Главная страница
Навигация по странице:

  • Переворот в тиражировании информации • Новые рекламные жанры • Рекламная функция титульного листа • Конфессиональная печатная реклама

  • Рождение печатных афиш • Дальнейшее развитие вывесок. Типографские эмблемы и экслибрисы • Начало журналистики в Европе • Деятельность информационных бюро

  • Начало газетной рекламы • Начало рекламных кампаний • Соперничество рекламных изданий • Отец английской рекламы • Надувательская реклама

  • Североамериканская реклама колониального периода • Осмысление недостатков рекламной деятельности • Общие выводы • Контрольные вопросы

  • Переворот в тиражировании информации

  • Новые рекламные жанры

  • Рекламная функция титульного листа

  • Конфессиональная печатная реклама

  • Дальнейшее развитие вывесок. Типографские эмблемы и экслибрисы

  • Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация


    Скачать 5.51 Mb.
    НазваниеУченова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация
    АнкорIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    Дата13.02.2018
    Размер5.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    ТипКнига
    #15512
    страница7 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24
    Глава 4. Новый этап рекламной деятельности в Западной Европе и североамериканских колониях


    • Переворот в тиражировании информации
    • Новые рекламные жанры
    • Рекламная функция титульного листа
    • Конфессиональная печатная реклама
    • Рождение печатных афиш
    • Дальнейшее развитие вывесок. Типографские эмблемы и экслибрисы
    • Начало журналистики в Европе
    • Деятельность информационных бюро
    • Начало газетной рекламы
    • Начало рекламных кампаний
    • Соперничество рекламных изданий
    • Отец английской рекламы
    • Надувательская реклама
    • Североамериканская реклама колониального периода
    • Осмысление недостатков рекламной деятельности
    • Общие выводы
    • Контрольные вопросы

    Переворот в тиражировании информации
    Заря Нового времени ознаменовалась техническим переворотом в сфе­ре массовых коммуникаций. Изобретение печатного станка с подвиж­ными, сменными литерами немецким дворянином Иоганном Гутен­бергом оказало огромное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Между тем в Китае наборный способ воспроизведения текста для иероглифического письма был известен с XI века и взрыв­ного действия на социум не произвел. Изобретение Гутенберга оказа­лось на гребне уже происходящих грандиозных сдвигов в обществе, ответом на его остро назревшие запросы.

    К началу XV века потребность в письменно зафиксированной опера­тивной и фундаментальной информации испытывали разросшиеся в Западной Европе производственные и финансовые структуры, купе­ческие объединения, административный аппарат оформившихся нацио­нальных государств и, наконец, укрепившиеся за минувшие два века университеты — центры богословия и общего образования. Потребность в массовом распространении информации уже не удовлетворялась толь­ко устной и изобразительной видами коммуникации. Монастырские и городские скриптории (центры переписки книг) не справлялись с оби­лием заказов, гравированные летучие листки не успевали вобрать в себя актуальные тексты, предназначенные для широкой аудитории.

    Как пишет В. С. Люблинский, «...основной социальной предпосыл­кой книгопечатания являлся массовый спрос на много экземпляров одновременно абсолютно идентичного текста»1. Следствием такого спроса стало то, что новшество, предложенное И. Гутенбергом в городе Майнце на переломе XV века, еще до окончания столетия подхватили все ведущие европейские города.

    Типографии создаются в Страсбурге, Аугсбурге, Нюрнберге, Базе­ле, Париже... В начале XV века — 1500 году — работали 200 типогра­фий в 69 городах2. Этот процесс, справедливо названный культуроло­гами третьей информационной революцией (первая — формирование речи, вторая — изобретение письменности), имел серьезные послед­ствия для развития рекламной деятельности.

    Мы рассмотрим эти последствия, имея в виду два хронологических периода: до начала деятельности новой формы коммуникации — жур­налистики, сформировавшейся в первом десятилетии XVII века, и по­сле этой кардинально важной вехи для бытия рекламы на протяжении XVII-XVIII веков. Относительная схожесть интересующих нас про­цессов в различных регионах Западной Европы дополняется к концу обозначенного периода рекламой в североамериканских колониях, дей­ствующей вначале по образцу происходящего в метрополии.



    1 Люблинский В. С. На заре книгопечатания. — Л., 1959. С. 37.

    2 Люблинский В. С. На заре книгопечатания. — Л., 1959. С. 111.


    Новые рекламные жанры
    В ближайшее десятилетие после начала печатного тиражирования печатный летучий листок становится излюбленным жанром коммер­ческой и политической рекламы. Чаще всего это был отрезок бумаги размером 15 на 23 сантиметров или около того, с выделенным крупным шрифтом началом первой строки, заменявшим заголовок. Подобно тому, как это практиковалось в рукописных летучих листках, текст за­частую окантовывала гравированная рамка. Иногда в печатный набор включалась графическая иллюстрация. Последнее чаще всего применя­ли полемические конфессиональные листовки, в изобилии издававши­еся сторонниками и противниками религиозной Реформации. Хроно­логически реформационные идеи, получившие всеевропейский отклик, расшатывают монолит католицизма параллельно развитию третьей ин­формационной революции. Эта связь не случайна. Вспомним сужде­ние А. С. Пушкина: «Никакая власть, никакое правление не может усто­ять противу всеразрушительного действия типографического снаряда»3. Диссидентские религиозные идеи распространяются по Европе XVI века со скоростью лесного пожара, а главными «поджигателями» тако­вых являются публицистические и рекламные тексты.

    Среди объектов печатной рекламы на начальном этапе главенствую­щее положение занимают типографские сообщения об имеющихся по тому или иному адресу книжных новинках, а также наборы оперативных и кратких известий в летучих листках. Именно в недрах книготорговой деятельности активно развивается жанр печатного объявления, посте­пенно сменяющий рукописный si quis. Одно из первый подобных объяв­лений о своих изданиях сделал типограф Генрих Эггештейн в Страс­бурге в 1466 году. Около 1470 года его примеру последовали не менее четырех типографий в Майнце, Базеле, Страсбурге, Риме. А еще через несколько лет обратились к жанру печатного объявления английский издатель Уильям Кэкстон, немецкий — Антон Кобергер и венециан­ский Эрхард Ратдольт4. Объявления этого времени, которые приводит Г. Сэмпсон, звучали так: «Приходи, богатый и бедный, эта блистатель­ная книга продается по очень малой цене». Или: «Тот, кто хочет ку­пить книги захватывающего содержания, должен придти по следующе­му адресу»5.

    В ходе дальнейшего оповещения о деятельности типографии краткий вербальный текст объявления преобразуется в развернутое перечисле­ние последних изданий, создавая новые печатные рекламные жанры — каталог, проспект и прейскурант (прайс-лист). Например, в объявле­нии Петера Шеффера — преемника Гутенберга в Майнце — вывешен­ном для всеобщего обозрения в 1470 году, перечислялась 21 книга с аннотациями по типу современных проспектов. Кроме того, сообща­лось, что книги напечатаны тем же шрифтом, что и вывешенный про­спект6.

    Уильям Кэкстон добавлял к своим объявлениям фразу: «Просьба не срывать!» Он располагал их обычно у входа в собор, в университет, на зданиях гостиниц. И также уведомлял потенциальных читателей о шрифте, которым исполнена книга7.

    Римские издатели около того же 1470 года снабжали рекламное объявление данными о ценах и тираже (обычно до 300 экземпляров)8.

    Их примеру последовал знаменитый венецианский типограф и ученый Альд Мануций. «Напечатав свои первые 15 греческих книг, Альд в 1498 году издал их каталог с приведением цен»9, введя тем самым в широкий оборот жанр прейскуранта.

    Книга пользуется спросом, и ее продажа уже не ограничивается сте­нами типографии. Известен выпущенный в 1500 году в Меммингеме (Германия) список двух сотен «продающихся книг, напечатанных в Ве­неции и Нюрнберге»10, то есть полноценный каталог.

    Возникнув как средство издательской, а затем и общекоммерческой рекламы, печатный каталог получает большое распространение в яр­марочных условиях. В сохранившем до наших дней книготорговый престиж Франкфурте-на-Майне, с 1564 года распространяются ката­логи книг, перечисляющие все издания, которые вышли между двумя ярмарками: предыдущей и наступающей. В Лейпциге такая информа­ция известна с 1595 года. Постепенно подобные образцы дают начало рекомендательной библиографии.



    3 Пушкин А. С. Собр. соч. в 10 томах. — М., 1981 — Т. 6. С. 202.

    4 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М. 1972. С. 118.

    5 Sampson H. A. History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. P. 51.

    6 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. С. 118.

    7 Там же. С. 174.

    8 Там же. С. 118.

    9 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. С. 118.

    10 Там же. С. 118.

    Рекламная функция титульного листа
    Вербальная реклама книг осуществлялась еще одним, своеобразным и убедительным способом — посредством выразительной подачи их титульных листов. Дело в том, что до последней трети XV века поня­тия «титульный лист» не существовало, как не было и специально вы­работанной формы заголовка. Заглавием — как в античности, так и в Средневековье являлась первая строка рукописи, часто выделяемая переписчиком, почти всегда украшенная декорированной начальной буквой. Да и какие титульные листы могли быть применительно к па­пирусным книгам, свернутым в трубки. Их различали с помощью прикрепленных к трубкам ярлыков. С появлением нового способа бро­шюрования пергаментных «тетрадей» в средневековой Европе про­странство для титульного листа, казалось бы, появилось, но острой не­обходимости в нем еще долго не возникало.

    Острая необходимость в этом обнаружилась, как только потребова­лось продавать множество разнообразных изданий, оперативно разли­чать их между собой и, главное, привлекать к ним интерес покупателей. «И не пройдет и четверти века со времени печатания шедевра Гу­тенберга, как Эрхард Ратдольт создаст в Венеции в 1476 году первый в мире полный титульный лист, в котором наличествуют уже все биб­лиографические элементы да еще вдобавок в стихотворной форме и с красивым орнаментом...»11.



    Рис. 6. Книготорговый рекламный листок, сочетающий гравюрное изображение и печатное объявление. Афишируется рыцарский роман «Прекрасная Мелузина»

    Титульный лист все виртуознее украшают гравировкой, все изы­сканнее пользуют «игру шрифтов», а, главное, вводятся в изложение заголовка восхваления содержательности книги и престижности ее автора. Вот многострочный заголовок к популярной поэме «Рейнеке-Лис», изданной впервые в Любеке в 1498 году: «Сие есть весьма преполезная, столь же забавная, сколь и поучительная книжица, в коей обиходным, однако, любезным манером под личиною льва, медведя, лиса, волка и прочих зверей примечательно изображены и живыми красками обрисованы жизнь и суть придворного, а также всех прочих сословий не токмо в свете их добродетелей, но и более того, в свете владеющих ими пороков»12. Здесь отчетливы рекламные элементы: похвалы за­нимательности и поучительности книги, ее стремлению исправлять со­циальное зло.



    11 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М, 1972. С. 99.

    12 Рейнеке-Лис. — М., 1976.

    Конфессиональная печатная реклама
    На втором месте по частоте обращения к печатной рекламе в XV-XVI веках после типографов и книготорговцев находились служители церкви. «...Уже в конце XV в. прибывающих в Рим встречали десятки брошюр с ценами на разного рода документы, составляемые папской канцелярией...»13.

    Наибольшую популярность получили тиражированные документы об отпущении грехов — индульгенции. У них были рукописные пред­шественники и рукописные же сведения о ценах, необходимых для отпущения грехов. В рукописном варианте это имело относительно скромные размеры. Печатный станок расширил предложение подоб­ных церковных свидетельств в сотни раз. «...Индульгенции уже рас­ходились многотысячными тиражами, когда книги еще печатались в немногих сотнях экземпляров, а самому Гутенбергу пришлось вы­пустить целых два тиража индульгенций, видимо выгодно ему опла­ченных, чтобы суметь закончить выпуск своей 42-строчной Библии (1454 г)»14.

    Продажа индульгенций в массовых масштабах требовала рекламы и таковая не заставила себя ждать. До настоящего времени дошли прейскуранты на различные конфессиональные услуги. В них указывается, например, что замолить грех убийства или инцеста будет стоить 5 круп­ных денежных единиц (grossi), клятвопреступление на 1 единицу до­роже, и на 2 единицы дороже оценивается духовная расплата за под­делку важного документа.



    13 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972.С. 129.

    14 Там же. С. 135.


    Рождение печатных афиш
    Как мы знаем из рассказа Ласарильо с Тормеса, приведенном в преды­дущей главе, распространители церковных документов: индульгенций, сакральных папских булл, а также всевозможных оберегов и амуле­тов, — разъезжали по деревням и поселкам, пользуясь подчас хитро­умными рекламными трюками.

    С началом печатного тиражирования в этой среде спрос на реклам­ные оттиски оказался очень велик. Следующие по интенсивности за­просы на печатную рекламу еще в догазетный период проявляли вла­дельцы транспортных средств, гостиниц и организаторы театральных зрелищ. По их заказу типографии нередко производили два жанровых рекламных варианта: летучие листки и афиши. Порой эти варианты различались между собой лишь расположением текста (на одной или на двух сторонах листа) и способом распространения. С точки зрения формата, шрифта, иллюстративных деталей афиша и летучий листок XVI-XVII веков нередко выглядели одинаково. Первая наклеивалась на стены, второй распространялся «из рук в руки», а также через ко­фейни и клубы.

    Для портовых городов столь же «горячим» рекламным местом были стены припортовых харчевен и иных злачных мест. Исследователь европейской экономики Ф. Бродель помещает в книге «Игры обмена» образец летучего листка, информирующего об отправлении из бельгий­ского города Остенде в испанский Кадис транспорта «Дева Мария». Листок открывается гравированным изображением парусника, а да­лее — крупноформатный заголовок сообщает, что предлагаемый для транспортировки купеческих грузов корабль обладает исключительной мореходностью. Затем мелким шрифтом сообщается дата отправления и цена за услуги, составляющая «за кружева — два реала со стоимо­сти в сто флоринов; за неотделанные холсты — два дуката за тюк из 12-16 штук»15.

    Почтовые станции успешно соперничали по степени популярности с припортовыми кварталами. Отсюда обычно начинались очередные гастроли передвижных цирковых трупп. Не удивительно, что англий­ский Королевский указ от 1563 года предписывал: «Они (актеры) дол­жны повесить play-bills (афиши) около почты за несколько дней до пред­ставления с предупреждением народа о театральном действии»16.

    В Нюрнбергском музее хранится одна из ранних цирковых афиш под заголовком «Чудесное, никогда не виданное представление английской лошади». Далее говорится: «оно должно состоять из следующих пунк­тов», и тщательно перечисляются 25 эпизодов, включенных в представ­ление. В том числе:

    «Она приветствует зрителя реверансами, хозяину дарит поцелуй.

    Хозяин показывает ей часы и спрашивает, который час, и она совер­шенно правильно отвечает.

    Она снимает шляпу для своего хозяина, подвешенную на высоте 10 фу­тов, и вручает ее с поклоном.

    Она медленно садится отдохнуть на подушку и при этом касается пола только одной ногой.

    Она стучит копытом, чтобы ей принесли вино, склоняется на колено и пьет за здоровье зрителей, не пролив ни одной капли.

    А затем она демонстрирует пьяную походку.

    Она берет ртом заряженный пистолет и стреляет из него.

    Она кланяется каждому, кто склоняет перед ней шляпу.

    Она благодарит и расстается со зрителями».

    Перечисление завершается фразой: «Все эти удивительные действия можно видеть 3 дня в понедельник, вторник и среду в Манеже в 2 часа пополудни»17.

    Вербальная часть афиши, исполненной типографским способом, предварялась гравюрой «чудесной лошади» со стреляющим пистоле­том во рту. Подобное сочетание ксилографических изображений и ти­пографски исполненных подписей характерно для западноевропейских афиш XVI-XVII веков. Обратим также внимание на утомительное пере­числение подробностей рекламируемого зрелища. Такая дотошность вербального информирования сохраняется в зрелищной рекламе вплоть до второй половины XIX века и сходит на нет лишь с появлением мно­гокрасочных художественных плакатов.

     

    Рис. 7. Печатный рекламный летучий листок, сообщающий об отплытии парусника «Дева Мария» и тарифах на перевозку грузов



    15 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. В 3-х т. Игры обмена. Т. 2. — М., 1988. С. 436.

    16 Sampson H. A. History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. P. 515.

    17 Buchli H. 6000 Jahre Werbung. Bande 1-4. — Berlin, 1962-1967. B. 2. P. 264-265

    Дальнейшее развитие вывесок. Типографские эмблемы и экслибрисы
    Пока же,в XVI-XVII веках, можно говорить о дальнейшем совер­шенствовании предплакатных видов изобразительной рекламы — гра­вюры, лубка, настенной живописи. Продолжал утверждаться и жанр вывески. К середине XVIII века лучшие образцы таковых заказыва­лись профессиональным художникам. В 1722 году цех профессиональ­ных афишеров во Франции насчитывал 40 человек. Но не всем торгов­цам было по карману высокое качество декорирования своих магазинов. И потому известный сатирик Джозеф Аддисон в апрельском номере журнала «Observer» («Наблюдатель») 1711 года пишет: «Наши улицы заполнены голубыми вепрями, черными лебедями и красными львами, не говоря уж о летающих свиньях и собаках, и иными созданиями не ме­нее экзотичными, чем в Африке»18.

    Довольно скоро после этой публикации — в 1712 году на Флит-стрит, центральной улице Лондона, сорвалась большая вывеска, разрушила стену пивной и убила двух женщин, сапожника и королевского ювели­ра19. Законотворческая реакция властей последовала не слишком быст­ро. Однако в 1762 году в Лондоне вводится нумерация домов и одно­временно строгое распоряжение по поводу того, что размеры вывесок не должны превышать четырех дюймов20. Это оказалось не последнее правительственное распоряжение по этому поводу: казалось бы, зако­нопослушные (в нашем представлении) англичане отнюдь не торопи­лись сокращать вывесочные эффекты рекламного воздействия.

    Спокойный сон французских монархов тревожили не столько вы­вески, сколько афиши (листки) оппозиционного содержания. Извес­тен ордонанс французского короля от 10 сентября 1563 года, который гласил: «Запрещается распространять, приклеивать афиши и выстав­лять напоказ какие-либо другие произведения под угрозой повешения»21.

    Логичным следствием развития книгопечатания явилось возникно­вение таких видов изобразительной рекламы, как типографские эмб­лемы и экслибрисы.

    Самым первым известным нам типографским знаком является «двой­ной щит» преемников Иоганна Гутенберга — Иоганна Фуста и Петера Шеффера. Он фигурирует в изданной этими печатниками латинской Библии 1462 года22.

    Наиболее же знаменитой эмблемой печатника стала марка вене­цианского издателя Альда Мануция. Его книги — альдины — поль­зовались в Европе столь большой популярностью, что некоторые типографы стали выдавать собственную продукцию за альдины. И тог­да Мануций обратился к читателям с печатным текстом от 16 марта 1503 года. В нем говорилось: «..Печатают в настоящее время, насколько я знаю, в Лионе шрифтами, очень похожими на наши... без имени печат­ника, без обозначения места и года, когда они закончены. Напротив, на наших экземплярах читатели найдут вот что: "В Венеции, дом Альда" и год издания. Кроме того, на тех книгах нет никакого особого знака; на наших же стоит дельфин, обвивающий якорь»23.

    Эмблема сопровождалась девизом «Festinalente» — «Поспешай мед­ленно». Слова объясняли символику: быстрый дельфин обвивался во­круг якоря, обычно ассоциировавшегося с устойчивостью, надежностью, постоянством и тем самым — качественной работой.

    На этих примерах мы вновь убеждаемся в рекламно-демонстративной функции геральдических изображений, определяющей роли цехо­вой эмблематики в формировании товарных, фабричных и фирменных знаков нашего времени.

    Владельцы печатных книг уже через два десятилетия после начала типографской эры также обзаводятся гравированными эмблемами — экслибрисами. Чаще всего они создаются на основе геральдических композиций. «Старейший датированный книжный знак принадлежал Гансу Разу из Кестера: на нем сохранилась рукописная помета "1491". На экслибрисе базельского епископа Теламения Ламбергера, выполненном в 1498 году, впервые отпечатана дата. На знаке изображен не только герб, но и сам владелец — на коленях перед своим святым патроном. Это, таким образом, и первый известный нам портретный экслибрис»24.

    От эпохи Возрождения остались экслибрисы, исполненные велики­ми художниками Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24


    написать администратору сайта