Главная страница
Навигация по странице:

  • § 5. ЭВОЛЮЦИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • Гусарова_Логика и методолгоия науки_Пособие. Учебное пособие СанктПетербург 2012 Предисловие


    Скачать 1.76 Mb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург 2012 Предисловие
    АнкорГусарова_Логика и методолгоия науки_Пособие.doc
    Дата26.04.2017
    Размер1.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГусарова_Логика и методолгоия науки_Пособие.doc
    ТипУчебное пособие
    #5776
    страница3 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Основные понятия теории познания

    1. знание

    2. познание

    3. сознание

    4. чувство

    5. разум

    6. рассудок

    7. истина

    8. смысл


    Рассмотрим их подробнее.

    1. Знание имеет много определений, в том числе общефилософских:

    Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

    Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

    Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

    Знание в ИТ изучалось в курсе ПЗвИС

    2. Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

    Научное познание, в отличие от всех многообразных форм познания, — это процесс получения субъективного, относительного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

    3. Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях (Лекторский В. А. ). Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

    Сознание как способность следует отличать от мышления. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

    4. Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.

    Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Чувства являются специфическим обобщением эмоций. Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений («эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом.

    Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».

    В отличие от эмоций и настроений, чувства имеют выраженную объектную привязку: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными, т.е. один объект может вызывать у человека одновременно два противоположных чувства (например, в отношении детей к родителям).

    Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

    5, 6. Разум и рассудок

    Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения.

    Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах.

    Латинское слово ratio также обозначает разряд, рассудок, рассуждение, расчёт, что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятий разума и рассудка. Но в современной теории познания разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа.

    Рассудок (этимологией восходит к глаголу рассуждать) — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

    Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла. Поэтому характеристиками рассудка являются:

    • строгое отделение понятий друг от друга

    • способность правильно классифицировать воспринимаемое

    • непротиворечиво систематизировать опыт и знание

    Пример различия разума и рассудка:

    рассудок направлен на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания;

    разум соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.

    7. Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии и философии.

    Хотя понятие истины кажется очевидным, философия предложила несколько теорий истины (концепций истины), каждая из которых дает свое определение истине. Все концепции объединяются в две линии – классическую и неклассическую.

    Классическая линия понимания истины:

    • Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель). Более упрощенная трактовка: истина есть адекватное отображение действительности в сознании. При этом действительность трактуется как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.

    • Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

    • Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль)

    • Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

    • Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский).

    Неклассические концепции:

    • Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун)

    • Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

    • Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

    8. Смысл — сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.

    Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может подразумеваться и целеполагание, результат какого(чьего)-либо действия.

    Смысл — это понятие подразумеваемое, т.е. оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом.

    Примеры бессмысленных для одних и осмысленных для других вещей:

    суеверия и приметы - одни считают, что приметы помогают предсказывать будущее и потому видят в них большой смысл; другие же в них не верят и не видят никакого смысла;

    вновь изучаемый язык - отдельные фразы на нём кажутся бессмысленными, в то время как естественные носители языка автоматически различают осмысленный или бессмысленный характер произнесенных слов и предложений. Этот пример рассматривался в курсе ПЗвИС.
    § 5. ЭВОЛЮЦИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
    Познание вообще и научное познание в частности сделалось предметом особо пристального внимания философов задолго до появления «эпистемологии/гносеологии».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта