Главная страница

Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
АнкорApreleva_uchebnik.doc
Дата11.02.2018
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
ТипУчебное пособие
#15438
страница59 из 60
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   60

Вопросы для повторения



1. Понятие философского знания. Соотношение философии и частных наук.

2. Предмет философии.

3. Мировоззрение и его структура.

4. Предназначение, смысл и функции философии.

5. Понятия онтологии, гносеологии и аксиологии. Их соотношение и место в философии.

6. Этапы развития античной философии, основные философские школы.

7. Милетская школа античной философии. Понятие гилозоизма.

8. Элейская школа античной философии. Понятия монизма и пантеизма.

9. Механицизм и атомизм античной философии.

10. Диалектика Гераклита.

11. Космология пифагорейской школы V в. до н.э.

12. Гносеология и этика Сократа.

13. Этические школы Древней Греции: гедонизм и кинизм.

14. Учение Платона об идеях.

15. Платон о государственном устройстве.

16. Логика Аристотеля.

17. Метафизика Аристотеля. Учение о материи и форме.

18. Этика Аристотеля.

19. Этические школы эпохи эллинизма: стоицизм и эпикурейство.

20. Средневековая философия. Понятия теоцентризма и схоластики.

21. Гносеология средневековой философии. Учение об откровении.

22. Онтология средневековой философии. Учение о креационизме.

23. Блаженный Августин и его учение о трансценденции.

24. Средневековый спор об универсалиях. П. Абеляр.

25. Учение Фомы Аквинского. Понятие томизма.

26. Философия Нового времени. Пантеизм и учение о “двойственной истине”.

27. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода.

28. Дуализм Р. Декарта и идея научного метода.

29. Метафизика Спинозы.

30. Этика Спинозы.

31. Монадология Лейбница.

32. Теория познания Локка.

33. Субъективизм Беркли и Юма. Понятие солипсизма.

34. Учение Канта об априорном знании.

35. Антиномии Канта.

36. Этика Канта. Кантовский категорический императив.

37. Эвдемонизм Канта. Категории: долг, достоинство, удовольствие.

38. Практический императив Канта. Человек как цель, а не средство.

39. Логика Гегеля. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.

40. Диалектика Гегеля.

41. Учение Гегеля об абсолюте и целом. Государство, нация, человек в его системе.

42. Понятие диалектического метода Гегеля и его судьба.

43. Антропологический материализм Фейербаха.

44. Гегель и Фейербах: сопоставление онтологии и гносеологии.

45. Религия любви Фейербаха.

46. Сенсуализм Фейербаха.

47. Фейербах и Маркс.

48. Историческая философия К. Маркса. Концепция отчуждения.

49. Традиции и особенности русской философии конца XIX - начала ХХ вв.

50. Метафизика Вл. Соловьева.

51. Русская идея Вл. Соловьева.

52. Персоналистическая философия Н. Бердяева.

53. “Философия жизни” Шопенгауэра. “Мир как воля и представление”.

54. Учение Ницше о “переоценке ценностей”.

55. Учение Ницше о человеке и сверхчеловеке.

56. Экзистенциализм и его проблематика. Понятия существования и сущности.

57. Онтология Хайдеггера. Подлинное и неподлинное существование.

58. Ясперс о “пограничной ситуации”. Проблема вины.

59. Сартр о проблеме свободы.

60. “Мир в Сизифе” А. Камю. Понятие абсурда.

61. Категория бытия в философии.

62. Проблема субстанции в философии.

63. Философское учение о материи.

64. Пространство и время - формы бытия материи.

65. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии.

66. Категории диалектики.

67. Законы диалектики.

68. Проблема человека в философии.

69. Философия и проблема смысла жизни.

70. Личность и проблема ценностных ориентаций.

71. Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности.

72. Философия и проблемы экологии.

73. Философия и экспериментальная наука.

74. Как формулируется по Энгельсу основной вопрос философии? Синонимы ли употребляемые им выражения “дух” и “мышление”?

75. Как соотносятся между собой понятия:

• дух и разум?

• разум и сознание?

• сознание и мышление?

76. Является ли разум единственной формой сознания? В каких еще формах обнаруживает себя деятельность сознания?

77. Что такое “истина”?

78. Что такое “благо”?

79. Как соотносятся друг с другом: “истина”, “благо” и “красота”?

80. Что такое “бессознательное” и “подсознательное”? Как соотносятся эти понятия с сознанием и духовной деятельностью?

81. В чем состоят различия и какая существует связь между понятиями: “чувство”, “рассудок”, “разум”?

82. В чем отличается разум от воли? Является ли воля духовной деятельностью? Как соотносится она с сознанием и разумом?

83. Что такое познание?

84. Что такое оценка? Чем она отличается от знания? Какие формы оценочной деятельности Вам известны?

85. Что такое философская рефлексия? Чем отличается “познание” от “самопознания”?

86. Конечен или бесконечен процесс познания? В каком смысле можно говорить о завершенности познания?

87. Что мы познаем: единичное или общее? Одинаковы ли пути их познания?

88. Какую роль в познании играет “опыт” и “практика”?

89. Какое значения для познания имеет повседневная практика? Каковы возможности и границы “здравого смысла”?

90. Что такое отражение? Всякая ли деятельность мысли связана с отражением? В чем односторонность понятия “отражение”?

91. Что такое “упреждающее отражение” и как оно возможно? Как соотносятся в нем наличное и предполагаемое?

92. Что такое образ? Что такое “понятие”? Чем понятие отличается от образа?

93. Что такое знание? Каковы пути получения знания?

94. Чем философское знание отличается от научного: является ли задачей философии получение знания?

95. Возможно ли вненаучное познание? Может ли выполнять функцию познания искусство?

96. Что такое агностицизм? Есть ли в агностицизме рациональный момент?

97. Что такое рационализм и эмпиризм? В чем односторонность того и другого?

98. Как различаются “чувственное” и “эмпирическое”? Может ли эмпиризм быть идеалистическим?

99. Что такое сенсуализм? Что общего между материалистическим и идеалистическим сенсуализмом и в чем их различие?

100. Что такое интуиция? В каком смысле возможно интуитивное познание?

101. Какое место в познавательной деятельности отводится понятию закона?

102. Что такое эмпирический закон? Как он открывается и каково его практическое значение?

103. Как возможно необходимое знание? Как этот вопрос решается Кантом и современной философией?

104. Какое различие между знанием и верой? Чем отличается вера в науке от веры в религии?

105. Что такое заблуждение? Как оно соотносится с истиной? Чем оно отличается от истины и лжи?

106. Что такое критерий истины? Какими критериями истины пользуется наука?

107. Как соотносятся друг с другом “знание” и “идеология”? Может ли идеология быть научной?

108. Что такое иррационализм и какое место в истории занимает это течение философской мысли?

109. Что такое “ментальность” и “менталитет”? Какую роль в современной культуре выполняет это понятие?

110. Что такое “метод” и “методология”? Какую роль они играют в познании?



1 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С.48.

1 Гурджиев Г.И. "Человек есть множественность//Человек. 1992. N2. С.47.

1 Хайдеггер М. Основные понятия метафизики//Вопросы философии. 1989. N9. С.116-122.

1 Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С.268.

2 Там же.

3 Там же.

1 Там же. С.269-270.

2 Фрагменты ранних греческих философов. М.Ч.1. 1989.

3 Антология мировой философии. М.Т1. Ч1. С.270.

4 Антология мировой философии. М.Т1. Ч1. С.273-274.

5 Там же. С.274.


1 Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. - М., 1989. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. С.209.

2 Там же. С.204.

1 Фрагменты ранних греческих мыслителей. С.192.

2 Там же. С.193.

3 Там же. С.196.

4 Фрагменты ранних греческих мыслителей. С.198.

5 Там же.

6 Там же. С.233.

7 Там же. С.234.

8 Там же. С.217.

9 Там же. С.198.

1 Цит. по: Таранов П.С. 500 шагов к мудрости: В 2Т. Донецк., 1996. Т.1. С.331.

1 Антология мировой философии. С.326-329.

2 Цит. по: Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. С.339-340.

1 Зороастризм возник около 3500 лет тому назад и восходит к пророку Зороастру, проведшему многие годы в скитаниях, стремясь познать истину. Истина ему открылась в виде представления о единственном Боге, вечно существующем творце всего благого. Акт творения сопровождается рождением двух первичных сущностей - добра и зла, которые являют собой основные противоположности бытия. Зороастр был первым, кто сказал о божественном суде над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем воскресении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединившихся душ и тел.

Новое учение раздражало и тревожило многих, ибо пророк порывал со старой, идущей от властителей и жрецов традицией, отводившей всем незнатным людям подземное царство после смерти. За свои идеи Зороастр жестоко поплатился, погибнув от кинжала жреца старой религии.

1 Фрагменты ранних греческих мыслителей. С.142.

2 Антология мировой философии. С.287-288.

1 Антология мировой философии. С.316.

2 Там же. С.316-318.

1 Burnet J. Greek Philosophi, Thales to Plato. London, 1914. Р.149.

1 Платон. Избр. диалоги: Пер. с греч. М.: Худ. лит., 1965. С.174-175 ("Пир")

2 Платон. Апология Сократа//Сочинения. М.,1968.Т.1. С.112.

3 Платон. Избр. диалоги. С.327 ("Федон")

1 Платон. Избр. диалоги. С.334 ("Федон")

2 Платон. Апология Сократа. С.98-99.


1 Логика - (от греч. logos - логос) - 1) способность правильно мыслить; 2) учение о методах познания. Логика как наука - учение о мышлении наука

1 Идеализм - (франц. ide'alisme, от греч. idea - идея) - в метафизическом смысле идеализм - это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи - объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума - субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте).

1 Аристотель. Метафизика. V,2, 1013а24-1013в21.

2 Там же.

1 Аристотель. Аналитика. I, 24б.

1 Аристотель. Метафизика. IX. 10, с.162.

1 Angus C.F. Cambridge Ancient HistorV, vol.VII. p.231.

1 См. Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С.476-503.

1 Лукреций. О природе вещей. Т.II. С.131.

2 Лукреций. О природе вещей. Т.II. С.132.

3 Атараксия (от греч. ataraksia) - невозмутимость, полное спокойствие духа.

1 Антология мировой философии; В 4 т. Т.1. Ч.1. С.355-356.

1 Схоластика (лат. scholasticus - школьный, ученый) - тип религиозной философии, основанной на соединении догматики рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики.

1 См. ниже о Августине Блаженном.

1 См. ниже о Фоме Аквинском.

1 Трансцендентный - букв. выходящий за пределы данной области явлений (посюстороннего) в сферу потустороннего. Трансцендентный - потусторонний, сверхъестественный, сверхчувенный.

2 Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. С.589.

3 Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. С.590.

1 Августин. Исповедь. - СПб., 1913

1 Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Ч.2. С.827-8331.

1 Николай Кузанский. Об ученом незнании. Соч. Т.1. С.53.

1 Николай Кузанский. Об ученом незнании. Соч. Т.1. С.110-111.

1 Сциентизм (от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

1 Бэкон Ф. Новая Атлантида. Соч. Т.2. С.499.

1 Бэкон Ф. Новый органон. Соч. Т.2. С.18.

2 Там же. С.22.

1 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С.428.

1 См. Декарт Рене. Сочинения. В 2 т. - М., 1989, Т.1.

1 "Трансцендентальное", по словам Канта, - обозначает то, что существует вне сознания, недоступно ему и непознаваемо. Понятием "трансцендентальное" утверждал Кант, - охватывается все, имманентное сознанию, то, что может быть познано и действительно познается.

1 См. об этом: Щербина A.M. Учение Канта о вещи в себе. Киев, 1904. VIII, 189 с.; Нарский И.С. Кант. М., 1976. С. 41-46; Нарский И.С. О роли «вещи в себе» и «ноумена» в кантовской гносеологии // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта: Межвуз. сб. Калининград, 1979. Вып. 4. С. 15-20; Дьяченко А.В. Критика кантовской «вещи в себе» и современное познание: Автореф. дис... канд. филос. наук. М., 1981 16 с.; Калинников Л.А. Понятия «вещь вообще» и «вещь в себе» и их роль в системе кантовского «критицизма» // Кантовский сборник: Сб. науч. тр. Калининград, 1985. Вып. 10. С. 3-11; Schrader G. The thing in itself in Kantian philosophV // Kant. A Collection of Critical EssaVs / Ed. bV R.P. Wolff. L; Melbourne, 1968. P. 172-188.

2 Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 333.

3 Кассирер Э. Кант и проблема метафизики. Замечания к интерпретации Канта Мартином Хайдеггером // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.С. 383.

1 Дмитриевская И.В. Проблема реальности в философии И.Канта // Кантовский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1994. Вып. 18. С. 90.

2 Кант И. Критика чистого разума. С. 333.

3 Там же. С. 135.

4 См.: Там же. С. 656-658.

5 При таком понимании «вещь в себе не есть объект, она есть субъект и потому не вещь». (Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря М., 1995. С. 176).

1 Кант И. Метафизика нравов вдвух частях. 1797 // Соч.: В 6т. М., 1965. Т. 4. Ч 2. С 302.

2 См.: Там же; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург, 1999. С. 68-69.

3 Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6т. М., 1964. Т. 3. С. 498.

4 Там же. С. 151.

1 Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 139.

2 Подробнее см.: Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. М.. 1991. С. 78-79.

3 См.: Simon J. Phenomena and Nomena: On the Use and Meaning of the Categories // Kant's TheorV of Knowledge: Selected Papers from the Third International Kant Congress / Ed bV L.W. Beck. Dordrecht: Boston, 1974. P. 45-51.

4 Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785 // Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 295.

1 Поэтому нам представляется несостоятельной точка зрения о том, что «вещи в себе суть ноумены, то есть духовные сущности, которые до некоторой степени могут быть постигнуты человеческим разумом» (Щербина А.М. Учение Канта о вещи в себе. Киев, 1904. С. 144.)

2 Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 332.

3 Rescher N. Noumenal CausalitV // Kant's TheorV of Knowledge: Selected Papers from the Third International Kant Congress / Ed. bV L.W. Beck. Dordrecht; Boston, 1974. P. 178.

4 Подробнее см.: Нарский И.С. Кант. М., 1976. С. 24-46.

5 Цит. по.: Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург, Нижневартовск. 1999. С. 80.

1 Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. Лосского. Мн., 1998. С.101.

2 Аналитическое суждение - утверждение, предположение, истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа: в котором предикат (логическое сказуемое) является частью субъекта (логического подлежащего). Например: "высокий человек есть человек" или "равносторонний треугольник есть треугольник".

3 Апостериорный - (от лат. a posteriori - из последующего) - знание, полученное из восприятия, на основании опыта.

1 Априорное (от лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

2 По Канту, ощущение - это то в нашем сознании, что не нами создано в нас и это доказывает реальность вещей вне сознания. Причины ощущений являются такими состояниями человеческого сознания, которые производны от воздействия на человека вещей или вещи самой по себе.

3 Примеры синтетических суждений (докантовского смысла): мы не можем просто путем анализа понятий открыть такие истины, как "вторник был дождливый день" или "Наполеон был великим полководцем".

1 Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т.3. С.127.


1 Апперцепция (от лат. ad - при и kuperceptio - восприятие) - в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта то же самое, что осознанное восприятие.

1 Кант И. Критика чистого разума. С.340.

2 Там же. С.342.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М., 1956. С. 442.

1 Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. – М., 1998. С. 236.

1 Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. С. 304.

2 Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. С. 305.

1 Там же. С. 311.

2 См.: Там же. С. 310-311.

1 Там же. С. 312.

2 Там же. С. 312.

3 Там же. С. 313.

4 Там же. С. 313

1 Там же. С. 615.

2 Там же. С. 616.

3 Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. – Л., 1936. С. 380.

1 Там же. С. 396.

2 Там же. С. 394.

3 Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. – М., 1996. С. 52.

4 Шеллинг Ф.В.Й. Историко-критическое введение в философию мифологии // Собр. соч.: В 2 т. – М., 1987. Т. 2. С. 162.

1 Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. С. 392.

2 Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства – М., 1996. С. 66.

1 Литературные теории классиков немецкого романтизма. – Л., 1934. С. 145.

2 Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. С. 621-625.

1 Мир философии. Ч.1. М., 1991. С.397.

1 Гегель: Соч. М., 1959. Т.4. С.2.

1 Гегель. Феноменология духа // Гегель. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа. М., 1959. С. 2.

2 Там же.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1955. С. 1.

1 Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. 1936. С. 360.

1 Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы. / Сочинения. С. 1005.

1 Фейербах Л. Избр. философские произведения. Т.1. С.202.

1 Там же. С.184.

2 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1.С.186.

1 Сенсуализм (лат. сенсус - чувство) - философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Противоположное ему - рационализм, признающий источником познания разум.

2 Фейербах Л. Избранные философские произведения. С.184.

1 Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.371.

1 Киреевский И. Полн.собр.соч. Т.2. М., 1861. С.306.

1
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   60


написать администратору сайта