Главная страница

история физической культуры. Университет


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеУниверситет
Анкористория физической культуры
Дата24.04.2023
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория физической культуры.docx
ТипДокументы
#1087113
страница13 из 54
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   54
Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения
В период позднего средневековья в недрах феодализма стали зарождаться капиталистические отношения. Развитие производства привело к мощному подъему всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических. Рождались новые взгляды на место человека в обществе, его духовное
39


и физической воспитание, противостоявшие церковной иде- ологии аскетизма и устремления в загробный мир. Пропо- ведниками новой идеологии являлись гуманисты («гума- нус» – человечный). Они проповедовали идеи воспитания здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособ- ленных к жизни.

Витторино да Фельтре (1378 1446) представитель раннего итальянского гуманизма. В Мантуе он открыл шко- лу, именовавшуюся Домом радости. Здесь им применялись новые методы воспитания, основанные на гуманистических принципах. Большое значение в школе придавалось сочета- нию умственного, эстетического и физического воспитания. Дети занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. В отличие от других средневековых школ занятия физическими упражнениями проводились на свежем воздухе. Фельтре не допускал телесных наказаний.

Иероним Меркуриалис (1530 – 1606) в сочинении «Об искусстве гимнастики» описал возникновение и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно не- обходимые»), атлетические («ложные»). Он осуждал изли- шества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имита- цию боя с тенью. Меркуриалис призывал воспитывать у мо- лодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества.

Франсуа Рабле (1494 1553) один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения. Получив типично средневеко- вое, схоластическое образование в монастырских школах, он увлекся естественными науками, окончил медицинский факультет.

Священник, врач и профессор анатомии, Ф. Рабле полу- чил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
40


В своем романе Ф. Рабле отразил эпоху французского Возрождения и представил схоластическую средневековую школу как «готический и варварский туман, временно оку- тавший человечество». В его произведении феодалы – не- воспитанные забияки, ненасытные обжоры и пьяницы. О популярности его романа свидетельствует тот факт, что за два месяца было продано книг больше, чем библий за де- вять лет.

Ф. Рабле описал образец идеального общежития «Те- лемскую обитель», имевшую бассейн, баню, стадион и др. Он рекомендовал следующие упражнения: пересаживание с коня на коня, фехтовать кинжалом и мечом, рапирой и шпагой, плавать разными способами и др. Рабле восхища- ется силой и ловкостью воспитанников школы, так как фи- зическое воспитание в школе занимало равноправное место наравне с другими предметами.

Томмазо Кампанелла (1568 1639) один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма. С юности, стремясь к науке, он в возрасте 15 лет вступил в монашеский орден доминиканцев и посвятил себя изуче- нию философии и богословия. В социально-политических воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимает идея создания единого мирового государства, что должно было привести к устранению всех конфликтов между людь- ми и установлению мира и счастья на земле.

В течение 27 лет Т. Кампанелла был заточен в тюрьме за участие в заговоре против испанского господства. Нахо- дясь в заключении, Кампанелла написал сочинение «Город Солнца». В нем он изображал идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют возможности заниматься науками и искусствами.

Значительное место в книге занимает описание воспи- тания детей в городе Солнца. По мнению Кампанеллы, оно должно быть организовано так, чтобы у детей была воз-
41


можность развивать как физические, так и умственные спо-

собности.

Кампанелла указывал, что умственное образование дол- жно сочетаться с физическим и нравственным воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профес- сиям. Следует подчеркнуть, что начальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности, которую Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают эле- ментарные знания о всех вещах и явлениях во время прогу- лок, рассматривая нарисованные на стенах города картины, на некоторых изображены геометрические фигуры, живот- ные, растения, орудия труда и т.п.

Т. Кампанелла мечтал о том, чтобы мужчины и женщи- ны были равноправны, освобождены от тяжелого физиче- ского труда, дети с двух лет занимались физическими уп- ражнениями, он описал физические упражнения и рекомен- довал правила нравственной гигиены и здорового режима

«соляриям» – жителям города Солнца.

Ценным вкладом в развитие гуманистических идей фи- зического воспитания явилась деятельность крупнейшего славянского мыслителя и педагога Я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 1670) крупнейший чеш- ский педагог. После окончания латинской школы и универ- ситета в Германии был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины. Занимался педагогической дея- тельностью в различных странах Европы, писал учебники. Благодаря своим учебникам Я. Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во всем мире, включая и Россию. Он был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая ди- дактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая шко- ла» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические про- блемы.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   54


написать администратору сайта