Главная страница

марченко проблемы тгп. Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно


Скачать 3.02 Mb.
НазваниеУчебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно
Анкормарченко проблемы тгп.doc
Дата06.05.2017
Размер3.02 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламарченко проблемы тгп.doc
ТипУчебное пособие
#7173
страница32 из 39
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   39
§ 4. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

В отличие от англо-саксонской и романо-германской правовых се­мей мусульманское право не является самостоятельной отраслью или областью науки. Сложившись в своей основе еще в VII-X вв. в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, оно неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама. Эта религия, отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теоло­гию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить, а во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В ислам­ской религии совокупность таких предписаний называется шариатом (в пер. с араб, "путь следования") и составляет собственно то, что назы­вают мусульманским правом1.

Согласно догмам ислама мусульманское право имеет своим проис­хождением Аллаха, который открыл это право и довел его до всего об­щества и отдельно взятого человека через своего посланника и пророка Мухаммеда. Личность последнего занимает важное место в религиозной доктрине ислама в целом.

Этот человек был избран самим Богом в качестве посланника и про­рока, говорится в самых ранних и более поздних богословских исследо­ваниях. Признание пророческой миссии Мухаммеда - один из двух не­пременных символов мусульманской веры. А именно веры в то, что "нет никакого божества, кроме Аллаха" и что Мухаммед является про­роком и посланником Аллаха2.

Незыблемая основа мусульманского права - Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. С. 83-84.

2 Хрестоматия по исламу. М., 1994. С. 9.

407

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского пра­ва. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Ко­ране, далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже* не упоминаются.

Вот почему мусульманский судья, осуществляя правосудие, обраща­ется непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юри­стами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование.

Коран же как главная священная книга мусульман, как "руководство для богобоязненных" и предостережение для неверующих, для всех, ко­торые "пытаются обмануть Аллаха, и тех, которые уверовали, но обма­нывают только самих себя", будучи основополагающим источником му­сульманского права, выступает все же в первую очередь как фундамен­тальный богословский труд. Он является моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, исходным моментом в процессе их возникновения и развития. Однако Коран не может рассматриваться исключительно как правовой памятник, как чисто или даже преимущественно юридический акт.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на основные положения и основополагающие идеи, которые пронизывают Коран.

Среди них выделим прежде всего положения и идеи о несравненном могуществе, абсолютной власти и авторитете Аллаха. Аллах сотворил "небеса и землю истиной", "сотворил человека из капли". "И скот Он создал; для вас в нем - согревание и польза, от них вы питаетесь". На Аллахе "лежит направление к пути". Он "тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете". Аллах под­чинил вам "ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его веле­ниям". Он знает все и "про то, что в груди". "И говорит Он то, чего вы не знаете". Аллах - всепроникающий, сведущий. Он "тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь". Он "тот, кто растил вас и даро­вал вам слух, и зрение, и сердце". Аллах вам Господь. "Ему принадле­жит власть, нет божества, кроме Него"!1.

В священной книге - Коране - содержатся также положения о чис­тоте и непререкаемости мусульманской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям - "неверным". "О сыны Исраила! - говорится в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38 (40). - Вспомните милость Мою, которую Я оказывал вам, и верно со­блюдайте Мой завет. Тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинно-

1 Коран. М., 1991. С. 164, 287, 357, 358.

408

сти того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не по­купайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь"1.

Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому пра­воверному воздадутся милости Аллаха и он будет всегда счастлив. А те, кто переступают веру и "измышляют на Аллаха ложь, не будут счаст-

ливы"2.

Поистине, отмечается в суре 47, "тем, которые не веровали и укло­нялись от пути Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах". И далее: "Не слабейте и не призывайте к миру, раз вы выше. Аллах - с вами, не ослабит Он ваших деяний". Ведь "ближайшая жизнь - только игра и забава. А если вы уверуете и будете богобояз­ненны, то Он дарует вам ваши награды и не спросит о ваших имущест-вах"3.

Что же касается тех, "которые не веровали или уклонились от пути Аллаха", то им грозит "заблуждение" в их делах, ниспосланное свыше, подверженность "дурным деяниям" и расстройство их состояния. "Во имя Аллаха милостивого, милосердного, - предписывается в Коране, -когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее. А когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узды"4.

И далее в отношении "многобожников": избивайте их, где найдете, "захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу. Ведь Аллах - прощающий, мило­сердный"5.

Наряду с положениями чисто религиозного и философско-религиоз­ного плана в Коране содержатся положения, рассматриваемые в сугубо юридическом плане. Например, предписания правоверным по праву це­нить милосердие Аллаха и самим быть милосердными; предписание да­вать убежище "многобожникам", если "они у тебя этого попросили": приюти такого человека, "пока он не услышит слова Аллаха" . Это -требования быть твердым в вере, ибо "счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, кото­рые творят очищение", соблюдают "свои доверенности и договоры", "соблюдают свои молитвы" и т.д. А если кто "устремится за это", ины­ми словами, нарушит данные, императивные по своему характеру, запо­веди, то он будет рассматриваться как нарушитель ("те уже нарушите­ли")7.

1 Коран. С. 14.

2 Там же. С. 132.

3 Там же. С. 319.

4 Там же. С. 317.

5 Там же. С. 116.

6 Там же.

7 Там же. С. 211.

409

Коран предписывает быть благодарным и справедливыми ("И уста­навливаете вес справедливо и не уменьшайте весов"), проявлять щед­рость и давать подаяние бедным, сиротам и захваченным в плен ("Мы ведь кормим вас ради лика божия и не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности") , избавляться от скупости и избегать неправедного обо­гащения. На этот счет сура 92 гласит: "А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется"2.

В Коране имеется множество и других, аналогичных по характеру норм и предписаний. Большинство из них весьма обширно и не импера­тивно; оставляет огромные возможности для проявления в установлен­ных ими религиозных рамках правовой инициативы. Это касается как содержания данных предписаний, так и неразрывно связанных с ними разного рода санкций и поощрений.

Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться "в убытке", лишиться покрови­тельства Аллаха. "Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы обрели, -говорится в связи с этим в суре 9, - милее вам, чем Аллах и его По­сланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного"3.

Отдельная сура (83) в Коране посвящена такому неблагочестивому поступку, как обвешивание покупателей торговцами. Горе обвешиваю­щим, говорится в ней, "которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют. Разве не думают эти, что они будут воскрешены для великого дня - того дня, когда люди встанут перед Господом миров". В Коране предрекается, что за такие и им подобные поступки эти нарушители, грешники, конечно же, будут все гореть в огне, в то время как все праведники будут находиться в благодати4.

Говоря о Коране как об основе и первом источнике мусульманского права, в котором "людям приводятся всякие притчи" в надежде, что "может быть, они опомнятся" и исправятся , нельзя забывать и о таком его ключевом источнике, как Сунна. В отличие от Корана, содержаще­го высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII— IX вв.) - становления и развития мусульманского права - богословов и

1 Коран. С. 371.

2 Там же. С. 386-387.

3 Там же. С. 118.

4 Там же. С. 379.

5 Там же. С. 388.

410

юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными Ха-дисы, каждый из который представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда.

Сунна есть своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. Сунна, так же, как и Коран, не содержит в себе каких бы то ни было ярко выраженных нор­мативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к "книгам права", толкованиям широко известных правове­дов, нежели к Корану или Сунне. Аналогичная ситуация сохраняется в мусульманском мире и поныне с учетом, однако, того, что в мусуль­манском праве помимо Корана и Сунны существуют другие источники права.

Среди них следует выделить так называемую иджму - согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях пра­воверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны1. Иджма выступает в качестве своеобразного сред­ства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех слу­чаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

При выработке иджмы древние знатоки богословия и права неизмен­но исходили из двух непоколебимых постулатов-догм: а) единство и непогрешимость мусульманского общества, которое "не примет оши­бочного решения", и б) чистота и непоколебимость мусульманской ве­ры, исходящей от Аллаха. "Он - Аллах - един. Аллах вечный; не родил и не был рожден. И не был Ему равным ни один"2. Эти две догмы по­зволили признать религиозную и юридическую силу согласованных мнений и решений богословских и юридических авторитетов, непосред­ственно не вытекающих из Корана или Сунны.

Источником мусульманского права издревле признается также рас­суждение в области права по аналогии под названием "кияс". Суть кия-са заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.

В научной литературе применительно к мусульманскому праву вполне оправданно указывалось на ограниченный характер аналогии. При помощи суждения по аналогии, резонно замечал Рене Давид, чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Однако нельзя наде­яться приспособить при помощи этого метода всю систему мусульман­ского права к современности.

1 Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1994. С. 379.

2 Коран. С. 371.

411

К тому же, следует отметить, что подобная задача никогда не стави­лась и не могла ставиться богословами и юристами исходя из религиоз­но-догматической основы данной правовой системы. Мусульманское право "не хочет быть отражением действительности. Это скорее свет, который должен вести верующих к религиозному идеалу, так как часто они не видят нужного направления. Идея приспособления права к эво­люции фактов совершенно чужда этой системе" .

Согласнб теории мусульманского права государство в лице суверена-монарха или же в более позднее время - парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен в исламистском понимании явля­ется не господином, а слугой права. Мусульманское право создается самим Аллахом и его посланником и пророком Мухаммедом. Что же касается суверена, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия.

Сказанное относилось особенно к ранним этапам становления и раз­вития мусульманского права. Сохранилось множество документальных материалов, свидетельствующих о полной обусловленности и подчинен­ности нормотворческой и судебной деятельности требованиям шариата, т.е. свода мусульманских правовых и теологических нормативов, про­возглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлений.

Суверен, или властитель, в мусульманском мире всегда обладал ог­ромной властью. Издаваемые им акты всегда имели огромное для жизни страны значение. Но все его акты и действия никогда не должны были противоречить и нарушать традиции и требования ислама.

Суд тоже осуществлялся в рамках требований и на основе общепри­знанных канонов ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Аллаха. Практически же - специально избранным лицом (кади), которому властитель поручал выполнение судебных функций.

Несмотря на то, что институт судейства считался весьма важным в обществе и играл в мусульманском мире огромную роль, отношение среди населения к нему и к самой судейской должности не всегда было однозначным.

В "Книге о судьях", дошедшей до нас с X в., говорится, например, с одной стороны, о том, что судейская должность - дело Божье, возвыша­ет человека, сулит ему почет и уважение; быть судьей - значит испол­нять религиозный долг по отношению к общине верующих. А с другой стороны, судейская должность вызывает у людей смятение и страх. Ис­полнение ее воспринимается ими как подлинное "испытание и бедст­вие"2.

Считалось, что, приняв должность, человек вступает на весьма опас­ный путь, ибо он может допустить просчет в своих действиях, совер-

1 Давид Рене. Основные правовые системы современности. С. 393.

2 Мухоммад Ал-Хушани. Книга о судьях. М., 1992. С. 14.

412

шить неправильный поступок (поскольку знание истины принадлежит только Аллаху), проявить высокомерие и тщеславие или же оказаться замешанным во мздоимстве, взяточничестве. За все это, согласно ис­ламским канонам, его ожидает в "будущей жизни" суровое наказание.

Характерными уже для раннего ислама были предостерегающие по своему характеру рассуждения типа: "Тот, кто станет судьей, будет за­резан без ножа". Или: "Из трех судей двое попадут в ад, а один в рай. Если человек обладает знаниями и судит на основе того, что знает, то он попадет в рай. Если же человек невежествен и судит на основе не­вежества, то он попадет в ад". Были и такие предостережения: "Судей­ство - это испытание и бедствие. Тот, кто становится судьей, предает себя гибели. Освободиться от судейства трудно, но следует от него бе­жать тотчас же. Стремиться к нему глупо, хотя бы оно и оплачива­лось"1.

Особо суровые предостережения, согласно установившимся традици­ям, звучали в адрес тех людей, которые сами добивались для себя долж­ности судьи и стремились занять ее. Предание гласило, что такому че­ловеку придется особенно туго, ибо помощи и поддержки Аллаха он не добьется и во всем должен рассчитывать только на себя.

Для того чтобы этого не случилось и Аллах постоянно направлял су­дью на праведный путь, кандидат в судьи должен был всячески прояв­лять отвращение к занимаемой должности и демонстрировать по этому поводу свое неудовольствие.

Источники свидетельствуют, что, следуя традиции на видимое укло­нение от занятия судейской должности, намеченные для судейства бла­гочестивые мусульмане вначале отказывались, демонстрируя отвраще­ние, затем колебались и наконец изъявляли свое согласие. На ранних и на более поздних стадиях развития общества мусульманские судьи ру­ководствовались преимущественно религиозными канонами, толкова­ниями ученых богословов, но отнюдь не иными источниками права, включая законы. Последние в современном им понимании как акты, изданные высшими органами государственной власти, долгое время во­обще не признавались в мусульманском праве. Однако теория и прак­тика применения мусульманского права не отвергали всякого рода рег­ламенты, соглашения и обычаи. Строго говоря, они не входили и не входят в содержание мусульманского права, находятся как бы рядом, вне этого права. Но даже при таком положении дел все они, в первую очередь широко распространенный обычай, вовсе не осуждаются и не отвергаются правом.

Мусульманское право, констатирует в связи с этим Рене Давид, за­нимает по отношению к обычаю позицию, "схожую с отношением на­шего западного права к оговорке о полюбовной или мировой сделках,

Мухоммад Ал-Хушани. Книга о судьях. С. 14-15.

413

которые в некоторых случаях признаются судьей"1. Заинтересованным лицам разрешено в таких случаях организовать отношения между собой и урегулировать свои разногласия без вмешательства права.

Само собой разумеется, что не все обычаи одинаково воспринима­ются и освящаются мусульманским правом. Некоторые из них катего­рически отвергаются им. Однако те, которые согласуются с ним, фак­тически расширяют сферу его приложения и дополняют его. В числе такого род^ обычаев можно назвать обычаи, касающиеся размеров и способов выплаты приданого; осуждающие наряду с мусульманским правом необоснованное обогащение или получение "финансовых пре­имуществ без взаимного вознаграждения"; регулирующие совместное использование различными землевладельцами одних и тех же водных источников, и др.2

Наряду с признаваемыми обычаями важное практическое значение для функционирования мусульманского права и его фактического при­способления к изменяющейся действительности имеют соглашения. Так же как и обычаи, они не являются источниками права, однако играют важную роль в его эволюции.

Огромная возможность использования соитшений и обычаев в му­сульманском праве предопределяется прежде всего тем, что оно при всей своей религиозной строгости и ортодоксальности оставляет широ­кое поле для самостоятельной деятельности субъектам правоотношений, для проявления ими инициативы. "Нет никакого преступления в заклю­чении соглашений с учетом того, что предписывает закон", - говорится в одном из актов-обьиаев, из которых у ряда мусульманских народов формировалось обычное право.

Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не всегда считались обязательными. В силу это­го судебная практика ряда мусульманских стран допускала раньше и допускает сейчас, например при заключении браков или при решении других семейно-бытовых вопросов, некоторые отступления от сущест­вующих правил (возможность расторжения брака по инициативе жены, а не только мужа; расторжение брака в случае нарушения мужем еди­нобрачия и пр.).

Приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям производилось не только с помощью актов суверена, обьиаев и согла­шений, но и с помощью так называемых юридических стратагем и фикций. Суть их заключается в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике многих мусульманских стран традиции, учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства

1 Даввд Р. Основные правовые системы современности. С. 393.

2 Schacht V. Y. An introduction to Islamic law. N.-Y. 1964. P. 145.

414

рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского пра­ва. Например, запретительную норму на аренду земли обходят, не на­рушая законодательства, путем замены ее на разрешенный законом до­говор товарищества. Запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный запрет распро­страняется лишь на частных лиц, но не на банки и другие соответст­вующие им институты.

Всякого рода запретительные и ограничительные нормы в мусуль­манском праве обходятся также с помощью учета и использования того обстоятельства, что данное право, в основе которого лежат положения и догмы ислама, распространяется лишь на мусульман. Например, запрет на договор страхования между мусульманами обходится путем заключе­ния его между мусульманином и немусульманином.

Существование многочисленных путей и приемов обхода канонов мусульманского права, использование для этого обычаев, соглашений и иных форм со всей очевидностью свидетельствует о том, что жизнь все­гда была и остается гораздо сложнее и разнообразнее, чем она пред­ставляется в этических, религиозных или юридических догмах. Не слу­чаен поэтому тот факт, что ни в одной стране мусульманского права, в том числе в арабских странах, где господствующей религией традици­онно является ислам, данная правовая система никогда не существовала в чистом виде, а всегда дополнялась и изменялась с помощью обычаев, договоров, соглашений, административных решений и других актов, содержащих позитивные нормы.

Отечественные и зарубежные ученые-юристы исходят из того, что не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с позитивным правом, с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Необходимо различать два близко стоящих друг к другу, но далеко не идентичных понятия: "мусульманское право" и "право отдельно взятых мусульманских стран". Такое различие существует не только в теории, но и в жизни каждой мусульманской страны, ибо, как в христианских и других странах, в исламе гражданское общество никогда не смешива­лось с религиозным сообществом и живет преимущественно по своим писаным и неписаным законам, а отнюдь не только по религиозным канонам.

Отмечая это обстоятельство, Рене Давид вполне резонно замечает, что гражданское общество в мусульманских странах "всегда живет под властью обычаев или законов", которые, безусловно, опирались в об­щем на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль. Однако в различные эпохи, в определенных странах и по определенным вопросам они в то же время могли отходить от ортодоксальных поло­жений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного

415

мусульманского права. Даже тогда, когда мусульманское право облада­ло самым высоким авторитетом, далеко не все его элементы имели оди­наковое практическое значение.

В "смеси" правовых, моральных и религиозных положений и норм, составляющих мусульманское право, всегда были и есть юридические положения, предписания определенного поведения, нормы нравственной дисциплины. Исходя из этого, следует всегда отличать реальность от утопии, существующие правовые нормы и действительные результаты юридической жизни от химер, созданных воображением теологов. От­части в силу этой причины мусульманское право воспринималось чаще всего "лишь частично как корпус права"1.

По мере развития общества дуализм правовых систем мусульман­ских стран не только не сокращался и не ослабевал, а наоборот, все более расширялся и возрастал. Это объясняется многими причинами, в первую очередь усложнением социально-экономических, политических и иных отношений внутри самого общества, которые на определенном этапе уже не могут регулироваться только с помощью религиозных норм и догм. Это объясняется также расширением и углублением связей между разными, в том числе исламскими и неисламскими, странами, объективно требующими развития не столько религиозного, сколько светского нормотворчества. Наконец, далеко не второстепенными при­чинами усиления правового дуализма в мусульманских странах являют­ся факторы объективного "врастания" мусульманского права в право­вые семьи и системы других стран, факторы вестернизации, влияние западного права на правовые системы мусульманских стран.

Есть и другие причины усиления дуализма и приспособления право­вых систем, существующих в мусульманских странах, к изменяющейся в мире экономической и социально-политической среде. Их много, и они весьма разнообразны. Но все они вместе и каждая в отдельности обусловили в ряде мусульманских стран радикальную модернизацию правовых систем, проведение во многих из них прозападных правовых реформ, кодификацию законодательства, реорганизацию судебных сис­тем и пр.2

Справедливости ради следует сказать, что если мусульманское право подверглось вестернизации, то некоторые правовые институты ряда не­мусульманских стран охватила за последнее столетие исламизация. В связи с этим некоторые западные авторы предрекают, что развитие со­временных правовых систем будет непременно включать не только ре­цепцию западных правовых институтов, вестернизацию, но и одновре­менно исламизацию.

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. С. 403.

2 Мухоммад Ал-Хушани. Книга о судьях. С. 14.

1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   39


написать администратору сайта