Главная страница
Навигация по странице:

  • Физическая

  • история физической культуры. Университет


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеУниверситет
    Анкористория физической культуры
    Дата24.04.2023
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория физической культуры.docx
    ТипДокументы
    #1087113
    страница12 из 54
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   54
    Физические упражнения и игры в быту,

    трудовой и военной подготовке народа
    У сельского населения было мало свободного времени для занятий физической культурой, к тому же церковь за- прещала народу заниматься физическими упражнениями, стремясь ликвидировать остатки языческой античной физи-
    36


    ческой культуры, проповедовала аскетизм, а заботу о теле, физическое развитие считала грехом. К физическим упраж- нениям сельского населения можно отнести народные иг- ры. Игры сельского населения, включая традиционные со- стязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные приви- легии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

    Физические упражнения в этот период были разнооб- разными борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Решающее слово в определении победи- телей было за общиной.

    Интересный пример «массового футбола», который сво- ими корнями уходит в языческие обычаи «изгнания дьяво- ла», что и вызывало к нему отрицательное отношение со стороны церкви. Суть этого обычая состояла в том, что в какой-то определенный день в конце зимы или весной можно было избавиться от опасности, исходящей от порчи, эти «опасности» (накопившийся за зиму мусор, куски мате- рии и т.п.) запихивали в кожаный узел-«мяч» и выталкива- ли из деревни. С этой целью в конце праздника Масленицы или в Вербное воскресенье все жители от мала до велика, изгоняли «мячи» за пределы деревни. Там их уже поджида- ли аналогично мыслящие жители соседней деревни. И те и другие старались как можно дальше отогнать от своих зе- мель зло, олицетворенное в «мяче», еще до того, как он порвется, что и приводило к своего рода состязанию.

    Несмотря на своеобразные черты и особенности, народ- ная физическая культура средневековья не была замкнутой системой. Сословные различия и обычаи феодализма про-
    37


    никали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император король епи- скоп дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – ни- щий». Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата»,

    «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания по- шлины на мосту, границе владения и т.п.. А игры с «всад- никами», взятием «пленных» и «выкупа» – об обычаях ры- царства.
    Физическая культура горожан.

    Стрелковые и фехтовальные общества
    В общих чертах физическая культура городских жите- лей мало чем отличалась от физической культуры сельских жителей, так как не было разделения между ремеслами и сельским хозяйством. Но с ростом городов как центров ре- месла и торговли возникла необходимость в их обороне от набегов и поборов феодалов-рыцарей. С этой целью стало создаваться городское ополчение. Начиная с X в. сложи- лись благоприятные возможности для формирования спе- цифических видов упражнений, необходимых для обороны города.

    Для тренировки во владении оружием образовались ор- ганизованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы. Герб первого городского фехтовального общества был освящен в соборе Гепта в 1042 году. А на состязаниях лучников в 1399 году в Турнуа были представлены 30 го- родов и 16 деревень.

    В Венеции и др. речных городах проводились схватки

    «джуоко дель понте» (игра на мосту) за символический захват моста.

    Особенно любили горожане соревнования по случаю праздников весны, завершения сбора урожая и проводов
    38


    зимы, на которых проходили различные состязания, кулач-

    ные бои, а также выступали канатоходцы и акробаты.

    Большую роль в развитии физической культуры горо- жан играли зародившиеся еще в древние времена зрелища – поединок с животными, бои быков в Испании и Южной Франции.

    В условиях позднего средневековья народное ополчение было ликвидировано в связи с появлением в городах наем- ного войска. Но стрелковые и фехтовальные братства со- хранились, превратившись в клубы, где проводили свой досуг зажиточные горожане, ремесленники и подмастерья не имели возможности их посещать из-за недостатка средств. Среди ремесленного люда широкое распростране- ние получили многочисленные народные игры, особенно с мячом, из которых впоследствии зародились современные спортивные игры футбол, теннис, гольф, крикет, поло, керлинг. Средневековым горожанам-ремесленникам мы обязаны происхождением физических упражнений, связан- ных с их трудовой деятельностью, таких как метание моло- та, толкание ядра и других. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентировать- ся договорными правилами. Все это свидетельствовало о зарождении в средневековых городах элементов современ- ного спорта.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   54


    написать администратору сайта