Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Единичное, особенное, общее.

  • Причина

  • Детерминисты

  • Условия

  • Необходимость

  • Динамическая закономерность

  • Систематическая закономерность

  • 4. Возможность и действительность. Возможность

  • Процесс развития

  • Единичная

  • 5. Содержание и форма. Содержание

  • Внутреннее

  • Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
    АнкорApreleva_uchebnik.doc
    Дата11.02.2018
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
    ТипУчебное пособие
    #15438
    страница51 из 60
    1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   60

    2. Категории материалистической диалектики



    Категории - наиболее общие, фундаментальные понятия, пронизывающие все виды теоретического мышления.

    Категории материалистической диалектики:

    - итог познания, обобщение опыта познания и практики: "... если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий, диалектика познания, имеющая объективное значение".1

    - методологическая ценность: отражая свойства, отношения объективной реальности, категории выражают и закономерности мышления, они суть узловые пункты связи субъекта и объекта, под которые подводится все богатство предметов и явлений;

    - категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определенной системы категорий;

    - категории находятся в тесной связи с основными законами диалектики.

    1. Единичное, особенное, общее.

    Существование отдельных, ограниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью, характеризуется категорией единичного. Она выражает то, что отличает один объект от другого, что свойственно лишь данному объекту.

    Сущность свойств и отношений вещей выражается в категории общего, которая отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, между различными системами.

    Всякий объект есть единство общего и единичного. Связующее звено - особенное. Любая вещь и отлична от всех других, и вместе с тем в каком-то отношении сходна с ними, обладает свойствами, общими с другими вещами.

    "...отдельное есть общее... Значит, противоположности (отдельное противоположно общему) тождественны: отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему."1

    Общность ни в какой степени не нивелирует индивидуальности событий. Она лишь свидетельствует, что эта неповторимая индивидуальность - конкретная форма обнаружения существенно общего. Конкретной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которой она возникла и существует в своей категориальной определенности. Существуя и развиваясь по законам общего, единичное служит предпосылкой общего. Нельзя сказать, что общее возникает из единичного или наоборот. И то и другое существует в единстве. Как бы творя, созидая общее, единичное само в то же время возникает и движется по определенным законам. "И в самом деле, всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность; заключается в том, что мы находим и констатируем бесконечное в конечном, вечное - в преходящем. Но форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное"2

    2. Причина и следствие.

    "Чтобы понять отдельные явления мы должны вырвать их из всеобщей связи и рассматривать их изолированно, а в таком случае сменяющиеся движения выступают перед нами - одно как причина, другое как действие"1

    Причина - явление, которое вызывает к жизни другое явление.

    Следствие - результат действия причины.

    Причинность - такая внутренняя связь между явлениями, при которой всякий раз, когда существует одно, за ним следует другое.

    Знание причин дает человеку возможность воздействовать на них, искусственно воссоздавать их, вызывать к жизни, или, наоборот, предотвращать их возникновение. Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер.

    Детерминисты - философы, признающие закон причинности, распространяющие его действие на все явления.

    Индетерминисты - философы, отрицающие закон причинности, абсолютизирующие случайность и беспричинность.

    Юм утверждал: причинность - только определенная последовательная связь ощущений и идей, а предвидение на ее основе есть ожидание этой связи.

    Кант полагал: причинность существует как априорная, врожденная категория рассудка, на основе которой различные восприятия связываются в суждение.

    Некоторые идеалисты рассматривают причинность в функциональной зависимости; подменяют причинную связь логической связью основания и следствия.

    Причинность - это не связь мыслей в умозаключении, а связь реальных явлений, при которой одно явление вызывает другое. Взаимодействие причины и следствия означает постоянное влияние их друг на друга, в результате чего происходит изменение как причины, так и следствия. Взаимодействие является истинной конечной причиной всех вещей.

    Условия - такие явления, которые могут быть необходимы для наступления данного события, но сами по себе его не вызывают.

    3. Необходимость и случайность.

    Необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.

    Случайное - это то, что в данных условиях может иметь место, а может и не иметь, может совершаться так или иначе.

    При абсолютизации необходимости она превращается в свою противоположность. Необходимость не существует в "чистом" виде. Любой необходимый процесс осуществляется во множестве случайных форм. Необходимое и случайное различаются между собой, прежде всего, тем, что появление и бытие необходимого обусловлено существенными факторами, а случайного - чаще всего несущественными.

    Диалектика необходимости и случайности - случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Через анализ различных случайных, единичных фактов наука движется к вскрытию того, что лежит в их основе - к определенной необходимости.

    Динамическая закономерность - такая форма необходимой причинной связи, при которой взаимоотношения между причиной и следствием однозначно (то есть, зная начальное состояние той или иной системы, мы можем точно предсказать ее дальнейшее развитие).

    Систематическая закономерность - диалектическое единство необходимых и случайных признаков (из начального состояния системы ее последующее состояние следует не однозначно, а с определенной вероятностью).

    Закон больших чисел: совокупное действие большого числа случайных фактов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависимому от случая. Это - статистическая закономерность.

    4. Возможность и действительность.

    Возможность - бытие нового в его потенциальном состоянии.

    Действительность - все актуально существующее; реализованная возможность.

    Процесс развития - это диалектическое единство возможности и действительности.

    Возможность - потенциальная действительность.

    Виды возможности:

    Общая - выражает предпосылки общих сторон единичных предметов и явлений.

    Единичная - предпосылки единичных сторон, индивидуальных особенностей явлений.

    Реальные - если возможность выражает закономерную, существенную тенденцию развития объекта и в действительности существуют необходимые условия ее реализации.

    Формальная - выражает несущественную тенденцию развития объекта, в действительности отсутствуют условия для ее реализации.

    Различие между реальной и формальной возможностями в известной мере относительно.

    Действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития.

    Чтобы возможность перешла в действительность, необходимо наличие соответствующих условий.

    5. Содержание и форма.

    Содержание - состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития.

    Форма - способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания.

    Разделение объекта на форму и содержание существует только в рамках их неразрывного единства, а их единство существует лишь как внутренне расчлененное.

    Между содержанием и формой нет непроходимой пропасти. Они могут переходить друг в друга. Форма и содержание в каждом конкретном объекте неотделимы друг от друга. Форма не есть что-то внешнее, наложенное на содержание. Самая превосходящая идея еще не дает произведения искусства, если она не облекается в соответствующую художественную форму.

    Форма представляет собой единство внутреннего и внешнего. Внутреннее - как способ связи элементов содержания; форма - структура содержания, момент содержания. Внешнее - как способ связи данного содержания с содержанием других вещей.

    Формы различаются по степени общности: может быть способом организации единичного предмета; некоторого класса предметов и бесконечного множества предметов.

    Форма и содержание - противоположности, находящиеся в единстве: определенное содержание облачается в определенную форму.

    Ведущей стороной является содержание: форма организации зависит от того, что организует.

    Между формой и содержанием имеется внутреннее противоречие. Возникновение развития и преодоление противоречий между содержанием и формой вещей, процессов является одним из наиболее существенных и всеобщих выражений развития путем борьбы противоположностей ("...борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания").1

    Категории содержания и формы имеют большое значение для осмысливания диалектики процессов развития. Форма, соответствующая содержанию, способствует развитию содержания, ускоряет его. Неизбежно наступает период, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию, начинает тормозить его дальнейшее развитие. Конфликт между формой и содержанием разрешается путем ломки устаревшей формы, появляется форма, соответствующая новому содержанию.

    Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию:

    - форма может отставать от развития содержания;

    - одно и то же содержание может облекаться в различные формы;

    - одна и та же форма может встречаться с разным содержанием.

    Учет взаимосвязи содержания и формы и их относительная самостоятельность имеют особенно большое значение для практической деятельности.

    6. Сущность и явление.

    Сущность того или иного процесса можно раскрыть с различной степенью полноты: "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца".1

    Категория "сущность" - та особая реальность, которая составляет как бы "основание" объекта и выступает как нечто устойчивое, главное в его содержании. С категорией сущности тесно связана категория общего. То, что является сущностью определенного класса предметов, есть в то же время их общность.

    "...закон и сущность понятия однородные ... или вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира...".2 Однако сущность и закон не есть нечто тождественное. Сущность шире и богаче.

    Явление - внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. Явление лежит на поверхности вещей. "Тут тоже мы видим переход, перелив одного в другое: сущность является. Явление существенно"3.

    Сущность обнаруживается как в массе явлений, так и в единичном явлении. В одних явлениях их сущность выступает полно и "прозрачно", а в других завуалировано.

    Сущность и явление - соотносительные категории. Они характеризуются друг через друга. Если сущность есть нечто общее, то явление - единичное, выражающее лишь какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто глубинное и внутреннее, то явление - внешнее, более богатое и красочное. Если сущность есть нечто устойчивое, необходимое, то явление - преходящее, изменчивое, случайное.

    1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   60


    написать администратору сайта