Хорькова-учебник. Учебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты
Скачать 2.47 Mb.
|
Морозовы. Династию хлопчатобумажных фабрикантов Морозовых основал вышедший на оброк крепостной крестьянин Московской губернии Савва Васильевич, сколотив-ший первоначальный капитал благодаря повышенному спросу на хлопчатобумажные изделия после войны 1812 г. Выделялся ой среди других и качеством товаров, прежде всего выделкой ажурных тканей. Скупщики, зная дни приезда Морозова в Москву, заранее выходили ему навстречу, чтобы перехватить у конкурентов изделия, высоко ценимые за чистоту работы и прочность окраски. „.В 1820г. старший Морозов вышел на волю вместе с сыновьями за 17 тыс.руб. ассигнациями и уже через пять лет основал в Москве мануфактуру с ручными станками; еще через 13 лет Савва Васильевич построил самую крупную по тому времени в России Никольскую механическую ткацкую фабрику, а спустя 9 лет воздвиг рядом с фабрикой огромный пря-дильный корпус. Тимофей Саввич - младший сын Саввы Васильевича - не жалел средств на модернизацию оборудования., приглашал анг-лийских специалистов на помощь русским, молодым инжене-рам, посылал их стажироваться за границу, выпускал техни-ческую литературу на русском языке. Тимофей Саввич содер-жал при фабрике школу, где 14 учителей обучали 550 человек рисованию, черчению, арифметике, счетоводству и другим предметам.. При Посол е действовали кузнечная, столярная, ткацкая, токарная по дереву и металлу, мастерские. При фабрике была оборудована больница, "колыбельная" (ясли), библиотека. "При библиотеке находится читальня, — свидетельству-ет один из современников, - в которую имеет доступ каждый рабочий и в которую выписывается много различных газет и журналов”. Брат Тимофея Саввича - Захар Саввич, основав Богородско--Глуховскую мануфактуру, построил здесь казармы на 4 тыс. человек, больницу, родильный приют, '2-классное училище, баню, здание для собраний с библиотекой на 4 тыс. томов. За-хар Саввич успешно занимался рекультивацией торфяных бо-лот. На то место, где брали торф, насыпали слой плодородной земли и вносили удобрение - навоз, а также отходы мануфак-турного производства, затем получали большой урожай хлеба, трав, овощей, вплоть до хмеля, который заслужил золотую ме-даль на выставке в Киеве. Третье поколение Морозовых было многочисленным, имело несколько" вещей (Тимофеевичи, Абрамовичи, Викуловичи), было хорошо обеспечено посредством сваей предпринимательской деятельности. Наличие свободных денег позволяло "сит-цевым королям" и самим жить с размахам и быть щедрыми жертвователями, Савва Тимофеевич, внук основателя династии, по образованию химик-технолог, уделял особое внимание со-циальным вопросам, .сооружая капитальные казармы, налажи-вая медицинскую помощь для своих ткачей. Выступления ра-бочих в 1904 г привели младшего Морозова к убеждению о необходимости привлечения их к управлению предприятиями и распределению прибылей. Но мать Саввы Тимофеевича как главная пайщица и директор-расприделительница. Никольской мануфактуры не одобрила этот план и в апреле 1905 г. отстранила сына от управления фабрикой. Это считается одной из причин самоубийства Саввы Тимофеевича в мае того же года. Десятки тысяч тратили Морозовы на культурные программой. Савва Тимофеевич выдерживал Московский Художественный: театр. Его брат, Сергей Тимофеевич, основал и построил в Леонтьевском переулке в Москве Кустарный музей."Тверские Морозовы — Абрамозичи — жертвовали изрядные суммы на ну-жды культуры и искусства. Викуловичи субсидировали прессу-' –«Голос Москвы» , « Русское слово». В Твери представлял династию Абрам Абрамович (Моро-зовы традиционно называли детей ветхозаветными именами, хотя к старообрядцам не принадлежали). Он женился на Вар-варе Хлудовой — из интеллигентной купеческой семьи. Хлу-довская библиотека староверческих печатных и рукописных книг была, в числе богатейших в России, она легла в основу Отдела рукописей Исторического. музея. Хлудовы собирали картины, щедро жертвовали на. больницы, школы и приюты. Молодые Хлудовы: учились в Петербургском университете, а затем в Европе. Варвара Хлудова-Морозова после преждевременной смерти мужа взяла. производство — "Товарищество Тверской мануфак-туры" — в свои руки. По воспоминаниям очевидца, Хлудова утром щелкает в конторе костяшками на счетах, вечерами из-влекает теми жестами волшебные шопеновские мелодии, беседует о теории: Карла Маркса и зачитывается новейшими философами". Тогда же она занялась. Благотворительностью. Вторым мужем Варвары Хлудовой-Марозмюй был редактор "Русских ведомостей" В. М. Соболевский, который оказал влияние на. ее увлечения. В доме Морозовых' собиралась либе-ральная профессура, а также цвет литературы и искусства-А. П. Часов, В.. Г. Короленко, В. Я. Брюсов, К. С. Станиславский: Варвара Морозова была учредительницей первого жен-ского:. клуба. Она считала, что если жертвовать на благотвори-тельность, то, чтобы "учить и лечить народ». На ее: средства бы-ла построена Первая раковая клиника. на Девичьем поле, богадельня и школа в Твёри, здание Тургеневский библиотеки - читальня у Мясницких ворот. Ее сыновья были другими. Но тоже занимались благотворительностью и меценатствам Самый известный из них - Михаил (Мика Морозов) в. день своего. совершеннолетия, в 21 год, сде-лался архимиллионером, женился, на. 18-летней красавице решить больные вопросы века. В 1918 г. ее особняк был нацио-нализирован, в нем разместился Отдел по делам музеев и охра-не памятников искусства и старины. Маргарита Кирилловна бедствовала, продавала последнее. В конце 1930-х журнал "Красный архив" подвел некоторые итоги деятельности этой ветви Морозовых и разоблачил Варва-ру Алексеевну Хлудову-Морозову, которая завещала большую часть своего состояния — пай фабрики - ее же рабочим. Автор не сомневался, что своей филантропией она лишь пыталась "завуалировать эксплуататорскую деятельность предпринимате-лей". Досталось и ее сыну — Михаилу Абрамовичу, который делал взносы в литературные и ученые общества "с целью от-крыть себе вход в литературную среду, поскольку он мнил себя великим ученым и незаурядным литератором". Третья ветвь Морозовской семьи — Викуловичи были старо-обрядцами. Все они носили большие черные бороды, не курили и ели непременно каждый своей собственной ложкой. У Алек-сея Викуловича была полная и прекрасно подобранная коллек-ция русского фарфора. В Москве эту коллекцию знали мало, так как владелец не очень любил ее показывать. Было у него и хорошее собрание русских портретов. Другие Морозовы, менее известные в истории, по мере желания и возможности тоже занимались благотворительностью и меценатством. Харитоненко. В здании, где 60 лет располагается посольство Великобритании в Москве, когда-то хранилась одна.из лучших в городе частных коллекций, собранная двумя замечательными и сказочно богатыми знатоками - Павлом и Верой Харитонен-ко. Для них работали самые талантливые художники и архитек-торы эпохи: Малявин, Репин и Серов писали их портреты, Щу-сев и Шехтель проектировали и отделывали их дома и церкви в Москве, Сумах, в их имении Натальевка под Харьковым. Харитоненко считались не только серьезными коллекционе-рами изобразительного искусства. Павел Иванович был дирек-тором Русского Музыкального общества: по приглашениям хо-зяйки в их московском доме давали концерты А. Скрябин и Ф. Шаляпин. У Харитоненко был салон, куда приглашали знаме-нитых актеров, художников, балерин. Основу благосостояния семьи Харитоненко заложил Иван Герасимович, имевший лишь начальное образование. Он ро-дился в 1820 г. в казацкой деревне под Сумами в семье мелкого торговца, который ездил верхом с охраной торговать в дикие районы Кавказа. Иван Герасимович поселился в Сумах и же-нился на дочери местного купца Благодаря финансовой .под-держке некоторых московских купцов он вместе с партнером Дм. Сухановым начал заниматься гастрономическим делом. Затем Иван Герасимович стал сахарным брокером у известных петербургских гастрономов Г. и С. Елисеевых. Было налажено производство сахарной свеклы в районе Харькова и Сум. С отменой крепостного права в 1861 г. стали возможны покупка земли и наем свободных, крестьян на трудо-емкую обработку сахарной свеклы. Вскоре Харитоненко управ-ляет большими землями в Харьковской и Курской губернии., а к концу жизни становится одним из "королей" сахара"м про-мышленности. В Сумах Иван Герасимович был легендарной фигурой, за свои труды он получил титул действительного статского совет-ника, император наградил его орденами Св. Владимира П1 сте-пени и Св. Станислава 1 степени - исключительный случи для промышленника. Благодаря Харитоненко Сумы преобразились из сонной провинции в культурный центр. Иван Герасимович построил большую сахарообрабатывающую фабрику (названную в честь сына Павловской)., реальное и кадетское училища. Сын — Павел Иванович, исполняя желание отца., воздвиг Троицкую церковь, детскую больницу, имевшую оборудованную операционную, школу для .девочек из многодетных семей для сирот. Харито-ненко заботились о девочках до их замужества, приглашали на лето в свои имения, следили за тем, чтобы они получили хоро-шую работу (многие из них становились учительницами).. В день смерти Ивана Герасимовича в 1891 г. окало 15 тысяч человек присели почтить его память. В 1899 г.. Николай 11 присвоил Ивану Герасимовичу Харитоненко посмертно дворянство за заслуги перед отечественной промышленностью. Только по-сле того царь дал разрешение на установление ему памятника в Сумах. Сооруженный на общественные пожертвования памят-ник стоял до 1924 г, после чего на том же мраморном пьедеста-ле был установлен памятник Ленину. После смерти отца Павел Иванович продолжал сахарное про-изводство. Оборудование для фабрики провозилось из Бирмингема. Харитоненко открывали новые рынки, в чем числе за рубе-жом, почти исключительно торговали с Персией, устраивали на Всемирных выставках собственные павильоны 1900 - 1901 п.. Павел Иванович вел уже более привилегированный образ жизни, чем его предки, собирал картины, помогал осуществлению художественных проектов. В 19'13 г. Харитоненко был из-бран первым председателем Общества друзей Румянцевского музея в Москве. Строительство своего роскошного московского особняка в 1893 г. Харитоненко поручил малоизвестному архитектору В. Залесскому, а отделку интерьеров — знаменитому позже Ф. Шехтелю, открыв его талант. Потом Шехтель построил свой шедевр - особняк Саввы Морозова на Спиридоновке. Харитоненко поздно начал собирать иконы, но приобрел несколько выдающихся произведений, в основном новгород-ской школы, которые потом украшали храм в Натальеве. Из инфекции его живописи наиболее знаменитой: была "Неиз-вестно" Крамского. К утлекция включала работы Поленова, Сурикова, Репина, Нестерова, Верещагина Малявина, Айва-зовского Худоокникичаето посещали Московский дом Харито-ненко и имение Натальевку В 1911 г. в их дом приходил посе-тивший Россию: Анри Матисс - посмотреть иконы и зарисовать удивительный вид на Кремль. с балкона особняка. В 1914 г. Павел Иванович умер, заботы о производстве взяла на себя вдова. В 1918 г. семья покинула Россию, оставив свое имущество. В 1920-х гг. все произведения искусства были изъя-ты (из них 60 ценнейших произведений западноевропейской школы, включая К. Коро, Г. Робера, скульптуры Мейсонье). Дом Харитоненко под свои экспозиции не получили ни Треть-яковская галерея, ни Музей изящных искусств. Сначала это был дом для важных иностранных гостей, потом здесь жили работники наркомата иностранных дел (например, В. Лит-винов), а слуги Харитоненко служили у них. Английское по-сольство располагается здесь с 1930 г. Картины коллекции в 1924 - 25 гг. был и переданы: рус-ские — Третьяковской галерее, иностранные - в Музей изящ-ных искусств затем часть полотен получили Эрмитаж и Рус-ский музей. Прохоровы. Владелец Трехгорной мануфактуры Тимофей Ва-сильевич Прохоров, родители которого вышли из крестьян, ра-ботал с 11 лет. на фабрике, досконально изучив ситценабивной процесс.. Фабрикант всю жизнь занимался самообразованием, посещал лекции по химии в Московском университете и в 18'16г. учредил при фабрике. ремесленную школу, где стали изучать русский язык, арифметику, чистописание, рисование, черчение. Эту школу окончил замечательный художник по тка-ням Тарас Мурыгин который был настолько оригинален в сво-их рисунках, что эксперты на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. наградили мануфактуру медалью и попросили прислать фотографию художника. Другой представитель династии Прохоровых - Сергей Ива-нович — учился на естественном отделении физико-матема-тического факультета Московского университета, а затем в Школе химиков во Франции. В 1882 г. Сергей Иванович осно-вал на предприятии первую производственную химико-анали-тическую лабораторию, в которой Н. Г. Волчанинов открыл способ получения цветных рисунков на черно-анилиновом фо-не, немедленно принятый в Европе и США. Сергей Иванович реорганизовал фабрично-ремесленное училище, расширив программу обучения, учредив классы орке-стровой музыки, он также открыл бесплатную библиотеку и построил зал на 1300 человек для спектаклей самодеятельных артистов. В пору правления Сергея Ивановича Трехгорная ма-нуфактура получила золотые медали в Париже (1896), в Ан-тверпене (1887), в Чикаго (1893). На Всемирной выставке в Париже (1900) предприятие получило несколько наград: "Гран-при" - за успехи "в деле технического преуспения, зо-лотую медаль - за заботу о быте рабочих по санитарному отде-лу, золотую медаль - за школу ремесленных учеников. Сам Прохоров удостоился за промышленную деятельность ордена Почетного легиона. Найденовы. Они происходили из мастеровых фабрики купцов Колосовых. Родоначальником семьи считается красиль-ный мастер Егор Иванович. Его сын, Александр Егорович, уже начал сам торговать. Его сын — Николай Александрович был са-мым выдающимся представителем семьи Найденовых. В те-чение долгих лет он занимал одно из самых первых мест в московской общественности и работал в разных направлени-ях. В течение 25 лет он был председателем Московского Бир-жевого комитета. Громадный рост текстильной, в особенности хлопчатобумажной индустрии, имевший место в те годы, в значительной степени был облегчен деятельностью Биржевого комитета. В Московском купеческом обществе он работал в другом направлении. Вместе со своим другом, известным русским ис-ториком И. Е. Забелиным, он взял инициативу собрать и на-печатать архивные документы, которые могли бы служить ис-точником для истории московского купечества. В 1890-х гг. было издано 9 томов, заключающих данные десяти ревизий первая была при Петре 1, десятая - при Александре П. Кроме того, вышло несколько дополнительных томов, содержащих переписные книги XVII в. Лично Н. Найденовым были собраны, переведены и на-печатаны многочисленные извлечения из описаний "Моско-вии", содержащиеся в различных трудах иностранцев, приез-жавших туда в XVI - XVIII вв. Главным образом были на-печатаны карты, планы и гравюры, которые мало кому былИ известны, все это составило 4 или 5 томов. Но самым примечательным памятником, оставленным Ни-колаем Александровичем, было издание, посвященное москов-ским церквям. По его инициативе и на его средства были сня-ты фотографии большого альбомного размера всех московских церквей (сорока сороков). С подлинника были перепечатки с литографиями и коротким текстом. Эти ценнейшие исто-рические документы были собраны трудами одного человека, И не профессионального историка, а любителя, желавшего по-служить родной стране и родному городу. Щукины. Эта семья получила известность не только в Рос-сии, а в Западной Европе, где Щукины внесли крупный вклад в западноевропейскую культуру. Родоначальник этой за-мечательной семьи Петр Щукин происходил из купечества го-рода Боровска Калужской губернии. Он переселился в Москву во второй половине XVII в. и стал торговать. Его сын, Василий Петрович, продолжал его дело. Он умер в 1836 г., 80 лет от ро-ду. Сын его, Иван Васильевич, был подлинным основателем щукинской династии. При нем их фирма и семья заняли то первенствующее место в торгово-промышленной Москве, кото-рое они с той поры неукоснительно занимали. ЩукинскаЯ фирма была, может быть, не самой богатой, но одной из самых уважаемых в Москве. Из сыновей Ивана Васильевича самымИ известными были Петр, Сергей и Иван Ивановичи. Петр Иванович был одним из самых известных в Москве коллекционеров русской старины. Он отличался от других темчто не только собирал, но и популяризировал собранные им сокровища. Им было составлено подробное описание его музея а самые интересные документы из его коллекции он полностью перепечатывал в издаваемом им "Щукинском сборнике". Вышло 10 томов этого сборника, кроме того, три тома бумаг, от-носящихся к войне 1812г. Его коллекции были переданы в Исторический музей в Москве, за это его сделали генералом. Сергей Иванович собирал картины современной ему франц-узской живописи. Вся французская живопись начала ХХ в Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников- Ренуар, Сезанн, Моне; Дега, находились в Москве - и у Щукина, и, хотя в меньшей степени, у Ивана Абрамовича Морозова. Поку-пал Щукин картины: того или иного. мастера тогда, когда тот еще не был признан, когда над ним смеялись и никто не считал его гением:. Щукинское собрание стало Музеем фран-цузской живописи равного которому не было ни в Европе, ни в самой Франции. После революции, эмигрировав, Сергей Иванович оставил коллекции в России и не собирался их вызволять: "...Я собирал не только и не столько для себя, — говорил Щукин, — а для сво-ей страны и своего народа. Что бы на нашей- земле ни было, мои коллекции должны оставаться там". Третий сын, Иван Иванович Щукин, не участвовал в Торго-вом, доме., был выделен и проживал в Париже на авеню Ваграм. Он собирал русские книги, главным образом по истории рус-ской философии. и истории русской религиозной мысли. После его смерти его библии века брала приобретена Школой вос-точных языков и сегодня является наилучшим русским книго-хранилищем. Парижа. Алексеевы. Эта семья — одна из самых старых московских купеческих фамилий. Происходят они из крестьян села Добро-деева Ярославской губернии. Предок их, Алексей Петрович 1724- 75 гг:) был женат на дочери конюха грифа П. Б. Шере-метьева. Он переселился в Москву и значится в списках московс-коккого купечества с 1:746 г. От него попали различные ветви этой- многочисленной семьи. Семья Алексеевках была весьма известна по своим заслугам и в промышленной, и в.общественной областях, и в сфере ис-кусства; Имя Константина Сергеевича Алексеева- - Станислав-ского известно всему миру. Брат Станиславского, Владимир Сергеевич был руководителем фирмы Алексеевым, сам человек чрезвычайно талантливый и большой знаток искусства. Он принц "" участие в спектаклях Алексеевского кружка, из кото-рого вышел Художественный театр. Был музыкантом, режиссером, ставил' оперы в театре Зимина. В общественной деятельности Алексеевы дили Москве двух городских галов: Александра Васильевича и Николая Александ-ровича. Последний был энертичньгм деятелем, сильна двинув-шим вперед городское хотя;".ство. О нем в Москве ходила ле-генда, пожковавнияся больной поиулярностыа, потому что в ее основе был подлинный эпизод: к нему пришел один богатый купец и сказал: "Поклонись мне при всех в ноги, и я дам мил лион на больницу". Кругом стояли люди, и Алексеев, ни слова не говоря, в ноги поклонился. Больница была выстроена. Ни-колай Александрович не только отказался от положенного ему за службу жалования в пользу города, но и буквально "латал дыры" в городском бюджете из собственного кармана. На его деньги были построены две водонапорные башни у Крестовой заставы, несколько школ и других зданий. Первая бесплатная глазная больница начала работу осенью 1900 года. 250 тыс. рублей были завещаны ей известной благо-творительницей В. А. Алексеевой, а городская Дума, со своей стороны, отвела участок зе..и на углу Садовой-Черногрязской и Фурманского переулка. В 1935 году эта больница, носившая имя В. А. и А. А. Алексеевых, была преобразована в Институт глазных болезней им. Гельмгольца С. В Алексеев на приют для вдов и сирот отпустил 100 тыс. рублей. |