Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕОРЕТИКО-ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

  • Еремеев А.П. Е70

  • Теоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.). Теоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П. Учебное пособие по курсам Теория игр и исследование операций, Теория принятия решений


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по курсам Теория игр и исследование операций, Теория принятия решений
    АнкорТеоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.).doc
    Дата27.03.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеоретико-игровые методы принятия решений (Еремеев А. П.).doc
    ТипУчебное пособие
    #17282
    КатегорияМатематика
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ___________________________________________________________
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ___________________________________________________________
    МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

    ___________________________________________________________


    А.П. ЕРЕМЕЕВ

    ТЕОРЕТИКО-ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ
    ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

    Учебное пособие
    по курсам
    «Теория игр и исследование операций», «Теория принятия решений»

    для студентов, обучающихся по специальностям

    «Прикладная математика и информатика»,
    «Информатика и вычислительная техника»,
    «Информационные системы и технологии»,
    направлениям «Прикладная математика и информатика»,
    «Информатика и вычислительная техника»

    Москва Издательство МЭИ 2006

    УДК

    519

    Е 70

    УДК 007.681.518.5.001.63(072)
    Утверждено учебным управлением МЭИ в качестве учебного пособия для студентов
    Подготовлено на кафедре прикладной математики
    Рецензенты:

    доктор технических наук, профессор А.Б. Фролов;

    зам. директора ГУ РосНИИИТ и АП, лауреат премии Президента РФ в области образования, действительный член РАЕН, д.т.н., проф. Э.В. Попов;

    лауреат премии Президента РФ в области образования, действительный член РАЕН, д.т.н., проф. В.Н. Вагин.
    Еремеев А.П.

    Е70 Теоретико-игровые методы принятия решений: Учебное пособие / А.П. Еремеев – М.: Издательство МЭИ, 2006. – 50 с.

    ISBN 5-7046-1383-7
    Рассматриваются теоретико-игровые методы принятия решений в конфликтных ситуациях. Основное внимание уделяется игре двух лиц с нулевой суммой (парной антагонистической игре), представленной деревом игры и в матричном виде. Рассматриваются методы поиска решения в случае чистых и смешанных стратегий. Описываются методы решения для игры двух лиц с произвольной суммой (биматричной игры), а также методы теории статистических решений для так называемых игр с «природой» и игр с упорядоченными исходами при наличии ряда критериев.

    Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Прикладная математика и информатика» (010500, 010501), «Информатика и вычислительная техника» (230100), «Информационные системы и технологии» (230201) и направлениям «Прикладная математика и информатика», «Информатика и вычислительная техника» и изучающих дисциплины «Теория игр и исследование операций», «Теория принятия решений», а также выполняющих курсовые, научно-исследовательские, выпускные работы по тематике автоматизации процессов принятия решений. Пособие будет полезно аспирантам, научным сотрудникам и специалистам, занимающимся вопросами проектирования компьютерных систем принятия и поддержки принятия решений.

    ISBN 5-7046-1383-7 © Московский энергетический институт, 2006
    «…существует строгий подход к вопросам, охватывающим проблемы совпадающих или противоположных интересов, полной или неполной информации, свободных разумных решений или случайных воздействий..»

    Джон фон Нейман,

    Оскар Моргенштерн

    ВВЕДЕНИЕ

    Теория игр – это математическая дисциплина, исследующая вопросы поиска решений в конфликтных ситуациях. Основы теории игр заложены в 1928 году Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном, исследовавшим конфликтные ситуации в условиях рыночной экономики. Наиболее подробно теория игр изложена ими в фундаментальной работе «Theory of Games and Economic Behavior», Princeton, Princeton University Press, 1953 (русский перевод [1]), цитата из которой взята в качестве эпиграфа к данной книге. Теоретико-игровые методы и модели нашли достаточно широкое применение в области автоматизации процессов принятия решений (см., например, работы [24]), в том числе в интеллектуальных системах поддержки принятия решений, предназначенных для помощи лицам, принимающим решения, при управлении сложными объектами или процессами различного типа (техническими, экономическими, транспортными и т.д.) [4].

    При подготовке материала использованы работы из приведенного в конце книги библиографического списка (эти же работы можно использовать для более широкого знакомства с методами и моделями теории игр и их применением), а также наработки автора. Материал книги изложен в следующем порядке.

    В разделе 1 даются определения основных понятий теории игр, и приводится классификация игровых моделей, основываясь на работах [13, 5, 6].

    В разделе 2 рассматривается игра двух лиц с нулевой суммой (антагонистическая игра) при ее наиболее общем (универсальном) представлении в виде дерева игры (дерева решений) и методы поиска решения на дереве. Более подробно с методами поиска (как строгими, так и эвристическими) на деревьях решений можно ознакомиться по работам [7, 8].

    В разделе 3 описываются методы решения антагонистической игры, представленной в матричной форме. Рассматриваются ситуации поиска решения в чистых стратегиях при наличии в матрице игры седловой точки и в смешанных стратегиях, когда седловая точка отсутствует. Приводятся строгие методы, гарантирующие нахождение оптимального решения, и приближенные методы, дающие некоторое приближение к оптимальному решению, но характеризующиеся существенно меньшей вычислительной сложностью. Класс антагонистических игр наиболее исследован в теории игр и интересующиеся могут найти дополнительную информацию, например, в работах [13, 5, 6, 9].

    В разделе 4 рассматривается игра двух лиц с произвольной суммой (биматричная игра) и подходы к ее решению, в частности, на основе теории Нэша. Дополнительную информацию по биматричным играм, как некооперативным (некоалиционным), так и кооперативным (коалиционным), и методам их решения можно получить из работ [2, 3, 5, 6, 10].

    Раздел 5 посвящен методам поиска решений в условиях неопределенности и риска на основе теории статистических решений или так называемым играм с «природой», где под «природой» понимается некоторая реальность (или условия), действия или состояния которой неизвестны, но могут оказывать влияние на результаты принимаемых решений. Описание данного класса игр можно найти в работах [3, 9, 11].

    В разделе 6 рассмотрен класс игровых моделей в виде игр с упорядоченными исходами [10], когда предпочтения игроков задаются в виде отношений порядка на множестве исходов (выигрышей, платежей).

    В разделе 7 приводится описание и пример использования программной системы для решения антагонистических игр с применением как точного, так и приближенного методов.

    Приведены контрольные вопросы по изложенному материалу и библиографический список.

    Конечно, сравнительно небольшое пособие не является исчерпывающим по данной проблематике. В частности, не рассмотрены методы поиска решения в условиях неопределенности и риска с использованием теории полезности для игровых моделей в виде так называемых лотерей и проспектов. Соответствующую информацию можно найти в работах [5, 12]. Также, как уже отмечалось, для более глубокого изучения различных разделов курса можно воспользоваться литературой из библиографического списка.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта