Главная страница

Уфа 2013 Актуальные вопросы современной педагогики (iii) Международная заочная научная конференция


Скачать 4.67 Mb.
НазваниеУфа 2013 Актуальные вопросы современной педагогики (iii) Международная заочная научная конференция
Дата18.04.2023
Размер4.67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаped68.pdf
ТипСборник
#1071912
страница2 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Специфика самосовершенствования и самореализации
тренера-преподавателя по регби
криулькин иван Вячеславович, студент петухова надежда александровна, кандидат педагогических наук, доцент козырева ольга анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кузбасская государственная педагогическая академия (г. новокузнецк) Современные возможности получения образования любым субъектом свободного образовательного пространства подразумевают определенные условия подготовки к построению и реконструкции моделей самосовершенствования и самореализации. В данном ракурсе можно определить особенности построения педагогического взаимодействия тренера-преподавателя в структуре системы принципов педагогического взаимодействия, согласованно регулирующих возможность тренера-пре- подавателя по регби осуществлять процессы познания и преобразования внутреннего мира личности и внешней окружающей среды, данные особенности выражаются в таких феноменах, как самоопределение, самовоспитание, самообучение, саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, самореализация, педагогическое взаимодействие, обучение, воспитание, социализация и пр, рассматриваемых нами как процессы, результаты и механизмы объектной педагогической реальности.
Мы ограничимся в нашей работе возможностями самореализации и самосовершенствования тренера-препо- давателя по регби в структуре его профессионально-педа- гогической деятельности и общения.
Под самосовершенствованием тренера-препо-
давателя по регби будем понимать процесс самостоятельного, неустанного, ситуативного развития личности педагога в структуре ведущей деятельности и профес- сионально-педагогического общения, фасилитирующих включение личности-педагога или преподавателя в систему воспитания, обучения, социализации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и пр. в согласованном, ступенчатом или концентровом росте качеств личности, ценностей, компетенций и моделей познания, преобразования объективной реальности, предопределяющих и основу деятельности, и ее результат, где специфика игры в регби определяет составную профессионального мастерства регбиста, а уровень знаний и ком- петенций педагогической науки в согласованном действии сознанием специфики игры в регби – профессионально- педагогическую культуру и профессионализм педагога или тренера-преподавателя.
1. Общая педагогика
Актуальные вопросы современной педагогики (Под профессионально-педагогической культурой
тренера-преподавателя будем понимать результат и уровень сформированности компетенций и мастерства по ретрансляции социального, социально-педаго- гического и профессионально-педагогического знания в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и средах как основы и базиса распространения/передачи социального и социально-профессионального опыта, определяющегося в наличии собственных наработок, трудов, высот и достижений в области педагогической науки и практики, где физическая культура и спорт (ФК и С) являются предметной составляющей и вектором выявления противоречий, отражения традиционных способов решения их, а также моделирования и внедрения инноваций в систему
ФК и С.
Под ведущей деятельностью тренера-преподава-

теля по регби мы понимаем научно-методическую работу в осуществлении и поиске оптимальных способов, форм, методов и средств обучения спортсменов-регбистов правилам, тактике игры в регби, где результаты соревнований являются показателем профессионально-педагогического мастерства педагога/тренера преподавателя по регби.
Под самореализацией тренера-преподавателя по регби будем понимать процесс самостоятельного, ситуативного поиска и осуществления его в оптимальных условиях профессионально-педагогического или педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по регби и спортсменов-регбистов, определяющих и получающих в совместной деятельности и индивидуально свои и групповые наивысшие достижения в игре регби.
Под моделью самореализации тренера-преподава-

теля по регби мы понимаем идеальную форму представления и отображения перспектив и достижений тренера как педагога-профессионала в структуре обучения игры в регби.
Под моделью самосовершенствования тренера-

преподавателя по регби мы понимаем идеальную форму представления и отображения перспектив личностного, педагогического, профессионального роста в структуре самопознания и взаимодействия с субъектами и объектами микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений, определяющих нормы, правила, эталоны, проблемы и допустимые границы-варианты решений определяемых противоречий, дилемм, проблем и задач современной педагогической теории и практики.
Попытаемся выделить модели самореализации и самосовершенствования в контексте формирования культуры самостоятельной работы (КСР) и профессионально-пе- дагогической культуры (ППК) тренера-преподавателя по регби.
Первый уровень – объектный уровень сформирован- ности КСР и ППК. Определяется способностью тренера- преподавателя владеть традиционными формами, способами, методами и технологиями создания оптимальных условий для становления личности спортсмена-регбиста в системе межличностных и межгрупповых отношений в структуре игры в регби. В описании модели данного уровня тренер-преподаватель хорошо владеет различными способами фиксации информации, поисковыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями, которые определяют неустанный поиски переход наследующий индивидуальный уровень сформированности КСР и ППК, и, как следствие, уровень сформированности самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби. На объектном уровне процесс самореализации и самосовершенствования определяются традиционными способами в модели делай как я, так делали до меняя делаю также и пр.
Второй уровень – индивидуальный уровень сформиро- ванности КСР и ППК. Определяется способностью тре- нера-преподавателя моделировать и уточнять, дополнять и модернизировать, систематизировать и трансформировать научно-педагогическое знание в различном контексте его использования в структуре тренировочного процесса и соревнований по регби. В описании модели данного уровня тренер-преподаватель хорошо владеет различными способами фиксации информации, поисковыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями, способностью моделировать продукты, связанные сне- посредственной профессионально-педагогической деятельностью тренера-преподавателя по регби. Данные особенности познания и преобразования объективной реальности определяют переход наследующий субъектный уровень сформированности КСР и ППК, и, как следствие, уровень сформированности самореализации и самосовершенствования.
Третий уровень – субъектный уровень сформирован- ности КСР и ППК. Определяется способностью тренера- преподавателя внедрять моделируемые и апробируемые продукты деятельности и общения в систему обучения и профессионально-педагогического взаимодействия. В описании модели данного уровня тренер-преподаватель хорошо владеет различными способами фиксации информации, поисковыми ЗУН-ами и компетенциями, способностью моделировать и внедрять продукты, связанные с непосредственной профессионально-педагогической деятельностью тренера-преподавателя по регби. Данные особенности познания и преобразования объективной реальности определяют переход наследующий заключительный (итоговый) – личностный уровень сформиро- ванности КСР и ППК, и, как следствие, уровень сформи- рованности самореализации и самосовершенствования.
Четвертый уровень – личностный уровень сформиро- ванности КСР и ППК. Определяется способностью тре- нера-преподавателя создавать условия для внедрения его инноваций в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы в структуре занятий, связанных с игрой в регби. На данном уровне появляется своя школа с системой начинаний учеников строить отношения по типу вышеперечисленных трех. Данный уровень не имеет пределов, его тактика и мастерство никогда не заканчиваются в рамках традиционного знания, а любое его авторское, традиционное знание
всегда имеет перспективы для преобразования, преломления, трансформации, ситуативного видоизменения.
Попытаемся сформулировать систему принципов педагогического взаимодействия спортсменов-рег-

бистов и тренера-преподавателя по регби в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий. Принцип научного, целостного, оптимального,
гуманно-личностного построения тренировочного процесса и тренировочных занятий в согласованном выборе условий и моделей самосовершенствования и самореализации спортсмена-регбиста:
– принцип последовательности, системности, систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия тренера-преподавателя и спор- тсмена-регбиста;
– принцип прочности, гибкости, вариативности получаемых знаний и опыта в структуре взаимодействия принцип культуросообразности и природосообраз- ности в определении акмеперспектив спортсмена-рег- биста, а также условий и специфики самореализации и самосовершенствования принцип учета субъектного и многофакторного анализа получаемых результатов и прогнозируемых перспектив в структуре занятий регби и соревновательного периода принцип рационального сочетания форм, методов и средств педагогического взаимодействия в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий принцип ценностно-целевых ориентаций в решении определяемых противоречий и проблем самореализации, самосовершенствования и взаимодействия в коллективе. Принцип определения самостоятельного и коллективного в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий принцип учета общей физической подготовки
(ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в построении и реализации модели взаимодействия, самореализации и самосовершенствования принцип дихотомического начала в определении личностного и коллективного в игре регби принцип субъектного контроля и объективности средств и форм оценки результатов в структуре взаимодействия и участия в соревнованиях принцип ситуативного и личностного в реализации моделей формирования культуры самостоятельной работы спортсмена-регбиста;
– принцип единства целей и ценностей тренера-пре- подавателя и спортсменов-регбистов команды. Принцип диалектического и синергетического начала в построении тренировок и участия в соревнованиях принцип единства теории и практики планирования и организации педагогического взаимодействия принцип единства сознания и деятельности принцип справедливости трех законов диалектики в структуре занятий регби принцип синергетической подстройки в системе межличностных отношений в коллективе спортсменов- регбистов принцип сохранения свободы выбора и ответственности за свой выбор в структуре занятий спортом и досуга. Принцип непрерывности профессионального образования у спортсмена-регбиста в личностном и

мультисредовом определении перспектив самореализации и самосовершенствования принцип создания и реализации условий для получения качественного образования по индивидуальному учебному плану принцип циклического обучения, повышения квалификации и расширения кругозора, неустанного повышения общей и профессиональной культуры принцип конкурентоспособности на рынке образовательных услуг будущего педагога/тренера-преподава- теля по регби, включенного в систему непрерывного профессионального обучения, а также построение, уточнение и дополнение элементов в модели самореализации и социализации спорт-наука-искусство.
В дальнейших работах мы раскроем практические основы построения и апробации моделей самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби, а также педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби, включенного в условиях непрерывного профессионального образования в поиск оптимальных возможностей выбора и коррекции условий самореализации и самосовершенствования, которые осуществляются в контексте идей гуманно-личностной педагогики и здорового образа жизни как критерия и показателя истинности в получении результатов самореализации, саморазвития, самосовершенствования и социально-профессионального взаимодействия.
Литература:
1. Козырева О.А. Социальная педагогика учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк КузГПА, 2010. – 217 с. – приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева О.А. Управление образовательными системами учебное пособие для студентов педагогических вузов
/ О.А. Козырева. – Новокузнецк КузГПА, 2010. – 97 с. приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–
552–7.
1. Общая педагогика
Актуальные вопросы современной педагогики (Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби
лапин иван александрович, студент
Умнов Владислав Семенович, кандидат педагогических наук, доцент козырева ольга анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кузбасская государственная педагогическая академия (г. новокузнецк) Система социальных и культурно-исторических институтов (учреждения образования, культуры, спорта, объединения по интересами проживанию, семьи и пр) создает условия для ретрансляции социального опыта подрастающему поколению, определению, реконструкции социальных ролей, обусловленных включением развивающейся личности в социально-средовые отношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющих дальнейший уровень и качество жизнедея- тельности.
Создавая условия для включения развивающейся личности в систему социальных отношений и ролей враз- личных направлениях спорта, науки, искусства, мы реализуем идеи становления, самореализации, самосовершенствования личности через деятельность и ее про- дукты.
Под педагогическими условиями будем понимать систему ограничений и выбора субъектного и средового генеза, фасилитирующих оптимальное протекание процесса, согласованное, корректное и многофункциональное действие механизма, гибкое и продуктивное использование средства или метода, выбор личностно ориентированных и здоровьесберегающих составных педагогического инструментария, трансформирующих согласно границам- ограничителям качество и результат исследуемого явления, процесса, феномена и пр.
Социализация как категория – полидефинитна. Возможности, условия, принципы и модели социализации представляют интерес с позиции различных направлений и отраслей человекознания, в том числе и психолого-пе- дагогических дисциплин, определяющих противоречия и многовариантные формы их отображения и решения в контекстном, пространственно-временном, субъектно- средовом вариантах. Безусловно – нет более сложной категории в педагогике, чем категория социализация, т.к. специфика понимания важности данного феномена и явления, уровень культуры и образования личности и общества в целом определяют отношение среды и личности к значимости каждого в обществе. В таком понимании сформированные ценности обеспечивают устойчивость социальной среды и государства, а такие направления деятельности педагога, как формирование гуманизма, патриотизма, эстетики, этики и прочих ценностно-гно- сеологических норм является функцией и механизмом самосохранения. Непонимание данного явления ведет к разрушению всего человеческого в человеке и обществе.
Под социализацией в общем смысле будем понимать принятие обществом того или иного субъекта через продукты деятельности и общения в структуре показателей гуманистического и продуктивного начала в антропологическом ракурсе изучения основ жизнедеятельности человека (объекта-индивида-субъекта-личности-универсума).
Социализация – это продукт мультисредового пространства, определяющийся в процессе опосредованного, ситуативного, позитивного преобразования внутреннего мира личности и принятия ее микро-, мезо-, макро- и ме- гасредой в структуре продуктов ее жизнедеятельности (в нашем случае – регби) и контексте усвоенных и репро- дуцируемых эталонов общения в духовно-нравственном поле становления личности и взаимодействия.
Или другими словами, под социализацией в регби будем понимать субъектную и групповую востребованность игрока и игры в целом в социокультурном пространстве и учреждениях дополнительного образования, физической культуры и спорта, предопределяющих результат саморазвития, взаимодействия и самореализации спор- тсмена-регбиста как специфических профессиональных черт, ценностей, качеств личности, определяющей продукты своего становления и развития через деятельность и общение, направление которых в нашем случае непосредственно связаны со спортом и игрой в регби, а опосредованно со всеми другими направлениями самовыражения, самореализации и взаимодействия в социально-профес- сиональной среде.
Попытаемся выделить педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби.
Педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби. Соблюдение норм и правил спортивного набора и отбора в спортивную секцию занятий регби для мальчиков- подростков. Реализация идей исторического и дихотомического выбора в структуре тренировочного процесса, построенного на принципах здоровьесберегающей педагогики и педагогики наивысших спортивных достижений. Использование современных достижений в области физической культуры и спорта (ФК и С) для организации тренировочного процесса и занятий в различных формах и условиях тренировки и соревнований. Создание позитивных, комфортных, толерантных, гуманно-личностных отношений в коллективе спортсменов-регбистов и обучение их основам психологической разгрузки и снятия напряжений мышечного, ин- теллектуально-психического, морально-нравственного и пр. генеза

7
V. Работа с родителями и лицами, заменяющих родителей, в формировании культуры и потребностей лич- ности-спортсмена, направленная на обогащение социального опыта спортсмена-регбиста и его гармоничного включение в мультисредовые взаимоотношения. Расширение кругозора, формирование общей культуры и патриотизма, сплоченности и ценностей гуманно- личностных отношений в иерархии общих и профессиональных компетенций, а также пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).
VII. Уточнение и определение многовариативных форм и модели самовыражения, самореализации личности, включенной в тренировочный и соревновательный процесс игры регби, как специфических характеристиках социализации и результате деятельности спортсмена-рег- биста.
VIII. Учет особенностей становления и развития личности подростка и ситуативная коррекция отклонений от нормы и правил отношений и поведения с привлечением узких специалистов (социальный педагог, психолог, медики пр. Уточнение, реконструкция и трансформация системы принципов социально-педагогического взаимодействия со спортсменами-регбистами как этапа и формы мультивозрастного становления (имеется ввиду биологический, интеллектуальный, морально-нравст- венный и пр. возраст, определяющие выбор средств, методов и форм педагогического взаимодействия для достижения цели и решения задач педагогического вза- имодействия).
Под мультисредой [1] понимают результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и са- мосовершенствования.
Попытаемся уточнить систему принципов педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по регби и спортсмена-регбиста:
I. Принцип социальной и личностной востребованности в структуре социально-профессиональных отношений спортсменов-регбистов
:
– принцип единства цели и ценностей построения педагогического взаимодействия в коллективе регбистов принцип учета индивидуальных особенностей спор- тсмена-регбиста и специфики нормального распределения (распределения Гаусса) способностей, склонностей, предпочтений принцип формирования значимости и уникальности каждого в коллективе на тренировочных занятиях, соревнованиях и прочих культурно-досуговых мероприятиях принцип уважения и формирования чувства собственного достоинства в системе микро-, мезогрупповых отношений принцип соблюдения норм и правил этики и культуры в структуре занятий и досуге принцип определения акмеперспектив самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации спортсменов-регбистов;
– принцип дихотомического сочетания конкурентоспособности и закрепления роли, и места, прав и обязанностей каждого в коллективе. Принцип научной организации труда и отдыха у спортсменов-регбистов при учете циклов тренировочного процесса принцип формирования культуры самостоятельной работы спортсмена-регбиста в структуре организационных форм (тренировочных занятий и соревнований) и досуга принцип соблюдения режима дня и здорового питания принцип ответственности за жизнь и здоровье в коллективе принцип формирования адекватной, позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности спортсмена-регбиста;
– принцип ведущей роли тренера-преподавателя в определении условии и специфики тренировочного процесса и соревнований. Принцип грамотного сочетания и выбора традиционного и инновационного в модели взаимодействия, социализации и самореализации принцип научности, последовательности, системности, систематичности, прочности, гибкости, устойчивости и результативности деятельности спортсмена и тренера принцип внедрения и трансформации инноваций по
ФК и С как результатов диалектического и синергетического преобразования объективной реальности принцип оптимизации выбора форм, методов, ресурсов, средств, методик, технологий учебного, учебно- воспитательного, воспитательно-образовательного процесса принцип единства воспитания, социализации, обучения, развития, образования, самореализации, самосовершенствования принцип своевременного, ситуативного контроля в структуре коррекции отношений между спортсменами и определения перспектив и высот в тренировочном процессе принцип объективизма в определении специфики и условий занятий регби. Принцип социальной защиты, реабилитации и страховки в структуре занятий регби принцип своевременного получения образования как социальной страховки личности спортсмена принцип непрерывности в получении образования спортсмена-регбиста;
1. Общая педагогика
Актуальные вопросы современной педагогики (III)
– принцип социальной защиты и реабилитации спор- тсмена-регбиста, попавшего в сложную жизненную ситуацию принцип определения и уточнения модели социализации и самореализации спортсмена-регбиста в системе направлений спорт-наука-искусство.
V. Принцип формирования среды и условий взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях принцип выращивания в коллективе, деятельности и общении принцип формирования потребности общения и занятий спортом, наукой, искусством принцип коллективизма и единства, сплоченности и трудолюбия в структуре тренировок и соревнований принцип стимулирования, коррекции и самокор- рекции психоэмоциональной составной в деятельности спортсмена-регбиста как мера и условие его становления, развития и защиты принцип единства материального и духовного, сознания и деятельности, теории и практики принцип использования информационных ресурсов для обогащения опыта деятельности личности принцип многофункциональных возможностей мультисредовых преобразований в контексте постановки и реализации гуманистических идей непрерывного образования личности.
Данная система принципов может быть преобразована в другую систему принципов, построенную на основе идей гуманистической парадигмы современного профессионального и профессионально-педагогического образования, а педагогические условия социализации трансформированы в любой другой аналог линейного построения в согласованном контексте законодательства РФ, норм этики и культуры, перспектив преобразования системы социальных институтов и образования, культуры, спорта в целом и каких-либо выделенных направ- лениях.
Литература:
1. Козырева О.А. Социальная педагогика учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк КузГПА, 2010. – 217 с. – приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Умнов В.С. Курс лекций по социальной психологии учеб. пособ. для студентов педвузов В.С. Умнов. – Новокузнецк КузГПА, 2007. – 76 с. – ISBN Актуальные вопросы защиты многодетных и малообеспеченных семей и детей, нуждающихся в социальной защите

Маджидова дилдора абдухамидовна, соискатель
Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. т.н. кары ниязи
С первых лет независимости Республики Узбекистан обеспечение социальной защиты населения стало приоритетным направлением государственной политики. Социальная защита, наряду с такими принципами, как верховенство закона, справедливость, равенство, – это один из факторов обеспечения нерушимости демократического государства. Основной целью проводимых реформ является создание благоприятных жизненных условий для граждан, осуществление их желаний.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о важности социальной защиты семьи, отметил Важнейшие цели, которые мы ставим перед собой по дальнейшему укреплению и развитию института семьи как основного звена нашего общества, повышению на новый уровень проводимой сегодня работы по материальной и моральной поддержке молодой семьи, усилению в этом роли и значения махалли, созданию более широких возможностей для женщин, повышению роли семьи в воспитании физически здорового, духовно зрелого и гармонично развитого поколения, и многое другое – хорошо известны. В конечном итоге речь идет о дальнейшем повышении благополучия семьи и на этой основе благосостояния всего нашего народа В Республике Узбекистан защите прав детей уделяется большое внимание, потому что среди них имеются и нуждающиеся в помощи, социальной защите, дети с ограниченными возможностями или дети, оставшиеся без попечения родителей.
Государство является инициатором разработки программ, не допускающих ущемления достоинства детей, обеспечения их активного участия в общественной жизни, обеспечивает социальную защиту детей и семей. Доказательством этому служит большое внимание, уделяемое государством малообеспеченным семьями детям, нуждающимся в социальной защите. В частности, в Конституции Республики Узбекистан, в Законах Республики Узбекистан Об образовании, О гарантии прав ребенка, в Семейном кодексе защита прав семьи и детей является приоритетной. Так, в статье 12 Закона Республики Узбекистан О гарантии прав ребенка утверждается, что
Государство гарантирует поддержку семьям, воспитывающим детей, а также обеспечивает предоставление им социальной помощи в порядке, установленном законодательством малообеспеченных и многодетных семей и детей, нуждающихся в социальной защите, является одним из основных направлений деятельности Министерство народного образования Республики Узбекистана, Министерства труда и социальной защиты населения, Комитета женщин, Республиканского центра социальной реабилитации детей, Научно-практического центра «Оила», благотворительного фонда «Махалла», Республиканского детского общественного фонда «Sen yolg‘iz emassan», фонда «Болалар» и других государственных и негосударственных организаций. Сегодня в этом вопросе особенно важным становится роль ма- халли.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан отметил Сегодня махалля – важный фактор своевременного и успешного решения насущных вопросов граждан на местах, защиты их интересов. Возрастает вклад махалли в решение вопросов духовно-нравственного воспитания граждан, молодежи, эффективного функционирования социальной сферы, обеспечения общественной безопасности и правопорядка на местах.
В этой связи совершенствование правовой базы деятельности махалли, расширения ее полномочий, механизмов эффективного функционирования является нашей приоритетной задачей.
Важно продолжить работу по превращению махалли в центр адресной социальной поддержки населения, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса В этом направлении большое значение имеет своевременное информирование по вопросам адресной социальной защиты населения в махаллях. С семьями проводятся консультации по правам семьи и ребенка, людей с ограниченными возможностями, по трудовому, гражданскому, пенсионному законодательству.
В целях поддержки малообеспеченных семей необходимо ознакомить семью с правилами назначения пособий малообеспеченными многодетным семьям, семьям с детьми, имеющим только одного из родителей, освобождение одного из родителей, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями, от уплаты налога согласно законодательству. В работе с такими семьями повышается эффективность сотрудничества махалли со службами занятости населения.
По данным опроса, проведенного по Кашкадарьин- ской, Самаркандской и Андижанской областям, большинство малообеспеченных семей, получающих пособие, имеют общее среднее образование. Не имея профессии, у родителей не всегда есть возможность устроиться на работу со стабильным заработком. Поэтому они вынуждены обращаться в махаллю за помощью к специалистам. При осуществлении индивидуального социального патронажа семьи деятельность специалистов в махаллях может быть организована в следующих направлениях обучение родителей профессиям на курсах, организованных в махаллях по направлению «Устоз-шогирд»
(Наставник-ученик) и для дополнительного образования дополнительные занятия в целях помощи обучения- воспитания ребенка обеспечение их работой.
Также при махаллях могут осуществляться мероприятия, направленные на оздоровление, восстановление здоровья членов семьи, на организацию отдыха ребенка в детских оздоровительных лагерях и т.д.
По нашему мнению, деятельность социальных работников по работе с малообеспеченными семьями и детьми предусматривает посещение семьи, изучение условий проживания комплексную оценку семьи и на основе полученных результатов составление плана действий, организация педагогических консилиумов, составление плана психологических услуг развитие социальным работником у родителей и других родственников чувства доверия к нему изучение создания в семье среды всесторонней поддержки ребенка обеспечение защиты прав и интересов детей определение перспектив работы с родителями по детско-родительским отношениям, помощь в семейном воспитании обеспечение социального развития ребенка в семье, предупреждение негативных изменений в его поведении определение сильных сторон семьи и обучение родителей позитивно использовать их педагогико-психологические, социальные, мо- рально-этические консультации семейную терапию родительские собрания на дому решение социальных проблем, развитие социальной и гражданской активности празднование дней рождения и других событий на всех этапах работы с семьями сотрудничество с заинтересованными органами, учреждениями и организациями, в том числе разработка технологий сопровождения, оказания социальной, педагогической, психологической и правовой помощи.
Процесс работы по социальной защите детей и семей, нуждающихся в ней, будет успешным при выполнении следующих условий управления органами самоуправления махалли:
– соблюдение демократизации управления наличие в органах самоуправления полномочий на самостоятельное принятие решений открытость и наличие возможности использования сведений об органах самоуправления – махалли (издания в СМИ, интернет-сайты итак далее. Общая педагогика
Актуальные вопросы современной педагогики (III)
– создание в махалле системы педагогической деятельности, психолого-педагогического анализа и мониторинга привлечение общественных ресурсов спонсоры, махалля, школа и другие проведение социальных работ с малообеспеченными семьями и т.д.
Для реализации намеченных целей и задач необходимо обеспечить социальную защиту, в первую очередь, социальную адаптацию семьи и детей в обществе.
При этом для эффективности вышеуказанных задач важную роль играет обеспечение специалистов научно- методическими пособиями и популярными изданиями по социально, педагого-психологическим, специализированным межпредметным аспектам социальной работы с детьми и семьями, нуждающимся в социальной защите.
Для повышения эффективности работы в данном направлении необходимо обратить внимание наследующее. В целях поддержки семей и детей, нуждающихся в социальной защите, организовать и развивать в махаллях бесплатное обучение на специальных курсах по обучению профессиям неработающих родителей. В целях трудоустройства данных родителей необходима совместная работа с другими уполномоченными организациями. Обеспечить профессиональный подход к педагого- психологической, социально-материальной поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В целях повышения эффективности проводимых в махаллях социальных работ с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите, для повышения знаний, навыков, умения по практике проведения социальной работы с сотрудниками махалли необходимо организовать семинары, тренинги, курсы повышения квалификации. Усилить работу в махаллях, связанную с оказанием педагого-психологических, социальных, правовых, бытовых услуг, оздоровление детей с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите. Уделять большое внимание проведению в махаллях социальной работы с семьями и детьми, нуждающимися в социальной защите. В органах самоуправления для комплексной организации мероприятий по социальной защите семей и детей необходимо выделение штата сотрудников социальной работы.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан О гарантиях прав ребенка // Собрание законодательства Республики Узбекистан г, № 1–2, ст. 1, 2009 г, № 52, ст. 554.
2. И. Каримов. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет
// Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий
Мажлиса Республики Узбекистан. 27.01.2010 3. И. Каримов. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам
2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций
Мифтахов рафаэль ахунзянович, старший преподаватель ратова елена николаевна, старший преподаватель российский исламский институт (г. казань) На православную традицию опиралась вся дореволюционная российская педагогика. Цель воспитания в православии была строго согласована с Божественным Откровением, где человек понимался как носитель образа Божия и одновременно семени греха. Воспитание осуществлялось через изучение Божественного Откровения, в котором стремление быть подобным Господу постулируется как главная обязанность человека. Главным предметом отцовских попечений было возбуждение в подростке религиозного чувства и приучение его к религиозным обычаями праздникам.
Стоит подчеркнуть, что раннее христианство, вот- личие от позднего, гораздо лояльнее относилось к физическим упражнениям, поскольку аскетическое пренебрежение к телесности еще не признавалось непреложной истиной. Возвышенное и благородное отношение к своему телу как к храму Духа Святого считалось путем спасения, чтобы попасть в Царство Божие в загробной жизни. При этом телу, в отличие отдуха и души, христианское учение отводит особую роль – ему предназначено сначала умереть, а потом воскреснуть, но уже в преображенном, одухотворенном виде. Поэтому пренебрежительное отношение к культуре тела грешно и недопустимо Первые значительные изменения произошли в мировоззрении эллинов под воздействием религиозного скептицизма они уже не относились к богам-олимпийцам с прежним почитанием, а участие в Олимпийских играх не считалось приобщением к богам. Умственное образование стало доминировать над физическим, утратив тем самым основу олимпизма – всестороннее и гармоничное развитие личности. Хотя система гимнастических упражнений сохранила свои классические формы, изменились ее цели она утратила характер подготовки к обрядам инициации. Пятиборье, требующее разносторонней физической нагрузки, было вытеснено менее трудоемкими физическими упражнениями, развлекательными играми и танцами. Греческое гимнастическое воспитание ограничивалось слабой военной подготовкой, необходимой для несения караульной службы. Греция больше не воспитывала молодежь в военном духе. В таких условиях более легкой жизни тренировка тела использовалась молодыми людьми в свободное время для отвлечения от предания распутству [6]. Олимпийские игры начинают превращаться в публичные зрелища, которые с IV в.н.э постепенно запрещаются и ограничиваются императорами в рамках борьбы с язычеством.
Христианство, узаконенное в Риме вначале в. в качестве государственной религии, обусловило глубокий переворот в обществе и мышлении. Идея о равенстве людей перед богом, независимо от их происхождения и социального положения, провозглашение ценности личности как неповторимой индивидуальности за счет отказа от телесного естества привели к тому, что человек был объявлен творением бога, сверхприродным и свободным существом, которое неподвластно природному и социальному миропорядку. Новая религия не приветствовала заботу отеле. Ее главным требованием было
«обессиливание тела во имя спасения духа [6, с. 26–
28]. Идеи олимпизма еще больше обесценивались, а концепция неодобрения заботы о физическом теле и его развитии привела к постепенному упадку спорта. Однако все население в эпоху раннего христианства убедить в нецелесообразности физических упражнений и идее греховной телесности не удавалось, и спортивные состязания вне- которых провинциальных городах еще продолжали суще- ствовать.
Православный взгляд эпохи Средневековья на физическую культуру характеризуется некоторыми особенностями (разумеется, такими, какие вообще были возможны в рамках одного вероучения. В это время христианство имело большое влияние на отношение к телесности утех народов, где оно было распространено. Идеалом считался образ распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человечества. Античное понятие аскетизм (от гр. упражняющийся в чем-либо») сменился аскетизмом, предполагающим презрение к физическому телу, отказ от жизненных удовольствий, отшельничество, терзание физической плоти в целях закаливания духа. В целом, православием также отрицались физические упражнения – они были отменены в большинстве педагогических учреждений, однако отцы православной церкви в меньшей степени симпатизировали христианскому аскетизму [5]. Об этом направлении свидетельствует ряд источников. Например, в Поучении детям Владимира Мономаха приводятся суждения о том, что не пост, уединение, монашество и самоистязания собственной плоти приносят спасение людям, а благодеяния. Разумная, деятельная жизнь по принципу не делай зла – делай добро противостояла строгому аскетизму. Автор призывает к постоянному полезному труду для собственного блага и для блага государства В дому своем не ленитесь На войну выйдя, не ленитесь. Что имеете хорошего, тоне забывайте, а чего не умеете, тому учитесь [10, с. Примечательно, что в былинных поединках упоминаются и женщины. Водной из них говорится о том, что Киевский князь заточил в подвал новгородца Ставра Годи- новича. На помощь Ставру приходит его жена Василиса. Надев мужское платье и назвавшись послом из дальней орды, она приезжает ко двору князя якобы с требованием дани. Князь подозревает, что посол – переодетая женщина, но боится ошибиться ив качестве одного из испытаний назначает борьбу. Посол, однако, начал бороться. Описание борьбы позволяет предположить, что Василиса умело применяет в борьбе неизвестные соперникам болевые приемы. Победив, она выручает мужа из подвала глубокого. Этот персонаж былины впоследствии перешел в народные сказки, став Василисой Премудрой и Василисой Прекрасной [3, с. Оригинальные для того времени идеи проповедовал древнерусский писатель, богослов Кирилл Туровский, призывавший к объединению Руси, раздираемой междоусобными войнами. Путь к спасению, по его мнению, лежит через добрые дела, совершаемые в мирской жизни. Подобным добрым деянием является защита родной земли от врагов и стихийных бедствий – наводнений, пожаров, засухи и т.д. Потому строгой аскезе он противопоставлял образ сильного, крепкого физически человека, наделенного вместе стем мудростью, внутренней красотой, добросердечием и миролюбием Многие иссушили тело свое постом и воздержанием, – и уста их смердят но, поелику делают сие без рассуждения, то далеки они от Бога. В своих обращениях Кирилл Туровский просит Бога оградить миром его державу, исполнить обилием землю, избавить ее от междоусобной войны. И державу его миром огради, огради его против врагов, исполни обилием землю, умножь людей в благочестии, пленных возврати восвояси от огня и наводнения и от внезапной смерти, и от голода, и от междоусобной войны [11, с. Активная физическая деятельность отмечается ив жи- тиях святых этого периода. К примеру, в Житии преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», написанном Нестором, подчеркивается потрясающее трудолюбие, крепость тела и духа как основная черта лич-
1. Общая педагогика
Актуальные вопросы современной педагогики (III)
ности Феодосия. По мнению А.А. Баженовой, в произведении «нравственно-эстетический идеал и гражданский совпадают [1, с. 13]. Таким образом, представление об идеальном человеке в русском православной философии эпохи Средневековья значительно отличалось от этического христианского кодекса прекрасное рассматривалось не только сточки зрения красоты духовной, но и сточки зрения красоты физической.
Стоит отметить, что положения о взаимосвязи духа и тела нашли отражение не только в русских православных сочинениях. Например, немало новаторских идей содержалось в трудах армянских средневековых мыслителей, посвященных изучению человека. Они высказывали предположение о взаимозависимости телесной и психической (духовной) деятельности человека. Так, например, Мхитар Гераци рассматривал душу как часть человеческого тела, выполняющую в организме человека ряд естественных функций. Он выдвинули обосновал концепцию зависимости души от тела, душевного состояния от телесных изменений. Такая постановка вопроса предполагала категорическое несогласие с христианским представлением о сверхъестественной природе души и ее бессмертии [4, с. Эпоха Возрождения ознаменована принципиально новым видением и организацией физического воспитания человека. Выразителем этих идей были гуманисты, врачи, педагоги, писатели и т.д. Так, Я.А. Коменский отвергал отношение к телу как к тюрьме души и утверждал необходимость возрождения античного идеала гармонично развитого человека. Опираясь на научные достижения человечества и собственную прозорливость, Коменский разработал целостную теорию взаимосвязанного умственного, духовного и физического воспитания, учитывающую возрастные, психические и физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. Кроме того, он впервые в истории педагогики предложил стройную, теоретически обоснованную систему последовательного образования и воспитания молодежи от самого рождения до зрелости, отведя на это 24 года жизни [7, с. Отношение современного православия к физическому воспитанию представлено в статье отечественного ученого, профессора Н.Д. Никандрова: неверно утверждать, что Церкви близки только чисто духовные интересы, что она забывает для людей из мира о материальном достатке, о простых человеческих радостях, об укреплении тела. Конечно, об этом говорится на своем языке, но достаточно понятно. Например, возьмем книгу протоирея Смирнова Учение о любви христианской. Опыт повторения катехизиса. Ей больше ста лет. Материал разделен на параграфы И среди прочего – параграф Здоровье как предмет заботы. Вот почему среди других причин важно сохранять здоровье и жизнь, как написано в катехизисе Сохранение вашей жизни нужно и для ближних ваших»…»Сокращая свою жизнь, мыли- шаем себя этой возможности, а ближних наших утешения и помощи (Смирнов П. Учение о любви христианской. Опыт повторения катехизиса. СПб, 1892 – с. 77) А далее следуют советы, как сохранять и укреплять здоровье. Конечно, там мы не найдем советов об использовании тренажеров и сжигателей жира Но суть дела от этого не меняется – Церковь не призывает своих чад к умерщвлению плоти, ее учение гуманистично и соответствует разумным интересам людей [8, с. Попустительство в отношении собственного здоровья осуждает вице-президент Ассоциации православных родителей Н.Соколов: И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать социальный аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, тоне можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним рожаем и воспитываем подростки, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающими, в конце концов, в старости не быть обузой для родных Поддержка и укрепление здоровья, повышение и сохранение высокой работоспособности, бодрости и творческой активности в православии считаются обязательными. Для этого должны использоваться разумные воспитательные методы и приемы, направленные то, чтобы человек осознанно развивал физические дарования и таланты, вложенные богом в его природу.
Литература:
1. Баженова А.А. Русская эстетическая мысль и современность. с. 13 2. Гиголаева Т.В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни диссертация. кандидата педагогических наук 13.00.02:. – Шуя, 2006. – 200 с.
3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Режим доступа http://depositfiles.com/files/jdqenpcmf
4. Григорян В.Ф. Гармония души и тела / Григорян В.Ф. // Физическая культура воспитание, образование, тренировка С. 14.
5. Зарин СМ. Аскетизм по православно-христианскому учению. – М, 1996.
6. Касьяненко О.Г. Олимпийские игры как отображение условий развития древнегреческой цивилизации в период эллинизма = The Olympic Games as reflection conditions of development Ancient Greek civilization in Hellenism period / Касьяненко О.Г. // Физическое воспитание студентов. – 2009. – N 1. – С. 26–28.
7. Коджаспирова, ГМ, Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике Текст / ГМ. Коджаспирова, А.Ю. Коджас- пиров. – М ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2005. – С. 39.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта