Хорькова-учебник. Учебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты
Скачать 2.47 Mb.
|
Глава 1. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до XV века).Возраст русского предпринимательства далеко перевалил за тысячу лет. Его корни в жизни древнейших народов, населявших территорию современной России. Первые ростки простейших цивилизаций появляются именно тогда, когда усилия человека приносят ему не только то, что абсолютно необходимо для жизни, но и кое-что сверх этого. В районах с умеренным климатом, к которым относится и территория Русского государства, дополнительные средства к жизни первоначально появились только благодаря особой изобретательности и трудолюбию древнего человека, который, выходя из рамок более чем традиционного и связанного обычаем древнего общества, поднимался от дикого состояния, создавая первые ростки культуры и ремесел. В этом смысле предпринимательство по праву можно отнести к одной из древнейших, если не к самой древнейшей, профессии человека, выходящего из состояния дикости. Обращаясь к истокам российского предпринимательства, мы решаем задачу не только описания его истории, но и пытаемся определить, какие древние процессы способствовали или препятствовали высокому развитию торговли и ремесел. Предпринимательская активность племен, населявших когда-то территорию России, складывалась под влиянием нескольких факторов и определялась ими длительное время. Прежде всего умеренный климат требовал активности в освоении природы, деятельность наших предков должна была быть более активной и предприимчивой, чем деятельность людей в странах с жарким климатом. Но наличие достаточных природных богатств - зверя в лесах, рыбы в реках, а также того, что дают богатые лесные угодья - позволяло только брать от природы, используя свои умения лишь на производство орудий, добывающих эти обильные средства к жизни, а не производить их самим. Поэтому первоначальной деятельностью наших предков была добывающая, обменная, а не производственная. Такому состоянию дела способствовало и то, что кочующие племена часто воевали друг с другом и со своими соседями, а следствием войны является военная добыча, которая снижает необходимость в более активной производственной деятельности. Рабы-военнопленные, захваченные в сражениях и используемые как товар, еще меньше развивают производительные силы и предприимчивость, так как в бою требуется преимущественно сила, а не смекалка и расчет. Продажа рабов (челяди) дает хороший доход, не требуя производительных усилий. Влияли на развитие предпринимательских способностей наших предков и особенности ландшафтно-географической среды. Свободное расселение древних славян по Восточно-Европейской равнине не создавало дефицита земель и необходимости облагораживать определенную территорию и выживать на ней через повышение производительности и эффективности труда. Самая древняя предпринимательская деятельность на территории нашей страны - это обмен добытыми у природы продуктами. На территории нашей страны обмен предположительно начинается в эпоху трипольской культуры (IV - III тыс. до н. э.). Обмен объективно способствовал росту производительного труда, так как он предполагал дифференциацию, а именно дифференциация, а не традиционность двигали человеческое общество вперед. Влияние экономических факторов оказывается в это время скрытым в глубине процессов, где они действуют медленно, но верно. Результаты их действия проявляются не через годы и даже поколения, а через века и века развития общества. Эти факторы накапливаются и дают новое качество жизни. Население с культурой славянского типа, благодаря появившемуся в конце II тыс. до н. э. плужному земледелию, добилось и известных хозяйственных результатов. К VI - V вв. до н. э. из этого района был налажен регулярный вывоз зерна в Грецию через черноморский порт Оливию. Торговля такого типа является важным показателем уровня развития общества, так как, будучи связана с производством, оказывает на него обратное существенное влияние. Само же производство без предпринимательства не движет общество, а оставляет его на уровне простого воспроизводства. Предпринимательство связано не с категорией "потребность", а с категорией "интерес". Производство товара на продажу и даже на заказ пробуждает этот интерес. Появляются первые древние предприниматели - торговцы-скупщики, чья деятельность не производительна, но весьма полезна, связана с выгодой, с риском; эта деятельность и раскручивает и ускоряет маховик цивилизации. Места, где жили славянские племена - Поднепровье, По-ильменье, Окско-Волжский бассейн, - в докиевские времена были местами оживленного торгового обмена. В V - IV вв. до н. э. торговали с Кавказом, греческими причерноморскими колониями, в I - III вв. н. э. - с римлянами, с III - VI вв. - с готами. Позднее, в V - VI вв., непосредственно перед возникновением Киевского государства, восточные славяне вовлекались в торговлю с Хазарским Каганатом, через него с Азией, с кочевыми тюркскими племенами на востоке, с племенами Сибири, северных районов (финнами), с северо-западным, Скандинавским миром. Эти направления торговли подтверждаются нумизматическими находками. С VIII в. отмечены связи с Арабским Халифатом. Путь "из варяг в арабы" был хорошо освоен русскими, так как арабы не были мореплавателями. Главной связующей дорогой русских и арабов была Волжская система, этим путем двигались на юго-восток новгородские, суздальские, ростовские, владимирские и рязанские купцы (и их предки) со своими товарами. Существовало два основных центра торговли Востока с Русью - столица Хазарии Итиль и Булгар на Волге. И. П. Козловский считает, что Волга была древнейшим путем с севера на юг и только позднее уступила свое значение Днепру3. Особенно интенсивно Волжский путь, так же как и Донской, стал использоваться со второй половины IX в., когда там в массовом количестве появляется русское население. В представлении арабов руссы были торговым народом. Русские вещи найдены в Волжской Булгарии, в арабских землях. Примерно в середине IX века Ибн-Хордадбах - восточный исследователь отмечал, что купцы-руссы с мехами бобров и лисиц ездят по рекам, а иногда возят товары на верблюдах в Багдад. По свидетельству Гардизи, персидского историка XI века, руссы и славяне не продают товара иначе как за чеканные диргемы. С IX в. постепенно организуется торговля с Корсунем, а затем с Константинополем. Особый интерес представляли развитое Черноморское побережье и Византия. Местоположение Киева, основанного в конце V - начале VI вв., было связано с контролем движения в Днепровское низовье, а также переправы через Днепр. Чтобы проплыть мимо Киева, надо было платить городу пошлину. Умение использовать выгоды географического положения ради прибыли не выделяло восточных славян из других народов, но и хуже других в смысле понимания своего интереса славяне тоже не были. Общаясь с греками, наши предки быстро переняли торговлю морем, выработали устойчивые торговые маршруты речными путями. Иоанн Эфесский говорил о славянах VI века, что они "стали богаты", что они владели не только золотом, серебром и оружием, но и табунами лошадей. Константин Багрянородный, византийский император, писал в X веке, что "руссы стараются жить в мире с печенегами, они покупают у них быков, коней и овец и от этого живут легче и привольнее...". Именно устойчивость самого процесса, сложившиеся связи всегда играли в торговле и поддерживающем ее производстве принципиальную роль, но нашим предкам не выпало спокойного течения этого процесса. Кроме обороны от бесчисленных врагов - хазар, печенегов, варягов, которые брали "и с полян, и с северян, и с вятичей - по серебряной монете и по белке от дыма", наши предки сами занимались колонизацией северных и восточных районов Восточно-Европейской равнины, что подрывало стабильные торговые пути и ремесленные традиции. Поверхностное освоение все новых богатств задерживало развитие предпринимательских способностей восточных славян. В это же время народы, населявшие Западную Европу, сосредотачивались в основном на определенной территории, развивали свои способности быстрее. Приобретать и иметь что-то они могли только активно производя и воспринимая все новое. Это различие сохранялось между Западом и Востоком (Русью) и дальше. Кроме того, производственную и торговую культуру Запад мог перенимать у римлян (уходящего, но имеющего высокую степень цивилизованности народа). Германцы, к примеру, должны были соперничать с античным миром не только в силе, но и в жизненном устройстве - это и стимулировало прогрессивное развитие "варваров". Восточные славяне осваивали Восточно-Европейскую равнину в основном без препятствий1. И, не ощущая сопротивления, не тренировали свою жизненную силу, свою предприимчивость, хотя набирали мощь в другом деле - устройство-огромного государства. Русь находилась на перекрестке торговых путей и при других условиях могла сосредоточить окрестную торговлю, получая доход только на транзите (в будущем Новгород использовал такую возможность). Оживленное торговое движение мало влияло на подавляющее большинство славянского населения, так как у него не было ни излишков продуктов, ни денег, ни возможности иметь что-то сверх самого необходимого. Немногочисленная верхушка - старейшины, потом князья, бояре и купцы - очень дорожила возможностью участвовать в торговле: князья сбывали дань, бояре продавали военную добычу и оброки, купцы торговали продуктами и товарами, приобретенными по случаю. В связи с этим возникает вопрос о том, что подпитывало такую активную внешнюю торговлю и способствовали ли условия жизни наших предков развитию предпринимательских способностей у большинства населения, увеличению достатка и улучшению условий текущей жизни в догосударст-венный период. Основания для перехода к более высокой феодальной формации появляются с возникновением в обществе дифференциации: отделения ремесла от сельского хозяйства, появления поселений городского типа, повышения производительности труда. Но самое главное, что лежало в основе этих процессов -это изменение отношений собственности, вернее, появления вообще права частной собственности, прежде всего на землю, и получение прибавочного продукта в виде земельной ренты -платы за землю. Социально однородный родовой строй веками накапливал в себе крупицы таких изменений и, наконец, стал явно тормозить общественное развитие. Сначала появилась личная собственность на некоторые орудия труда, предметы украшений и т. д. Потом собственность отдельных более мелких общин, семей на землю и орудия труда. Наконец, личная частная собственность на землю будущих феодалов. Появляются обмен, деньги, процент, ростовщичество, в целом экономическая жизнь общества - это начало цивилизации. На территории нашего государства из-за больших размеров, постоянных завоеваний и колонизации имелось три типа экономических отношений: разлагавшиеся первобытно-общинные, патриархально-рабовладельческие и возникавшие феодальные. Многочисленные славянские, финно-угорские, летто-литовские, сарматские и другие племена сохранили остатки первобытно-общинного строя. На юге возникали рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Северном Причерноморье: Урарту, Парфянское государство, Скифия, Боспорское государство, Оливия, Херсонес и др. Предфеодаль-ные отношения складывались у славян, особенно южных и западных, в период, предшествующий образованию Киевского государства. На довольно высокую культуру славян в середине X века указывал путешественник Ибрагим Ибн-Якуба1. То есть природно закладывались существенные различия в протекание экономического процесса на территории будущего государства. Ни одна экономическая и политическая система не могла выделиться в чистом виде со своими достоинствами и противоречиями, более развитые культуры постоянно ассимилировались с более слабыми или просто отличавшимися, процесс экономического развития протекал вяло и неопределенно. И самое главное, не формировались слои носителей новых экономических отношений. Предприимчивые люди тонули в массе традиционно настроенного сообщества и были одинаково неприятны и верхам, и низам. Земля в Древней Руси не закрепилась в частную собственность, хотя семьи и более крупные образования - верви (название общины в Древней Руси) - имели свои земельные угодья и защищали их. Земли было много и она не ценилась так, как на Западе. Не было смысла закреплять ее в собственность, если рядом была такая же свободная. Вялотекущий неопределенный процесс феодализации отношений, отсутствие четких даже условно-феодальных форм собственности на землю (и у феодалов-вотчинников) ограничивали развитие натурального хозяйства, характерного для классического феодализма. Активная (внешняя) торговля не стимулировала производство из-за политических условий (перемена вотчин в Древней Руси), а главное – из-за экономических причин - неопределенности закрепления собственности. Самый характерный внутренний экономический процесс в Древней Руси - сбор дани (полюдья) и сбыт ее через международную торговлю. Этот процесс практически никак не стимулировал экономическую активность населения. Основную роль в содержании полюдья играли меха, воск, мед, некоторые продукты питания (рыба, птица). Все это добывалось через промысел, забиралось без восстановления природных запасов - это древняя отрасль добывающей промышленности, столь характерная и далее в истории России. Остальные продукты производились только для себя, появляющийся избыток ни обменять, ни продать практически было нельзя, все шло общине. Но в течение даже таких недифференцированных для производителя процессов излишний продукт все же появлялся, были и товары, которые производились не во всех местностях, - "металл и соль - это два когтя, которые рынок первыми запускает в крестьянские хозяйства", - были и другие обменные вещи. Первоначально торговля возникала на мелких сборных населенных пунктах, называемых погостами (от слова "гостьба", "гостить"). Эти мелкие рынки вели к более крупным, связанным с внешней торговлей. Первоначально племена объединялись по соображениям скорее экономическим, чем политическим. Вокруг погостов вырастали поселки, торжки, они обозначали места общения людей. Иногда погосты (и сходные по значению стойбища - места сбора и складирования полюдья) становились административными центрами ремесла и торговли из-за отсутствия того и другого. Их экономическое развитие основывалось на сельскохозяйственном производстве округи. Здесь концентрировался и перераспределялся прибавочный земледельческий и промысловый продукт (полюдье), на базе которого уже потом развивались ремесло и торговля. Появление специализированных поселков ремесленников, работавших на заказ и даже для рынка (в южных и западных областях), относится к VII- VIII вв.; к IX веку относится бурное развитие 10 древнейших городов этого периода: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Изборск, Ладога, Белоозеро, Ростов, Муром, Любеч. Не случайно варяги, познакомившиеся с Русью, называли ее "Гардарики" - страна городов, "замков". Лишь появление посада или предградия с ремесленным или торговым населением, превышавшим во много раз население собственно усадьбы или детинца, дает город. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие, в предпринимательской деятельности участвовали все слои общества, в том числе князья и бояре. Но для верхушки общества эта деятельность считалась недостойной, больше почета было от ратного дела и даже от грабежа покоренных. В связи с этим необходимо отметить еще один древнейший элемент экономической жизни Руси - взятие в плен и продажа рабов (челяди). Рабов не использовали на общественных работах, как в рабовладельческом обществе. На Руси они выполняли тяжелую домашнюю работу (домашнее рабство). В условиях умеренного климата рабов, видимо, дороже было кормить, поэтому невыгодно массово использовать. Гораздо выгоднее продать, или обменять на предметы роскоши, ткани, заморские товары. Это также подрывало производительные силы Руси, подвигая знать на военные походы и грабежи, а не на устройство собственных вотчин. В самый начальный период возникновения феодальных отношений первые предприниматели - это выходцы из низших слоев населения, наиболее активные его представители, для этой деятельности требовались ум, смелость, активность. Именно эти люди подтачивали традиционный строй и раскручивали спираль поступательного развития. Речь здесь не идет о технике и технологии производства, а именно и нестандартности мышления, стремлении улучшить свою жизнь, особом трудолюбии, любознательности. Имена этих людей не остались в летописной истории, только в отрывочных сведениях заезжих путешественников, зарубежных торговцев. Но именно их "эгоистическими усилиями" создавалось богатство будущего государства. В связи с этим необходимо обратить внимание на еще один момент, влияющий на развитие предпринимательства, вернее, препятствующий его развитию. Речь идет о традициях и обычаях общинной жизни. В первобытном обществе характерно сплочение составных элементов отдельного первобытного общежития. Интересы отдельных членов сливаются воедино с интересами сообщества. Но с течением времени, по мере приватизирования процесса производства, личность должна получать и возможность независимого от сообщества поведения. Но обычаи и традиции общинного бытия, приобретая самостоятельное значение, еще очень долго определяют жизнь человека. Большая часть обычаев - это определившаяся форма подавления самых способных и предприимчивых работников. Но любая совокупность обычаев содержит и положения, защищающие слабых от наиболее безрассудных форм наносимого им вреда. Когда ограничена предприимчивость и отсутствует простор для эффективной конкуренции, обычай защищает людей от более сильных сородичей. Деревенский кузнец не имеет конкурентов, поэтому обычай предписывает ему брать умеренную плату за свои изделия. Ничто на первых порах развития прогресса не может поломать примитивную привычку считать инициатора какого-либо нововведения нечестивцем и врагом. В результате экономические факторы долго не проявляют себя. В Древней Руси эта сила обычая является и причиной, и следствием ограничений прав личности на собственность, особенно собственность на землю. Интересы человека подчинялись интересам семьи, а интересы семьи - интересам общины. Любое нововведение вызывало протест и ссылки на мудрость предков. В Древней Руси даже большая семья не имела собственной земли, а только участвовала в перераспределении общественной. Часть труда выполнялась совместно или по очереди. В результате возникала сложная система правил, которая опутывала каждого, кто обрабатывал землю, и человек не мог руководствоваться собственными суждениями даже в отношении самых заурядных вопросов. Коллективное владение собственностью отвечало духу квиетизма, характерного для принятого потом православия. Это было важным фактором, вызвавшим замедление развития духа свободного предпринимательства в Древней Руси и в более поздние времена. Причем воздействие этого фактора недооценивалось в нашей истории, так как его последствия имели постепенный, кумулятивный характер. |