Главная страница

Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016


Скачать 5.41 Mb.
НазваниеУчебное пособие Иркутск, 2016
АнкорПособие ТГП
Дата30.10.2022
Размер5.41 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPosobie_Teoria_gosudarstva_i_prava.pdf
ТипУчебное пособие
#761511
страница48 из 55
1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   55
§
2. Возникновение и развитие концепции правового государства Одним из самых великих достижений философско-правовой мысли в области взаимоотношений гражданского общества, государства и права стала теория правового государства. Сущность данной теории заключается в том, что правовое государство является политико-правовой формой функционирования и развития гражданского общества, обеспечения в нем законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а вместе стем и ограничения правом государственной власти.
693 Теория государства и права : курс лекций / под ред. НИ. Матузова, А. В. Малько. МС Учение о правовом государстве прошло длительный путь эволюции и по мнению большинства ученых процесс его формирования еще до конца не завершен. Исторически идея правового государства возникла в эпоху античности. Древнегреческая мифология последовательно проводит идею справедливого устройства жизни людей и государственного управления, что находит свое отражение в процессе деятельности Эвномии (богини
Благозакония) и ее сестры Дике (богини справедливости, являющихся до- черями верховного бога Зевса и богини Фемиды (персонификации вечного естественно-божественного порядка. В трудах античных мыслителей теоретически обосновывается необходимость преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских (мудрых, разумных) основах. Древнегреческие философы Пифагор, Протагор, Гераклит, Платон, Аристотель и древнеримские юристы Цицерон, Гай, Павел, Папиниан,
Ульпиан последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Выступая за государство законности, Платон писал Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги (Законы, 715 d). В свою очередь Цицерон сформулировал правовой принцип, который лег в основу концепции правового государства, согласно которому под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане (О законах, III, 17). Идеи правовой государственности античных классиков оказали заметное влияние на мыслителей средневековья и нового времени Г. Брэктона, Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро), что привело к возникновению и развитию принципов о разделении властей, о конституционализме и парламентаризме, народном суверенитете и общественном договоре. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому философу XVII в. Дж. Локку и французскому просветителю XVIII в. Ш. Л. Монтескье. У Дж. Локка
(1632–
1704) идея господства права предстает в виде государства, в котором провозглашены постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную (к которой он относили судебную власть) и федеративную (внешнюю исполнительную власть. Подобное государство, обеспечивающее жизнь, свободу и собственность людей, он противопоставляет деспотической власти. Государственная власть ограничена общественным благом. Опираясь на идеи народного суверенитета и общественного договора, образующих правовую основу и источник государственности, Локк выступил с обоснованием доктрины законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти»
694
Ш. Л. Монтескье (1689–1755) рассматривал проблему политической свободы, находящую свое выражение в правовом оформлении разделения трех властей (законодательной, исполнительной и судебной) и свободы гражданских прав, свобод и безопасности личности. Если, – отмечает он в своем труде "О духе законов, – власть законодательная и исполнительная будут соединены водном лице или учреждении, то свободы небу- дет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы ив том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы водном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц. По мнению Монтескье, разделение и взаимное сдерживание властей являются главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному строю. Идеи Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье оказали серьезное влияние на развитие буржуазного права и государственности того времени, были восприняты такими политическими деятелями как Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон и нашли свое закрепление впер- вых буржуазных конституциях (Конституция США 1787 г, Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 гидр. Следующий этап в развитии учения о правовом государстве связанны с именами немецких философов И. Канта (1724−1804) и Г. В. Ф. Гегеля
(1770–
1831). Государство, по И. Канту, это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категорический императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось с всеобщим законом. Под правовыми законами Кант понимал законы государства (позитивное право, отличающиеся по своей природе от законов моральных. Категорический императив в сфере государственного строя предстает у Канта как необходимость разделения властей в политической организации государства на законодательную, исполнительную и судебную. Правосудие должно осуществляться избранным народом судом присяж-
694
Локк Д. Избранные философские произведения. М, 1960. Т. II. С. 116.
695
Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. МС ных. В качестве формы правления правового государства выступает республика, являющаяся противоположностью деспотии. Если у Канта правовые законы и правовое государство – это долженствование, то у Гегеля они
– действительность, то есть практическая реализованность разума в определенных формах наличного бытия людей. Право – это действительность свободы, наличное бытие свободной воли. Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно – конкретное, наиболее развитое и содержательное право, система права, включающая в себя признание всех остальных более абстрактных прав – прав личности, семьи и государства. Таким образом, И. Кант подвел теоретическую базу под идею правового государства, а в свою очередь Г. В. Ф. Гегель выдвинул тезисы о социальной и правовой направленности государственной деятельности, основанной на нравственности и общественной полезности. Автором термина правовое государство считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, впервые употребивший его в 1813 г, нов научный оборот оно было введено в 1832 г. немецким государствове- дом Робертом фон Молем (Соч. Энциклопедия государственного права. Во второй половине XIX – начале XX в. идея правового государства получила развитие в трудах русских ученых-юристов: Г. Ф. Шершеневича
(1863–
1912), ПИ. Новгородцева (1866–1924), В. М. Гессена (1868−1920), С. А. Котляревского (1873−1940), НМ. Коркунова (1853–1904) и др. В частности, Г. Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства господство права в управлении государством государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе принцип разделения властей. С. А. Котляревский в своей работе Власть и право. Проблема правового государства писал об обоюдной ответственности государства и личности, разделении властей, существовании независимого, пользующегося доверием народа суда. Главное назначение правового государства, по
Котляревскому – быть государством справедливости ценность его определяется ценностью самого правового начала исходя из предположения, что закон в таком государстве всегда справедлив. Заметный вклад в разработку теории правовой государственности был внесен также В.М. Гессеном, который к известным признакам (права и свободы граждан, разделение властей, связанность правительственных и судебных решений правом и т. д) добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции. ПИ. Новгородцев, защитивший в 1902 г. докторскую диссертацию по теме Кант и Гегель в их учениях оправе и государстве отмечал, что в основе учения о правовом государстве лежат идеи автономной нравственной личности, свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности.

537 Завершая краткий обзор развития взглядов и идей относительно правового государства, необходимо выделить таких ярких представителей как Г. Кельзен, К. Гербер, А. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Г. Харт, П. Лабанд, А. Эсмен, Дж. Роулс, Л. Фуллер, Р. Дворкин, Ф. Хайек и др, заложивших в XX в. основы юридического позитивизма. Суть их концепций правового государства, при имеющихся между ними определенных различиях, состоит в попытке создать ту или иную конструкцию самоограничения государства им же самим созданным правом (позитивным правом. При этом ими отрицалось различие права и закона, и право сводилось кус- тановлениям государства. Таким образом, в юридической науке к настоящему времени сложилось несколько концепций правового государства, из которых наиболее известными являются Либеральная концепция правового государства, которая основывалась на теории естественного права. Правовое государство, согласно этой концепции, представляет собой политико-правовую организацию управляющую обществом на основе естественного права и правовых законов созданных, в соответствии с естественным правом, гарантирует естественные права человека. Государство, признавая частную собственность, не вмешивается в экономические отношения ив частную жизнь своих граждан. Оно обеспечивает порядок в обществе, защищает его от внешних угроз, обеспечивает реализацию личных (гражданских) и политических прав граждан, но выполняя так называемую роль ночного сторожа, не берет на себя экономические и социальные функции, связанные с заботой ома- териальном и социальном благополучии своих сограждан. Некоторые авторы
696
выделяют разновидность либеральной концепции правового государства – концепцию правления права, воспринятую в американской юридической науке в XIX-XX вв., гдетермин правовое государство не используется и его эквивалентом принято считать термин господство, правление права, введенный профессором Оксфордского университета А. В. Дайси в 1855 г. В настоящее время данная концепция считается устаревшей, ноне- которые либеральные и консервативные политические партии проповеда- ют идеи «неолиберализма» или «неоконсерватизма» (например, консервативная партия в Великобритании или республиканская партия в США. Следующей концепцией правового государства является концепция социального правового государства. После мирового кризиса в е гг.
XX века, возникла необходимость более активного вмешательства государства в экономические и социальные процессы жизни общества. Концепция социального правового государства предполагает определенные
696
Пьянов НА. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 218.

538 социальные гарантии граждан со стороны государства (занятость населения, пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование, и т. д) и выполнение экономических функций (государственное регулирование цен, поддержка малого и среднего бизнеса, кредитование населения, планирование развития различных секторов экономики и др.).Государство признает и защищает не только гражданские и политические, но также экономические, социальные, культурные права человека и гражданина. Позитивистские концепции правового государства. Это направление, возникшее в XIX–XX вв., представлено достаточно большим количеством течений и вариантов позитивизма, но суть их сводится к тому, что государство является первоисточником права, создавая право с помощью своих правовых актов. В отличие от естественно-правового подхода в либеральной и социальной концепциях правового государства, в позитивистской концепции государство ограничено только позитивным правом, то есть своими собственными законами, независимо оттого соответствуют они естественным правам человека или нет. Такой тип понимания права и государства и связей между ними восходит во многом к Т. Гоббсу (1588–1679), который утверждал, что правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена»
697
. Это же подтверждают и представители разных течений позитивизма всякое право есть команда, приказ (Д. Остин всякая норма права – приказ (Г. Ф. Шершеневич)
699
и т. д. Права и свободы личности, общественных союзов и общества в целом с позиций такого подхода лишаются объективного и самостоятельного смысла и оказываются дарованными государством. Недостатки старого позитивизма в XX в. пытался преодолеть неопозитивист Г. Кельзен. В соответствии сего нормативистским подходом, всякое государство и есть правовое государство. При этом под правом имеется ввиду именно позитивное право (закон. Сточки зрения последовательного правового позитивизма, – подчеркивал Кельзен, – право, как и государство, не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого поведения, что само по себе еще никак не характеризует его сточки зрения морали или справедливости. Тогда государство может быть понято в юридическом смысле не в большей и не в меньшей мере, чем само право»
701
В современной юридической литературе позитивистская трактовка правового государства подвергается критике, т. к. по существу, идет речь
697
Гоббс Т. Левиафан. МС Остин Д. Лекции для юристов по философии позитивного права. Лондон, 1873. С. 89.
699
Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М, 1910. Вып. 1. С. 281.
700 Чистое учение оправе Ганса Кельзена. М, 1988. Вып. 2. С. 146.
701 Там же. Сне о правовом государстве, а, скорее, о государстве законов, в котором законы могут носить и неправовой характер, защищая произвол властей и нарушение прав человека. В СССРв конце х гг. XX века была выдвинута концепция социалистического правового государства, в которой была предпринята попытка совместить марксистско-ленинское учение о государстве с естественно- правовым подходом в деятельности государственной власти, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, народовластии, принципом разделения властей и т. д, что было вызвано происходящими в стране реформами в политической, социальной и экономической системах общества (Перестройка, Демократизация, Гласность»).Однако концепция не получила дальнейшего развития в связи с распадом СССР и отказом от социалистического пути развития большинством стран социалистического лагеря Сточки зрения юридической науки концепция социалистического правового государства считается противоречивой, т. к. тоталитарный режим социалистического государства несовместим, с устоявшимися в науке взглядами о понятии и признаках правового государства. Таким образом, вся история философско-правовых учений о правовой государственности представляет собой богатейшее собрание идей и концепций без знания, которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства. Понятие и признаки правового государства В современной научной и учебной литературе существует множество определений правового государства. Так, например В. И. Власов считает, что Правовое государство – это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма, верховенства закона, гражданского (социального) согласия, гарантированности, реальности и защищенности прав и свобод человека (гражданина, взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка»
702
Согласно либертарно-юридической концепции правового государства В. С. Нерсесянца: Правовое государство в его современном общераспространенном смысле – это, как мы уже неоднократно отмечали, специальная государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая (соответствующая условиями потребностям гражданского общества)
702
Власов В. И. Теория государства и права : учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов н/Д : Феникс, 2002. С. 211.

540 модель реализации идеи господства права в публично-политической сфере, специальная, новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публично-политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина»
703
По мнению А. В. Малько: правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений»
704
Однако, несмотря на множество существующих определений правового государства по нашему мнению правовое государств – это государство, власть которого основана на естественном праве, ограничена естественным правом, и реализация стоящих передним задачи функций осуществляется с учетом естественного права. Мы согласны с НА. Пьяновым, что ни одно определение, не раскрывает всех сторон правового государства, как сложного и многогранного явления. Поэтому, представляется необходимым, как и любое государство рассматривать правовое государство в широком и узком значениях. Правовое государство в широком смысле – это, по сути своей, правовое общество, которое характерно для гражданского общества при широкой его трактовке и фактически с ним сливается. В узком смысле правовое государство представляет собой политическую организацию гражданского общества
705
Поэтому рассматривая понятие, сущность и признаки правового государства мы рассматриваем его в узком смысле, то есть как политическую организацию управляющую обществом. Сущность правового государства невозможно понять без раскрытия его наиболее важных признаков. Отечественные и зарубежные ученые выделяют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако к основным необходимо отнести
1. Правовое государство – это демократическое государство, в котором источником власти является народ, осуществляющий свою власть непосредственно или через свои представительные органы. По мнению Л. А. Морозовой правовое государство представляет высший тип демократического государства, который предполагает демо-
703
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник для юридических вузов и факультетов.иМ., 2001. С. 310.
704 Теория государства и права : курс лекций / под ред. НИ. Матузова, А. В. Малько. МС
Пьянов НА. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 219.

541 кратическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. Господство, или верховенство права предполагающий правовую организацию государственной власти, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основы конституционного строя страны, права, свободы и обязанности человека и гражданина, государственное устройство, система и компетенция государственных органов власти и местного самоуправления.
3. Связанность государства правом, то есть ограничение государственной власти посредством им же созданными законами, правовыми ус- тановлениями и предписаниями, определение компетенции, правовых пределов, для деятельности государства, его органов и должностных лиц
4. Неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать реализацию прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от нарушения их должностными лицами, государственными органами и другими субъектами, наделенными властными полномочиями.
5. Взаимная ответственность личности и государства предполагает, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только требует от граждан выполнения обязанностей (соблюдать законы, платить налоги, воинская обязанность, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные свои обязательства (защищать жизнь, здоровье, имущество граждан пенсионное обеспечение медицинское обслуживание и т. д.
6. Принцип разделения властей проявляется в функционировании трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая, из которых наделена собственной компетенцией и самостоятельностью в осуществлении своих полномочий, при этом существующая система сдержек и противовесов, позволяет каждой из ветвей власти осуществлять контроль друг за другом. Это дает возможность функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти в одних руках. Вместе стем данный принцип предполагает единство системы государственной власти, согласованность действий всех государственных органов.
706
Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. МС. Правовое государство – это социальное государство, то есть государство политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Современная концепция правового государства – это социальная концепция правового государства, поэтому государства, считающие себя правовыми, провозглашают себя и социальными государствами. В отечественной юридической литературе к наиболее важным признакам социального государства принято относить следующие
1) демократическую организацию государственной власти и наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения
2) высокий уровень экономического развития страны, позволяющий перераспределять доходы, не ущемляя существенно положения собственников
3) социально ориентированную структуру экономики, чтопрояв- ляется в многообразии форм собственности
4) наличие гражданского общества, в котором государство, будучи правовым, является инструментом проведения социально ориентированной политики
5) социальную направленность государственной политики, что проявляется в разработке государством разнообразных социальных программ и определении порядка их реализации
6) наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий жизни, социальной защищенности, равных стартовых возможностей для самореализации личности
7) наличие развитого социального законодательства
8) повышенная забота государства о социально незащищенных категориях граждан детях, инвалидах, престарелых
9) стремление к достижению полной занятости населения
10) признание и выполнение международных правовых актов конвенций, резолюций, договоров, программ) по социальным вопросам. С учетом сказанного можно определить социальное государство как государство, ставящее перед собой цель удовлетворение интересов и потребностей граждан, справедливое и равномерное распределение в обществе материальных и нематериальных благ, обеспечивающее мир, порядок и бесконфликтное социальное развитие. На современном этапе в мире утвердились две модели правовой государственности. В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, германской юриспруденции свойственно
707
Пьянов НА. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 226.
708
Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. МС интерпретировать право, свободу, государство, как некие неразрывные категории. Эта модель правового государства содержит в себе огромный либеральный потенциал. Если немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка, то англо-американская модель предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях становится необходимостью. Причем громадную роль в рамках этой модели играет суд, являющийся своеобразным буфером между индивидом и властью. Здесь в общественном сознании, ив правовой системе утвердился тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законами распоряжениям властных структур, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия, прежде всего суду, считая его важным гарантом прав человека.
Англо-американская модель представляет собой очень гибкую восприимчивую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей. Имея некоторые слабые стороны, эта модель несет непреходящее гуманистическое значение
709
Важно отметить, что ученым принадлежит большая роль в разработке концепции правового государства, однако мнения по поводу реализации данной теории разделились. Одни из них скептически настроены к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме другие считают это учение перспективным, так как оно позволяет в будущем избавить людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.
1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   55


написать администратору сайта