Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016
Скачать 5.41 Mb.
|
§ 3. Право и мораль Учитывая тот факт, что нормы права являются разновидностью социальных норм, соотношение права и иных социальных норм рассматривают обычно сточки зрения их единства, различия, взаимодействия и противоречия. Мораль обычно рассматривают как систему правил поведения, основанных на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге, которые служат мерилом оценки деятельности людей, их объединений, государственных органов, предприятий, учреждений и других участников общественных отношений. Приведем некоторые определения понятия морали, встречающиеся в юридической литературе. Е. И. Темнов: мораль – социальная норма, выражающая автономную позицию индивида, его самостоятельную и сознательную оценку окружающего, исходя из собственных представлений о добре и зле, должном, справедливом и т. п.» 758 Н. И. Матузов: Мораль. представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности 758 Темнов Е. И. Теория государства и права. МС Матузов НИ, Малько А. В. Теория государства и права. МС Л. А. Морозова: мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов» 760 Мораль и право являются самостоятельными социальными регуляторами, но обладают рядом общих (единых) признаков являются общими правилами носят сознательно-волевой характер то есть возникают в связи с волей и сознанием людей служат критериями оценки социально значимого поведения людей соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества определяют границы поведения людей направлены на регулирование общественных отношений и др. Однако они обладают и существенными различиями, что особенно четко проявляется при сравнении права и морали по ряду критериев (оснований. По способу создания (формирования, возникновения Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, формируются в результате правотворческой (прежде всего законодательной) и правоприменительной (в основном судебной) деятельности. Нормы морали в свою очередь возникают в обществе независимо от государства (хотя государство может оказывать определенное воздействие на становление морали через правовые предписания, пропаганду идеологии, СМИ и др, складываются в общественном сознании на представлениях о добре и зле, чести, достоинстве, справедливостии в поведении людей, социальных групп, классов и иных социальных общностей. По форме фиксации (внешнего выражения Нормы права в подавляющем своем большинстве фиксируются в письменных источниках нормативных правовых актах, юридических прецедентах, нормативных договорах, юридических доктринах. В отличие от них нормы морали обычно закрепляются в общественном сознании, и живут в сознании людей в виде принципов, понятий, идей, оценок, хотя могут иметь свое выражение в произведениях литературы и искусства, текстах религиозных источников. По степени определенности Нормы права – это формально- определенные правила поведения, представляющие собой предписания, где четко определены предмет и пределы правового регулирования, права и обязанности участников общественных отношений, их ответственность, гарантии. Нормы морали формальной определенность не обладают и носят более общий характер в виде принципов, положений, идей. По степени обязательности. Нормы права, как было уже отмечено выше представляют собой общеобязательные правила поведения, являю Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. МС щиеся обязательными для исполнения всеми членами общества. Что касается морали, тов обществе существует также система общепринятых моральных норм, нов силу возрастных, половых, национальных, религиозных, социальных отличий между людьми и отсутствия четкой определенности моральных норм, отсутствует общеобязательность их выполнения (в частности, уважительное отношение к женщине, людям пожилого возраста, воспринимаются по-разному, например, на Кавказе, Татарстане, Башкортостане ив центральных регионах России. На Кавказе отправить пожилых родителей в дом для престарелых считается позором для всех родственников, что является нормальным явлением в других российских регионах. В свою очередь, на Кавказе нормой считается социальное неравенство между мужчиной и женщиной, которая всю жизнь находится под опекой отца, мужа, брата или иных родственников мужского пола все- мейных отношениях моральное признание многоженства. По способу обеспечения Нормы права гарантируются государством, обеспечиваются его принудительной силой. Моральные же нормы обеспечиваются внутренним убеждением человека и общественным мнением. По характеру регулятивного воздействия, право действует через механизм правового регулирования посредством юридических средств. В противоположность этому моральные нормы выражены в субъективно- безличном долженствовании и воздействуют на человека путем формирования внутренних регуляторов его поведения ценностей, мотивов, установок (будь гуманным, справедливыми т. д. Это означает, что регулятивное воздействие моральных норм не имеет в отличие от норм правовых заранее установленных способов их поведенческой реализации 761 По уровню требований, предъявляемых к поведению человека Этот уровень значительно выше у морали, которая безоговорочно осуждают любые формы проявления лжи, клеветы, обмана, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления. Мораль осуждает любые формы антиобщественного поведения, право наказывает только злостное и общественно опасное поведение людей. По характеру и порядку ответственности за их нарушение. Нарушение правовых норм влечет наступление юридической ответственности, выраженной в различных негативных последствиях для правонарушителя, носящих личный, организационный, имущественный или иной характер. При этом человек наказывается от имени государства, что исключает ка- кое-либо произвольное толкование наказания за правонарушение. Мораль не располагает тем набором мер принуждения, которыми обладает право, поэтому нарушение норм морали влечет за собой общественное осужде- 761 Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. е изд, перераб. и доп. МС ние, которое иногда может выражаться в мерах общественного воздействия (замечание, предупреждение, выговор, исключение из общественной организации. Взаимодействиеправа и морали выражается в их взаимном воздействии друг на друга. Право, как правило, берет под свою защиту общепризнанные нормы морали. Например, честь и достоинство лица защищаются правом. В качестве примеров взаимодействия права и морали можно привести положения, например, ст. 150 ГК РФ. Статья 150 ГК РФ Нематериальные блага 1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях ив порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. 2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях ив порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Влияние морали направо выражается в том, что право любого современного государства основывается на преобладающей в обществе морали. Поэтому влияние морали направо имеет место как в процессе правотворчества, таки в процессе реализации права. Насыщение правовых норм нормами морали формирует более уважительное отношение членов общества к праву. Противоречия между правом и моралью могут возникать в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам могут быть отнесены политические, социальные, экономические кризисы в жизни общества, которые не зависят от конкретных людей или социальных групп, государственных органов. Например, распад СССР и как результат ослабление российского государства, всей политической системы отсутствие цензуры, низкий уровень жизни граждан в российском обществе привело к снижению нравственных требования, целью стало зарабатывание денег и личное обогащение любым путем, в т. ч. противоправным. Мораль стала более терпима к противоправным деяниям, а право не реагировало на снижение моральных устоев своих сограждан (наркомания, алкоголизм, проституция, безнадзорность и т. п. 568 Субъективные причины противоречий, возникающих между правом и моралью, наоборот, зависят от людей, общественных организаций, государственных органов. Существующие в государствах авторитарные, тоталитарные антидемократические режимы могут привести к тому, что право не учитывает сложившиеся в обществе моральные ценности, игнорируя мораль в правотворческой и правоприменительной деятельности (например, честь, достоинство, репутация, свобода человека и антидемократические режимы – понятия несовместимые. Наличие и пропаганда государственной идеологии также приводит к возникновению коллизий между правом и моралью (например, коммунистическая (фашистская) идеология и семейные ценности, воспитание детей в интернатах, длительное и раздельное проживание супругов при государственной производственной необходимости (строительство крупных промышленных, военных, транспортных объектов, запрет неравных браков по классовой или национальной принадлежности. В демократических государствах также возникает немало коллизий между правовыми и моральными нормами. В частности, НИ. Матузов 762 приводит некоторые жизненные ситуации, которые характерны для современного общества. Первая ситуация Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты и оказывать материальную помощь. По закону – да, а по совести, по морали Вторая ситуация Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж требовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат. Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа (размена) она твердила одно я имею право. Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых ее не смущали. Третья ситуация Молодые матери, не желая воспитывать детей, оставляют их в роддоме. В «отказных расписках они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям. Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется, эти мамы ощущают на себе мощный моральный прессинг. Как мы видим достижение справедливости и соблюдение моральных норм в этих случаях возможно только при активной общественной гражданской) позиции и с помощью применения правовых норм, конфликт может быть разрешен на основании соответствующего судебного решения. 762 Теория государства и права : курс лекций / под ред НИ. Матузова и А. В. Малько. МС. Право и обычай Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение. Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения, но стоит их отличать, т. к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества 764 Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной. Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, нов отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели 765 Деловые обыкновения – это правила поведения, которые складываются в государственных и негосударственных организациях при осуществлении деловой, коммерческой деятельности. Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем болеет. к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд. Однако можно суверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т. к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью. Сточки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, опре- 763 Лазарев В. В, Липень СВ. Теория государства и права : учебник. МС Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. МС Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие. МС деляют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др. Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей ив устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, то есть выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже таки выше чему права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег. Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные сточки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др, но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т. к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства. В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае, либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Противоречия права и обычая возможны в тех случаях, когда люди например, жители отдаленных, высокогорных, северных и других труднодоступных местностей) пытаются жить по нормам обычаев – законам предков, заменяя ими правовые нормы. Тогда государство в лице правоохранительных органов вмешивается в соответствующие отношения, применяя меры принуждения, если в результате использования обычаев нарушаются права и интересы личности, общества, государства (например, равноправие между мужчиной и женщиной в трудовых, семейных, имущественных отношениях. 571 § 5. Право и корпоративные нормы Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые общественными объединениями, движениями, ассоциациями, союзами, выраженные в соответствующих уставах, положениях, решениях этих организаций, для решения стоящих передними целей и задач, регулирования внутриорганизационных отношений своих членов. Так, МИ. Абдулаев и С. А. Комаров считают, что корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования» 766 В свою очередь, JI. А. Морозова дает следующее определение корпоративных норм корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений» 767 По мнению В. В. Оксамытныго: корпоративные нормы – правила поведения, содержащиеся в программных документах и решениях общественных организаций для достижения их целей функционирования Единство права и корпоративных норм проявляется в том, что они, являясь социальными нормами, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др. Различия права и корпоративных норм заключаются в том, что корпоративные нормы по способу создания (формирования, возникновения возникают в общественных (негосударственных) организациях, по форме фиксации (внешнего выражения закрепляются в нормативных актах (уставы, положения, решения, которые не являются нормативными правовыми актами по степени обязательности корпоративные нормы носят локальный характер, т. к. действуют в рамках общественных организаций и обязательны только для их членов, по способу обеспечения корпоративные нормы обеспечиваются мнением коллеги корпоративными мерами воздействия (замечание, предупреждение, по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положе Абдулаев МИ, Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 272. 767 Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. МС Оксамытный В. В. Теория государства и права. МС ний, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение корпоративных норм влечет за собой только осуждение со стороны членов организации, либо наступление санкций предусмотренных учредительными документами (лишение слова или права посещать корпоративные собрания, выговор, строгое предупреждение, штраф, исключение из организации и др. Взаимодействие права и корпоративных норм выражается, прежде всего в закреплении и гарантированности правом социально полезных, необходимых корпоративных норм (например, ст. 30 Конституции РФ закрепляет, что «1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое- либо объединение или пребыванию в нем) и запрете социально вредных корпоративных норм например, ст. 13 Конституции РФ провозглашает, что «5. Запрещается создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Кроме того, правовые нормы устанавливают равенство общественных организаций перед законом, а также необходимость регистрации учредительных документов общественных организаций в органах государственной власти и местного самоуправления (например, территориальное общественное самоуправление. После государственной регистрации устава эти организации получают статус юридического лица, а корпоративные нормы их уставов приобретают характер правовых норм. Противоречия права и корпоративных норм возникают в том случае, если общественные организации (соответственно создаваемые в них корпоративные нормы) нарушают права и свободы личности, интересы общества и государства (корпоративные нормы ультрарадикальных политических партий, экстремистских общественных организаций и др, либо, наоборот, когда в антидемократических государствах нарушается право граждан на создание своих объединений (соответствующих корпоративных норм. Стоит отметить, что общественные объединения, безусловно, являются важнейшим институтом гражданского общества, а корпоративные нормы эффективным социальным регулятором общественных отношений. |