Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура языческой и Киевской Руси

  • История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
    АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    ТипУчебное пособие
    #12355
    КатегорияИскусство. Культура
    страница36 из 42
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   42
    Глава 11. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
    В РОССИИ
    Понимание культуры зависит от объема накапливаемых о ней знаний. Познание национальной культуры в самых разнообразных аспектах и под различными углами зрения способствует ее все более широкому целостному панорамному видению, позволяет отчетливее осознать ее глубинные основы.
    Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово
    социодинамика
    происходит от соединения латинского слова
    социум —
    «общество» и греческого
    динамика,
    что означает состояние движения, ход развития. При рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил.
    Разработаны различные модели социокультурных динамических процессов:
    эволюционная
    (Г.
    Спенсер, П. Тейяр де Шарден),
    циклическая
    (О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев),
    волновая
    (П. Сорокин).
    Понятие
    социодинамика культуры
    ассоциируется с названием работы известного французского ученого А. Моля. Концепция культуры разработана автором в кибернетических терминах. Цель ее социодинамики, по Молю, — влиять на развитие и эволюцию культуры.
    При этом он
    469
    отмечает, что «социодинамика должна быть направлена не на содержательную сторону культуры
    — идею Бога, идею Родины, или идею Холодильника, — а на самую эволюцию»
    1
    . Подобное рассмотрение культуры имеет свою ценность в рамках ее социологии и может найти практическое применение в условиях современной НТР.
    В данной работе под социокультурной динамикой понимается процесс развертывания отечественной культуры во времени и пространстве и во взаимосвязи с социальной организацией, социальными переменами и социальными потрясениями, которыми так богата отечественная исто- рия. Культура, по словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла»
    2
    А. Я. Флиер приходит к выводу, что понятия «история» и «культура» в существенной мере тождественны. История — это описание динамики того, что в статике рассматривается как культура»
    3
    В работе «Культура и взрыв» Ю. М. Лотман выделяет
    два типа динамических процессов
    культуры: взрывных и постепенных,
    между которыми устанавливается определенное соотно- шение.
    Частые взрывные процессы, прерывность и катастрофичность русской истории,
    отмеченные Н. А. Бердяевым,
    неразрывно связаны со спецификой нашей культуры.
    В каждом из 5 периодов отечественной истории, которые были выделены Н. А. Бердяевым, происходили существенные культурные сдвиги при сохранении определенной преемственности.
    Причины такой катастрофичности И. В. Кондаков находит в социально-культурной асимметрии, присущей всей отечественной истории, когда «каждый социокультурный феномен оказывается сопряженным из последо-
    470
    вательно динамичного (собственно социального) смыслового компонента и столь же последовательно статичного, относительно устойчивого и стабильного смыслового компонента
    (собственно культурного), складывающееся между ними семантическое напряжение в каждом случае составляет движущий механизм социокультурной динамики»
    4
    . При этом он дополняет перечень культурно-исторических парадигм, выделенных Н. А. Бердяевым в истории отече- ственной культуры, еще пятью. Это — дохристианская, языческая Русь, Россия XVII в., постсоветская Россия.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Культура языческой и Киевской Руси
    Славяне — языковые потомки индоевропейцев, особенности мировоззрения которых исследовал французский ученый Ж. Дюмезиль
    5
    . Согласно его теории, структура религиозных и мифологических представлений индоевропейских народов отражает наличие 3 социальных функций в общественной структуре индоевропейцев: жреческой, военной, хозяйственной
    (верховенство, сила, производительность).
    Древнейший слой отечественной культуры

    языческая культура восточных славян.
    Археология датирует бесспорно славянские древности примерно тем же временем, к которому относятся самые ранние, не вызывающие никаких сомнений свидетельства письменных источников о восточных славянах — серединой I тысячелетия н. э. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Академик Б. А. Рыбаков выделил 3 периода в развитии язычества Древней Руси
    6
    :
    Господство культа упырей и берегинь.
    Господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия.
    471
    Господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося
    государства.
    Создавая свою периодизацию, Б. А. Рыбаков опирался на произведение XII в.
    «Слово святого Григория». По мнению И. Н. Данилевского, «предлагаемая Б. А. Рыбаковым
    «периодизация» есть скорее реконструкция, чем точное переложение текста источника, где такой четкой системы не прослеживается»
    7
    . Вообще изучение восточнославянского язычества по письменным источникам очень затруднено, так как «факты, содержащиеся в книгах поздних античных и византийских авторов, крайне малочисленны и страдают одним существенным недостатком — они несут печать стороннего взгляда на славянскую мифоло- гию... Для христианских книжников позиция, занятая ими по отношению к языческой мифологии, была также позицией «внешней», что неминуемо приводило к неточностям и смещению акцентов в их свидетельствах»
    8
    . Проблема получения надежных верифицируемых результатов пока не получила достаточно удовлетворительного разрешения.
    Системообразующими, как и в других архаических культурах, были
    представления о
    дуальности мира,
    связанные с оппозицией
    сакрального и мирского. Космос, как мир порядка,
    противостоял миру беспорядка, хаосу.
    По сути, это сопоставление соответствовало сопоставлению своего и чужого мира, мира культуры и мира природы. Еще и после христианизации славяне приносили жертвы различным духам, домовым: в качестве жертв выступали скот, конь, курица, петух. Особое значение имели строительные жертвы, освящавшие закладку жилища. Первоначально были и человеческие жертвоприношения.
    Через отождествление с человеком, символизировавшееся в глубокой древности человеческой жертвой, сооружение жилища осмысливалось как воспроизведение акта упорядочивания из начального хаоса. Возможно различное истолкование человеческих жертв. Когда в купальные праздники топили
    472
    девушек, то это можно истолковать как «свадьбу» с потусторонними силами, когда убивали врагов и отрезали им головы или поедали какие-то органы — как присвоение себе каких-то сил противника.
    Каждое славянское племя, поклоняясь всем богам, входившим в общеславянский пантеон, признавало и главного племенного бога. Больше всего почитали Перуна, бога грома и молнии,
    Волоса, бога скота. Верили также в Хороса, Стрибога, Сварога и др. Однако объединение восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. В 980 г. киевский князь Владимир предпринял попытку превратить язычество в государственную религию с культом Перуна во главе. Помимо Перуна в число главных богов вошли Хорс — бог Солнца как источника света,
    Даждьбог — бог тепла, плодородия, Стрибог — бог ветра, Симаргл — бог почвы, Мокошь, олицетворявшая собой женское начало природы и женскую часть хозяйства... Очень скоро выяснилось, что реформа религии должна быть качественно иной.
    Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.
    Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло собой подлинную
    473
    революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся древние стереотипы. Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в конфликт со всем предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, народные восстания под предводительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Типичным языческим праздником является Новый год, другие известные языческие праздники — Масленица, день Ивана Купала. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках России.
    Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало.
    Постепенно сложилось так называемое
    двоеверие —
    компромиссное равновесие языческих и христианских элементов, которое признают самые разные авторы: и такой мыслитель, как П. Н. Милюков, и мистик Д. Андреев, и современные исследователи
    8
    . Весьма примечательно высказывание специалиста по культурному наследию Древней Руси М. В. Поповича о том, что «на востоке
    Славии язычество оказывается более устойчивым, приспосабливается к христианству, прячется за его культом, в пережиточной форме фрагменты его доживают до нашего времени.
    Восстановить что-то архаичное, используя польский или чешский фольклор, гораздо труднее, чем сербский или болгарский, но и последние в гораздо менее явной и чистой форме сохраняют пережитки архаичного языческого мировоззрения, чем народная память русских, украинцев и белорусов»
    9
    Однако при более глубоком рассмотрении этого вопроса оказывается, что нет четкого определения термина «двоеверие» и он используется в самых различных значе-
    474
    ниях. Н. И. Толстой утверждает, что «если бы все сводилось к «двоеверию», т. е. к двум компонентам, к двум источникам славянской народной духовной культуры в конце I и в начале II тыс. н. э., культура, которая имела последовательное и непрерывное развитие до наших дней, вопрос выявления элементов славянских дохристианских языческих древностей решался бы относительно просто. Все, что оставалось бы за вычетом христианских институ- тов, черт и особенностей, в принципе хорошо известных по многочисленным письменным свидетельствам, можно было бы отнести на счет дохристианского язычества, объяснить как его продолжение, развитие или реликты. Однако дело осложняется в значительной степени наличием фрагментов «третьей» культуры, заимствований и собственно славянских инноваций общего и особенно локального происхождения»
    10
    . Примечательно, что и в западной, и в центральной Европе, по словам М. Элиаде, «какая-то часть народной религии дохристианской Европы выжила и сохранилась»
    11
    , причем она не является ни новой формой язычества, ни синкретизмом язычества с христианством, а, с другой стороны, как раз христианский, а не языческий дух пронизывает все эти творения фольклора.
    Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности. Было слово, обращенное к народу на его языке и его алфавите. Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотны. Достаточно вспомнить о новгородских, псковских берестяных грамотах, чтобы судить об уровне развития грамотности в Древней Руси, хотя в то же время можно задаться вопросом, а не слишком ли
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru облегчила собственная письменность усвоение христианства, делая это иногда чересчур формальным?
    В институциональном плане для древнерусского христианства характерна тесная связь с княжеской властью и
    475
    ее административным аппаратом. В формальном плане преобладало безусловное соблюдение ритуально-обрядового, текстологического, иконографического канона. Господствующей методологической установкой было формальное соответствие построений теории и идеологии духу и букве нормативных установлений, изложенных в канонической христианской литературе. С религией было неразрывно связано функционирование всех видов искусств. По всей стране строились церкви. Сначала архитекторами были приезжие из Константинополя, затем этому искусству научились местные мастера. Покрывая стены церкви многочисленными эпизодами из священной истории, живописцы обязаны были следовать жестким правилам, которые обусловливали расположение сюжетов.
    Согласно христианской философии, здание церкви представляло собой уменьшенное повторение вселенной. Храм был символом неба и земли, рая и ада. Человек того времени очень остро ощущал весь огромный мир, в котором он жил. Он всегда помнил, что когда- нибудь с востока, оттуда, где встает солнце, придет второй раз Иисус Христос, чтобы судить людей. Все христианские церкви имеют алтарь в восточной части. Таким образом, они об- ращены туда, где, по представлениям христиан, расположен центр земли — город Иерусалим с горой Голгофой, на которой был распят Иисус Христос. С противоположной стороны от алтаря, на западе, у входа в храм часто находилась крещальня как символ прихода в христианство. Вошедший в церковь человек представлял собой микрокосмос: верхняя часть его тела была связана со всем благородным, возвышенным, а нижняя — со всем земным. Чем значительнее в иерархии христианства смысл изображения, тем выше оно помещается в здании.
    Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и в то же время участником мировой истории. В этом мире все значительно, полно сокровенного смысла. Задача человеческого познания состоит в том, чтобы
    476
    разгадать смысл вещей, символик животных, растений, числовых соотношений. Число 1 означало единство Бога, 2 — двуединую природу Христа, 3 — триединство Бога, 4 — было символом материального мира (он состоит из 4 элементов, имеет 4 стороны света), 7 — соединение божественного числа 3 с материальным числом 4. Все, что касается человека, семерично (7 дней недели, 7 тысячелетий человеческой истории). Число 12 = 3 х 4 считалось символом сверхчеловеческого (12 апостолов). Число 9 = = 3 x 3 было сугубо божественным (9 кругов рая).
    За короткое время после принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Началось строительство каменных церквей, таких как Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Успешно развивались иконопись, переписка книг, украшенных миниатюрами, наподобие Остромирова евангелия, литература. С принятием христианства связано появление на Руси переводных работ древнегреческих и византийских авторов, богослужебных христианских книг, становление системы образования при монастырях, возникло множество культурных центров. Византийская культура выполняла роль своеобразного моста между Западом и Востоком, оказав громадное влияние на станов- ление и формирование отечественной культуры.
    Русские впервые столкнулись с Византией, когда она была могущественной империей, богатейшей страной мира, опережавшей в своем развитии Западную Европу. Потому
    Византия была для Древней Руси примером, образцом общественного устройства, идеалом государственного могущества. Вместе с тем процессы взаимодействия культур не заключаются в пассивном восприятии одной из культур другой. Происходит отбор естественного и необходимого для данной культуры из разнообразия предлагаемых образцов, к тому же, попадая на иную почву, заимствованные образцы претерпевают определенную трансформацию при соприкосновении с ценностным ядром иной культу-
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    477
    ры. Так было и в отношениях русской и византийской культур. Византийские идеи и образцы не являлись объектом слепого поклонения и обожания. Уже в «Слове о законе и благодати»
    Илариона Византия причисляется к «старым» странам, а Русь — к «молодым», за которыми будущее. Чуть ли не с самого момента вхождения Руси в сферу византийского влияния была заметны тенденции к отталкиванию от этого влияния.
    После строительства Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1036), воплотившего типичные черты византийской архитектуры, такие как
    пятикупольность, хоры,
    при дальнейшем строительстве храмов уже выявились чисто русские, несвойственные Византии черты:
    многоку-
    польность
    (до 25 куполов),
    пирамидальность композиции.
    Постепенно формируется общерусский национальный стиль в архитектуре, которому присущи башнеобразные формы, динамичная устремленная вверх композиция. Яркие примеры этого стиля — церковь Вознесения в Ко- ломенском, храм Василия Блаженного.
    Из Византии на Русь пришел
    иконографический канон,
    но со временем нормы построения изображения, свойственные византийской иконографии, сменяются особенностями национальных иконописных школ. На основе книжного корпуса греко-византийских и болгарских сочинений на
    Руси сложилась собственная литературная традиция. Для русской литературы всегда были характерны огромный накал духовных страстей, поиски праведной жизни. Д. С. Лихачев назвал древнерусскую
    литературу литературой одной темы

    мировой истории, и одного сюжета —
    смысла человеческой жизни.
    Из огромного наследия Византии, востребованного Русью, возобладала аскетическая традиция, характеризующаяся определенным равнодушием к античному интеллектуальному наследию, восходящая к идеалам первоначального христианства.
    Мистическое богословие концентрировалось в Византии большей частью в монастырях Афона. Сюда
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   42


    написать администратору сайта