Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекламные новации середины XIX века • Развитие рекламы в США во второй половине XIX века • Рекламная роль упаковки

  • Рекламный процесс на первом этапе независимости

  • Рекламные новации середины XIX века

  • Развитие рекламы в США во второй половине XIX века

  • Рекламная роль упаковки

  • Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация


    Скачать 5.51 Mb.
    НазваниеУченова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация
    АнкорIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    Дата13.02.2018
    Размер5.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    ТипКнига
    #15512
    страница15 из 24
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24
    Глава 7. Североамериканская реклама в XIX - начале XX века


    • Рекламный процесс на первом этапе независимости
    • Рекламные новации середины XIX века
    • Развитие рекламы в США во второй половине XIX века
    • Рекламная роль упаковки
    • Американская реклама от рубежа веков до Первой мировой войны
    • Разнообразие рекламных приемов и способы их регулирования
    • Общие выводы
    • Контрольные вопросы
    Рекламный процесс на первом этапе независимости
    После завоевания независимости новое государство Североамери­канского континента очень быстро стало наверстывать отставание от своей бывшей метрополии — Англии в самых различных сферах про­изводства и культуры, в том числе и в рекламном деле. Хронологиче­ской вехой начала собственно американской рекламы историки США считают-1789 год, время окончательного оформления новой государ­ственности. Этот первый период развития рекламы независимого го­сударства длится до середины XIX века.

    У его истоков находился Джон Данлэп, который в конце 70-х годов XVIII века начал издавать в Филадельфии «General Adviser and Pensilvania Packet» («Всеобщий рекламист и Пенсильванский сборник»). В соответствии с блоками заголовка здесь отдавалось основное место рекламным текстам и лишь во вторую очередь помещалась текущая политическая информация1. Для популярных газет Америки такая тен­денция — первенство рекламных публикаций, их лидерство по от­ношению к иной информации — становится определяющей до конца XIX века.

    Вспомним приведенное в главе 4 суждение видного американского культуролога Дэниэля Бурстина об исходной отзывчивости населения штатов на рекламные призывы, что и побудило многих из них пересечь океан в поисках лучшей жизни. Вслед за этой полушутливой посылкой американский ученый уже вполне серьезно рассматривает место рек­ламного творчества в формировании культуры нового сообщества и приходит к весьма существенным выводам: «Реклама — магистраль­ный поток американской цивилизации: в заселении континента, в раз­витии экономики, в создании американского жизненного стандарта... Реклама стала сердцем народной культуры и даже ее первоосновой... Мы, вероятно, первый народ в истории, централизованно организовавший массовое производство народной культуры»2.

    Главным орудием в производстве такого типа культуры явились средства массовой информации, тираж которых неуклонно рос. Джон Данлэп оказался одним из удачливых профессионалов журнализма и рекламного дела. Американский историк Франк Пресбрей находит соответствие между его отношением к рекламным публикациям с теми, что отличали Джона Хоутона в Англии или Бенджамена Франклина в эпоху колониальных штатов (см. главу 4). Это — стремление каждой публикации придать шрифтовое своеобразие за счет употребления ини­циалов, использования небольших рисунков и символов торговых ма­рок. Газета выходила два раза в неделю, но не успевала удовлетворить всех желающих дать рекламу. «Именно под давлением рекламных це­лей, — считает Ф. Пресбрей,- родилась идея ежедневной газеты, кото­рая была осуществлена в 1784 году»3.

    Вся первая полоса этой «New York Daily» («Ежедневная Нью-Йорк­ская газета») заполнена краткими объявлениями, данными «в подбор­ку». Здесь были сообщения об аукционах, рейсах кораблей, продаже продуктов и медицинских средств. Соображения экономии места и тех­нологической унификации верстки постепенно начали вытеснять с по­лос американских газет «оживляжи» в духе Б. Франклина и Дж. Данлэпа. Тем более что потребность в размещении рекламной информации продолжала расти.

    С началом XIX века наступает в США период индустриальной ре­волюции, постепенно выводящей экономику страны в число перво­разрядных государств мира. Тарифные акты 1815 и 1824 годов, целе­направленно повышая пошлины на заморские товары, стимулировали развитие местного производства, что, в свою очередь, увеличивало число потенциальных рекламодателей и расширяло потенциальную и реаль­ную аудиторию прессы. Тиражи всеобщедоступных газет за одно пен­ни росли с поразительной быстротой в десятилетие 1830-1840-х годов.

    Помещение десятистрочной рекламы в них стоило 5 центов, но, конеч­но, об изобразительных изысках на их полосах уже не было речи. Тор­жествовал известный нам из опыта английской рекламы «want ad style» (см. главу 6).



    1 Presbrey F. The History and Develpoment of Advertising. — New York, 1968. P. 158.

    2 Boorstin D. Advertising and American civilisation // Advertising and Society. — New York. P. 22-23.

    Рекламные новации середины XIX века
    Размах рекламной изобретательности наращивался в этот период и за пределами газетного листа — в живом творчестве разносчиков, ком­мивояжеров, продавцов лотерейных билетов и особенно — патентован­ных медицинских средств. Одним из таковых в начале своей карьеры был человек, вписавший неизгладимые по яркости страницы в исто­рию американской рекламы, — Финне Тэйлор Барнум. Американские исследователи, как упоминалось выше, склонны называть Бенджаме­на Франклина «отцом» отечественного стиля рекламирования. Не все, однако, согласны с этим, поскольку деятельность Франклина — газет­чика и рекламиста — осуществлялась еще в колониальный период. Ко­нечно, новации и в то время производились, но большинство их следо­вало за опытом заокеанской метрополии.

    Другое дело — Финис Тэйлор Барнум, изначально родившийся и действовавший в независимой свободной стране, атмосфера которой в 40-е годы была пропитана духом предпринимательства и поиска но­визны в самых разных областях. Именно этому человеку, по мнению ряда американских ученых, правомерно даровать почетный титул «отца» национальной рекламы.

    Действительно, изобретательность и неординарность рекламных акций Ф. Барнума превосходила все известное до него. Как это часто случается, путь к изобретениям лежит на скрещении различных про­фессиональных умений. Барнум начинал с должности продавца меди­цинских патентованных средств, в освоении которой выяснил продук­тивность применения рекламных трюков. Далее судьба занесла его в шоу-бизнес на должность директора цирка. Затем — скрещение двух обретенных профессиональных навыков: организация цирковых дивер­тисментов со специальной целью рекламирования тех фирм, которые не поскупятся на оплату недешевого зрелища. Желающие нашлись, и в 1849 году на улицах Нью-Йорка появились вагончики, обклеенные рекламными текстами и запряженные цирковыми слонами. Фурор был необычаен — вряд ли хоть один горожанин не выбежал смотреть эту экстравагантную процессию. Не обратить внимания на предлагаемую слонами рекламу было выше человеческих сил: ее читали, обсуждали, осуждали, осмеивали... Рекламодатели Барнума на эффективность за­траченных средств пожаловаться не могли.

    Зрелища подобного типа продолжились. Ф. Барнум привлек затем для участия в процессии не только зверей, но и цирковых артистов. Теперь на месте кучера восседали ряженые «индейцы», «китайцы», «арлекино» и подобные им персонажи. Кортеж открывали девушки из кордебалета, совершая разнообразные «артикулы». А в самых выигрыш­ных местах кавалькады возвышались транспаранты с рекламными обра­щениями.

    Известно, что любая, даже очень эффектная, выдумка приедается после нескольких повторений. И Барнум изобрел новый рекламный трюк. Его основой стала шведская певица всеевропейской известности Дженни Линд, прозванная за виртуозное мастерство «шведским соло­вьем». За приличный гонорар ее удалось уговорить пересечь океан и проехать с гастролями по нескольким крупным городам США.

    Барнум предлагал за высокую цену поместить желающим свои рек­ламные призывы в концертных залах, на обратной стороне баснослов­но дорогих билетов, на салфетках и скатертях обслуживавших гастроли ресторанов. Все это предприятие сопровождал шумный успех: от рек­ламодателей не было отбоя, концертные залы ломились от публики, начался настоящий бум на ниве престижной рекламы, связанной с именем певицы. Модные ателье спешно выпустили в продажу одеж­ду, копирующую фасоны платьев, пальто и шляпок Дженни Линд. В ре­сторанах появились меню, преамбула которых сообщала, что здесь пред­ставлены любимые кушанья «шведского соловья». Даже на пачках сигар появился профиль певицы и надпись ее имени, хотя к этой сфере потребления звезда старалась не иметь никакого отношения: курить — значило рисковать звучанием божественного голоса4.

    Деятельность Финиса Барнума в середине XIX века создала пред­посылки для выхода США на первое место по интенсивности и изобре­тательности рекламного бизнеса в мире. Рекорд, который эта страна держит и поныне, — уже полтора столетия.

    Предпосылки такого первенства, созданные в 40-50-х годах, были закреплены после окончания Гражданской войны между Севером и Югом в 1861-1865 годах.

    Еще одной областью процветания рекламы в США первой половины XIX века была торговля патентованными лекарственными средствами. Напомним: именно в этой сфере сделал первые шаги своего феноменального рекламного успеха Финис Барнум. Производители медицин­ских препаратов апеллировали к безотказно действующему инстинкту подавляющего большинства людей — заботе о своем здоровье. Наиболее предприимчивые среди них удостоверяли целебность содержимого ле­карственных бутылочек, якобы официально заверенными государствен­ными службами патентами. «Первое получившее признание американ­ское патентованное средство — пилюли «Lee's Billeous» было создано доктором Самюэлем Ли из Уиндема в штате Коннектикут примерно около 1796 года... В то время разносчики — янки, бродившие по сельской местности с тележками, полными жестянок, тканей, пряностей и дру­гих нужных и забавных вещей, были существенной частью всей амери­канской коммерции. Им очень нравились патентованные лекарства, по­тому что они были легкими, небольшими по объему, а стоили дорого. Привлекали они и людей в далеких поселениях, где не было врачей и неко­му было даже дать совет. Лекарства же были педантично завернуты в обнадеживающие, подробнейшие инструкции по борьбе с целым рядом кошмарных недугов»5.



    Рис. 18. Реклама цирка Ф.Барнума, опубликованная в газете
    города Цинциннати 9 сентября 1879 года. На ней изображён
    сам корифей рекламного дела

    С этой деятельностью связано огромное число обманов потребителя: патенты подделывались сплошь и рядом, якобы патентованное высо­кокачественное зелье оказывалось чуть подкрашенным и разбавленным спиртом. Нередко при выборочном контроле обнаруживалась примесь и других наркотических добавок. Тем не менее спрос на такую продук­цию был велик, и реклама старалась вовсю.

    Этот бум, развившись в 40-е годы XIX века, получил дополнитель­ные стимулы в период Гражданской войны и продолжился вплоть до окончания столетия. Уже на его исходе находим многоцветную ли­стовку, на которой изображена пышущая здоровьем девушка, опираю­щаяся на постамент античной колонны. На постаменте крупная над­пись «Brown's iron bitters» — «Горькая железосодержащая настойка Брауна», и далее мелкими буквами разъяснение: «Главное назначение состава устранять несварение, диспепсию, лихорадку, отсутствие аппе­тита, ослабление жизненных сил и энергии, малярийный недуг, симпто­мы загноения в печени у детей и взрослых, способствовать здоровому, активному функционированию этого важнейшего жизненного органа, обогащать железом кровь, укреплять мускулы и даровать обновленную жизнь нервам»6. См. приложение, рис. 4.

    Как видим, приемы рекламистов, популяризующих снадобья, не ме­няются с течением веков. В главе 3 мы приводили доводы распростра­нителей кофейного напитка в XVII веке — они звучали аналогично.

    То жеобещание избавить единым махом от всех недомоганий совсем нередко в рекламных соблазнах современной фармацевтики. Перед Гражданской войной около половины всех рекламных текстов популя­ризировали именно медицинские препараты.

    О развитии данного направления рекламы США после Граждан­ской войны мы скажем далее. Здесь обратимся к еще одной новации, проникшей в американскую рекламную коммуникацию в 50-е годы. Ее инициатором стал редактор газеты «New York Ledger» («Нью-Йоркский край») Ричард Боннер, имевший неплохое состояние, солидную часть которого он вкладывал в рекламные идеи. В 1856 он откупил полосу в газете «New Gerald Tribune» и на ней 93 раза повторил одну и ту же рекламную фразу, сообщающую о выходе сенсационного романа7. Этот роман затерялся во времени, а вот эксперимент Роберта Боннера за­помнился надолго. Тем более что он имел продолжение: вскоре уже на нескольких полосах избранной им газеты, что стоило не менее двух тысяч долларов, была 600 раз опубликована фраза: «Don't do home tonight without the «New York Ledger» («He возвращайтесь домой нынче вече­ром без газеты «New York Ledger»)8.

    Широкая общественность расценила подобные эксперименты дос­таточно критически, однако непосредственная эффективность таких публикаций была весьма велика. И это подтолкнуло издателей искать более выигрышные формы шрифтового предъявления рекламы на га­зетных полосах, преодолевая затянувшуюся инерцию «want-ad-style». Данным поискам способствовало появление широкой сети посредни­ков между рекламодателями и газетчиками рекламных агентств.

    Вспомним, что эти организационные, а затем и творческие центры рекламного процесса были изобретены не в Америке, а восходят к Ве­нецианскому бюро информации (1530) и Адресному бюро Теофраста Ренодо в Париже (1629). Однако, не будучи первыми, рекламные агент­ства Америки начиная с середины XIX века постепенно становятся наиболее мощными, прекрасно оборудованными, а потому и максималь­но оперативными производителями рекламных оповещений в мире.

    Начало этих учреждений относится к 1841 году. Организатор первого рекламного агентства Уолни Палмер основал его в Бостоне, вскоре от­крыв филиалы в Филадельфии и Нью-Йорке. Он заключал договоры с газетами на помещение у них объявлений, закупал газетную площадь авансом и оптом. Это позволяло затем распродавать ее рекламодателям по более высоким ценам, получая прибыль. Тексты объявлений в ту пору сочиняли сами рекламодатели. Примеру Палмера последовал Джон Хупер, вскоре основавший в Нью-Йорке свое агентство. Опыт был подхвачен, и к середине шестидесятых годов насчитывалось уже до полудюжины подобных контор9.



    Рис. 19. Шрифтовые эксперименты в рекламных публикациях
    американских газет в середине XIX века

    Как пишет П. Бейда: «Первое рекламное агентство с полным обслу­живанием было основано Джорджем Баттеном в Нью Йорке в 1891 году. Его агентство не только предлагало своим клиентам поместить рекламу, но и составляло ее текст, художественно оформляло и подготавливало к печати»10. Эта фирма стала одним из рекламных гигантов XX века. Уже в 80-е годы XX века ее годовой оборот превышал три миллиарда долларов.

    Первопроходческая фирма Палмера к 80-м годам прошлого века со­единилась с филадельфийским агентством «Н. В. Айер и Сын», значи­тельно расширив спектр услуг. Теперь здесь можно было заказывать проведение рекламных кампаний от их планирования до детальной разработки содержания и исполнения текстов. Агентство «Н. В. Айер и Сын» действует вплоть до настоящего времени.

    Однако успехи этих долгожителей стартовали уже на новом этапе развития рекламы в США, наступившем, по единодушному мнению американских историков, после Гражданской войны 1861-1865 годов.



    4 BuchliH. 6000 Jahre Werbung. В. 3. — Berlin, 1966. S. 215-218.

    5 Хайн Т. Все об упаковке. — СПб., 1997. С. 59-60.

    6 Goodrum Ch. and Dalrymple H. Advertising in America. The first 200 Years. — New York, 1990. P. 21.

    7 Presbrey F. The History and Develpoment of Advertising. — New York, 1968. P. 240.

    8 Там же.

    9 Goodrum Ch. and Dalrymple H. Advertising in America. The first 200 Years. — New York, 1990. P. 21.

    10 Бейда П. Краткая история рекламы // -«Америка». 1991, октябрь. С. 21.

    Развитие рекламы в США во второй половине XIX века
    Экономический сдвиг, происшедший в США, отчасти напоминает начало российского пореформенного хозяйственного движения, по­следовавшего после отмены крепостного права в 1861 году. В Америке было законодательно отменено рабство, и колоссальный пласт относи­тельно автономных, самодостаточных в повседневном обеспечении то­варами плантаторских хозяйств Юга вошел в общий производствен­ный и коммерческий кругооборот рыночной экономики. Это привело и к количественному, и к качественному росту производственных и ком­мерческих отношений в стране. Многократно расширился потребитель­ский спрос на товары первой необходимости, породивший стимулы к увеличению их производства. А рост производительных сил, в свою очередь, стимулировал спрос на усовершенствование средств произ­водства, их модификацию и интенсификацию получения сырья, как промышленного, так и сельскохозяйственного. К тому же на смену бы­лого засилья импорта товаров в США пришел возрастающий экспорт в европейские страны американской продукции. Так создавались пред­посылки возведения рекламного процесса в ранг общекультурного до­стояния нации.

    На практике экспансия рекламы в стране выглядела следующим образом. Немецкий журналист произвел протосоциологический экспе­римент: он решил замерить количественный аспект рекламной экспан­сии в течение нескольких световых дней, проведя с этой целью на ули­цах Нью-Йорка тридцать часов. За данный период ему вручили «из рук в руки» около 400 рекламных произведений. Среди них насчитывалось: 256 — летучих листков; 23 — крупноформатных изображения плакат­ного типа; 98 — малоформатных карточек; 15 — брошюр типа проспек­тов; 8 — рекламных сувениров.

    Кроме данного жанрового распределения, итогом предпринятого анализа стал подсчет наиболее предпочтительных объектов рекламиро­вания. Выяснилось, что около четверти рекламной продукции популя­ризирует различные службы быта: ателье, парикмахерские, сапожные мастерские; не менее следующей четверти произведений посвящены ресторанному сервису; еще одна четверть касалась спорта, туризма, путешествий, отелей, а на последнюю четверть приходилось все осталь­ное, в том числе тексты с пометкой «только для мужчин»11.

    Весь этот поток обрушивался на прохожих в дополнение к окружав­шим их стационарным вывескам, настенным афишам и плакатам, а так же «сэндвичам», заимствованным из «старушки Европы» и неплохо промышлявшим в Новом Свете.

    Все это — лишь небольшая иллюстрация к количественной стороне развития рекламы в США в последней трети XIX века. А каковы каче­ственные процессы, утверждавшие если и не принципиально новые, то существенно обновленные направления рекламного дела? Это в пер­вую очередь качественно новый этап в деле устроения фабричных марок и фирменных знаков. Аналогичный процесс в XIX веке наблюдается и в европейских странах — там он происходит постепенно и относи­тельно спокойно. В Америке же утверждение торговой и промышлен­ной символики происходило шумно, с помпой, с отзывами в газетах, с изначально отчетливым стремлением запечатлевать новоявленные «брэнды» в восприятии потребителей однажды и навсегда.

    Существенным стимулом к рекламной нагрузке товарных знаков явились коллизии патентной лихорадки. Именно в ходе этого общена­ционального поветрия наглядно обнаружилось завораживающее воз­действие на потребителя рекламных граней, призванных удостоверить качество продукта

    Из перипетий «патентной лихорадки» общество и федеральное пра­вительство сделали несколько существенных выводов, касающихся рек­ламы. Стала очевидна необходимость государственного регулирования разнообразных инициатив: в 1857 году в США продавалось уже полто­ры тысячи «патентованных» средств. Но только в 1870 году Библиоте­ка конгресса начала строгую регистрацию патентных заявок. Началось движение за соответствие того, что заявлялось с рекламными целями, тому, что содержалось в самом продукте. Упорядочение патентной сим­волики на уровне федерального закона состоялось 3 марта 1881 года. Одними из первых зарегистрировали свои фирменные знаки изобре­татели линолеума, целлофана и аспирина, а также «сочинитель» чисто американских «квакерских» завтраков из овсянки.

    В ряде стран Европы подобные документы существовали значитель­но раньше. Виды маркировки драгоценных металлов — золота и серебра регистрировались в Англии начиная с XIV века. Гильдия златокузнецов в Нюрнберге составила подобный реестр фирменных обозначений в 1 б 12 году. Он действовал до 1757 года. В Эдинбурге имеется совокуп­ность марочных оттисков от изготовителей оловянной посуды, дати­руемая XVII веком. От 1666 года известен статут города Каркассона (Франция), который охраняет знаки торговцев мануфактурой12.

    Ближе к Новому времени роль подобной маркировки в Европе усили­вается. Она становится своею рода флагманом конкурентной борьбы за потребителя. В XVIII веке вельможные интенданты европейских ко­ронованных семейств со знанием дела осуществляли выбор между мар­ками Севрского (Франция) и Мейссенского (Германия) фарфора.13

    Однако серьезная правовая охрана всей совокупности фирменных обозначений формируется только в XIX веке. Во Франции это проис­ходит в 1857 году и усовершенствуется — в 1890. В Германии опыт от­носительно полной кодификации производственных и торговых марок соответствует 1871 году, а уточнения вносятся в 1874 и 1894 годах.

    В Англии работа над подобным документом запечатлена в трех доку­ментах: 1883,1888 и 1905 годов.

    Вернемся в США. Здесь также в преддверии закона 1881 года, поми­мо патентного бума, был опыт маркировки драгоценных металлов, спе­цифических зарубок, которыми лесозаготовители метили сплавляемые по рекам бревна, развития книгоиздательской символики. Но именно массовое производство середины XIX века в США, как и в Англии того же периода, потребовало объединения рекламных приемов из различ­ных областей в единый информационный комплекс.

    Маркировка массовых потребительских продуктов получила допол­нительный стимул с началом производства фасованных товаров, с но­выми рекламными возможностями, обретенными теперь ранее сугубо утилитарной сферой упаковки.



    11 Cronau R. Das Buch der Reklame. В. 4. — Leipzig, 1887. S. 4.

    12 Sidney A. D. The historical development of Trademarks // The Trademark reporter. — 1983. № 3. P. 235-237.

    13 Paneth E. Entwiklung der Reklame vom Altertum bis zum Gegenwart. — Munchen and Berlin, 1926. S. 120.

    Рекламная роль упаковки
    Разумеется, как и товарный знак, и рекламные агентства, упаковка изобретена не в США. Американский специалист по данной проблеме Томас Хайн пишет: «Началом современной упаковки можно считать те имеющие название, тару и этикетку изделия, которые появились в Лондоне, примерно в конце XVII века. В упаковках содержались ле­карства — эликсиры, бальзамы и мази, предназначенные для лечения одной, а то и целого ряда болезней сразу»14.

    Косметика и лекарства — первые виды товаров, продажа которых стала невозможна без расфасовки по бутылочкам, баночкам, коробоч­кам, мешочкам или пакетам. Но утилитарная роль упаковки не глав­ное, что интересует нас в книге по рекламе. Для нас первостепенны информационные, экспрессивные и суггестивные возможности этих «оболочек» товара, которые, будучи запечатлены на обертке или эти­кетке, создают рекламный эффект. «Упаковка — это символ,- пишет цитированный выше автор,- и не только ее содержимого, но и образа жизни потребителя»15. И далее: «Демонстрация — это ее самая очевид­ная функция»16.

    Триумфальное «шествие» ослепительно разнообразных упаковок по американским городам и весям начинается в последней трети XIX века и продолжается поныне. Первый ее взлет порожден идеей расфасовки не только косметических и медицинских, но и многих других товаров. Сейчас трудно представить себе, что в большинстве лавочек середины прошлого века мука и сахар-песок отвешивались покупателям в слу­чайную тару из огромных мешков, а мыло развозили по фермам в полу­жидком виде огромными емкостями. Подобная форма торгового обслу­живания сыпучими товарами и сейчас используется во многих странах мира. Вот разве что мыло уже нигде не развозят бочками. В Америке расфасовка вытеснила иные виды розницы уже к началу XX века.

    В 1879 году Роберт Гейр в Бруклине сумел наладить массовое про­изводство картонных коробок. «Уже через семь лет после изобретения Гейра компания "Quaker oats", упаковав свой продукт в складную ко­робку, обнаружила, что продажа в масштабах всей страны продукта в небольших, аккуратных, своеобразных упаковках очень сильно уве­личивает спрос на него. Через десять лет уже все товары фабричного производства продавались в таких коробках»17.

    Выделим из приведенной цитаты определение «своеобразные». Именно в таком направлении начинает развивать реклама свое содру­жество с упаковочными конструкциями. Все стороны упаковочных коробок постепенно заполняются текстами, цветными изображениями, логотипами и оттисками фирменной символики. Более того — упако­вочная форма, ее дизайн становятся плацдармом, на котором развер­тываются драматические коллизии конкурирующих фирм, где каждая озабочена тем, чтобы ее товары выглядели своеобразно, не сливались в восприятии потребителей с инородной продукцией.

    Одна из процветающих в XIX веке производительниц патентованных средств миссис Пинкхэм исповедовала феминистские убеждения и пе­чатала некоторые доводы в пользу женской эмансипации на упаковоч­ных коробках. Нечего и говорить, насколько охотнее покупали именно такие коробки представительницы половины человечества.

    Кампания «Quaker oats», торгующая овсянкой с середины прошлого века вплоть до нашего времени, сумела извлечь из своеобразия спроек­тированной упаковки максимум возможного. Главной эмблемой фирмы явилась фигура дородного квакера, который выставлял напоказ слова: «без примеси». Надпись на упаковке была скромной, но убедительной: «Мы особенно хотим обратить ваше внимание на чистоту, скорость приготовления и тот факт, что вкус и аромат в результате не стра­дают»18.Владелец фирмы Генри Кроуэлл прилагал результативные усилия, чтобы расширить популярность своей эмблемы. Он предлагал призы тем, кто вырежет изображение квакера с упаковки и пришлет его по почте в офис предприятия. «Квакеров рисовали на заборах, на стенах зданий, на вагонах трамваев, на рекламных щитах. В течение нескольких лет "Quaker oats" рекламировалась, как никогда и ни один продукт»19.

    Представители фирмы «Quaker oats» активно использовали не толь­ко изобразительную и печатную рекламу, но продвигали в жизнь все­возможные акции, связанные с распространением своего товара. Были заказаны небольшие коробочки — образцы с овсянкой, перевозившие­ся на поезде от станции к станции. На остановках, где имелись школы, ученики за небольшую плату разносили эти коробочки к каждому до­мохозяину бесплатно. Так была организована «тотальная» дегустация нового продукта.

    В крупных городах для подобной цели нанимали студентов эконо­мических колледжей, которые устраивали «походные кухни», изготов­лявшие овсяную кашу, и давали ее попробовать всем, кто шел мимо и не возражал против этого. В 1891 году глава фирмы оборудовал рейсовые вагончики. Обслуживавшие их клерки в фирменных костюмах, выхо­дя на станциях, устраивали шоу в стиле Ф. Барнума и приглашали всех окружающих к бесплатной дегустации20.

    Любопытно, что изобретательный потенциал менеджеров и рекла­мистов этой фирмы не иссяк до нашего времени. В 1986 году фирма получила награду Национальной ассоциации по стимулированию сбыта за успех очередной рекламной кампании «Найди капитана», также использующей возможности упаковки. «Капитан Кранч» — овсяные хлопья для детей — был изображен на коробках в ореоле морской роман­тики. Но вот он исчез с упаковки, а потребителям во вкладышах сооб­щили, что капитана можно «отыскать», если купить три пачки хлопьев и прочесть там подсказки на этот счет. Приз составлял сто долларов по жребию для приславших правильные ответы. Любопытство детей и взрослых превзошло ожидания организаторов этой игры. Увеличе­ние сбыта овсяных хлопьев за полгода достигло 50 %21.

    Особую главу в истории рекламной упаковки заняла фирменная бутылка Coca-Cola. Напиток изобрел фармацевт Джон Пембертон из


    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24


    написать администратору сайта