усадьбу в Музей им. А. С. Пушкина в 1899 году. Эту усадьбу устраивали ее владельцы в течение двух веков, а в 1930 г. ее разобрали в Конезаводов, был членом правления Брянского, Варшавского, Путиловского акционерных обществ, членом советов двух меж-дународных коммерческих банков, членом Совета торговли и мануфактур, членом Общества для содействия промышленно-сти и торговли.

Тенишев не придавал никакого значения своему княжеско-му титулу, не тяготел к высшему свету и активно занимался благотворительностью: строил больницы, ремесленные учи-лища, школы, столовые, дома для рабочих.

Он любил музыку, играя на виолончели, был членом дирек-ции Петербургской консерватории и председателем дирекции Петербургского Русского музыкального общества с 1883 по 1887 годы. Правда, композитор А. Г. Рубинштейн был недово-лен коммерческой сделкой Тенишева по продаже доходного дома, выстроенного на средства Музыкального общества.

Одно время дом Тенишевых на Английской набережной в Петербурге являлся своеобразным музыкальным салоном: там бывали композиторы, музыкальные критики и исполнители, в том числе П. И. Чайковский, А. А. Брандуков, А. Н. Скрябин, А. В. Вержбилович Л. С. Ауэр. Это было во многом связано с инициативой второй жены Тенишева - Марии Клащиевны, оперной певицы, художницы, коллекционера, создательницы художественного центра в с. Тадашкино Смоленской губернии

Предпринимательская деятельность накладывала отпечаток на характер Тенишева, его отношение к искусству. Своего учители виолончелиста Давыдова он принудил поступить на службу в банк, "говоря ему, что у него достаточно времени для одного и для другого, что мыслящему человеку быть ис-ключительно музыкальным - недостаточно и унизительно .для его достоинства"'. К. А. Коровин, оформлявший русский па-вильон на Всемирной ставке 1900 г. в Париже, где Тенишев был главным комиссаром Русского отдела, писал друзьям: "Ухожу из дому к князю в 10 часов утра, а домой прихожу в час ночи. Как же служба - поймите".

Вячеслав Николаевич старался оградить жену от "оправданных затрат" на поощрение художников, покупку произведений искусства. Это отражало его взгляд на деловые отношения.

Тенишева увлекался сочинениями О. Конта, Г. Спенсера, Ч..Дарвина, на основе этого сформулировал идеи о развитии страны, стал одним из первых создателей социал-дар винистской школы в России, многое из своих убеждений стре-мился воплотить в жизнь.. В 1895 г. Тенишев вообще отошел от коммерческих дел и занялся наукой и педагогикой, затрачивая на них немалые средства. Его особенно занимали вопросы пси-хологии воспитания и обучения подростков.

В 1896 г. в Петербурге на Моховой он купил участок земли, и, затратив более 1 млн. рублей, выстроил там здание Ком-мерческого училища, где обучение происходило по разработан-ной Тенишевым программе - сочетание общего образования с коммерческим, воспитание активности в добывании знаний.

В Тенишевском училище были обязательны занятия в фи-зической и химической лабораториях, столярной мастерской, участие в экскурсиях в окрестностях Петербурга, на Кавказе.

При обучении почти отсутствовали учебники. У малышей не было заданий на дом, у старших, наоборот, их было очень много. На экзаменах не было оценок, не было также наказаний и поощрений. Перевод из класса в класс осуществлялся на ос-нове. характеристики педагогического совета, в. который входи-ли известные ученые. В составе учащихся было 300 юношей разных сословий, включая крестьян.

Хотя училище была коммерческим, в нем предполагалось воспитание гармонически развитой личности. Изучались про-изведения Белинского, Герцена, Чернышевского Добролюбова, преподавались история искусств, рисование, пение, ручной труд. Большое значение. придавалось физическому развитию, играм на свежем воздухе в любую. погоду; в штате училища би-ло три врача

Тенишевское. училище закончили известные художники: Л А. Бруни, Н. К. Купреянов, писатели: О. И. Мандельштам, В. В. Набоков Мандельштам вспоминал, что в форменной одеж-де- ученики походили на студентов. Кембриджа, начало учебного года знаменовалось заседанием школьного парламента.

Вячеслав Николаевич и сам занимался научной работой, ему. принадлежат капитальные исследования по социологии и эт-нографии В 1339г. был подготовлен труд-. "Деятельность жи-вотных" — Тенишев считал, что, прежде чем исследовать жизнь человека, нужно изучить животных в стае.

Одной из форм развития общества он считал разделение руда: "Вот почему безусловная нивелировка всех членов. обще-ства,. на необходимость которой подчас указывают, равносильна его разрушению". В этих утверждениях Тенишев близок к по-зитивисту О. Конту: "Вместо революции — эволюция: вместо классовой борьбы — солидарность, основанная на разделении труда"'. Так как его взгляды не находили поддержки в России, Тенишев сблизился с западноевропейскими учеными, был из-бран членом Парижского социологического общества, членом Социологического института.

В 1896 году Тенишев начал работу над большим трудом по этнографии. Первым в отечественной этнографии он выработал научную методику составления программ по сбору народоопи-сательных сведений. Не встретив поддержки своим начинаниям в этнографическом отделе Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, Тени-шев открыл Частное этнографическое бюро в своем петербург-ском доме. Первую программу из 67 вопросов, касавшуюся кре-стьян, он издал в 1896 г. в Смоленске. Она была разослана в 23 губернии; 350 сотрудников стали собирать материалы и при-сылать их в столицу.

На следующий год была издана книга "Деятельность человека" — пособие по собиранию этнографических сведений. Тенишев считал, что сначала нужно собрать правдивые сведе-ния об обществе, потом поставить диагноз "болезней*', а затем назначить "лечение". В 1897 году Тенишев издал в Смоленске второй вариант "Программы этнографических сведений о кре-стьянах Центральной России", в которую были включены 500 вопросов. В 1898 году вышел третий вариант.

В 1899 году в № 26 газета "Гражданин" выступила с напад-ками на программу. Обращалось особое внимание на вопросы, касавшиеся отношения крестьян к властям, сходкам, неповино-вению, бунтам, использованию оружия. После этой статьи Ми-нистерство внутренних дел начало расследование, и издание было запрещено как недозволенное. Но Тенишев собрал за три года так много материала, что на этой базе позднее были под-готовлены публикации: в 1903 г. С. М. Максимов издал книгу-"Нечистая, неведомая и крестная сила", Г. В. Попов - "Русская народно-бытовая медицина", А. Стеллинг "Рассказы из на-родного быта", В. Н. Тенишев — "Быт великорусских крестьян-землепашцев", его сын, В. В. Тенишев - "Правосудие в кресть-янском быту" (1907) и "Административное положение русских крестьян" (1908).

Вячеслав Николаевич работал и над программой изучения русского чиновничества, но осуществить намеченное не успел. Тенишев занимался социологией и этнографией до конца своих дней. Умер он в Париже в 1903 году, перевезен в Россию и похоронен на хуторе Фленово близ Талашкино под Смолен-ском. До 1917 года саркофаг с его телом стоял в подклети Церкви Св. Духа, расписанной Н. К. Рерихом. Позднее сарко-фаг выбросили, останки захоронили на кладбище, но могила не сохранилась. Сознавая ценность собранных мужем материалов, М. К. Тенишева передала в 1903 г. их в Русский музей, откуда они попали в Музей этнографии народов СССР, где находятся и сейчас.

Фон Мекк. Страстная любительница музыки, располагавшая миллионным состоянием, доставшимся ей в наследство от му-жа, инженера путей сообщения, разбогатевшего на железнодо-рожных подрядах, Надежда Филаретовна фон Мекк оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому музыкально-му обществу. В ее доме бывали многие известные русские и зарубежные музыканты. Одним из воспитателей ее детей был профессиональный в будущем французский композитор Клод Дебюсси.

В 1876 году она пишет первое письмо П. И. Чайковскому, у которого в это время наступает расцвет творчества. В 1876-77 гг.. им созданы три симфонии и начата Четвертая, несколько оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", 1 концерт для фортепиано с оркестром, три крупных квартета, четыре оперы: "Воевода", "Опричник", "Черевички", "Ундина", балет "Лебединое озеро", музыка к пьесе Островского "Снегурочка" и многое другое. В письме Надежда Филаретовна пишет: "...Говорить Вам, в какой восторг меня приводят Ваши сочинения, я считаю неуместно... поэтому скажу только и прошу верить этому буквально, что с Вашей музыкой живется легче и приятнее". Это письмо положило начало многолетней переписке и удивительной дружбе двух людей, никогда не познакомившихся друг с другом лично.

Почувствовав искренний интерес к своей музыке, тонкое понимание ее, Петр Ильич уже в одном из первых писем к фон Мекк подробно рассказывает о себе. Он пишет, что во всех го-рестных ситуациях его спасает труд, который является для него наслаждением. После неудачной женитьбы, в 37 лет, Петр Ильич в состоянии глубокого разочарования уехал из Москвы в Каменку, а затем в Швейцарию и Италию. Надежда Филаре-товна была осведомлена об этом. С дружеским участием она предлагает ему ежемесячную помощь в 500 рублей, пока он снова сможет служить консерватории. Всю осень и зиму 1877 и начала 1878 г. Чайковский работал над завершением Четвертой симфонии и оперы "Евгений Онегин". Поддержка Надежды Филаретовны имела не только материальный характер, Петр Ильич много писал ей о творчестве, его понимании музыки, взглядах на. жизнь. Это ее участие помогло ему лучше раскрыть свой талант.

В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили рас-цвет национальной культуры в конце XIX— начала ХХ века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функ-ции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном слое. А русская интеллигенция в это время бун-товала народ, строила невыполнимым проекты. Предприни-матель, жертвующий большие средства на поддержку нацио-нальной культуры, дает понять, что он собирается вести свои дела основательно, это некий знак солидности предприятия. В меценатстве многие предприниматели видят также способ рекламы своей деятельности.

Искусство, культура, как "непроизводительные" сферы дея-тельности людей, не могут существовать без поддержки, и чем больше будет меценатов, тем больше талантов они смогут от-крыть и сохранить. Искусство всегда. является продажным, в смысле продажи и работы на заказ Но чаще всего меценат или покупатель не подавляют индивидуальность художника, а по-могают ему лучше проявить себя через более высокую оплату.

Меценатство, и в еще большей степени благотворитель-ность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть пери,, когда более богатые должны помогать менее. состоя-тельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы. В России, при почти невозможных для честного предпринимательства обстоятельствах, третье сословие исполь-зует всякие. возможности для создания своих предприятий, ведения своих дел. В таких условиях в более ранние времена во-зникало желание как-то искупить свои грехи, в более поздно время- желание как-то компенсировать обществу потери. С одной стороны„. необходимо создать условия и воспитывать об-щественное уважение к самим. предпринимателям, чтобы они избрали белее цивилизованный путь своей деятельности, честным, запасным путем смогли приобретать свои богатства; а с другой стороны — поддерживать их стремление совершенство-вать общество, в котором они сами живут, в частности, через благотворительность и меценатство. Если поляризация общества - это присущее ему состояние, то следует поддерживать стремление людей к сотрудничеству, а не к противостоянию. В истории России накоплен определенный опыт взаимодействия групп, слоев населения, и общество заинтересовано в его более полном использовании.


1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


написать администратору сайта