Главная страница

Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016


Скачать 5.41 Mb.
НазваниеУчебное пособие Иркутск, 2016
АнкорПособие ТГП
Дата30.10.2022
Размер5.41 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPosobie_Teoria_gosudarstva_i_prava.pdf
ТипУчебное пособие
#761511
страница47 из 55
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   55
§ 6
. Социалистическая семья правовых систем Социалистическая правовая система появилась в XX веке и стала активно развиваться на протяжении всего столетия. Оценка данной правовой системы, исследователями является неоднозначной – от критики до полного признания. Так авторы, критично относящиеся к социалистическому праву, даже отказываются видеть в нем оригинальную систему и относят её к романо-германской правовой семье. Это связано стем, что социалистическая правовая система имеет определенное сходство романской системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также по внешнему виду структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Однако такая оценка не помешала видным компаративистам признать данную систему. Р. Давид писало данной проблеме так Пересечь границу социалистической страны – это значит попасть в новый мир с другой постановкой проблем, в мир, где такие понятия, как демократия, выборы, парламент, федерализм, профсоюзы и другие политические институты или такие юридические понятия, как собственность, договор, арбитраж, приобретают часто другой смысл. Вот почему следует выделить социалистическое право в особую семью, отличную от романо- германской»
676
Чтобы понять социалистический строй надо рассматривать его в свете марксистско-ленинского учения, которое является основой для многих самостоятельных учений, ставших идеологией правовой политики различных государств. Основные виды социалистических правовых идеологий Марксизм. В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения, называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием
676 Давид Р. Основные правовые системы современности. МС марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.
Марксисткое учение предполагает, что все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Входе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно перерастают в производственные отношения, вступают в конфликт сними, что приводит к революционным (социальными политическим. Коммунистическая революция, помысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации. Возникновение социалистического государства и права происходит путем революции, а не эволюционно. В развитии социалистическое государство проходит несколько этапов диктатура пролетариата, функционирование социалистического государства, общенародное государство, коммунизм. Государство и право станут ненужными и отомрут при появлении нового коммунистического общества, незнающего эксплуатации человека человеком. Социалистическая правовая система возникла не стихийно, а при воздействии революционных партий. Руководящая и направляющая роль таких партий являлась главным условием для становления данной правовой системы. При становлении новых социалистических правовых систем выявились и способы их возникновении во-первых, посредством создания новых правовых источников во-вторых, посредством использования старых юридических источников, в которые вкладывалось новое содержание
677
Маоизм – течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна
(1893−1976). Считался, и отчасти считается до сих пор, официальной идеологией Коммунистической партии Китая, вовремя реформ Дэн Сяо- пина с 1978 г. идеологические установки партии заметно поменялись.
«Марксизм-ленинизм открыл законы исторического развития человеческого общества, его основные положения остаются верными и обладают могучей жизненной силой. Коммунизм как высший идеал, к которому стремятся китайские коммунисты, осуществим только на базе полного разви-
677
Саидов АХ. Сравнительное правоведение. МС тия и высокой развитости социалистического общества. Развитие и усовершенствование социалистического строя длительный исторический процесс. Но если твердо держаться основных положений марксизма- ленинизма и идти по пути, который избран китайским народом по собственной воле и отвечает китайским реалиям, то дело социализма в Китае обязательно одержит окончательную победу»
678
Чучхе (чучхеизм). Политический курс Корейской Народно-
Демократической Республики и правовая политика данного государства основаны на идеях чучхе, которые предназначены для решения задач революции и социалистического строительства самостоятельно, в соответствии с условиями страны, при опоре на собственные силы. Для того чтобы построить коммунистический рай на земле. Идеи чучхе в самой Северной Корее нередко соотносят с «кимирсе- низмом»
679
, то есть учением, созданным Ким Ир Сеном (1912−1994). Термин чучхе довольно сложно адекватно перевести на русский язык. Корей- ско-русские словари дают следующее значение самобытность, основная часть. Иероглифические компоненты слова, взятые отдельно, имеют значение хозяин и тело, сущность, природа соответственно. Нам представляется, что трактовка значения термина чучхе, исходя из иероглифических компонентов, лучше передаёт его значение. Основное положение философской части идей чучхе звучит так человек является хозяином всего и определяет всё»
680
. Таким образом, понимание термина чучхе как человек – хозяин всего сущего не является ошибочным. Идеи чучхе объявляются единственными руководящими идеями правительства КНДР, а оно, в свою очередь, – самой передовой в мире революционной властью. Программа деятельности формулируется следующим образом Коммунизм есть народная власть плюс три революции. Если непременно укреплять народную власть и последовательно осуществлять три революции – идеологическую, техническую и культурную, то будет построен коммунистический рай. Весьма существенно, что из трех революций на первый план выдвигается идеологическая Осуществляя три революции. должно придерживаться принципа последовательного обеспечения опережающего развития идеологической революции. Итак, субъект – хозяин всего, все зависит от его решения, а оно, в свою очередь,
– от уровня сознания. Отсюда логический вывод о необходимости тотальной идеологизации. Она сделала возможным оправдание режима военного коммунизма, беспредельного господства культа личности вождя, полной
678 Устав Коммунистической партии Китая Электронный ресурс / Синьхуа, Пекин, 25 октября 2007 года. URL: http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2007-
10/25/content_512150.htm дата обращения 5.09.2016).
679
Мухаммад Аль Мисури. Кимирсенизм. Теория и практика. Пхеньян, 1978. С. 17.
680
Ким Чен Ир. Чучхе сасан-е тэхаё (Об идеях чучхе. Пхеньян, 1982. С. 9.

529 национальной изоляции, неоправданных претензий на обладание абсолютной истиной в вопросах мировой политики
681
Кубинский социализм. Огромный авторитет Ф. Кастро (1926−2016), которым он пользовался среди кубинского народа и за рубежом, всегда являлся одним из важнейших, стержневых факторов силы революционного процесса в этой стране, гарантом устойчивости ее государственного механизма при всех крутых поворотах на ее сложном историческом пути. История кубинского революционного движения, не менее богата и продолжительна, чем история российского революционного движения. В основе идеологии кубинских революционеров лежали народно-демократические и национально-освободительные идеи Хосе Марти. Отношение к марксизму и коммунизму было довольно неоднозначным. В 1992 г. из Основного Закона страны были изъяты положения о диктатуре пролетариата, классовом характере государства, демократическом централизме. Подчеркнут светский характер государства и опущено всякое упоминание об атеизме. Изъято положение о марксизме-ленинизме как официальной идеологии. Как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, после распада Советского союза и других социалистических государств, произошла поспешная перемена в оценках социалистического права. Фактическое исчезновение его дало повод считать его не более чем историческим памятником
682
Не- которые ученые-юристы, оценивая её в критическом плане, заговорили о распространении на территорию бывшего СССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего, романо-германской семьи. Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, частности славянской. Следует также отметить, что в России многие нормы социалистического права были признаны и сохраняют силу до сих пор при соответствии их Конституции. В ряде стран действуют социалистические конституции и законы. Поспешная перемена в оценках проявилась в одних случаях в том, что социалистическую правовую систему, понимаемую в контексте лишь входящих вне правовых норм, стали рассматривать как и полностью исчерпавшую себя и превратившуюся из целостной правовой системы в некий правовой анклав 681
Степанянц М. Т. Восточная философия вводный курс Электронный ресурс. URL: http://www.philosophy.ru /library/asiatica/step/00/0.html (дата обращения 02.08.2016).
682
Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. МС
Марченко МН. Правовые системы современного мира. МС РАЗДЕЛ IV. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО ГЛАВА 20. ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО

§ 1. Гражданское общество и государство Проблема становления и функционирования гражданского общества, его взаимоотношений с государством всегда находилась в центре внимания философов, политологов, социологов и юристов. Сегодня понятие гражданское общество стало своего рода символом современной эпохи, показателем демократической трансформации общества и построения новых отношений между обществом и государством, где центральное место занимает человек, его права и свободы. Происхождение термина гражданское общество (civil society) берет свое начало от латинского civitas (гражданская община, сообщество римских граждан) и его употребление относится еще к временам античности. Однако на этом этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством, т. к. Платон, Аристотель и другие античные авторы рассматривали государство как общество свободных и полноправных граждан. Зачатки идеи гражданского общества проявляются ив период разложения феодализма, т. кв обществе формируются процессы высвобождения сферы частных интересов от прямого воздействия сложившейся при феодализме абсолютной политической власти, постепенного раскрепощения индивидов и превращения их из подданных государства в свободных социально активных) собственников. Однако, основы учения о гражданском обществе были заложены в период Нового времени, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и др. Не отрицая значения частной собственности на возникновение гражданского общества, ставшей стимулом для творческой деятельности человека, его заинтересованности в развитии производства, возникновения среднего класса, в философской мысли того времени четко прослеживалась идея различия между общественными иго- сударственными институтами. Особая заслуга в становлении и развитии концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который писал, что гражданское общество это такая связь людей, которая основана на их равенстве как субъектов права, индивидуальной частной собственности, юридической, в том

531 числе договорной, свободе, охране прав и упорядоченном законодательстве В настоящее время в теории государства и права можно выделить два основных подхода в понимании гражданского общества. Первый основывается на противопоставлении гражданского общества и государства, те. противостоянии между гражданскими и государственными институтами. Второй подход рассматривает гражданское общество как совокупность разнообразных общественных отношений, независимых от государства и способных воздействовать на него, для удовлетворения интересов и потребностей индивидов, их групп и объединений. Большинство авторов придерживается второго подхода, но существует дискуссия в определении понятия гражданское общество, что вызывает многочисленные его трактовки. Например, можно выделить следующие.
1. Гражданское общество – это свободное, плюралистическое, рыночное общество, исключающее режим личной власти, тоталитаризм, насилие над людьми, уважающее закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости, где центральное место занимает человек 2. Л. С. Мамут считает, что в основе гражданского общества лежат экономические, исторические, социокультурные, языковые, этнические, конфессиональные, территориальные, этические отношения, то есть условия жизни людей, в которых происходит реализация их партикулярных интересов, и где нет места субординации
686 3. В. А. Четвернин полагает, что гражданское общество – это сфера свободной, автономной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие свои частные цели и интересы, и что отношения между ними не опосредованы публичной властью. Другие представители современной науки высказывают предположение о том, что гражданское общество есть нечто иное, как определенный коммуникативный процесс между государством и гражданином, то есть деятельность гражданина в различных общественных организациях и институтах
688
(
А. Ю. Сунгуров).
5. По мнению пятых, гражданское общество – это система самоорганизующихся медиаторных (посреднических) групп, которые, во
Гегель Г. В. Ф. Философия права. МС
Матузов НИ. Гражданское общество // Политология. МС
Мамут Л. С. Гражданское общество и государство проблемы соотношения // Общественные науки и современность. 2002. № 5. С. 101.
687
Четвернин В.А. Общество и государство // Феноменология государства. М, 2004. Вып. 2. С. 20.
688
Сунгуров А. Ю. Организации-посредники в структуре гражданского общества. Некоторые проблемы политической модернизации России // Политические исследования. 1999. № 6. С. 35.

532 первых, относительно независимы как от государственных, таки негосударственных единиц производства и воспроизводства, во-вторых, способны осуществлять коллективные акции по достижению и защите своих интересов, в-третьих, не стремятся подменять собой ни государственные, ни частные структуры и, наконец, действуют исключительно в рамках правовых норм 6. Следует отдельно выделить точку зрения, согласно которой гражданское общество есть объективно складывающийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Отсюда в основе гражданского общества лежит идея права как высшей справедливости и меры свободы, позволяющая определить нормативные модели поведения всех субъектов гражданского общества независимо от их государственного признания и закрепления в законе »
690 7. Еще одно представление о гражданском обществе принадлежит, в частности В. К. Бабаеву. По его мнению, гражданское общество – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, в то время как публичная власть (те. государственная) не противостоит населению и полностью совпадает с ним
691
Существуют и другие трактовки понятия гражданское общество, что говорит о многогранности и сложности рассматриваемого феномена. Несмотря на множество существующих определений, по нашему мнению, правы те авторы, которые рассматривают гражданское общество в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество
– это определенный тип общества, находящийся на высоком уровне политического, правового, социально-экономического развития. В узком смысле это совокупность не опосредованных государством взаимоотношений экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных) между свободными и равноправными индивидами, в т. чих объединениями. Среди основных признаков характеризующих гражданское общество как высокоразвитый тип общества, то есть в широком его значении,
689
Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Политические исследования. 1996. № 5. С. 16.
690 Бондарь НС. Власть и свобода навесах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. МС Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. МС
Пугачев В. П, Соловьев АИ. Введение в политологию. МС Боуз
Дэвид. Либертарианство. История, принципы, политика. МС Пьянов НА. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 210–
211.

533 можно привести следующие 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина 3) легитимность и демократический характер власти 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственнсть;9) классовый мир, партнерство и национальное согласие 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей
693
Подводя вывод о соотношении гражданского общества и государства, хотелось бы отметить, что нет необходимости противопоставлять данные категории, т. к. гражданское общество и государство, взаимосвязанные политико-правовые явления, части общей социальной системы (социума, где ведущая роль принадлежит гражданскому обществу, ибо оно выступает источником государства. При этом становление и развитие гражданского общества ведет к изменениям государства, но и государство оказывает определенное воздействие на развитие гражданского общества через свои политические институты. Государство представляет собой часть гражданского общества. Обладая аппаратом управления и принуждения, соответствующими ресурсами, оно поддерживает стабильность и порядок в сложившихся общественных отношениях. И чем активнее государство представляет и защищает интересы своего населения, тем с большим основанием можно говорить о существовании развитого гражданского общества.
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   55


написать администратору сайта