Хорькова-учебник. Учебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты
Скачать 2.47 Mb.
|
Отдавая должное развитию ремесленного производства в Древней Руси и подчеркивая, что уровень его был не хуже европейского, мы меньше внимания уделяем социальному строю ремесла, его месту и роли в системе социального и экономического развития общества. В Киевской Руси ремесло проходило в основном вотчинную фазу развития. Главной фигурой ремесленного производства был не свободный посадский мастер, а зависимый, работавший на усадьбе своего господина. Являясь включенным в хозяйственную структуру феодального поместья, ремесленник не обладал правом собственности на орудия труда и его результаты. Совершенствовалось главным образом придворное, вотчинное ремесло. Осталось в истории даже имя одного такого княжеского мастера. В Киеве в Верхнем городе, согласно исследованию Т. И. Макаровой, работал придворный мастер второй половины XII века Лазарь Богша, автор знаменитого креста Ефросиньи Полоцкой (1161 г.), княжеских диадем и барм1. Но, наряду с вотчинным, уже существует и свободное посадское ремесло. Оно требует проявления активности и предприимчивости не только в смысле обучения своему делу, но и с точки зрения улучшения качества и ассортимента товара, так как в случае неудачи мастер мог рассчитывать только на себя. В эту группу входят мелкие собственники, населяющие городские посады и предградья, у которых уже выражены черты покупателей и продавцов. Они сбывают свои изделия, покупают сырье, орудия производства, предметы личного потребления. Одновременно происходит дифференциация ремесла, выделяются более обеспеченные мастера, которые, возможно, владеют своим местом на торгу. Есть косвенные данные о том, что ремесленники объединялись в корпорации, аналогичные западноевропейским. Проявление корпоративности возможно только на высшей стадии развития ремесленного производства. В городах средневековой Европы, например, первые цехи появляются в конце XI века, активное их образование относится к XII веку. В России специализация ремесла шла по чисто средневековому принципу - не по материалу, а по готовому изделию, которое мастер должен был делать от начала до конца. В Клеве известны урочища "Гончары", "Кожемяки". Трудности у русских ремесленников были такими же, как у всех товаропроизводителей на первоначальной стадии производства: это высокий ростовщический процент кредитов (от 50 % и выше) и отсутствие свободы предпринимательства. Некоторые исследователи указывают, что переход городских ремесленников к работе для рынка совпал с городскими восстаниями в Древней Руси. Причиной восстаний была не непосредственно борьба бедных и богатых, которая исторически бессмысленна, хотя и справедливый социальный протест имел место, а борьба против положений, мешающих нормальному развитию предпринимательства и торговли: против власти сеньоров, за городские вольности, а также против высокого ростовщического процента, хотя величина его зависит от развитости товарного производства. Чем оно менее развито, тем выше процент и дороже деньги. Поэтому вряд ли можно было отрегулировать этот процесс насильственными методами. Эти выступления очень напоминали события "коммунальных" революций в Западной Европе, в результате которых горожане отстояли свои права и свободы. Подобные восстания низов в Киеве в 1068 году и 1113 году закончились результативно - вследствие их был издан "Устав о резах" Владимира Мономаха, ограничивающий размер взимаемого ростовщиками процента. Но надвигающаяся со стороны Степи военная опасность вновь подчинила интересы граждан интересам государства, а монгольское иго полностью уничтожило городские вольности, иногда вместе с городами. Чем больше появляющиеся собственники и товаровладельцы были обособлены друг от друга частной собственностью и системой общественного разделения труда, тем больше они были связаны обменом. Сначала сам производитель-ремесленник был торговцем, сам реализовывал свою продукцию. Его изделия через мелких торговцев-коробейников выходили за пределы города, шли в деревню. Изучение материалов археологических раскопок многих городских центров Древней Руси показывает, что между ними существовал постоянный обмен ремесленной и сельскохозяйственной продукцией. Хорошо восстанавливаются экономические основы торговли. Но в источниках нет четкости в определении социального статуса горожан, занятых в торговле. Выделение купцов в отдельное сословие не вызывает сомнения, но представляли ли они частный бизнес, какие-то собственные организационно-хозяйственные структуры или же входили в состав феодального хозяйственного механизма? Видимо, были представлены все формы, иногда даже в сочетаниях. Со времени Ярослава Мудрого о купечестве никаких сведений до нас не дошло. Внук его Владимир в 1125 году после съезда князей (а не купцов) издал закон о защите русских купцов от более предприимчивых представителей других национальностей, участвующих во внутренней торговле. Сын Владимира II - Мстислав запретил купцам серебро и золото из государства вывозить, а оружие без пошлины ввозить. Кажется, что первый русский свод законов "Русская правда" пронизан духом предпринимательства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что такие правовые нормы могли возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. По первой статье "Русской правды" жизнь купца ценилась в 40 гривен, так же как и жизнь воина, тогда как раб стоил 5 гривен. Но, судя по всему, социальный статус самого купечества и их промысла не особенно ценился в древнерусском обществе. Купцы стояли на шестой ступени в 8-ступенчатой иерархии, на вершине которой стоял великий князь, а ниже купцов только смерды и рабы. При более детальном изучении "Русской правды" заметно, что торговля и купцы значимы лишь по частоте упоминания в законе. Свобода предпринимательства, особенно частного, не была предусмотрена. Наоборот, торговля мелочно регламентируется и облагается тяжелыми таможенными и другими пошлинами. Проездные пошлины - мыты известны с IX в. Имелись и такие виды пошлины, как "годовщина", "мостовщина", перевоз и т. д. Число таможенных сборов особенно возросло во второй половине XIII века с началом феодальной раздробленности, когда усилилось натуральное ведение хозяйства и соответственно замерла торговля. Судя по всему, купцы-профессионалы и купеческий капитал появились в XI веке. Это самая активная во всех отношениях часть населения, насколько это было возможно в древнерусском обществе. Они заполнили рынки средневековых городов, странствовали по Руси, отправлялись за границу. Этим слоем совершалось наибольшее количество сделок купли-продажи товаров. Именно благодаря его усилиям русские города в Древней Руси выглядели очень ожиаченными и богатыми. "Русская правда" и Киево-Печерский патерик живо изображают нам киевский торг. "На городском торгу можно было купить одежду, шапку, сукно, обувь, оружие: здесь же на береговом торжище можно было обзавестись целой флотилией ладей. В тяжелые годы чумы или оспы на торгах одного Киева продавали до 7 тысяч гробов. Можно было купить и продукты, которые были довольно дешевы: мясо, мед, соль, пшеницу, рожь, печеный хлеб, сыр, масло...". Но, учитывая трудности торговли и сильную власть князя и бояр, купечество в Киевской Руси так и не сформировалось в самостоятельный сильный класс, а самые богатые из торговцев позднее слились с феодальной верхушкой. Если купцы и объединялись, то не всегда это было прогрессивным явлением. Например, монополизируя торговлю соли в Галиче, купцы сами подчинялись властям. К противоречиям положения торгового сословия в Киевской Руси относится тесная связь купечества с Церковью. В принципе Церковь осуждала "ростовщичество" и некоторые виды торговли, но без торговли общество уже не могло существовать, поэтому Церковь вместе с государством старалась управлять процессом продажи. Храм всегда был поблизости от рынка. Были свои церкви и у корпораций купцов. Средоточием мер, весов, а иногда и товаров являлась церковь св. Богородицы Пирогощи, сооруженная на Киевском торговище в 1136 году. Эта функция сохранилась за ней вплоть до позднего средневековья. Аналогичным было значение храмов Пятницы в Чернигове, Параскевы-Пятницы в Новгороде. На достаточно высокий уровень товарной торговли в Киевской Руси указывает использование всеобщего эквивалента -денег. В безмонетный период, вплоть до XII века, на Руси использовались слитки и меховые деньги - клейменые княжеским знаком шкурки без волос (как позднее бумажные деньги)1. Но эти деньги не были конвертируемы и имели ряд других недостатков. Определенной ступени развитости товарное производство достигает в период Киевской Руси, когда началась чеканка собственной русской монеты. Деньги, и в целом торговый капитал, являлись мощным ускорителем предпринимательства в принципе, но при феодализме деньги в основном были средством обращения, платежа, а позднее накопления сокровищ (монеты из драгоценных металлов). В Киевской Руси торговый капитал выполнял роль посредника в обмене прибавочного продукта, полученного феодалами, в обмене продукции крестьян и ремесленников. Меха в качестве денег постепенно вытеснялись металлическими деньгами, передав последним свои наименования. Встречающиеся в "Русской правде" слова "куны", "резаны", "векши", "бели" означают уже, видимо, металлические деньги. Простые металлы постепенно вытесняются благородными, вначале в виде слитков, а потом монетами. Одновременно с ростом торговли и денежных отношений усложняются функции денег, появляются, например, кредитно-ростовщические операции. В "Русской правде" свыше двадцати статей посвящено кредиту, они регулируют кредитные сделки купцов, штрафы за неуплату денег, размер месячных процентов и т. д. Статья 50 "Русской правды" указывает на то, что "куны" отдаются в рост на проценты. Киевской Руси был знаком и коммерческий кредит, купцы продавали друг другу товары в кредит на определенных условиях. Чеканка монеты началась в Киевской Руси раньше, чем в некоторых крупных европейских государствах. В Государственном Историческом музее хранятся образцы монет и слитков: злотник и серебряник Владимира Святославовича, серебряники Владимира Мономаха, серебряный слиток, называемый "киевская гривна". Имели хождение в Киеве арабские, германские, английские монеты. В целом Киевская Русь не была, конечно, первобытным обществом с запоздалым типом отношений. Это было раннефеодальное общество, нормальное по своей структуре. Все признаки феодального общества имели место: создание государства, дифференциация " отношений собственности, принятие законов, закрепляющих экономические и политические отношения. Но, самое главное, русское общество постепенно развивало условия для предпринимательства его граждан, в принципе сходные с процессами в феодальных государствах Западной Европы. Но эти возможности, тенденции и черты по ряду исторических причин оказывались нереализованными. Экономические причины были связаны с тем, что Россия перестала быть мировым торговым перекрестком еще до того момента, когда ее внутренние экономические рычаги активности оказались задействованными. Рабский труд, продажа рабов и преимущественно промысловых товаров не стимулировали экономической активности граждан. Из-за постоянной военной опасности сильной была роль государства, которое сдерживало инициативу своих граждан. Препятствовали предпринимательству в экономике и общинные традиции, а также духовное влияние православной религии в Киевской Руси. Если бы феодальные экономические отношения существовали на Руси в классическом виде, это не сняло бы всех противоречий в обществе и не сделало всех людей богатыми и счастливыми. Но через разрешение противоречий феодального общества происходило бы становление исторически более прогрессивных отношений. Хроническая незрелость, неразвитость этих отношений в Киевской Руси задержала их разрешение на тысячу лет. Иллюстрацией того, что славяне способны быть экономически и политически свободными и в целом предприимчивыми и активными людьми, служит судьба другого русского княжества - Новгородского. Оно находилось в более благоприятных политических и экономических условиях и в отпущенное ему историческое время показало, что уровень цивилизованности, богатства и мобильности развития общества напрямую зависит от "градуса" свободы в целом и предпринимательской деятельности в частности. Очень много похожего было в жизни княжеств Русского государства, поэтому мы укажем только на отличия Новгородской республики от Киевского княжества. В Новгороде и его землях (особенно зависимых городах: Пскове, Ладоге) государственное, княжеское начало не было так выражено, как в Киеве. Князь приглашался на княжение из других княжеств, и его функции были очень ограничены, престол не наследовался. Права приглашенного князя строго оговаривались, что напоминало черты будущих конституционных монархий. Высшим органом власти считалось народное Вече, которое состояло из представителей как городских, так и сельских жителей. Даже решение главных внешнеполитических дел принадлежало Вечу. Все решения Веча подготавливались правительственным советом (советом господ). В совет входили все основные силы Новгородской республики - экономические и политические. Главную "умиряющую" роль играл председатель совета - архиепископ. Он имел хорошее образование, пользовался высоким доверием у иностранных государств, сосредотачивал в своих руках огромные богатства, а значит, власть. Причем не только личные богатства, но и все реальные и идеальные ценности Новгородской республики. Имел архиепископ и "архиепископский" полк1. Разделение властей - светской и духовной, так характерное в Европе XIII - XIV вв., существовало и в Новгороде, как прообраз будущего политического разделения - законодательной и исполнительной власти. В совет также входил посадник - глава правительства, тысяцкий -начальник земщины (земель) и ополчения, а также князь -главнокомандующий вооруженными силами. Вторая часть совета состояла из представителей местной администрации - старост и сотских, представителей "концов" (районов) и "улиц". Экономические круги представляли крупные землевладельцы, купцы. Как видно, управление Новгорода имело такую степень демократичности и свободы, которая составляла мечту будущих поколений русских людей. Экономической особенностью Новгорода являлось то, что там, а также и в Пскове было распространено владение землей на праве полной собственности. К XIII - XW вв. три-четыре десятка именитых фамилий сосредоточили в своих руках более половины новгородских земель. Это обеспечивало им политическое господство, руководство внутренней и внешней торговлей, контроль над ремесленным производством. Эта новгородская аристократия экономически и политически противостояла усилению государственной власти. Власть рассредоточивалась в обществе. "Привилегии" для высших слоев общества постепенно превращались бы в "права" большего количества людей. Это путь борьбы и разрешения противоречий. На него вступила Новгородская республика. Не только в положении господствующего класса имелось отличие от Киевской Руси, но и в жизни низших слоев населения. Например, у всех феодалов крестьяне были на оброке, после уплаты которого они могли тратить свои усилия на устройство своего хозяйства. Ко второй половине XV в. существенное значение стали приобретать денежные платежи. Они означали дополнительные экономические возможности и предпринимательскую свободу. Демократичность внутренней политической и экономической жизни Новгорода требовала и внешней независимости от сильной власти Киевского князя. Условия для такой независимости были. Отгороженный лесистой, болотистой, бездорожной, непроходимой и непроезжей для конницы местностью, Новгород был мало уязвим для походов великого Киевского князя. Учитывая постоянную необходимость обороняться от кочевников, великий князь предпочитал иметь с Новгородом договор. Обособление Новгорода как государства от остальной Руси началось в 30 - 40-е годы XI века. В основе этого обособления лежал акт об освобождении Новгорода от уплаты ежегодной дани великому князю, дарованный Новгороду и его "пригородам" Ярославом Мудрым в 1019 году. До 1136 года - года отделения и создания Новгородской республики - его власти выторговывали и отвоевывали у Киева свободу, права и льготы. Уже через несколько лет после провозглашения независимости русские князья воспринимали Новгород как иностранное государство. Конечно, реальной причиной обособления Новгорода были различия в политическом и экономическом устройстве, большая свобода и меньшая традиционность всех сторон жизни: города, возникшие по экономическим причинам, свободнее и пригоднее для предпринимательства, чем города, возникшие по военным и административным причинам. Исторически и по устройству жизни Новгород был ближе к Скандинавии. Из Норвегии и Швеции в Новгород непрерывным потоком приезжали гости: для службы, к родственникам, даже в изгнание. Эти частые и многочисленные гости приезжали со слугами, с купцами-торговцами, сами привозили товары и скупали их в Новгороде, вывозили в основном меха. С тех пор понятия "гости", "купцы", "торговцы" стали отождествляться. Новгород постепенно вовлекался в общеевропейскую торговлю - с немцами, датчанами, потом с ганзейцами, далее с голландцами. Внешняя торговля Новгорода была и государственным, и частным делом. Кроме купцов в ней участвовали и бояре, и новгородская Церковь. Далекие торговые экспедиции, требовавшие хороших кораблей и вооруженной охраны, оплачивались боярско-купеческими кругами, что выдвигало их на видное место в управлении. Участвовали в торговле, учитывая нравы того времени, только смелые люди. Известен случай, когда в 1134 году новгородских купцов в Дании бросили в тюрьму: "...рубоша новгородь за морем въ Дони"1. Поскольку Новгород имел более безопасное положение по сравнению с другими русскими землями до нашествия немецких феодалов, новгородские воины могли использоваться не для войны, а для охраны купеческих караванов. Подробно внешняя торговля Новгорода описана достаточно2. Иностранцы в ней были лучше организованы, немцы, например, были хозяевами новгородского рынка. Обе стороны (новгородцы и немцы) усердно старались обмануть друг друга. Новгородцы жаловались, что немцы привозят сукна слишком узкие, что винные бочки меньше положенного, а вино низкого качества. Немцы жаловались, что русские недостаточно туго набивают кадушки воском, в воск подкладывают кирпичи, подсовывают испорченную шкуру. Иногда купцы ссорились, брались за оружие, прерывая торговлю. Но торговля была взаимовыгодна, и обиды забывались, обмен продолжался. Предпринимательство на первых этапах своего развития обычно связано с обманом, принимает уродливые формы; может быть, поэтому на Руси торговля считалась недостойным делом, ей не было найдено даже хорошего лексического эквивалента. Внешняя торговля была двигателем всех сторон жизни города и окрестностей - экономической, культурной, бытовой. Но достаточно развитой была и внутренняя. Торговля определяла ценность каждая из сторон жизни, стимулировала или корректировала ее. В XII - XIII вв. Великий Новгород был огромным городом, основное население которого составляли ремесленники самых разных специальностей. Они работали сначала на заказ, а потом на рынок. Конкуренция с иностранными товарами побуждала к производству, рынок насыщался, люди, стараясь достать больше денег, стремились производить больше сами, становились предпринимателями. Но это в идеале и в будущем. Основанием богатства Древнего Новгорода в 1015 году "Русская правда" называет помимо прочего и грабительские походы на Византию, Литву, Полоцкие земли, Чудь. Бояре со своими холопами ходили за добычей в далекие грабительские походы по русским рекам на ушкуях-лодках. Ушкуйники наводили страх на русские города и селения. Кроме того, новгородцы грабили свои северные колонии. Торговали с "хантами" и "мансями", если не могли их из-за сопротивления ограбить. Но с XIV века положение Новгорода в колониях пошатнулось, и это следует рассматривать как положительное явление. Экстенсивное использование природных экономических богатств страны, выражающееся в собирательстве, охоте, рыболовстве, в экстенсивном развитии производства, было характерной особенностью для Новгородской республики, как и для всего Киевского государства. Это не стимулировало развитие предпринимательства, делало экономическое процветание Новгорода поверхностным, не формировало внутреннюю структуру хозяйства республики. Самыми организованными в Новгороде были купцы. Развитие торговли привело к созданию купеческих организаций. Особенно выдвинулось объединение купцов-вощаников, которое создалось у Церкви на Опоках. Оно называлось "Иваньское сто" - своеобразный купеческий клуб, которому был передан даже купеческий суд, в его ведении находились меры веса и длины. Кроме Иваньского, существовал ряд других купеческих организаций: Заморские купцы, Низовские купцы, Югорщина. Каждая группа купечества имела храм (как и западноевропейские купеческие гильдии), который являлся и духовным покровителем организации. После большой прибыли закладывали церкви, обозначая тем самым начало столь характерной для Руси традиции - меценатства. В Древнем Новгороде было 120 церквей. Новгородские бояре и купцы часто жертвовали земли и деньги монастырям. Это было и стремление показать богатство, и страх перед грозными возможными бедствиями, и забота о спасении грешной души. Купцы концентрировали в своих руках крупные суммы денег, которые пускали в оборот и ростовщичество. В Новгороде нашли богатую купеческую усадьбу XII века, а среди вещей - две грамоты, содержащие ростовщические записи. Остались в истории и имена первых предпринимателей. Так, новгородский купец Климята (Климент), живший в конце XII -начале XIII вв., сочетал торговлю с отдачей денег в рост. Климята был членом купеческого ста, занимался бортничеством и скотоводством. К концу жизни ему принадлежало четыре села с огородами. Перед смертью он оставил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Все состояние Климята завещал новгородскому Юрьевскому монастырю. Показателем развитой предпринимательской деятельности служит не только обмен продукцией, но главным образом производство ее для обмена. К XVI веку в Новгороде из 6103 владельцев лавок лишь 342 торговали чужой продукцией, остальные своей. Посредников - купцов-лавочников, делающих бизнес только на перепродаже, было меньшинство. Новгородцы перешли к чеканке своей монеты позднее, чем в Центральной Руси. Причина в том, что в Новгороде имели хождение иностранные монеты. Особенностью "вольного" города было и то, что здесь постоянно кипела борьба, слои и группы населения выясняли отношения друг с другом. Причем за хаотичностью конкретных выступлений просматривается тенденция освобождения от различных форм гнета, несправедливости - это традиционные причины смут. В Новгороде это были выступления различных групп населения, особенно из низов - купцов, ремесленников, черных людей за свои права и свободу деятельности, за отрегу-лированность общественных, в значительной степени экономических отношений. Сначала все новгородцы - от низов до верхов - боролись за "новгородские вольности", против власти Киева. Кроме того, различные группы боярства боролись между собой, "черные люди" выступали против бояр, ростовщиков и монастырей. В XIII веке в Новгороде было 27 восстаний, в XIV веке - 18. Например, в 1209 году вспыхнуло восстание против посадника Дмитрия Мирошкинича. Его сокровища были разделены восставшими "по зубу" - "по три гривны по всему граду". В 1229 году "простая чадь" Новгорода возмутилась против архиепископа Арсения и тысяцкого Вячеслава. Народ прямо с веча двинулся с оружием против боярских и владычных дворов, в результате был поставлен другой архиепископ. В 1447 году чеканщики ухудшили качество монет, деньги обесценились, цены на товары выросли. Новгородцы подняли бунт, жестоко рассчитались с виновными, сбросив их в Волхов и захватив их имущество. После этого чеканка монеты в Новгороде сделалась государственной монополией. Как видно, эта борьба не была в чистом виде борьбой бедных против богатых, просто бессмысленным бунтом, а имела вполне конкретные цели и достигала вполне конкретных результатов, не разрушая естественного хода развития общества. Свобода предприимчивых людей отражалась буквально на всей сторонах жизни Новгорода. Здесь впервые на Руси возникло летописание. Большинство русских книг XI - XV вв. написаны в Новгороде. Живопись (иконы) и архитектура Древнего Новгорода составили этап в развитии русского национального искусства. Но самым замечательным явлением в Новгороде было наличие новгородских берестяных грамот, имеющих экономический и массовый бытовой характер. Свобода и экономическая активность стимулировали развитие самых разных способностей и интересов людей. В берестяных грамотах широко отражены особенности экономической жизни Новгорода, не выявленные другими источниками. Грамоты показали, что экономическая и предпринимательская активность были характерны для всех слоев Новгорода, имели развитые формы и проявления1. Временами Новгород страдал от пожаров, эпидемий и голода. Жесточайший голод был связан и с экстенсивным, основанным на вывозе характере экономики, и с хищническим истреблением природных богатств, и просто с неумением делать запасы, экономно расходовать ресурсы. Но в целом город процветал, и его зажиточная жизнь засвидетельствована многими источниками. В Новгороде в XIII веке был, вероятно, водопровод. Вот колоритное описание продукции Новгородского торга, созданной трудом и предприимчивостью новгородских граждан: "Если мы представим себе "богатого гостя Садко", который скупает все товары Великого Новгорода, то мы должны будем признать, что возможности у него были большие. Он мог на торгу попить меду, поесть пирогов, одеться в китайский шелк или во французское сукно, он мог при желании купить сотни рабов, мог тут же на торгу одеть их, вооружить и посадить на коней или в ладьи. Больше того, тут же в Новгороде он мог купить участок земли, купить строительный лес, нанять за деньги "древоделей" и построить хоромы с крепким тыном, внутреннее убранство которых также в значительной степени могло быть куплено на торгу. Нечто подобное дает нам биография Антония Римлянина, явившегося в Новгород безо всякого груза (но, очевидно, с деньгами) и скоро построившего монастырь, купившего землю, обзаведшегося богатым хозяйством"1. Как видно, Новгород был очень богат и в этом качестве мог бы служить Русскому государству, являясь мостом между Россией и Западом, тем "окном в Европу ", которое было закрыто при ликвидации Новгородской республики сначала Иваном III, а потом его внуком Иваном IV. Богатые новгородцы могли бы брать на себя крупные военные расходы, поддерживая бедное государство во время военных походов, как потом делала семья Строгановых, отдавая в казну больше налога, чем целые области Русского государства. И в мирное время налог, получаемый с богатой Новгородской республики, ежегодно мог бы значительно превосходить то, что получили московские цари при его тотальном разорении сначала в XV веке, а потом в XVI веке. Но дело в том, что московскую власть интересуют не только и не столько присоединение земель и военные трофеи. Главный удар она наносит по независимости Новгородской республики, ее свободному духу, по образу жизни экономически и политически свободных людей. Подтверждение тому - вывоз Новгородского вечевого колокола в Москву, переселение 2 тысяч новгородских семей в Московскую область и население Новгорода москвичами. Повторение такого переселения в XVI веке окончательно подорвало жизненные силы Новгорода. Москва не стала использовать проторенные новгородские пути на Запад, а нашла других торговых партнеров, близких по духу. Но эта история касается уже следующего этапа в развитии Российского государства. """Чем же интересен опыт Древней Новгородской республики как части Русской земли? Новгород отличался от Киевской, Владимирской, а затем и Московской Руси не уважением к свободам и правам человека в современном понимании. Он создавал лишь предпосылки для их будущего зарождения. Но идея собственного достоинства, присущая сначала социальной группе (горожане, "чернь", например), а потом отдельной личности, уже была свойственна новгородцам. В других районах Древней Руси шел противоположный процесс - закрепощения личности. Новгородский архиепископ и бояре-землевладельцы могли быть ничуть не добрее киевского князя и бояр, но их экономическая сила и самостоятельность закладывали будущее разделение властей и участие в управлении если и не большинства сначала, но хотя бы некоторых. Постепенно бы закладывалась, судя по опыту Западной Европы, идея автономной личности, свободной в рамках закона. Ну, а экономическая предприимчивость и большая независимость, активность граждан Новгородской республики уже в средние века создала богатый город в казалось бы не пригодном для жизни месте. Необходимо изучать опыт Новгородской республики, которая дала начало развитию собственного предпринимательства в истории России. Основанием будущего Московского княжества, а потом и Российского государства стало великое княжество Владимирское. Учитывая роль всех земель Древней Руси в основании Российского государства, рассмотрим черты политического, экономического, идейного и культурного начал, заложенных именно во Владимирском княжестве. Как известно, в Киевской Руси, до разорения Киева Владимирское княжество было периферийным. После бегства последнего киевского князя Даниила Галицкого в Венгрию политический центр Киевской Руси переместился во Владимирское княжество, которое приняло титул Великого как законный преемник. С юга России движение на северо-восток началось еще в XII веке, после утраты Киевом значения узла транзитной торговли между Востоком и Западом и участившихся набегов степняков после падения Хазарии. Пришлое население смешивалось с местным, довольно однородным, финским населением, воспринимая его общинность и сельскохозяйственные занятия. Население было разделено по небольшим селам и потому особенно зависело от князя. Андрей Боголюбский (1111 - 1174 гг.), первый постоянный князь в этой земле, сделал город Владимир столицей и начал устраивать эту землю по своим понятиям. Князь строит на незаселенной земле городки, призывает в них из других мест население, дает ему льготы. Пришлые бедные люди, не имеющие корней, всем обязаны князю, во всем зависят от него, живут на его земле, в его городках1. Это и определяет сильную княжескую власть во Владимирском государстве. Во Владимире устанавливается сильное княжеское государственное начало, еще более сильное, чем в Киевской Руси. Нарушается порядок веча, изгоняется местная •аристократия, прекращаются дружиннические отношения в окружении князя. В этой борьбе князю помогают всем обязанные ему низы, которые легко превращаются в холопов. Именно с этого времени черты единовластия не уменьшались, а только увеличивались. Во времена Всеволода Большое Гнездо, которому помогли победить в княжеской усобице в 1177 г. именно холопы, появляется новая опора княжеской власти - дворяне, которые лично преданы князю, получают средства к жизни за службу ему. После убийства Андрея Боголюбского такое положение не только сохранилось, но и усилилось с той лишь разницей, что единое целое стало дробиться на более мелкие уделы1, сохраняющие структуру самодержавной княжеской власти. Необходимо также упомянуть о действии еще двух неэкономических факторов: военном и идеологическом. Исторически Северо-Восток складывался как военный центр уже при Юрии Долгоруком. Начинаются столкновения с Волжской Болгарией, Новгородом, Киевом. Военные замыслы князя не были связаны с необходимой обороной или интересами улучшения жизни граждан. Полученная в походах военная добыча и рабы, жители соседних княжеств, только развращали подданных князя видимым достатком, не создавая при этом базисных причин процветания - предпринимательской и производительной деятельности. Происходит также усиление роли религии как идеологического фактора в жизни общества и подчинение ее действий интересам самодержца (князя), а потом и государства. Эти обстоятельства ставили экономическую деятельность людей в жесткие рамки дозволенной активности. Географическое положение Владимирского княжества было значительно хуже южнорусских земель: печальная, суровая и однообразная природа северо-востока порождала будничное серое существование людей, не получающих и не желающих получать сверх необходимых жизненных средств. Кроме того, коренные народы Северо-Восточной Руси по уровню своей производственной культуры стояли значительно ниже славян (к примеру, они не добывали железо, а выменивали на пушнину изделия из него). Рассеивание среди них славян понизило способность последних к производительному труду. Старая аристократия, способная организовать в своих уездах производительный труд, была изгнана князем, а новая не могла полноценно создаваться, так как полностью зависела от князя. При наличии условной поместной земельной формы собственности помещик, фактически владея землей длительное время, не имел права передавать ее по наследству. Удельный князь, правитель удела и хозяин земли, не хотел упускать из своих рук такой важный рычаг управления, как земля, а также лишаться практически бесплатной служилой силы. Временный земельный собственник присваивал себе весь прибавочный продукт зависимого (пока по земле, а не лично) крестьянина. Землевладелец не был постоянным хозяином земли, поэтому не заботился о ней и о крестьянах. Великий князь как верховный правитель земли также забирал значительный налог. Земельная рента в период феодальной раздробленности имела в основном продуктовый характер. В условиях обеднения большинства жителей уезда они не занимались даже первичной предпринимательской деятельностью - куплей и продажей. Да и все население удела не представляло единого сообщества, а имело вид случайно объединенных людей. Служилый человек был военно-наемным слугой князя; земледельцы снимали у временную землю временного хозяина. Феодальная раздробленность с таможенными поборами, разбоем феодалов уничтожала остатки обменной деятельности. Капитал перестал оказывать во Владимирских землях заметное действие на хозяйственную жизнь и верхов, и низов. Соразмерно с этим уменьшилось и количество народного труда, которое вызывалось движением этого капитала и сообщало та-< кое промышленное оживление городам Новгородской и Киевской Руси. В Верхневолжской Руси, слишком удаленной от приморских рынков, и внешняя торговля не смогла стать движущей силой и основой процветания общественного хозяйства. Это сокращение хозяйственных оборотов выразилось в постепенном вздорожании денег. В Киевской Руси брали высокий процент, так как деньги оборачивались быстро, в века же удельных княжеств - всего 12 - 14 %. Такая дешевизна денежного капитала была следствием сильного падения спроса на него при возобладании натурального хозяйства. Незначительные числом города, которые могли бы быть центрами богатства и торговли во Владимирской Руси, представляли собой часто большие деревни с сельскохозяйственным характером труда большинства населения. Средний городской класс, преимущественно обращавший денежный капитал, был представлен чрезвычайно слабо. Общий характер быта, складывающийся в таких условиях, вялый хозяйственный оборот с раздробленным, еще не сложенным общим интересом, если и не прекращали полностью производство, то лишали человека возможности и желания что-то предпринимать. На этом фоне предприимчивость была вызывающей и небезопасной. Все это, однако, не означает, что жизнь там не развивалась вообще. Просто она была лишена источника поступательного движения и связи, и это делало ее структурно жестким целым, не приспособленным к ударам извне, что и выразилось в победе татаро-монголов. Население Владимирской земли до монгольского нашествия занималось полевыми работами 5-6 месяцев в году (при этом урожаи без расширения производства не требовали длительной обработки). Остальное время оно занималось промыслами, также не требующими сложной организации труда: лыководст-во, звероводство, бортничество (сбор меда диких пчел), рыболовство, солеварение, смолокурение, железное дело. Более специальных навыков требовало ткачество, слесарное дело, сапожничанье. Существовали простейшие виды промышленного производства - домашнее ремесло, мелкое товарное производство. Домашняя форма промышленности была связана с сельским хозяйством - выработка шерсти, грубого полотна, мукомолье, производство одежды, обуви, домашней утвари. Часто домашняя промышленность работала для уплаты ренты. Среди ремесленников были, конечно, мастера сложной и тонкой работы, сосредотачивались они в основном в городах, во Владимире. Там существовали и крупные придворные мастерские. Особенно трудоемким и дорогим было ювелирное мастерство, предназначенное только для немногочисленной знати и существенно не влиявшее на уровень производства. Оно лишь показывало художественный вкус народа. В XII - XIII вв. мастера уже стали выходить со своими изделиями на рынок, наряду с вотчинным стало появляться и свободное городское ремесло. Но, учитывая очень медленное развитие экономических процессов без активности предприимчивых людей, а также и то, что князь в любой момент мог прекратить любую деятельность, перспективы у мастеров были очень невелики. Были во Владимире и мастера по производству благородных тканей (опонники), "рученники" (изготовление полотенец). Драгоценные ткани, к примеру, украшали Успенский собор во Владимире. Высоким было искусство каменной резьбы владимирских храмов - оно передавалось по наследству. Лучшее искусство во Владимирской Руси - церковное. Богатая Церковь, поддерживающая князя и пользующаяся его покровительством, могла позволить себе роскошь, олицетворяющую важность вечной жизни в противовес земной, серой и преходящей, ради которой не стоит стараться. Торговля во Владимирском княжестве существовала в виде меновой с целью получения жизненно необходимых предметов: соли, железа и др., а не выгоды. К людям, занимающимся торговлей или обменом, неприменим был термин "купец". Единственным торгово-экономическим путем, который стабильно выполнял свои функции в течение всего периода раннего средневековья, был Волжский путь. Города Северо-Восточной Руси поддерживали постоянные связи с Волжской Болгарией. По договору 1229 года купцы оттуда могли торговать в русских городах беспошлинно. Этот путь действовал вплоть до татаро-монгольского нашествия. В конце 30-х годов XIII в., когда Волга попадает под контроль Орды, полностью нарушается сложившаяся структура связей1. В целом во Владимирской Руси, по ряду названных географических, политических и экономических причин, были утрачены позиции свободы предпринимательства и экономической независимости, заложенные в Киевской и развитые в Новгородской Руси. Следствие этого - изолированность и противостояние княжеств, упадок экономических сил региона. Низкий уровень производства и отсутствие права земельной собственности толкали знать не на обустройство вотчин, а на взаимные грабежи. "Низы", совершенно не заинтересованные в активности в любой сфере жизни, не создают лишние средства, не стараются выделиться из общины. В результате всего - невыразительность культурной жизни, так как люди обходились удовлетворением первичных потребностей (культура требует меценатской деятельности, а средств на ее развитие не было). Американский специалист по средневековой Руси Дж. Феннел, глубоко изучивший по источникам этот период ее развития, отмечал, что "дошедшие до нашего времени русские источники дают на удивление мало сведений о социальных и экономических условиях той эпохи. В них практически не содержится подробностей о сельском хозяйстве, торговле, землевладении, о системе налогов и податей на Руси"2. С. Соловьев назвал эти века "молчаливыми". Свободу экономического развития и деятельность предприимчивых людей можно было заменить только тотальным насилием. Монгольское иго, продолжавшееся более двух веков, сильно подорвало экономику Северо-Восточной Руси, начинавшую оживляться к этому моменту, задержало развитие ее производительных сил. Русские земли систематически опустошались, с народа взималась большая дань. Татары провели несколько поголовных переписей населения, поставив над русским народом надзирателей, наместников хана с военными отрядами. Потом сбор дани передали откупщикам-баскакам: хивинцам, хазарам, евреям. Сбор дани был жестоким, сопровождался уводом в рабство русских людей. Это послужило поводом для антимонгольских выступлений в Новгороде, Суздале, Ростове, Ярославле. В результате их сбор дани перешел к русским князьям. Удельные князья соперничали друг с другом в получении "ярлыка" на доставку дани в Орду. Татары разоряли торговые караваны, перекрывали торговые пути за границу. Была разорена Волжская Болгария, опустошены земли мордвы, повержены русские княжества. Внутренний упадок торговли выразился в практическом отсутствии металлических денег в конце XII - XIII вв. Торговля осталась только в деревне - меновая. Многие отрасли городской ремесленной промышленности вовсе прекратили существование и возникли только спустя полтора - два столетия. Лучших ремесленников уводили в Орду, продавали в рабство. - Главные сферы предпринимательской деятельности - торговля и ремесло - были более всего подорваны монгольским игом, предприимчивые люди истреблены. Остались самые покорные, неактивные. Была истреблена также патриотично настроенная аристократия, остались князья и холопы. Русское общество переняло за два века монгольского ига и общественный строй Орды, основанный на безграничной власти хана и беспрекословном подчинении подданных. Города, центры ремесла и торговли, были по несколько раз уничтожены, многие не сумели возродиться, появлялась традиция временной жизни, жизни военного лагеря. Будущая территория Российского государства к татаро-монгольскому нашествию не вполне определилась в своем историческом выборе и имела варианты дальнейшего развития. Татаро-монголы не только подорвали экономику страны, но и усилили именно холопско-подданические черты в развитии русских княжеств. Выраженный деспотизм и предопределил весь дальнейший путь предпринимательства в России. Что же характерно в целом для развития предпринимательства в период Древней Руси до падения монгольского ига? Древние славяне не были генетически неспособны к предпринимательству, экономической активности. Они действовали в зависимости от складывающихся обстоятельств. Показывали себя активными и бесстрашными купцами, умеющими действовать в интересах князя, государства и личных обстоятельствах. К сожалению, географические, политические и военные причины не позволили славянам развить предпринимательские способности. Это смогло бы вывести богатую природными ресурсами, талантливыми людьми и цветущими городами Киевскую Русь в ряд европейских цивилизованных государств и, возможно, избежать татаро-монгольского разорения. Особенно хорошо проявились предпринимательские способности русских людей при более благоприятных условиях, сложившихся в Новгородской республике. Но политические факторы собирания земель под руководством более сильной в военном и идеологическом отношении сначала Владимирской, а потом Московской Руси победили. Централизация плохо сочетается с принципами автономности, независимости слоев, групп, личностей, которые необходимы для предпринимательства. Унификация жизни и общинные традиции не стимулируют деятельность, а формируют совсем другие качества личности: пассивность, стремление не выделяться и недоверие к людям, которые такую активность проявляют. Отметим, что естественный ход развития вещей побуждал людей действовать более эффективно, но трагические события всегда прерывали в Русском государстве этот процесс на подъеме. Поэтому в следующий московский период предпринимательство переживет как бы следующий этап развития, при котором все приходится начинать с самого начала. |