|
Гусарова_Логика и методолгоия науки_Пособие. Учебное пособие СанктПетербург 2012 Предисловие
Марксизм Развивая точку зрения Гегеля, марксизм рассматривает логику тождественной теории познания. С этой точки зрения логика является не чем иным, как теорией, выясняющей всеобщие схемы развития познания и преобразования материального мира общественным человеком. Как таковая, она и есть теория познания; всякое иное определение задач теории познания неизбежно приводит к той или другой версии кантианского представления.
Итак, до конца XIX в. сформировались два направления в гносеологии - эмпирическая и рационалистическая. В конце XIX в. гносеология как отдельное направление в общей философии было выделено в самостоятельную научную дисциплину – философию науки. § 6. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В развитии философии науки можно выделить следующие направления, которые во многом сосуществуют во времени и развивают разные идеи предыдущей гносеологии: 1. позитивизм первый позитивизм второй позитивизм (эмпириокрититицизм) третий позитивизм (логический позитивизм, неопозитивизм) 2. постпозитивизм Критический рационализм К. Поппера Концепция исследовательских программ И. Лакатоса Концепция исторической динамики науки Т. Куна «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда конвенционализм (П. Дюэм, А. Пуанкаре), инструментализм (Дьюи), операционализм прагматизм 4. интуиционизм (Л. Э. Я. Брауэр) 5. эпистемология постмодернизма В современной науке вообще и в ИТ, в частности, по факту наблюдается «мешанина» всех этих подходов, поэтому рассмотрим их подробно. Рис. 15. Имре Лакатос, английский философ венгерского происхождения 1. Позитивизм сформировался в конце XIX в., в эпоху торжества техники. Он основывается на эмпиризме (главенстве опыта), восходящем к Ф. Бэкону, и неприятии метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля. Основные черты позитивизма: односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов. наука и научная рациональность признается высшей ценностью; требование перенесения естественнонаучных методов в гуманитарные науки; -
вера в прогресс науки. Первый позитивизм (Огюст Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль - философы): Метафизика – это не наука. Единственным источником познания служит опыт. Никаких врождённых форм познания вроде априорных суждений Канта не существует. Конт сформулировал закон трех стадий — человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии: теологическая — люди объясняют природу через понятие Бога; метафизическая — люди объясняют природу через абстрактные сущности; позитивная — явлениям природы дается научное объяснение. Конт ввел также классификацию наук, выделив астрономию, физику, химию, биологию, социологию (социальную физику). Второй позитивизм (эмпириокритицизм) (Эрнст Мах – физик, Рихард Авенариус - биолог): Личный опыт выражается в понятиях, являющихся историческими конструкциями и зависящих от социальных отношений. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт. Основные идеи: принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты. любое познание есть биологически полезное психическое переживание; и познание, и заблуждение вытекают из одних и тех же психических источников, и только успех может разделить их. идеал науки - описание, отказ от объяснения, стремление к надпартийности, критический пересмотр всех истин, возвращение к «естественному понятию мира». Третий позитивизм (логический позитивизм, неопозитивизм, «Венский кружок» ) |
|
|