игров деятельность. Учебное пособие по специальности Дошкольное образование
Скачать 0.9 Mb.
|
Раздел 4. Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики4.1. Диагностика уровня сформированности игровых навыковКак показали исследования ведущих педагогов и психологов, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В то же время исследования показывают, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников. Для определения последнего – уровня сформированности игровых навыков у дошкольников – и была разработана автором Калининой Р.Р. схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников. Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4-5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной). Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса. Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей. Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил. Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня: 1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет, 2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет, 3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет, 4 уровень — старше 5,5 лет, Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы. 1) Распределение ролей 1 уровень – отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял поварешку – повар). 2 уровень – распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д. 3 уровень – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю. 4 уровень – самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций. 2) Основное содержание игры 1 уровень – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем). 2 уровень – действие с предметом в соответствии с реальностью. 3 уровень – выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить). 4 уровень – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая». 3) Ролевое поведение 1 уровень – роль определяется игровыми действиями, не называется. 2 уровень – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий. 3 уровень – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка. 4 уровень – ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры. 4) Игровые действия 1 уровень – игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление). 2 уровень – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы. 3 уровень – игровые действия многообразны, логичны. 4 уровень – игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета. 5) Использование атрибутики и предметов-заместителей 1 уровень – использование атрибутики при подсказке взрослого. 2 уровень – самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.). 3 уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени. 4 уровень – использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом). 6) Использование ролевой речи 1 уровень – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени. 2 уровень – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя. 3 уровень – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение. 4 уровень – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль. 7) Выполнение правил 1 уровень – отсутствие правил. 2 уровень – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают. 3 уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации. 4 уровень – соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры. Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму – в красный, если отстает – в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой – воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию. Уровень сформированности игровых навыков Группа_________________ Дата наблюдения________ Возраст детей от ___ до ___ Воспитатель ____________________
Исследователь В.А. Деркунская разработала диагностику изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях. Обследование разделено на три части: Первая часть Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях. Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений, как: интерпретация (И) ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки; комбинирование замысла (К) – соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки; планирование игры (П) – организация спектакля. Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых: принятие роли (П) сопровождается активностью, радостью, интересом; передача образа (П) происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов; возможна импровизация. Графа «Восприятие» (В) ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики: внимание (В), ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле; сопереживание (С), ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом; воспроизведение впечатлений (В), ребенок выражает свое эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.). Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок – «режиссер», если из- за роли, то ребенок – «актер», если ведущий мотив – восприятие, то ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций. Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник- оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципиальным в этом случае будет: интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное 0 детских рисунках; комбинирование замысла – создание декораций спектакля; передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов. С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях. Вторая часть Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений. Этюды и упражнения на выявление актерских умений 1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст: Чудо остров! Наша Таня громко плачет... Карабас-Барабас Первый снег! Ветер! Холодно! 2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке». 3. Пантомимические этюды. Котята: • сладко спят; • просыпаются, лапкой умываются; • зовут маму; • пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся. Покажи: как танцует добрая фея на балу у Золушки; как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы; как удивляется черепашка-ниндзя; как здоровается Снежная Королева; как обижается Винни-Пух; как радуется Бэтмен. 4. Этюды на изменения тембра голоса. Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно) Педагог. Стережешь ты мышкут ут? Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением) Педагог. А в товарищи щенка? Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...) 5. Интонационное прочтение стихов-диалогов. 6. Проговаривание скороговорок. Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи. 7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка». 8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка». Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений 1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию). 2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником. Этюды и упражнения на выявление умений декоратора 1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит. 2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций. Беседа-игра на выявление зрительских умений После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу: – О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание равной мысли произведения.) – Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.) – Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.) – Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно? – Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему? – Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему? – Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас. Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями: Актерские умения понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике – естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике – богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи – изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий. Режиссерские умения понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими. Оформительские умения художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды. Зрительские умения умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично). Третья часть Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей. Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций. Тест «ЗАРД» Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет». Утверждения 1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею........................................................ 2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения….. 3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения.................................................................. 4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение....... 5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы.................................................................. 6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении……. 7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. 8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................ 9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............ 10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики................................. 11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................ 12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах................................................................... 13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................ 14. Ребенок обладает лидерскими качествами............................. 15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................ 16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации...................................................... 17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам...................... 18. Ребенку присущи качества – настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................ 19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца).............................................................. 20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности.......................................................... Оценка результатов. Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель): • позиция «режиссер» – ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18; • позиция «декоратор» – ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20; • позиция «актер» – ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19; • позиция «зритель» – ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17. В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность. Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком. |