Главная страница

Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
АнкорApreleva_uchebnik.doc
Дата11.02.2018
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
ТипУчебное пособие
#15438
страница55 из 60
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   60

3.Свобода личности и ответственность



Одной из важнейших и вечно актуальных проблем философии была и остаётся проблема свободы.

Свобода – Фундаментальное качество человеческой личности, родовой признак человека. Для личности обладание свободой является главным, непременным условием её функционирования, развития. Всякое произвольное ограничение свободы личности, чрезмерная и жесткая регламентация сознания личности и ее поведения, превращения человека в исполнительного робота, "винтика" чужой воли - человека или государства - наносит огромный вред как личности, так и обществу. Именно благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто и не только приспосабливаться к существующим условиям реальной действительности, а активно преобразовывать её в соответствии своим целям и интересам.

Однако нет и не может быть абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества. Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность обретает относительную свободу, когда она познает реальные условия своего быта. Отсюда проистекает известная философская максима: "Свобода - это познанная необходимость".

Решение соотношения свободы и необходимости имеет большое значение для оценки веек поступков люд. Если люди не обладают свободой, действуют лишь в силу железной необходимости, то теряет смысл вопрос о личной ответственности человека за результаты его поведения. Человек, лишённый свободы поведения, - это марионетка, всеми поступками которой управляют внешние силы. Возможны две крайности в решении проблемы свободы и необходимости. Первая заключается в признании абсолютной свободы человека, в отрицании причинной обусловленности поведения, обусловленности, другая – б абсолютизации идеи детерминизма, в признании идеи фаталистической предопределённости всех и всяческих поступков человека.

Истина, видимо, коренится в диалектическом признании социального детерминизма и свободы воли человека. Все поступки человека, так или иначе, причинно обусловлены. Но, во-первых, поступки человека направляются и внутренними побуждениями, а во-вторых, человек в состоянии мысленно реагировать на одни и те же воздействия неоднозначно. Человек не выбирая объективных условий своей деятельности, свободен в определении целей своей деятельности и в выборе средств поставленных перед собой целей. В той мере, в какой он свободен, он ответственен за результаты.

Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным обpазом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику, чтобы сделать людей не ограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим.

В истории развития понятия свободы и понятия творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждение, каузальности, свободы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля иЭпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причём возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпохуРенессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развёртывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает философии естественного права (Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689г. В Англии – билль о правах), сдерживаемое всё углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В немецкой религии и философии, начиная от Мейстера Зкхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также в немецком идеализме (до Шопенгауэра и Ницше) ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу Фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причём основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определённого бытия и подлинного бытия.

Человек изначально духовно свободен. Уничтожение духовной свободы равнозначно уничтожению человеческого в человеке. Его духовная свобода не социальна, а экзистенциальна. Это значит, что свобода человеческой личности не дается ей обществом, принадлежит человеку в силу его природы как его органическое право. Общество же, если оно не тоталитарно, должно признать свободу человека, его право на свободное распоряжение самим собой. Поэтому необходимо признать значение внерационального для свободы личности. Прежде всего, вне рациональное имеет смысл непредсказуемого. С.Л.Франк писал: "Свое собственное, вольное и свободное хотенье" – самостоятельное хотенье, не требующее никаких внешних оправданий - такие оправдания ровным счетом ничего не прибавляют, они не обязательны - это означает, что человек есть непредсказуемость, принципиальная непредсказуемость, в том числе и для самого себя. И это крайне важно – ибо только при этом условии возможна его свобода. Все теории,- а это теории рационалистического типа, – разлетаются вдребезги потому, что "рационализм, требуя свободы для себя, в своей идее устройства жизни на основании рационального порядка имеет сильнейшую имманентную тенденцию к началу государственного регулирования, подавлению той иррациональности и сверхрациональности, которая образует самое существо свободы личности".1

Непредсказуемость означает, во-первых, неопределённость каждого последующего момента бытия личности характером предшествующих моментов. Человек потенциально способен изобрести (придумать, "сотворить") новый способ самодетерминации, неожиданный не только для самого себя, но и неизвестный науке о человеке. Во-вторых, непредсказуемость означает принципиальное превосхождение человеком любой теории о человеке (создание такой теории есть в известном смысле попытка "превзойти самого себя").

Третий аспект непредсказуемости состоит в том, что можно назвать "правом личности на тайну". Право на тайну имеет принципиальное значение для идеи суверенности или закономерности личности. "Дай себе закон!" - этот призыв Канта подчеркивает, что личность постольку остается личностью, то есть не превращается в рядовой предмет среди предметов, поскольку является источником собственного самоопределения в мире. И в этом выражается ее свобода. Внутренний механизм самоопределения скрыт от наружного наблюдения. Он, конечно, должен быть ограждён от неосторожных вмешательств извне, которые могут разрушить его. В числе таких неосторожных вмешательств оказывается и попытка исчерпывающе описать индивидуальный мир личности средствами науки. Рациональным методам то поддаётся универсальный абстрактный индивид, а не отдельный, уникальный конкретный человек. Сфера разума – универсальное и типичное. Поэтому ограничивать описание личности рациональными средствами - значило бы уровнять ее с другими, а точнее, – подвести под определенный тип, группу, класс. Но это же означало бы, что уникальный мир личности оказался бы общедоступным, ибо рационально то, что общедоступно, изъяснимо и объяснимо. Тайна личности бы нарушена, а вместе с ней нарушена и свобода самоопределения личности. Между тем "все духовное и великое возникает в жизни - таинственным образом из себя самого и через самого себя… Так воспламеняется любовь; так человек молится; так творится искусство; так строится наука; так преодолеваются духовные кризисы; так крепнет духовный характер человека; так совершаются героические поступки".1

Сам дар мышления приводит к осознанию неполноты чисто чисто рационального подхода к миру и человеку. Самоограничение разума есть на деле на деле расширение его возможностей. Но для этого он должен стать мыслящей ("разумной") любовью или - живым разумом. Живой, способный любить, - такой разум может прикоснуться к тайне конкретной личности, постичь ее, не разрушая, а следовательно, не убивая свободы личности. Именно поэтому познавательное значение любви подчеркивается многими мыслителями. Мыслящая любовь открывает ещё один важнейший аспект связи свободы и внерациональности. Внерациональность раскрывается как сверхрациональность, ибо свобода может жить лишь в той душе, для которой существует на земле нечто священное. Иначе говоря, любящий разум лежит в основании ценностного отношения к миру. Ценность сверхрациональна потому, что принимается или отвергается и при отсутствии рационального оправдания. В этом смысле она выше разума, сверхразумна. Рациональные оправдания желательны, но не являются непосредственной основой ценностного отношения. Жизнь человека, достоинство личности, историческая государственность (государство как "правовая форма Родины" Ив.Ильин) и целый ряд других – являются безусловными ценностями, то есть такими, которыми невозможно пренебречь ни при условиях и ни по какому поводу. Они принимаются (или не принимаются) исходя из того, что выступают целью самой по себе. Например, Вл.Соловьев определяет достоинство личности следующим образом (с опорой на категорический императив Канта): "Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство...- он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, т.е. блага большинства других людей".1

Принцип человеческого достоинства, по Соловьёву, тождественен безусловной ценности каждого лица. Ценностное отношение определяет свободу как противоположность субъективному произволу. Оно раскрывает ее как свободу творчества. Творчество свободно не в тон смысле, чтобы ум к человека мог по своей произвольной воле, по заранее обдуманному плану намеренно создавать произведение, претендующее стать художественным, поэтическим, научным, философским и др.Умственные и волевые усилия являются необходимыми, но не достаточными условиями творчества. Важно суметь приобрести внутреннюю раскрепощённость, очиститься от внешнего и наносного, мелкоэгоистического и суетного. Творческая душа свободна в том смысле, что вминуту творчества она не связана ничем чуждым и противным вдохновению, ничему внешнему по отношению к творчеству не послушна. Тогда она открыта образам, мыслям, звукам, которые приходят в душу, готовую их встретить и принять. Человек становится открытым истине, добру, красоте. Без осознания ценностей невозможен дух свободного исследования. Несамостоятельность и покорность ума принуждает лишь самонадеянно переиначивать чужую мысль. Действительная же свобода творчества преодолевает соблазн дурной свободы - "свободы" от совести, от чести, от собственного достоинства, от культуры. Действительная свобода - основа человеческого в человеке.

1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   60


написать администратору сайта