Главная страница

Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
АнкорApreleva_uchebnik.doc
Дата11.02.2018
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
ТипУчебное пособие
#15438
страница52 из 60
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   60

3. Законы и принципы диалектики



Категории диалектики могут использоваться мышлением обыденным, конкретно-научным, философским и т.д. В составе теории диалектики отдельные категории включаются в такие ее компоненты, как закон, принцип, требование. В трудах Ф.Энгельса развернуто содержание трех широко известных основных законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Закон науки, отображая объективные, устойчивые, существенные, необходимые, повторяющиеся отношения, по своей логической форме есть суждение всеобщности и необходимости. Законы диалектики отличает всеобщность, а отдельные категории оказываются логическим средством формулировки законов; закон фиксирует закономерную связь, выраженную через соотношение категорий. За каждой категорией стоит определенная закономерность. Так формулировка "закон причинности" требует использования общедиалектических категорий "причина" и "следствие". За категориями качества и количества стоит закон перехода количественных изменений в качественные и обратно; за категориями необходимого и случайного - закономерность, выраженная формулой "случайность - форма проявления и дополнение необходимости".

При характеристике диалектики используется понятие "требование". Четыре основных требования диалектики можно отметить; во-первых, это объективность и всесторонность рассмотрения; во-вторых, это рассмотрение предмета в развитии; в-третьих, требование учета конкретности истин. Нарушением требования объективности и всесторонности рассмотрения и, следовательно, антиподом диалектики выступают софистика и эклектика.

За требованием диалектического метода стоят общедиалектические принципы. Понятие "принцип" или, говоря проще, исходная точка зрения составляет стержень любого мировоззрения. Философское мировоззрение может быть определено как система принципов, составляющих основу того или иного понятия природной и социальной реальности. На уровне принципов, в отличие от отдельно взятых категорий, происходит размежевание различных философских направлений, систем. В своей логической форме принцип сходен с законом, это тоже суждение всеобщности и необходимости: весь мир един (принцип единства мира); все в мире связано (принцип всеобщей связи); мир бесконечен (принцип неисчерпаемости материи); все в мире детерминировано (принцип детерминизма); все в мире развивается (принцип развития или историзма); все в мире противоречиво - быть непротиворечивым значит не существовать (принцип противоречивости). В наше время все более широкое признание получает также принцип системности, как одна из наиболее характерных черт стиля научного мышления ХХ века.

Диалектика немыслима вне принципа противоречивости всего сущего или, в иной, более распространенной форме выражения, вне закона единства и борьбы противоположностей. Кратко диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей.

Каждая пара категорий дает в соотношении своих сторон объективное диалектическое противоречие: движение и покой, тождество и различие, единое и многое, необходимое и случайное, действительное и возможное, сущность и ее проявления и т.д. Это противоположности, а в единстве между ними заложено противоречие.

Противоположности или стороны противоречия одновременно находятся в отношениях взаимоисключения, взаимополагания и частичного тождества, взаимопроникновения.

Проблема противоречия не расторжима с проблемой сущности движения, тех изменений, которые постоянно совершаются и в бытии и в мышлении. Противоречие как взаимодействие противоположностей трактуется в динамике в качестве сущности или внутреннего источника всякого изменения - от элементарного механического перемещения и до развития. Эта мысль и фигурирует обычно под названием закона единства и борьбы противоположностей. Ее можно передать и так: все в мире объективно противоречиво; каждое противоречие нестационарно, способ существования противоречия - движение, изменение; первый шаг в постижении сущности любых изменений - выявление противоречивости явлений и процессов.

Вследствие происходящих в предмете изменений он никогда не бывает равным самому себе и выступает как внутренне противоречивый. Даже простое внешнее сопоставление двух вещей вскрывает единство тождества и различия: каждая вещь одновременно и тождественна с другой, и отлична от другой.

Предмет есть единство устойчивости и изменчивости, положительного и отрицательного, отмирающего и нарождающегося и т.д. Каждый предмет, каждое явление есть единство противоположностей. Каждая из сторон единого целого существует лишь постольку, поскольку существует другая, противоположная ей сторона.

1 сторона - взаимополагание, взаимообусловленность, взаимопроникновение противоположных сторон, свойств, тенденций развития целого - существеннейшая черта всякого единства противоположностей.

2 сторона - их взаимное отрицание (борьба противоположностей).

Итак, сущность диалектического противоречия - такое взаимоотношение и взаимосвязь между противоположностями, когда они взаимно утверждают и отрицают друг друга и борьба между ними служит двигательной силой, источником развития.

Борьба противоположностей есть двигательная сила, источник развития: "Развитие есть "борьба" противоположностей".1

Важная особенность диалектического развития: движение, развитие осуществляется как самодвижение, саморазвитие.

Противоречия не есть нечто неподвижное, неизменное. Раз возникнув, они развиваются, проходят определенные стадии, ступени:

1) этап развития, развертывания противоречий;

2) этап разрешения этих противоречий - снятие данного единства, его исчезновение, что совпадает с коренным качественным изменением предмета. Всякой сущности соответствует множество изменчивых ее проявлений, каждое качество внутренне многообразно.

Движение - это способ существования противоречия, а противоречие, в свою очередь, сущность или источник движения. Закон единства и борьбы противоположностей носит всеобщий характер, т.е. действует во всех сферах жизни: от наиболее элементарных процессов на уровне физической материи до сложнейших явлений общественной жизни и духовного мира человека.

"Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение".1

Итак, сущность закона единства и борьбы противоположностей: это закон, в силу которого всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрицания; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновением старого и возникновением нового.

Идея развития является важнейшим философским принципом и часто диалектику определяют как учение о развитии, науку о законах развития. Предпосылки идеи развития вызревали как в философии, так и в естественных науках. Идеи изменчивости эволюции высказывались Бюффоном, Кантом, Ламарком, Тюрго, Кондорсе. Впервые эта идея реализуется в качестве основополагающего принципа в философии Гегеля. Далее идея историзма как всеобщий, фундаментальный, методологический ориентир подхода ко всему и вся все более утверждается в культуре.

Принцип развития ориентирует нас на признание закономерности обновления, неизбежности неожиданного, уникального. Чтобы нарисовать картину развития вообще нужно использовать весь арсенал диалектических категорий, не сводя развитие только к процессу необратимых качественных изменений, имеющих определенную направленность. Развитие - это единство изменений качественных и количественных, обратимых и необратимых, системности и асистемности, закономерного и уникального, преемственности и поступательности и т.д.

Такие законы диалектики как закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, отрицание отрицания характеризуют определенные стороны процесса развития.

Процесс исчезновения, уничтожения старого и возникновения нового получает свое обоснование в законе перехода количественных изменений в качественные и обратно. Вне отношения и взаимодействия одной вещи с другими ничего о них знать невозможно.

Вещь - совокупность тех или иных свойств, и познать вещь - значит установить, из каких свойств она состоит?

Сами свойства вещи представляют собой проявление чего-то более существенного, что характеризует вещь. Это более существенное - есть качество вещи. Качество определяет вещь именно как эту, а не иную вещь; представляет собой нечто большее, чем простую совокупность даже существенных свойств, ибо оно выражает единство, целостность вещи, ее относительную устойчивость, тождественность с самой собой.

Структурность вещи позволяет понять, почему изменение или даже утрата тех или иных свойств вещи не ведет непосредственно к изменению ее качества. Качество вещи тождественно с ее конечностью.

Количество. Гегель говорил, что количество есть "снятое качество", т.е. анализ вещей как качества неизбежно приводит нас к категории количества. Количество есть выражение однородности вещей, их подобия, сходства, вследствие чего они могут подвергаться операции увеличения или уменьшения, разделения или объединения. Отличие количества от качества заключается в том, что можно изменить некоторое количество свойства без того, чтобы вещь претерпела какие-либо значительные перемены. Следовательно, количественная определенность не столь тесно связана с состоянием вещи, как качественная.

Связь и взаимозависимость качества и количества называется мерой вещи. Категория меры - такое взаимоотношение между этими сторонами объекта, когда качество его основано на определенном количестве, а последнее есть количество определенного качества. На какой-то ступени количественные изменения достигают такого уровня, когда былая гармония качества и количества превращается в дисгармонию. И тогда старое качественное состояние уступает место новому, словом, происходит то обновление существующего, которое и составляет сущность диалектического развития. Новое качество порождает новые количественные изменения. Количественные изменения совершаются непрерывно и постепенно. Качественные изменения происходят в виде перерыва непрерывности, постепенности. Это значит, что развитие, будучи единством количественных и качественных изменений, есть вместе с тем единство непрерывности и прерывности.

"... жизнь и развитие в природе включают в себя и медленную эволюцию, и быстрые скачки, перерывы постепенности".1

Завершая какой-либо процесс, скачок означает момент качественного изменения предмета, перелом, критическую стадию в развитии. Это период наиболее интенсивного развития, когда старое, отжившее преобразуется, расчищая место для новых, более высоких ступеней процесса. Развитие можно представлять в виде "узловой линии мер" (Гегель).

Типичные и наиболее общие формы скачков:

1) форма сравнительно быстрого и резкого превращения одного качества в другое;

2) форма постепенного качественного перехода, когда объект изменяется не сразу и не целиком, а отдельными своими сторонами, элементами, путем постепенного наполнения качественных изменений.

Формы скачка находятся в зависимости не только от природы объекта, но и от условий, в которых он находится. Этот закон есть такая взаимосвязь и взаимодействие количественных и качественных сторон предмета, в силу которых мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы объектов и условий их развития в разнообразных формах.

Закон отрицания отрицания. Существенную роль в процессе развития играет отрицание. Качественное превращение возможно лишь как отрицание старого состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание.

"Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования".2

Смысл диалектического развития - в таком способе отрицания, который обусловливает дальнейшее развитие. Развитие - это цепь диалектических отрицаний, каждое из которых не только отвергает предшествующие звенья, но и сохраняет положительное, содержащееся в них, все более т более концентрируя в высших звеньях богатство развития в целом. Отрицание: 1) есть условие и момент развития; 2) есть момент связи нового со старым. Предмет одновременно и отрицается, и сохраняется:

а) без предшествующего развития не было бы основы для новых форм;

б) все, что сохраняется от предшествующей ступени развития, переходит на следующую ступень в существенно преобразованном виде.

Отношения исходной формы и первого отрицания - это отношения противоположностей, двух противоположных форм. Необходимость новой ступени отрицания обусловлена следующим: исходная форма и то, что ее отрицает, представляют собой противоположности, они содержат в себе абстрактную односторонность, которая должна быть преодолена, чтобы стало возможным дальнейшее развитие. Поскольку подвергается отрицанию то, что отрицало исходную форму, следовательно, двойное отрицание ведет к восстановлению некоторых сторон, черт этой исходной формы.

"От утверждения к отрицанию - от отрицания к единству с утверждаемым, - без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом" .1

Тенденции отрицания:

1) спиралевидность;

2) тенденция поступательного, восходящего движения;

3) необратимость процесса отрицания отрицания.

Итак, закон отрицания отрицания есть закон, действием которого обусловливается связь, преемственность между отрицающим и отрицаемым, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое "зряшное" отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное содержание предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, восходящий характер.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ


1. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает - МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ.

3. Закон отрицания отрицания характеризует НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ.

КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЧКОВ


1. По длительности: а) быстрые; б) медленные;

2. По форме: а) однократные; б) многократные;

3. По глубине: а) поверхностные; б) глубокие;

4. По полноте: а) частичные; б) полные;

5. По направлению: а) прогрессивные; б) регрессивные;

а) ненаправленные



СТРУКТУРА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ


Материалистическая диалектика




Материального единства мира




Закон единства и борьбы противоположностей




Всеобщей связи




Закон перехода количественных изменений в качественные




Всеобщего движения и развития




Закон отрицания отрицания




Единство теории и практики




Сущность

Явление




Партийность




Содержание

Форма










Причина

Следствие




ПРИНЦИПЫ




Необходимость

Случайность










Возможность

Действительность




ЗАКОНЫ




Часть

Целое
















КАТЕГОРИИ




Единичное

Особенное

Общее














ДВЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ


Признаки сравнения

Метафизическая

концепция

Диалектико-материалистическая

концепция

Познание источника движения и развития.

Почему совершается движение?

Что служит источником развития?

В тени остается источник движения, его двигательная сила

Основное внимание уделяется познанию источника, внутренним импульсам к развитию, даваемым противоречием, столкновением различных сил и тенденций

Познание механизма возникновения нового.

Происходит ли новообразование в процессе развития?

Развитие рассматривается как простое увеличение или уменьшение, как рост

Развитие рассматривается как превращение количественных изменений в качественные, с прерывностью постепенности, с переходом за границы меры

Познание направленности развития.

Имеется ли направленность в движении и развитии?

Движение рассматривается как простое повторение или уничтожение


Развитие рассматривается как возникновение нового с повторением пройденных этапов на новом уровне, как процесс необходимых качественных изменений

Познание взаимосвязей процессов развития.

Существует ли взаимосвязь предметов и явлений?

Связи упрощаются, не выделяются ведущие, равновесие

Рассматриваюся взаимозасимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления


СТРУКТУРА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ

ПРОТИВОРЕЧИЕ есть взаимодействие между противоположными сторонами предмета, явления




ЕДИНСТВО противоположностей

БОРЬБА противоположностей





ВЗАИМОПО-ЛАГАНИЕ

Одна противоположность существует только при существовании другой

ВЗАИМО-ОБУСЛОВ-ЛЕННОСТЬ

Изменение одной противоположности влечет за собой изменение другой

ВЗАИМО-ПРОНИКНО-ВЕНИЕ

Одна противоположность присваивает черты другой

ВЗАИМОИС-КЛЮЧЕНИЕ, ВЗАИМО-ОТРИЦАНИЕ

Одна противоположность стремится подавить другую, разрушить их единство


ФАЗЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ


Фаза противоречия

Содержание

Возникновение

Противоречие существует в возможности,

выступает как тождество, содержащее несущественные различия. В тождестве появляются существенные различия

Развертывание

Существенные различия перерастают в противоположные стороны противоречия. Противоположности активно взаимодействуют между собой, взаимопроникают, взаимоисключают.

Одна из противоположностей стремится к сохранению существующего

единства, другая к разрушению единства противоположностей

Разрешение

Разрешение данного единства противоположностей и смена его новым. Два типа разрешения:

1) Кризис. Разрыв противоположностей.

2)Слияние противоположностей. Система, объект приобретает новое качество




Система (вещь, явление, процесс)

Возникно-вение

Возникно-вение

Возникно-вение

Возникно-вение


ФАЗЫ РАЗВИТИЯ И СФЕРЫ
ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ



Фазы развития противоречия

Сфера действия противоречия

Их соединение или разрыв



Противоположность

Существенные различия

Различие

Тождество


Общественная жизнь, процесс познания. В обществе протиивоположности существуют как столкновение интересов субъектов

Живая природа

Природа, общество, познание


Определение основных понятий философии

Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии действительности через взаимодействие противоположностей, а также основанный на этом учении метод познания.

Метафизика - противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия.

Развитие - направленный процесс закономерных необратимых качественных изменений действительности.

Эволюция - в широком смысле: синоним развития. В узком смысле: представление о медленных, постепенных количественных изменениях в отличие от революции.

Революция - коренное скачкообразное качественное изменение в развитии общества или познания.

Прогресс - тип развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, возрастанием числа возможностей развития.

Общественный прогресс - направление развития человеческого общества, характеризующееся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Регресс - развитие в обратном прогрессу направлении. Закон - существенная, необходимая, общая связь явлений. Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.

Качество - существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.

Количество - несущественная определенность объекта, относительно безразличная к его качественной определенности.

Мера - интервал количественных изменений объекта, в рамках которых он сохраняет свою качественную определенность.

Скачок - процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры.

Отрицание - момент развития, характеризующий переход от одной стадии развития к другой в единстве уничтожения и сохранения.

Определение основных понятий философии

Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии действительности через взаимодействие противоположностей, а также основанный на этом учении метод познания.

Метафизика - противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия.

Развитие - направленный процесс закономерных необратимых качественных изменений действительности.

Эволюция - в широком смысле: синоним развития. В узком смысле: представление о медленных, постепенных количественных изменениях в отличие от революции.

Революция - коренное скачкообразное качественное изменение в развитии общества или познания.

Прогресс - тип развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, возрастанием числа возможностей развития.

Общественный прогресс - направление развития человеческого общества, характеризующееся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Регресс - развитие в обратном прогрессу направлении. Закон - существенная, необходимая, общая связь явлений. Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.

Качество - существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.

Количество - несущественная определенность объекта, относительно безразличная к его качественной определенности.

Мера - интервал количественных изменений объекта, в рамках которых он сохраняет свою качественную определенность.

Скачок - процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры.

Отрицание - момент развития, характеризующий переход от одной стадии развития к другой в единстве уничтожения и сохранения.


Семинарское занятие на тему: Развитие мира и его законы





  1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики.

  2. Диалектика и ее альтернативы. Синергетика.

  3. Основные принципы и законы диалектики.

  4. Диалектические категории.

Литература для самостоятельного чтения:


Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997.

Алтухов В.Ф. О становлении новой формы диалектики // Философские науки. 1990. №2.

Введение в философию Ч. 2. М., 1989.

Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. 1997. №3.

Идеалистическая диалектика ХХ века. М., 1987.

Кедров Б.Н. Беседы о диалектике. М., 1989.

Князев Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12.

Князев Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998. №4.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Критика немарксистских концепций диалектики ХХ века. М., 1988.

Курдюмов С.П. Антропологический принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3.

Лутай В.С. О разработке теории материалистической диалектики // Философские науки . 1990. №2.

Майнцер К. Сложность и самоорганизация// Вопросы философии. 1997. №3.

Мир философии. Ч. 1. М., 1991.

Основы современной философии. СПб., 1997.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. №1.

Ротенфельд Н. Неклассическая диалектика. Подход к проблеме // Философские науки. 1992. №1.

Рузавин Г.И. Диалектика и современное научное мышление // Философские науки. 1991. №6.

Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. 1989. №5.

Современные зарубежные концепции диалектики: критические очерки. М., 1987.

Философия / Под ред. В.Д. Губина. М., 1996.

Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1995.

Философские науки. 1990. №2.

Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1997.

Темы рефератов:


1. Диалектика и синергетика.

2. Неклассические формы диалектики в философии ХХ века.

3. Негативная диалектика франкфуртской школы.

4. Органическая диалектика и ее особенности в русской философии.

5. Диалектика и метафизика – два исторически сложившихся метода в философии.

Вопросы и упражнения:


1. Как соотносятся между собой понятия “движения”, “развития”, “изменения”?

2. Существуют ли общие критерии развития для живой и неживой природы, а также для общества?

3. Приведите примеры перехода количественных изменений в качественные, диалектического и метафизического отрицания, единства и борьбы противоположностей.

4. Всякое ли количественное изменение приводит к новому качеству?

5. В чем состоит специфика диалектических категорий? Покажите на конкретных примерах как определенное сочетание категорий становится закономерностью, законом.

6. Какими свойствами должна обладать связь, чтобы она получила статус закона?

7. Объясните принципиальное различие в понимании движения с точки зрения метафизики и диалектики.
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   60


написать администратору сайта