1. Исторические формы диалектики
Слово диалектика греческого происхождения, оно употреблялось как обозначение искусства вести беседу, рассуждать. Античная культура, в недрах которой родилось понятие "диалектика", ценила умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою правоту. Под диалектикой тогда понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему. Мастером такой диалектики был Сократ, он искусство спора, умение вести диалог называл майевтикой (от греч. maieutike - повивальное искусство), полагал, что в процессе диалога возникает истина, новое знание. Ученик Сократа Платон понимал диалектику, диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, которые осуществляются посредством вопросов и ответов и ведут к истинному определению понятий. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века, можно в связи с этим вспомнить труд Пьера Абеляра, который носил выразительное название - "Да и нет". Пьер Абеляр не только сталкивал противоположные мнения по какому-нибудь вопросу, а так строил систему вопросов, что ученик сам подходил к правильному выводу.
Для диалога, как наиболее яркой формы диалектического спора, важно не подавление оппонента, а стремление в ходе обсуждения различных позиций найти наиболее верный путь к сложным проблемам.
Но диалектика была не просто технологией спора, дискуссии, диалога, она становилась определенным способом, методом познания, определенным взглядом на мир. Постепенно вырабатывалось представление, что различие точек зрения на тот или иной вопрос есть следствие того, что сам мир различен и противоречив. Мнение о том, что реальная действительность многогранна, подвижна и изменчива - это следствие диалектического видения мира. Противоположным взглядом на реальность является метафизика. Для метафизики характерным является представление о вечной неизменности всего сущего, о жестких границах, отделяющих отдельные предметы и явления друг от друга, об отсутствии связей и переходов между различными сферами бытия. Диалектика такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.
Как раздел философии диалектика есть учение о всеобщих связях и развитии. В этом смысле сама диалектика есть результат развития философского мышления, поэтому можно говорить об исторических формах диалектики. Выделяют диалектику древних мыслителей, диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику. Уже в философии Древней Греции вырабатывалось представление, что в действительности постоянно идет процесс движения, изменения. Изменчивость бытия виделась как вечное превращение одного в другое - земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно. Наиболее ярко античная диалектика выразилась в учении Гераклита, согласно которому мир, постоянно изменчив и противоречив.
Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему - Космос. Образование Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. "Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного", - утверждал Гераклит. Он использовал образ реки, подчеркивая вечную изменчивость бытия. "На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды" - эти слова античного мыслителя стали своеобразным афоризмом.
Учение Гераклита о бытии-потоке связано и с идеей перехода одной противоположности в другую: "холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Противоположности, переходя друг в друга, становятся тождественными. "Обмен" противоположностей происходит через их столкновение, борьбу. В результате борьбы противоположностей устанавливается гармония мира. "В рождающемся соединяется, из расходящегося прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу", - утверждал Гераклит.
Утверждая всеобщую изменчивость и движение, античные философы отталкивались от повседневного опыта, от эмпирических наблюдений за природой и обществом. Но этот же опыт говорил, что мир неизменен. Элеаты, Платон утверждали, что единая основа мира - бытие - находится в вечном покое. В учении Платона важное место занимает объективная диалектика - признание текучести окружающего мира и постижения космоса как смеси бытия и небытия, но главное место занимает субъективная диалектика, рассмотренная им в диалогах "Парменид", "Софист". Платон заложил фундамент в разработку диалектики понятий, мышления.
Античная диалектика высказывала догадки относительно проблемы развития, которые относились к человеческой истории. У Аристотеля доказывается, что формы человеческого общежития менялись по восходящей линии: три ступени восхождения человеческих отношений, которые становятся все более совершенными: семья - селения - полисы.
Итак, первая форма диалектики - стихийная диалектика.
В Новое время господствовала метафизика как антидиалектика в гегелевском смысле. Однако был ряд мыслителей, которые мыслили диалектически: Р.Декарт с его учением о возникновении солнечной системы; Спиноза с его идеей единства свободы и необходимости единства противоположностей.
Как стройная, теоретическая система диалектика впервые была развита в немецкой идеалистической философии, прежде всего в учении Гегеля. Он характеризовал диалектику как внутреннюю суть бытия и познания. Историческая заслуга немецкого философа в том, что осуществил диалектический анализ важнейших категорий философии и первым сформулировал три основных закона диалектики, которые раскрывали суть движения, развития. Первый закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм самодвижения. Качество - внутренняя определенность предмета, явления, события, оно характеризует предмет или явление в целом, его конкретную "физиономию". Качество выступает как специфика, оригинальность, то, что отличает данный предмет от любого другого.
Качество определяется через его свойства. Свойство - это способность предмета соотносится с другими предметами. Свойства проявляются в отношениях, сами по себе, вне отношений, свойства не существуют. Свойство, таким образом, это одно из проявлений качества в одном из отношений к другим предметам. Число свойств предмета бесконечно, поскольку в рамках универсального взаимодействия бесконечно число взаимодействий. Количество - внешняя для бытия предмета определенность. Единство качественной и количественной определенности предмета есть мера, нарушение границ которой приводит к изменению качества предмета. Переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок - единство бытия и небытия, это время, когда старого качества уже нет, а нового - еще нет. И одновременно: старое качество еще есть, а новое - уже есть.
Второй закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимопроникновения противоположностей. Этот закон объясняет внутренний источник движения, развития, его побудительную силу.
Каждому явлению действительности присущ характер полярностей, в любом есть противоположность. Под противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Гегель подчеркивал, что противоположности находятся в состоянии непрерывного движения, такого взаимодействия, в результате которого осуществляется взаимопереход их друг в друга. Такие взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями. Они являются внутренней основой развития мира. Развитие - процесс становления, обострения и разрешения противоречий.
Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания описывает результат и направленность процесса развития. Отрицание-уничтожение старого качества и возникновение нового, переход из одного качественного состояния в другое. Сам процесс отрицания представляет единство трех моментов: преодоление старого, преемственность, утверждение нового. Отрицание отрицания включает эти моменты в двойном виде и образует цикличность развития. Главной чертой данной цикличности является повторение прошлого, возвращение к исходному, но на иной качественной основе. Народная мудрость гласит: новое - это хорошо забытое старое. Развитие приобретает спиралевидную форму, каждая новая ступень которой включает то, что было на предшествующей и несет нечто новое. Три закона диалектики описывают источник, механизм и направленность развития.
Диалектические идеи немецкой классической философии были усвоены и развиты в творчестве К.Маркса и Ф.Энгельса, соединивших принцип диалектики с принципом материализма. В основе диалектического материализма лежит идея общественноисторической, предметно-практической сущности человека. Человек выступает как универсально-всеобщая сила природы, в силу чего человек способен к любого рода деятельности. Реализация этой возможности осуществляется в труде. Труд - единство опредмечивания и распредмечивания. В процессе труда человек не только изменяет природу, но и самого себя. Применяя диалектику к объяснению общественной жизни, К.Маркс сформулировал материалистическое понимание общества. Он постулировал, что для объяснения процессов, характерных для политического устройства, развития права и морали, для понимания религиозной, художественной жизни общества, необходим анализ материального производства, общественного бытия.
Хотя марксизм - это иной тип диалектики, чем гегелевский, но это продолжение Гегеля. Марксизм усвоил диалектику по Гегелю, но иным стал принцип соотношения противоположностей. У Гегеля главное их объединение, примирение, а в марксизме - их конфронтация и борьба до победы, когда одна противоположность является могильщиком другой. У Гегеля противоположности составляют одну единую сущность, а по Марксу "подлинные противоположности принадлежат к разным сущностям".
Для Гегеля первичной является диалектика саморазвития, мышления, а в марксизме первичной является объективная диалектика природы, истории, а вторичной, производной - диалектика мышления.
То, что Гегель называл дурной бесконечностью - "все выше, выше и выше" - развитие по одной линии, то было принято в качестве доказательства в марксистской диалектике, и прогресс стал пониматься как бесконечное восходящее развитие общества, для Гегеля образ развития - круг, в марксизме же круг разогнулся в прямую линию.
В философии ХХ века диалектика не занимает господствующего положения, и на первые позиции в середине ХХ века начинает выходить новая форма научности: системный подход и структурализм, которую интересует функционирование структур, а вовсе не развитие, то есть то, что существует в данный момент как целое, а не то, что сменяется в истории как разные фазы.
|