Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура советского и постсоветского периода

  • История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
    АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    ТипУчебное пособие
    #12355
    КатегорияИскусство. Культура
    страница41 из 42
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42
    Н. А.
    Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. И. Шестов, П. А. Флоренский, И. А. Ильин и др. Одной из особенностей русской философии, по словам А. Ф. Лосева, было «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения»
    38
    Русская культура находилась на грани крупных качественных перемен, которые не состоялись вследствие революции. Возможно, сущностью качественных перемен стало бы так называемое славянское Возрождение, идея которого витала в умах некоторых видных деятелей «серебряного века», а суть должна была заключаться в религиозном усвоении античности
    39
    . В то же время культура «серебряного века» подвергается некоторыми авторами небезосновательной критике за определенный отход от гуманистических ценностей, моральный релятивизм
    40
    Культура советского и постсоветского периода
    Значительная часть населения России, потеряв веру в царя и доверие к церкви, сделала своей религией большевизм и совершила революцию. Однако между христианской эсхатологией и большевистской утопией существует серьезное различие, хорошо показанное немецким фило- софом Г. Рормазером:
    «Фундаментальное отличие утопии,
    518
    в том числе и социалистической, от христианской эсхатологии состоит в том, что
    последняя исторически, политически осуществляется как настоящее, а не как будущее!
    Христианская эсхатология не содержит в себе никакого другого смысла, кроме идеи о том, как сделать человека способным к восприятию настоящего, в то время как утопическое мышление рисует будущее как результат отрицания настоящего.
    Утопия реализуется в процессе
    вызволения человека из настоящего, когда человек теряет свое настоящее.
    Христианская эсхатология, напротив, выводит человека из овладевшей им безумной веры в будущее, оза- боченной тем, что человек всегда только должен или хочет жить, но никогда не живет. Эта эсхатология ориентирует его на настоящее»
    41
    Таким образом, утопия, ориентированная на
    будущее, дает санкцию на разрушение настоящего. Этим и страшны революции.
    Цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция XX в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения.
    Вклад мыслителей русского зарубежья в мировой философский процесс, переводы и издания их трудов на основных языках мира значительно содействовали признанию русской философии как высокоразвитой и самобытной. Они имеют приоритет в постановке целого ряда проблем культурологии, истории философии, философии истории.
    K ux числу относятся
    осмысление роли православия в развитии русского народа, анализ национальной специфики
    культуры России, размышления об основных чертах русской нации в XX в., о «русской идее» и
    др.
    Культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Хотя до начала 30-х гг. существовал относи-
    519
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru тельный идейный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В художественном творчестве раздавались даже призывы сжечь Рафаэля во имя нашего завтра, разрушить музеи, растоптать искусства, цветы.
    Пышным цветом расцвел социальный утопизм, наблюдался мощный порыв к новым формам
    жизни во всех ее сферах, выдвигались различные технические, литературные, художественные,
    архитектурные проекты вплоть до экстравагантных.
    Например, шла речь о коммунистическом преобразовании всего быта. Планировалось строить такие жилые дома, в которых были бы только небольшие уединенные спальни, а столовые, кухни, детские комнаты становились общими для всех.
    Отрицание бессмертия души вело к идее бессмертия тела.
    Помещение тела Ленина в мавзолей
    было связано и с надеждой когда-нибудь воскресить его.
    В подсознании русского народа всегда теплилась надежда на возможность бессмертия тела. Н. Ф. Федоров считал главной проблему
    «воскрешения отцов».
    Коммунизм, замахнувшийся на создание царства Божьего на Земле,
    получил одобрение у народа еще и потому, что поддерживал веру в телесное бессмертие.
    Смерть ребенка в «Чевенгуре» А. Платонова — главное доказательство того, что коммунизма еще нет.
    Поколение людей, выросшее в условиях советской мифологии, было потрясено физической смертью Сталина, не отсюда ли такое грандиозное «великое прощание», и не рухнула ли после этой смерти на подсознательном уровне вера в коммунизм?
    Большевизм довел до логического конца сформировавшуюся в европейской мысли XVIII—XIX вв. идею активного преобразования, переделки природы. Уже в первые годы советской власти Л.
    Д. Троцкий заявлял, что, покончив с классовыми врагами, большевики начнут переделывать природу. У Максима Горького в 3-томном собрании
    520
    сочинений, вышедшем в 50-е гг., можно найти статью под названием
    «О борьбе с природой».
    В других статьях Горький утверждал, что «в Союзе Советов происходит борьба разумно организованной воли трудовых масс против стихийных сил природы и против той «стихийности» в человеке, которая по существу своему есть не что иное, как инстинктивный анархизм личности».
    Культура, по Горькому, оказывается насилием разума над зоологическими инстинктами людей.
    Теоретические выкладки реализовывались на практике в послевоенном «великом сталинском плане преобразования природы». После смерти Сталина было прекращено строительство большого числа крупных объектов, среди которых Главный Туркменский канал, канал Волга—
    Урал, Волго-Каспийский водный путь, заполярная железная дорога Чум—Салехард—Игарка.
    Последним отголоском тех времен стал печально известный проект переброски на юг части стока северных рек.
    В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этап. С относительным плюрализмом было покончено.
    Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные
    союзы.
    Утвердился один-единственный художественный метод —
    метод социалистического
    реализма.
    Утопическим порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции.
    Сложилась национальная модель тоталитаризма.
    Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек оказался тотально вов- леченным в общественные структуры, а невыделенность человека из массы — одна из основных черт архаичного социального строя.
    Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна.
    Нестабильность положения человека в
    обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные
    521
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    структуры заставляла человека еще больше дорожить своим социальным статусом.
    Потребность в единении с другими людьми — естественная потребность человека любой культуры. Даже в индивидуалистической культуре Запада известно явление так называемого
    эскапизма,
    т. е.
    бегства от свободы,
    отмеченное Э. Фроммом. Другое дело, когда эта потребность становится единственной и доминирующей. Тогда это мощный психологический корень социального утопизма, социальная опора для проектирования идеального общества.
    Любой подобный проект ведет к тоталитаризму, который в самом широком смысле этого
    слова — господство всеобщего над индивидуальным, безличного над личным, всех над одним.
    Естественный ограничитель тоталитаризма — собственность, понимаемая не просто как экономическая категория, а как всеобщая общецивилизационная основа для развития свободы личности.
    Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями, восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей. Советский пери- од оказал серьезное воздействие на образ мышления народа, его ментальность, типичные черты личности русского человека. Это отметили крупные писатели, «знатоки человеческих душ» М. А. Шолохов и А. И. Солженицын. По свидетельству сына М. А. Шолохова, отец говорил ему, что у дореволюционных людей было иное отношение к жизни: «как к чему-то бесконечно прочному, устойчивому, несоизмеримому с человеческими целями и возмож- ностями... Человек с детства учился стойкости, приучался винить в своих неудачах самого себя, а не жизнь...»
    42
    А. И. Солженицын отмечает
    потерю народом таких качеств, как
    открытость, прямодушие, уживчивость, долготерпение, долговыносливость, непогоня за
    внешним успехом, готовность к самоосуждению и раскаянию
    и др.
    43
    522
    В наше время культура все чаше осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются китайской стеной от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями. В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и в свою очередь обогатившую своим воздействием мировую культуру. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача —
    выработать свой стратегический курс на
    будущее в быстро меняющемся мире.
    Для этого есть важная предпосылка — достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.
    Эти противоречия постоянно проявляли себя в различных сферах жизни, отражаясь в искусстве, прежде всего в художественной литературе, поисками высокого ценностно- смыслового содержания жизни, что и придало русской культуре несомненное мировое значение. В нашей культуре можно обнаружить немало противоречий, присущих любым другим культурам: между индивидуализмом и коллективизмом, высоким и обыденным, элитарным и народным и т. п. Наряду с ними в русской культуре постоянно присутствовали черты очень глубокого разрыва между природно-языческим началом и высокой православной религиозностью, культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам, тотальной государственностью и безудержной анархией и др.
    Загадочную
    антиномичность русской культуры буквально во всем пре-
    523
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    красно описал Н. А. Бердяев в работе «Русская идея».
    Россия, с одной стороны, —
    самая
    безгосударственная, самая анархическая страна в мире,
    а с другой —
    самая государственная, самая
    бюрократическая страна в мире.
    Россия —
    страна безграничной свободы духа, самая не буржуазная
    страна в мире,
    и в то же время —
    страна, лишенная сознания прав личности, страна купцов,
    стяжателей, невиданного взяточничества чиновников. Бесконечная любовь к людям, Христова любовь
    соединяется у русских с жестокостью, рабской покорностью.
    Смутное время, которое сейчас переживает отечественная культура, — не новое явление, но всегда наша культура находила те или иные ответы на вызовы времени, продолжая развиваться. Более того, именно в самые трудные периоды отечественной истории рождались самые великие идеи и произведения, возникали новые традиции и ценностные ориентации.
    Особенности нынешнего «смутного времени» в России заключаются в том, что оно совпадает с глобальным мировым кризисом, и российский кризис — часть всемирного кризиса, который ощущается в России наиболее остро.
    Весь мир оказался на перепутье на рубеже XXI в., речь идет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западной цивилизации в течение нескольких последних веков. Поэтому представляется более чем спорным тезис о якобы имевшем место «выпадении
    России» после событий 1917 г. из мировой цивилизации и необходимости теперь вернуться в эту цивилизацию. Невозможно «выпасть из цивилизации», находясь на Земле, не улетая, скажем, на Луну или Mapс, к тому же мировая цивилизация — это совокупность цивилизаций разных стран и народов, которые вовсе не шагали в ногу. В ряду этих цивилизаций — и российская, которая и в советский период истории внесла немалый вклад в сокровищницу мировой цивилизации, достаточно упомянуть хотя бы всемирно-историческую роль нашего народа в сокруше-
    524
    нии нацизма и фашизма, успехи в освоении космического пространства, в социальных преобразованиях.
    Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в не издававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных произведениях, запрещенных картинах и кинофильмах. На многое стало возможным посмотреть иными глазами.
    В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации:
    коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая
    политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия
    и т. п. Действительно, сегодня как бы на равных сосуществуют такие не только не связанные друг с другом, но друг друга взаимоисключающие явления, как вновь обретенные культурные ценности русского зарубежья, заново переосмысленное классическое наследие, ценности официальной советской культуры. Складывается общая картина культурной жизни, характерная для постмодернизма, широко распространенного в мире к концу XX в. Это особый тип мировоззрения,
    направленный на отказ от всех традиций, установления каких-
    либо истин, ориентированный на безудержный плюрализм, признание равноценными любых
    культурных проявлений.
    Постмодернизм не в состоянии примирить непримиримое, так как не выдвигает для этого плодотворных идей, он лишь совмещает контрасты как исходный материал дальнейшего культурно-исторического творчества.
    Предпосылки современной социо-культурной ситуации выявились несколько десятилетий назад. Широкое внедрение достижений науки и техники в сферу производства и быта существенным образом изменило формы функционирования культуры. Широкое распространение
    525
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru бытовой радиотехники повлекло за собой коренные изменения в формах производства, распределения и потребления духовных ценностей.
    «Кассетная культура» стала
    бес- цензурной, ибо отбор, тиражирование и потребление осуществляется посредством свободного волеизъявления людей. Сейчас создается особый тип так называемой
    «домашней» культуры,
    составными элементами которого являются, помимо книг,
    видеокассеты, видеомагнитофон,
    радио, телевизор, персональный компьютер.
    Формируется как бы «банк мировой культуры» в
    «памяти квартиры». Наряду с положительными чертами налицо и тенденция возрастающей духовной изоляции индивида. Коренным образом меняется система социализации общества в целом, существенно сокращается сфера межличностных отношений.
    К концу XX в. Россия вновь оказалась перед выбором пути. Сегодня культура, как и вся страна, вступила в межвременье, таящее в себе разные перспективы.
    Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса.
    Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры, резко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих — взаимодействие культуры и рынка. Происходит коммерциализация культуры, при которой так называемые «некоммерческие» художественные произведения остаются незамеченными, страдает возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — одна из главных причин многих бед в экономике, экологических катастроф. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.
    526
    Вступление России в рынок привело ко многим непредвиденным и неожиданным для духовной культуры последствиям. Оказались не у дел многие из представителей старой культуры, не сумевшие адаптироваться к новым условиям. Утверждение свободы слова лишило литературу и другие виды искусства того важного достоинства, которое они имели прежде, — высказать правду, совершенствуя эзопов язык для того, чтобы обойти цензуру.
    Особенно пострадала литература, которая долго занимала ведущее место в системе отечественной культуры и к которой теперь значительно снизился интерес. К тому же скорость общественных перемен была такой, что их нелегко было сразу же осознать.
    Если к созданию произведений культуры подходят как к бизнесу, приносящему прибыль, как к обычному рядовому товару, то преобладает не стремление к совершенству, высоким духовным идеалам, а к тому, чтобы при минимальных затратах получить максимальную выгоду. Культура теперь вынуждена ориентироваться не на человека духовного, а на человека экономического, потакая самым низменным его страстям и вкусам и низводя его до уровня животного. Формируется своеобразная «рыночная личность», характеризуя которую один из крупнейших философов XX в. Э. Фромм писал, что «человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить спо- собность продаваться»
    44
    . Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых дискуссий в обществе, ибо государство перестало диктовать культуре свои требования, исчезли централизованная система управления и единая культурная политика.
    Одна из точек зрения заключается в том, что государство не должно вмешиваться в дела культуры, так как это чревато установлением его нового диктата над культурой, а культура сама найдет средства для своего выживания. Более обоснованной представляется другая точка зрения, суть
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


    написать администратору сайта