11 класс (2). Урок 1 обобщающее повторение синтаксиса цели
Скачать 1.01 Mb.
|
2. Этап первичной проверки понимания изученного. Совместное составление плана комплексного анализа текста. Примерный план комплексного анализа текста 1. Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать: а) начало текста; б) ключевые слова, ключевые предложения и др. 2. Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение): а) указать синтаксические особенности текста: • количество предложений; • преобладающие типы предложений; • способ связи предложений (цепной или параллельный); б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности): • порядок слов (чередование Д и Н и др.); • ударение (расставить); • лексический повтор; • местоимения; • союзы и др. 3. Определить стиль текста: а) отметить влияние РС (где?, с кем?, с какой целью?) на стиль текста; б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный); в) отметить стилистические средства: • фонетические; • лексические; • словообразовательные (морфемные); • морфологические; • синтаксические. 4. Орфографический и пунктуационный комментарий. 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: комплексный анализ текста: упр. 227. Урок 7 ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Цели: обобщить и углубить знания по данной теме; развивать умения пользования общественно-политической лексикой. Тип урока: комбинированный. Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. 1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1). 2. Словарный диктант. Активизировать, благодарить, благородный, вдохновлять, великодушный, колледж, волнующий момент, заставлять, память, беспокойный, чествовать, чувство, чуткий, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, коррумпированный, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика. – При помощи словарей узнаем значение данных слов, их толкование. – Подберите однокоренные к слову публицистика; составьте словосочетание (публицистический стиль). 2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока. Работа с теоретическим материалом (учебник, с. 250–271). – Самостоятельно проработайте материал и выделите основные особенности публицистического стиля по плану: 1. Сфера употребления. 2. Задачи стиля. 3. Стилевые черты. 4. Языковые средства. 5. Жанры публицистики. (Учащиеся читают материал и готовят развернутый ответ по плану.) 3. Этап первичной проверки понимания изученного. Групповая работа с текстами (учебник). I группа – упр. 392: – назовите признаки публицистического стиля; – укажите в тексте образные средства языка; – дайте толкование выделенных слов. II группа – упр. 398: – дайте свое название тексту; – найдите ключевые слова; – найдите художественные средства языка; – соответствие пословиц. 4. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: творческая работа. – Используя средства публицистического стиля, выразите свое отношение к тому, о чем говорит автор текста анализируемого упражнения. Уроки 8–9 ОЧЕРК. ЭССЕ. РЕЦЕНЗИЯ Цели: знакомить с особенностями публицистических жанров; развивать умения работать с текстом, совершенствовать навыки создания собственного текста в заданном стиле. Тип урока: усвоения новых знаний. Методы: исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока (с. 272–291, учебник). Материал для учителя. Эссе (нескл., ср. р., от франц. essai – буквально опыт) – это разновидность очерка: научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы. Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера. Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление. В этом случае в нем активно используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается частым использованием вводных слов. Отзыв – речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Отзыв – вторичный текст, передающий впечатление пишущего о книге (спектакле, фильме и др.), мнение о сюжете и героях произведения (без детального разбора). В зависимости от целей, которые ставит перед собой автор отзыва, различаются их виды. Поделиться своими впечатлениями о литературном произведении и обосновать свое мнение о нем можно в письме. Информировать читателя о книге можно в заметке. Повлиять на чувства, мысли, поведения читателей лучше всего можно в том случае, если написать отзыв в виде обращения. Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».) В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. («Литературный энциклопедический словарь».) Рецензия: содержит данные об авторе и его произведении; дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость; оценивает речевое произведение, мастерство писателя; представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика; сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки. Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических правил: 1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения. 2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста. 3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором. 4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной. 5. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы. 6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений. 7. Рецензент – не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора недопустимы. 8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении. В рецензии обычно дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Всё это требует от автора рецензии хорошего знания предмета, того, о чем он пишет, – литературы, театра, кино. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, настроение. В рецензии обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения, спектакля, фильма), его построения, авторского языка. В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле. По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена. Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва – общая оценка произведения; содержание эссе – впечатления и раздумья его автора, вызванные восприятием произведения. Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии. Как строится научная рецензия. ПАМЯТКА Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность и логичность, свойственные научной речи.
2. Центральная часть.
Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии: Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с …, вводить в … Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться, запасть в память. Интересный – увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный. Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, недюжинный, незаурядный. Выделить – особо отметить, подчеркнуть. План выборочной рецензии. 1. Была ли удачной вступительная фраза? 2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью? 3. Есть ли в ответе обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении? 4. Были ли нарушения последовательности? 5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров? 6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения? 7. Были ли приведены основания сравнения? 2. Этап первичной проверки понимания изученного. Задание: разделитесь на две группы – «рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая ответ товарища, подбирают материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа, отметив все особенности устной речи отвечающего. 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: работа над сочинением по исходному тексту на примере статьи Д. Гранина «О милосердии» (упр. 313). 1) Повторение требований к сочинению на ЕГЭ по русскому языку: – четко сформулировать (в той или иной форме) одну из проблем исходного текста; – понять и полно отразить основные мысли предложенного текста, уделяя значительное место концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии текста (прокомментировать проблему текста); – сформулировать авторскую позицию в исходном тексте; – сделать обоснованную оценку текста; опираясь на жизненный или читательский опыт, выразить и аргументировать свое мнение по одной из проблем, поставленных автором текста. Напоминаем ученикам о том, что сочинение должно быть логически стройным, безупречно грамотным. 2) Работа над текстом статьи Д. Гранина (используются те вопросы и задания, которые предлагают авторы учебника). Слово учителя. Д. Гранин родился в 1919 г. в семье лесника. Перед самой войной, в 1940 г., он окончил Ленинградский политехнический институт, работал в конструкторском бюро. В 1941 г. добровольцем ушел защищать Ленинград, воевал на Прибалтийском фронте, закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков. После войны восстанавливал разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда, трудился в НИИ, учился в аспирантуре. В 1954 г. вышел в свет его роман «Искатели», принесший автору громкий успех. Затем был создан еще один роман – «Иду на грозу», продолживший тему «Искателей». Автор убедительно отстаивает в своих произведениях достоинство науки, сосредоточивает внимание на нравственных основах научного творчества, поэтизирует бескорыстных героев, одержимых поиском. Позже Д. Гранин написал целую серию документальных произведений об ученых. А в 1987 г. появилась документальная повесть «Зубр», продолжившая всё ту же тему одержимости ученых и правды научного творчества. Вопросы нравственности, честности, чистоты продолжают волновать Д. Гранина и сегодня. Чтение текстастатьи Д. Гранина, определение темы, идеи, его проблематики. (Тема милосердия – ведущая тема текста. Об этом свидетельствует заглавие статьи. Автор размышляет над проблемой гуманного отношения людей друг к другу, с горечью показывает, что безразличие людей к ближнему может привести к фатальным последствиям, и финальная часть текста является своеобразным авторским воззванием – беречь в себе «способность откликаться на чужую боль».) Обсуждение вопросов, данных в упражнении: а) Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение. Тип текста – рассуждение с элементами повествования и описания. б) Определить стиль данного текста. Это текст публицистического стиля, так как главное его назначение – «информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателей, убеждением их в чем-то, внушением им определенных идей, взглядов, побуждением к определенным действиям, поступкам». Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность – черты публицистического стиля – характеризуют текст Д. Гранина. в) Каков основной тезис данного текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом? г) Выпишите слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора. Обсуждение отдельных моментов, связанных с написанием сочинения по данному тексту: какими могут быть вступление, основная часть, заключение у сочинения? Как, опираясь на жизненный и читательский опыт, можно аргументировать свое отношение к поднятой автором текста проблеме? Какие логические переходы от одной части к другой можно предложить? 3) Работа над написанием сочинения в выбранном учеником публицистическом жанре. Вот один из примеров. «Милосердие… “Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?” – над этим вопросом Д. Гранин рассуждает в своем тексте. А действительно, почему в наше время по-настоящему гуманных людей становится всё меньше и меньше? В самом начале статьи автор рассказывает о беде, произошедшей с ним в центре города около семи часов вечера. Он шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно. Истекая кровью, плохо соображая, кое-как поднялся. Но что самое печальное: никто ему не помог, хотя народу на улице было немало… Прочитав этот текст, задумалась: “А как бы я, будучи прохожей, поступила в тот момент?”. Удивительно, но однозначного ответа дать не смогла. Во-первых, в наше “неспокойное” время доверять первому встречному нельзя, ведь кто знает, что у него на уме. Однако, во-вторых, а если человек нуждается в срочной помощи и поддержке, кто же ему должен оказать эту помощь и поддержку, если не мы, люди?! Добрым примером здесь, я думаю, могут служить доноры, которые почти безвозмездно отдают свою кровь больным, находящимся на грани жизни и смерти. Или организаторы приютов для бродяг – людей потерянных, оказавшихся на самом дне жизни, нуждающихся во внимании милосердных, добрых граждан. Однако с сожалением надо отметить, что принадлежащих к группе “бессердечных”, равнодушных, живущих только для себя не так уж мало, потому Д. Гранин отмечает “убыль милосердия в нашей жизни” и с горечью подытоживает: “Если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется”». Урок 10 УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Цели: знакомить учащихся с особенностью устных выступлений как жанра публицистического стиля речи; формировать умение выступать во время проблемной дискуссии. Тип урока: комбинированный. Методы: самостоятельная работа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков. |