Хорькова-учебник. Учебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты
Скачать 2.47 Mb.
|
Главная цель правительственных учреждений - сбор налогов: натурой, деньгами, отработкой. Доход натурой шел на содержание царского двора, а излишек продавался. Дж. Флетчер, иезуит Антоний Поссевин одинаково отмечают, что для выгоднейшего сбора налогов запрещалось купцам продавать такие же товары, пока не будет продан царский товар. Поссевин объясняет огромные богатства московских государей тем, что они собирали все серебро и золото, привозимое в государство из-за границы, и не позволяли вывозить его. Даже у своих послов они отбирали золотые и серебряные вещи, полученные послами в подарок от иностранных государств. Он отмечает бережливость московских государей, которые продавали даже мякину и солому, а на вырученные деньги покупали золото и серебряные кубки для пиров. Дж. Флетчер, в свою очередь, считал, что деспотизм, произвол и недобросовестность - это основа государственного порядка в Московском царстве, а главная цель - угнетение и разорение народа1. В середине XVI века многих торговых крестьян в интересах государства заставляли заниматься только хлебопашеством. Но больше всего в XVI веке разорили Русь Ливонская война и Опричнина. Разоряли не только "немцы", но и царские подати. Содержание войска было похоже на пропасть, которая поглощала все доходы. При неразвитости экономики главным способом покрытия издержек были новые налоги. Брали деньги "пищальные", "посошные", для прокорма лошадей и т. д. Опричнина разорила не только богатые знатные поместья, но и крестьянские хозяйства. Выйдя из-под власти своего покровителя, опричники поделили землю и богатства, но, не умея ее обустроить, жестоко эксплуатировали своих крестьян. "Стали брать они с бедных крестьян, которые им были даны, все, что те имели; бедный крестьянин уплачивал за один год столько, сколько он должен был платить в течение 10 лет"2. Наконец, хозяйственная разруха привела к кризису 60 - 80-х годов XVI века. В большинстве московских уездов к концу царствования Ивана Грозного вышло из нормального хозяйственного оборота около 40 % пахотной земли. Новгородская земля была полностью разорена, в новгородских пятинах (областях) опустело 92,5 % земель1. Налоги за всех умерших и разбежавшихся уплачивало оставшееся население. Все это не делало богаче государство, ибо задавленные налогами и эксплуатацией работники были лишены способности не только к предприимчивости и обогащению, но и вообще к производительному труду. Схема происходящего процесса выглядела следующим образом. Сначала закрепостили бояр, переведя их в дворяне, потом лишили привилегий монастыри, а дальше делом техники было закрепощение крестьян. Играя на ненависти обездоленных к богатым, которая усилилась с оживлением товарно-денежных отношений и расслоением людей, а также на процаристских традициях, государство лишило свободы всех. Абсолютная монархия в России, в отличие от западноевропейской, была создана без сильных землевладельцев, Церкви и городов, без достаточного свободного развития ремесла и торговли. Все это предопределило Смуту начала XVII века. Дж. Флетчер, наблюдая за Русским государством конца XVI века, отметил "всеобщий ропот и ненависть населения" и предсказал неизбежность гражданской войны.2 На таком историческом фоне разворачивалась деятельность российских предпринимателей в XVI веке. Учитывая сложность обстановки, эта деятельность представляет особый интерес, хотя за прошедшее столетие в организации этого процесса произошло не так уж много изменений. В конце XVI века вотчинное ремесло вытеснялось более свободным городским, что обусловило рост товарно-денежных отношений. Плотники и каменшики, ткачи и портные становились наемными. В Новгороде, Казани, Серпухове известны около 200 разновидностей ремесел, около 40 пищевых специальностей. Основой будущего мануфактурного производства и оживления обмена становится разделение труда и даже его специализация (кафтанники, армячники, шубники и т. д.). Дробность специальностей шла еще дальше - отдельные мастера пришивали петли, карманы, пуговицы и пр. В городах появились ремесленные ряды: Хомутовый, Сермяжный, Шубный, Колпачный, Ременный и т. д. Кожевников в Москве и Новгороде представляла Кожевническая полусотня. Московские ремесленники делились на сотни ("концы" и "улицы"), а также по профессиональным направлениям, как в западноевропейских городах. Но они находились в жестко зависимом положении от великокняжеских властей и обслуживали в первую очередь потребности двора и казны, были приписаны к ним. В XVI веке цеховой и корпоративный строй не получил развития. Все жили как бы общинной жизнью со слабым развитием жизни личной, но нити связей тянули не друг к другу, а к великому князю. Никаких цеховых уставов и иных источников городового права, оформляющих автономию, правопорядок и жизнь московских черных сотен не найдено. Выделялись ремесленные центры, которые располагались недалеко от сырьевых баз. В Серпухове, к примеру, в Устюже-Железнопольской, в Новгороде обрабатывали металл. В лесных районах Калуги, Твери делали изделия из дерева; в Вязьме -сани и крашенину; в Можайске - сукна и шерсть; в Смоленске - холст. Ружейное и художественное ремесло было развито в Москве. Но в целом каждый старался сам удовлетворять свои ограниченные потребности, поэтому ремесленный труд не мог достичь высокой степени мастерства и цениться дорого. Иностранцы говорили, что только в Москве можно было найти несколько хороших мастеров различных ремесел, да и те были немцы. Что же касается других городов, то там, кроме сапожников и портных, других мастеров найти было трудно. Труд ремесленников плохо оплачивался (к примеру, труд золотых дел мастеров, так как золота население не имело), поэтому когда продукты дорожали, они еле зарабатывали себе на хлеб. Но эту деятельность в строгом смысле нельзя отнести к деятельности предпринимательской, активной - только к производственной. Эта деятельность почти не развивала, а поддерживала хозяйство. Достойной восхищения, но не приносящей богатства была деятельность русских мастеров по возведению крепостных сооружений. Выдающимся мастером в конце XVI века был Федор Конь, построивший Белый город в Москве и кирпичную, отделанную камнем, Смоленскую крепость, названную современниками за красоту "ожерельем земли Русской". Ремесленные и промысловые артели как формы производственных корпораций и промышленного предпринимательства, разрушали государственный порядок, который мешал их развитию. Но даже в Москве частное предпринимательство и капиталы в сфере промышленности и ремесла были настолько слабы (им не давали прав), что первые московские городские мануфактуры возникали на базе великокняжеской казны и для ее нужд. Одной из первых казенных мануфактур был созданный еще при Иване III Пушечный двор. Здесь работали казенные ремесленники. Другим казенным предприятием была Серебряная палата. В царствование Ивана Грозного организовали бумажную мельницу. В такой обстановке деятельность семьи Строгановых является уникальной, ставшей в эпоху Ивана Грозного символом российского предпринимательства1. Строгановы происходят из поморских крестьян Новгородской области, начавших свою деятельность в XV веке. Свое происхождение "из простых" Строгановы скрывали и вели свою династию от мурз Золотой Орды и новгородских бояр. Но они сами своей деятельностью достигли замечательных успехов: в XVII веке стали единственными в стране именитыми людьми, в XVIII веке - баронами, в XIX веке - графами. Эта единственная в стране династия предпринимателей просуществовала 500 лет, тогда как другие имели 1-3 поколения. Причиной основательности Строгановых были обширные земельные вотчины в родовом имении в Соль-вычегодске Пермской области, лично им принадлежавшие и являвшиеся основой их успешной деятельности. По их утверждениям, Строгановы участвовали в выкупе великого князя Василия Темного в 1445 году. Самым знаменитым основателем рода Строгановых является Аника Федорович (1497 - 1570). В родовом гнезде - Соль-вычегодске, подальше от столичной суеты и делали Строгановы свои капиталы. Первоначальное накопление строилось, как обычно, на торговле. Строгановы сами ездили в глубинку, договаривались на взаимовыгодной основе с коми, хантами, манси, татарами о продаже мехов (в отличие от новгородских купцов-ушкуйников, которые часто брали силой). Создавали они большие капиталы, и давая деньги в кредит. Аника Федорович продолжил и развил солеварное дело, довел до совершенства множество варниц на Кольской губе; кроме того, скупал промыслы конкурентов, разоряя их и тем самым приумножая свои капиталы. Торговал Аника Федорович и с иностранцами, выгодно продавая заморские товары. В 1567 году Строганов едет в Москву и убеждает царя в выгодах торговли и освоения районов Урала и Сибири. За свои труды Аника получил от царя огромную, малообжитую, но богатую территорию по Каме и Перми Великой. На Севере им основаны серебряные мастерские, традиции которых сохраняются до сих пор. Аника был религиозным человеком, строил церкви, много денег вкладывал в церковное строительство, утварь, иконы. В быту Строгановы жили богато, но не переходили известных границ. Любили книги - религиозные и светские, ценили живопись, имели хорошую библиотеку. В конце жизни Аника Федорович постригся в монахи. После него осталось не так много драгоценностей, как можно было ожидать, а одежды совсем мало - все деньги вкладывались им в производство. Его три сына рано вступили в дело, успешно осваивали свои многочисленные вотчины. Действовали сообща, занимались солью, железом, хлебом. Кроме того, что они содержали отряд в тысячу человек во время Ливонской войны, они послали своего полководца Ермака на завоевание царства Кучума в Сибири, вследствие чего Западная Сибирь присоединилась к Российскому государству, участвовали также в борьбе с польско-шведской интервенцией в 1608 - 1613 гг. Строгановы осваивали Арктику, а на Новой Земле держали промысловую колонию. У младших Строгановых появились ювелирные мастерские и мастерские иконников. Возникла строгановская школа в иконописи, для которой характерно миниатюрное письмо, изысканный цветовой строй, манерность поз и жестов. Была в вотчинах и группа крепостной интеллигенции. Некоторые строгановские крестьяне становятся зажиточными и сами заводят дело. Трагична судьба сыновей Аники Федоровича - два старших были убиты по дороге в вотчины, а младший - в 1586 году при восстании в Соли Вычегодской. Восстали не холопы и крестьяне Строгановых, которые жили лучше прочих, а посадские, пришедшие из города. Позднее, в имении Строгановых волнений не замечено ни во время восстания Болотникова, ни в Смуту, ни при Степане Разине. Третье поколение Строгановых вступило в жизнь в период смуты и агрессии. Но и они сохранили в это время спокойствие и достаток в своих вотчинах, уплачивая большие налоги в разоренную казну. Как и все Строгановы, они имели большую библиотеку и любили читать книги. Последующие поколения Строгановых были предпринимателями и активно занимались меценатской деятельностью, придерживались либеральных взглядов. Деятельность Строгановых демонстрировала другой тип хозяйственного поведения, нежели тот, что был характерен для средневековой Руси. Основывая свою деятельность на рациональном использовании своей земли, они придавали ей стабильность и эффективность. Благодаря этому династия укреплялась сама и приносила пользу Русскому государству. Больше возможностей для предпринимательской деятельности в XVI веке, так же как и в предыдущие века, было не в производственной, а в торговой деятельности купцов, ремесленников и крестьян. Но по сравнению с XV веком под развитие торговли была подведена более мощная государственная база. Более четко разделились город и деревня, хотя городские жители по-прежнему продолжали заниматься земледелием. Из неразвитости ремесла и преобладания первоначальной промышленности вытекал набор товаров для торговли: продукты земледелия, меха, сырье, первичная мануфактура, предметы роскоши и украшения. В Москву и другие города на ярмарки в сотнях возов везли хлеб, мясо, рыбу, пищевые продукты в сыром и обработанном виде. Крестьяне съезжались в город очень рано, чтобы успеть продать свой товар. Навстречу им из города двигались скупщики сельскохозяйственной продукции. Иностранцев удивляла дешевизна привозимых в Москву продуктов. Но они также замечали, что в провинции не только трудно путешествовать из-за плохих дорог, но нельзя также купить за деньги хлеб и другую еду. Главным торговым местом в Москве была красная площадь. Откуда расходились ряды: мясные, хлебные кисельные и т. д. Торговля оживлялась не только в городах, но и на крупных ярмарках. В середине XVI века бь!ла открыта Макарьевская ярмарка, крупные ярмарки были в Холопьевом городке на Мо-логе, в селе Симонова монастыря на Веси-Егонской. На северо-восточной окраине страны в Лампожне и Пустоозере активно велась торговля с самоедами (ненцами) и вогулами (манси). На русском севере в XVI веке сложились несколько иные отношения, чем в центральных районах страны. Здесь также были зависимые государственные города, но в более свободных волостях складывались раннебуржуазные отношения: предпосылки первоначального накопления, образование торговых капиталов и рынка наемной силы. В торговле при плохих дорогах большое значение имели реки (Волга, Северная Двина). Что же касается дорог, то здесь путь был особенно тяжелым. Между городами при Иване Грозном было построено 300 ямов - станций для отдыха и смены лошадей. Они были построены для казенных надобностей, движение по ним производилось довольно быстро. Но ими могли пользоваться и частные лица, имея "вид" из приказа и платя деньги. Особенно трудным для движения, опасным было юго-восточное направление. Из Астрахани в Москву купцы ехали караванами 47 дней. По дороге им встречались пустынные пространства, где люди месяцами остаются без хлеба, питаясь рыбой и дичью. Очень много было разбойников, и купцы не без основания боялись нападений.1 Торговая и купеческая деятельность, как и все другие виды активной деятельности, трудно сочетались с методами феодальной централизации. Суммы государственных торговых сборов с больших торговых городов определялись наперед при любом результате деятельности. Собирали деньги в казну целовальники или откупщики, не забывая при этом себя. В Москве искусственно концентрировался самый крупный капитал, сюда насильственно переводились, как и в XV веке, самые богатые купцы (из Пскова, Смоленска, Твери и других городов). При разорении Новгорода в 1570 году, как когда-то в 1477 г., московских и новгородских купцов против их воли поменяли местами. Массовый характер приобрели подобные переселения в городах Поморья и Приуралья, районах богатейших пушных, рыбных и соляных промыслов. Это обедняло провинцию, но превращало торговых людей в "доходных слуг" московского правительства. А ведь торговое дело, как никакое другое, требовало устоявшихся партнерских отношений, доверия. Лишь немногие из предпринимателей добиваются от правительства права жить при своих промыслах и на своей земле, хотя Строгановы, например, формально числились в московских "именитых" людях. Это и предопределило их стабильное преуспеяние. Если многие поморские "сведенцы" конца XVI века, ставшие московскими торговыми людьми, в дальнейшем разоряются, то оставшиеся на местах в XVII - XVIII веках выбиваются в крупных промышленников и купцов. При появлении более активного торгового капитала усиливается социальная дифференциация. Из общей массы торговцев выделяются высшие разряды купечества: "гости", "суконники", "корыстные купчины". По Судебнику 1550 года плата за оскорбление "гостя" составляла 50 рублей, посадника - 5, "черного" - 1 рубль. Во второй половине XVI века оформляется торговая верхушка, создается особый чин гостей, связанных с рядом привилегий и несением определенных служб, создаются две сотни: гостинная и суконная. Экономическое усиление купечества способствовало его политическому укреплению. Но при слабом общем экономическом развитии купцы надеялись только на сильную власть царя, ибо их процветание зависело именно от этого. Поэтому в борьбе с боярством купечество встало на сторону царя. Совсем не случайно на Земский собор 1566 года правительство привлекло представителей высших разрядов купечества, в уверенности найти поддержку (в том числе и экономическую) планам в отношении Ливонии. В целом борьба, начавшаяся в XVI веке - в значительной степени борьба торгово-промышленных людей против феодальных устоев, за создание более благоприятных условий развития, но в рамках централизованного государства.1 Торговцы и купцы, поддерживая борьбу низов против частновладельческих слобод, при этом сами попадали в зависимость от великого князя. Началось государственное закабаление городов, подчинение их чиновникам. Городские жители, купцы и торговцы, в XVI веке желали сами собирать налоги и творить суд на местах. В результате реформ 1550 года был принят закон о земстве - местном самоуправлении, но без фактической экономической свободы это оказалось фикцией, так как те же реформы запретили создавать частные, монастырские слободы в городах, приписывали горожан к месту жительства, ограничили их право передвижения. Даже когда сам Иван Грозный пытался дать самоуправление горожанам, купцам, они, кроме москвичей, не приняли его, так как в условиях ограниченной свободы теряется навык активности, излишняя инициатива становится просто опасной. В таких противоречивых условиях существования сам принцип купеческой деятельности вызывал в России неоднозначную оценку. В XVI веке, как и сто лет назад, наиболее отрицательную оценку русской торговле дают иностранцы. Бесчестность русского купца и торговли в целом подчеркивается всеми авторами. К примеру, итальянский путешественник Барберино, побывавший в России в 1565 году, утверждает, что в меховой торговле русские действуют недобросовестно. Мейсберг, приезжавший в Московию как посол Священной Римской империи, также отмечает, что купцы в сделках всегда прибегают к обманным приемам и обещаниям. То же свидетельствуют и другие иностранные авторы, побывавшие в это время н Москве.2 Было выявлено даже 13 общераспространенных способов обмера и обвеса покупателей. |