Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016
Скачать 5.41 Mb.
|
§ 2. Правовая культура понятие, структура и функции Правовая культура – это одна из форм общественной культуры (от лат. cultura – возделывание, воспитание, существующая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры. Научные взгляды о культуре в юридической литературе являются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам 1) антропологическому) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно несвязанных с общественным развитием. Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приобрел антропологический и социологический подходы, когда культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества. Правовая культура, являясь одной из разновидностей общественной культуры, также исследуется с учетом антропологического и социологического подходов. В юридической науке принято рассматривать правовую культуру в щироком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику, правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию правовая система. 489 В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании 624 Отсутствие единообразного понимания правовой культуры привело к созданию в научной и учебной литературе по теории государства и права множества дефиниций этого правового явления. Например, В. М. Баранов, Р. К. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко считают, что Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическими экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания ив целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения, а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека В свою очередь, Г. Т. Чернобель указывает, что Правовая культура – это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение» 626 По мнению Н. Я. Соколова: Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальными духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности отпоколения к поколению» 627 Однако большинство ученых придерживаются мнения, что правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества. По мнению автора, правовую культуру можно определить как совокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, которые отражают уровень и характер правового развития общества и личности. В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить 1) правовая культура носит аксиологический характер, т. к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, те. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права 624 Абдулаев МИ, Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 436. 625 Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. МС Теория государства и права / под общ. ред. АС. Пиголкина. МС Теория государства и права / под ред ММ. Рассолова. МС) правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры 3) правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (С. С. Алексеев) правовая культура – это разновидность общественной культуры Вместе стем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т. к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры 5) правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т. кво многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность 6) правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (Л. А. Морозова) 628 Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мнения относительно структуры правовой культуры. Например, В. П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов 629 В. И. Власов в качестве элементов структуры правовой культуры рассматривает культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры) 630 А. П. Семитко среди элементов правовой культуры называет 1) уровень развития правосознания населения, то есть насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение 628 Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. МС Теория государства и права : курс лекций / под ред. НИ. Матузова, А. В. Малько. МС Власов В. И. Теория государства и права : учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов н/Д : Феникс, 2002. Св юридических учебных заведениях) и практической – правотворческой и правореализующей; 3) уровень развития всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества 631 Таким образом, с учетом существующих мнений структуру правовой культуры можно условно разделить натри части (блока 1) познавательный (гносеологический, информационный 2) ценностно-ориентационный; 3) деятельностный (поведенческий. Познавательный (гносеологический, информационный блок включает правовую информированность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание. Ценностно-ориентационный (аксиологический блок, который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направленность правовых действий, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформировавшегося правосознания. Деятельностный (поведенческий блок содержит устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей. В правовой культуре принято выделять три уровня ее развития обыденный, профессиональный и научный (доктринальный. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер. Профессиональный уровень правовой культуры – это более высокий уровень развития правовой культуры, который складывается у практикующих юристов судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно владеют правовыми навыками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и правопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним правовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на профессиональном правосознании. 631 Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. МС Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых, философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно- теоретический источник права. Научный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т. к. неограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всестороннем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества. В литературе по теории государства и права выделяют также формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют индивидуальную правовую культуру (правовую культуру личности, групповую правовую культуру и общественную (социальную) правовую культуру. Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведением. Групповая правовая культура свойственная отдельным социальным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерами др) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей. Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и использованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества пра- вотворчества, эффективности реализации права, деятельности правоохранительных органов и устойчивости существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической и иными видами культуры населения. Правовая культура выполняет несколько функций познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую. Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющихся правовых ценностей и знаний, достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана сформированием правового государства и развитием гражданского общества, т. к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и личные интересы создать предпосылки для 493 достойной жизни и развития человека обеспечить ему социальную справедливость, гуманизм, политическую и экономическую свободу. Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка. Регулятивная функция осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниями тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения. Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в формировании поведения субъектов права, законности,правопорядкаи законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате нормативно- ценностной функции одни явления и процессы правовой действительности получают одобрение, другие подвергаются критике, что приводит к их изменению или отмене обществом. Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно. Коммуникативная функция правовой культуры способствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает преемственность правовых знаний между поколениями. Коммуникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство. Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы. Помогает выбрать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств. 494 § 3. Правовое воспитание Преодоление деформации правового сознания и особенно правового нигилизма, повышение общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, формирование в обществе правовых установок, представлений, взглядов направленных на уважительное отношение к праву, законности и правопорядка, обуславливает необходимость проведения со стороны государства, общественных организаций, коллективов граждан и иных институтов гражданского общества специфичного вида деятельности, которая в юридической литературе получила наименование правовое воспитание. В научной и учебной литературе теории государства и права приводится множество определений рассматриваемого понятия. Например, ММ. Рассолов определяет правовое воспитание как «… процесс воздействия на сознание личности, групп людей, общества в целом в целях превращения правовых идей и требований норм права в личные убеждения граждан, в норму повседневного их поведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности По мнению Т. Н. Радько: правовое воспитание – это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах» 633 А. Б. Венгеров указывает, что правовое воспитание – это целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Своим адресатом правовое воспитание имеет граждан, должностных лиц. С учетом новой важной социальной роли средств массовой информации особое значение приобретает правовое воспитание журналистов» 634 Таким образом, представляется возможным определить правовое воспитание как целенаправленную систематическую деятельность государственных органов, общественных организаций, граждан и их коллективов по формированию и повышению правового сознания, и правовой культуры личности, для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений, соблюдения в обществе законности и правопорядка. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением, но эти понятия не следует отождествлять. Это обусловлено тем, что правовое 632 Рассолов ММ. Теория государства и права : учебник для вузов. МС Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. МС Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. МС воспитание оказывает воздействие на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сферы сознания личности. В то время как правовое обучение носит информационно-правовой и познавательный характер, воздействуя главным образом на интеллектуально-волевую (когнитивно- рациональную) сферу правового сознания личности. Тем не менее, правовое воспитание неотделимо от правового обучения, поэтому при проведении различных мероприятий по повышению правосознания, и правовой культуры индивидов, их групп или общества в целом, эти правовые категории всегда выступают едиными слитным образованием. Общей целью правового воспитания является формирование политически активной, высоконравственной личности, обладающей высоким уровнем правового сознания и правовой культуры. К специальным целям правового воспитания личности как определенного вида деятельности компетентных субъектов можно отнести формирование у индивида 1) системы правовых знаний 2) правовой убежденности 3) мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения. Цели получают свою конкретизацию в задачах правового воспитания, каковыми являются формирование 1) знаний основных предписаний правовых норм, правильном понимании их смысла и содержания 2) глубокого внутреннего уважения к праву, законам, правосудию, правами интересам других граждан, правопорядку 3) умения самостоятельно применять правовые знания на практике 4) привычки правомерного поведения в соответствии с приобретенными правовыми знаниями 5) на эмоционально-чувственном и сознательно-волевом уровне негативного отношения к нарушениям правовых норм. Реализация указанных целей и задач предусматривает использование определенного набора форм, средств и методов правового воспитания, образующих его организационно-методологический механизм. Формами правового воспитания выступают правовое просвещение, правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, правовое самовоспитание. В числе средств и методов правового воспитания и соответственно правового обучения находят применение беседы, семинары, лекции, круглые столы, народные университеты правовых знаний, издание юридической и справочно-консультативной литературы, студенческие факультативы, в рамках которых студенты юридических вузов 496 привлекаются к обучению основам права школьников средних и старших классов, тематические вечера по правовым вопросам, деятельность юридических клиник для граждан при юридических вузах, использование социальной рекламы правовой тематики, приглашение известных юристов и представителей правозащитных организаций в общеобразовательные и иные учебные заведения для передачи и разъяснения правовых знаний. По мнению А. Б. Венгерова: идеал правового воспитания – это юридическое всеобщее обучение» 635 Представляется, что главным является не обучение всех граждан правовым знаниям, а создание у населения определенного правового менталитета, основанного на уважении норм права, прав и свобод человека и гражданина, чувстве личной ответственности при использовании субъективных прав и исполнении юридических обязанностей, как необходимых условий и предпосылок для дальнейшего развития гражданского общества и правового государства. 635 Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. МС ГЛАВА 18. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК |