Главная страница
Навигация по странице:

  • Конклюзии и начало печатных афиш

  • «перечневые».

  • Прообраз политической рекламы в народных зрелищах XVIII века

  • Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России

  • Реклама в российских газетах в XVIII веке

  • Общие выводы

  • Контрольные вопросы

  • Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация


    Скачать 5.51 Mb.
    НазваниеУченова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация
    АнкорIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    Дата13.02.2018
    Размер5.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    ТипКнига
    #15512
    страница11 из 24
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24
    Начало живописных и рукописных вывесок
    Другое ответвление изобразительного городского фольклора — жи­вописная вывеска. Подобно тому как это было на Западе, предшествен­ницей рекламного жанра «вывеска» являлась непосредственная вы­кладка товара или продуктов ремесла для всеобщего обозрения. Широко известна гравюра Олеария, путешествовавшего по России в XVII веке, на которой показана лавка торговца обувью. О предмете торговли не­двусмысленно свидетельствуют подвешенные к козырьку над прилав­ком сапоги. Эта наглядная демонстрация выполняла одновременно роли вывески и витрины.

    Однако к концу XVII века живописная вывеска проникает в россий­ский быт. И опирается в своих ранних образцах на лубочное творче­ство, в это же время получающее широкое признание россиян. Иссле­дователи фольклора отмечают: «С изобразительной стороны вывески и афиши чрезвычайно близки лубку, как по цвету и композиции, так и по способу подачи материала, по отношению к изображаемому, по ори­ентации на посетителя из народа с его фольклорным восприятием зре­лищных форм ярмарки, гулянья. Цвет, рисунок, подпись — три основ­ных компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на рыночной площади свою первостепенную обязанность — раскрыть со­держание объекта и заинтересовать потребителя»31.

    В центре живописных вывесок лубочного стиля находился главный предмет торговли, услуги или зрелища, изображенный подчас весьма примитивно, раскрашенный максимально ярко и привлекавший именно этой своей непривычностью. Как замечает современник таких живо­писных трактовок: «На некоторых вывесках представляют баснослов­ного сфинкса в пламени, угрюмого медведя в задумчивости, огнедыша­щую гору, над жерлом которой окорок и колбасы коптятся в ее дыме. На вывесках погребов иностранных вин изображают нагих мальчиков, правнучат и потомков Вакха, верхом на быках, с плющевыми венками на голове, с чашами, с кистями винограда в руках...»32.

    Как похоже это описание на то, с которым мы знакомились в преды­дущей главе, читая иронический отзыв Дж. Аддисона о вывесочном пейзаже английской столицы.

    Сходства было немало, но имелись и некоторые отличия в развитии вывесочной рекламы на Западе и в России. О них убедительно говорят А. В. Повелихина и Е. Ф. Ковтун. «Для западноевропейских городов ха­рактерны кронштейны с двусторонними изображениями или предмет­ными муляжами. В российских городах, с их сравнительно широкими улицами, активнее использовались плоскостные настенные вывески, как можно крупнее и ярче демонстрировавшие продукт»33.

    Однако неказистость некоторых вывесочных изображений оказыва­лась настолько сильна, что и здесь, подобно Лондону в сходное время, власти решают вмешаться в спонтанный процесс. В царствование Ели­заветы Петровны камер-коллегия издает в 1749 году указ, запрещаю­щий малевать на стенах домов или отдельных досках примитивные кар­тинки и ограничиваться надписями: «В сем доме питейная продажа»; «В сем доме табашная продажа», «а других никаких непристойных зна­ков не выставлять»34.

    Этот запрет постигла судьба аналогичных английских запретов в XVIII веке — осуществить его не удалось. Однако стихия городского изобразительного фольклора все же упорядочивается, выделяя из сво­ей среды профессионалов вывесочного мастерства. Они появляются в царствование Екатерины II, подобно Петру I охотно заимствовавшей зарубежный опыт. При ней создаются ремесленные цеха, находит раз­витие ремесленническая эмблематика, появляясь в том числе и на вы­весках.

    В России постепенно расширяется площадь вербальной части выве­сок с тем, чтобы к концу XIX века стать определяющим компонентом центральных улиц столичных городов. Однако периферийные кварталы и провинциальные городки не расставались с лубочным стилем выве­сок вплоть до Октябрьской революции. Вот как пишет об этом очеви­дец: «Тверская, в особенности же Кузнецкий мост, достигли значитель­ного прогресса в отношении внешности расположенных на них магазинов, но большинство торговых заведений и лавок на других улицах сохранило прежние допотопные вывески с неграмотными, нередко смешными над­писями и картинами, наивно изображавшими сущность торгового пред­приятия: особенно часто бросались в глаза вывески "табачных лавок", на которых обязательно сидели по одну сторону входной двери азиат­ского вида человек в чалме, курящий трубку, а на другой негр или метис (в последнем случае в соломенной шляпе), сосущий сигару; парикмахер­ские вывески изображали обычно, кроме расчесанных дамских и мужских голое, стеклянные сосуды с пиявками и даже сцену пускания крови; на пекарнях и булочных имелись в изображении калачи, кренделя и сайки, на колониальных — сахарные головы, свечи, плоды, а то заделанные в до­рогу ящики и тюки с отплывающим вдали пароходом; на вывесках портных рисовались всевозможные одежды, у продавцов русского платья — кучерские армяки и поддевки; изображались и/ляпы, подносы с чайным прибором, блюда с поросенком и сосиски, колбасы, сыры, сапоги, чемода­ны, очки, часы — словом, на грамотность публики и на витринную вы­ставку торговцы не надеялись и представляли покупателям свой товар в грубо нарисованном и раскрашенном виде...»35Как писал поэт уже в начале XX века:

    ... Числа нет вывескам лубочным:

    Две накрест сложенные трубки  

    Сукна малинового, ряд       

    Смазных сапог, — иль виноград

    И ананас в охряном кубке,

    Или, над лавкой мелочной,

    Рог изобилъя полустертый…36

    Фольклорные традиции в российской рекламе, отчетливо обнаружив себя с периода формирования государственности, скрепленной общи­ми, политическими и торговыми связями, активно и разнообразно дей­ствовали вплоть до разрушения российской империи в 1917 году. Твор­ческое возрождение их в определенных пределах может явиться, на наш взгляд, перспективным для некоторых сфер современной рекламы.



    31 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зре­лища. Конец XVII — нач. XX в. — Л., 1988. С. 36.

    32 Петербургские вывески // Журнал «Иллюстрация». — 1848, № 30, с. 2.

    33 Повелихина А. В., Ковтун Е. Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда. — СПб., 1991. С. 81.

    34 Сергеенко М. К биографии рекламы // Реклама. — 1971, № 3, с. 22.

    35 Давыдов В. Н. Из прошлого // Московский летописец. — М, 1988. С. 117.

    36 Набоков В. В. Петербург// Петербургский мираж. — СПб., 1991. С. 66.

    Конклюзии и начало печатных афиш
    Наряду с фольклорными вариантами изобразительной рекламы со времени царствования Алексея Михайловича практикуется тиражиро­вание профессионально изготовленных гравюр. «В конце XVII столетия фряжский стан для печатания эстампов на меди заведен был в царском дворце при Верхней, т. е. Придворной, типографии»37. Именно с про­дукции этого стана ведет начало жанр конклюзии в русской культуре. Это понятие имеет несколько значений. Нас интересуют конклюзии, являвшие комплекс гравированного (часто аллегорического) изобра­жения и текста приглашения на академические диспуты и придворные праздники. Некоторые конклюзии представляли собой изложение про­граммы предстоящего события. Таким образом они совмещали три впо­следствии расслоившихся рекламных жанра: зрелищную афишу, теат­ральную программку и пригласительный билет.

    Жанр конклюзии процветал при российском дворе в период прав­ления царевны Софьи. Его охотно использовали начальствующие ли­ца Славяно-греко-латинской академии для приглашения знатных вель­мож на устраиваемые здесь философско-религиозные «диспутации», иногда длившиеся по два-три дня, а также на игравшиеся студентами пьесы школьного театра. Нередко компонентом конклюзии являлись строки посвящения события той или иной влиятельной фигуре, на­пример, софьиному фавориту князю В. В. Голицыну. Тем самым орга­низаторы диспута или спектакля выражали свое упование на поддерж­ку, защиту и покровительство той личности, которой направлялось посвящение.

    Как известно, придворный театр в России входит в обыкновение при царе Алексее Михайловиче, а при Петре I начинает приобретать широ­кий публичный характер. Отсюда потребность в широком оповещении о зрелищах потенциальных зрителей, с чем жанр конклюзии — изы­сканный, дорогой, элитарный — справиться не мог. Наступает эра пе­чатной театральной афиши.

    В театральном музее им. Бахрушина можно увидеть афишу первого публичного театра, открытого по повелению Петра I в построенном для этой цели здании на Красной площади в 1702 году. Славянской вязью по светлому фону здесь перечислены ожидающие посетителя «действа». Они имеют характер цирковых представлений.

    Со стилистикой вербальной составляющей русских зрелищных афиш XVIII века можно познакомиться по уже упоминавшемуся нами выше лубку, который посвящен прибытию «аглицких комедиантов». Слово «аглицкий» означало тип представления, а не национальность артистов труппы. О характере зрелища свидетельствуют изображения акроба­тов, гимнастки, жонглера, обрамляющие текст, который гласит:

    «С милостивым позволением здешних высоких командующих будет сюды прибывшая Аглицкая компания.

    Во-первых, начинает младая женская персона больше как двадцатью позитурами, яко же здесь показаны, чего нигде во всем свете не бывало, потом шутливая толстая мужская персона такие дивные скоки, кото­рые против натуры являются быти, делает.

    А после паки женская персона — танец с десятью обнаженными шпа­гами... Первая фигура показывает на принципала, который на скрипке играет и купно танцует так дивно и штучно, что всяк удовольствован быть имеет»38.

    В Екатерининское время театральные представления приобрели бо­лее цельный характер. В обеих столицах действовали стационарные театры, а к концу XVIII века к ним присоединилось немалое число крепостных театров у князей Шереметьевых, Юсуповых, Голицыных и др.

    Бытописатель М. И. Пыляев упоминает о том, что театральные афи­ши XVIII века назывались «перечневые». Они «печатались для луч­шего объяснения публике содержания и хода представления»39.

    Приведем еще один пример «перечневой» афиши. На этот раз тако­вую распространяли владельцы крепостного театра, расположенного в сельской глубинке. Текст дается в сокращении, так как его полное цитирование было бы слишком громоздким. Чтобы передать «аромат эпохи», сохраняем архаичную орфографию. «...Сего числа, опосля обеду по особливому сказу крепостными людьми прапорщика Алексея Денисо­вича совместно с крепостными брата его Маера (т. е. майора, — авт.) Петра Денисовича при участии духовного хора Александры Денисовны Юрасовских на домовом театре Сурьянинском

    Представлено будет:

    "Разбойники Средиземного моря"

    или "Благодетельный Алжирец"

    большой пантомимной балет в 3-х действиях, соч. Г. Глушковского, с сражениями, маршами и великолепным спектаклем.

    Сия пиэса имеет роли, исполненныя отменною приятностью и полным удовольством, почему на санкт-петербургских и московских театрах часто играна и завсегда благосклонно публикою принимаема была. Особ­ливо хороши декорации: наружная часть замка Бей, пожар и сражения.

    За сим дано будет:

    ...Препотешной, разнохарактерной, комической, пантомимной дивертисман, с принадлежащими оному разными танцами, ариями, мазуркою, русскими, тирольскими, камаринскими, литовскими, казацкими... пляска­ми.., а в заключение всево духовный хор крепосных людей Александры Денисовны Юрасовской исполнит несколько партикулярных песен и при­певов40.

    Но не только театральные зрелища являлись объектами печатных афиш. В качестве таковых выступают праздничные шествия и народ­ные гулянья, организуемые правительством по случаю значительных церковных дат и важных политических событий.

    В предыдущих главах мы рассматривали типы шествий, характерные для античной и средневековой западноевропейской культуры. Некото­рые из них носят характер ритуального действия: такова повторяющая­ся из года в год актуализация событий священной истории, содержа­щая элементы конфессиональной рекламы. В России подобную роль исполняли крестные ходы, связанные с церковными празднествами. В Москве они происходили в среднем один раз в месяц. Особой зрелищностью отличалось так называемое «шествие на ослята», символи­зировавшее вход Иисуса Христа в Иерусалим незадолго до его казни.

    Вот как описывает этот зрелищный ритуал немецкий наблюдатель Адам Олеарий по итогам своего участия в голштинском посольстве в 1634 году: «Впереди, на очень большой и широкой, но весьма низкой телеге везли дерево, на котором было нацеплено много яблок, фиг и изю­ма. На дереве сидели четыре мальчика, певшие "Осанна"». Далее, говорит автор, шли представители духовенства с кадильницами, дьяки и вель­можи со свечами. «Потом следовал Великий князь в великолепных одеж­дах и с короною на голове. Его вели под руки знатнейшие советники... Сам он вел за длинные уздцы лошадь патриарха. Лошадь была покрыта сукном; ей были приделаны длинные уши для сходства с ослом. Патриарх сидел на ней боком; на его белую круглую шапку, осыпанную очень круп­ным жемчугом, также была одета корона. В правой руке его находился золотой, осыпанный драгоценными камнями крест, которым он благо­словлял окружающий народ. Народ же весьма низко кланялся и крестил­ся на него и на крест его. Рядом с патриархом и позади него шли митро­политы, епископы и другие священники, несшие то книги, то кадильницы. Тут же находились 50 мальчиков, одетых большею частью в красное; одни снимали перед Великим князем свои одежды и расстилали их на дороге; другие же вместо одежды расстилали разноцветные куски сук­на (локтя в два величиною) для того, чтобы Великий князь и Патриарх прошли по ним»41.

    Утверждение превосходства священства над светской властью здесь демонстрировалось весьма наглядно. Элементы конфессиональной рек­ламы присутствовали здесь, как и в иных ритуальных акциях, о кото­рых говорилось ранее.



    37 Забелин И. Домашний быт русского народа XVI-XVII столетий. Ч. 1 — М., 1985. С. 220.

    38 Ровинский Д. Русские народные картинки. В 5 т. Т. 2. — М., 1881. С. 72.

    39 Пыляев М. И. Старая Москва. — М., 1997. С. 116.

    40 Евреинов Н. Н. Крепостные актеры. — Л., 1925. С. 49-51.

    41 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. — СПб., 1906. С. 138.

    Прообраз политической рекламы в народных зрелищах XVIII века
    Петр I упразднил патриаршество, а вместе с ним и ряд традицион­ных шествий. Теперь народ призваны были развлекать масленичный и святочный маскарады, новогодние фейерверки, триумфальные тор­жества, связанные с победой и благополучным заключением мира. Так, в 1721 году в Москве, по случаю подписания Ништадтского мирного договора со Швецией, были построены четыре триумфальные арки, украшенные античными персонажами и текстами поэтических панеги­риков. Расшифровка аллегорических фигур и символов давалась в пе­чатных комментариях, распространявшихся значительным тиражом в виде афиш и летучих листков. Там говорилось: «Изображение Марса с подписанием: ferro metuendus, сиречъ: "оружием страшен". Второе — Язон, иже с прочими аргонавтами поплыл в Колхиду по златое руно. С надписанием же: tulitpretium поп vile laborum, сиречъ: "прият мзду не последнюю трудов". Знаменает убо преосветпейшего монарха нашего, иже первый нынешняго века от царей российских прародителей своих морским путем... победи супостаты и желаемое стяжание два корабля свейских взял»42.Украшенные гравюрным орнаментом «объяснительные листы» сопровождали многочисленные фейерверки. Например, «изъяв­ление фейерверка» с гравюрой на первой странице распространялось в Санкт-Петербурге в честь празднования нового, 1712 года.

    Организация монархами подобных торжеств для самой широкой аудитории была, в первую очередь, ориентирована на повышение сво­ей популярности, на поддержку «простым народом» осуществляемой политики. В разгар войны со шведами новогодний фейерверк 1710 года восхитил многих присутствующих. Датский посланник вспоминал: «В 10 часов вечера начался в высшей степени красивый и затейливый фейерверк. Замечательнее всего была в нем следующая аллегория: на двух особых столбах сияло по короне, между ними двигался горящий Лев; сначала Лев коснулся одного столба, и он опрокинулся, затем перешел к другому столбу, и этот тоже покачнулся, как будто готовясь упасть. Тогда из горящего Орла, который словно парил в вышине, вылетела ра­кета, попала во Льва, после чего он разлетелся на куски и исчез; между тем наклоненный Львом столб с короною поднялся и снова стал от­весно»43.

    Вот как раз для разъяснения подобных аллегорий и служили празд­ничные афиши. Они напоминали, что Орел — символ Российской дер­жавы, а Лев — шведской. Соответственно разыгранное в фейерверке действо — праздничное воспоминание о недавно состоявшейся Полтав­ской победе (1709 год). Огненными знаками на небе вписывалось в со­знание зрителей победное событие и укреплялась их вера в верховную власть.

    С не меньшей изобретательностью готовились при Петре I, а затем — при Екатерине II маскарадные шествия, в которые также включались элементы политической рекламы — утверждение могущества самодер­жавия. Вот эпизоды из карнавальных «картин» по случаю заключения Ништадского мира со Швецией, завершившего многолетнюю Север­ную войну. «...5 небольшой лодке флотские офицеры, одетые лоцмана­ми, постоянно бросали лот, как бы измеряя глубину. За лодкой двигалась громада: 88-пушечный корабль... Кораблем правил сам Петр, ему помо­гали юнги, которые с проворством ставили и переменяли паруса. Иначе шестнадцать лошадей, тянувших корабль, едва ли смогли бы сдвинуть его с места. Из 88 корабельных пушек 8 были настоящими. На пушечные выстрелы с императорского корабля отвечали пушки с шлюпки князя Д. Кантемира, следовавшего в хвосте этого необыкновенного поезда, со­стоявшего из более чем шестидесяти судов и саней.»44

    Перекликаясь с западноевропейскими карнавальными шествиями, такие зрелища создавали атмосферу всеобщной праздничности, в ко­торой «на время игра становилась самой жизнью»45.

    К написанию пояснительных текстов, афиш и летучих листков, по­священных различным аспектам празднества, привлекались «лучшие перья и умы» Славяно-греко-латинской академии. В различное время эти задачи исполняли префект академии Иосиф Туробойский, ректор Феофилакт Лопатинский, вице-президент Святейшего синода Феофан Прокопович и другие верховные идеологи. В период царствования Ели­заветы Петровны к этой деятельности привлечен и глава новообразо­ванного Московского университета М. В. Ломоносов.

    Екатерина II открыла счет пышным народным празднествам с дней своей коронации в Москве в сентябре 1762 года. В воспоминаниях об этих торжествах говорится: «Улицы Москвы были убраны шпалерами из подрезанных елок, на у глох улиц и площадях стояли арки, сделанные из зелени с разными фигурами. Дома жителей были разукрашены разно­цветными материями и коврами. Для торжественного въезда госуда-рыниустроено несколько триумфальных ворот: на Тверской улице, в Зем­ляном городе, в Белом городе, в Китай-городе, Воскресенские и Никольские в Кремле»46.

    После коронации императрица из Первопрестольной долго не уезжа­ла, провела в ней всю зиму, а на масленицу даровала населению сто­лицы грандиозный маскарад, длившийся три дня. Его разработчиком и координатором был придворный актер Ф. Г. Волков. Маскарад име­новался «Торжествующая Миневра». В нем участвовало более 4-х ты­сяч человек. В печатном «изъяснении» говорилось, что в зрелище «изъявится гнусность пороков и слава добродетели»47.

    Шествие было построено по принципу антитезы: сначала двигались сатирически маскированные личины, означавшие всевозможные поро­ки, а завершалась их череда — аллегориями добродетели под общим руководством богини мудрости Миневры, олицетворявшей, конечно же, императрицу. «Здесь были науки, художества; торжественные звуки труб и удары литавр предшествовали колеснице Добродетели; послед­нюю окружали маститые старцы в белоснежной одежде с лаврами на головах. Герои, прославленные историей, ехали на белых конях, за ними шли философы, законодатели; хоры отроков в белых одеждах с зеленею­щими ветвями в руках предшествовали колеснице Миневры и пели хва­лебные гимны. Хоры и оркестры торжественной музыки гремели побе­доносные марши»48.

    Все это произвело огромное впечатление на широчайшие круги мос­ковских жителей от мала до велика. Подобные демонстративные про­цессии — чрезвычайно эффективное средство рекламирования идей, конфессий, политических деятелей.

    Подобно Петру I, Екатерина II прибегала к таким акциям довольно часто, не считаясь с хлопотами и затратами. По случаю заключения Кучук-Карнаджийского мира с Турцией в 1775 году были даже построе­ны макеты крепостей и городов на Ходынском поле, осязательно пред­ставлявшие те, что были взяты русскими войсками. Глава победонос­ной русско-турецкой кампании граф П. А. Румянцев отказался всецело повторять ритуал римских триумфаторов и участвовать в шествии на стилизованной колеснице. Однако триумфальные врата все же были выстроены, и фейерверк состоялся.

    Русские самодержцы XVIII века использовали наглядно-демонст­ративные формы популяризации своих успехов не только в пределах Отечества. По случаю Полтавской победы 1709 года русскому послу в Голландии Петр поручил провести фейерверк в Амстердаме. С похо­жими целями использовались гравированные подносные листы. Их в честь своих побед Петр I заказывал талантливым граверам братьям Ивану и Алексею Зубовым. Некоторые гравированные изображения, например, победа русского флота при мысе Гренгам, подносились ино­странным послам как напоминание о могуществе российского оружия. С нашей точки зрения, подобные листы выполняют наряду с общеэсте­тической, мемориальной, также и функцию политической рекламы.



    42 Панегирическая литература Петровского времени.— М., 1979. С. 136.

    43 Ровинский Д. Обозрение иконописи в России до конца XVIII в. Описание фейерверков и иллюминаций. — СПб., 1903. С. 186-187.

    44 Гребенюк В. П. Публичные зрелища Петровского времени и их связь с теат­ром // Новые черты в русской литературе и искусстве (XII — нач. XVIII в.) — М., 1986. С. 144.

    45 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневе­ковья и Ренессанса. — М., 1965. С. 11.

    46 Пыляев М. И. Старая Москва. — М., 1997. С. 12.

    47 Там же. С. 18.

    48 Там же. С. 21.

    Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России
    На протяжении XVII-XVIII веков лидирующее положение в рос­сийской рекламе занимали устные и зрелищные жанры. Это и понят­но: грамотность «простого народа» была весьма ограничена. Ревнитель просвещения, соратник Петра, Феофан Прокопович распоряжением Святейшего синода начал создание на Руси сети церковно-приходских школ. Однако вплоть до времени Екатерины II это новшество прижи­валось с трудом. Петр I все же начал вводить для массового употребле­ния печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рын­кам. Среди них были, как мы уже упоминали, афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ. Но не только. Они посвящались очеред­ным царским указам, манифестам, историческим и календарным све­дениям, порядку проведения петровских ассамблей. Последнее — про­дукт рекламной деятельности с характерным заголовком: «Объявление каким образом ассамблеи отправить надлежит»49.

     Параллельно с изданием печатных летучих листков наступило вре­мя создания первой российской газеты.

    Подобно тому как формировалось становление журналистики в за­падных странах, в России существовала предшественница регулярного печатного издания — рукописная протогазета «Куранты». «Считалось, что наиболее ранние рукописные "Куранты" относятся к 1621 г., однако в настоящее время обнаружены и составленные в 1600 г.»50 Это, по боль­шей части, переводы актуальных для России политических известий, опубликованных в зарубежных летучих листках и газетах, доставляв­шихся в Посольский приказ дипкурьерами. «Куранты» составлялись не более чем в двух экземплярах для осведомления верховного прави­теля и узкого круга приближенных.

    Петр I решительно расширил этот круг, издав 16 декабря 1702 года указ «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутрен­них происшествиях». Первый номер петровских «Ведомостей» вышел в свет 2 января 1703 года тиражом в несколько десятков экземпляров. Формат издания — 10,2x15,3 см. Впрочем, тираж газеты, ее периодич­ность, формат и даже общий заголовок были «плывущими» вплоть до создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 году. С этого же времени «Ведомости» переходят с церковно-славянского на граж­данский шрифт, действительно обретая возможность восприниматься широкими кругами населения.

    Были ли в этой газете объявления, реклама? Развитой, регулярной, широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела. Это пра­вительственное издание, и его отношения с частными рекламодателя­ми еще не сформировались. Но объявления все-таки появляются.

    Любопытна параллель с первой французской правительственной газетой Теофраста Ренодо. В предыдущей главе мы приводили из № 3 ее объявления о пользе лечения на минеральных водах и об издании многотомной Библии. В петровских «Ведомостях» популяризируются минеральные воды Олонца. В № 2 за 1719 год газета убедительно сове­тует посетить вновь открытый курорт:

    «Понеже оные воды исцеляют различныя жестокая болезни, а имен­но: цинготную, ипохондрию, желчь, безсилъство желудка, рвоту... камен­ную, ежели песок или малые камни, и оныя из почек гонитъ...»51

    Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда при­дворных особ — царицы Прасковьи Федоровны, фаворита А. Меншикова. Параллельно появляются печатные листки на ту же тему:

    «Объявление о лечительныхъ водахъ, сысканных на Олонце, а отъ какихъ болезней, и какъ при томъ употреблении поступать, тому дохтурское определение, также и указъ его царского величества на оныя дохтурския правили, и оное все следуетъ ниже сего»52.

    Иногда в «Ведомостях» публиковались списки книг, только что вы­шедших из-под типографского станка. Например, в номере от 31 мая 1710 года читаем: «Реестръ книгамъ гражданскимъ, которые по указу Царского Величества напечатаны Амстердамскою азбукою по первое число иуня нынешняго 1710-го году».

    В библиографических сведениях, систематизировавнных по 15 раз­делам, встречаем:

    «комплекты, или образцы, как писать писма къ разнымъ особамъ, архитектура военная, или штурмовыя науки образцы, история о взя­тии града Трои, географий, или описание земли сокращенное, календа­ри.»53

    Так начинается развернутая библиографическая реклама в русской культуре. Вскоре оформляется особый жанр библиографической рек­ламы — каталог. Например, в ноябре 1723 года в Московской типогра­фии напечатано 80 экземпляров каталога «рукописныхъ книгь въ си­нодальной библиотеке обретающихся»54.



    49 Витовт Ю. Редкие русские книги и летучие издания XVIII века. — М., 1989. С. 43. (Перепечатка изд. М., 1905.)

    50 Введение // Вести-Куранты 1600-1639. — М., 1972. С. 4.

    51 Ведомости времени Петра Великого. — М., 1906. — Вып. II. С. 261-262.

    52 Витовт Ю. Редкие русские книги и летучие издания XVIII века. — М., 1989. С. 51.

    53 Ведомости времени Петра Великого. — М., 1906, Вып. II. С. 59.

    54 Витовт Ю. Редкие русские книги и летучие издания XVIII века. — М., 1989. С. 74.

    Реклама в российских газетах в XVIII веке
    В XVIII веке россияне имели дело еще с двумя газетами: «Санкт-Петербургскими ведомостями» и «Московскими ведомостями». «Санкт-Петебургские ведомости» издаются Академией наук с 1728 года. В отли­чие от петровского первенца эта газета выходила регулярно: в первый год издания — один, а затем — два раза в неделю. Здесь также одно из ведущих мест в отделе объявлений занимают списки книг, издаваемые Академией наук. Наряду с правительственной рекламной информаци­ей, характерной для «Ведомостей», здесь начинается практика коммер­ческих объявлений. Именно они преимущественно заполняют отдел «для известия», где располагаются под рубриками: «Продажи»; «Под­ряды»; «Отъезжающие».

    «Торговые и ремесленные слои населения столицы, отечественные и иностранные предприниматели увидели в газете средство для рекла­мирования своей продукции. Редакция охотно шла им навстречу, пре­следуя собственный финансовый интерес: тираж газеты был невелик (500-600 экз.), его реализация по 4 коп. за номер не покрывала расхо­ды Академии на издание газеты»55.

    Объявлений публиковалось все больше. Постепенно они выделились в специальное приложение — суплемент.

    В середине XVIII века отдел объявлений по объему сравнялся с ос­новной информационной частью газеты. И, как справедливо отмечает А. П. Киселев, «объявление становилось если не единственной, то основ­ной формой информации об экономической и культурной жизни»56.

    Это уже не сухие строки официальных реестров и реляций, а живой оттиск времени со всеми его противоречиями и парадоксами. Проис­ходило динамичное развитие и укрепление российской экономики це­ной ужесточения крепостнических порядков.

    В суплементе к №13 «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1770 год читаем: «Продаются огурцы лутчего соления и примерного поведения кучер с женой»; «Желающие купить дворовую девку 13 лет могут спро­сить в Семеновском полку в офицерской линии».

    Подобное содержание рекламы в «Санкт-Петербургских ведомостях» сохранилось вплоть до начала следующего века. Например, в прило­жении к первому номеру этой газеты за 1801 год публиковалось: «От Вологодского губернского правления объявляется, дабы желающие ку­пить с аукционного торгу опасные помещика Аркадия Левашова Гразовецкой округи сельца Захарова мужеска пола — 3, женска пола — 3 же души без земли, оцененные: Никиту Васильева, 70 лет — в 10 рублей, жену его Авдотью Григорьевну 50 лет — в 5руб., Григория Игнатьева 70 лет — в 3 рубля, жену его Авдотью Ивановну 60 лет — в 3 ж рубля, Григория Максимова 40 лет — в 30 рублей, жену его Авдотью Максимову 30 лет — в 20 рублей явились в правление в назначенные для продажи сроки: генваря 2 и 30 числа с. г.»

    Все более дифференцированно реклама «Санкт-Петербургских ве­домостей» отражает экономическую жизнь: публикуются извещения о банкротствах, о взыскании векселей кредиторами, о принудительной распродаже с торгов имений, в том числе за расхищение казенного иму­щества. А наряду с этим повседневная частная жизнь:

    «Продается подержанный чепрак, обшитый широким позументом и бахромою, походная кровать, кресла с выдвижною из оных кроватью, необшитых кожею и весьма удобная дорожная коляска. Спросить о них едучи к конной гвардии в смежном с Таврическим садом каменном доме у живущих над погребом.»57.

    Уделяется значительное внимание и рекламе зрелищ, причем неко­торые тексты, помещенные в газете, очень напоминают те самые «пе­речневые» афиши, которые расклеивались по стенам и передавались из рук в руки. Например:

    «Приехавший сюда иностранец привез с собою обученную Испанскую собаку... которая разумеет по-французски, по-немецки и по-голландски; также может читать писанное или печатное на оных языках письмо, показывает на всех часах минуты и часы; разумеет арифметику, ка­лендарь и астрономию; знает все монеты, также немецкие и француз­ские карты, различает цветы, ходит на передних лапах, танцует и де­лает разные фигуры.

    Помянутую собаку видетъ можно в Вознесенской между Кривою и Офи­церскою улицею в новом каменном доме ежедневно в 5 часу пополудни.

    Знатные особы платят по изволению, а другие по 15 копеек с челове­ка. Есть ли кто, собрав до 6 особ, пожелает видеть оную собаку пред полуднем, тот должен заплатить 2р.»58

    В 1756 году под эгидой Московского университета вышла газета «Московские ведомости». Ее структура, организация материала по рубрикам были сходными с «Санкт-Петербургскими ведомостями». Сходной вначале была и реклама. Изменения в содержании и оформ­лении этой газеты связаны с деятельностью знаменитого просветителя Н. И. Новикова. Он, взяв в аренду типографию Московского универ­ситета, редактировал «Московские ведомости» с 1779 по 1789 годы. Главным новшеством стал обстоятельный библиографический отдел, имевший заголовок «О российских книгах». Здесь помещалась регу­лярная реклама книг, вышедших в университетской типографии, и со­общалось о всех новинках, продававшихся в университетской книж­ной лавке. Издатель объяснил в особом «Объявлении» в № 104 за 1784 год, что к известиям о новых книгах «всегда присовокупляемы бу­дут главнейшие показания содержащихся в них материй, дабы по тому читатели могли сами судить о достоинствах оных»59.

    Популярность газеты при Новикове значительно выросла — ее ти­раж составлял 4 тысячи экземпляров, формат — 17x20,6 см, количество страниц — от 4 до 16. Тематика объявлений расширяется. Помимо так называемых «казенных», т. е. официальных государственных, объяв­лений, характерных для рубрик «Подряды», сообщений «о продажах с публичных торгов имущества должников, сообщений о розыске бег­лых крепостных», лидирующее место начинает занимать реклама ку­печеских корпораций, наема работников, предложения услуг со сторо­ны медиков, гувернеров, модисток. Так, медик Иосиф Мадже в 1780 году трижды через небольшие промежутки сообщает об эффективности сво­его лечения и ссылается в доказательство этого на свидетельства полу­тора десятков излечившихся больных. Это — новый тип аргументации для российской газетной рекламы, успешно перенесенный с западных образцов.

    Еще более настойчиво использует рекламное увещевание в «Мос­ковских ведомостях» за 1786 год садовник Яков Андреев. Он сообщает: «У нового каменного Никольского моста, в доме под номером 144 прода­ются самые лучшие распустившиеся цветы в горшках: гвоздики махро­вые, гиацинты, тюльпаны... за умеренную цену;так же кому угодно мож­но получать и букетами»60.

    Далее это объявление появлялось в газете на протяжении всего года.

    А в последнем номере «Московских ведомостей» за 1786 год выде­ляется своей экспрессивностью объявление французской модистки:

    «Недавно приехавшая мадам Франтуе делает самое лучшее и ново­модное дамское платье и обучает девок, живет на Ильинке против му­зыкальной лавки»61.

    Как видим, в газете при редакторстве Новикова рекламная служба работала весьма успешно. И неудивительно: за полтора десятилетия до аренды «Московских ведомостей» в своем первом сатирическом жур­нале «Трутень» Н. И. Новиков уже знакомил сограждан с типами рек­ламных текстов. Тогда он подходил к таковым сообщениям ирониче­ски в соответствии со стилем издания. Однако и в пародийном варианте отрабатывались структурные особенности рекламного творчества.

    Здесь также обыгрываются наиболее характерные рекламные газет­ные рубрики: «Подряды»; «Продажи»; «Зрелища»; «Книги»; «Отъез­жающие». А далее в первом случае говорится: «Для наполнения порож­них мест по положенному у одной престарелой кокетки о любовниках штату, потребно поставить молодых, пригожих и достаточных дво­рян и мещан до 12 человек, кто пожелает в поставке оных подрядиться, или и сами желающие заступать те убитые места, могут явиться упо­мянутой кокетки, где и кондиции им показаны будут».

    Затем следовало: «В некоторое судебное место потребно правосудия до 10 пуд; желающие в поставке этого подрядиться могут явиться в оном месте»62. Под рубрикой «Продажи» сатирик писал: «Недавно пожало­ванный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пу­ти продает свою совесть; желающие купить, могут его сыскать в здеш­нем городе»63.

    Мы приводим эти пародийные тексты с главной целью показать, сколь глубоко укореняется в русской культуре уже с середины XVIII ве­ка жанр рекламного объявления. Во все века сатирики стремились вы­смеивать наиболее популярные, распространенные явления своего вре­мени. Популярность же жанра объявлений не оставляет сомнений.

    Даже лучшие журналисты эпохи не считали зазорным прокоммен­тировать их. Например, во втором номере нового журнала «Вестник Европы» за 1802 год Н. М. Карамзин выражает недоумение по поводу объявления в одном из декабрьских номеров столичной прессы. В за­метке «Странность» он комментирует предложение французского гу­вернера, открывшего близ Парижа пансион для русских дворян и пред­лагавшего «учить их всему нужному, особливо же языку русскому». Патриотические чувства Карамзина были покороблены такой заявкой: «Живучи в уединении, я не знаю, что другие подумали о таком объявле­нии. Мне кажется оно более смешным, нежели досадным: ибо я уверен, что наши дворяне не захотят воспользоваться благосклонным предло­жением господина N. N.»64

    Возможно, в этом предположении будущий автор «Истории госу­дарства Российского» заблуждался, не учитывая некоторые скрытые Для внешнего наблюдателя особенности рекламного текста, — ведь в двух карамзинских изданиях «Московском журнале» и «Вестнике Европы», кроме библиографических новостей, рекламы не было. А пресловутый парижский гувернер мог использовать в своей рекламе столь хитроум­ные приемы убеждения и соблазна, защиты от которых еще не вырабо­тал российский интеллект. Не случайно сам Карамзин подчеркивал: «Правда, что еще многие дворяне и даже в хорошем сословии не берут газет; но зато купцы, мещане любят уже читать их…»65 Можно сказать, что лишь на рубеже XIX века в России формируется навык к деловому восприятию рекламных газетных публикаций.



    55 Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). — М., 1990. С. 23.

    56 Там же. С. 24.

    57 Санкт-Петербургские ведомости. 1801, 4 июля.

    58 Санкт-Петербургские ведомости. 1771, 14 октября.

    59 СтанькоА. И. Русская периодическая печать XVIII века. — Ростов-на-Дону, 1979. С. 105.

    60 Московские ведомости. 1786, 3 января.

    61 Московские ведомости. 1786, 30 декабря.

    62 Новиков Н. И. Избранное. — М., 1983. С. 129.

    63 Там же. С. 130.

    64 Вестник Европы. 1802, № 2, с. 52.

    65 Карамзин Н. М. О книжной торговле и любви к чтению в России. — М., 1966. С. 168.

    Общие выводы
    1. Имеющиеся археологические свидетельства позволяют устано­вить характер перехода от проторекламных к рекламным процес­сам в России, сходный с тем, который развивался в западноевро­пейской культуре.

    2. В России с XV века формируется распространение информации посредством глашатаев и набирают силу фольклорные устные фор­мы рекламы.

    3. Российский ярмарочный фольклор обретает ярко выраженную на­циональную специфику в рекламных жанрах заклички, прибаут­ки, речитативного уговора, раешного стиха.

    4. Отмечены национальным своеобразием такие зрелищные формы рекламы, как лубочные афиши, живописные вывески, ярмароч­ные рекламные интермедии.

    5. В России XVIII века культивировались массовые празднества и зрелища, насыщенные элементами политической рекламы.

    6. В трех российских газетах, выходивших на протяжении XVIII века, реклама занимает все большее место с тем, что к рубежу XIX века количество рекламных публикаций начинает превышать объем журналистской информации. Назревала необходимость углуб­ления дифференциации в типах массовой коммуникации в Рос­сии.

    Контрольные вопросы


    1. Охарактеризуйте своеобразие российской проторекламы по отно­шению к западноевропейской.

    2. Какой круг рекламных жанров входит в понятие «ярмарочная рек­лама»?

    3. Как определить национальные черты лубочной традиции в рек­ламном процессе?

    4. Сравните российские вывески и западноевропейские, в чем их сходство и различие.

    5. Какие современные рекламные функции совмещались в придвор­ной конклюзии XVII века?

    6. Что побуждало российских монархов XVIII века лично участво­вать в уличных маскарадах?

    7. Охарактеризуйте рекламу в газете «Ведомости», созданной Пет­ром I.

    8. Назовите отличительные особенности рекламных текстов в газе­тах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» XVIII века.

    9. Что из опыта ранней российской рекламы можно использовать в наши дни?



    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24


    написать администратору сайта