Главная страница

Каган М.С. Философия культуры. Учебное пособие. СанктПетербург 1996 г


Скачать 2.7 Mb.
НазваниеУчебное пособие. СанктПетербург 1996 г
АнкорКаган М.С. Философия культуры.doc
Дата31.01.2017
Размер2.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКаган М.С. Философия культуры.doc
ТипУчебное пособие
#1373
страница8 из 29
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   29
Ибо жизнь отнюдь не является абсолютной ценностью, как полагал, например, Н. Чернышевский, исходя из почерпну­тых им у Л. Фейербаха основоположений антропологической философии; соответственно и смерть — не абсолютная анти­ценность. Антитетическая пара "жизнь—смерть" уже в ин­дивидуальном сознании и поведении вписана в систему цен­ностей каждой личности и опосредована содержащимися в ней базовыми ценностями: таковые могут представлять Бог, государство, честь, долг, любовь к родине, к матери, к женщине (мужчине), к своему ребенку, к своему призванию, и конец, и собственное эмпирическое бытие. Диада "жизнь/смерть" осмысляется в этом аксиологическом поле, и может оказаться, что ценность смерти превосходит цен­ность жизни, и человек идет на самосожжение, делает хара­кири, бросается на амбразуру дота, вызывает на дуэль, совер­шает террористический акт, зная, что не удастся спастись самому, объявляет голодовку и т. д. и т. п. Герой Отечествен­ной войны 1812 г. а впоследствии декабрист Федор Глинка писал:

Вспомним, братцы, россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу!

Лучше смерть, чем в рабстве жить!

К. Рылеев пророчески писал накануне декабрьского вос­стания:

Известно мне: погибель ждет

Того. кто первым восстает

На утеснителей народа.

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной...

Словно полемизируя с известной формулой мещанства "живая собака лучше мертвого льва", Долорес Ибаррури — руководительница испанских коммунистов в годы граждан­ской войны в стране — бросила ставший широко известным лозунг: "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".

Так проявляет себя свойственное лишь человеку отноше­ние к жизни и смерти, придание им смысла и соответственно превращение одной или другой в цель сознательно избран­ного поведения либо в средство утверждения идеала. Правда, как отмечал еще П. Кропоткин, изучая альтруистические действия животных, и они способны на самоубийство, на принесение в жертву собственной жизни во имя рода; однако современные этнологические исследования показали, что у каждого вида животных существует определенный процент особей альтруистического, эгоистического и даже садистско­го склада, ибо склад этот врожден особи и определяет ее действия через инстинкты. Что касается человека, то вклю­чение его отношения к жизни/смерти в иерархическую сис­тему ценностей есть результат сознательного в принципе выбора, и потому нередко отношение это меняется вместе с изменениями, происходящими в системе ценностей.

Но если уже в культуре личности жизнь/смерть приобре­тают второй план — смысловой, ценностный — то тем более весомым становится он в культуре социума, нации, эпохи. Ибо здесь ценностно-смысловое содержание жизни и смерти освобождается от неразрывной связи с первопланным (биоло­гическим, жизненно-практическим) их содержанием — в об­щественном сознании жизнь и смерть являются не формами бытия того или иного конкретного, реального, эмпирически данного индивида, а жизнью и смертью "вообще", "как таковыми", отвлеченными, абстрактными представлениями о законах человеческого существования. Их культурный статус и смысл предстают перед нами соответственно "в чис­том виде", как элементы общественного (национального, конфессионального, исторического, поколенного) типа со­знания.

Намечая — поневоле самым общим образом — культуро­логические координаты решения этой проблемы, замечу, что обретение жизнью/смертью культурного смысла началось с первых шагов истории человечества. В племенном сознании первобытных народов, строившемся по уже описанной выше антитезе "мы—они", признание ценности жизни распростра­нялось только на принадлежащих к "мы" — к своему родо-племенному коллективу (впоследствии к своей расе, к своей нации, к своему сословию, к своим единоверцам), а тех, кто принадлежит к общности "они", можно со спокойной душой обрекать на смерть, убивать. Но и в собственном коллективе смерть индивида во имя спасения общины, племени, рода становится носительницей высочайшего смысла, превращая человека в Героя (т. е. в сына человека и Бога). В соответствии с таким пониманием смерти строится все воспитание моло­дых людей, дабы в практической ситуации они могли вы­брать смерть, предпочтя ее жизни.

В мифологических системах такое понимание ценности — т. е. культурного смысла — смерти вылилось в обожествле­ние Героя — в христианстве, например, Христа и многочис­ленных святых, которые утверждали своими поступками высокий смысл смерти, ее культурную, а не биологическую необходимость; так физическая смерть человека становилась для него способом обретения культурного бессмертия— веч­ной счастливой загробной жизни.

Можно даже решиться на утверждение, что всякое рели­гиозное сознание, как и его материнское лоно — первобытная мифология, — имеет важнейшим своим источником страх смерти и стремление победить его в надежде на бессмертие, вечное существование. Идея коренного отличия жизни духа от жизни тела, вырывающая дух из-под власти законов материального бытия с помощью представления о переселе­нии души из одного тела в другое в земном мире или же о его вечной жизни за гробом, и была наивно-фантастическим, но охотно принятым человечеством успокоением, преодоле­нием ужаса перед неотвратимым "концом". Полное осущест­вление этой цели должно было лишить подлинной ценности материальную, плотскую, физическую жизнь, что и делают все религии с большей или меньшей последовательностью. "Не надо страшиться смерти, — писал в XIII в. Рамон Лулий. — Страшна не смерть тела, но погибель души".

Но и вытеснение религиозного сознания светским не при­вело к окончательной реабилитации Жизни в общественном сознании; наиболее резко противостояние двух позиций в оценке жизни и смерти проявилось в конфронтации гедониз­ма и декадентства — культа наслаждения "наличным бы­тием" индивида и воспевания смерти, гибели, самоубийства.

Не буду приводить примеры многочисленных и разнооб­разных деклараций высшей ценности жизни, которые мы находим в творчестве поэтов, философов, живописцев, музы­кантов, публицистов, — они широко известны, и ограничусь несколькими примерами ценностного превознесения смерти над жизнью. В знаменитых "Цветах зла" Ш. Бодлера, став­ших знаменем декадентства, целый раздел назван "Смерть", и кончается он, а вместе с ним и весь сборник, таким восьмистишием:

Смерть! Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило!

Нам скучен этот край! О Смерть, скорее в путь!

Пусть небо и вода — куда черней чернила,

Знай — тысячами солнц сияет наша грудь!

Обманутым пловцам открой свои глубины!

Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,

На дно твое нырнуть — Ад или Рай — едино! —

В неведомую глубь — чтоб новое обресть!

И во многих других стихах на разные лады склоняется Смерть, рисуется ее образ во всем ее болезненно-соблазни­тельном уродстве, и поэт призывает читателя — "потешный род людской" — не забывать, какой конец его ждет:

Кривляйся и кляни, но знай: в любом краю

Примешивает смерть, надушенная миррой,

К безумью своему — иронию свою.

("Пляска Смерти")

Одно из стихотворений прямо названо — "Жажда небы­тия" и кончается возгласом:

Лавина, унеси меня скорей с собой!

А в одном из черновых его набросков прямо сказано:

Да здравствует смерть!

Вполне естественно, что обе позиции оказывались свойст­венны эпохам кризиса социальных формаций как определен­ных типов общественного бытия — так складывалась куль­турная ситуация в Древнем Риме, в эпоху крушения рабов­ладельческого строя, таким было отражение в культуре XVIII в. во Франции гибели феодального строя, так развива­лись обе позиции в европейской культуре начала XX в., в эпоху кризиса капитализма, особенно ярко проявившегося в первой мировой войне и ее духовных последствиях — в крайнем гедонистическом аморализме, с одной стороны, и полной опустошенности "потерянного поколения" 20-х го­дов — с другой (вспомним хотя бы романы Э.-М. Ремарка и Э. Хемингуэя).

Так проясняется культурный смысл жизни и смерти. И его же обретают свойственные живым существам конкретные биологические качества — возраст и пол.

8.

Качества эти зарождаются уже в растительной форме жизни, но в развитом и сущностно-значимом виде они характеризуют жизнь животных, а затем и человека. Понят­но, что и объяснение их является прежде всего биологичес­ким: возраст есть определение меняющихся состояний — содержательных, структурных и функциональных — орга­низма, существование которого выражается в движении от небытия к небытию через рождение, младенчество, созрева­ние, расцвет, старение и смерть, а пол — одной из двух модификаций каждого вида животных и многих видов рас­тений, связь которых обеспечивает размножение вида.

Казалось бы, сказанного достаточно для характеристики биологической сущности возраста и пола и перехода к ана­лизу их культурных смыслов. Однако открытия самой био­логической науки, сделанные в последние десятилетия, и развитие теории систем и методологии системных исследований приводят к выводу, что выявленные ею функциональные значения возраста и пола в жизни животных открывают философской культурантропологии глаза на ряд важных закономерностей человеческой жизни и строения культуры.

То, что человек является не только функциональной, но и саморазвивающейся системой, раскрывает особое — собствен­но культурное — качество человеческого возраста. Ибо, как было подмечено К. Лоренцем и рядом других этологов, у человека детство — несравненно более долгий этап жизни, нежели у животных; точно так же этнографы отметили особую роль старости у человека в отличие от значения этого возраста у животных. Людям необходимо длительное детст­во — более десяти лет — не для одного физического созрева­ния, как у животных, но и для подготовки к последующей продуктивной деятельности, т. е. для накопления информа­ции, нужной для этого, а назначение последнего этапа онто­генеза — старости — передача вступающим в жизнь поколе­ниям накопленных знаний, мудрости, опыта, благодаря его богатству при утрате физической возможности его практи­чески реализовывать.

Таким образом, для культурологии жизненный цикл рас­падается на три основные фазы — овладение культурой, творчество культуры и передача культуры тем, кто идет на смену в эстафете поколений. Законы природы определяют физические границы между этими фазами, законы психичес­кого развития предъявляют свои детерминанты, но только сама культура регулирует своеобразный жизненный путь индивида.

Культурологический аспект возраста становится еще более очевидным, когда этнографические и демографические на­блюдения выявляют множество вариаций содержания и воз­растных границ каждого периода онтогенеза в культуре разных народов. Интересно с культурологической точки зре­ния и то, что модель возрастного членения биографии инди­вида стали распространять на историю человечества и отдель­ных типов культуры: так, широко используются понятие "детство человечества" и сопоставления сознания и поведе­ния ребенка с сознанием и поведением первобытных народов; система возрастных категорий "детство—зрелость—ста­рость" была перенесена на жизнь так называемых "локаль­ных цивилизаций" О. Шпенглером и его последователями. Для этого существуют веские основания, ибо возраст есть объективная характеристика уровня развития живой сис­темы.

Сложнее обстоит дело с присвоением культурой категории пола. Здесь снова природная анатомо-физиологическая и психологическая основа и социальная детерминация превра­щаются в конкретные культурные состояния. Можно лишь напомнить о широко известных фактах исторического изме­нения соотношения полов в организации общественной жизни, выразившегося в матриархальном и патриархальном способах этой организации; о зависимости положения жен­щины от господствующих в обществе религиозных представ­лений нравственных установлений — скажем, домостроев­ских в средневековой Руси и просветительских в послепетровской России; о феминистском движении в нашу эпоху, о сексуальной революции, о появлении женщин—государст­венных деятелей, руководительниц политических движений на Западе и на Востоке; широкий спектр изменений в соот­ношении и взаимоотношениях полов, который детерминиро­ван общим характером национальной культуры, достаточно хорошо описан в этнографической литературе, и каждый человек может наблюдать его в разных социальных слоях своего народа, в разных профессиональных сферах и на разных возрастных уровнях.

Если на биологическом уровне проблема пола никаких изменений не претерпела со времен возникновения полового диморфизма, то на уровне культурологическом менялся не только ее удельный вес в общественном сознании, в искусст­ве, науке, философии, в бытовой повседневности, но и сам взгляд на взаимоотношения полов — от крайнего их проти­вопоставления до полного отождествления; от дионисии, фаллического культа и введения проституции в обрядность восточных религий и других форм того, что В. Розанов назвал "слиянием религии и пола", до монашества и самооскопления мужчин; от ханжеского "целомудрия" в художественном изображении любви до вульгарной порнографии; от культи­вирования однополовой любви до признания гомосексуальных отношений уголовным преступлением; от раздельного воспитания мальчиков и девочек до узаконения армейской службы женщин и женского бокса...

При этом нравственный и эстетический идеал мог склады­ваться на основе качеств мужественности или женственности как определенных психологических и поведенческих ком­плексов — скажем, в рыцарском романе и пасторальном, в маскулинных или феминистских тенденциях моды, манер, стиля речи, в характере философских концепций, ориенти­ровавшихся на рациональный или эмоциональный типы сознания, в педагогических системах, в которых идеальными человеческими качествами полагаются мужественность или женственность...

Все эти факты показывают с предельной наглядностью, что пол приобретает в культуре многостороннее специфи­ческое содержание, обусловленное природными и социальны­ми факторами, интегрированными и обогащенными в функ­ционировании и развитии культуры. Но дело не в самом признании этого "окультуривания" биологической структу­ры, но и в понимании тех последствий, которые оно имело при превращении отношений полов в явление культуры.

Особый интерес представляют в этой связи результаты изучения причин и смысла полового диморфизма выдающим­ся современным биологом В.Геодакяном. Исследования эти, осуществленные с позиций системного подхода и соединив­шие методы качественного и количественного анализа, уста­новили, что половой диморфизм, зародившийся в жизни растений, охвативший всю фауну и ставший формой челове­ческого бытия, обусловлен потребностью открытых, разви­вающихся систем в двух механизмах: один из них имеет стабилизационные функции и призван укреплять систему, обеспечивая сохранение выработанных прежде способов су­ществования; другой должен, в условиях изменчивости среды, находить новые способы жизнеобеспечения, способ­ные приводить систему в соответствие с происходящим в ее среде. Следствием такого распределения функций является то, что "женский пол передает потомству широкий спектр более репрезентативной информации о прошлом", а муж­ской — "узкий спектр более селективной ... экологической информации о настоящем". В конечном счете различие полов оказывается связанным с асимметричным строением челове­ческого мозга: поскольку "подкорка и правое полушарие — консервативные подсистемы, а кора и левое полушарие — оперативные", постольку развиваются они у мужчин и жен­щин неодинаково; мужчины лучше ориентируются в визу­альных и тактильных лабиринтах, лучше читают географи­ческие карты, различают левое—правое. Они сильно превос­ходят женщин в шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности. С другой стороны, женщинам свойственна повышенная онтогенетичес­кая пластичность (адаптивность), т. е. "восприимчивость к воспитанию и обучению... Женский пол специализировался по адаптации к существующим условиям, а мужской пол — в поиске новых путей в буду1цее. Поэтому мужчины предпо­

читают и лучше решают новые задачи, которые лучше ре­шить “вчерне”.., а женщины предпочитают и успешнее ре­шают задачи не новые, но в совершенстве... Все профессии, игры, виды спорта, хобби сначала осваивают мужчины, а потом женщины".

Такое понимание природы полового диморфизма и его развития у человека есть конкретное проявление общего диалектического закона развития — взаимодействие сохра­нения и обновления, власти традиции и инновационной активности, центростремительных и центробежных сил, успокаивающих систему, гармонизирующих ее и возбуждаю­щих, рассогласовывающих обретенный покой, консерватив­ных и революционных или, говоря на обобщающем языке кибернетики, гомеостатических и гомеорезных. В этом раз­делении функций сформировавшийся, укрепившийся и раз­вившийся в жизни человеческого общества половой димор­физм определил роль женщины как носительницы культур­ной энергии, так сказать, "социально-интравертивной", а роль мужчины — как "социального экстраверта" — развед­чика нового, изобретателя, пионера, революционера, "возму­тителя спокойствия" во имя развития и нового уровня гомео-стаза системы и среды.

История человечества убеждает в том, что такое культур­ное "разделение труда" определило уже в первобытности функциональные роли полов: женщина—хранительница очага, продолжательница рода, распределительница добытой охотниками пищи, мужчина — добытчик, охотник, дейст­вующий на границах складывающейся социальной системы и природной среды, а не во внутреннем пространстве социу­ма, ищущий новые, более эффективные и совершенные спо­собы деятельности, а не скрепляющие общинную и семейную жизнь; Женщина, олицетворяющая Дом, Гармонию, Благо­получие и потому ставшая первой Богиней, и Мужчина, символизировавший борьбу, войну, физическую силу, власть над природой, но подчиненный духовной силе Женщины; в конечном счете Бог стал мужчиной, но женщина осталась его родительницей. Богоматерью, Мадонной, да и сотворила его непорочно, т. е. без помощи другого мужчины. Религии Востока оказались в этом отношении более последовательны­ми, чем главная религия Запада — христианство, полностью дискриминировав Женщину, сохраняя за ней, в сущности, лишь роль соучастницы эротических наслаждений Мужчи­ны; но и христианство отнюдь не было единодушным в "решении женского вопроса", делая женщину ответственной не только за рождение Христа, но и за грехопадение челове­чества, превращая ее в служанку Дьявола и главную соблаз­нительницу святых Мужчин и запрещая браки священнослу­жителей, и разрешая их... Впрочем, и в индуизме, как утверждают исследователи, отношение к сексуальности и соответственно к женщине было крайне противоречивым — от безбрачия, практиковавшегося многими святыми и свя­щеннослужителями, до романтического воспевания женщи­ны в индийской литературе.

Столь же очевидна зависимость конкретных модификаций полового диморфизма в светской культуре от политического строя, правовой регуляции человеческих отношений, господ­ствующих нравственных принципов, характера эстетическо­го сознания.

Признание этой вариативности, как и одновременное по­нимание важности индивидуального подхода в практических делах и познании в сфере культуры, влечет за собой необхо­димость внесения существенных корректив в ставшую в нашу эпоху едва ли не общепринятой в цивилизованном мире политику "эмансипации женщины" в движение феминизма. Решение проблемы состоит отнюдь не в отождествлении женских и мужских возможностей в общественной жизни и культуре, а в создании условий для их реализации по прин­ципу дополнительности в равной мере свободно, полно и целостно для обоих полов. Нельзя не согласиться с В. Геодакяном, что "бесполые" педагогика, психология и социология "создают теоретические и практические тупики", выход же состоит в замене "идеи социальной одинаковости и взаимо­заменяемости полов" "идеей их дополнительности". В этом случае женщина обретает свое истинное и изначальное место в культуре — быть не неизбежно неполноценным замените­лем мужчины (как и ему быть не столь же несовершенным исполнителем женских ролей), а уникальным по возможнос­тям носителем одного из двух потенциалов культуры, в равной мере ей, культуре, необходимых и потому равно для нее ценных.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   29


написать администратору сайта