история физической культуры. Университет
Скачать 0.57 Mb.
|
30 крючками выволакивали с арены, затем наспех переворачи- вали окровавленный песок, посыпали арену свежим, и под приветственные крики толпы на арену выходила новая пара. Физическая подготовка в гладиаторских школах Профессиональные гладиаторы обучались в специаль- ных школах. Вплоть до конца существования Римской рес- публики открытие и содержание таких школ было частным делом любителей. Первая из известных нам школ была от- крыта в Капуе, и этот город долгое время оставался цен- тром подготовки гладиаторов для всей страны. Впоследст- вии подобные школы возникли в Риме, Помпеях, Пренесте. Позднее, когда императоры решительно прибрали к рукам гладиаторские игры, их собственностью стали и ведущие тренировочные центры Империи. Но наряду с государственными продолжали существо- вать и частные школы. Остатки гладиаторских школ найде- ны при раскопках в Риме и Помпеях. Раскопки Помпейской школы позволяют видеть около сотни маленьких комнату- шек без окон, выходивших во внутренний двор, где целый день шли занятия. Жили гладиаторы по двое в голых ка- морках размером 3 – 4 м2. Руины самой большой из известных нам гладиаторских школ были обнаружены итальянскими археологами при раскопках Рима. В древности она так и называлась – «Боль- шая школа», при ней имелась собственная арена с ложей для императора и множеством мест для его гостей и друзей. Считалось очень почетным получить приглашение на тре- нировки императорских гладиаторов. Сама казарма, где жили ученики, была разделена на хорошо изолированные помещения – отдельные хранилища для разных видов воо- ружения. Большая школа готовила до 2000 гладиаторов в год. Гладиаторские школы были заведениями, дававшими работу и хлеб огромному числу людей. Кроме учителей, в 31 них работали повара, массажисты, лекари, оружейники, управляющие, тюремщики, охранники. Занятия в школах проходили следующим образом: на- чинающие под присмотром тренеров сражались на палках и деревянных мечах, затем переходили на тупое оружие и лишь после этого к тренировкам по правилам настоящей арены. Новичок, еще неопытный в обращении с оружием, тре- нировался в нанесении ударов по деревянному столбу или соломенному чучелу. Лишь после того, как он приобретал необходимые навыки, против него выставляли опытного бойца. Его обучали тому, как пользоваться щитом или на- ручнем для отражения атаки, как парировать выпад про- тивника и ловко уклоняться от его неожиданного укола. Во время этих тренировочных боев оба, учитель и ученик, сражались на палках или на деревянных мечах. Затем начи- нались настоящие бои. Все, чему гладиатор-новичок обу- чился как бы в игре, теперь ему приходилось проделывать с настоящим оружием. При этом тренеры сознательно давали воспитанникам предельную нагрузку, заставляя сражаться оружием куда более тяжелым, нежели то, с которым им предстояло выступать на арене. Именно такие тяжелые ме- чи были обнаружены при раскопках Помпейской школы гладиаторов. На занятиях от учеников требовалось строжайшее со- блюдение дисциплины. Настоящий гладиатор не смел даже поморщиться, когда противник размахивал оружием прямо перед его лицом. За малейшую провинность ученика бес- пощадно наказывали: секли, сажали на цепь, а в особых случаях даже прижигали каленым железом. Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания В период упадка Римской империи стадионы и цирки стали местом, где начинались народные восстания. 32 В 529 году на стадионе Неаполя прошла целая серия восстаний, которые были направлены против засилья хри- стианской церкви и новых форм угнетения. Юстиниан, что- бы предотвратить распространение волнений, закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома, и афинского гимнасия, наиболее авторитетных в то время. Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории физиче- ской культуры. Она зарождалась как ритуальное обрамле- ние военных упражнений. В эпоху республики преврати- лась в арену политической борьбы. Стала фактором, с по- мощью которого можно было разобщить народные массы, столкнуть их между собой, т.е. служила своего рода буфе- ром между рабами и господствующими классами. В начале эпохи в качестве одной из разновидностей народных зре- лищ помогала создавать божественный культ императоров. В конце эпохи империи существовала как средство наживы, а затем снова стала ареной политической борьбы. Цен- тральная власть – предвестник феодального общественного строя – положила конец физической культуре как одному из институтов, который уже не способствовал укреплению власти, а представлял для нее определенную опасность. |