Хорькова-учебник. Учебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты
Скачать 2.47 Mb.
|
Е. П. Хорькова ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕЦЕНАТСТВА В РОССИИ МОСКВА 1998 Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России: учебное пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 1998. - 496 с. ISBN 5-7990-0056-0 Рецензенты: доктор исторических наук, профессор К. А. Пономарев (кафедра истории и политологии Удмуртского государственного университета); доктор юридических наук, профессор М. К. Каменский (Высший юридический колледж, г. Ижевск). Учебное пособие посвящено теме, практически неизвестной современному читателю. Автор последовательно и скрупулезно разворачивает картину развития и особенностей эволюции российского предпринимательства, начиная с времен Киевской Руси вплоть до периода НЭПа Советской России. Книга написана на обширном историческом материале, касающемся российских предпринимателей и меценатов. Учебное пособие предназначено для студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений. © Е. П. Хорькова © «Издательство ПРИОР», 1998 Содержание Введение 3 Глава 1. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до XV века). 10 Глава 2. Предпринимательская деятельность в средние века (XIV - XVII). 34 Глава 3. Предпринимательство в петровскую и послепетровскую эпохи (XVIII в.) 73 Глава 4. Предпринимательство в эпоху генезиса капитализма (нач. XIX в. - 1861 г.) 124 Глава 5. Подъем предпринимательской деятельности во второй половине XIX в. - начале XX в. В России 165 Глава 6. Развитие предпринимательства в период НЭПа (20-е гг. XX в.) 214 Глава 7. Благотворительность и меценатство в истории России 235 Заключение 264 Глава 7. Благотворительность и меценатство в истории России 265 ВведениеНеобычайный интерес к проблемам прошлого своей страны и народа сегодня связан по крайней мере с двумя основными причинами. Первая заключается в появлении неизвестной информации об исторических событиях, и эта информация требует осмысления на уровне современных понятий. Вторая причина обуславливается первой: получая более полные и объективные сведения по истории своего отечества, люди хотят через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь. Тема данного учебного пособия как нельзя более полно связана с этими причинами. История предпринимательства и меценатства попала в сильный информационный вакуум: имеющиеся сведения либо умалчивались, либо подавались тенденциозно. И это было понятно - носители предпринимательских отношений и само предпринимательство были списаны в архивы истории как не имеющие перспективы развития. Сегодня же предпринимательство возрождается, существует и имеет довольно активных носителей. Но без своих оборванных исторических корней оно вбирает в себя случайные черты, повторяет уже сделанные ошибки, не знает своих великих предшественников, не учитывает опыт миллионов предков, ставивших перед собой аналогичные цели и действовавших в том же направлении. Точное определение такого рода интереса дал Гете, который считал, что историческую хронику пишет тот, кому важно настоящее. Всякое явление имеет свою историю и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. Исходя из этого, главной задачей данного исследования является знакомство с таким сравнительно неизученным и остающимся без объективной исторической оценки явлением, как предпринимательство в истории России. Предпринимательство понимается здесь в достаточно широком смысле слова. Это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход. Включается сюда и деятельность мелких производителей - крестьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товарным производством и обменом. Носители этой деятельности -так называемое третье сословие: купцы, промышленники, фабриканты, мелкие и крупные торговцы и производители, получившие ранее общее название "буржуазия". В современных условиях нашей страны более употребимым является определение "предприниматели", которым мы и будем пользоваться в дальнейшем. Исторический путь развития предпринимательства большинство народов мира прошло в поступательном развитии. В истории России этот путь пытались пройти неоднократно на витке предпринимаемых реформ, но по ряду исторических причин не довели ни один цикл этих реформ (а собственно, и развитие предпринимательства) до конца. В работе анализируются эти причины. Среди них выделяются особенности действия геополитического фактора, своеобразие политического устройства России, влияние выбора религиозной конфессии, особенности психологического склада народов, проживающих на территории России, влияние контактов с другими странами и народами. Такие исследования дают возможность понять, почему наряду с другими, не развитыми в результате этих реформ явлениями и процессами, предпринимательство оказалось и сегодня в эмбриональном состоянии. Поэтому все, что связано с историей предпринимательства, имеет практическое значение сегодня, так как в состоянии объяснить некоторые перспективы современного его развития. Тема предпринимательства достаточно актуальна сегодня и по другой причине, имеющей скорее не практическую, а моральную окраску. В условиях разложения своеобразной, достаточно организованной формы общественного сознания, сложившейся в последние десятилетия в нашей стране, мы должны искать новые точки опоры в своем прошлом, так как именно на основе прошлого формируется настоящее и будущее. Сегодня рушатся прежние кумиры и идеалы, и, чтобы не остаться совсем без истории, необходимо воссоздать те события, факты, имена исторических личностей, которыми в самых сложных обстоятельствах укреплялось государство, которые помогали народу возродиться и двигаться дальше по своему историческому пути. Российских предпринимателей мы прежде представляли по пьесам А. Н. Островского, Д. Мамина-Сибиряка, А. Мельникова (Печерского) и других, пропуская подчеркнутые великими писателями основательность, предприимчивость, справедливость, доброту, отзывчивость на чужие страдания, которые в такой же мере были присущи этим людям, как и всем другим; и даже более того, не осознавая, что в этом общественном слое хорошие качества могут скорее найти выражение, так как идеи добра здесь подкрепляются большими возможностями что-то сделать для униженных и оскорбленных. В головах читателей книг о богатых и предприимчивых чаще возникали другие мысли - а не виноваты ли эти "денежные мешки" в том, что простым людям живется так плохо? Эти мысли удачно сочетались с революционной пропагандой - и готов образ кровопийцы и эксплуататора, который мы специально выделяли в правдивых произведениях великих русских писателей. Этот образ душителей народных (вместе с другими представителями господствующего класса и обеспеченной интеллигенции, но о них разговор особый) облекался ненавистными чертами, становился объектом огульного осуждения и всеобщей неприязни. Против него и было направлено негодование действительно униженных и оскорбленных, именно эти слои в первую очередь подвергались, тотальному истреблению не в качестве негодных личностей, а как класс, как явление, до последнего представителя. История в России и некоторых других странах довела этот процесс до логического конца - и что же еще? Появились новые трудности и проблемы, не лучше стала жизнь (появился гарантированный кусок общественного богатства, но была утеряна историческая инициатива, потеряны импульсы движения, эффективность и мобильность жизни, уменьшился пресловутый "градус свободы"). Быстрее всего это почувствовала интеллигенция, активные, предприимчивые люди, которых сколько ни уничтожали, они возрождались и снова действовали и тревожили своими действиями других. Скорее всего, племя предпринимателей существовало всегда, даже в самые глухие годы реакции, но развивалось уродливо и расплачивалось за свою активность. И вот свобода вновь объявлена, и не требуется специальных указов и насилия для тех, кто давно уже готов действовать, что-то предпринимать, улучшать свою и чужую жизнь. Но многие традиции активности потеряны, кумиры повержены, информации еще не достаточно. Отсюда огромный интерес к историческому прошлому предпринимательства, личности предприимчивых людей, их идеалам, образу жизни, поведению, достоинствам и недостаткам. Предпринимательство в нашей стране имеет сложную судьбу с самого начала образования Российского государства и более древнего его предшественника - Киевской Руси. Обстоятельства, влияющие на предпринимательство и торговлю, оказывали на них в основном негативное влияние, поэтому особенно интересно, что эта деятельность все же развивалась и достигала определенных высот в различные исторические периоды. Например, внешняя торговля в Киевской Руси, торгово-предпринимательская деятельность в Северо-Западной Руси (Новгород, Псков), активность купцов и промышленников в XVII веке, в начале XX века, мелкое предпринимательство и торговля в период НЭПа. Но неблагоприятных факторов было больше. Они действовали на протяжении всей истории, усиливаясь и ослабевая, приобретая порой доминирующее значение. Прежде всего следует отметить влияние геополитического фактора. Неограниченные возможности для территориального расширения благоприятствовали развитию натурального, а не товарного производства. Экстенсивный в связи с этим путь ведения хозяйства также не способствовал созданию лишних товаров для обмена. Даже в самом производстве не было особой необходимости, так как можно было просто брать у природы ее богатства, сначала пушного зверя, грибы, ягоды, мед, пеньку для экспорта, а потом точно также нефть и газ. Можно было до истощения эксплуатировать целинные земли и переходить на точно такие же новые. Забирать, а не производить - этому способствовала и политика колонизации земель, населенных более отсталыми народами. Грабительское присвоение их труда не было здесь самым главным, хотя оно имело место и развращало определенную часть русского населения. Важнее всего - снижение уровня предприимчивости и активности под влиянием менее дифференцированного местного населения, растворения активности пришлых людей в общей более инертной массе. Осваивая новые территории, Русское государство брало на себя и функции их защиты. Для России это сыграло отрицательную роль, так как усиливало функцию государства и воени-зированность населения. Война же никогда не способствовала, а только мешала производству, обмену, приобретению богатств, - такие действия выглядели дезертирскими, шкурными и повсеместно осуждались. Обширность и равнинность территории России повлияли на предпринимательство и торговлю и в другом смысле. Только очень ленивый сосед не предпринимал попыток завоевания рабочей силы трудолюбивых и терпеливых славян. В более поздние времена появились и теоретические варианты завоевания - обращение в католичество, наставление на путь цивилизации отсталых народов, установление "нового порядка" на территории, которая не используется местным населением для улучшения своей жизни и все равно пропадает зря. В условиях нашествий и войн больше всего страдают богатые и предприимчивые, их грабят свои и чужие, личное благополучие вообще отступает на второй план, когда враг у порога. Уязвимость для нашествий и превращение страны в военный лагерь порождали много неблагоприятных для торговли следствий. Военная опасность и военные действия усиливают централизацию, как в любой армии. Богатства концентрируются в центре и распределяются наиболее целесообразно (целесообразность определяет распределяющий, поэтому процветают воровство и казнокрадство). Есть и психологический момент - как можно наживаться в минуту опасности для Родины? Скорее всего, этот тезис исходит от верхов (государственной власти), а не от низов, - власти выгодно отбирать у людей "лишнее" во имя "спасения Родины". Но проникают эти идеи и в низы, тем более, что многие "предприниматели" действительно наживаются на народных несчастьях. И вообще военные действия и подготовка к войне очень мешают производству, созданию продукции и торговле. Хотя экономисты подсчитали абсолютно точно, что доход от торговли между народами превышает во много раз все, что приобретается во время самой удачной войны, самой большой контрибуции, самого полного грабежа побежденных. Абсолютно прав был великий Адам Смит, ставя на первое место процветание и богатение народов, мир между ними, а также легкие налоги, которые в условиях военных действий невозможны. Есть и еще один момент в положении обороняющегося государства: накачав военные мускулы, оно не замечает, как от обороны переходит в наступление, под благовидными предлогами защиты (иногда действительной) и государственных интересов завоевывает территории других народов. То есть пресловутое ружье, если оно имеется, обязательно стреляет. В этой ситуации торговля и взаимная выгода заменяются простым присвоением, централизацией ресурсов и распределением их, исходя скорее из политических (и личных, конечно), чем экономических соображений. Массам достаются мелочи, даже более того, для удержания завоеванных территорий хищнически используются и богатства метрополии, держава распродается, но без участия граждан. Частная торговля и предпринимательство нарушают распределительные потоки богатств, требуют свободы для своих действий. Против таких "активных" нетрудно опять же направить народный гнев. Причем участие торговцев и производителей в защите державы не ставится им в заслугу. Например, купцы выкупили московского князя Василия Темного из плена, финансировали верховную власть в борьбе против татар, снаряжали на свои деньги отряды с полным содержанием в период Смуты, но это не помешало последующим московским князьям, а потом и царю Ивану Грозному грабить и притеснять купцов и состоятельных людей, присваивать и раздавать своим приближенным их богатства. Психология получения богатства путем военных трофеев особенно усилилась в процессе и после татаро-монгольского нашествия. Для чего производить и торговать, если нажитое тяжелым трудом забиралось в виде дани или отбиралось просто так? Отнимали и грабили не только татары. Развитию торговли мешали и княжеские междоусобицы, во время которых русские князья убивали и грабили своих соседей-соотечественников не хуже татар. Мешали и границы между княжествами, и тяжесть труда, и опасность торговли. Все это порождало неприлежание к систематическому труду, легкое присвоение чужого, даже продажу соотечественников в рабство для получения легкой прибыли, потом появлялась привычка к воровству. Складывались и передавались черты неприязни к трудолюбивым, способным, удачливым, ведь выходили же они из нищеты своим старанием и упорством. А по вышеуказанным причинам возможности (даже если есть желание) показать себя в предпринимательстве и торговле имели не многие. В дальнейшем общественное сознание и стереотипы, отражающие неблагоприятные для предпринимательства и торговли обстоятельства, исключали эту деятельность из достойных и уважаемых занятий. Рассуждая в этом направлении, мы находим еще одну причину слабого развития торговли и предпринимательства. В условиях постоянной военной опасности Русское государство приобретало военно - этнический характер московского образца. Причем победил этот порядок в борьбе с другими концепциями устройства политической и общественной жизни - торгово-промышленным развитием Новгорода, Пскова, а также Севера Руси (Углич, Галич). Представляла другой миропорядок и Литовская Русь (Другая Русь) - более демократический и свободный для жизни граждан. Но на громадной территории Московской Руси, а потом и Русского государства централизованное и жестокое устройство политической жизни сковывало и экономическую свободу, и торговлю. Возникал общественный парадокс - чем более могучим становилось Русское государство, чем более росла его военная мощь, тем более приходила в упадок экономика; чем большим экономическим и физическим гонениям подвергались богатые и предприимчивые люди, тем беднее был весь народ, тем непригляднее и неухоженнее становились российские просторы, тем забитее граждане - ведь бороться с чиновниками и властью могли только богатые и сильные люди. Но нельзя сказать, что торговля и ремесленное производство вообще не развивалось на российских просторах. Замечательные исследования средневековой экономической жизни С. В. Бахрушина, Ю. В. Готье, Б. Б. Кафенгауза, А. В. Демкина раскрывают все сложности этого процесса. Умели торговать и хотели производить на Руси многие, при малейшем послаблении властей затевали дело, шли в неизведанные края (сначала первооткрыватель, а с ним священник и купец), осваивали Сибирские земли и Дальневосточный край. Но в условиях служилого государства любой представитель третьего сословия без учета характера деятельности мог быть разорен, задушен военными и прочими налогами, превратиться в податного, прикрепленного к земле и ограниченного в деятельности человека. А ведь для предпринимательства и торговли нужны и свобода передвижения, и свобода маневра, и свобода действий: торговать и производить - это значит идти на риск, действовать на грани существующего закона (или переступать его), воспользоваться моментом. Централизованное государство всей своей мощью прижимало (придушивало) предприимчивых людей, и это было характерно практически для всей истории Российского государства, хотя способы придушения были самыми разными - они будут более подробно описаны в каждом историческом периоде развития предпринимательства и торговли. И вновь приходится повторить, что не развивающееся свободно явление или процесс развивается уродливо, всеми нелюбимо и презираемо, вынуждено идти на обман и применение недостойных методов для выживания. Существенным фактором, неблагоприятно влияющим на предпринимательство и торговлю, было влияние религии в той конфессии, в которой она существовала в России - последовательное православие, сохранившее свою чистоту от ересей. Каноны Православной Церкви, сам дух Православия не способствовали активности человека, проявлению инициативы, выделению из общего ряда, без чего невозможен предпринимательский риск и приобретение независимости через растущее богатство третьего сословия. Источником всех норм морали в Православии является власть, значение персоны очень слабо выражено, а ведь это обязательное условие действующих и активных людей. Человек может лишь принимать порядок вещей и покоряться ему. Общественным идеалом в православии является аскет, убивающий плоть "ради общего блага". Не случайно боярское окружение первых Романовых, да и сами цари, сорев новавшиеся в роскоши друг с другом, заискивали перед нищими и убогими, раздавали им милостыню. Но если богатство богатых и знатных все же оправдывалось и допускалось, как идущее от Бога, то стремление к благосостоянию низших слоев (а именно из них выходили сметливые торговцы и основатели промыслов и предприятий) с недоверием воспринималось Церковью. Хотя потом, ощущая поток пожертвований от этих людей, Церковь меняла свою точку зрения. Но недоверие к богатству оставалось в народе, так как в заповедях нравственной жизни определено, что праведником может быть только бедный. Чаще всего и само третье сословие подтверждало это, не всегда по причине своей безнравственности и порочности. Просто вышеназванные труднейшие для развития предпринимательства российские условия позволяли богатеть только через обман, воровство, надувательство и даже настоящий грабеж ("обманывай, пока тебя не обманули"). Следующие православные заповеди касались осуждения гордыни простого смертного, которая означала стремление выделиться из окружающих, проявить свою индивидуальность. Все должны быть одинаковы и равны и в жизни, и в работе, и в потреблении, и в приобретении. Предпринимательство же предполагало совсем другие качества: не будь как все, действуй решительно, знай свое дело и не слишком ориентируйся на мнение окружающих. Кстати, именно таким путем пошло протестантство, отколовшееся от католической религии. Уважение прав человека, признание закона основанием жизни, богатение через упорный труд, умеренность в земных удовольствиях, а в некоторых сектах (баптисты, мормоны) - и постоянная взаимопомощь. В какой-то степени эти идеи осуществились в действительности русских старообрядцев и некоторых сект и ересей, но Российская Церковь сумела успешно от противников отбиться и сохранить нравственный идеал в чистоте. Поэтому-то православные страны дольше всего сопротивлялись капитализму и всему, что с ним связано, именно поэтому в православных странах естественнее был воспринят социализм и принципы его экономической жизни, плохо прививались принципы свободного предпринимательства. И не только "верхи", но и "низы" долго сопротивлялись установлению права частной собственности, особенно на землю, процветанию особо предприимчивых людей, свободе производства и торговли. А к началу XX века, когда угроза традиционному укладу экономической жизни в России со стороны новых (капиталистических, буржуазных) порядков стала серьезной (реформы С. Витте, П. Столыпина), народ восстал и произошла саморегуляция общества - возврат к запрету на свободную торговлю, предпринимательство, частную собственность; победила традиционная общинность. Правда, зерна, посеянные реформами и практикой короткого периода сравнительно свободного предпринимательства в конце XIX века, дали свои всходы, подтверждая то, что основные преобразования начинаются только после смерти реформаторов. Короткий опыт НЭПа показал, что многие люди уже почувствовали вкус свободного экономического поведения и получаемых от этого благ. И лишь тотальным насилием - не только "верхов", но и тех, кто еще не смог принять новые порядки из самого народа - прекратили этот опыт на полстолетия. Этот опыт особенно интересен для изучения потому, что торговать и производить (и богатеть) стали представители самой забитой, необразованной и униженной части российского общества - крестьяне (у городских жителей эти возможности были уже минимальны). Эта новоявленная мелкая буржуазия поражала своим трудолюбием, рачительностью, предприимчивостью, умением основать дело, вопреки расхожему мнению о русском мужике, о его лени и неспособности работать без кнута. Процесс свободного развития экономической жизни и свободного предпринимательства людей затормозился еще на семь десятилетий. И вновь в обществе, освобожденном от догм мысли и поведения, связанных с канонами разрушенной религии (здесь есть и отрицательные черты, вместе с догматичностью религиозной православной веры разрушили и положительные черты религии - смягчение нравов, любовь к ближнему, милосердие к испытывающим трудности в жизни), проявился, возродился под влиянием успехов западной да и восточной цивилизации, живущих по законам свободного рынка (в рамках закона). Вырос, благодаря советской власти, и интеллектуальный, образовательный уровень россиян. Не случайно, кроме теневиков, управленцев и торговых работников, в свободное предпринимательство первыми пошли интеллигенты самых разных профессий. В этом смысле история предпринимательства пишется и сегодня, так как это еще не устоявшийся, а зарождающийся процесс, и его первопроходцы могут задать тон всему дальнейшему движению. История российского предпринимательства достаточно противоречива. И в данной книге не ставится задача ее облагораживания или учета только положительных черт. В условиях существования в России неразвитого законодательства, запретительных функций государства, отсутствия цивилизованных отношений предпринимателей и работников некоторые стороны этой деятельности вызывали справедливый социальный протест. Какие-то из этих сторон были неизбежны (одна часть населения богатела гораздо быстрее другой). Другие проблемы могли быть разрешены в ходе исторического развития (забота о работниках фирм и предприятий). В данном случае вопрос стоит иначе: есть ли альтернатива такому неравному для различных слоев общества развитию? Мировой и наш исторический опыт показал, что альтернативы свободному (в рамках закона) предпринимательству, активности людей, их неравенству (но не нищете) на данном историческом этапе нет. Эффективность экономики делает богатым общество, а через регулирующие, разумные механизмы государственной деятельности (вот где роль политики и государства!) - значительную часть его граждан. После подтверждения права свободного предпринимательства и самих предпринимателей на достойное место в обществе возникает другая проблема. Общество не может не ставить свободу предпринимательства в определенные рамки, чтобы не ущемлять интересы других слоев и групп населения. С другой стороны, любой, самый совершенный закон, при хорошем знании законодательства и известной ловкости, можно обойти. Общество от этого страдает, отношения и нравы ухудшаются. Большую роль в разрешении этой проблемы может сыграть предпринимательская культура. Эта культура, при сходстве общих черт с мировой и европейской, имеет свои неповторимые черты в России. В этом смысле наше прошлое, возрождаясь из небытия, дает нам ценный не только исторический, но и практический опыт. Западный капитализм вырос из этики честного труда протестантов, российские предприниматели тоже ориентировались на религиозные и нравственные заповеди. Например, существовала традиция порядочности российских купцов, которые не нарушат данного слова даже в ущерб себе. Пусть так происходило далеко не везде и не всегда, но это создавало определенный нравственный ориентир для людей. Необходимым дополнением к изучению истории предпринимательства является, на наш взгляд, разработка темы меценатства (покровительства искусству, наукам). Служители муз во все времена без поддержки богатства не могли полноценно существовать. Благотворительность такого рода имела честь быть в России. И если на Западе это явление, наряду с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них), то в России оно чаще всего было связа но с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Развитие современной культуры свободного и социально ответственного предпринимательства требует восстановления вековых традиций экономической жизни нашей страны и осознания новым поколением отечественных предпринимателей своей миссии: не только рывок к эффективности и экономическому успеху своих фирм, но и содействие благосостоянию и их собственные позиции. Подходы к нашей экономической истории и роли в ней предпринимательства могут уточняться и углубляться - данное учебное пособие лишь первый опыт подхода к данной проблеме. Предпринимательство здесь предполагается рассматривать не столько как экономическое явление, сколько через персональную деятельность российских промышленников, купцов, торговцев, действовавших в определенных исторических обстоятельствах. Интересен для исследования и современный опыт нарождающегося предпринимательства, и короткий опыт НЭПа. Если внимание к теме предпринимательства данным исследованием привлечено - то цель достигнута. Литература, рекомендованная к каждой главе учебного пособия, очень неравнозначна. Прежде всего следует отметить, что строго по теме ее явно недостаточно, сказывается пренебрежение к истории третьего сословия в последние десятилетия в советской литературе эта сторона жизни российского общества не отражена. Но, учитывая то, что фактический материал историки собрали значительный, выводы можно будет сделать в процессе анализа и размышления. Очень интересны в этом плане произведения русских дореволюционных историков -классиков российской истории Д. Иловайского, В. Н. Татищева, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, Н. М. Костомарова, Н. М. Карамзина - и более поздние научные труды С. В. Бахрушина, а также исследования новейшей волны историков (после 90-х гг.). Но современные авторы к теме только приближаются. Данная работа задумана как введение в историю российского, предпринимательства. Читатель, который захочет углубить свои знания по этой теме, может обратиться к специальной научной литературе и искать ответы на вопросы сам. В данной работе практически отсутствуют сведения о предпринимательстве в отдельных регионах - Сибири, Востоке, Севере. Эти области требуют специальных исследований и разработок. |