Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016
Скачать 5.41 Mb.
|
§ 6. Право и религия В научной и учебной литературе по теории государства и права существует множество дефиниций религиозных норм, что отражает многообразие авторских взглядов на понятие данного вида социальных норм. Приведем некоторые из них. Е. И. Темнов: религиозные нормы – правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии» 769 В. И. Червонюк: Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру» 770 Н. В. Путило: Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные сними общественные отношения» 771 В. В. Оксамытный: нормы религии – совокупность принципов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного вероисповедания С. Н. Кожевников Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций» 773 Как видно из приведенных определений, большинство авторов считают религиозные нормы правилами поведения, регулирующие отношения между людьми, исповедующими определенную конфессию, с одной стороны, и религиозными организациями, обществом, государством с другой. Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно- волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально- экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др. Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе (язычество в первобытном обществе, христианство, ислам) или религиозных организациях (Свидетели Иеговы», Белое братство, Адвентисты Седьмого дня и др, по форме фиксации внешнего выражения закрепляются в священных книгах (Веды, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд и др, либо устной форме (шаманизм, язычество и т. п по степени обязательности религиозные нормы обязательны 769 Темнов Е. И. Теория государства и права. МС Червонюк В. И. Теория государства т права : учебник. МС Теория государства и права : учебник / под общ. ред АС. Пиголкина. МС Оксамытный В. В. Теория государства и права : учебник. МС Теория государства и права : учебник / под ред. В. К. Бабаева. МС только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины священнослужителей, по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чему норм права, т. к. религия осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины, в т.ч. наступление санкций, носящих духовно-нравственный (выполнение возложенных обетов, чтение молитв, отлучение от церкви) или физический характер (самоистязание, соблюдение наложенного поста, выполнение различного рода работ в пользу церкви или религиозной общины, предусмотренных в каждой конфессии. Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и др, которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности (например, предусматривается уголовная ответственность за убийство человека – ст. 105 УК РФ, за кражу – ст. 158 УК РФ и т. д. В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, ид- жме, киясе и других религиозных источниках, при этом в странах Ближнего Востока немаловажное значение для юридической практики играют адаты – религиозные обычаи. Нарушение норм шариата (свода мусульманских правил) влечет за собой серьезные наказания, вплоть до смертной казни (например, в 1997 г. по решению шариатского суда Чеченской республики (Ичкерии) было расстреляно несколько человек, включая одну женщину – казнь проводилась публично и транслировалась по телевидению. Таким образом, воздействие религии направо, сильнее всего сказывается в теократических и клерикальных государствах, и это воздействие менее интенсивно в светских государствах, где органы государства отделены от церкви и ни одна религия не является государственной или общеобязательной. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права. Российская Федерация является светским государством, поэтому в нашей стране провозглашается свобода совести и вероисповедания. В соответствии сост УК РФ Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Кроме того, правовые нормы устанавливают равенство религиозных объединений (следовательно и религиозных норм) перед законом, а также необходимость государственной регистрации религиозных объединений и их учредительных документов 774 Противоречия между правом и религиозными нормами в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства (например, призывают к насилию, национальной или религиозной дискриминации, неподчинению законным требованиям органов власти и должностных лиц, и т. п. В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений. Например, согласно ст. 239 УК РФ Создание некоммерческой организации, посягающей наличность и права граждан 1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением − наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. В антидемократических государствах, где религиозные нормы сих принципиальной позицией по вопросам противостояния злу, социальной несправедливости, уважительного отношения к человеку и его правам, семейным ценностям также вступают в противоречие с правом и правящим режимом, поэтому деятельность церкви может быть ограничена, либо вообще быть запрещена (например, СССР в е годы. В заключение следует отметить, что право в системе социального регулирования взаимодействует не только с моралью, обычаем, религией, корпоративными нормами. Немаловажное значение в регулировании общественных отношений отводится политическим нормам, то есть правилам поведения, регулирующим отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания 774 О свободе совести и религиозных объединениях Электронный ресурс : федер. закон от 26.09. 1997 г. № 125-ФЗ : вред г. URL: www/pravo.gov.ru (дата обращения государственной власти. В политике имеются свои традиции, принципы, требования, образцы поведения, образующие в совокупности определенный кодекс политической этики, которого должны придерживаться все добросовестные политики (соблюдение требований закона, морали, служение общественным идеалам, уважение представителей других политических партий, добросовестное исполнение гражданских обязанностей, высоконравственное поведение в личной и семейной жизни, безупречная репутация и т. п. Однако наделе большинство политиков не может похвастаться безупречной репутацией и добрым именем (коррупционные, политические, семейные, личные скандалы, вовремя предвыборных компаний мы наблюдаем многочисленное использование хитроумных и не всегда законных приемов, способов, средств (от использования услуг имиджмейкеров и пустых обещаний избирателям до клеветы в адрес оппонентов и прямого подкупа избирателей. Это придает политике в глазах граждан достаточно грязный и сомнительный характер, что вызывает недоверие к институтам государственной власти, праву и законам в частности. Кроме политических норм, некоторые авторы в качестве социальных норм и регуляторов общественных отношений рассматривают семейные нормы, военно-технические нормы (правила использования военнослужащими военной техники и боевого оружия, эстетические нормы, домовые обыкновения, деловые обыкновения 779 и др. Однако, несмотря на большой спектр социальных регуляторов, именно правовые нормы, вне всякого сомнения, занимают главенствующее место в системе социальных норм и являются наиболее эффективным инструментом в регулировании общественных отношений. 775 Смоленский М. Б. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2005. С. 126. 776 Соколов АН. Теория права и государства. Калининград, 2002. С. 29. 777 Темнов Е. И. Теория государства и права. МС Оксамытный В. В. Теория государства и права. МС Смоленский М. Б. Теория государства и права : учебник. Ростов н/Д, 2005. С. 126. 779 Матузов НИ, Малько А. В. Теория государства и права. МС ГЛАВА 22. ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО § 1. Личность как человек и гражданин. Связь личности с государством и правом Проблема взаимосвязи личности с государством и правом в отечественной юриспруденции носит фундаментальный и принципиально важный характер, в связи стем, что личности как государственно-правовой и социальной категории отводится центральное место во многих других отраслевых, межотраслевых и международных юридических науках (конституционное право, административное право, муниципальное право, прокурорский надзор, международное гуманитарное право и др. Личность не существует автономно от государства и права – она связана сними самым тесным образом, оказывая влияние на их функционирование и развитие. В свою очередь государство и право также прочно взаимосвязаны с личностью и оказывают на нее воздействие, определяя объем прав и свобод личности, границы и сферу поведения, свободы и положения в обществе. Для раскрытия и освящения взаимосвязи личности с государством и правом, необходимо определится, что же понимается под личностью и какой смысл вкладывается в эту категорию. В психологии устоялось мнение, в соответствии с которым личность это системное (социальное) качество человеческого индивида, выступающее его активной отражающей системой, определяющей своеобразие мышления и результаты его деятельности, формирующейся и проявляющейся в конкретной деятельности 780 В справочной и энциклопедической литературе термин личность обычно рассматривается в следующих значениях это человек, выступающий носителем каких-нибудь свойств человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной созидательной деятельности человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, 780 Еникеев МИ. Юридическая психология (с основами общей и социальной психологии) : учебник для вузов. е изд. МС Романов В. В. Юридическая психология : учебнике изд, перераб. и доп. МС Основы социально-психологической теории / под общ. ред. А. А. Бодалева, АН. Сухого. МС Ожегов СИ. Словарь русского языка / под ред. НЮ. Шведовой. МС Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. МС Философский словарь / под ред. ММ. Розенталя, ПФ. Юдина. МС которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе 784 По мнению АН. Леонтьева, сущность личности составляют отношения человека к разным сторонам действительности, которые реализуются, непросто его деятельностью, а совокупностью его многообразных дея- тельностей, будучи окрашенными его абсолютными ценностями. Носителем личности выступает индивид (человек) 785 Из приведенных дефиниций видно, что личность рассматривается, прежде всего, как человек. Поэтому, когда речь идет о личности, о ее связи с государством и правом, под ней всегда подразумевается человек. Вместе стем личность и человек – это не тождественные понятия. В научной литературе такие понятия как человек, гражданин, личность принято различать и рассматривать в качестве самостоятельных форм существования индивида в обществе. Например, в художественной и публицистической литературе под личностью принято понимать людей, обладающих ка- кими-то особыми качествами, исключительными способностями, яркой индивидуальностью, нов юридической науке понятия человек и личность несут различную смысловую нагрузку. Человек – это живое разумное психофизическое существо, являющее продуктом природы и соответственно частью окружающего материального мира. Однако при этом человек – это биосоциальное существо, в котором тесно переплелись природные и социальные качества. С одной стороны человек, как биологическое существо – это частица природы, которая как подчиняется законам природы и требованиям своей физиологии, таки как существо разумное, способное оказывать воздействие на природу, подчиняя себе окружающую его среду. С другой стороны человек как существо социальное, живет в обществе таких же индивидов, как ион сам, работает, учится, общается в коллективе людей, совершенствует свои навыки, накапливает опыт человеческого общения, необходимые знания, формирует свое сознание, то есть совершенствуется и развивается интеллектуально. Поэтому в человеке природная и социальная сущности переплетены теснейшим образом. Человек способен контролировать свои природные инстинкты и потребности, этим они отличается от животного, но нельзя недооценивать биологическую составляющую в человеке, т. к. с юридической точки зрения некоторые права, как известно, вытекают именно из природного существования человека и называются естественными (например, право на жизнь, на свободу передвижения, на неприкосновенность и др. Государство признает естественные права человека, закрепляя наиболее важные из них в законе в нормах позитивного права, обеспечивая их защиту и реализацию (например, ч. 1 ст Конституции РФ провозглаша- 784 Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. МС Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. МС ет право на жизнь карается уголовным законом убийство, то есть лишение жизни другого человека – ст. 105 УК РФ, убийство новорожденного матерью ст. 106 УК РФ. В отечественной юриспруденции, в отличие от психологии, личность рассматривается не как социальное качество человеческого индивида, а используется водном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо, то есть как человек, право- и дееспособный» 786 Так, по мнению А. Б. Венгерова: Личность – это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение в обществе и социальную роль, поведение и духовную жизнь» 787 Следовательно, можно сделать вывод, что понятия человек, гражданин, индивид, отражая и характеризуя различные аспекты одного понятия – личность, находятся в прямой взаимосвязи и дополняют друг друга. При этом, личность как человек, наделенный определенными социальными качествами, а также юридическими правами и обязанностями, включенный в систему общественных отношений, неразрывно связан с государством и правом. Связь личности с государством и правом носит многогранный и разнообразный характер. Она зависит от различных условий и обстоятельств исторических, национальных, культурных, экономических, политических условий развития общества, формы государства, системы законодательства, социального положения личности, ее возраста, пола, профессиональной принадлежности, занимаемой должности и т. д. Однако, прежде всего, взаимосвязь личности с государством и правом определяется принадлежностью человека к конкретному государству, оттого, в каком политико-правовом статусе выступает личность по отношению к данному государству гражданина, иностранца или лица без гражданства. Под гражданином понимается человек, взятый в его соотношении и взаимосвязи с государством, политикой, властью и законом, являющийся носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Понятие гражданин характеризует личность с политико- юридической стороны. Гражданин – это личность в ее отношении к государству и праву. Именно на гражданина распространяется действие зако- 786 Лобзов КМ. Личность как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве Российской Федерации (теоретико-методологический анализ) // Юридическая психология. 2014. № 2. С. 3–6. 787 Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. МС нови сила власти государства. Понятием гражданин юридически закрепляется взаимосвязь государства и личности. Гражданин – это лицо, которое обладает гражданством, то есть юридически связано с конкретным государством посредством взаимных прав и обязанностей. Например, в соответствии сост ФЗ О гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ: гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Наличие правовой связи гражданина с государством предполагает и взаимную их ответственность в реализации своих прав и интересов. Гражданами принято называть лиц, юридически связанных с государством, имеющим республиканскую форму правления, в монархических государствах применяется термин подданный (например, британский подданный или подданный Ее Величества – королевы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II Виндзор. В современных (демократических) государствах понятия гражданин и подданный рассматриваются как равнозначные, поскольку правовое положение личности, объем ее прав и свобод в республиках и монархиях фактически не ничем отличается (можно даже утверждать, что в таких монархических странах как Япония, Швеция, Дания, Нидерланды, Люксембург и других европейских монархиях, подданные обладают большим объемом прав и свобод, судебными и правовыми гарантиями, в сравнении с гражданами большинства развивающихся республиканских государств Африки, Азии, Южной Америки. Личность, являясь гражданином подданным) государства, пользуется всеми субъективными правами и несет перед государством все юридические обязанности, которые закреплены в нормах позитивного права, а государство защищает права и интересы гражданина на своей территории. Кроме того, в законодательстве закреплен принцип экстерриториальности гражданства, согласно которому гражданин, выехавший за пределы своего государства или проживающий на территории другого государства, сохраняет гражданство и, следовательно, находится под государственной защитой и покровительством (например, данный принцип закреплен в ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, ст. 7 ФЗ О гражданстве Российской Федерации. Связь личности с государством и правом, в случае если она выступает в статусе иностранного гражданина, не является такой тесной, как у граждан. Иностранный гражданин – это лицо, имеющее гражданство подданство) другого государства. Иностранцы, как правило, ограничены в политических правах (например, не имеют доступа к государственной службе, не могут создавать свои политические партии, участвовать в митингах и манифестациях, участвовать в отправлении правосудия и др) и иных правах (например, в России, иностранцы не могут приобрести в собственность земли сельскохозяйственного назначения, усыновить (удочерить) и вывезти без разрешения государства российского ребенка, работать на российских каналах телерадиовещания и др. В тоже время иностранцы пользуются многими правами и несут юридические обязанности (за исключением некоторых, например, воинской обязанности) наравне с гражданами. Поэтому они обязаны соблюдать законодательство страны пребывания, платить налоги, не загрязнять природную среду и т. д, в случае совершения правонарушения они несут юридическую ответственность в соответствии с законодательством страны пребывания. Лицо без гражданства (апатрид) – это лицо, не являющееся гражданином и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Связь личности, имеющей статус апатрида, с государством и правом во многом напоминает связь с государством и правом иностранного гражданина. Лица без гражданства обладают такими же правами и обязанностями, что и иностранцы, но также не обладают многими политическими правами и освобождены от исполнения некоторых обязанностей, за совершение правонарушения привлекаются к юридической ответственности в соответствии с законодательством государства пребывания. Однако, в отличие от иностранцев они не пользуются защитой и покровительством конкретного государства. Кроме того, в некоторых случаях личность может выступать ив других качествах. Например, в Российской Федерации личность может быть 1) лицом с двойными более гражданством (бипатридом); 2) беженцем, то есть лицом, которое не является гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (п. 1 ч. 1 ст. 1 закона О беженцах от 19.02.1993 г. № 4528-1); 3) вынужденным переселенцем, то есть гражданином (либо иностранцем, либо лицом без гражданства постоянно проживающим на территории государства пребывания, покинувшим местожительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности копре- деленной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ч ст ФЗ О вынужденных переселенцах 4) иностранным гражданином (или лицом без гражданства, которому предоставлено политическое убежище на территории государства пребывания (ч ст. 63 Конституции РФ. Однако личность в любом случае выступает в качестве либо гражданина, либо иностранца, либо лица без гражданства. Таким образом, связь личности с государством и правом напрямую зависит от наличия у человека гражданства (подданства. Если личность по отношению к конкретному государству выступает как гражданин или подданный, ее связь сданным государством и действующим в нем позитивным правом будет наиболее тесной. Если же она не является гражданином или подданным данного государства, а выступает по отношению к нему как иностранный гражданин или лицо без гражданства, то связь этой личности с государством и соответственно с действующим в нем позитивным правом будет менее тесной 789 Кроме того, взаимосвязь личности с государством и правом зависит от правосубъектности личности, то есть ее способности (возможности) иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществлять. Как провозглашается в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности. Наконец, связь личности с государством и правом будет определяться объемом ее юридических прав и обязанностей. Иностранные граждане и лица без гражданства, обладая правосубъектностью, в отличие от граждан (подданных) имеют меньший объем юридических прав и обязанностей, что определяет менее тесную взаимосвязь с государством пребывания и правом. Более подробно вопросы гражданства, правосубъектности, прав, свобод и обязанностей личности будут рассмотрены ниже при раскрытии понятия правовой статус личности. В заключение, говоря о связи личности государства и права, следует отметить, что в российском праве и законодательстве, законодатель использует в юридической терминологии как категорию«личность», таки ее юридические составляющие человек, гражданин, должностные лица и др. Так, например, в ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации провозглашается, что достоинство личности охраняется государством. Кроме того, в Конституции РФ для обозначения личности употребляются 788 О вынужденных переселенцах Электронный ресурс : федер. закон от 19.02.1993 г. № 4530-1 : вред г. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 12.08.2016). 789 Пьянов НА. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. Иркутск, 2008. С. 304. 583 такие категории, как человек (преамбула к Конституции ст. 2; п. 2 ст. 17), человек и гражданин (ст. 2; п. 1 ст. 17), обвиняемый в совершении преступления (п. 1 ст. 49), обвиняемый (п. 3 ст. 49), осужденный за преступление п. 3 ст. 50), должностные лица (ст. 53). Кроме Конституции РФ, мы найдем использование термина личность в уголовном праве, где в УК РФ широко используется понятие личности, в том числе в форме личности гражданина, личности обвиняемого, личности виновного, личности подсудимого и т. п. В частности, при назначении вида и размера наказания Уголовным кодексом РФ предписывается судам учитывать не только характер, тяжесть и последствия преступления, но и личность виновного. Также Преступлениям против свободы, чести и достоинства личности посвящена Глава 16 УК РФ, а преступлениям против личности – VII раздел Особенной части УК. Категория«личность»находит широкое применение ив гражданском праве, например, в части защиты чести и достоинства как самой личности, таки личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий (ст. 150–152, 1099– 1101 ГК РФ).«Жизнь, здоровье, достоинство личности. – говорится в п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, – неотчуждае- мы и непередаваемы. В свою очередь, в российском процессуальном законодательстве, например, рекомендуется проявлять наделе уважение чести и достоинства личности участников судопроизводства (ст. 9 УПК РФ, справедливость при назначении наказания личности виновного, совершившего, в частности, административное правонарушение (п. 2 ст. 4.1 КоАП). |