Главная страница
Навигация по странице:

  • Обновление традиций

  • Приманки премиальной торговли

  • Витрина как зеркало рекламного дела

  • Выставки как общеевропейский рекламный жанр

  • Общие выводы

  • Контрольные вопросы

  • Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация


    Скачать 5.51 Mb.
    НазваниеУченова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация
    АнкорIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    Дата13.02.2018
    Размер5.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    ТипКнига
    #15512
    страница14 из 24
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24

    Рис. 17. В Германии до последней трети XIX в. граждане отдавали предпочтение официальным новостям перед частной рекламой. И все это время городской глашатай, вроде изображенного здесь, оставался незаменимым коммуникатором

    Однако предприниматели и коммерсанты придерживались другой точки зрения. Владелец модного магазина в Берлине Рудольф Герцог в 1886 году истратил 400 тысяч марок на объявления в газетах. При этом он говорил: «Пока я не пользовался объявлениями, я имел столь узкий сбыт, что хоть закрывай дело. Я использовал на объявления ты­сячу марок, и мой оборот вырос до 30 тысяч марок. Я истратил на объяв­ления десять тысяч марок, и мой оборот возрос до сотен тысяч...»43

    И все же даже в 80-е годы общий стиль объявлений в немецких газе­тах оставлял желать лучшего. Вот как характеризует его современник исследуемого процесса, немецкий историк и теоретик рекламы Рудольф Кронау: «Картина рекламных публикаций в немецких и английских га­зетах демонстрирует своеобразие национального духа этих народов. Немцы интересуются самими предметами и ценами на них, поэтому считается достаточным дать самые краткие сообщения об этом. На­пример: "Сдается приятная комната в западном районе города по уме­ренной цене". Нашим людям чуждо многословие»44.

    Далее автор характеризует вкрадчивость, пикантность, остроумие англо-американского рекламного стиля и сетует на филистерскую се­рьезность большой части немецкой аудитории, лишающей отечествен­ных рекламистов творческих стимулов.



    37 Buchli H. 6000 Jahre Werbung. B. 3. — Berlin, 1966. S. 268.

    38 BuchliH. 6000 Jahre Werbung. В. 3. — Berlin, 1966. S. 233.

    39 Там же. В. 2. S. 269.

    40 BuchliH. 6000 Jahre Werbung. В. 3. — Berlin, 1966. S. 221.

    41 Там же. S. 233.

    42 Там же. S. 232.

    43 Cronau R. Das Buch der Reklame. В. I. — Leipzig, 1887. S. 62.

    44 Там же. S. 3.

    Обновление традиций
    Тем не менее всеевропейские ветры обновления в искусстве и лите­ратуре, всеобщее тяготение к обновлению, нашедшее воплощение в кон­цепциях и практике модернизма, сломали бастионы филистерства. За­стрельщиками новых исканий в искусстве, плакатах, рекламе стали журналы «Simplicissimus» («Простак») и «Diejugend» («Молодость»). Вокруг этих центров складываются своеобразные приемы эстетики немецкого рекламного плаката. В определенном соответствии с тем, что Рудольф Кронау говорил о приоритетах газетной рекламы, в центр пла­катного творчества Германии поставлена Вещь. Ведущим автором этой стилистики стал Люциан Бернхард. Классический вариант бернхардовского плаката, как пишет искусствовед Я. А. Тугенхольд, это «один баш­мак и одно слово: название фирмы». Он продолжает: «Так хлынул в мир из германского рога изобилия поток плакатов, изображающих лампоч­ки "Осрам", шины "Эксцельсиор", зубное средство "Одоль", "Нестле", "Магги", папиросы, карандаши, ваксу и т. д. — вплоть до калош нашего отечественного "Проводника"»45.

    Как видим, здесь изящество французских примадонн, вычурность сюжетов и орнаментики Бердслея сменила наглядная и убедительная правда Вещи. Необходимо признать, что некоторая сдача высоких эсте­тических позиций в коммерческом немецком плакате вполне оправды­валась их функциональной эффективностью.

    Вслед за Л. Бернхардом свое слово в плакатном мастерстве сказали художники М. Клингер и Ф. Штук, создав так называемый тевтонский стиль. В какой-то мере его можно рассматривать как параллель «ново­русского» стиля в России начала XX века, о чем пойдет речь в восьмой главе. Эти художники модернизировали силуэты готических храмов, использовали стилизацию готического шрифта, обратились к образам средневекового германского эпоса. Их специализация лежала скорее в сфере политико-патриотического, нежели коммерческого плаката.



    45 Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе // Тугендхольд Я. А. Из истории запад­ноевропейского, русского и советского искусства. — М., 1987. С. 158-159.

    Приманки премиальной торговли
    Прагматичная ориентированность немецкой потребительской ауди­тории была активно использована изобретателями премиальной тор­говли. Инициаторами здесь выступили газетные предприниматели. Уже в 1869 году газета «Ober Land und Meer» («Через моря и страны») орга­низовала беспроигрышную лотерею для своих подписчиков, добившись этим приемом некоторого увеличения тиража. Этому опыту последо­вал Мюнхенский информационный листок. Редакция решила в каж­дый выпуск этого издания включать десять экземпляров с надписью: «Имеющий этот листок бесплатно получает кружку пива». Спрос на издание немедленно вырос. Еще одна газета учредила почетные меда­ли: золотую для того, кто привлечет 50 новых подписчиков, серебря­ную за привлечение 25 человек и бронзовую для привлекшего десять новых подписчиков. Дела газеты быстро пошли в гору46.

    Подобную рекламную изобретательность стали проявлять владель­цы лавок и мастерских. И вот в витрину обувного магазина помещают­ся маленькие башмачки с надписью: «Молодая дама, которой эта обувь придется по ноге, получит их в подарок». Или — в витрине инструмен­тального магазина среди топоров и рубанков висит броско оттиснутая фраза: «Закуривание сигарет даром». Расчет столь же прост, сколь и эффективен: зашедший в магазин человек неизбежно осмотрится по сторонам и ему может броситься в глаза предмет, который он давно планировал купить, но все время откладывал. Это может быть хотя бы коробка кнопок или пачка гвоздей. Но лиха беда начало: первый заход в магазин, возможно, не станет последним.

    В опыте рекламы имеется несметное множество подобных прима­нок. И конечно, они — достояние не только немецкой изобретательно­сти. Здесь данное ответвление рекламной деятельности проявилось особенно выразительно в последней трети XIX века, на фоне гораздо более однообразных и блеклых газетных рекламных подборок.



    46 Cronau R. Das Buch der Reklame. B. III. — Leipzig, 1887. S. 81-82.

    Витрина как зеркало рекламного дела
    Еще одно ответвление рекламной деятельности, в котором Герма­ния не уступала позиций своим европейских соседям в XIX веке, было обустройство витрин. По-немецки «витрина» — Sehaufenster, т. е. в бук­вальном переводе «окошко для осмотра», а в интерпретации некото­рых немецких теоретиков «витрина — это рекламное зеркало». Други­ми словами, все достижения рекламного дела, как в зеркале, отражаются в культуре городских витрин.

    Развитие данной рекламной формы проходило несколько этапов, на первом из которых находилась непосредственная выкладка товаров на подоконниках магазинов или специально выдвинутых на улицу прилавках. Постепенно часть задач, которые решала такая прямая де­монстрация товаров, взяла на себя вывеска, о чем шла речь в предыду­щих главах. Витрина — явление более позднего времени, связанное с развитием стекольной промышленности, приходящимся на середину XVII века, что, как мы говорили выше, было активно использовано в обустройстве английской коммерции.

    Около середины XIX века, с изобретением сначала газового, а затем электрического освещения, рейтинг витрин в рекламном деле сразу же вырос. Более того — данное творческое направление, сконцентрировав­шись на максимально выигрышной, эстетически выразительной пода­че Вещи, стало одним из провозвестников будущего дизайна. В евро­пейских странах создается профессия витринного декоратора, куда рекрутируются художники, бывшие рекламные агенты, разработавшие свой эстетический вкус в контактах с многочисленными клиентами, театральные декораторы. Воздействие освещенной витрины на город­ских прохожих, внимание которых она привлекает, может продолжаться и поздним вечером и ночью, в пору, когда почти все остальные реклам­ные приманки «выбывают из игры». Напомним, что электрификация конструкций, укрепленных вне зданий, еще только начиналась. «Удач­но организованное освещение», —вот, чего, в первую очередь, требуют специалисты от витринных декораторов. И продолжают: «Свет притя­гивает людей не меньше, чем мотыльков»47.

    Но декорированием и освещением не исчерпывалось мастерство оформителей витрин в Германии. Вслед за Северной Америкой одни­ми из первых в Европе здесь начали использовать витринное простран­ство не только для статичной, но и для динамичной демонстрации то­варов. Один из немецких теоретиков рекламы утверждал: «Витрина должна много показывать и мало говорить»48. Для динамичного показа в витринах начинают использоваться не только манекены, но и живые существа. Витрины рыбных магазинов украшаются аквариумами. Неко­торые из них декорировались настолько квалифицированно, что стано­вились как бы окнами в загадочное подводное царство. Неудивительно, что детей нельзя было оттащить от подобных «окошек», — приходилось останавливаться и взрослым. А там уж всего один шаг до решения отца или матери семейства приготовить к ближайшему обеду именно рыб­ное блюдо.

    В Лейпциге горожане с интересом толпились около зоомагазина, в витрину которого хозяин поставил клетку с львенком. В Европе еще не существовало понятия «экология», и реакция филистеров на это нов­шество была достаточно благожелательной. Однако другой вариант «живой» рекламы: девушка, сидящая за вышиванием в витрине ману­фактурного магазина, не встретил публичного одобрения. Подобные попытки и далее — явление нечастое и, на наш взгляд, антигуманисти­ческое.

    Особенной известностью и эстетическим притяжением отличались витрины немецких игрушечных магазинов. Уже цитировавшийся нами историк и теоретик рекламы Рудольф Кронау называет производство игрушек в Германии «важной и красивой отечественной индустрией»49. Представлявшие игрушки витрины были декорированы настолько умело, что создавали впечатление настоящего интерьера, прекрасно меблированной жилой комнаты с куклами-хозяевами. Достаточно было одного персонажа с долгодействующим заводом, и вся мизансцена ожив­лялась, от витрины невозможно было отойти — столь завораживающе выглядели происходящие там манипуляции.

    Найденные декораторами витрин сюжетные к композиционные рек-ламно-притягательные эпизоды нередко покидали свое ограниченное выставочное пространство. Иллюстраторы прессы, по заказу тех же рекламодателей, копировали особо выигрышные витринные фрагмен­ты и тиражировали их в виде изобразительной рекламы. Распростра­нившиеся по всему миру ангельские детские личики на кондитерских упаковках и коммерческих плакатах имеют истоком именно такие впе­чатления от созерцания витрин игрушечных магазинов Берлина, Мюн­хена, Лейпцига.

    Успехи витринной рекламы, в которой Германия добилась к началу XX века выигрышных результатов, подкреплялись опытом расширен­ных торгово-промышленных выставок.



    47 Grunewald M. Zur Psychologic der Schaufensterreklame. Die Reklame. — 1925, № 3. S. 278.

    48 Hansen F. Das Schaufenster als Reklamespiegel. Der Reklame-Spiegel. — 1930, № 2. S. 4.

    49 Cronau R. Das Buch der Reklame. B. I. — Leipzig, 1887. S. 48.

    Выставки как общеевропейский рекламный жанр
    В завершение обзора развития рекламы в ведущих странах Запад­ной Европы расскажем о явлении, которое было характерно исключи­тельно для рекламной эпохи Нового времени. Это — выставка, посте­пенно преобразовавшаяся в коммерческой сфере в выставку-продажу, а сегодня часто именующая себя — выставкой-ярмаркой.

    Истоки этой рекламной формы исследователи находят во Франции середины XVII века, когда, с целью привлечения покупателей, учени­ки монастырских школ и ремесленных мастерских собирали в одном месте свои лучшие работы и демонстрировали их желающим в течение недели или двух. «С возникновением мануфактур, — пишет современ­ный теоретик дизайна, — появляются местные торговые выставки, где демонстрировалась произведенная ими продукция — ткани, гобелены и т. п. Позднее эти выставки приобрели общенациональное значение»50.

    Одна из первых общенациональных демонстраций экономических успехов государства предпринята в 1756 году наиболее продвинутой в этом отношении страной — Англией. Лондонская экспозиция по­лучила всеевропейский резонанс. В 1763 году организована выставка национальных достижений в Париже, а в 1765 году — в Дрездене. Сто­лицы других немецких княжеств не преминули последовать этому пре­стижному примеру. В 1786 году организуется торгово-промышленная выставка в Берлине, в 1788 году — в Мюнхене, в 1790 году — в Гам­бурге51.

    Так были заложены основания одного из наиболее дорогих и трудо­емких видов рекламного демонстрирования товаров, услуг и зрелищ, однако и чрезвычайно продуктивного по совокупности достигаемых результатов.

    Каковы же главные преимущества выставочного жанра рекламы? Во-первых, - это возможность широкого и обстоятельного непосредствен­ного контакта производителей (или их уполномоченных) и потенци­альных потребителей.

    Существенна также возможность наглядного, предметного соотне­сения собственной продукции с продукцией конкурентов, представлен­ной на соседнем стенде или в следующем зале. Разумеется, и в услови­ях свободы экспозиций далеко не все тайное (технология, сырьевые поставщики, организация труда) становится явным. Однако и возмож­ность сопоставления своих и чужих производственных результатов поистине дорогого стоит.

    От прямых контактов с потенциальным потребителем лежит наибо­лее короткий путь к заключению деловых контрактов на сотрудниче­ство фирм, продажу и покупку дубликатов экспонированных моделей и т. п. Выставки, как правило, формируют приливы массового спроса на наиболее выигрышно представленные товары, особенно, в случае их ранее широко неизвестных, качественно новых характеристик. Нельзя упускать из виду и культурно-просветительский резонанс многих вы­ставочных мероприятий.

    Все перечисленное делает понятным, почему первый опыт выставок в различных европейских странах XVIII века был с энтузиазмом вос­принят следующим столетием. Франция начала практиковать пере­движные производственно-коммерческие экспозиции, проходившие в различных городах государства с 1817 по 1849 годы. В немецких зем­лях этот прием позволил расширить диапазон торгово-промышленных контактов различных княжеств. Передвижные выставки проходили здесь с 1818 по 1854 годы52.

    Индустриально-технический и экономический подъем середины XIX столетия, в первую очередь в Англии и Франции, вызвал к жизни идею интернационализации экспозиций, соответствовавшую потреб­ности в интенсификации мировой торговли. Первая интернациональ­ная выставка состоялась в Лондоне в 1851 году под широковещатель­ным заголовком «Индустриальная выставка всех народов». Ее широко освещала европейская и заокеанская пресса. Нижеследующее перечи­сление говорит само за себя — интернациональные выставки, получив­шие к концу века наименование Всемирных, состоялись:

    1855 год — Париж,

    1862 год — Лондон,

    1867 год — Париж,

    1873 год — Вена,

    1876 год — Филадельфия (США),

    1878 год и 1889 год — Париж,      

    1893 год — Чикаго,

    1900 год — Париж,

    1904 год — Сент-Луис53.

    Ближе к началу XX века в организации выставок определились но­вые тенденции — расслоение на уровни. На национальном уровне про­явилось стремление ко все более узкой специализации экспозиций, ориентированной почти исключительно на профессионалов. Одновре­менно на таком типе выставок экспозиция стала совмещаться с прода­жей предлагаемых образцов или их дубликатов.

    Второе направление в эволюции выставочных процессов концент­рировалось на их культурно-просветительских аспектах. Это особен­но показательно для прославленных Всемирных выставок в Париже в 1889 году и в Чикаго в 1893 году. Великолепные павильоны, вы­строенные здесь к открытию архитекторами различных государств, являли собой последние достижения технологии строительного дела, его дизайна и были ориентированы не столько на узко-прагматиче­ские, сколько на перспективно-творческие цели: продемонстрировать, на что способна созидательная мысль человека в настоящем, какие фан­тастические результаты она может достигнуть завтра. Наиболее ярким примером на все времена в этом плане является Эйфелева башня, приуроченная к Парижской выставке 1889 года. Выставка в Чикаго поразила 12 миллионов своих посетителей обилием электрифицированной рекламы, бывшей еще относительной новинкой для конца XIX века.

    Со второй половины XIX века «безмолвная» конкуренция предметов, представленных на выставочных стендах, стала сопровождаться кол­лективно вынесенными вердиктами профессиональных жюри. Осно­ванием для их решений относительно фирм-победителей в различных номинациях был опрос посетителей выставки, их оценки из книг отзы­вов, личное мнение членов жюри, их коллег, друзей и знакомых, а так­же итоги экспертных проб (в случае пищевых продуктов — дегустаций). Вручение золотых, серебряных, бронзовых медалей победителям ста­новилось на значительный срок гарантом .качества соответствующей продукции. Как известно, эти медали нередко включались в товарный знак, изображались на этикетках, то есть становились важным реклам­ным фактором в дальнейшей реализации того или иного изделия.

    В XX веке рекламный жанр выставок упрочил свое значение и оказы­вает постоянное влияние на состояние рыночной конъюнктуры в мире.



    50 Любомирова Е. Е. Всероссийские художественно-промышленные выставки второй половины XIX века и формирование проектной культуры // Техниче­ская эстетика. Труды ВНИИТЭ. — М., 1989 — Вып. 59. С. 88.

    51 Paneth E. Entwiklung der Reklame vom Altertum bis zum Gegenwart. — Miiiichen und Berlin, 1926. S. 165.

    52 Там же. S. 165.

    53 Paneth E. Entwiklung der Reklame vom Altertum bis zum Gegenwart. — Miinchen und Berlin, 1926. S. 165.

    Общие выводы
    1. Рекламный процесс в европейских странах переживает перелом в середине XIX века, связанный с началом индустриально-массо­вого производства товаров и началом формирования потребитель­ского общества. В этих условиях реклама становится необходи­мым звеном цивилизованного маркетинга.

    2. Общие для европейских стран закономерности в области рекла­мы преломляются достаточно своеобразно в различных государ­ствах в зависимости от конкретных экономических и политиче­ских особенностей того или иного периода, а также особенностей национальной культуры.

    3. Экономическим лидером среди европейских государств в XIX веке являлась Англия, успешно осуществлявшая индустриальную ре­волюцию, владевшая гигантскими сырьевыми ресурсами своих колоний. Отсюда особая интенсивность, организационная дело­витость и творческое разнообразие рекламной продукции в этой стране.

    4. Обилие политических коллизий во Франции XIX века оттеснило былое лидерство этой страны в сфере массовой рекламы на вто­рой план. Однако в области рекламирования характерных для этой страны предметов высокой моды, роскоши, украшений, парфюмер­ных и гастрономических изделий лидерство сохранялось.

    5. Непревзойденным осталось для XIX века художественное мастер­ство французского полихромного плаката, осуществлявшего рек­ламные функции в сфере театральной и художественной жизни, в области коммерции, производства, а также в трактовке социаль­ных и политических коллизий.

    6. Рекламный процесс в Германии в XIX веке протекал замедленно по ряду политических, экономических и социально-психологиче­ских причин. Лишь в последней трети XIX века здесь происходит оживление рекламной деятельности, обнаруживаются националь­ные приоритеты в ее организации.

    7. Наряду с углублением диверсификационных тенденций в евро­пейском рекламном процессе XIX века проявились и потребно­сти в развитии интегративного взаимодействия опыта различных стран. Они нашли свое выражение в организации национальных и всемирных промышленно-торговых выставок, которые яви­ли собою новый рекламный жанр, характерный для Нового вре­мени.

    Контрольные вопросы


    1. Объясните неравномерность развития рекламы в XIX веке в раз­личных европейских странах.

    2. Назовите главные особенности развития рекламного дела в Англии.

    3. Расскажите, как происходило внедрение иллюстраций в англий­скую газетную рекламу?

    4. Каково начало теоретических обобщений рекламной деятельно­сти?

    5. Назовите рекламно-творческие приоритеты во Франции в XIX веке.

    6. Охарактеризуйте творчество ведущих мастеров французского пла­ката.

    7. Объясните причины замедления развития рекламного процесса в Германии в XIX веке.

    8. Каковы приоритеты рекламных мероприятий в Германии в пос­ледней трети XIX века?

    9. В чем заключена целесообразность существенных расходов на организацию выставок в локальных, национальных и всемирных масштабах?

    10. Что из опыта европейской рекламы XIX века актуально в наши дни?



    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24


    написать администратору сайта