Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение 3.2.

  • Теорема 3.1

  • Теоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.). Теоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П. Учебное пособие по курсам Теория игр и исследование операций, Теория принятия решений


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по курсам Теория игр и исследование операций, Теория принятия решений
    АнкорТеоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.).doc
    Дата27.03.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.).doc
    ТипУчебное пособие
    #17282
    КатегорияМатематика
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    3.2.Наличие седловой точки



    Определение 3.1.

    Нижней оценкой цены игры называется величина; верхней оценкой цены игры называется величина .

    Лемма 3.1. Справедливо соотношение .

    Для доказательства леммы представим игру G(mn)в матричной формев виде табл. 3.4.

    Таблица 3.5

    Bj

    Ai

    B1



    Bj



    Bk



    Bn

    A1

    a11



    a1j



    a1k



    a1n

















    Ai

    ai1



    aij



    aik



    ain

















    Al

    a11



    alj



    alk



    ain



















    Am

    am1



    amj



    amk



    amn


    Пусть=ajk, =alj.Из определения верхней и нижней границ следует, что элемент ajkявляется минимальным в i-й строке, т.е. =ajk ≤ ajj, а элемент alj является максимальным в j-м столбце, т.е. ajj ≤ alj=. Лемма доказана.

    Определение 3.2. Если ==V, то игра имеет седловую точку, стратегии Ai,Bj, при которых достигается выигрыш V, называются оптимальными чистыми стратегиями, а пара стратегий (AiBj) называется решением игры G(mn).

    Решение игры обладает свойством устойчивости (равновесия), т.е. если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то другому игроку не выгодно отходить от своей, так как его положение при этом может только ухудшиться. Из леммы 3.1 непосредственно следует, что признаком наличия седловой точки является нахождение в матрице игры такого элемента aij, который является одновременно минимальным в i-й строке и максимальным в j-м столбце. Если такой элемент не единственный, то игра имеет не единственное решение, но все решения равнозначны, т.е. дают выигрыш, равный цене игры V.

    Теорема 3.1 [6]. Антагонистическая игра с полной информацией имеет седловую точку.

    Таким образом, для любой антагонистической игры с полной информацией существует решение – пара чистых стратегий , дающих игроку А устойчивый выигрыш aij = V. Наличие нескольких седловых точек означает существование нескольких решений, но все они дают один и тот же выигрыш, равный цене игры V.

    Рассмотрим в качестве примера матричную игру G(24)с полной информацией, представленную табл. 3.3. Дополним данную таблицу новыми строкой и столбцом, получив табл. 3.5.

    Таблица 3.6

    Bj

    Ai











    A1

    4

    –5

    4

    –5

    –5

    A2

    –5

    6

    6

    –5

    –5



    4

    6

    6

    –5





    Из таблицы видно, что ,.

    Имеем две седловые точкиa14иa24,соответствующие решениям(A1,B4)и(A2B4)с ценой игры V= –5.

    Вернемся теперь к матричной игре G(22)с неполной информацией, представленной в табл. 3.2. Аналогично предыдущему примеру дополним табл. 3.2 до табл. 3.6.

    Таблица 3.7

    Bj

    Ai







    A1

    4

    –5

    –5

    A2

    –5

    6

    –5



    4

    6





    Для данной таблицы ,, т.е.  .Седловая точка, а, следовательно, и решение в чистых стратегиях, отсутствуют.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта