Гусарова_Логика и методолгоия науки_Пособие. Учебное пособие СанктПетербург 2012 Предисловие
Скачать 1.76 Mb.
|
Античная философияОдним из первых эпистемологическую проблему ставит Парменид, вводя различия между истиной и мнением. Он первым ввел критерии истины - непротиворечивость, постоянство и вечность. Сократ разрабатывает один из первых методов познания — диалектику — прояснение идеи в процессе диалога. Истина здесь выступает в качестве консенсуса. Платон считал знания, приобретаемые людьми в течение жизни, воспоминанием уже существующего в душе человека знания. Аристотель закладывает основы рационализма, разрабатывая такой метод познания, как аналитика. Средневековая философияЕвропейская средневековая философия рассматривает знание как благодать, исходящую от Бога. Бог себя обнаруживает в творении и в откровении, поэтому эпистемология становится герменевтикой — искусством истолкования Библии. Заметим, что средневековая герменевтика оказалась очень востребованной в наше время: она выросла в теорию и методология истолкования текстов («искусство понимания»);
Ориген разрабатывает учение о трёх уровнях понимания (о трёх смыслах Библии):
Сейчас эта концепция активно применяется по отношению к любому тексту и также очень важна в ИТ. Схоласты разрабатывают концепцию дедуктивного способа получения знания, тем самым закладывая основы формальной логики в сегодняшнем понимании. Новоевропейская философияВ новоевропейской философии осуществляется т. н. гносеологический поворот, т. е. вопросы познания становятся центральной темой философии. Здесь конкурируют традиции рационализма (Декарт, Лейбниц) и эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм), первая из которых продолжает схоластическую традицию дедуктивного познания, а вторая утверждает тезис, согласно которому всякое знание происходит из опыта. Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым. Немецкая классическая философияЭто два имени – Кант и Гегель. Рис. 13. Иммануил Кант, философ Рис. 14. Георг Вильгельм Фридрих Гегель, философ Кант посвятил теории познания свое главное философское произведение «Критика чистого разума». Разберемся с понятиями:
Таким образом, название книги означает буквально следующее: «Как возможны синтетические суждения априори?», т.е. откуда берутся дополнительные знания? Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещи-в-себе и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте. Наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, наоборот: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. Первоэлементами для построения структур разума являются выделенные Кантом категории:
Простыми словами: структуры – от человека, их наполнение – из внешнего мира. Практически один к одному эта схема применяется в ИТ. У Гегеля логика целиком и полностью, без иррационального остатка, покрывает собою все поле проблем познания. Образы созерцания и образы фантазии рассматриваются в качестве внешних продуктов деятельной силы мышления, ибо они — то же самое мышление, только опредмеченное не в словах, суждениях и умозаключениях, а в поступках, событиях и т. д. Все остальные познавательные способности рассматриваются как виды мышления, как мышление, ещё не достигшее адекватной формы выражения, ещё не созревшее до неё. Неокантианство - направление в немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев -"Назад к Канту!" Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. |