Главная страница
Навигация по странице:

  • Фирменный знак обретает российское гражданство

  • Российские выставки как синтетический рекламный жанр • Общие выводы • Контрольные вопросы Эволюция лубочного творчества в XIX веке

  • Афиша и вывеска в XIX — начале XX века

  • Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация


    Скачать 5.51 Mb.
    НазваниеУченова В. В., Старых Н. В. История рекламы спб. Питер, 2002. 304 с. Аннотация
    АнкорIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    Дата13.02.2018
    Размер5.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_reklamy_Uchenova_Starykh.doc
    ТипКнига
    #15512
    страница17 из 24
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24
    Глава 8. Российская изобразительная реклама в XIX - начале XX века


    • Эволюция лубочного творчества в XIX веке
    • Афиша и вывеска в XIX — начале XX века
    • Фирменный знак обретает российское гражданство
    • Малые изобразительные формы рекламы
    • Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX веков
    • Начало фоторекламы в России
    • Российские выставки как синтетический рекламный жанр
    • Общие выводы
    • Контрольные вопросы
    Эволюция лубочного творчества в XIX веке
    Как можно было заметить по предыдущим главам, первые два деся­тилетия XIX века ведущие европейские государства в экономическом отношении развивались инерционно. Это определяло и не слишком бурное наращивание новаций в рекламном процессе. Для России так­же характерно данное положение. На первом месте по совокупности коммерческого товарооборота продолжали оставаться ярмарки. Напом­ним, что в 1817 году наиболее популярная приволжская Макарьевская ярмарка была переведена в Нижний Новгород — ближе к мануфактурно-промышленным центрам. В условиях ярмарок продолжает процве­тать фольклорная устная реклама, основные разновидности которой рассмотрены в главе 5.

    В дополнение к ярмаркам еще более широкого размаха в первой по­ловине XIX века достигает коробейничество, развозная торговля, обес­печивавшая хороший сбыт при минимальных рекламных усилиях, как всегда это бывает, если отсутствует выбор товаров, услуг, предметов первой необходимости. Устное слово в этих условиях лидирует среди иных знаковых средств оповещения до конца столетия.

    Огромной популярностью продолжает пользоваться в XIX веке лу­бок. Принципы его производства и распространения эволюциониру­ют, втягивая в набор типовых сюжетов военно-патриотическую тема­тику, особенно в связи с событиями Отечественной войны 1812 года. Постепенно ксилографическая резьба на деревянных досках сменяет­ся резьбой и травлением по меди. Начиная с 60-х годов XIX века рос­сийский лубок осваивает литографию.

    Ужесточение цензурных правил после подавления восстания декаб­ристов распространилось и на лубочное производство. Цензурные законы 1826 и 1839 годов стали непреложны для народной картинки с 1851 года1.

    И это значительно усложнило оперативную реакцию «простовиков» на события, а также и на исполнение заказов рекламного характера. Можно говорить о дальнейшем широком производстве религиозных, нравственно-дидактических и просветительских сюжетов, направлений, сходных с современной социальной рекламой: обличение пьянства, безумного расточительства, плутовства. В известной ныне лубочной продукции XIX века образцов коммерческой рекламы не сохранилось, что говорит если не о полном отсутствии подобной тематики, то о ее недостаточно интенсивном распространении.

    Комплекс новых законов, сопровождавших крестьянскую рефор­му 1861 года, привел к сокращению торговли лубочными листками по деревням: офени почувствовали усиление налогового бремени, которое раньше было для них льготным. Главными пунктами распро­странения лубков в глубинке стали опять-таки ярмарки, обеспечи­вавшие львиную долю всего коммерческого кругооборота в России в XIX веке.

    Изменение технологии и условий распространения народных кар­тинок не повлияло на степень их популярности. Напротив: их фольклорно-кустарное производство во второй половине XIX века становится все более профессиональным. Создаются крупные мастерские: семей­ства Ахметьевых в Москве, И. А. Голышева в Мстере и другие. Здесь печатание лубков поставлено «на поток», постепенно теряя черты не­замутненной фольклорной естественности (простодушия, наивности) и переходя в разряд городской массовой культуры.

    Заметной частью этой лубочной продукции стали сюжеты, посвя­щенные эпизодам из жизни царствующей императорской фамилии, изображения, связанные с утверждением в духовном сане ведущих церковных иерархов и с многолюдными процессиями по случаю их по­гребения. Элементы документальной «репортажности», ощущаемые в подобных листках, — еще одно свидетельство глубинных сдвигов в ми­роощущении авторов народных картинок: по преимуществу, сказочный, мифологический контекст изображений сменяется реалистическим бытовизмом. «Простовики» второй половины века отличаются возра­стающими размерами вербального текста. Нередко это литературные произведения, ставшие популярными песнями. Причем далеко не всегда текст и изображение сопряжены друг с другом достаточно органично. Об утрате фольклорного, как правило анонимного, характера творчества свидетельствует и появление авторских подписей на листках. Правда, «это не имя художника — создателя произведения, а фамилия (иногда и адрес) владельца мастерской, предпринимателя, ответственного пе­ред цензурой»2.

    Прежде чем полностью уйти с авансцены народной русской культу­ры в начале XX века, этот вид творчества дал импульсы формирова­нию жанра многоцветного плаката в России и долго еще продолжал напоминать о себе в стилистике ярмарочных афиш и вывесках заведе­ний, отдаленных от столичных центров.

    На исходе первого десятилетия XX века лубочный стиль стал одной из творческих координат профессиональных художников-примитиви­стов, одним из направлений многолетних, в том числе и весьма продук­тивных, эстетических исканий. Таковым стало обращение к лубку ху­дожника Казимира Малевича и поэта Владимира Маяковского в обстановке Первой мировой войны. Их рекламно-пропагандистские цветные «народные картинки» с рифмованными подписями частушеч­ного типа пользовались популярностью на фронте и в тылу. Этот опыт сопряжения с лубочной стилизацией В. Маяковский еще раз остроум­но использовал в знаменитых «Окнах РОСТА» периода Гражданской войны 1918-1920 годов.

    Но вернемся в российский XIX век и обратимся к проявлению лу­бочных традиций в российских настенных рекламных жанрах.



    1 Саковш А. Г. Московская народная гравюра второй половины XIX века // Народная картинка XVII-XIX веков. — СПб., 1996. С. 139.

    2 Алексеева М. А. Русская народная картинка // Народная картинка XVII-XIX веков. — СПб., 1996. С. 9.

    Афиша и вывеска в XIX — начале XX века
    В основе дальнейшего развития этих жанров, бытовавших в России уже длительное время, было движение от самодеятельности к профес­сионализму. Оно становится отчетливо заметным ко второй половине XIX века. Одной из первых профессионально исполненных афиш яв­ляется литография по рисунку художника В. Тимма, приглашавшая подписываться на журнал «Листок для светских людей». Она появи­лась на петербургских улицах в 1844 году. На афише изображена груп­па людей, стремящихся прибрести рекламируемое издание. Среди них различимы портретные наброски приметных особ того времени: арти­ста В. Каратыгина, журналистов и литераторов Я. Грота, Ф. Булгарина и других3. Сопровождавший изображение текст сообщал об условиях подписки. Немалое место, уделенное в этом произведении изображе­нию, его цветной колорит определяют тяготение профессиональной настенной рекламы к плакатной форме. Однако пока это только обна­ружившаяся тенденция образования нового жанра, так как рисунок здесь по-прежнему вторичен по отношению к вербальной части сооб­щения.

    Не менее приметной явилась афиша художника А. Агина, относящая­ся к 1846 году. Она информировала о том, что из литографии вскоре будет выпущена серия рисунков этого автора к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. Желающие могли обеспечить себе их приобретение по­средством подписки.

    Наряду с такими художественно оформленными настенными рек­ламами (но еще не плакатного жанра) через весь XIX век, протягиваясь в XX, бытуют строгие театральные шрифтовые афиши: черный текст на белом фоне, как правило, с очень подробным сообщением о програм­ме спектаклей и скрупулезным перечислением действующих лиц и их исполнителей. Известно, насколько пристально актеры следили за ве­личиной (кеглем) шрифта, которым были напечатаны их фамилии, ка­кие житейские баталии разыгрывались из-за нечеткого соблюдения предполагаемой субординации творческой значимости исполнителей в отображении рекламной величины букв. Основным производителем таких афиш была типография императорских театров.

    Однако с публикациями в строгой профессиональной манере про­должали соседствовать вариации лубочных приемов. Они оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов. Приведем свидетельство очевидца: «За неделю до представления расклеивались по городу афиши. Они были большого формата — размером в развернутый печатный лист. Обыкновенно на них значилось: временный народный театр такого-то под таким-то названием на Царицыном лугу, в течение такой-то неде­ли: с воскресенья такого-то — представлено будет. Затем шло назва­ние пьесы, указание, кто составил и откуда заимствован сюжет, пере­чень картин и упоминание об эффектах, перечень действующих лиц без фамилий исполнителей, упоминание в надлежащих картинах о танцах, пении и шествиях, и цены местам. В центре афиши в красках была по­мещена картина, изображающая суть пьесы, а текст помещался сверху и снизу картины, а нередко и по бокам»4.

    Другой очевидец, известный политический деятель, глава кадетской партии П. Милюков так делится детским восприятием лубочных ба­лаганных афиш: «Уже наружный вид балаганных построек производил... неизгладимое впечатление. Невероятные приключения на разрисован­ных яркими красками полотнигцах, плохо прибитых гвоздями и разве­вавшихся по ветру: крокодилы, пожиравшие людей, и атлеты, побеж­давшие крокодилов; необыкновенной красоты, царицы неведомых царств, покрытые драгоценными камнями... факиры, упражнявшиеся со змея­ми; фокусники, глотавшие горящую паклю и сабли»5.

    Здесь, в отличие от предыдущего автора, рассказавшего о достаточ­но профессионализировавшихся и цензурировавшихся афишах, пере­дан размах народной фантазии, запечатленный красочными образами. А тем временем в провинции, подальше от всевидящего ока властей, появляются афиши совсем уж неотразимой завлекающей силы: «Бу­дет показан главарь людоедов племени Тумба-Юмбо, изловленный в цент­ре Сахары. Начинает с поедания живых голубей, кончает человекоедением»6.

    Стилистика афиш профессионального цирка располагалась посере­дине между строгим обликом театральных объявлений и импровиза­циями балаганного творчества. Такова, например, афиша к бенефису клоуна Анатолия Дурова, намеченного на 8 апреля 1895 года. Цветной рисунок петуха со шпагой здесь сопровождают стихи:

    Для петербуржцев я стараюсь

    Всегда новинки припасать;

    Малафееву являюсь

    С фурорной новостью опять.

    Что интересно представленье,

    В том поручиться я готов:

    Всех приведу я в изумленье

    Войною Кур и Петухов.

    Мои войска, хоть и крылаты,

    Врагов стреляют, режут, бьют:

    Здесь Петухи, мои солдаты,

    И Куры лезут на редут.

    Среди такого мы сраженья

    Немало выкинем колен,

    И петербуржцев, без сомненья,

    Возьму с таким я войском в плен7.

    См. приложение, рис. 7.

    Исследовательница русского плаката Н. И. Бабурина пишет: «сохра­нились плакаты-афиши к представлениям, которые устраивались в пе­тербургском Зоологическом саду и Михайловском манеже... Рекламные издания Зоологического сада и Михайловского манежа в полном смы­сле слова являлись художественными афишами — настолько значитель­ное место отведено в них тексту. Изобразительная часть выполнялась в традициях русского лубка, широко практиковался прием разверну­того многокадрового рассказа, обстоятельного и подробного показа места действия и костюмов, наивного изображения персонажей»8.

    На рубеже XX века балаган, раёк, составляющий их неотъемлемую часть лубок — оттесняются на периферию русской культуры. Их стре­мятся возродить, сделать органичной частью своего творчества худож­ники-примитивисты из группы «Бубновый валет» М. Ларионов, Н. Гон­чарова, И. Машков в первой половине 1910-х годов. Они пленяются мастерством городских вывесочников.

    Если в XVII — первой половине XIX века в основе российских вы­весок были лубочные пристрастия, то со второй половины столетия ситуация меняется. Здесь также формируется значительный слой профессионалов своего дела. Как пишет в воспоминаниях художник К. С. Петров-Водкин: «за XIX век цех вывесочников разросся по всей стране». И продолжает: «Вывесничество — это следующая за красиль­щиком крыш, труб, окон и дверей стадия. Обычно мальчик в ученичест­ве у маляра проходил составление колера, шпаклевку, раскраску под дуб и орех. Книжки знакомили его с картинами и подталкивали к занятию рисованием; такой мальчик переходил к вывесочнику. Работал у него вна­чале по шрифту, а потом и в качестве изобразителя чая, сахара, свечей и мыла»9.

    С этим процессом соприкоснулся и сам К. Петров-Водкин, И. Маш­ков также имел опыт писания вывесок. К концу XIX века в России шрифтовые вывески заметно оттесняют лубочные. Еще в середине столетия эту тенденцию — только применительно к столичным центрам — отмечал путешествовавший по России французский литератор Т. Готье: «Магазинные вывески, словно золотая вязь украшений, выставля­ют напоказ красивые буквы русского алфавита, похожие на греческие, которые можно использовать на декоративных фризах»10.

    С этим впечатлением иноземца перекликается мнение отечествен­ного анонима, изложенное им в журнале «Иллюстрация» в статье «Пе­тербургские вывески». «Нам кажется, что самые красивые вывески — простые надписи по черному грунту с накладными металлическими вы­пуклыми буквами, недавно изобретенными и уже украшающими многие лавки и мастерские в Санкт-Петербурге»11.

    Постепенно на центральных улицах столичных и губернских горо­дов именно шрифтовая вывеска занимает центральное место, распола­гаясь ярусами по нескольким этажам и нередко забираясь на крышу. В межоконных пространствах, однако, по-прежнему располагались пей­зажи, связанные с выпасом скота например, или этюды, повествующие о кондитерской продукции, однако исполненные уже не в лубочной, а в спокойной реалистичной или новомодной экспрессивной модерни­стской манере.

    Выразительно описывает свои впечатление от этого вида городского фольклора будущий известный художник-модернист М. Добужинский: «На "мясной торговле" красовался бык на золотом фоне, стоящий на обрыве, внизу же мирно сидел барашек. На вывесках "зеленной" и "курятной" торговли были аппетитно нарисованы овощи — кочан капусты, морковка, репа, редиска или петухи, куры, утки, а иногда индюки с распу­щенным веером хвостом, а у "колониального" магазина —ананасы и вино­град. Мелочные же лавочки были неизменно украшены вывеской с симме­трично расставленными сахарными головками в синей обертке, пачками свечей и кусками "жуковского мыла " с синими жилками, в центре же красовалась стеклянная ваза с горкой кофейных зерен, а на фоне витали почтовые марки, почему-то всегда по три вместе»12.

    О мастерстве создания вывесок повествуют учебные пособия. Одно из них, например, называется: «Живописец вывесок. Практическое руко­водство по написанию вывесок на стенах, полотне, деревянных щитах, железе и других материалах». Здесь опытный мастеровой детально разбирал приемы создания вывесок: их золочения, серебрения, бронзи­рования. С чувством профессионального достоинства автор заявляет: «Писание вывесок составляет особый специально художественный раз­дел малярного дела»13.Здесь рассматривается уместность использова­ния и сочетания различных цветов, причем заказчикам рекомендуется занимать гибкую позицию, так как «выбор цвета окраски зависит от вкуса и практических соображений, как, например, общего колорита и окружающей среды, деревьев, тени и прочего»14.Иметь в виду не броскую аляповатость, а эстетическую гармонию, — советует данный автор, что тем самым свидетельствует и об изменившихся вкусах зажиточных слоев городского населения. В кругах же художественной интеллиген­ции многие стали рассматривать вывеску как часть народного искусст­ва. Современный искусствовед подчеркивает: «Живописцев начала сто­летия восхищала та непреложная убедительность и весомость, какой обладали фигуры или предметы на провинциальных вывесках, непо­движные, но мощные во всей безапелляционности своего демонстратив­ного присутствия на вывесочном щите»15.

    Вероятно, подобная «весомость» некоторых настенных изображений вдохновила В. Маяковского на стихотворение «Вывескам»:

    Читайте железные книги!

    Под флейту золоченой буквы

    полезут копченые сиги

    и золотокудрые брюквы.

    А если веселостью песьей

    закружат созвездия «Магги» —   

    бюро похоронных процессий         

    свои проведут саркофаги. 

    Когда же, хмур и плачевен,

    загасит фонарные знаки,

    влюбляйтесь под небом харчевен

    в фаянсовых чайников маки!16

    К этому времени (стихотворение написано в 1913 году) состоялась выставка группы «Бубновый валет», где один из залов был отведен творчеству вывесочников. Четыре работы здесь принадлежали кисти грузинского мастера народной вывески Нико Пиросманишвили (Пи­росмани). См. приложение, рис. 8.

    И все же — при всей популярности фольклорных ответвлений выве­сочного жанра, эпоха заканчивалась. И это понимали художники-аван­гардисты, стремившиеся на определенном этапе своей эволюции реа­нимировать и культивировать фольклор. Давид Бурлюк писал в том же 1913 году: «Цивилизация, грамотность, печатный и фабричный стан­ки сделают свое дело. Умрет, исчезнет с лица земли «кустарное» искус­ство — и одно лишь место будет — музеи, где аромат и прелесть нацио­нального... духа народного будет жить»17.

    Действительно, как ранее упоминалось, на рубеже веков определяю­щую роль играли уже шрифтовые вывески, безусловно рассчитанные на грамотных людей. Долгое время позолоченными или бронзирован­ными металлическими буквами или гигантским шрифтом на деревян­но-фанерных основаниях обозначались не предметы продажи, а на пер­вом месте — фамилии предпринимателей. Вместе с подобного рода вывеской в российский опыт входили на новом историческом витке понятия торговой марки и фирменного знака.



    3 Макунин Ю. Была ли афиша в России? // Творчество. — 1986. № 10. С. 31.

    4 Лейферт А. В. Балаганы. — Пг., 1922. С. 43.

    5 МилюковП. Воспоминания. — М., 1991. С. 30.

    6 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. — М., 1988. С. 176.

    7 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зре­лища. — М., 1988. С. 183.

    8 Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. — Л., 1988. С. 100.

    9 Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. — Л., 1982. С. 278.

    10 Готье Т. Путешествие в Россию. — М., 1988. С. 39-40.

    11 Петербургские вывески // Журнал «Иллюстрация». — 1848, № 30. С. 1.

    12 Добужинский М. Петербург моего детства. Панорама искусств. — М., 1982, № 5. С. 124.

    13 Семенюк А. И. Живописец вывесок. — Пг., 1916. С. 43.

    14 Там же. С. 38.

    15 Поспелов Г. О группе ранних портретов Машкова, Кончаловского, Ленту­лова // Советская живопись. — М., 1974. С. 203.

    16 Маяковский В. В. Поли. собр. соч. В 13 томах. Т. 1. — М., 1955. С. 41.

    17 Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники аван­гарда. — Л., 1991. С. 81.

    Фирменный знак обретает российское гражданство
    Эволюцию изобразительных средств и демонстративные возможно­сти знаковых обозначений мы обсудили в главе 1, а проявления этих общекультурных тенденций на российской почве показаны в главе 5. Здесь же познакомимся с дальнейшим процессом выделения собствен­но фабричных марок и фирменных знаков из общей совокупности вла­дельческих и ремесленнических обозначений.

    Упорядочение данных тенденций в России происходит начиная с послепетровского времени вплоть до окончания XIX века, ненамного отличаясь от аналогичных процессов в западноевропейских странах (см. главу 6). Царским указом 1731 года «повелено было, чтобы парус­ных полотен фабриканты клали на каждом куске заводское клеймо, и если явятся без пятна (т. е. клейма. — авт.), такие отбирать безденежно»18.Вскоре указом 1744 года это правило было распространено и на другие товары: «На всех вообще фабричных изделиях обозначать российскими литерами, в каком городе и на какой фабрике оныя сделаны, чтобы оныя от чужестранных товаров были при всяких случаях видимы»19. Эти ука­зы были подтверждены 12 августа 1753 года и 4 февраля 1815 года. В последнем случае требуется образцы клейм препровождать в госу­дарственный Департамент мануфактур для регистрации.

    Так формируется исходный образ фабричной марки, первоначально имевший преимущественно фискальную и различительную функции, еще не преследовавший рекламных целей.

    Подобное положение существенно меняется в середине XIX века не без влияния со стороны аналогичных процессов в Западной Европе. Иностранные промышленники и коммерсанты, обосновываясь в Рос­сии, культивировали свои фабричные марки, эмблемы которых, по мне­нию многих исследователей, «шагнули в товарные знаки прямо из гер­бов, принося с собой уже сформированную символику»20.

    В России геральдическая традиция сформировалась на несколько столетий позже, чем в Западной Европе. Ее истоком является деятель­ность Геральдической палаты, созданной в 1722 году21. Купеческое со­словие следовало в создании своих отличительных символов не столько собственно геральдической, сколько исконной народной традиции вла­дельческих и магических знаков: крестов, угольников, монограмм, чем было несложно отмечать первоначальные таможенные клейма.

    Положение изменилось после учреждения Патентной службы в Рос­сии в 1823 году. Теперь требовалось наличие веских отличительных особенностей одного фабричного символа от других. Правда, это непре­менное условие патентного нормирования на практике не всегда соблю­далось. Наиболее приемлемым в российских условиях оказалось ис­пользование в качестве фирменного знака фамилии предпринимателя в специфическом начертании, того, что в наши дни именуется логоти­пом. Именно на фамилиях, как мы подчеркивали ранее, основывалось большинство шрифтовых вывесок второй половины XIX века. Нередко без каких-либо графических изменений логотип повторялся в других си­туациях, требующих фирменной маркировки, и ставился на упаковках, этикетках, бланках, счетах, прейскурантах преуспевающих предприятий.


    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24


    написать администратору сайта